Обратный отсчет к зимним праздникам уже начался, а значит, у специалистов из разных сфер появился повод оглянуться на все, что произошло в уходящем году, выявить основные закономерности и прикинуть, чего ждать от следующего. Проведем краткий обзор тенденций в UX дизайне мобильных и веб-приложений, которые наметились и укрепились за последние месяцы и, вероятно, будут оставаться определяющими в ближайшее время.
Концепция материального дизайна, предложенная Google, набирает обороты уже несколько лет, и в наступающем году, возможно, наконец окончательно сместит плоский дизайн в качестве доминирующего стиля в мобильных приложениях. Неискушенному наблюдателю эта революция, возможно, не бросится в глаза: материальный дизайн также тяготеет к структурированности, минимализму и не сдержанным цветовым гаммам. Однако его отличают некоторые специфические признаки:
Как показывают исследования, пользователи понемногу уподобляются котам: чтобы привлечь их внимание и интерес, элемент должен шевелиться. Дизайнеры заметили эту закономерность, и дизайны становятся более динамичными: кнопки, поля и иконки все чаще мерцают, вращаются, меняют фактуру или просто выскакивают из ниоткуда, чтобы передать нам определенную информацию языком движения.
Как правило, эта информация относится к одному трех типов:
Такой подход к применению анимаций обычно называют функциональным или осмысленным: они, как маячки, ведут пользователя по приложению, помогая выстраивать взаимодействие по нужному сценарию. Вместе с тем, интерактивные элементы нередко вводятся и просто, чтобы оживить экран, повысить концентрацию и не дать людям заскучать над статичной картинкой.
Индивидуальный подход к пользователю уже и сейчас начинает восприниматься как норма: люди ждут, что при взаимодействии с приложении информация, которую они предоставили в предыдущих интеракциях, будет в той или иной степени учитываться, чтобы облегчить им жизнь. В ходе опроса от Monetate 78% респондентов заявили, что вообще не обращают внимания на предложения, которые не заточены под их индивидуальный профиль. Неудивительно, что компании наперегонки осваивают и внедряют технологии искусственного интеллекта, чтобы проводить глубокий анализ данных и таргетировать со всей возможной точностью.
Персонализация, впрочем, хороша своей многоликостью: какой-то ее уровень можно обеспечить даже не имея в своем распоряжении стека современнейших предикативных инструментов. Суть в том, чтобы сделать взаимодействие с приложением комфортным, предлагая пользователю нужные возможности прежде, чем он о них попросит. Иногда для этого достаточно кастомизированной версии дизайна, рассчитанной на определенную демографическую группу, автоматического сохранения настроек или сегментирования по геолокации.
Время загрузки остается критическим фактором для конверсии и процента отказов для веб-приложений. Современные пользователи не любят ждать: как показывает статистика, конверсия в процессе загрузки в среднем падает со скоростью 12% в секунду, а если дело затягивается больше, чем на 6 секунд, число отказов резко увеличивается вдвое. Современные разработчики, впрочем, не принимают это близко к сердцу: средняя скорость загрузки мобильной страницы сейчас составляет ни больше ни меньше как 19 секунд. По мнению экспертов, это связано с тем, что мобильные версии страниц, по большей части, плохо адаптированы и чересчур забиты контентом.
Все же сообщество понемногу принимается за решение проблемы. Об этом свидетельствует, в частности, растущая популярность метода lazy loading, при котором графический контент подгружается поэтапно, по мере того, как пользователь пролистывает страницу, тем самым сокращая время ожидания. Тенденция к ускорению коснулась и мобильных приложений: так, широкое хождение сейчас получают инструменты, позволяющие свободно работать с функционалом без установки — Progressive Web Apps, Android Instant Apps.
На сегодняшний день авторизацию можно с уверенностью называть болевой точкой в сфере UX. Большинство пользователей занимает по отношению к этой проблеме не очень-то последовательную позицию: с одной стороны, они хотят быть уверены, что их личная информация не попадет в чужие руки, с другой — воспринимают все шаги, которых требуют меры предосторожности, как досадное препятствие на пути к положительному опыту. Таким образом, разработчики оказываются в сложном положении: им необходимо обеспечить надежную защиту данных так, чтобы это требовало минимума усилий со стороны пользователя.
В 2017 мозговой штурм по этому поводу только начался. Компании пробуют различные способы выйти из положения: кто-то избавляет пользователей от необходимости запоминать входные данные за счет одноразовых паролей в сочетании с капчами, кто-то вообще отказывается от классической пары «логин-пароль» в пользу авторизации через девайс или почту, кто-то возлагает надежды на развивающиеся технологии распознавания лиц и голоса. Следующий год, вероятно, принесет продолжение диалога и новые решения.
Вариант от Medium: письмо с одноразовой ссылкой для авторизации
С ускорением темпа жизни ускоряются и интеракции, а значит, возникает потребность в максимально ясной, прозрачной навигации, которая выведет пользователя к цели прямым путем и не даст отклониться от курса. В идеале, user flow должен иметь линейный вид и состоять из цепочки однозначных, логически связанных шагов.
Многое из того, что здесь уже упоминалось, способствует тому, чтобы интерфейс был понятным и доступным для беглого взаимодействия. Минимализм в дизайне, отсутствие визуальной «шелухи» не позволяет взгляду заблудиться, функциональные анимации служат указателями, направляющими пользователя от операции к операции, грамотное оформление текстов упрощает быстрочтение. Дизайнеры стараются придерживаться устоявшихся паттернов (типовые иконки для обозначения действий, стандартное расположение элементов на экране), чтобы сделать интеракции более интуитивными. Лишние шаги, по возможности, устраняются: в частности, в прошлое отходят так любимые многими меню-гамбургеры с разворачивающимся списком опций, а число диалоговых окон сводится к минимуму.
Как несложно догадаться, от системы управления в современных реалиях требуется все то же: простота и интуитивность. Начиная с 2016 года популярность голосовых команд стабильно находится на подъеме, что неудивительно: возможность вести диалог со своим девайсом минуя интерфейс — это, пожалуй, высшая степень интуитивности, которую можно достигнуть без телепатии. Самые популярные операции, для которых люди предпочитают «начитывать» команды, — это звонки, уточнение маршрута, поиск информации, проигрывание музыки. Теперь, когда технологии обеспечивают высокую (более 90%) точность распознавания, их внедрение будет происходить еще активнее.
Популярные сферы применения голосовых команд
Растущее внимание к контенту — еще одна тенденция, которая наметилась уже давно и год от года укрепляет свои позиции. Речь здесь идет не просто о высоком качестве текстового наполнения, меняется само представление о том, какое место оно должно занимать в дизайне. Ответ «Первостепенное» звучит на авторитетных площадках и в разговорах сообщества все регулярнее.
Эта первостепенность выражается по-разному. Во-первых, интерфейсы выстраиваются в соответствии с принципами цифрового сторителлинга, в котором дизайн рассматривается как способ подачи истории. Во-вторых, набирает популярность подход «сначала контент» (content first), при котором визуальная составляющая разрабатывается с учетом и даже на базе уже полностью готового наполнения, с посылом и стилем которого дизайн должен гармонировать. Наконец, тексты попросту становятся заметнее, выходят на передний план — крупные заголовки, высокая контрастность, стратегическое применение пустого пространства. Дизайнеры делают все, чтобы даже глядя в экран краем глаза на бегу (а сессии на мобильных устройствах нередко проходят именно в таких условиях) пользователь смог считать все самое ключевое.
Ожидание, что дизайн будет идеально приспособлен именно под то устройство, на котором запускается приложение, и что переход с девайса на девайс не повлечет за собой никаких неудобств, тоже становится само собой разумеющимся фактом, который следует иметь в виду. Это касается, в первую очередь, технических моментов (61% пользователей не вернется на сайт, если при работе с ним возникали сбои; 57% при этом изменят мнение и о бизнесе в целом), но роль играет также и единая стилистика. По данным Alexa, у 80% топовых сайтов дизайн должным образом оптимизирован для разных типов девайсов.
Вы еще помните, как легко отвлекается средний пользователь? Судя по расчетам специалистов, продолжительность концентрации с 2000 года у нас сократилась с 12 секунд до 8. При таком раскладе видеоматериалы становятся важным каналом информационного обмена: они и удерживают внимание, и передают нужный объем информации в многомерном формате. Неслучайно на протяжении последнего года жанр короткого видео стал применяться повсеместно — и для рекламы приложений на маркетах, и взамен стандартного текстового «О нас» на страницах компаний. Статистика показывает, что мобильные пользователи питают особую слабость к видео, поэтому в будущем его потенциал, вероятно, будет использоваться еще активнее.
Итак, в целом, 2017 год не стал для UX переломным моментом — за исключением отдельных крупных событий, тренды здесь по большей части унаследованы из 2016-го: развитие происходит плавно и последовательно. С другой стороны, это хорошая мотивация без лишней спешки скорректировать свой подход соответствующим образом, чтобы не оказаться в последних эшелонах неотвратимого эволюционного процесса. В 2018 году дизайн обещает быть адаптивным, персонализированным, интерактивным, контентонасыщенным и материальным — постараемся соответствовать его стандартам.
От плоского дизайна к материальному
Концепция материального дизайна, предложенная Google, набирает обороты уже несколько лет, и в наступающем году, возможно, наконец окончательно сместит плоский дизайн в качестве доминирующего стиля в мобильных приложениях. Неискушенному наблюдателю эта революция, возможно, не бросится в глаза: материальный дизайн также тяготеет к структурированности, минимализму и не сдержанным цветовым гаммам. Однако его отличают некоторые специфические признаки:
- Трехмерность: дизайн снова обретает глубину благодаря применению текстур и теней;
- Полиграфичность: при создании и организации визуальных элементов соблюдаются правила традиционного графического дизайна;
- Адаптивность: базовой особенностью данного типа дизайна является его единообразие на разных типах устройств;
- Интерактивность: широкое применение анимаций. Этого момента стоит коснуться подробнее.
Интерактивные интерфейсы
Как показывают исследования, пользователи понемногу уподобляются котам: чтобы привлечь их внимание и интерес, элемент должен шевелиться. Дизайнеры заметили эту закономерность, и дизайны становятся более динамичными: кнопки, поля и иконки все чаще мерцают, вращаются, меняют фактуру или просто выскакивают из ниоткуда, чтобы передать нам определенную информацию языком движения.
Как правило, эта информация относится к одному трех типов:
- Объяснение действия, которое пользователь только что выполнил
- Указание на то, что действие завершено или не завершено
- Подсказка, каким должен быть следующий шаг
Такой подход к применению анимаций обычно называют функциональным или осмысленным: они, как маячки, ведут пользователя по приложению, помогая выстраивать взаимодействие по нужному сценарию. Вместе с тем, интерактивные элементы нередко вводятся и просто, чтобы оживить экран, повысить концентрацию и не дать людям заскучать над статичной картинкой.
Персонализация
Индивидуальный подход к пользователю уже и сейчас начинает восприниматься как норма: люди ждут, что при взаимодействии с приложении информация, которую они предоставили в предыдущих интеракциях, будет в той или иной степени учитываться, чтобы облегчить им жизнь. В ходе опроса от Monetate 78% респондентов заявили, что вообще не обращают внимания на предложения, которые не заточены под их индивидуальный профиль. Неудивительно, что компании наперегонки осваивают и внедряют технологии искусственного интеллекта, чтобы проводить глубокий анализ данных и таргетировать со всей возможной точностью.
Персонализация, впрочем, хороша своей многоликостью: какой-то ее уровень можно обеспечить даже не имея в своем распоряжении стека современнейших предикативных инструментов. Суть в том, чтобы сделать взаимодействие с приложением комфортным, предлагая пользователю нужные возможности прежде, чем он о них попросит. Иногда для этого достаточно кастомизированной версии дизайна, рассчитанной на определенную демографическую группу, автоматического сохранения настроек или сегментирования по геолокации.
Быстрая загрузка
Время загрузки остается критическим фактором для конверсии и процента отказов для веб-приложений. Современные пользователи не любят ждать: как показывает статистика, конверсия в процессе загрузки в среднем падает со скоростью 12% в секунду, а если дело затягивается больше, чем на 6 секунд, число отказов резко увеличивается вдвое. Современные разработчики, впрочем, не принимают это близко к сердцу: средняя скорость загрузки мобильной страницы сейчас составляет ни больше ни меньше как 19 секунд. По мнению экспертов, это связано с тем, что мобильные версии страниц, по большей части, плохо адаптированы и чересчур забиты контентом.
Все же сообщество понемногу принимается за решение проблемы. Об этом свидетельствует, в частности, растущая популярность метода lazy loading, при котором графический контент подгружается поэтапно, по мере того, как пользователь пролистывает страницу, тем самым сокращая время ожидания. Тенденция к ускорению коснулась и мобильных приложений: так, широкое хождение сейчас получают инструменты, позволяющие свободно работать с функционалом без установки — Progressive Web Apps, Android Instant Apps.
Упрощенная аутентификация
На сегодняшний день авторизацию можно с уверенностью называть болевой точкой в сфере UX. Большинство пользователей занимает по отношению к этой проблеме не очень-то последовательную позицию: с одной стороны, они хотят быть уверены, что их личная информация не попадет в чужие руки, с другой — воспринимают все шаги, которых требуют меры предосторожности, как досадное препятствие на пути к положительному опыту. Таким образом, разработчики оказываются в сложном положении: им необходимо обеспечить надежную защиту данных так, чтобы это требовало минимума усилий со стороны пользователя.
В 2017 мозговой штурм по этому поводу только начался. Компании пробуют различные способы выйти из положения: кто-то избавляет пользователей от необходимости запоминать входные данные за счет одноразовых паролей в сочетании с капчами, кто-то вообще отказывается от классической пары «логин-пароль» в пользу авторизации через девайс или почту, кто-то возлагает надежды на развивающиеся технологии распознавания лиц и голоса. Следующий год, вероятно, принесет продолжение диалога и новые решения.
Вариант от Medium: письмо с одноразовой ссылкой для авторизации
Упрощенная навигация
С ускорением темпа жизни ускоряются и интеракции, а значит, возникает потребность в максимально ясной, прозрачной навигации, которая выведет пользователя к цели прямым путем и не даст отклониться от курса. В идеале, user flow должен иметь линейный вид и состоять из цепочки однозначных, логически связанных шагов.
Многое из того, что здесь уже упоминалось, способствует тому, чтобы интерфейс был понятным и доступным для беглого взаимодействия. Минимализм в дизайне, отсутствие визуальной «шелухи» не позволяет взгляду заблудиться, функциональные анимации служат указателями, направляющими пользователя от операции к операции, грамотное оформление текстов упрощает быстрочтение. Дизайнеры стараются придерживаться устоявшихся паттернов (типовые иконки для обозначения действий, стандартное расположение элементов на экране), чтобы сделать интеракции более интуитивными. Лишние шаги, по возможности, устраняются: в частности, в прошлое отходят так любимые многими меню-гамбургеры с разворачивающимся списком опций, а число диалоговых окон сводится к минимуму.
Голосовое управление
Как несложно догадаться, от системы управления в современных реалиях требуется все то же: простота и интуитивность. Начиная с 2016 года популярность голосовых команд стабильно находится на подъеме, что неудивительно: возможность вести диалог со своим девайсом минуя интерфейс — это, пожалуй, высшая степень интуитивности, которую можно достигнуть без телепатии. Самые популярные операции, для которых люди предпочитают «начитывать» команды, — это звонки, уточнение маршрута, поиск информации, проигрывание музыки. Теперь, когда технологии обеспечивают высокую (более 90%) точность распознавания, их внедрение будет происходить еще активнее.
Популярные сферы применения голосовых команд
Упор на контент
Растущее внимание к контенту — еще одна тенденция, которая наметилась уже давно и год от года укрепляет свои позиции. Речь здесь идет не просто о высоком качестве текстового наполнения, меняется само представление о том, какое место оно должно занимать в дизайне. Ответ «Первостепенное» звучит на авторитетных площадках и в разговорах сообщества все регулярнее.
Эта первостепенность выражается по-разному. Во-первых, интерфейсы выстраиваются в соответствии с принципами цифрового сторителлинга, в котором дизайн рассматривается как способ подачи истории. Во-вторых, набирает популярность подход «сначала контент» (content first), при котором визуальная составляющая разрабатывается с учетом и даже на базе уже полностью готового наполнения, с посылом и стилем которого дизайн должен гармонировать. Наконец, тексты попросту становятся заметнее, выходят на передний план — крупные заголовки, высокая контрастность, стратегическое применение пустого пространства. Дизайнеры делают все, чтобы даже глядя в экран краем глаза на бегу (а сессии на мобильных устройствах нередко проходят именно в таких условиях) пользователь смог считать все самое ключевое.
Кроссплатформенность
Ожидание, что дизайн будет идеально приспособлен именно под то устройство, на котором запускается приложение, и что переход с девайса на девайс не повлечет за собой никаких неудобств, тоже становится само собой разумеющимся фактом, который следует иметь в виду. Это касается, в первую очередь, технических моментов (61% пользователей не вернется на сайт, если при работе с ним возникали сбои; 57% при этом изменят мнение и о бизнесе в целом), но роль играет также и единая стилистика. По данным Alexa, у 80% топовых сайтов дизайн должным образом оптимизирован для разных типов девайсов.
Больше видеоматериалов
Вы еще помните, как легко отвлекается средний пользователь? Судя по расчетам специалистов, продолжительность концентрации с 2000 года у нас сократилась с 12 секунд до 8. При таком раскладе видеоматериалы становятся важным каналом информационного обмена: они и удерживают внимание, и передают нужный объем информации в многомерном формате. Неслучайно на протяжении последнего года жанр короткого видео стал применяться повсеместно — и для рекламы приложений на маркетах, и взамен стандартного текстового «О нас» на страницах компаний. Статистика показывает, что мобильные пользователи питают особую слабость к видео, поэтому в будущем его потенциал, вероятно, будет использоваться еще активнее.
Итак, в целом, 2017 год не стал для UX переломным моментом — за исключением отдельных крупных событий, тренды здесь по большей части унаследованы из 2016-го: развитие происходит плавно и последовательно. С другой стороны, это хорошая мотивация без лишней спешки скорректировать свой подход соответствующим образом, чтобы не оказаться в последних эшелонах неотвратимого эволюционного процесса. В 2018 году дизайн обещает быть адаптивным, персонализированным, интерактивным, контентонасыщенным и материальным — постараемся соответствовать его стандартам.