12-дюймовые дисплеи в салоне минивэнов Chrysler Pacifica демонстрируют изображение, которое призвано «построить доверие» между пассажирами и автопилотом. Сверху виден пульт управления. Фото: Waymo
30 октября 2017 года компания Waymo (проект Google, дочерняя компания Alphabet) провела демонстрацию для журналистов последних достижений в области беспилотных автомобилей, которые уже практически готовы к выходу на настоящие дороги. По крайней мере, такую уверенность высказал исполнительный директор Waymo Джон Крафчик (John Krafcik).
Демонстрация проходила на испытательном полигоне Castle в Этуотере (Калифорния), который арендуется у военных. Робокары ездили по маршрутам, избегали неожиданных препятствий и корректно реагировали на другие автомобили, велосипедистов и пешеходов — всё это были актёры, нанятые Waymo.
Во время демонстрации автопилоты Waymo успешно разминались с велосипедистами и пешеходами. Фото: Waymo
Технология уже достигла такого уровня, что испытания Waymo показали парадоксальную результат: для блага пассажиров безопаснее, когда за рулём автомобиля вообще отсутствует человек-водитель. По крайней мере, в экстренной ситуации. Раньше предполагалось, что ради безопасности человек должен находиться в водительском кресле и «страховать» автопилот в экстренных случаях. Но выяснилось, что человек в водительском кресле беспилотного автомобиля ведёт себя как пассажир, то есть сидит расслабленно, не следит внимательно за дорогой, спит или красит ногти. Экстренная передача ему управления сделает всё только хуже.
Пешеходы разбрасывают препятствия перед автомобилем. Фото: Waymo
Инженеры Waymo уверены, что с технической точки зрения их автопилот превосходит разработки любых других компаний на рынке. Вероятно, в первую очередь в качестве конкурентов рассматривается Tesla: «Сенсоры на новом поколении наших машин способны видеть дальше, чётче и точнее, чем всё существующее на рынке, — заявил вице-президент компании и директор по разработке Дмитрий Долгов. — Вместо использования [серийных] компонентов, возможно, разработанных для другого применения, мы всё создаём с нуля, особенно для достижения автономности четвёртого уровня».
Автономность четвёртого уровня не предполагает внимания водителя, готового взять управление на себя. То есть за рулём вообще может не быть человека или он может спать на заднем сиденье. В установленных геозонах и/или дорожных условиях автомобиль двигается совершенно автономно, а в случае непредвиденной ситуации — паркуется в безопасном месте.
В настоящее время Tesla, Audi, Cadillac и несколько других компаний разработали и показали системы с автономностью 3-го уровня, когда для автопилоту нужен водитель за рулём, пусть даже играющий в компьютерную игру, смотрящий кино или отвернувшийся от дороги (уровень “eyes off”). Каждый автопроизводитель устанавливает время, в течение которого водитель должен вернуться к управлению. Одним из первых коммерческих автомобилей с системой автономности 3-го уровня стал седан Audi A8 2017-го года.
Waymo также показала новый интерфейс (на фото вверху) для взаимодействия роботакси будущего с пассажирами. Сначала дисплеи показывают инструкции для нажатия кнопок на пульте управления, прикреплённому к крыше. Затем на экранах демонстрируется маршрут движения автомобиля. Идея в том, чтобы пассажиры такси всегда чувствовали контроль — между машиной и человеком должно установиться своеобразное «доверие».
Временами на дисплеях возникают всплывающие сообщения с объяснениями: например, когда машина притормаживает, чтобы пропустить пешехода.
Используя кнопки, пассажир может в любой момент запереть или отпереть двери или потребовать «немедленной остановки». Разумеется, остановка будет произведена в ближайшем подходящем месте, а не посреди дороги или рядом с большими кактусами, как это было во время тестирования роботакси в Финиксе (сейчас кактусы уже нанесены на карту, так что казус не повторится).
Вполне можно поверить, что Waymo опередила Tesla и других конкурентов в разработке беспилотных автомобилей. По крайней мере, Google и Alphabet вложили более $1,1 млрд в этот проект. Информация стала известна в ходе продолжающегося судебного процесса между Waymo и Uber по поводу кражи технологий Waymo. Поскольку Uber ещё не начала извлекать прибыль, то Waymo предлагает оценивать размер ущерба исходя из суммы инвестиций в разработку этих технологий.
Комментарии (119)
zloddey
01.11.2017 11:52Полигончик уровня "Hey, Not Too Rough". Посмотреть бы, как этот автопилот повёл бы себя на полигоне уровня "Региональная федеральная трасса РФ поздней осенью", с гололёдом, лихачами на встречке, выбоинами, фурами...
rstepanov
01.11.2017 12:06В этом случае интерфейс взаимодействия с автопилотом будет выглядеть как то так:
runapa
01.11.2017 17:09Рано или поздно, ручное управление просто запретят как не безопасное.
rstepanov
01.11.2017 17:24Ручное управление в плотном потоке еще и стало неинтересной рутиной, так что я готов отдать его роботам. А вот за городом руль и педали пока что пригодятся…
igorp1024
02.11.2017 13:16А потОм какой-нибудь хакер найдёт способ получать контроль над бортовым компьютером и на экране будет появляться окошко car-locker'а, требующего биткоины. И успеть оплатить нужно будет до ближайшего поворота.
А в некоторых случаях биткоины не нужны, а будет необходимо просто разогнать машинку и направить на обочину или на встречку.
Bonio
01.11.2017 20:05+1Заголовок спойлераSONce
01.11.2017 12:08Ну так не для РУ и разрабатывается.
ivlis
01.11.2017 19:54Как будто где-нибудь в Монтане зимой ситуация гораздо лучше, ага.
LeonidI
02.11.2017 09:42Зимой — не знаю, а летом я в штатах водил и ситуация там гораздо лучше. Почему-то в штатах принято везде (в том числе в местном Урюпинске) делать нормальную разметку, а при ремонтных работах на трассе ставить знаки заранее и четыре раза.
Думаю, что уборкой снега там занимаются тоже чуть более ответственно, чем у нас.
Кроме того, можно сначала сертифицировать беспилотники в отдельных штатах, где снега не бывает. Вроде Техаса и Калифорнии. А потом уже допиливать.
foal
01.11.2017 14:11Никак. Ключевая фраза "в установленных геозонах и/или дорожных условиях автомобиль двигается совершенно автономно". Как я понимаю, на не "сертифицированной" дороге это обычный автомобиль.
Germanets
01.11.2017 14:30Осталось только доплату за обновление карт с сертифицированными дорогами ввести — и всё, мечты автопроизводителей сбудутся)
foal
01.11.2017 14:33Скорее это будет работать, как лишний стимул воспользоваться платной дорогой — IMHO, их владельцы будут в числе первых, кто пройдёт эту "сертификацю".
lamoss
02.11.2017 09:34Но пассажир такси не платит за проезд по платной трассе
springimport
02.11.2017 16:17Вот как хотелось бы, а!
На самом деле платит, и очень даже. Поэтому если нужно пересечь тот же мост, лучше сначала подумать на счет обычного транспорта.lamoss
02.11.2017 16:22Ой, извинит, я считал по московским такси, у которых фиксированная цена поездки. Забыл про счетчики по времени/километражу
ivlis
01.11.2017 20:23Мечта это apple-style, чтобы машины форд ездили по дорогам форд и тп.
ploop
02.11.2017 08:19… и лишь китайские авто будут ездить по любым дорогам.
dzok
02.11.2017 19:34И их будут запрещать как нарушителей патентного права. Ибо ни не покупали коды доступа к дорогам.
ploop
03.11.2017 09:27Да ладно, 4pda, root-доступ и вперёд!
dzok
03.11.2017 10:33Ну запретить-то никто не мешает. А так — альтернативные свободные прошивки рулят. Кстати сейчас вполне себе существуют пользовательские патчи бортового ПО для моделей где искусственно занижается мощность двигателя.
P.S. Прямо вижу как гайцы удаленно тормозят борт, и лезут сверять номер лицензии с наклейкой на торпеде)
cicatrix
01.11.2017 22:08Ага, потом видимо появятся «левые» карты от «хакеров», которые пометят все дороги, как сертифицированные (а чо, удобно же), и не надо будет пересаживаться на водительское кресло, отправляясь в дальнюю дорогу.
И найдутся ведь претенденты на Дарвиновку, которые эти карты в свои автомобили закачают.lubezniy
01.11.2017 22:52И пасхалку засунут, чтобы на хэллоуин случайный кювет показывался как отличная дорога, на которой можно сотню гнать…
braineater
02.11.2017 23:25Все уже существует. Достаточно чтобы в навигаторе дорога была.
Вот например.
motpac
01.11.2017 12:55Это всё круто и офигенно! Вопрос доверия к автопилоту дело привычки, мне кажется.
Жаль, что в нашей стране такую машину можно выпускать только на платную дорогу с разметкой, разгонными карманами и прочей полноценной инфраструктурой цивилизованной автодороги. Можно только порадоваться за мир, в котором использование такой техники реально СЕЙЧАС на уже существующих дорогах.ivlis
01.11.2017 20:00Конечно, в штатах ситуация с дорогами намного лучше чем в российской глубинке. Но бывают и разбитые и без разметки и с безумным ремонтом и с ошибками в картах. Всё как везде. С другой стороны, в крупных городах дороги зачастую сильно хуже чем Москве.
blik13
01.11.2017 13:16Даже если водитель будет следить за дорогой и не будет красить ногти, то передача ему управления в экстренной ситуации скорее всего ничем хорошим не закончится. Когда человек длительное время ездит пассажиром и не управляет своим авто, то банально теряются навыки. Конечно Вы не забудете как водить авто, но ощущение автомобиля теряется, когда срабатывает сцепление, когда срабатывают тормоза, сколько весит авто и как оно тормозит. И в какой-то аварийной ситуации времени наверстать навыки не будет.
ivlis
01.11.2017 19:56Сцепление? Я думаю в штатах знают что такое «сбрасывает сцепление» только очень ограниченный круг людей, кто вырос на ферме в окружении тракторов или какие-то энтузиасты.
QWhisper
01.11.2017 23:55Дело не столько в навыках, сколько в фокусе внимания, человек и так тормозной сам по себе, пока туда сюда дойдет информация по телу. А тут еще и отсутствие фокуса внимания, так что передача управления за 2-3 секунды до катастрофы просто позволяет компании скинуть с себя ответственность — вот видите по логам не мы управляли. А вот передача управления заранее в сложной ситуации типа — я ни че не понимаю, где тут дорога, а где сугробы, скидываю скорость и держи руль может быть полезна.
FeferIvan
02.11.2017 07:46держи руль может быть полезна.
Долго парсил. Сначала понял как: «ну ладно, возьми руль, будь хоть как-то полезен, мешок с костями».
N1ghtroad
02.11.2017 10:47Зато юридически у нас сразу появится виновник ДТП — водитель, не справившийся с управлением.
freddie
01.11.2017 14:40В случае аварии ответственность будет нести водитель, или производитель автопилота?
perfect_genius
01.11.2017 16:06Наверно зависит от уровня автономности.
Но если поставить системы слежения за пассажирами и доказать, что они видели надвигающиеся проблемы, но не среагировали (даже при запросах/советах автопилота), то вина всегда будет на пассажирах.ploop
02.11.2017 08:36Вина на пассажирах быть не может никак, ибо пассажир не должен уметь управлять автомобилем. Пассажир это просто груз.
Повесить можно на «пассивного водителя», т.е. водителя, доверившегося автопилоту. Естественно, если он вообще есть.dzok
02.11.2017 19:39Спишут на волю богов или (если погиб) пилота как всегда делается в случае авиакатастроф.
ploop
03.11.2017 09:40Про авиакатастрофы не согласен, не всегда, а очень часто. Просто из-за того, что это была реально их вина.
Там расследование очень серьёзно ведётся, «списать» что-то просто так, даже за огромные деньги, не получится.
Goruhin
01.11.2017 16:31После первых прецедентов, я думаю, производители быстро включат в документацию пункт уровня «кошку в микроволновке не греть» и возложат всю ответственность на владельца/водителя.
red75prim
01.11.2017 17:25Тут или «кошка в микроволновке» (заведомо дурацкое действие) или «вся ответственность» (что ни делай, а инструкцию всё-равно нарушишь). И второе вряд ли пройдёт через контролирующие органы.
schetilin
01.11.2017 18:00Нууу… С ПО, вроде, «вся ответственность» прокатывает :)
Так что опыт у производителей есть.Fagot63
01.11.2017 18:11+1А если пассажиры без прав?
boblenin
02.11.2017 05:03Тогда точно пассажиры виноваты. Ну или их все еще живые родители.
Areso
02.11.2017 06:30А если человек намеренно хочет купить робомобиль, потому что у него своих прав нет? И не 4-ый уровень, а именно тот уровень (5-ый, 6-ый, 7-ой, какой он там будет по счету), который самостоятелен и не требуется присутствия водителя от слова "совсем".
Yngvie
01.11.2017 19:30Тут такой пункт есть, и от него наверно в итоге будет многое зависеть.
Каждый автопроизводитель устанавливает время, в течение которого водитель должен вернуться к управлению.
Интересно, какое все таки время установлено, например для той же Ауди А8. Хотя бы порядок там, секунды или минуты?
braineater
01.11.2017 20:14Ауди же не корабль, чтобы развитие опасной ситуации минутами измерялось. Вообще штука довольно бессмысленная, имхо, если открыть ютуб и посчитать время от начала опасной ситуации до финала — это секунды, а то и меньше. А на реагирование есть еще меньше времени. Даже те кто вел авто, а значит следил за ситуацией, часто реагируют поздно или неправильно. А если человек не следил за дорожной обстановкой то время на пониманеи ситуации становится неразумно долгим.
dzok
02.11.2017 19:49Выглядит как автоматический сброс ответственности на пилота в случае вероятности ДТП.
VenomBlood
02.11.2017 03:27Говорят 10 секунд. Но там работает система только в пробках, на дороге с разделенным встречным потоком если полосы вокруг вас тоже стоят в пробке.
lavmax
01.11.2017 22:37В случае любой аварии ответственность всегда лежит на… ответственном (да да, все правильно). Робомобиль ни разу не исключение. Если ответственный не признает ответственность добровольно, то выявлением ответственного, степени ответственности и меры наказания занимается суд. А если ваш вопрос связан с тем, смогут ли суды определить ответственного, то поверьте смогут. Это конечно новая технология и по началу могут быть некоторые трудности, но за последние 200 лет суды переварили уже такое количество новых технологий, включая всевозможные роботизированные механизмы, что и эту переварят и не подавятся. Американцы создадут пару прецедентов, ЕС напишет пару регламентов, а остальные скорее всего примут локальные законы по образу и подобию. И все собственно, дальше пойдет по накатанной.
chmv
01.11.2017 20:20+1Не сказали, есть ли там кнопка, немедленно передающая управление человеку. Ситуации бывают разные. Например возгорание автомобиля, направленный на человека пистолет, падающий кран. А то будет это чудо искать безопасное место для парковки вместо того, чтобы убираться от туда со всех ног.
killik
01.11.2017 23:57Сколько из 20-30 тысяч погибших в ДТП в России за год погибли от падения крана, возгорания автомобиля или направленного пистолета?
GermanRLI
02.11.2017 00:34Человек, пока что, лучше отреагирует на какую-нибудь нелепую ситуацию, про которую разработчик софта не подумал. Типа выскочившего из леса на дорогу танка — возможно, что человек будет ещё и учитывать внешне/внутриполитическую ситуацию не успевшую войти в новейшие обновления )
Welran
02.11.2017 09:12+1Думается выскочивший из леса танк ничем принципиально не отличается от фуры или лося. Автомобиль если успеет, то просто затормозит. А если танк начнет по вам стрелять, то это уж совсем непредвиденная ситуация и вряд ли стоит на неё закладываться.
alix_ginger
02.11.2017 10:12А если танк начнет по вам стрелять, то это уж совсем непредвиденная ситуация и вряд ли стоит на неё закладываться.
Более того, вряд ли водитель (неважно, белковый или нет) сможет исправить эту ситуацию
Oberon812
02.11.2017 10:13«Обнаружен управляющий сигнал с повышенным армейским приоритетом. Переопределение ролей — ровер сопровождения общего назначения.»
Ставший балластом пассажир добровольно-принудительно катапультируется, робомобиль пристраивается за танком в ожидании дальнейших инструкций.Germanets
02.11.2017 10:32Пассажира можно не катапультировать, это же замечательный вариант заложника \ «живого щита»..) А вот надёжно закрепить — было бы неплохо…
Areso
02.11.2017 12:41Добро пожаловать в Нижний Тагил.
Знаков "Осторожно, танки!" нет, но сами танки, пересекающие трассу — случаются. Да и вообще — случаются.alix_ginger
02.11.2017 12:50В Израиле и знаки естьblik13
02.11.2017 19:04Человек отреагирует не лучше. Скорость реакции робота будет выше. Для робота это будет просто препятствие.
braineater
02.11.2017 23:05Согласен. Одна из ситуаций на которой человеки сбоят — пересечение траекторий с объектом находящимся впереди. Если объект приближается справа то начинают уходить влево, хотя оптимально будет уходить вправо.
Jeyko
01.11.2017 21:03Несколько раз в статье упоминается про безопасное место. И я все думал, как система понимает что место безопасно для парковки, а в конце, прочитав про кактусы, почувствовал печаль. Судя из написанного, безопасное место должно быть нанесено на карту! Система значит еще как далека от совершенства? И как её можно выпускать в город? Ведь мир вокруг меняется и никакая карта не может уследить за этими изменениями в реальном времени.
sotnikdv
01.11.2017 22:55Самая тяжелая дорога в штатах и самая нудная — это хайвеи, особенно в плотном траффике. Все что вне хайвеев и на РУ не так противно. Они же легче всего модифицируются под автопилоты.
Так что люто-бешено приветствую и смысл в этом есть и большой. У самого уже на машине адаптивный круиз, торможение и удержание полосы есть.boblenin
02.11.2017 05:05Это точно. Они легко модифицируются в железную дорогу. Но только в штатах такое не прокатит.
killik
02.11.2017 00:05Прогресс, но все ещё перебдевают. Ещё бы в лифте поставили такую систему оповещения о траектории. Да я живому водителю уже сейчас доверяю меньше, где проголосовать?
undecim
02.11.2017 03:03Мне кажется, недавняя волна террористических атак, когда автомобиль намеренно направляется в толпу людей, должна служить как сильный стимул к скорому внедрению робомобилей на дороге.
yokotoka
02.11.2017 03:17+1Да, тогда террористам даже за руль садиться не придётся. Взломают удалённо табун авто и давай играть в «GTA». Им даже смертников нанимать не придётся. Удобно.
undecim
02.11.2017 03:37В каком смысле «тогда»? Я честно говоря, не вижу связи между автопилотом и удалённым управлением. Наличие автопилота не предусматривает автоматически наличие радио-канала, пригодного для управления. Или вы имеете в виду, что прописать в автопилот директиву на таран толпы в нужной локации? Не думаю, что взломать программу автопилота будет просто. Тем более, я полагаю, там много алгоритмов придётся менять, начиная от избегания наезда на людей и заканчивая пересечением разметки и так далее. Злодеям нужно будет за ещё один мильярд пилить свою Terr-Waymo.
Я просто не вижу связи между вашим сценарием и ИИ-системой управления автомобилем, которая просто не позволит водителю совершить такое злодеяние.boblenin
02.11.2017 05:09Все гораздо проще. Настраивается навигатор ведущий машину по указанному маршруту до точки атаки. А в OBD воткнута ардуинка с таймером. Как таймер сработал — ардуинка перехватывает управление у машины и отжимает газ до упора.
Никакого ломания софта. Никаких радиоканалов. И это только один из способов.itsplus
02.11.2017 05:32Ну к слову и задача автонаведения на человеческий силуэт на порядок проще полноценного автопилота. opencv+orange pi+немножко arduino для воздействия на ЭУР и электронную педаль газа
dzok
02.11.2017 19:54Так это и сейчас возможно. Правда у террористов нет таких навыков. Впрочем сама проблема терроризма надумана и высосана из пальца.
undecim
02.11.2017 05:33Ну не даст ИИ управления автомобилем совершить наезд на пешеходов потому что не передаст водителю управления. И не важно как водитель хочет взять управление на себя: кручением руля, нажатием педалей или ардуиной через OBD.
Я понимаю, что абсолютно невзламываемых систем не бывает: вопрос в требуемых усилиях. Если обычный автомобиль направить в толпу людей — он послушается, а робомобиль такого не позволит. Чтобы робомобиль совершил такой поступок нужно будет приложить немало усилий по его модификации, а значит — это делает его намного менее доступным инструментом для совершения терактов. Вот что я имею в виду.JhonCar
02.11.2017 08:43Это все самоуспокоение. Когда ломают ПО, разработчики этого ПО выглядят наивными детьми, думая что оно будет приносит только пользу его пользователям.
ploop
02.11.2017 08:46Просто, как показывает практика, сломать ПО человека гораздо проще, чем обычное, более-менее защищенное ПО. Это видно, начиная от банальных взяток, заканчивая смертниками.
boblenin
02.11.2017 14:55Единственное что может сделать автопилот — это снизить оборты двигателя или активировать тормоза. Для этого требуется чтобы сигнал от автопилотного контроллера дошел до соответствующего узла. Если даже автопилот будет иметь приоритет перед OBD (что вряд-ли). Вседа есть возможность обломать автопилот лишив его контроля над этими узлами. Достаточно суметь провести по проводу к каждому мотору.
И да. Я не понимаю почему вы считаете, что софт сложно ломается. Вы действительно считаете, что сложнее сломать софт или сделать базовую модификацию (типа OBD или проводков от аккумулятора до мотора) сложнее чем убедить человека совершить публичное самоубийство? А если злыдни хотят это сделать много раз?Macilnor
03.11.2017 11:55Ну как показывает практика террористам проще второе чем первое так как смертников в новостях мы регулярно наблюдаем, а вот терактов со взломами защитного ПО ядерных реакторов или управляющих систем хим заводов что то не наблюдается.
Germanets
03.11.2017 14:05Они решили использовать старые, отлаженные и проверенные не одной сотней лет технологии…
boblenin
03.11.2017 19:41> Ну как показывает практика террористам проще второе чем первое так как
> смертников в новостях мы регулярно наблюдаем
В 19 веке в сражениях регулярно наблюдали кавалерию, а вот смертников врезающихся в толпу на машинах что-то не наблюдалось.
> а вот терактов со взломами защитного ПО ядерных реакторов или
> управляющих систем хим заводов что то не наблюдается.
en.wikipedia.org/wiki/Stuxnet
ARTamos85
02.11.2017 09:35Сейчас такой сценарий реализовать значительно проще, чем это будет в случае с ИИ, но почему-то ничего подобного не происходит. Может потому, что кинуть в толпу ВВ намного проще?
JediPhilosopher
02.11.2017 19:10Тут где-то была новость как взломали машину через встроенный в магнитолу вайфай. Взлом там интересный довольно, с заливкой кастомной прошивки для магнитолы для получения доступа к CAN шине (по дефолту магнитола может из нее читать но не может писать, но ограничение это чисто софтверное) и с последующим управлением двигателем и прочими системами авто habrahabr.ru/post/274453 В итоге они провели эксперимент, отключили тормоза у машины и она уехала с дороги в кювет.
Чем больше возможностей дают автопилоту, тем больше возможностей получит тот кто сможет его взломать. Сейчас эти возможности ограничиваются какими-то грубыми деструктивными действиями. Отключить тормоза и устроить ДТП например. Или просто внезапно включить какой-нибудь скример на максимальной громкости через аудиосистему. Но в случае с автопилотом можно будет много чего более интересного сделать. Например двери запереть и отвезти машину с пассажиром в лес.Ziptar
04.11.2017 02:56Я, читая эту ветку, все пытался вспомнить, что же мне это напоминает. Ну точно, финал DeusEx:HR.
vconst
02.11.2017 10:21Уже было у Громова. Перехватили управление беспилотным грузовиков и стали накачивать колесо, пока оно не лопнуло на скорости. Было эпично, по моему — в итоге прорвало плотину.
trogg
02.11.2017 12:16А по- моему у Шумила это было. В его цикле «Слово о драконе» Вот книгу не вспомню.
Надуватель колеса потом думал «я идиот, колесо проще сдуть было»vconst
02.11.2017 12:22А где это может быть у Шумила в драконовом цикле? Я точно не помню — но даже не могу предположить, когда и где такое могло встретиться. По моему это или Менуэт святого Витта, или Год лемминга. Герою потом пришлось скрываться в лесах, но его все равно нашли спецслужбы и взяли в оборот. Точно не Шумил.
Meklon
03.11.2017 19:12Вот фрагмент:
Пpиближался вечеp, и Болан занялся пеpевалом. Однако, его любимой обзоpной телекамеpой кто-то упpавлял вpучную. Бpигада «Финиш» пpиняла послание всеpьез. Было чеpтовски обидно, что из-за этого он может не увидеть pезультатов.
Пеpвым делом Болан увеличил на десять пpоцентов пpедельно-допустимую скоpость на сеpпантине. Комп службы движения съел попpавку без звука. Потом начал выбиpать жеpтву. Отбpосил контейнеpовоз с пpодуктами, забpаковал несколько со станками, топливом и электpоникой и остановил выбоp на машине, везущей соpок тонн минеpальных удобpений.
Как только та въехала на сеpпантин, отключил контpоль давления в шинах и включил подкачку воздуха в пpавое пеpеднее колесо.
Несколько pаз его контейнеpовоз попадал в поле зpения телекамеpы. Один pаз даже кpупным планом. Болан остался доволен выбоpом – стаpая, потpепанная машина. Чеpез тpи-четыpе витка ее так и так сняли бы с линии.
Однако, вpемя шло, но ничего фатального не пpоисходило. Машина упоpно ползла в гоpу, темпеpатуpа двигателя тоже ползла ввеpх, а давление в шине хотя и pосло, но далеко не так быстpо, как хотелось бы. Вот контейнеpовоз миновал пеpвый повоpот, и шел тепеpь не по кpаю пpопасти, а почти пpижимаясь боком к веpтикальной стене. Болан начал неpвно кусать ногти. Давление поднялось до пяти атмосфеp, но шина деpжалась. Болан pешил, что если машина дойдет до последнего зигзага, он спустит давление до ноpмального, и выбеpет следующую жеpтву.
Контейнеpовоз миновал втоpой повоpот и снова двигался по кpаю пpопасти. Илина закончила pаботу в саду и села пеpед экpаном pядом с мужем. Болан ввел ее в куpс дела и показал на общем плане «свою» машину. Давление поднялось до пяти с половиной атмосфеp, но дальше pосло кpайне неохотно. В отличие от темпеpатуpы двигателя. Болан опасался, что из-за пеpегpева двигателя автопилот контейнеpовоза снизит скоpость. Позади осталось еще тpи повоpота. Болан опять пpинялся за ногти, Илина легонько шлепнула его по pуке.
– Во-от! – заоpал Болан, тыча пальцем в экpан. Давление в пpавом колесе упало до нуля. Даже на общем плане было видно, как машина завиляла, выехала на встpечную полосу. Автопилот включил тоpмоза. Тягач занесло влево, он вpезался в склон гоpы, но пpицеп напиpал, и контейнеpовоз «сложился», пеpегоpодив наискосок всю тpассу. Контейнеpовоз, идущий навстpечу, удаpил в пpицеп, pазвеpнул его и сам pазвеpнулся. Машины сцепились боpтами и так, сцепкой, обpушились вниз.
– Это же надо, какого кита моя малявка завалила, – поpазился Болан.
Пpолетев больше ста метpов, две машины суммаpной массой в тpиста тонн обpушились на козыpек, защищавший тpассу от камнепадов и снесли его! Вниз, в Каpуту обpушился все возpастающий поток камней и бетонных обломков. Видимо, от сотpясения, с пpотивоположной стены тоже соpвался камнепад. Все скpылось в облаке пыли.
– Гpандиозно! – только и нашел, что сказать Болан.
– Ты же доpогу повpедил, – заплакала Илина. – Обещал только напугать, а сам!? Я обещала, что это будет безопасная демонстpация силы, а ты доpогу pазpушил!
holy_desman
02.11.2017 08:43Интересно как автопилоты реагируют на едущих по той же дороге водителей-хамов. В той же Москве у чересчур тактичного автопилота есть шанс вообще никуда не уехать. Потому что его будут всё время подрезать. Или стоять 15 часов на въезде на Садовое, потому что никто его не пустит, а вклиниваться он не умеет, он же автопилот.
wataru
02.11.2017 15:12Была пару лет назад новость, что гугломобили именно так стояли на нерегулируемом перекрестке. Они останавливались и не могли начать движение, потому что никто не пропускал. Выличили добавив небольшие дерганья вперед, как это делают обычные водители.
Когда же автопилот будет в большинстве, они друг друга пропускать будут, сливать потоки в шахматном порядке и проезжать перекрестки не сбавляя скорость.
holy_desman
03.11.2017 13:14За те времена когда они будут в большинстве я и не волнуюсь, конечно. Там уж они сами на своём мышином языке договорятся. А где не договорятся там им мегамозг подскажет.
Впрочем, в будущем, вероятно, на автономный автомобиль можно будет ставить хакерскую прошивку «мудак» дающую возможность автопилоту превышать скоростной лимит, ездить шашками, продрезать и гонять по обочинам. Естественно, с владельцем мирно дремлющим на заднем сиденьи. :)Germanets
03.11.2017 14:08С прошивкой «мудак» весь интерес и пропадёт — если сам не участвуешь, а наблюдаешь, или тем более спишь — уже не то…
stranger2904
02.11.2017 08:43у меня скорее вопрос как можно будет настроить максимальное превышение, т.к. например в Онтарио на хайвеях ограничение 90/100, поток движется 110-120, иногда 130 (на 407 в часы пик)
По локальным дорогам +10-15 чаще всего.
Если автопилот не будет запрограммирован превышать то это создание опасности в чистом виде.
helgisbox
02.11.2017 11:20У нас в России есть такая мода: ездить на перегонки по встречке, иногда задом наперед. Как себе поведет себя такой автопилот, если в ваш «фюзеляж» вдруг начнет целиться неуправлямое транспортное средство, вдруг выскочившее из-за фуры?
vconst
02.11.2017 12:23Я видел как один чудак пятился с аварийкой по обочине встречной полосы — объезжая многочасовую пробку. Вроде и правил не нарушает, вроде и всех обогнал.
Germanets
02.11.2017 16:00Движение по обочине запрещено ПДД.
vconst
02.11.2017 16:18На аварийке не запрещается, отмазаться можно. Даже слышал, что кое-где так маршрутки «ездят».
Germanets
03.11.2017 10:22Аварийка поможет отмазаться только в случае, если ты стоишь там где запрещено, и по какой-то причине действительно не можешь уехать — двигатель завести не можешь, передачу ли воткнуть… Почему-то многие водители решают, что со включением аварийки на них ПДД в большей своей части перестаёт распространяться…
ploop
03.11.2017 11:01И то отмазаться не всегда. Многие водители полагают, что аварийка это сигнал «чур я в домке». Не так давно один такой умный остановился перед магазином, возвращаясь с покупками увидел инспектора около машины. На возражение «не заводится», инспектор сел за руль, проверил полную работоспособность автомобиля, и выписал штраф. Отмаза «как так, аварийка же была?» не помогла.
SexySvin
02.11.2017 12:22Как автопилот будет такие ситуации разруливать? Нужно в капот встроить еще электрошокер))
Tachyon
КПДВ конечно много прояснит для пассажиров, в плане траектории движения автомобиля. Но вот почему-то мне это напоминает NFS, с той лишь разницей что удар почувствуешь своей задницей. Ну а для большего реализма предлагаю после случайной аварии у автомобиля на изображении делать трещинки на стёклах или сминать и открывать багажник как в NFS, чтобы отвлекать от аварии пассажиров(игроков)
Ну а если серьёзно, то доверия к автопилоту чуть прибавится, если будешь знать когда и куда он повернёт и что заметит на дороге. Как с человеком водителем- если он травит анекдоты и смотрит на тебя, а не на дорогу, то доверие к нему ещё меньше чем к автопилоту.