Недавний испытательный суборбитальный полет ракеты частной китайской космической компании OneSpace обнаружил до этого незаметный тренд — в Китае есть космические частники, и они весьма активно развиваются. Уже в ближайшие годы мы увидим новую космическую гонку частных компаний США и Китая. А что нам известно о китайских частниках?


Фото Wan Nan/Chongqing Daily/VCG

Достаточно распространено ошибочное мнение, что космонавтика в Китае только государственная. На самом деле еще в 2014 году правительство официально разрешило частным компаниям разрабатывать ракеты-носители для запуска спутников. И к сегодняшнему дню уже несколько компаний могут показать свои достижения.

ExPace


Еще недавно первой частной компанией называли ExPace (ExPace Technology Corporation), основанную в феврале 2016 года. Но ставшие известными сейчас частники указывают на своих сайтах более ранние даты, так что вопрос, кто был действительно первым, еще ждет своего исследователя. К тому же у ExPace есть особенность, которая не позволяет считать ее по-настоящему основанной с нуля — она была выделена (и является дочерней) из государственной China Aerospace Science and Industry Corporation (CASIC). В результате получился парадокс — компания, основанная в 2016 году, занимается ракетой-носителем «Куайчжоу» («быстрая лодка»), впервые полетевшей в 2013 году.


Старт РН «Куайчжоу», фото News.cn

Ракета-носитель уже успела стартовать три раза, в 2013, 2014 и 2017 годах. В версиях KZ-1 и KZ-1A она может вывести на орбиту ~200-500 кг. На 2018 год запланирован пуск более тяжелой версии KZ-11, которая сможет поднять полторы тонны на низкую орбиту.

OneSpace


Компания OneSpace была основана с нуля, но при поддержке Государственного управления оборонной науки, техники и промышленности. 16 мая они успешно запустили технологический демонстратор OS-X0, который сумел подняться на 39 км.


Одноступенчатая ракета имеет массу 7200 кг, высоту 9 метров и использует твердотопливный двигатель. По информации с официального сайта для выведения полезной нагрузки планируется создать ракету-носитель OS-M, которая сможет доставить до 205 кг на низкую орбиту высотой 300 км или до 143 кг на солнечно-синхронную орбиту.


Ракета-носитель OS-M, рисунок с официального сайта

OneSpace — очень молодая компания, созданная в августе 2015. Тем не менее, у них уже есть центральный офис в Пекине, производственная и исследовательская база в городе Чунцин и испытательный полигон в провинции Цзянси. Также они пишут, что собрали 100 миллионов юаней (~$15 млн.) в 2016 и 200 миллионов юаней (~$30 млн.) в 2018. О скорости развития компании говорит тот факт, что первый твердотопливный двигатель они испытали в 2017, а жидкостной — в этом году.

LandSpace


Эта компания была основана в 2015 году университетом Цинхуа, регулярно занимающим первое место в рейтинге китайских вузов. В 2017 LandSpace заключила контракт на выведение полезной нагрузки с датской компанией, а в апреле этого года на первом симпозиуме китайской частной космонавтики анонсировала кислородно-метановый двигатель TQ-2 тягой 70 тонн и ракету ZQ-2 на его базе. Как ожидается, ZQ-2 сможет вывести на низкую орбиту 3,6 тонны, а на солнечно-синхронную 1,5 тонны, что сделает ее на порядок (примерно в 10 раз) более грузоподъемной, чем американская/новозеландская РН Electron.


Двигатель TQ-2

Можно найти более старые планы создания ракеты LandSpace-1 с ожидаемой датой первого пуска в 2018, но, похоже, они уже не актуальны.

LinkSpace


LinkSpace, основанная в 2014 году, подыгрывает стереотипам о копирующих чужие технологии китайцах, потому что прямо вдохновляется конструкциями SpaceX. На самом деле их ракета не является копией, потому что сильно отличается по размеру и будет использовать двигатели, систему управления и прочее собственной конструкции. Хотя в своих новых рендерах они воспроизвели не только технические решения в виде посадочных опор и решетчатых рулей, но даже изменения окраски Falcon 9 Block 5.


Источник: твиттер компании

Ракета New Line 1, как ожидается, сможет вывести на солнечно-синхронную орбиту ~200 кг и по этому параметру будет прямым конкурентом РН Electron.

Сейчас LinkSpace испытывает тестовые стенды вертикального взлета и посадки и обещает показать полет многоразовой ракеты (скорее всего суборбитальный) уже в этом году.


Заключение


Китай уже давно наглядно опроверг стереотипы о неграмотных рабочих, вручную за копейки делающих копии западных товаров — в сфере высокотехнологичной потребительской электроники во многих областях он уже является лидером, причем с собственными, уникальными разработками. Бытовая техника Xiaomi не имеет аналогов по соотношению цена/качество, дроны DJI являются эталоном отрасли (и, напоминаю, западная GoPro не смогла войти на этот рынок со своим дроном KARMA), электросамокаты, моноколеса и прочий персональный электротранспорт китайских фирм тоже является лучшим в мире. Так что на месте западных частных космических компаний я бы стал серьезно беспокоиться — скорость создания новой техники в Китае говорит о том, что уже в ближайшие годы китайские частные космические компании станут очень серьезным конкурентом.

Комментарии (41)


  1. saag
    04.06.2018 07:35

    Частная компания, выделенная из государственной будет такой же государственной, только с другой вывеской, она будет дочерней госкомпанией с всем финансированием и разрешениями.


    1. Mike_soft
      04.06.2018 08:15

      Не факт. в китае некоторые автопроизводители так вылезли.


      1. black_semargl
        04.06.2018 16:10

        Автопроизводителю вылезти просто, а вот производство РДТТ вне исходного завода — вряд ли получится…


        1. Valerij56
          05.06.2018 00:48

          Почему? особенно учитывая китайские нормы охраны труда.


          1. black_semargl
            05.06.2018 10:06

            Требуемый уровень технологий — залить толстостенную трубу большого диаметра полимером чтобы он потом не бабахнул требует достаточно большой кучи специфичного оборудования.
            И приобретать его ради нескольких экземпляров в год…
            Другое дело если это конвейер на котором например тактические ракеты делают.


            1. vassabi
              05.06.2018 11:15

              вроде были какие-то ребята, которые делали заряд для РДТТ при помощи хитрого 3Д принтера…


            1. Valerij56
              05.06.2018 11:26

              Химическое производство достаточно банального уровня. Специальное оборудование требуется только для заливке секций/шашек, только у относительно очень небольших ступеней ракет корпус цельный, единый. Оборудование, точнее, оснастка, специальная, но совсем не сложная — типа автоклава на небольшое давление и температуру, с учётом принятого в Китае уровня техники безопасности может быть изготовлена даже в автосалоне.


              1. black_semargl
                05.06.2018 14:29

                Я не спорю насчёт китайской техники безопасности на производстве, но оно же ещё и летать должно без аварий.


                1. Valerij56
                  05.06.2018 14:46

                  Вот я и говорю, что взрыв ангара с расположенным внутри оборудованием для залива твёрдого топлива в корпуса на статистику запусков не повлияет. А проверять равномерность заливки они могут хоть рыболовными эхолотами.


                  1. Mike_soft
                    05.06.2018 15:05
                    +1

                    ох, наподсказываете…


    1. AngusMetall
      04.06.2018 08:40
      +1

      Так вот тут основной вопрос по схеме финансирования, если просто поделили одну госкомпанию на две, это одно, а если дали технологий, какой-то грант для старта и сказали дальше крутитесь как хотите, это совсем другое…


    1. Valerij56
      05.06.2018 00:47

      Частная компания, выделенная из государственной будет такой же государственной, только с другой вывеской, она будет дочерней госкомпанией с всем финансированием и разрешениями.
      Не доказанное утверждение, может быть так, но может быть и наоборот. Для данного случая фактов у меня нет.


  1. thesun2003
    04.06.2018 10:46

    Electron же американо-новозеландский, причем тут Австралия?


    1. lozga Автор
      04.06.2018 10:47

      Тьфу, второй раз я его в Австралию переношу. Спасибо, исправлено


  1. vassabi
    04.06.2018 11:21

    ничо, американские частники еще поборются.


  1. solariserj
    04.06.2018 11:29

    А где американские частники?, все представленые вроде только китайские.


    1. caballero
      05.06.2018 13:09

      про американских и так везде уже написано и показано. А Китай достаточно закрытая страна.


  1. killik
    04.06.2018 16:15

    Фау-2 не была частной. Химия с тех пор не изменилась.


    1. vassabi
      04.06.2018 19:59

      химия — нет. а вот материалы и способы, как из них сделать двигатель, — очень даже


      1. Valerij56
        05.06.2018 00:53

        Ещё больше изменились производственные отношения. Именно здесь SpaceX и Blue Origin произвёли настоящую революцию, отойдя от существовавших до них стандартов.


  1. sinc_func
    04.06.2018 16:35
    +6

    За годы работы в нашей космической промышленности я постоянно наблюдал картину.
    С одной стороны — там монстроидальный процесс организации труда, пирамида в распределения потоков бабла, пирамида в распределении информационных потоков (обычно низовых специалистов держали в неком информационном вакууме).
    Это впрессовывало нас, рядовых разработчиков, в некую матрицу типовых (… и весьма безмозглых..) действий.
    Однако, часто и особенно в советское время находился энтузиаст с идеей — «О! да тут все можно сделать гораздо лучше и проще!..». А для убедительности мог засучить рукава и сделать работающий макет.
    И вот сморит Зам.Директора по Науке на этот макет, одобрительно кивает… и наконец говорит — "… хорошо.."
    Я тоже как-то делал такой макет… И мне тоже сказали — "… Хорошо!.."
    Я ничего не понял, но какие проблемы? Еще раз сделал уже другой макет, тоже десятикратным ростом ключевых параметров… И мне еще раз одобрительно кивнули и сказали "… Ну… Хорошо.."
    И вот годе-то в 2010 году Главный Конструктор НИИФИ высказался:
    "… Нам очень нужны энтузиасты! "
    В переводе на нормальный русский язык это значит — монстроидальный поток бабла крутиться сам по себе (… бюджет НИИФИ в эти годы выходил на несколько миллиардов..),
    а рядом же должны бегать энтузиасты, делать делать за копейки и на коленке свои практические разработки…

    Но чувствуется… возникли проблемы с энтузиастами…


    1. Mike_soft
      05.06.2018 09:27

      а зачем ему энтузиасты, если дальше макетов дело все равно не уходит?


      1. Valerij56
        05.06.2018 11:27
        +1

        На макетах он показывает картины прекрасного будущего.


      1. sinc_func
        05.06.2018 11:59

        Представим сетевой график какого-нибудь НИОКР — это такая простыня с квадратиками, а внизу там подписи — до 100 фамилий… И вот такая простыня запускается в начале года,… долго месяцами крутиться… Ну и я спрашиваю — «А какой результат ожидается?»
        — " А кто же его знает — какой получиться.."
        Этот год работы может закончиться ничем… И это может повториться и в следующем году…
        Но бесконечно это продолжать не может — и тут очень желательно иметь по факту уже готовый проект и под руководством всего «кагала» в 100 подписей его тупо передрать лишь немного облагородив.


        1. Mike_soft
          05.06.2018 12:04

          т.е. предпочитают даже макет, и тот «на халяву». грустно…


  1. mfedyashov98
    04.06.2018 19:05

    Весьма вероятно, что в гонке победит США, все же у Китая нет пока таких технологий, тем более наиболее опытные эксперты работают в Америке


    1. Alter2
      04.06.2018 19:46

      Космос большой — гонок много


      1. mfedyashov98
        05.06.2018 10:34

        Надеюсь, что и мы понемногу втянемся


    1. vassabi
      04.06.2018 20:01
      +1

      будут запуски — будут и технологии, будет и опыт специалистов.


    1. Valerij56
      05.06.2018 01:12

      Дело в том, что автор статьи не может отказаться от мышления в стиле Лунной Гонки между СССР и США. Но сейчас наступает эпоха освоения Солнечной Системы, а это совсем другие правила.

      image

      Если США вместе с Европой начнут строить свою «Moon Village», то никто н запретит Китаю построить рядом свой купол.

      image

      Даже на Луне, а тем более в Солнечной Системе есть всего несколько очень ограниченное число мест, где «кто первый встал, того и тапки». В остальном ничто не помешает Китаю сделать на Луне свою базу, а на Марсе свою колонию, причём в последнем случае китайцы могут просто покупать у SpaceX билеты и оплачивать Маску доставку своей техники. Потом, пусть и значительно позднее, они смогут сделать собственные экономически эффективные носители для выхода на орбиту и межпланетные корабли.

      Но Китай уже взял курс на экспансию в космос. А мы всё ещё уверены, что главным двигателем пилотируемой космонавтики будет престиж.


      1. TorynVerd
        05.06.2018 10:34

        вот да, этого у китя не отнять- они не боятся делать ставку на будущее. И ничто не мешает им создать контролируемую конкуренцию своим государственным конторам- чтобы значит шевелились. Контролируемую в том плане, что налево не сольют результаты.
        Конечно, не стоит сбрасывать со счетов -Партия сказала надо, народ ответил Есть!..
        Надеюсь это заставит остальных участников космической программы шевелиться быстрее…


        1. Valerij56
          05.06.2018 11:36

          И ничто не мешает им создать контролируемую конкуренцию своим государственным конторам
          «Контролируемая конкуренция» — это как у нас «управляемая демократия».

          Контролируемую в том плане, что налево не сольют результаты.
          Кто и зачем будет сливать результаты, если будет уверен, что не придёт чужой дядя и не сделает предложения, от которого нельзя отказаться, попросив у тебя за бесценок 90% созданной тобой крупнейшей в России и пятой в мире фирмы такого профиля, как это было, например, со Сканексом?


          1. Mike_soft
            05.06.2018 11:49

            в автомобилестроении примерно так и было — конкуренция некоторое время ограничивалась, компаниям даже оказывалась прямая помощь из бюджета. и это «некоторое время» было четко ограничено. после этого момента — нормальная конкуренция.


            1. Valerij56
              05.06.2018 14:38

              С этой точки зрения конкуренция в пилотируемых полётах тоже ограниченная. Сначала в честном соревновании были найдены три наиболее продвинутые компании. На следующем этапе две из них подтвердили возможность справляться с заданием вовремя и получили бюджетное финансирование и госзаказ. Потом, не без приключений с финансированием, эти две фирмы строят и испытывают свои корабли, причём НАСА меняет требования к кораблям, в результате чего SpaceX теряет примерно год работы и несколько десятков миллионов долларов. В этом году корабли должны начать финальные испытания, а в будущем — полёты, причём уобоих фирм уже есть договор на шесть полётов плюс два испытательных).

              На самом деле это рыночные методы управления экономикой. Штаты посто более открытая страна, и мы можем видеть, как всё это устроено и работает.


              1. Mike_soft
                05.06.2018 15:07

                пилотируемые полеты — они сильнее регулируются, чем производство автомобилей (да и вообще, ракетная техника — не только пилотируемая).


                1. Valerij56
                  05.06.2018 16:01

                  Современные принципы регулирования грузовых запусков почти абсолютно такие же. Но вот старые, по которым ныне строится Senate Launch System и Ариан — совершенно другие.


    1. Mike_soft
      05.06.2018 09:24

      Технологии нарабатываются. Ниоткуда они не возникают.


  1. maxood
    05.06.2018 10:34

    Низкая орбита — это о-го-го какой разброс по высотам, а солнечно-синхронная орбита — это вообще не о высоте вывода. Это я к тому, что не понятно из данного текста, какие грузы, как и куда готовы доставить большинство из перечисленных носителей.


    1. lozga Автор
      05.06.2018 10:37

      Именно из-за разницы грузоподъемности в зависимости от высоты и наклонения, единственный ответ становится общим — «небольшие коммерческие спутники»


    1. black_semargl
      05.06.2018 14:32

      Солнечно-синхронная — это и о высоте тоже.


    1. Mike_soft
      05.06.2018 15:10

      «синхронность с солнцем» солнечно-синхронной орбиты обеспечивается периодом обращения. а период обращения зависит от высоты и наклонения орбиты (которые взаимосвязаны, и могут изменяться в достаточно узких границах)