Обычно я ношу с собой рюкзак полный всяких “необходимых” вещей, включая токовые клещи и трекер проводов. Но летом рюкзак становится жаркой обузой, и вообще хочется не связывать себя даже проводами. Решил, что сейчас подходящее время провести эксперимент — я выходил из дома только со смартфоном и велосипедом, благо велосипед позволяет заряжать смартфон.
Всё больше людей в магазине расплачиваются с помощью беспроводных технологий, а некоторые с помощью смартфона. Гораздо реже я вижу, чтобы кто-то так же платил за транспорт. Во первых для оплаты транспорта в Москве требуется сменить sim-карту, что уже отсекает часть желающих (как и часть читающих, так как речь дальше только про Москву). Но меня это не остановило, и пару лет назад я с трудом нашёл подходящую карту в салоне Мегафона. Но это было на заре появления услуги, возможно сейчас это будет проще, так как хотя бы сотрудники уже в курсе, что есть такая услуга.
Подключив услугу, я обнаружил несколько минусов. Первый: в наземном транспорте невозможно по одному смартфону пройти нескольким пассажирам, требуется зачем-то ожидать несколько минут после прохода, а в метро мне удавалось провести несколько человек прикладывая свой смартфон. Второй: небольшая переплата по сравнению с привычным “Единым” и особенно с ТаТ, хотя сейчас это уже не так заметно. Мысль исправить минусы не покидала меня. Телефон с включенным сервисом “Мобильный билет” по сути становится такой-же “Тройкой” и решение очевидно, надо записать на телефон “Единый”. Но вот как?
Были испробованы разные способы, самый первый провалившийся — на кассе. Я подходил в кассы метро и просил записать 60 поездок на телефон, протягивая его в окошко, женщины пугались и отказывались. Потом были попытки записать с помощью автоматов Элекснет, но тоже не удачные, телефон не читался, даже если долго держать, а последнее время их сервис пополнения “Тройки” совсем “временно недоступен”.
Потом я обнаружил приложение “Мой проездной”, позволяющее пополнять “Тройку” прикладывая к мобильному телефону. Но первые попытки оказались неудачными, так как все имеющиеся в округе телефоны, хоть и поддерживали NFC, но не позволяли прочитать ни “Мобильный билет” на моём телефоне ни саму “Тройку”. И только купленный сыну Sony Z1 позволил получить результат, на телефон сына поставили “Мой проездной”, и приложив мой телефон к его, купили на определившуюся “Тройку” 60 поездок. Проверили на МЦК, списались именно поездки, а не рубли с “Мобильного билета”. Так же купили ещё ТАТ 60 поездок на наземный транспорт и тоже всё удачно, в автобусе списываются именно они, а не поездки с “Единого” или рубли.
После этого начался недельный эксперимент по отдыху в Москве на велосипедах с телефонами, тут и «лето» пришло в конце июля. Мы проводили половину дня на колёсах, расплачиваясь только телефонами, а вторую за компьютерами играя в опенсорсную Q3TA. Поиграли на всех уже почти забытых картах и объездили все парки, озёра, заливы Москвы. Хочу сказать, что за год ситуация с велосипедами на транспорте улучшилась, например лифты на МЦК заработали, исправлять ещё можно многое, но это тема отдельного поста.
За неделю в большинстве мест удавалось расплатится, просто приложив телефон. Думаю этому поспособствовал нашумевший закон об онлайн-кассах, даже в ларьках с шаурмой сменили кассы на новые с поддержкой payWave, PayPass. Только в двух случаях отсутствие налички не позволило получить необходимое сразу, но это не стало нашей проблемой, скорее проблемой тех, кто не поставил себе такую кассу. Эксперимент показал, что телефоны с NFC уже можно активно использовать, по крайней мере в Москве, носить с собой только телефон можно. Эксперимент продолжается.
“Тройкой” на телефоне удалось бы заплатить и за планетарий, но все плюсы этого способа были бы уничтожены тем, что оплатить можно только за одного, остальным пришлось стоять в очереди. Для чего такое ограничение, не понятно. Ели вы вдруг отвечаете за работу с клиентом, не создавайте такие излишние алгоритмы, которые усложнят ему жизнь.
Так же и в зоопарке: мы по дороге купили электронные билеты, это позволило не стоять в огромной очереди, но, при попытке пройти, приложив телефон, нас заставили идти в кассу и просить пропустить без очереди за бумажными билетами. Хотя потом я всё же сверил QR-код на билете с тем, что был на экране и прошёл не по билету.
Могу порекомендовать для бесконтактной оплаты приложение qiwi, у детей на телефонах тоже оно стоит, позволяет легко контролировать расходы, не тратя на это ни копейки, так как содержание виртуальных карт бесплатно, комиссий за переводы к ним нет. Минусов не нашёл. Кстати в отличии от оплаты проезда для оплаты покупок телефон приходится разблокировать, что является достаточной защитой от RFID ридеров.
Пост решил написать для того чтобы собрать ещё информации по способам оплаты транспорта, выяснить на каких моделях это работает и обсудить перспективы беспроводных платежей.
Есть ещё куча информации, которой хотелось бы поделится и обсудить, думаю в комментариях ей самое место.
Комментарии (61)
Voltera
14.03.2018 10:09Смущает меня перспектива в переполненном автобусе тыкать телефоном в валидатор, все таки не дешевый аппарат(кондукторам протягивать так же не хочется)
Но самое главное это конечно пополнение тройки, с чего бы мне постоянно идти в кассу или в метрополитен(я там почти не бываю), хотелось бы видеть онлайн валидаторы, чтобы они получали доступ к моим данным аккаунта, это даст возможность пополнять дистанционноfoxyrus
14.03.2018 10:36Телефон с «правильным» NFC (почти все телефоны Huawei, новые Самсунги, некоторые Xiaomi) + приложение Мой проездной play.google.com/store/apps/details?id=ru.bm.transport и никуда идти не надо
spax555
14.03.2018 10:50Жаль только приложение не работает в обратную сторону, т.е. не заменяет Тройку.
uncle_dima
14.03.2018 13:54Пару дней назад попробовал пополнить Тройку с мобильного приложения «Метро», получилось записать билет на 60 поездок. Нужен телефон с поддержкой NFC, и вроде как не все они поддерживают запись на Тройку (можно попробовать записать несколько рублей просто на карту). Так что для себя проблему с очередью в кассу решил.
rustavelli
14.03.2018 19:25точно не все. Nexus 7 тройку не видит. На xiaomi mi5s приложение troikadumper работает хорошо, а «мой проездной» выдает ошибки при попытке записать на карту.
Geeskel
14.03.2018 14:17С некоторых банковских приложений вполне себе пополняется, операцию же можно сохранить в качестве шаблона. Другое дело, что счет текущий не посмотреть
spax555
14.03.2018 10:44В метро Москвы запрещено пропускать людей по своему билету.
Каждый проходит по своему.vconst
14.03.2018 11:36С чего бы вдруг? )))
Если проездной не анлим, а с фиксированным числом поездок — то мое дело, как я их трачу. С женой ездим по метро-автобусам и пропускаеттот — у кого больше поездок осталосьпрактически всегда — муж… Никогда и ни у кого не было никаких претензий, то есть вообще и совсем, все это ессно на глазах у всей московской контрольной братии. У контроллеров с карманными валидаторами — тоже ни одного вопроса «я за двоих приложился».
Что до темы статьи — то платить смартом категорически неудобно. Карточка, что банковская, что проездной — маленькая и удобная, помещается где угодно и требует места точно меньше смарта. Достать ее и приложить гораздо проще, чем тащить лопату а чехле из кармана. Если она упадет — я ее подниму и положу обратно в карман, ничего с ней не случится. Потому, хоть я и люблю всякие гиковские штучки — смартом пользоваться как карточкой категорически не согласен, это неудобно и небезопасно для смарта.
А вот Мой проездной — отличная программа! Постоянно записываю проездные на 60 поездок себе и жене. Однажды у меня кончились поездки и я записал на Тройку билет стоя на передней площадке автобуса, успел сделать даже быстрее, чес доехал до следующей остановки. Рекомендую!milten80
14.03.2018 13:55С чего бы вдруг? )))
А вот и ответ, из блока «Пассажирам запрещается»
2.11.23. Реализовывать карты и билеты для проезда в метрополитене, а также предоставлять проходы по ним за пределы пропускных пунктов станций метрополитена лицами, не уполномоченными на это руководством метрополитена.vconst
14.03.2018 13:59Так это и не реализация — а уполномоченное право пассажира :) На билете не пишется имя и фамилия, может это жена его купила, просто хранится он у меня. Короче — это против барыг, которым руководство купило билет и они занедорого реализуют с него поездки, а не против того, что бы муж жену не смел пропускать за свой счет.
milten80
14.03.2018 15:57Оно, конечно, логично, карта может быть чья угодно, но есть разница между «Пассажир приложил неизвестную карту к валидатору и прошел в метро» и «Пассажир приложил неизвестную карту к 2 (и более) валидаторам, после чего в метро прошли несколько человек»
QDeathNick Автор
14.03.2018 14:19Странное размытое правило, видимо это подразумевает предоставление проходов за плату.
Регулярно вижу людей, пропускающих других по своей карте и контролёры на это никак не реагируют.milten80
14.03.2018 15:52Из личного опыта, году в 2014 — контролеры в наземном транспорте на это возбуждались, штрафуя одного из двух прошедших по одной карте (когда реально прикладывали карту два раза, а не один с последующим проходом в обнимку).
В 2017 году при проверке в автобусе контролерами также видел, что двух прошедших по одной карте не оштрафовали, считали данные и успокоились.
Есть догадки, что поменяли формат инфы, которая пишется на носитель, и раньше действительно можно было проверить только последний проход (сторонние «читалки» через nfc могли выдать информацию по последней поездке). А теперь можно проверить несколько последних поездок.
Но забыли при этом вычистить все устаревшие пункты правил пользования транспортом.
nidalee
14.03.2018 14:03Потому, хоть я и люблю всякие гиковские штучки — смартом пользоваться как карточкой категорически не согласен, это неудобно и небезопасно для смарта.
Что насчет Google Pay?vconst
14.03.2018 14:04Те же самые соображения. Смарт тяжелее вытаскивать и можно уронить, а карточка легкая и сломать ее почти невозможно. Если уж человек настолько налегке вышел — то логичнее как раз отказаться от телефона, чем от пары обрезков тонкого пластика в кармане.
nidalee
14.03.2018 14:11-1У меня получилось наоборот — карта, похоже, размагнитилась и теперь ее надо приложить и елозить по терминалу в надежде, что она все же прочитается.
Телефон же даже прикладывать оказалось не нужно — его можно не касаясь направить в сторону терминала и тот уже радостно пищит. Может, китайцы с мощностью передатчика перестарались, но факт остается фактом.
Что касается карт — они у меня в кошельке, а кошелек весьма большой. Без телефона я из дома выйти не могу, без кошелька — вполне.
QDeathNick Автор
14.03.2018 14:21В моей вселенной без телефона нельзя никуда выйти, даже представить себе такое не могу. Да и вытаскивать мне его не сложно, он вообще в руке больше времени, чем где-то ещё.
vconst
14.03.2018 14:24Ну и ладно — пусть будет телефон. Но и пара кусков пластика не настолько утяжеляют багаж, чтобы отказываться от них. Гиковость в чистом виде :)
Мне тоже не нравятся кошельки, я сам сделал себе чехол для карточек, взял пару кусков хорошей кожи и пробил хольнитенами, дел на полчаса — а удобства на несколько лет.QDeathNick Автор
14.03.2018 14:44Я почти не ношу с собой бонусные карточки, сфотографировал, скинул в облако телеграма и добавил тег #card и название магазина для удобного поиска. Реально в телефоне найти нужную карту проще, чем в стопке карт.
Пока ни в одном магазине или ресторане проблемы со считыванием штрихкода с экрана не возникло. Причём некоторые карты вообще на жену оформлены.
не настолько утяжеляют багаж,
Если есть багаж, то может и не проблема. Но вот брать с собой постоянно багаж иногда напрягает.
vconst
14.03.2018 15:09Я про проездной и пару банковских — они занимают настолько пренебрежимо мало места, что отказываться от них в пользу одного только смарта, с риском его разбить и вообще не сильно удобного в этом плане — это гиковость ради гиковости.
QDeathNick Автор
14.03.2018 15:21Ну может, если вы достаёте телефон несколько раз за день, то да, лишние два раза в метро увеличат риск. Я вот достаю телефон из кармана чтобы воспользоваться мессенджером в тысячу раз чаще, чем для того чтобы оплатить. Считаю, что риск его разбить от того, что я им пользуюсь как средством оплаты никак не увеличивается. По моему это совсем какой то надуманный довод.
Насчёт удобства тоже субъективно. Оплатить телефоном лично мне проще, чем карточкой. Телефон у меня в кармане под рукой, если вообще не в руке. Портмоне обычно в более недоступном месте, по понятным причинам.
Кажущаяся гиковость только из-за того, что пока есть куча проблем, с которыми большинству тяжело справится, но пройдёт несколько лет, может даже десятков, проблемы решатся и все привыкнут платить телефоном за большинство услуг, а возможно даже не телефоном, а вшитым чипом. Представляю какими гиками вы считаете людей, которые сейчас вшивают себе чипы.vconst
14.03.2018 15:28Я для того и таскаю с собой Пебл, потому что они в разы сократили число вытаскиваний смарта из штанов! :)
Карточки у меня не дальше смарта, просто в другом кармане. В местах оплаты — толкучка и спешка, а в мессенджер можно ответить выбрав более удобное место, чем толкотня у кассы или турникета. Если уж выбирать наиболее простой и удобный способ оплаты проезда и тп — то я бы предпочел чип в ладонь. Еще более гиково и удобно :)
zedalert
14.03.2018 11:40Они разве добавили в приложение покупку именно поездок? Пробовал его пару недель назад, только деньги можно было закидывать, без возможности выбора на какой тип проездного.
n_demitsuri
14.03.2018 12:36Вы про «Мой проездной»? Если у вас не показывает возможность покупки билетов, а только удаленной пополнение баланса, то либо ваш телефон не поддерживает чтение/запись Тройки, либо вы столкнулись с их странной логикой работы приложения (нужно сначала приложить Тройку, приложение ее прочитает и тогда станет доступна покупка билетов).
lehnh
14.03.2018 13:16Несколько лет назад такая функция уже была. Еще во времена Sony Z3 (до выхода Z5) пользовался, очень удобно.
antonn
14.03.2018 11:43Первый: в наземном транспорте невозможно по одному смартфону пройти нескольким пассажирам, требуется зачем-то ожидать несколько минут после прохода, а в метро мне удавалось провести несколько человек прикладывая свой смартфон.
Похоже на работу билета «90 минут»: в метро всегда снимают поездку, а в ТАТ в зависимости от открытого билета на 90 минут (по умолчанию на тройке сначала списывается «единый», при последующем проходе добавляется небольшая сумма до поездки «90 минут», и далее ТАТ бесплатно). Если бы не было таймаута (7 минут, если помню верно), то люди бы всем офисом по одному билету садились бы в автобус и ехали куда надо. С безлимитом и в метро таймаут.
n_demitsuri
14.03.2018 12:53Абсолютно ужасный сервис «Мобильный билет» (это который сим-карта, совмещенная с тройкой), который ввели для галочки и забыли, а пользователи теперь страдают.
Почитайте, например, соответствующую тему на 4pda. Операторы полностью забивают на этот сервис и не собираются его развивать/исправлять работу:
— сложно найти сим-карты;
— нет в продаже антенн для телефонов без nfc;
— частые глюки активации;
— частые глюки с просмотром баланса и его автопополнением;
— кажется, возможность напороться на доп списания за смс в роуминге (поэтому сервис перед поездкой надо отключать, а потом по прибытии снова включать).
Сам Дептранс тоже забил на этот сервис (хотя и активно рекламирует его на эскалаторах):
— нет почти никакой поддержки, развития системы, устранения ошибок;
— частые проблемы с валидаторами в наземном транспорте;
— это не полноценная Тройка: кажется, нельзя записать, как на обычную Тройку, билет «ТАТ на 60 поездок» (хотя автор, вроде как, пишет, что у него получилось). Не помню, можно ли записать электрички (хотя сейчас их и на обычную не записать удаленно).
К этому всему надо добавить, что сам сервис работает только на определенных моделях телефонов (и на определенных прошивках) и официально работает только баланс Тройки (возможность записи, например, Единых — недокументированная возможность).
То есть сейчас этой услугой могут пользоваться, да собственно и пользуются, только гики, которым нравится сам факт оплаты сим-картой. Мне кажется, уж проще растворить и разместить где-то в телефоне обычную Тройку, работать будет намного стабильнее, только что автопополнения не будет.rustavelli
14.03.2018 19:42не мучайтесь уже )
github.com/gshevtsov/TroikaDumpern_demitsuri
14.03.2018 20:59Предлагаете не платить за проезд?
rustavelli
14.03.2018 21:02Предлагаю использовать софт, который работает.
QDeathNick Автор
14.03.2018 22:03Есть много действительно работающего софта.
Разве этот как-то поможет платить с телефона за проезд?
sumanai
14.03.2018 13:49+1Могу порекомендовать для бесконтактной оплаты приложение qiwi… Минусов не нашёл.
Эх, уже никто не считает слив истории трат стороннему сервису минусом (QDeathNick Автор
14.03.2018 23:53Не вижу разницы, сторонний сервис или сторонний банк.
Всё равно кому-то сливать придётся пока monero не будут принимать во всех палатках.sumanai
15.03.2018 00:53В банке пока ещё можно снять наличку, она анонимнее даже биткоинов с его глобальной историей транзакций.
olegponomarew
14.03.2018 14:12В нашем городе, Волгоград сделали возможным оплату по банковской карте и соответственно уже поддерживается и androidPay, applePay, и т.д. никаких заморочек со спец снимками не нужны. Судя по статье создаётся впечатление что она лишь для рекламы qiwi написана.
QDeathNick Автор
14.03.2018 14:34Статья про то, что можно телефоном в метро расплачиваться поездками, а не рублями, как многие делают. Это немного экономнее.
Остальное здесь только потому, что тоже помогало жить налегке только с телефоном в руках.
Никакой рекламы, кроме ioquake3 в статье нет :)
kvarkicn
14.03.2018 16:59В Москве вводили в качестве эксперимента. Вроде бы отказались, по крайней мере наклейки больше не встречались.
Не очень удачная идея на мой взгляд, прилепить левое устройство на турникет гораздо легче, чем на банкомат, а в толпе особо разглядывать не будешь, увести данные/деньги проще.
1Denh1
14.03.2018 14:13-1Не знаю как в Москве но у нас проездной/билет подносит сам водитель и раза по 3(то ли терминалы глючные то ли карты «высококачественные»), чтоб наверняка видимо от таких «пользователей» и защищает эта задержка.
cyber01
14.03.2018 16:14Для пополнения тройки уже довольно давно пользуюсь приложением Метро Москвы (это которое официальное). Оплатил, приложил к телефону, тут же прошел турникет.
Покупал как поездки, так и безлимитку, ну и само собой просто баланс пополнял. А вот «Мой проездной» почему-то работало некорректно на моем Huawei Honor 6x.
Жалко нету приложения-замены тройки на мотив androidPay (или я что-то пропустил?)QDeathNick Автор
14.03.2018 16:18Тоже не нашёл такого приложения. Мне кажется вообще технически проблематично реализовать тройку только с использованием NFC.
Спасибо за альтернативу в виде "Метро Москвы". "Мой проездной" очень нестабильно работает.
e1t1
14.03.2018 22:09В топике wileyfox на 4pda упоминалось что в природе есть телефоны которые прикидываются Тройкой и что ведутся работы чтоб wileyfox`ы тоже так могли.
igor_kuznetsov
14.03.2018 16:59Самая большая боль — mifare classic.В большинстве телефонов его нет. Билет записать нельзя.Интересно, зачем метро выбрало это редкое чудо?
QDeathNick Автор
14.03.2018 17:39Поэтому и приходится в телефон вставлять SIM карту с mifare classic, но и с ними тоже бывают проблемы.
К примеру на телефоне Xiaomi Mi5s NFC антенна расположена под пластиковой панелью декорированной под металл, но слот SIM находится в слоте под металлическим корпусом и в итоге "Мобильный билет" не работает, хотя пишут, что антенна используется именно телефона, а не своя.igor_kuznetsov
14.03.2018 17:49А, я правильно понял — если симка будет с mifare classic то в ТЕОРИИ я смогу тройку записать?
QDeathNick Автор
14.03.2018 18:02Да, как бы именно про это статья. Я на практике это сделал.
Я уже более полугода езжу именно по таким образом прописываемым поездкам.
yarglor
15.03.2018 22:56А мне помог штатный силиконовый чехол, под который я подложил карту Тройка. Смартфон без NFC.
igrushkin
Первый: в наземном транспорте невозможно по одному смартфону пройти нескольким пассажирам, требуется зачем-то ожидать несколько минут после прохода
Это связано с ГК. При проверке контролером, подтвержденная оплата проезда будет только у «последнего» пассажира, проведенного таким способом
ky0
«Зачем-то» — для того, чтобы купив поездок или просто закинув денег на карту, нельзя было стоять и барыжить, пропуская других по более низкой цене. Неужели не помните, как такие коммерсанты стояли на загруженных станциях с утра, предлагая пропустить по своей (тогда ещё бумажной) карте?
n_demitsuri
Не совсем поэтому, в метро же нет задержки и так «барыжить» можно. Это сделано, потому что в наземном транспорте по электронному кошельку Тройки работает автоматическая тарификация «90 минут», предусматривающая 1 поездку на метро и неограниченное число поездок на наземном транспорте. То есть за второе и последующие прикладывания в наземном транспорте билета деньги не списываются. Вот чтобы этим не пользовались, проводя несколько человек по одному билету, и стоит задержка по Тройке в автобусах.
Это, кстати, точно так сработает, если сначала проехать на метро, а потом попробовать двоих провести в автобусе. Интересно, будет ли так, если сначала ехать на автобусе? По-хорошему для первого пассажира должна списаться поездка на ТАТ, а для второго включиться «90 минут».
Неоднократно обсуждалось и, кажется, даже есть официальный ответ Дептранса или Мосгортранса, что у контролеров есть возможность проверить несколько поездок по одному билету и поэтому по одному билету можно ездить нескольким пассажирам.
kvarkicn
Это работало только для безлимитных карт, чтобы не высаживали по 2-3 сотни поездок в день. Что бумажной тогда, что на 60 поездок Тройкой сейчас можно платить без перерыва, а вот именно с телефоном зачем-то замедляют. Т.е. я беру кусок пластика, тыкаю в валидатор, девушка проходит, сразу же тыкаю еще раз и прохожу я, все норм. Но меняю пластик на телефон и все, только девушка пройдет из примера выше, мне придется у турникета минут 5 стоять.
UPD. Пока печатал, выше уже объяснили задержку.
martin_wanderer
А потом приходит контроллер, и одному из вас выписывает штраф. Потому что «у каждого пассажира, должен быть свой билет». Я делал запрос в Мосгортранс, можно ли по одному билету на две поездки проходить вдвоем. Прислали официальный ответ, что нельзя.
vconst
Официально может и нельзя, но это придумано не против тех, кто вдвоем проходит по одному билету, а против курьеров и тп, которым оплачивают проездной, а они за деньги пропускают всех подряд. Прямо на глазах контроллеров в метро делаем это много лет, в автобусах тоже никаких вопросов.
n_demitsuri
Вот, например, официальный ответ Мосгортранса (http://photo.qip.ru/users/100411569/151165976/174886044/). Мне кажется, было такое и про Тройку и метро.
vconst
Спасиб:)
Вот и разрешение — логично и законно. Купил 60 поездок — трать их на кого хочешь, хоть котят проводи, только прикладываться не забывай.
QDeathNick Автор
Бывают и другие ответы от Мосгортранса.
milten80
Неправда. Билет есть всегда.
Просто он может отличаться от привычной на вид бумажной карточки.
QDeathNick Автор
Есть право на проезд, назвать это билетом тяжело. Даже в определении билета понятие права проезда отделено от понятия билета.
Есть чип, в нём есть права на проходы в метро, по поездкам, по времени или вообще, к примеру, по праву гражданина, но никакого билета я тут не вижу. Вот едет ребёнок из многодетной семьи, у него в смартфоне есть идентификатор дающий ему право на проезд на транспорте и другие бонусы, но этот идентификатор билетом на метро ну никак не назвать — это более широкое понятие.
Dimka90
Тут еще дело в том, что поездка по тройке за электронные деньги расценивается как билет «90 минут», поэтому если прислонить тройку в автобусе второй раз, то спишется 20 рублей, а не 36, а на третий вообще ничего не будет списано