В прошлые выходные Microsoft проводили свой 16-й технологический конкурс студенческих проектов Imagine Cup. Наряду с другими участниками, «Мой круг» был приглашён поучаствовать на круглом столе «Сотрудник будущего: кого будут искать работодатели завтра?». Нас попросили осветить вопрос о важности soft skills и hard skills в ИТ-индустрии сейчас и в будущем.

Для ответа на этот вопрос мы провели опрос среди пользователей «Моего круга» и «Хабрахабра». Всего в опросе поучаствовало 3000 человек, все ответы мы визуализировали с помощью инфографики, и сегодня рады поделиться получившимися результатами. Предупреждаем: будет очень много информации.





Кто принял участие в опросе


Для начала, давайте посмотрим, кто именно поучаствовал в опросе, чтобы понимать тот контекст, в котором потом будем смотреть на ответы. Видим, что имеем примерно такую же выборку, что и во всех наших прошлых опросах.

Две трети наших респондентов — это разработчики.


Специалистов руководящего и продвинутого уровней в сумме больше, чем специалистов начального уровня и стажеров. Подавляющее большинство — мужчины.


Каждый третий из немиллионного города, каждый четвёртый из Москвы. Большинство работает в небольших частных компаниях. Каждый десятый временно не работает.




Задумывались ли вы о различии между профессиональными навыками (hard skills) и жизненными навыками (soft skills)?


Первым же вопросом мы постарались узнать, насколько ИТ-специалисты различают жизненные навыки (soft skills) и профессиональные навыки (hard skills), насколько вообще думают на эту тему. Можно предположить, что чем чаще об этом различии задумываются, тем большую роль играют жизненные навыки в данном случае.

Большинство (70%) задумываются о различии жизненных и профессиональных навыков. Женщины — чуть чаще мужчин (76% против 69%). Скорее всего, это связано с различием тех специальностей, в которых работают женщины и мужчины. Как мы видели в предыдущих опросах, мужчины больше сконцентрированы на «технических» позициях, а женщины — на «гуманитарных».



На руководящих позициях задумываются о различии навыков чаще, чем на подчинённых, при вступлении в профессиональную жизнь — чаще, чем до этого. В стартапах задумываются чаще (77%), чем в других типах организаций, а во фрилансе — реже всех (63%).


Сфера, в которой работает специалист, также накладывает свой отпечаток на большую или меньшую важность различия навыков. Эйчары и менеджеры различают навыки гораздо чаще других, специалисты по эксплуатации — реже других.





Что такое жизненные навыки (soft skills)


Дальше мы решили разобраться, а что же такое жизненные навыки (soft skills) вообще? Можно ли составить перечень самых важных для ИТ-специалистов жизненных навыков?

Профессиональными навыками (hard skills) называют такие навыки, которые можно приобрести с помощью  образования, которые можно измерить с помощью формальных тестов и которые применимы в конкретной профессии.

Жизненными навыками (soft skills) называют такие навыки, которые формируются в течение всей жизни, которые сложно измерить формальными тестами и которые применимы во всех профессиях.

Жизненные навыки делят на три группы:
1. Коммуникативные навыки
2. Личностные навыки
3. Управленческие навыки

Какие коммуникативные навыки вы считаете самыми важными в вашей профессии?


Можно было выбрать сколько угодно вариантов. Больше половины голосов, с большим отрывом от остальных, собрали следующие коммуникативные навыки: умение работать в команде, умение аргументировать, умение слушать, умение договариваться и вести переговоры.

Всё это навыки командной работы, что неудивительно для нашей ИТ-сферы. Особенно чётко именно такая последовательность важности коммуникативных навыков характерна для разработчиков.



Интересны некоторые отличия в важности коммуникативных навыков в других сферах деятельности.

  • Так, в менеджменте, маркетинге, продажах, и эйчаре на первом месте стоит умение договариваться (65-80% респондентов из этих сфер указали данный навык как важный).
  • Не менее важным навыком оказался для этих сфер, а также для контента, навык продаж (20-30% указали его, в продажах — 44%)
  • Для них же, а ещё для аналитики и дизайна, существенную роль играет также навык презентаций и публичных выступлений (25-35% указали этот навык).
  • Для них же, за исключением маркетинга, а еще для тестировщиков, администраторов, специалистов поддержки и контента, важным оказался навык делового письма (25-35% указали его).
  • Для поддержки, маркетинга, менеджмента, продаж и эйчара важно быть клиентоориентированным (30-40% указали это).
  • Для эйчаров одним из самых важных навыков является навык по построению и поддержанию отношений (70% указали).
  • Для продажников умение работать в команде указало значительно меньше респондентов, чем во всех остальных сферах (лишь 44%)

Какие личностные навыки вы считаете самыми важными в вашей профессии?


В отличие от коммуникативных навыков, тут гораздо большее разнообразие ответов. Заметно больше половины всех голосов набрал навык по поиску и анализу информации (66%) и навык по управлению временем (57%).



А вот какие интересные отличия от общего среднего удалось обнаружить.

  • Для мобильных разработчиков на первом месте оказался навык управления временем, для менеджеров — умение принимать решения, для эйчаров — умение работать с обратной связью.
  • Для менеджмента, дизайна и эйчара большую роль играет умение работать с обратной связью (57-67%).
  • В маркетинге, дизайне и контенте важно креативное мышление (50-60% указали этот навык).
  • Для менеджмента, поддержки, контента  и эйчара важен навык управления эмоциями (37-55%).
  • В поддержке гораздо больше других сфер играет роль навык по управлению стрессом (47% указали).

Какие управленческие навыки вы считаете самыми важными в вашей профессии?


В управленческих навыках в лидерах, набравших заметно больше половины голосов, оказался навык планирования (71%).



  • Для менеджмента большинство навыков набрали заметно больше половины от всех голосов.
  • В эйчаре, помимо навыка планирования, также сильно выражены навыки мотивирования сотрудников и подачи обратной связи (более 60% указали).
  • В продажах, в единственной сфере, навык планирования оказался далеко не на первом месте, вместо него там навык тактического и стратегического мышления.




Какие навыки важнее сейчас, а какие будут важнее в будущем в вашей профессии?


Вот наконец, мы и добрались до прогнозов на будущее!

Почти для всех специальностей одновременно оба типа навыков, профессиональные и жизненные, играют важную роль.

Ситуация, где когорта, считающая жизненные навыки важнее профессиональных, больше когорты, считающей наоборот, наблюдается только в трёх специальностях: продажах, эйчаре и менеджменте. Это характерно и для сегодняшнего дня и для ожидания в будущем, где к ним присоединяется ещё и аналитика.

Наибольшее доминирование когорты, считающей профессиональные навыки важнее жизненных, наблюдается в мобильной разработке, а также в телекоммуникации. Однако, в будущем такое доминирование у них смягчается, но ожидается похожее по силе в контенте.



Если посмотреть в динамике на изменение относительных долей когорт, считающих одни или другие навыки важнее (смотрим на разницу между процентными долями в будущем и настоящем), то получим следующую любопытную картину.

Практически во всех специальностях ожидается рост относительной важности жизненных навыков: больше всего изменений в этой области ожидается в игровой разработке и телекоммуникациях. А единственные сферы, где ожидается наоборот, уменьшение относительной значимости жизненных навыков, — это поддержка и контент.

Рост относительной важности профессиональных навыков больше всего ожидается в продажах и контенте. И наоборот, самое сильное снижение важности этих навыков ожидается в игровой разработке, телекоммуникациях и аналитике.



Если делать очень грубое обобщение, то в целом мы видим, что технические специальности стремятся «гуманизироваться», а гуманитарные наоборот «технологизироваться», порой с некоторым ущербом другим навыкам.

Из этого грубого вывода есть пара исключений. В менеджменте нет стремления к росту важности профессиональных навыков, а жизненные навыки становятся ещё важнее. В эйчаре, маркетинге, продажах, тестировании и администрировании растет важность и тех, и других навыков одновременно.



Нужен ли навык программирования сейчас и будет ли нужен в будущем в вашей профессии?


Распространено мнение, что навык программирования скоро станет универсальным навыком, который будет нужен практически во всех сферах деятельности. Мы решили проверить эту гипотезу, и вот, что получили.

На вопрос о нужности программирования можно было поставить оценку от 1 (совсем не нужно) до 5 (очень нужно). Далее, мы вычислили средневзвешенное значение и работали с ним.



Видим, что среди разработчиков ожидается небольшое уменьшение важности навыка программирования, особенно сильно, по сравнению с другими, в игровой разработке. А вот во всех остальных сферах деятельности, действительно ожидается, что навык программирования станет более востребованным. Особенно сильно этого ожидают в сфере эйчара.

Результаты этого вопроса подкрепляют грубое обобщение из результатов предыдущего: мы видим, что технические специальности стремятся чуть уменьшить свою технологичность, а гуманитарные наоборот — увеличить.



Участвовали ли вы когда-либо в подборе и оценке новых сотрудников, интересовались ли вы их жизненными навыками (soft skills)?


Перейдём же от теории и прогнозов к непосредственно текущей практике. Посмотрим, как жизненные и профессиональные навыки влияют на найм и увольнения.

Как видим, больше половины (59%) специалистов принимают непосредственное участие в подборе и оценке новых сотрудников, две трети из них интересуются жизненными навыками кандидата.



Частота интереса к жизненным навыкам соискателя напрямую зависит от того, на какую специальность его подбирают. В принципе, видим примерно ту же картину, что и в опросе про различение двух типов навыков. При подборе эйчара, менеджера, аналитика и продажника на жизненные навыки обращают внимание почти всегда: только примерно в 10% случаев не обращают. При подборе разработчиков на жизненные навыки не обращают примерно в 25% случаев.





Бывали ли случаи выбора кандидата по жизненным навыкам (soft skills), если профессиональные навыки (hard skills) были одинаковы?


В случае, когда у кандидатов одинаковые профессиональные навыки, выбор происходит по жизненным навыкам. И опять наблюдаем похожую картину: при оценке соискателя на «гуманитарных» специальностях такое случается в 2-3 раза чаще, чем на «технических».




Участвовали ли вы когда-либо в принудительном увольнении своих коллег? Проблема в каких навыках была основной причиной таких увольнений?



Если в процессе найма участвует 59% специалистов, то в процессе увольнения 33%, что всё равно является довольно внушительной цифрой. На увольнение с одинаковой вероятностью влияют оба типа навыков.



Если разложить причины увольнения по сферам, то увидим, что тут уже нет такой четкой картины, как при найме: причина увольнения по преимущественно жизненным навыкам не так уже сильно коррелирует с «гуманитарностью» специальности того, кто принимал участие в увольнении.





Проходили ли вы когда-либо дополнительное обучение по вашим профессиональным навыкам (hard skills), какое это было обучение?





Проходили ли вы когда-либо дополнительное обучение по вашим жизненным навыкам (soft skills), какое это было обучение?





Как видим, более половины специалистов проходят дополнительное обучение по профессиональным навыкам, и только четверть делает это по жизненным навыкам. Профессиональным навыкам большинство учится на курсах, а жизненным — самостоятельно. Профессиональный навыки на конференциях усиливает каждый второй, а жизненные — только каждый четвёртый. Наставничество как способ дополнительного образования представлен в равной степени и там, и там. Сообщества чуть лучше работают с профессиональными навыками.



Все диаграммы подготовлены с помощью сервиса infogram.com.

Комментарии (17)


  1. camelos
    20.04.2018 13:50
    +2

    Хорошая статья. Спасибо. Позволю себе дополнить. Я международный эксперт WorldSkills, и я работаю с национальной сборной России.

    Вывел эмпирическое правило «поплавка»: если soft-skills ниже hard-skills, то с таким человек не имеет смысла работать дальше. Это не тот, кто сможет чего-то добиться в долгосрочной перспективе.

    Если «софты» и «харды» на одном уровне, то нужно дать шанс человеку, на короткой дистанции он может прокачать софты и стать лучше.
    И самый лучший вариант — поплавок: софты выше хардов, и софты вытягивают харды вверх, как поплавок. Человек с хорошими софт-скилами в долгосрочной перспективе всегда будет отличным профессионалом. Это ребята-чемпионы.


    1. roscomtheend
      20.04.2018 15:32

      Иногда это не поплавок, а другое слово. Потому и всплывает. И получается манагер. А потом удивляются «и чего такой продукт получается?», а потому что наверх всплывают те, у кого разрыв между хард и софт максимален (что получается для минимальных хард).


      1. lostpassword
        20.04.2018 15:51

        Непонятно, из чего вы делаете вывод, что «наверх всплывают те, у кого разрыв между хард и софт максимален». Очень за уши притянуто, очень.
        Ну и в целом какой-то злой комментарий у вас, обиженный. Да, наверх всплывают те, у кого софт лучше — так уж мир устроен. Можете обижаться и возмущаться — но жизни на ваше недовольство как-то глубоко пофигу))


      1. camelos
        20.04.2018 15:58
        +1

        сначала хотел согласиться, а потом понял, что не всё так просто.
        У плохого менеджера в итоге плохие именно профессиональные вещи — менеджерские, он не умеет делать свою работу. И у него нет поплавка сверху — чтобы наконец-то уже хоть чему-то научиться. У него софты низкие, при низких хардах. Гнать такого в РКН =)


        1. PMVyatkin
          20.04.2018 16:33

          Я сам ярый сторонник прокачки софтов, но честно говоря — очень часто в профессии стали попадаться откровенно любители по3,14здеть. Вот по-другому при всем желании не скажешь. Человек как специалист — никакой, в проектном менеджменте — PMI/PMBOK/Waterfall путает, но доболтался до руководителя отдела/направления.
          В итоге у него все проекты срываются, ничего не в срок, все втрое дороже, сотрудники только и делают что отписки ищут и параллельно офферы жирнее смотрят, а он сидит и не рыпается — всегда может наговорить, что все хорошо, повернуть в нужное русло.

          В футболе такое конечно приемлемо, ну проиграли, не мы чудаки а кто то еще. А вот с ракетостроением и похожими проектами вообще сильно сложнее — там очень часто от результата проекта весь бизнес зависит — если не взлетело, соглашаться будет некому.
          Да и вообще, очень часто нужны люди, кто не учится постоянно навыком переговоров/общению с колегами/грабежу корованов, а сидит и молча пилит код/спеки…


          1. camelos
            20.04.2018 16:59

            Баланс и гармония =)
            Не может такого быть, что коммуницируешь на 80 уровне, а задачи решаешь на 0. Ну то есть так быть может, но такой перекос ни к чему хорошему не приводит.

            И да, любителей по3.14159здеть (тут важна точность =) ) стало очень много. Это ж не мешки ворочать. У нас вообще тотальная нехватка нормальных менеджеров. Каждый, кто прочёл в Википедии статью про аджайл, или лин, или %модная_методология%, считает, что уже менеджер.


          1. Duduka
            21.04.2018 07:21

            Высший пилотаж «любителя по3.14здеть»: «уговорить заказчика, что тот „мусор“, который даже не дошел до беты, и есть самое ожидаемое, модное и йеффектифное...». так строился бизнес 1с: только менеджеры, только психологическое давление и нейроленгвистическое программирование.
            Никогда «софт» и «хард» навыки не были в приоритете у «инженерного искусства», но «мир манагеров и специалистов по продаже» сделал инженерное составляющее IT ничтожным.
            В то время, как вся постановка вопроса — идиотическая, в «командной игре» важны: командные навыки, возможность взаимопомощи и взаимозаменяемость, психологическая атмосфера, и прежде всего: профессиональная пригодность, когнитивные способности и профессионализм(в который входят: и ваши «софт», и ваши «хард», и все остальное,… это системный, интегральный показатель, призванный отразить, и помочь закрыть слабые места команды, он также относителен от проблем команды). Т.е. нет разделения софт/хард, а приведенное вначале «эмпирическое правило» — не более чем заблуждение: когнитивные способности, целеполагание, коммуникативные навыки меняются несколько раз на дню, из «сиюминутного» вы сделали «всеобщее», введя посылку о неизменности характера, но мы живем не в древней греции, меняй условия существования и фенотип изменится, наблюдал не раз.
            А вне команды: «что из софт-навыков может быть важным?! Если его суть — создание команды, умения существовать в команде, умение решать социальные конфликты, не превращать стрессовые ситуации в „финиш“?! Или Вы про манагеров?»


          1. JustSokol
            21.04.2018 09:34

            помоему если человек умеет офигенно болтать а все остальное из soft skills у него на нуле то в целом у него софт на нуле…
            софт скилз это же и умение убеждать, мотивировать, ставить цели, добиваться результата. и если при этом он не знает waterfall, scrum или инструменты управления рисками — это можно поднатаскать за считанные дни

            единственная проблема — высокие hard skills конкретного человека, нужны как компетенции команды либо в ситуациях когда они нужны здесь и сейчас


    1. Akon32
      20.04.2018 18:08

      Уточните, что означает "чего-то добиться" и "работать с человеком" в данном контексте?


      Сейчас ваш комментарий можно толковать так: вы ищете людей с невысокими hard skills (но более высокими soft), работаете с ними над повышением hard skills, и они потом, естественно, чего-то добиваются. Если к вам приходит уже профессионал (высокие hard skills, менее высокие soft skills), вы не можете научить его ничему новому (в т.ч. в soft skills), и соответственно он "не добивается". Рассуждения верны?


    1. Tantrido
      20.04.2018 18:33

      Да, по опыту: чем выше растёт технический опыт и возможности, тем выше нужно поднимать уровень коммуникаций, иначе могут жёстко остановить.


    1. ainoneko
      21.04.2018 18:58

      И самый лучший вариант — поплавок: софты выше хардов, и софты вытягивают харды вверх, как поплавок. Человек с хорошими софт-скилами в долгосрочной перспективе всегда будет отличным профессионалом.
      А зачем/почему софты будут вытягивать харды, а не самих себя?
      Ведь для «движения вверх» нужны (а) софты, (б) превышение их над хардами.


  1. lostpassword
    20.04.2018 15:50

    (deleted)


  1. Fil
    20.04.2018 17:19
    +1

    С hard понятно, но как развивать soft skills?


    1. Tantrido
      20.04.2018 18:38

      Эзотерика, друг мой! Эзотерика! Течение выбирай по вкусу. Я, например, работаю по системе Рейки, убираем двойственные циклические программы в сознании, гармонизируем отношения с людьми и миром и т.п. — очень сильно помогает! Это тоже наука! Есть точные знания такие как Древо Жизни — вершина эзотерики и др.


    1. lostpassword
      21.04.2018 08:25
      +1

      Да в целом так же. Через боль, ошибки и практику.


  1. Bagramov_s
    21.04.2018 09:32

    Благодаря своим soft-skills, за три месяца поднял с нуля hard-skills по продукту Checkpoint до уровня CCSE :) До этого, с сетями и файрволами дел вообще не имел) Занимался качеством Сервисных услуг в компании.


  1. Mike-M
    21.04.2018 20:49

    Полезная статья, спасибо! Отличное дополнение к статье на Википедии. Многие говорят про soft skills, но мало кто может чётко и структурировано объяснить, что это такое.

    После долгих лет работы в IT пришел к выводу, что неуправляемый специалист никому не нужен, каким бы «звездным» с точки зрения навыков он не был. Поэтому моя оценка hard skills/soft skills: 50/50.