Беспилотный автомобиль Martti. Фото: VTT Technical Research Centre of Finland Ltd / Flickr
Финский центр технических исследований VTT разработал первый в мире беспилотный автомобиль Martti, который полностью автоматически передвигается по заснеженным дорогам. Более того, эта машина поставила новый рекорд скорости на 10-километровой испытательной трассе для робокаров Aurora E8. Трасса находится в финском Муонио, карта дороги с указанием точек размещения инфраструктуры для робокаров.
Робокар Martti сделан на шасси Volkswagen Touareg. Немецкий внедорожник оборудован камерами, сенсорами, антеннами и лидарами.
Параллельно с Martti инженеры VTT испытывают другой беспилотный автомобиль Marilyn. Они отличаются по расположению сенсоров. Например, у Martti три лазерных сканера изучают пространство только перед автомобилем, а у Marilyn два сканера смотрят вперёд, а один — назад.
Менеджер проекта из VTT Матти Кутила (Matti Kutila) объяснил, что автопилот Martti проектируется специально для езды в трудных погодных условиях, а его «сестра» Marilyn — для городских дорог. Автопилот Marilyn был разработан весной 2017 года, тогда он уже мог двигаться с учётом координат GPS и локальной информации о своём местоположении, которая поступает с сенсором. Этой осенью такого же уровня развития достиг и автопилот Martti.
Разработка программного обеспечения для Marilyn потребовала гораздо больше усилий, потому что её автопилот создавался с нуля, а вот Martti уже использовал имеющийся софт, который настроили и подогнали под требуемые условия.
На видео: кадры движения автопилота по заснеженной трассе без разметки Aurora E8. Хотя контуров дороги практически не видно, машина уверенно держится правой стороны и вписывается в повороты.
Martti прошёл непрерывные 24-часовые испытания на трассе в Муонио, после чего сумел установить там рекорд скорости 40 км/ч. Разработчики считают, что это мировой рекорд скорости в полностью автоматической езде по заснеженной дороге в условиях снегопада на дороге без разметки. Скорее всего, рекорд мог оказаться и больше, но автопилоту не разрешили произвольно выбирать максимальную скорость движения, ограничив максимальное значение 40 км/ч.
Теперь финские инженеры планируют поэкспериментировать с характеристиками оптических компонентов. За счёт изменения длины волны можно попробовать повысить разрешение радара. В программное обеспечение по обработке данных с сенсоров добавят новые функции, которые улучшат действия автомобиля на скользких дорогах и в условиях ограниченной видимости, когда сенсоры не видят край дороги (например, всё в снегу), а видимость по ходу движения затруднена из-за сильного тумана.
Очевидно, что разработки финских программистов — движение по заснеженным дорогам без разметки — гораздо больше подходят для российских условий, чем достижения их коллег из Калифорнии (Waymo/Google), где дорожные условия кардинально отличаются от российских, а зимой температура редко снижается ниже +15°C. Это понимают и российские разработчики: например, в конце ноября об испытания автопилота в зимних условиях рассказывала компания «Яндекс». Видеоролики заездов двух прототипов на базе гибридных хэтчбеков Toyota Prius, опубликованы на YouTube.
Инженеры VTT постепенно расширяют функциональность беспилотных автомобилей, планомерно добавляя всё новые условия работы: городские улицы, скоростные трассы, снег, съезды с автотрасс и развязки. В то же время постепенно увеличивается максимальная скорость автопилота.
До середины января разработчики планируют оснастить Martti модулями коммуникации для получения данных от цифровой транспортной инфраструктуры — в том числе специальных базовых станций с передатчиками специфических автомобильных данных. В Финляндии запущен проект 5G-SAFE по разработке дорожной инфраструктуры, сервисов и логистики для автономных автомобилей, которые в будущем составят абсолютное большинство транспорта на дорогах.
Проект 5G-SAFE
Следующей весной Финский центр технических исследований планирует выпустить ещё одну версию автопилота, способную передвигаться по лесным дорогам, то есть буквально по бездорожью.
uas9
kola22
Это слишком редкие и специфичные условия, для начала нужно в стандартных условиях автопилот допилить до приемлемого уровня.
werklop
эти условия конечно слегка утрированы, но не настолько редки
Murmurianez
Честно говоря, я от Камазовского проекта это и ждал…
Popadanec
Более жизненными будут ситуации вроде глубокой колеи, ледяной каши(и опционально льдом под ней), светофор на уклоне скользкой дороги, два ряда без промежутка между ними.
DC_Offset
Ну не все сразу )) Вспомните, как беспилотные авто начинали. А сейчас вон в снегопад катается. Да и во многих дорогих авто уже есть слежение за полосой. Теперь бы еще разметку на дорогах подтянуть до уровня робомобилей ))
KodyWiremane
Либо перевести автомобили на авиационную технологию с, соответственно, использованием авиационного автопилота (отвязка от «несущественных» флуктуаций рельефа местности).
hbrmdc
забавно что никто в этой ветке даже и не упомянул вариант «сделать нормальные дороги» =)
Quarc
Не везде это разумно, да и было бы круто, если бы робомобили могли ехать по таежной грунтовке (мечта).
KodyWiremane
Задача поставлена как «сделать автопилот для дорог» («дорога» как место, по которому собираешься проехать), а не «сделать дороги для автопилота»; опять же, тема может оказаться актуальной для экстратерральных ландшафтов, а тут пожалуйста, готовый полигон,)
varelavalera
Лесные дороги в Финляндии это совсем не бездорожье, они хорошо за ними следят. У меня даже была версия что их сначала асфальтируют а потом сверху песочком присыпают.
QDeathNick
Не финка, но тоже интересный способ создания дорог.
Macilnor
Ну вот у противников робомобилей отобрали очередной аргумент «А вы этот беспилотник зимой без разметки запустите, посмотрим далеко ли уедет» Ну вот, запустили и даже уехал.
BubaVV
Не подойдет:
Aquahawk
аналогичная ситуация видна на картах рек, причём в разную сторону, в зависимости от поставщика карт. Наличие или отсутствие отметок об этих дорогах на карте говорит лишь о том насколько подробно данная местность картографирована и у кого есть права на использование данных материалов.
blackswanny
это чтобы враг не смог быстро добраться до Москвы
myldy
как по мне, снижение количества перекрестков серьезно упрощает ориентирование по карте. Без навигатора я предпочел бы ехать по более простой, пусть и более длинной дороге.
KodyWiremane
Там-то и сконцентрируются оборонительные войска;)
dtBlack
Вот наконец то позитив, а то все аварии и аварии...
Я как понимаю это все же только первая часть "зимнего вождения", вторая часть должна быть связана с зимним экстримом. Например: преодоление снежных переметов, движение в рамках сужения дороги из-за снежных отвалов (нерегулируемое реверсивное движение или разьезд машин впритирку), умение вовремя признать дорогу непроходимой и остановиться в безопасном месте, умение не сажать машину на пузо перегазовывая и тд… Но если честно, как только машина научится это делать, то она по мастерству превзойдет процентов 90 водителей.
Но новость очень хорошая, только технических деталей хочется...
PS: смущает отсутствие контроля пространства позади в машине для трудных условий, так как сдавать назад приходится зимой довольно часто.
Timoffeus
Ещё интересно посмотреть как автопилот по заставленным вдоль и поперёк дворам, пусть даже Московским будет передвигаться.
Germanets
Вот тут у автопилота есть огромный бонус — огромная память, точное вычисление расстояний и точный расчёт… Тягаться с этим человеку ой как сложно будет.
Tachyon
В России в общем то разница зимы и лета лишь в наличии/отсутствии снега на ''дороге'', разметки там всё равно ни зимой ни летом нет, в большинстве мест.
P.S. У Яндекс такси был пока что единственный прецедент передвижения по каналу в Питере.
www.youtube.com/watch?v=mGLOYXV8eOk
Интересно будут ли созданы карты каналов для такси? Там ведь тоже разметки нет, зато есть фарватер.