Беспилотный автомобиль Martti. Фото: VTT Technical Research Centre of Finland Ltd / Flickr

Финский центр технических исследований VTT разработал первый в мире беспилотный автомобиль Martti, который полностью автоматически передвигается по заснеженным дорогам. Более того, эта машина поставила новый рекорд скорости на 10-километровой испытательной трассе для робокаров Aurora E8. Трасса находится в финском Муонио, карта дороги с указанием точек размещения инфраструктуры для робокаров.

Робокар Martti сделан на шасси Volkswagen Touareg. Немецкий внедорожник оборудован камерами, сенсорами, антеннами и лидарами.

Параллельно с Martti инженеры VTT испытывают другой беспилотный автомобиль Marilyn. Они отличаются по расположению сенсоров. Например, у Martti три лазерных сканера изучают пространство только перед автомобилем, а у Marilyn два сканера смотрят вперёд, а один — назад.

Менеджер проекта из VTT Матти Кутила (Matti Kutila) объяснил, что автопилот Martti проектируется специально для езды в трудных погодных условиях, а его «сестра» Marilyn — для городских дорог. Автопилот Marilyn был разработан весной 2017 года, тогда он уже мог двигаться с учётом координат GPS и локальной информации о своём местоположении, которая поступает с сенсором. Этой осенью такого же уровня развития достиг и автопилот Martti.

Разработка программного обеспечения для Marilyn потребовала гораздо больше усилий, потому что её автопилот создавался с нуля, а вот Martti уже использовал имеющийся софт, который настроили и подогнали под требуемые условия.

На видео: кадры движения автопилота по заснеженной трассе без разметки Aurora E8. Хотя контуров дороги практически не видно, машина уверенно держится правой стороны и вписывается в повороты.


Martti прошёл непрерывные 24-часовые испытания на трассе в Муонио, после чего сумел установить там рекорд скорости 40 км/ч. Разработчики считают, что это мировой рекорд скорости в полностью автоматической езде по заснеженной дороге в условиях снегопада на дороге без разметки. Скорее всего, рекорд мог оказаться и больше, но автопилоту не разрешили произвольно выбирать максимальную скорость движения, ограничив максимальное значение 40 км/ч.

Теперь финские инженеры планируют поэкспериментировать с характеристиками оптических компонентов. За счёт изменения длины волны можно попробовать повысить разрешение радара. В программное обеспечение по обработке данных с сенсоров добавят новые функции, которые улучшат действия автомобиля на скользких дорогах и в условиях ограниченной видимости, когда сенсоры не видят край дороги (например, всё в снегу), а видимость по ходу движения затруднена из-за сильного тумана.

Очевидно, что разработки финских программистов — движение по заснеженным дорогам без разметки — гораздо больше подходят для российских условий, чем достижения их коллег из Калифорнии (Waymo/Google), где дорожные условия кардинально отличаются от российских, а зимой температура редко снижается ниже +15°C. Это понимают и российские разработчики: например, в конце ноября об испытания автопилота в зимних условиях рассказывала компания «Яндекс». Видеоролики заездов двух прототипов на базе гибридных хэтчбеков Toyota Prius, опубликованы на YouTube.


Инженеры VTT постепенно расширяют функциональность беспилотных автомобилей, планомерно добавляя всё новые условия работы: городские улицы, скоростные трассы, снег, съезды с автотрасс и развязки. В то же время постепенно увеличивается максимальная скорость автопилота.

До середины января разработчики планируют оснастить Martti модулями коммуникации для получения данных от цифровой транспортной инфраструктуры — в том числе специальных базовых станций с передатчиками специфических автомобильных данных. В Финляндии запущен проект 5G-SAFE по разработке дорожной инфраструктуры, сервисов и логистики для автономных автомобилей, которые в будущем составят абсолютное большинство транспорта на дорогах.


Проект 5G-SAFE

Следующей весной Финский центр технических исследований планирует выпустить ещё одну версию автопилота, способную передвигаться по лесным дорогам, то есть буквально по бездорожью.

Комментарии (22)


  1. uas9
    26.12.2017 14:32

    Осталось создать автопилот для езды по этому
    image





    1. kola22
      26.12.2017 15:47

      Это слишком редкие и специфичные условия, для начала нужно в стандартных условиях автопилот допилить до приемлемого уровня.


      1. werklop
        27.12.2017 13:35

        эти условия конечно слегка утрированы, но не настолько редки


    1. Murmurianez
      26.12.2017 17:23
      -1

      Честно говоря, я от Камазовского проекта это и ждал…


    1. Popadanec
      26.12.2017 17:53

      Более жизненными будут ситуации вроде глубокой колеи, ледяной каши(и опционально льдом под ней), светофор на уклоне скользкой дороги, два ряда без промежутка между ними.


      1. DC_Offset
        26.12.2017 19:57

        Ну не все сразу )) Вспомните, как беспилотные авто начинали. А сейчас вон в снегопад катается. Да и во многих дорогих авто уже есть слежение за полосой. Теперь бы еще разметку на дорогах подтянуть до уровня робомобилей ))


    1. KodyWiremane
      26.12.2017 19:19

      Либо перевести автомобили на авиационную технологию с, соответственно, использованием авиационного автопилота (отвязка от «несущественных» флуктуаций рельефа местности).


      1. hbrmdc
        27.12.2017 02:55

        забавно что никто в этой ветке даже и не упомянул вариант «сделать нормальные дороги» =)


        1. Quarc
          27.12.2017 15:55

          Не везде это разумно, да и было бы круто, если бы робомобили могли ехать по таежной грунтовке (мечта).


        1. KodyWiremane
          27.12.2017 23:01

          Задача поставлена как «сделать автопилот для дорог» («дорога» как место, по которому собираешься проехать), а не «сделать дороги для автопилота»; опять же, тема может оказаться актуальной для экстратерральных ландшафтов, а тут пожалуйста, готовый полигон,)


  1. varelavalera
    26.12.2017 14:37

    Лесные дороги в Финляндии это совсем не бездорожье, они хорошо за ними следят. У меня даже была версия что их сначала асфальтируют а потом сверху песочком присыпают.


    1. QDeathNick
      26.12.2017 14:54

      Не финка, но тоже интересный способ создания дорог.


  1. Macilnor
    26.12.2017 15:38

    Ну вот у противников робомобилей отобрали очередной аргумент «А вы этот беспилотник зимой без разметки запустите, посмотрим далеко ли уедет» Ну вот, запустили и даже уехал.


  1. BubaVV
    26.12.2017 16:15
    +1

    Не подойдет:
    image


    1. Aquahawk
      26.12.2017 18:27

      аналогичная ситуация видна на картах рек, причём в разную сторону, в зависимости от поставщика карт. Наличие или отсутствие отметок об этих дорогах на карте говорит лишь о том насколько подробно данная местность картографирована и у кого есть права на использование данных материалов.


    1. blackswanny
      26.12.2017 20:57

      это чтобы враг не смог быстро добраться до Москвы


      1. myldy
        27.12.2017 08:34

        как по мне, снижение количества перекрестков серьезно упрощает ориентирование по карте. Без навигатора я предпочел бы ехать по более простой, пусть и более длинной дороге.


        1. KodyWiremane
          27.12.2017 23:05

          Там-то и сконцентрируются оборонительные войска;)


  1. dtBlack
    26.12.2017 17:02

    Вот наконец то позитив, а то все аварии и аварии...


    Я как понимаю это все же только первая часть "зимнего вождения", вторая часть должна быть связана с зимним экстримом. Например: преодоление снежных переметов, движение в рамках сужения дороги из-за снежных отвалов (нерегулируемое реверсивное движение или разьезд машин впритирку), умение вовремя признать дорогу непроходимой и остановиться в безопасном месте, умение не сажать машину на пузо перегазовывая и тд… Но если честно, как только машина научится это делать, то она по мастерству превзойдет процентов 90 водителей.


    Но новость очень хорошая, только технических деталей хочется...


    PS: смущает отсутствие контроля пространства позади в машине для трудных условий, так как сдавать назад приходится зимой довольно часто.


  1. Timoffeus
    27.12.2017 04:18

    Ещё интересно посмотреть как автопилот по заставленным вдоль и поперёк дворам, пусть даже Московским будет передвигаться.


    1. Germanets
      27.12.2017 14:03

      Вот тут у автопилота есть огромный бонус — огромная память, точное вычисление расстояний и точный расчёт… Тягаться с этим человеку ой как сложно будет.


  1. Tachyon
    27.12.2017 13:31

    В Финляндии создан автопилот для езды по заснеженным дорогам без дорожной разметки

    В России в общем то разница зимы и лета лишь в наличии/отсутствии снега на ''дороге'', разметки там всё равно ни зимой ни летом нет, в большинстве мест.

    P.S. У Яндекс такси был пока что единственный прецедент передвижения по каналу в Питере.
    www.youtube.com/watch?v=mGLOYXV8eOk
    Интересно будут ли созданы карты каналов для такси? Там ведь тоже разметки нет, зато есть фарватер.