Alice in Wonderland AR Quest
19 сентября 2017 года Apple выпустила iOS 11, поддерживающую технологию дополненной реальности. Любой разработчик мог создать AR-приложение при помощи фреймворка ARKit.
23 сентября мы в Avatarico выпустили игру Alice in Wonderland AR quest.
В начале октября игра была 10-й в мире бесплатной AR-игрой по количеству скачиваний в App Store.
Через пару месяцев игра была отмечена в списке App Store Best of 2017.
В марте 2018 года игра стала 4-й AR-игрой в мире по скачиваниям
Сейчас у игры наивысший рейтинг среди AR-игр, лидирующих по скачиваниям.
С момента релиза мы не потратили ни рубля на платный трафик. Рассказываем, как так получилось.
Предыстория
Решение сделать AR-игру было стремительным, но не случайным.
До этого момента мы в Avatarico занимались разработкой VR-игр (вот посты на Хабре: 1, 2, 3) — с 2014 года сделали 5 игр и продавали лицензии на коммерческое их использование. Сейчас у нас больше 70 партнеров по всему миру.
За это время мы научились использовать новые технологии так, чтобы это было не формально (то есть мы используем потенциал технологии, а не делаем игру в вакууме, где VR чисто для галочки), научились продавать такие продукты широкой аудитории (спойлер: продает не технология, а эмоции) и делать их так, чтобы они нравились, условно говоря, нашим бабушкам и мамам.
Поэтому, когда 5 июня 2017 года анонсировали iOS 11, мы поняли, что нужно ловить момент и сделали игру меньше, чем за 4 месяца.
Идея
К этому времени в сети уже расходились вирусным образом эксперименты с бета-версией ARKit. То и дело мы наблюдали видео в твиттере с классными вау-эффектами.
Одним из них был эффект портала.
Натолкнуться на подобное видео проще всего в твиттере
Именно он показался нам наиболее интересным. Повторить его не составляло труда, и мы взяли его на вооружение.
В качестве сеттинга мы выбрали Алису в Стране Чудес — вселенная популярная и бесплатная, если вы основываетесь на книгах Льюиса Кэролла — они являются общественным достоянием (в отличие от продукции Диснея).
Разработка
Конечно, одной вселенной недостаточно. Вбейте в App Store “алиса в стране чудес”, и вы найдете мириады безвестных игр по этой сказке. Но у нас был козырь — дополненная реальность, и мы понимали, как сделать с ее помощью вау-экспириенс.
Если вы посмотрите в раздел AR-игр, то вы увидите множество игр, где дополненная реальность остается номинальной. А где-то даже и лишней.
Мы хотели сделать игру, в которой пользователь получит опыт, который он не сможет получить нигде больше.
Наш кролик
В полу перед игроком образовывалась нора, из которой выскакивал белый кролик. Его нужно было поймать, и тогда от открывал портал в Страну Чудес.
Войти в портал нужно физически, при помощи ног, держа в руках телефон. Даже сейчас для многих это настолько фантастично, что нам приходится говорить об этом прямым текстом. Иначе игрок может так и не побывать в Стране Чудес!
Внутри портала можно свободно перемещаться, встретить Чеширского кота и других персонажей, взаимодействовать с предметами и устроить безумное чаепитие.
Видео прохождения игры
Релиз, фичеринг и скачивания
Благодаря использованию ARKit, мы получили фичеринг. Наше приложение побывало на первом экране в разделе «Игры» нового App Store.
В первые же недели мы набрали несколько сотен тысяч скачиваний и — что еще более приятно — тысячи положительных отзывов; игроки в восторге от возможности посетить Страну Чудес «вживую».
Арт для фичеринга
Все это время мы не сидели сложа руки, а разрабатывали новые главы нашей истории. В первой главе игрок знакомился со Страной Чудес, а в последующих — возвращался, чтобы помочь ее жителям от притеснений со стороны Красной Королевы. Каждая глава — отдельный портал, новая локация.
Благодаря тому, что мы регулярно выпускали новый контент, обновлялся и фичеринг — число пользователей продолжало расти.
Неожиданно для нас самих, игра дико зашла в Азии. Только треть наших пользователей — россияне. Дальше идут Китай, Япония и Южная Корея.
Соответственно, мы перевели игру на все нужные языки.
Анализ отзывов
Если посмотреть на раздел AR-игр в российском App Store, то у нашей игры беспрецедентное число отзывов. Игры, которые висят месяцами в фичеринге рядом с нами — имеют несколько десятков оценок.
Другими словами, что-то заставляло пользователей выбирать именно нашу игру среди всех остальных.
В России мы самая популярная AR-игра (рейтинг 4,8 на основе 5,4к оценок).
В Китае у нас самый высокий рейтинг 4,9 — выше, чем у YuME, местного лидера по числу оценок (рейтинг 4,8 на основе 14,3к оценок).
В США у нас рейтинг 4,7, такой же, как у Zombie Gunship Revenant AR (это игра с наибольшим числом оценок в Штатах — 12,4к).
Судя по отзывам, людям нравится именно вход в портал — та киллер-фича, на которую мы и делали ставку («Сумасшедший трекинг, приятная графика и переход от выдуманного мира в реальный через портал работает на 5+», «it feels like i’m really in the wonderland»).
Те, кто понимают, что такое AR (я выделяю этих пользователей в отдельную категорию, потому что средний посетитель App Store, скорее всего, даже не знаком с аббревиатурой) — также отмечают, что это лучшее использование технологии, что они видели («AR must», «Идеал дополненной реальности», «Awesome! Best AR experience I’ve tried!!»).
Итоги
- по числу скачиваний мы четвертая AR-игра в мире,
- по числу оценок в стране, в которой игру больше всего скачивают, мы третья игра в мире,
- по рейтингу в стране, в которой игру больше всего скачивают, мы делим первое место с YuME (у нас 4,8 в России, у нее 4,8 в Китае).
Выводы
Как мы себе это объясняем, такой результат — следствие нескольких факторов.
То, что зависело от нас:
- вау-экспириенс (если бы игрокам не нравилась наша игра, вряд ли она получила бы такой успех органически),
- использование дополненной реальности по назначению (просто разместить игру на фоне работающей камеры — не то; суть вау-эффекта от дополненной реальности в том, что ты видишь как один мир взаимодействует с другим),
- удачный выбор сеттинга (Страна Чудес — это сказка, в которую хочется попасть).
Внешние обстоятельства:
- AR — это тренд, и Apple активно пушит эту тему,
- малая конкуренция — к сожалению, в App Store очень мало по-настоящему достойных проектов, которые бы использовали потенциал AR по полной.
Спасибо за внимание. Буду рад ответить на ваши вопросы в комментариях.
Комментарии (17)
viacheslavnu
19.06.2018 15:08+1А как дела с монетизацией?
antoxa_z Автор
19.06.2018 15:11+2Я думаю, мы отдельную статью напишем на эту тему, когда соберем достаточно материала.
IgorKh
19.06.2018 15:36В варианте с очками дополненной реальности вообще бы бомбово выглядело, не планируете в эту сторону посмотреть?
antoxa_z Автор
19.06.2018 15:41Если это заинтересует производителей очков, можно было бы. Но AR-шлемы — это пока не b2c рынок ни разу. Если и делать, то как имиджевый проект / для location-based entertainment.
IgorKh
19.06.2018 15:46Производители очков — это в основном нонейм китайцы, вряд ли кто-то из них будет вкладываться в игры. А впилить такую фичу, по идее, не слишком накладно по ресурсам должно быть. Вот я сходу готовый темплейт нагуглил.
antoxa_z Автор
19.06.2018 15:56Встает вопрос управления. У нас это тап по экрану. А если экран перед глазами, нужен контроллер. В любом случае, осмысленно это делать для location-based entertainment, не для масс.
IgorKh
19.06.2018 16:18Технические проблемы решаемы, тап в таких играх обычно заменяется на задерживание взгляда на активном элементе на пару секунд.
В любом случае это ваше решение, но меня не покидает ощущение как круто будет выглядеть проход в портал в ВР очках.
Прямо чешутся руки покодить пару вечеров.
DnV
20.06.2018 02:21Взаимодействие с миром прямо просится рукой перед камерой, а не тапами по экрану. Пробовали такое реализовать?
antoxa_z Автор
20.06.2018 15:24Мы реализовывали такое управление в наших VR-играх при помощи Leap Motion.
Вот серия постов про них.
habr.com/post/244397
habr.com/post/381627
habr.com/post/399509
Интеграция Leap Motion с Android возможна, а вот с iOS, насколько мне известно, нет. Есть решения с использованием браслетов Myo и мобильных AR-гарнитур.
Мы рассматриваем возможность сделать AR-игру под шлемы.
pzhivulin
20.06.2018 18:37Для Oculus Go планируете делать версию?
antoxa_z Автор
21.06.2018 16:03Oculus Go — это же не AR шлем. Выше писал, что возможно под AR-шлем сделаем. Под VR смысла не вижу. У нас есть полноценная VR игра на час в мире Алисы в Стране Чудес для VR-игровых центров. Для домашнего использования игры пока особого смысла нет делать, к сожалению.
uploadfor
При всём уважении, но кому это может быть интересно в эпоху войн за авторские права? Расскажите лучше, во сколько обошлась игра по мотивам такого произведения? Неужели бесплатно? Неужели никто ничего взамен не потребовал?
antoxa_z Автор
Книги Льюиса Кэролла — общественное достояние. Когда приложение было на аппруве в App Store, нас попросили предоставить доказательства, что мы не нарушаем права Disney (у которых права на старый мультфильм и недавние фильмы). Мы объяснили, что основываемся на книге, перечислили, какие модели делали сами, какие покупали, какие находятся в свободном доступе.
viacheslavnu
Произведение Алиса в стране чудес в общественном достоянии. Если не использовать образы конкретных персонажей из фильма или мультфильмов, а отрисовать свои, то можно делать игры по Алисе. В большинстве европейских стран переход в общественное достояние предусмотрен по истечении 70 лет после смерти автора или через 70 лет после опубликования произведения.