27 октября по приглашению Информационного центра по атомной энергии посетил Мурманск, прочитал три лекции, посмотрел ледокол-музей «Ленин» и Военно-морской музей Северного флота. Под катом много фотографий.



Атомный ледокол «Ленин»


После 30 лет эксплуатации и пройденных во льдах 563 тысяч миль у первого атомного ледокола (и первого надводного корабля с атомной силовой установкой) банально стерся корпус, и сейчас он работает плавучим музеем.



Справа, кстати, стоит тоже необычный корабль — только-только купленный Севморнефтегеофизикой «Western Neptune», сейсморазведчик и исследовательское судно.



Ледокол построили фантастически быстрыми темпами — заложили в 1956, спустили на воду в 1957, а в 1959 он уже отправился на ходовые испытания. Несмотря на это, сумели найти ресурсы и время на прекрасную отделку из благородных корабельных материалов — дерева, меди, латуни.





Панно в кают-компании офицерского состава отображает вехи освоения Арктики. Слева направо внизу поморский коч, первый ледокол Российской империи и мира «Ермак» и рекурсия в виде изображения «Ленина».



Вход в кают-компанию, по бокам фото знаменитостей, посещавших корабль. Хорошо различимы Юрий Гагарин и Фидель Кастро. Шестьдесят лет назад первый атомный ледокол был такой же визитной карточкой страны, как и космос.



У офицерской кают-компании по бокам расположены два салона. В одном стоит уникальный рояль, специально созданный для корабля.



Второй салон, яркое пятно на полу — крепление для мебели, чтобы не уехала при качке.



Каюта главного механика. Даже сейчас впечатляет, а тогда это была фантастическая роскошь. Справа проход в спальню, каюта похожа на двухкомнатную квартиру. Каюты простых матросов были одно- и двухместными, тоже улучшенной обитаемости.



Салон капитана, третья «комната».



Панорама кают-компании рядового состава. По совместительству выполняла функции столовой и кинозала. Расположена под офицерской кают-компанией. Ниже находится камбуз, все три помещения соединены грузовым кухонным лифтом.



Переходим к технике. Машинное отделение. Черное — кожух турбины, перед ним два генератора. Для большей надежности на ледоколе два машинных отделения, впереди и позади реакторного отсека.



Турбина со снятой крышкой. Всего на ледоколе четыре турбогенератора суммарной мощностью 32,4 МВт, по два в машинном отделении, каждый турбогенератор состоит из одной турбины и двух генераторов. А вот число винтов и электродвигателей для них было нечетным — по три штуки. Кроме этого были резервные и аварийные генераторы на жидком топливе.



А вот так звучит работающее машинное отделение (воспроизводится аудио с другого атомного ледокола).



Рабочие места поста энергетики и живучести, «мозга» ледокола. Справа мнемосхемы управления реактором.



Мнемосхема реактора более крупным планом. Изначально на «Ленине» стояли три установки ОК-150 мощностью 90 Мвт, потом из-за низкой ремонтопригодности их заменили на два реактора ОК-900 мощностью 159 МВт каждый (в интернете можно найти цифру 171 МВт, но она относится к реактору ОК-900А ледоколов «Арктика», «Сибирь», «Россия»).



Связное оборудование и экран, показывающий изображение с камеры в реакторном отсеке.



Справочная информация по кораблю, нужная в работе. На ледоколе есть балластные цистерны для того, чтобы лучше проламывать лед. «Ленин» может ломать лед до 2 метров толщиной, современные ледоколы увеличили этот параметр до 3 метров. Но все равно, далеко не всегда ледокол может плыть в любом желаемом направлении. Постоянно необходима ледовая разведка и понимание погоды, чтобы силы природы помогали, а не мешали. Есть даже расхожее выражение «лучший ледокол — это ветер».



Макет ядерного реактора. На «Ленине» стояли водо-водяные реакторы (по иностранной классификации PWR). За тридцать лет экплуатации не было ни одной серьезной аварии и ни одного пострадавшего.



Тепловыделяющая сборка — кассета со стержнями с ядерным топливом, скорее всего от ОК-150 (спасибо tnenergy за консультацию). Когда реактор запущен, цепная реакция выделяет очень много тепла, которое уносит вода первого контура. Затем она передает тепло воде второго контура в парогенераторе. Образовавшийся пар крутит турбины. Затем через третий контур тепло передается в окружающую среду — в четвертом контуре уже морская вода.



Тепловыделяющие элементы (ТВЭЛы) внутри кассеты.



Верхняя часть реакторного отсека. Самого реактора уже нет, ядерное топливо выгружено, корпус залит специальным составом, похожим по консистенции на битум, и затоплен. В реакторном отсеке вахта не велась, и манекены изображают эпизодическое посещение для осмотра и выполнения работ.



Ходовой мостик. Любопытно, несмотря на солидные 16000 тонн водоизмещения, корабль совершенно не кажется огромным.



Вид вперед по продольной оси корабля.



Штурвал.



Машинный телеграф. На мостике их несколько, передвижение управляющих ручек одного повторялось на других.



Помещение ИЦАЭ на ледоколе «Ленин» находится на месте вертолетного ангара, но сильно модифицировано. Кстати, в этой поездке у меня впервые после лекции спросили, плоская ли Земля. По крайней мере в ближайшем будущем это будет нередкий вопрос.



Бонус. Военно-морской музей Северного флота

Военно-морской музей Северного флота


Музей в целом интересный, но, к сожалению, прочно застрял в прошлом веке. Модели, картины, экспонаты, фотографии и текст, и никакого интерактива. Модели очень красивы, но, увы, их нельзя покрутить и потрогать, так что компьютерные модели уже выигрывают и во внешнем виде, и в интерактивности.

Модель ледокола «Ленин». Ценна возможностью увидеть немаленькую подводную часть.



Типичная картина.



Головной убор и ленточка к бескозырке с крейсера «Варяг».



«Трехлинейка» Мосина в разрезе.



Детали с кораблей.



Портсигар снайпера 63 бригады морской пехоты Аббасова



Приборы с подводной лодки К-21, атаковавшей немецкий линкор «Тирпиц».



Некоторые экспонаты заставляют улыбнуться.



Очень необычная трубка.



Большая зеленая ракета — Р-11ФМ, первая баллистическая ракета для подводных лодок. Обломки внизу от самолета У-2 Пауэрса, сбитого 1 мая 1960 года.



Юрий Гагарин служил летчиком-истребителем на Северном флоте, так что неудивительно, что связанные с ним артефакты есть в музее. На фото парашют и формуляр укладки.



Книга Гагарина с дарственной надписью, подарена музею 23 октября 1961.



Еще несколько моделей из множества.



В музее очень правильное отношение к катастрофам. Их помнят, но без истеричности «до чего все всё довели». Самый большой эмоциональный отклик у меня вызвал вот этот экспонат — книга «По следам подводных катастроф», обнаруженная после подъема погибшей лодки «Курск» в каюте Александра Шубина, заместителя командира по воспитательной работе. Такой книги не могло быть у человека, равнодушно относящегося к своему делу.



Не очень часто встречающийся экспонат — трофейная немецкая противотанковая пушка PaK-35/36. На заднем плане якорная мина и снаряд противолодочного бомбомета.


Выражаю сердечную благодарность коллективу мурманского Информационного центра по атомной энергии за блестящую организацию поездки.

Комментарии (38)


  1. Incognito4pda
    03.11.2017 07:41

    Потрясающе! Спасибо!


  1. ajratr
    03.11.2017 08:13

    Спасибо! Очень интересно.


  1. DrZlodberg
    03.11.2017 08:45

    Всего на ледоколе четыре турбогенератора суммарной мощностью 32,4 МВт,

    Мнемосхема реактора более крупным планом. Изначально на «Ленине» стояли три установки ОК-150 мощностью 90 Мвт, потом из-за низкой ремонтопригодности их заменили на два реактора ОК-900 мощностью 171 МВт.
    Это не ошибка? Или был такой низкий КПД?


    1. Anarhy
      03.11.2017 09:01

      Ну, во-первых резервная мощность. Во-вторых, турбины — не единственный потребитель, очевидно же.


      1. DrZlodberg
        03.11.2017 09:24

        Резервная — это понятно (кстати резервная там, как я понял, на обычных генераторах), однако тут запас в ~3..6 раз. Это не мало.

        Не единственный? А куда ещё тепло от реакторов девать? Да и вряд-ли ему 32МВт просто на свет нужно. Ходовые движки скорее всего тоже от этой сети работают (или там отдельные турбины? сомнительно, далековато тянуть)


        1. ivanovlev
          03.11.2017 14:14

          Я думаю греть воду вокруг корпуса, чтоб не замерзала


          1. DrZlodberg
            03.11.2017 14:19

            Была такая мысль. Однако греть корпус можно и водой после турбины, т.к. на выходе всё пар.


          1. lozga Автор
            03.11.2017 21:06

            Нет, это слишком неэффективно, такие идеи появлялись регулярно, но простые расчеты показывают, что смысла нет.


    1. AndySokolov
      03.11.2017 10:30

      Скажите, работает ли сейчас мнемосхема (которая — первая) — там должно быть что-то типа симулятора запуска реактора?


    1. unclejocker
      03.11.2017 11:41

      Тепловая мощность и электрическая обычно отличаются в разы и на стационарных реакторах. Например РМБК-1000 — тепловая мощность 3,5 гигавата, электрическая — 1 гигават.


      1. DrZlodberg
        03.11.2017 12:04

        Т.е. по факту — эта разница из-за КПД турбин/генераторов или там другие потери? Вроде у турбин сейчас КПД повыше. Пишут, что 80..90%.


        1. black_semargl
          03.11.2017 12:18

          Это относительный КПД.
          Относительно максимально достижимого при используемых температурах. А он равен единица минус отношение температур.
          А для водоводяного реактора тут всё достаточно скромно — воду сильно не нагреешь, предел КПД где-то 50%. А ещё и многоконтурность…


          1. DrZlodberg
            03.11.2017 13:44

            Да, я потом уже сообразил, что там до турбины от реактора не близко :(


          1. tnenergy
            04.11.2017 00:21

            50% — недостижимая мечта. На докритических параметрах пара предел уже достигнут (33-34%), а реактор на сверхкритическом паре очень далек от реального воплощения.


            1. black_semargl
              04.11.2017 13:59
              +2

              Да, ошибся — взял температуру забортной воды, а надо было 100С
              Итого (1-375К/600К) = 37%. И это теоретический потолок без учёта прочих потерь.


    1. lozga Автор
      03.11.2017 21:05

      КПД турбогенератора в районе 30%, так что определенную долю мощности взяли про запас. Кроме турбин пар шел разве что на отопление, не думаю, что много энергии уходило туда.


    1. tnenergy
      04.11.2017 00:19

      Да, такой низкий КПД. Давление и температура воды первого контура меньше, чем сейчас, как и вакуум турбин — оптимизация на меньший размер и вес РУ.


  1. black_semargl
    03.11.2017 11:24

    Ещё одна подробность — демонтаж установки ОК-150 был произведен в период с 19 апреля 1967 года по 12 декабря 1967 года способом агрегатной выгрузки вместе с биологической защитой через днище ледокола непосредственно в районе захоронения (залив Цивольки, Новая Земля). Выгруженный вес составил около 3500 тонн.


    1. Anarions
      03.11.2017 12:03

      Просто утопили отработавший реактор?

      А, ещё даже так:

      На атомном ледоколе «Ленин» произошли две аварии. Первая случилась в феврале 1965 года. Была частично повреждена активная зона реактора. Часть топлива была помещена на плавтехбазу «Лепсе». Остальное топливо было выгружено и помещено в контейнер. В 1967 году контейнер погрузили на понтон и затопили в заливе Цивольки, восточное побережье архипелага Новая Земля.


  1. cicatrix
    03.11.2017 11:25

    До чего же мне нравится тёплая ламповость пультов управления!


    1. AndySokolov
      03.11.2017 19:08

      для 1953-56 года — вещь уникальная и неповторимая — технологии и качество изготовления для того времени просто поражают (при рассмотрении «изнутри»).
      таких мнемосхем (многоцветных) больше никогда не делали — она единственная в своем роде.
      www.youtube.com/watch?v=ZS-l9vpfwCs


  1. Alexsey
    03.11.2017 11:53

    Самого реактора уже нет, ядерное топливо выгружено, корпус залит специальным составом, похожим по консистенции на битум, и затоплен.

    Я правильно понимаю что корпус реактора не захоронили в специальном месте, а тупо утопили непонятно где?


    1. Seekeer
      03.11.2017 12:43

      >корпус реактора не захоронили в специальном месте, а тупо утопили непонятно где?
      А почему вы считаете, что утопление != захоронение?


    1. NosArt
      03.11.2017 13:15

      Да, когда я там был, нам сказали что старый реактор забетонировали, палубу под ним взорвали и таким образом вся установка пошла ко дну. Затем судно отбуксировали для установки нового реактора. Уверяют что радиационный фон после такой операции в том месте осталася в норме.
      Реактор меняли из-за выработки срока службы и проблем с перегревом.


      1. black_semargl
        04.11.2017 14:01
        +2

        Так реактор без топлива топили, просто набравшую радиоактивность стальную банку.
        Притом предварительно залитую чем-то там.


    1. lozga Автор
      03.11.2017 21:08

      Утопили в районе полигона Новая Земля, это как раз «специальное место».


  1. darthslider
    03.11.2017 14:18

    Вообще рекомендую к посещению Мурманск. Ледокол сам по себе для этого достаточная, но далеко не единственная причина.


  1. carpaccio
    03.11.2017 17:23
    +2

    Про тридцать лет эксплуатации без серьезных аварий хорошая шутка.
    «Finding the leak required breaking through the concrete and metal biological shield with sledgehammers. Once the leak was found, it became apparent that the sledgehammer damage could not be repaired; subsequently, all three reactors were removed, and replaced by two OK-900 reactors.»
    «Вскрытие показало, что пациент умер от вскрытия»


    1. Sly_tom_cat
      03.11.2017 18:25

      Вопрос в определении «серьезной аварии».

      Автор видимо имел в виду, что раз не было жертв, то и аварий серьезных не было…

      Но на сколько я помню первые реакторы в принципе у всех были проблемные (и у нас и у американцев), и то что сейчас кажется серьезной аварией — тогда считалось почти штатной ситуацией. Тогда в принципе не было достаточного опыта эксплуатации ядерных реакторов.


    1. lozga Автор
      03.11.2017 21:09

      Почитайте про катастрофы на подводных лодках, где глушили реакторы ценой своей жизни, умирали от лучевой болезни и т.п.


  1. AS280695
    03.11.2017 21:05

    Опять напутали термины, автор не понимает, что такое корабль, а что такое судно.


    1. lozga Автор
      03.11.2017 21:12

      Автор понимает то, что в тексте желательно не повторять одно и то же слово постоянно, и то, что в бытовом языке этой разницей никто не заморачивается.


      1. AS280695
        04.11.2017 12:07

        Можно было использовать слова «атомоход», «пароход». Например, на Севмаше лодки называют либо заказ, либо пароход.


        1. seri0shka
          04.11.2017 14:35

          Атомный ледокол назвать пароходом? Или так: «по бокам фото знаменитостей, посещавших заказ»?


          1. Ugrum
            04.11.2017 16:45

            Атомный ледокол назвать пароходом?

            И это не будет противоречить истине.


            1. seri0shka
              04.11.2017 17:24
              +3

              Тогда большинство электростанций тоже паровые )


              1. chapsam
                06.11.2017 11:02

                Собственно, так и есть. Реакция только разогревает воду, а основная движущая сила и есть пар — чем не пароход?


          1. ALHIMIK1992
            07.11.2017 11:07

            Как сказали на экскурсии, это «атомный паротурбоэлектроход».