Возможно, вы слышали о том, что в JavaScript ES6 появились новые объекты — так называемые прокси. Тем, кто знает о том, что такое прокси-объекты, и умеет с ними работать, они могут принести немалую пользу. Сегодня мы публикуем перевод материала, который направлен на то, чтобы объяснить всем желающим особенности работы с прокси-объектами JS на множестве примеров.

image

Также откройте в новой вкладке наш предыдущий пост: JavaScript-прокси: и красиво, и полезно

Что такое прокси?


Прокси, в широком смысле, это некая доверенная сущность, выступающая от имени другой сущности. Прокси — это заменитель реального объекта, у которого есть право выступать от имени и в интересах этого объекта. «Объектом» в данном случае может быть практически всё что угодно. Если же ограничиться рассмотрением прокси в применении к JavaScript, то можно сказать, что это — особые объекты, которые позволяют перехватывать и изменять действия, выполняемые над другими объектами. В частности, речь идёт о вызове функций, об операциях присваивания, о работе со свойствами, о создании новых объектов, и так далее. Эту технологию используют для блокирования прямого доступа к целевому объекту или целевой функции и организации взаимодействия с объектом или функцией через прокси-объект.

Прежде чем мы продолжим разговор о прокси-объектах и перейдём к примерам работы с ними, рассмотрим три важных термина, имеющих к ним непосредственное отношение. Подробнее об этом можно почитать здесь.

  • Обработчик (Handler) — объект-заменитель, содержащий перехватчики.
  • Перехватчики (Traps) — методы, которые предоставляют доступ к свойствам.
  • Целевой объект (Target) — объект, который виртуализируется прокси.

Синтаксис


Вот как выглядит объявление простого прокси-объекта, которому передаётся целевой объект и обработчик.

let proxy = new Proxy(target, handler);

Проверка поддержки прокси-объектов браузером


Начнём с проверки поддержки прокси-объектов JavaScript браузером.

let proxyTest = new Proxy({}, {})
if (proxyTest instanceof Object) {
  document.write("Proxy supported!");
}

Стандартное поведение объектов


Здесь мы объявим объект, а затем попробуем обратиться к несуществующему свойству этого объекта.

let obj = {
  c: "car",
  b: "bike"
};


document.write(obj.b, "
"); //Результат -> "bike"
document.write(obj.c, "
"); //Результат -> "car"
document.write(obj.l); //Результат -> "undefined"

Использование прокси для объекта


В следующем примере мы используем обработчик с перехватчиком get. Обработчик передаст целевой объект и запрошенный ключ перехватчику.

let handler = {
    get: function(target, name) {
    return name in target ? target[name] : "Key does not exist";
  }
}

let obj = {
  c: "car",
  b: "bike"
};

let proxyObj = new Proxy(obj, handler);

document.write(proxyObj.b, "
"); //Результат -> "bike"
document.write(proxyObj.c, "
"); //Результат -> "car"
document.write(proxyObj.l); //Результат -> "Key does not exist"

Перехватчик get


Перехватчик get выполняется при попытке доступа к свойству объекта с использованием прокси. Метод get принимает параметр target (объект, с которым нужно работать через прокси) и property (свойство, к которому мы пытаемся получить доступ).

?Синтаксис


var p = new Proxy(target, {
  get: function(target, property, receiver) {
  }
});

  • target: целевой объект.
  • property: имя свойства, с которым нужно работать.
  • receiver: прокси-объект или объект, унаследованный от прокси-объекта

?Пример


В следующем примере мы попытаемся воздействовать на значение с помощью перехватчика get до вывода его на экран.

let handler = {
 get: function(target, name) {
    return name in target ? target[name]*10 : "Key does not exist";
  }
}
 
let obj = {
  a: 1,
  b: 2
};
 
let proxyObj = new Proxy(obj, handler);
 
document.write(proxyObj.a, "
"); //Результат -> 10
document.write(proxyObj.b, "
"); //Результат -> 20
document.write(proxyObj.c); //Результат -> "Key does not exist"

Перехватчик set


Перехватчик set выполняется при попытке установки свойства объекта с использованием прокси. Метод set принимает параметр target (объект, доступ к которому мы собираемся получить), property (свойство, которое мы собираемся устанавливать), и value (значение свойства, которое мы собираемся установить).

?Синтаксис


var p = new Proxy(target, {
  set: function(target, property, value, receiver) {
  }
});

  • target: целевой объект.
  • property: имя свойства, которое нужно устанавливать.
  • value: новое значение интересующего нас свойства.
  • receiver: объект, которому изначально была направлена операция присваивания. Обычно — это сам прокси. Однако обработчик set может быть вызван не напрямую, а через цепочку прототипов или каким-то другим способом.

?Пример


В следующем примере мы добавим к объекту некоторые свойства, назначим им значения, при этом сделаем это до объявления прокси-объекта (в коде он носит имя proxyObj).

Проанализировав этот пример, можно заметить, что если после объявления proxyObj попытаться задать новое свойство объекта, будет вызван перехватчик и в объекте будет сохранено значение свойства, изменённое им.

let handler = {
 set: function(target, name, value) {
    target[name] = value*10;
  }
}
 
let obj = {
  a: 1,
  b: 2
};
 
let proxyObj = new Proxy(obj, handler);

proxyObj.c = 3;
document.write(proxyObj.a, "
"); //Результат -> 1
document.write(proxyObj.b, "
"); //Результат -> 2
document.write(proxyObj.c); //Результат -> 30

Перехватчик has


Перехватчик has вызывается при выполнении оператора in. Метод has принимает параметры target (целевой объект) и property (свойство, доступ к которому нужно контролировать с помощью прокси-объекта).

?Синтаксис


var p = new Proxy(target, {
  has: function(target, property) {
  }
});

  • target: целевой объект.
  • property: имя свойства, существование которого будет проверяться.

?Пример


В следующем примере мы проверяем, входит ли в ключ подстрока ar. Для начала проверим, существует ли ключ, и, если это так, проверим, содержит ли он интересующую нас подстроку. Если будут выполнены оба условия, мы вернём логическое значение true, в противном случае — вернём false.

const handler = {
  has: function(target, key) {
    if (key in target && key.includes("ar")) {
      return true;
    }
    return false;
  }
};

const user = {
  car: 'Bentley',
  bar: 4,
  hotel: "no",
};

const proxy = new Proxy(user, handler);
document.write('car' in proxy, "
"); // Результат -> true
document.write('car' in user, "
"); // Результат -> true
document.write('hotel' in proxy, "
"); // Результат -> false
document.write('hotel' in user, "
"); // Результат -> true
document.write('spacebar' in proxy, "
"); // Результат -> false
document.write('spacebar' in user); // Результат -> false

Перехватчик apply


Перехватчик apply позволяет вызывать прокси с параметрами. Он позволяет переопределять функции. Метод apply принимает параметры target (целевой объект или целевая функция), thisArg (аргумент this для использования при вызове) и argumentsList (список всех аргументов в виде массива).

?Синтаксис


var p = new Proxy(target, {
  apply: function(target, thisArg, argumentsList) {
  }
});

  • target: целевой объект.
  • thisArg: аргумент this для вызова.
  • argumentsList: список аргументов для вызова.

?Пример


В следующем примере мы, с помощью прокси, переопределим функцию, которая умножает два числа. Прокси меняет поведение функции, прибавляя 1 к результату умножения.

function multiply(a, b) {
  return a * b;
}

const handler = {
  apply: function(target, thisArg, argumentsList) {
    return target(argumentsList[0], argumentsList[1]) + 1;
  }
};

var proxy = new Proxy(multiply, handler);

document.write(multiply(2, 5), "
"); // Результат -> 10
document.write(proxy(2, 5)); // Результат -> 11

Перехватчик construct


Перехватчик construct выполняется при вызове оператора new. Для того чтобы этот перехватчик мог нормально функционировать, нужно, чтобы целевой объект, для работы с которым его планируется вызывать, можно было бы создать командой вида new Target().

?Синтаксис


var p = new Proxy(target, {
  construct: function(target, argumentsList, newTarget) {
  }
});

  • target: целевой объект.
  • argumentList: список аргументов для конструктора.
  • newTarget: исходный конструктор

?Пример


В следующем примере мы передадим через прокси новое значение, к которому добавлен символ валюты, функции-конструктору.

function formatCurrency(format) {
  this.format = format;
}

const handler = {
  construct: function(target, args) {
    return new target("$" + args[0]);
  }
};

const proxy = new Proxy(formatCurrency, handler);

document.write(new proxy('100').format); // Результат -> $100

Перехватчик deleteProperty


Перехватчик deleteProperty вызывается при обращению к методу delete. Он принимает параметры target (целевой объект или целевая функция), и property (свойство, команду удаления которого мы хотим обрабатывать).

?Синтаксис


var p = new Proxy(target, {
  deleteProperty: function(target, property) {
  }
});

target: целевой объект.
property: имя свойства, в операцию удаления которого нужно вмешаться.

?Пример


Следующий пример демонстрирует вызов нужной нам функции и выполнение определённых действий при попытке удаления свойства объекта.

const cars = {
  merc: 's320',
  buggati: 'veyron',
};

const handler = {
  deleteProperty: function(target, prop) {
    if (prop in target) {
        document.write(`${prop} has been removed 
`); // Результат -> merc has been removed
      delete target[prop];
    }
  }
};

document.write(cars.merc, "
"); // Результат -> "s320"

const proxy = new Proxy(cars, handler);
delete proxy.merc;

document.write(cars.merc, "
"); // Результат -> undefined

Варианты использования прокси


Вот несколько областей практического применения прокси-объектов в JavaScript.

  • Безопасность. Прокси позволяют организовать проверку аргументов функций и значений свойств объектов.
  • Хранение данных. Прокси-функция может вызываться при попытках модификации свойств объектов и создавать резервные копии данных.
  • Статистика. Прокси-объекты позволяют собирать статистические сведения об объектах, с которыми взаимодействуют пользователи или некие программные механизмы приложений.
  • Учёт контекста. Различные прокси можно использовать для различных контекстов выполнения программ. Скажем, это может быть контекст отладки или контекст продакшн-среды. В случае с отладкой прокси могут, например, представлять значения переменных и давать возможности прямого воздействия на содержимое объектов.
  • Шаблон проектирования «посредник». Прокси являются посредниками, используемыми для работы с представляемыми ими объектами, позволяющими объектам взаимодействовать не напрямую, а через них. В результате, при использовании прокси, не нужно описывать механизмы непосредственного взаимодействия объектов друг с другом.
  • Управление доступом. При организации доступа к свойствам объектов через прокси можно управлять происходящим, например, запрещать пользователю или группе пользователей доступ к объекту. Эти ограничения можно вводить либо на основании внутренней логики прокси-объектов, либо отдавая этим объектам явные команды, касающиеся ограничения доступа к целевым объектам.

Итоги


В одном из наших предыдущих материалов о прокси-объектах в JS, который был опубликован в конце января сего года, мы вынесли на голосование следующий вопрос: «Пользуетесь ли вы прокси-объектами в своих JS-приложениях?». Тогда оказалось, что 13% респондентов ответили «Да», 83% — «Нет», а 4% выбрали вариант «Другое (в комментариях)». Мир JavaScript развивается очень быстро. Вполне возможно, что сейчас изменилось и отношение программистов к прокси-объектам. Поэтому предлагаем всем желающим помочь нам это выяснить и принять участие в сегодняшнем опросе.

Комментарии (14)


  1. inoyakaigor
    22.05.2018 16:11

    Иногда для отладки использовал. Жду когда mobx переедет с геттеров-сеттеров на прокси (обещали в пятой версии)


    1. mayorovp
      22.05.2018 17:13

      А зачем? Какую проблему это решит?

      Единственное применение которое я вижу — это обращаться «через точку» к элементам словаря вместо вызовов get/set.


      1. dagen
        23.05.2018 10:16

        Mobx почти не использовал, но подозреваю, что ещё исчезнет потребность использовать `action` в декораторах к изменяющим состояние методам.


        1. mayorovp
          23.05.2018 10:23

          Но каким образом? Action как бы и сейчас можно не писать, просто операций пересчета модели и рендера будет существено больше.


      1. inoyakaigor
        24.05.2018 13:58
        +2

        В текущем Mobx все Observable массивы суть объекты и код

        SomeObservableArray instanceof Array

        возвращает false.
        С прокси будет true


  1. nizkopal
    22.05.2018 20:37

    Ну… наверно это полезно.
    Не то, чтобы мне никогда не требовалось иметь подобный объект, просто раньше это можно было организовать руками, а сейчас вот, из коробки доступно.


  1. ReklatsMasters
    22.05.2018 20:51
    +1

    Использовал Proxy когда делал парсер торрентов (bencode парсер). Идея была в том, чтобы на вход принимать Buffer, а конвертирование в строку делать при запросе, т.к. это довольно дорогая операция. Получилось довольно быстро.


    https://github.com/reklatsmasters/btparse


    1. mayorovp
      23.05.2018 05:33

      А можно подробнее? Я почему-то не вижу в вашем коде никакой ленивости…


      1. ReklatsMasters
        23.05.2018 08:59

        Там есть файл lazy.js. Все буферы при чтении хранит в avl дереве, а при доступе к свойству конвертирует в строку.


        1. mayorovp
          23.05.2018 10:24

          Не вижу где эта самая конвертация происходит…


          1. ReklatsMasters
            23.05.2018 14:24

            Смотрите как это работает. Допустим, я разобрал торрент файл и хочу получить доступ к свойству.


            const torrent = decode(file);
            console.log(torrent.info.name)

            При доступе в свойству info запрос уйдёт в прокси вот тут, конвертируется в буфер и будет осуществляться поиск согласно avl tree. Если полученное значение строка, число или массив — оно вернётся как есть. А если ещё один словарь, то вернётся ещё один прокси, он оборачивается в парсере. В данном случае конвертации в строку вообще не осуществляются, поэтому, возножно, не совсем корректно называть этот метод ленивым. Но вот в ловушке ownKeys как раз осуществляется конвертация ключей в строки при запросе.


            1. mayorovp
              23.05.2018 14:39

              Так бы сразу и говорили что вы ключи лениво конвертируете! Я-то искал значения… Да, это имеет смысл.

              Хотя я все равно не понимаю каким образом построить дерево с кучей ключей оказывается быстрее чем конвертировать их все в строки и запихать в хеш-таблицу.

              Кстати, вы не пробовали вместо avl-дерева использовать сокращенный бор (он же луч)?


              1. ReklatsMasters
                23.05.2018 16:12

                Писал код давно, не сразу вспомнил как что работает. И да, я тоже удивлён, что работа с деревьями быстрее, чем работа со строками.


                Я не спец по алгоритмам на самом деле. Я искал тот, который осуществляет вставку и поиск за приемлемое время. Просто из какой то книги по алгоритмам.


                Кстати, когда я его писал, для 6й или 4й ноды кажется, он неоптимально работал — не инлайнится, деопты вылезали. Сейчас в последних нодах с турбофаном стало быстрее. Ещё и скорость proxy подкрутили.


  1. Maiami
    22.05.2018 21:56

    В качестве эксперимента для реализации ленивого доступа к данным, чтобы подход оставался универсальным. Например, сейчас есть примерно такой код:

    app.use(modules.common)
    app.use(modules.lazyData1)
    app.use(modules.lazyData2)

    В самом modules.lazyData1 забираются данные из базы, они нужны только на 2 страницах, в соответствующем шаблоне, где нужны эта данные:

    mixin lazyData
         | test proxy: #{await lazyData1.proxyObj.c}

    Правда pug не поддерживает await (или я не нашла как), пришлось использовать кастомный pug

    В целом компактно, универсально и удобно добавлять новые модули/плагины. Скорость не замеряла до и после