Источник: оригинальная статья.
На корабле Mr.Steven, предназначенном для «ловли» частей сбрасываемого обтекателя ракеты Falcon, наконец завершён монтаж других, радикально бОльших по размерам четырёх подъёмных лап улавливающей системы и восьми телескопических опор к ним, причём работы были проведены буквально за 48 часов. «Техникам остаётся только дополнить конструкцию улучшенной сетью, превосходящей старую вчетверо по площади», — уточняет исполнительный директор SpaceX Илон Маск.
«Мгм, на чертежах эта штуковина выглядела не такой здоровой». Источник: официальный твиттер Илона Маска.
Со стороны сложно понять объём работы и масштаб новых конструкций, и даже фотографии дают только частичное представление о величине этой махины. Увы, персонал SpaceX последние дни был слишком занят и делился информацией буквально на бегу, так что нам остаётся лишь ждать очередного испытания, запланированного в составе миссии Iridium-7 25 июля, где нам наверняка сообщат все нужные подробности.
Несколько работников SpaceX инспектируют одну из лап. Фото: Pauline Acalin.
Mr.Steven и таинственный надувной круг у Причала 240, 10 июля. Фото: Pauline Acalin.
Свистать лапы наверх
Как бы не трудно было сделать выводы по одним только фотографиям, приблизительная оценка размеров и размаха лап даёт нам квадрат со стороной около 65 метров, и таким образом, теперешняя сеть Mr.Steven будет площадью примерно 3600 квадратных метров — вчетверо больше, чем та, которая использовалась ранее. Для сравнения, габарит посадочной площадки на автономной барже ASDS, той самой, на которую садятся отработавшие ступени Falcon 9 и Falcon Heavy — 4000 квадратных метров с небольшим, и это всего на 10% больше новой сети Mr.Steven.
Учитывая эти апгрейды, весьма велика вероятность того, что SpaceX наконец преуспеет в возврате двух половинок карбонового обтекателя и сможет использовать их повторно. Несмотря на то, что обе эти детали с недавних пор дооборудуются парашютной системой, остаётся лишь гадать, способен ли Mr.Steven теперь поймать сразу две половинки, или всё-таки потребуется взять в аренду и перестроить ещё как минимум три корабля.
Новые и старые лапы Mr.Steven в сравнении. Фото: Pauline Acalin.
Даже при сильном увеличении, сложно различить там человеческие фигурки. Фото: Pauline Acalin.
Максимальное увеличение. Фото: Pauline Acalin.
Если всё-таки дойдёт до расширения морского флота компании ещё на три единицы (то есть в сумме четыре, два для Восточного побережья и два для Западного), это может существенно поднять операционные расходы на каждую попытку возврата обтекателя, равно как и усложнить задачу управления всем этим хозяйством. Но будем надеяться, что такого не случится. Тем не менее, даже если Mr.Steven со своей 4Х-сетью и лапами добьётся успеха, то SpaceX всё равно придётся арендовать и модернизировать один быстрый вспомогательный корабль — для того, чтобы у площадки на Восточном побережье был собственный, всегда доступный юнит-ловец. Что ж, Mr.Steven, мы ждём…
Ещё немножко стильных картинок опор и лап, 10 июля. Фото: Pauline Acalin
Ещё немножко стильных картинок опор и лап, 10 июля. Фото: Pauline Acalin
Порт Сан Педро или картина Эндрю Поллока? Решайте сами. Фото: Pauline Acalin
Угодить обтекателями в яблочко
На текущий момент ошибка попадания снизилась вполовину по сравнению с оценками компании MMIST, разработчика системы посадки — во время последней попытки обтекатель промахнулся мимо Mr.Steven всего на 50 метров, в то время как в MMIST считали, что вероятность угодить в радиусом 100 метров не более пятидесяти процентов.
«Учитывая, что на борту Mr.Steven было бы сложно смонтировать и испытать две раздельные сети под каждую половинку обтекателя, не говоря уже о расходах на подобное мероприятие, мне кажется, что обновлённый дизайн „закроет последнюю дыру“ в нашей схеме» — шутит Илон Маск про те полсотни метров, которых не хватило обтекателю в прошлый раз.
Да, с увеличением зоны подхвата на 30 метров по каждой оси, новая сеть уже снизит этим требования к точности приземления на приблизительно 60%. А учитывая тот факт, что теперь она целиком закрывает рубку, позволяя таким образом кораблю более активно маневрировать в момент подхвата, не боясь удара, то скорее всего, это как раз и нивелирует оставшиеся плюс-минус 20 метров промаха.
А мы пока прикинем, у кого именно SpaceX собирается заказать сеть почти в четыре тысячи квадратных метров.
Забавно, но в представлении художника сеть бОльшего размера всё равно уступает примерно вдвое той, что недавно смонтировали на Mr.Steven. Источник: Reese Wilson.
Комментарии (34)
vassabi
12.07.2018 16:47Эхх, не видно — там просто балки, или гидравлическая раздвижная система…
IgorKh
12.07.2018 16:53Как по мне, учитывая что запуски в любом случае будут производиться только в хорошую погоду, гидравлика — лишнее усложнение и вес.
OriSvet Автор
12.07.2018 17:01Похоже, что просто балки, а гидравлика вон, в основании — раскладывает их в стороны.
killik
12.07.2018 17:06Я, конечно, сварщик не настоящий. Но не проще сдергивать обтекатель вперед по ходу полета целиком встроенными движками и сажать подобно первой ступени, целиком симметричным прочным куском, а не половинками, раз уж он такой ценный? Просто эта фиговина с сетью выглядит уж очень некрасиво.
OriSvet Автор
12.07.2018 17:10Думаю, есть немалый риск на него налететь, ну и городить снова огород — двигатели, топливо, испытания… не говоря уже о том, что это ЕЩЁ вес, и ещё источник потенциальной опасности.
AndrewRo
12.07.2018 18:24-1Я тоже думал на эту тему. У меня появились такие идеи:
1) Оставлять половинки обтекателя при сбросе сцепленными на петлях с одной стороны и соединять их снова после сброса.
2) Каким-то образом спускать обтекатель к 1-ой ступени и сажать его вместе с ней.
Оба варианта, конечно, весьма инженерно сложны, но, с другой стороны, и посадить 1-ую ступень считалось инженерно сложно…
Ваш вариант, по мне, тоже неплох, ведь для сдёргивания обтекателя достаточно маленьких твердотопливных ракеток с вероятностью отказа ? 0.
YellowTriangleMKV
12.07.2018 21:11+1«Техникам остаётся только дополнить конструкцию улучшенной сетью, превосходящей старую вчетверо по площади», — уточняет исполнительный директор SpaceX Элон Маск.
Сам не знаток английского, но обычно пишут Илон Маск. Вот интервью от него, где его называют «Илон»
www.youtube.com/watch?v=sVMMsDZNiF8.1Fedor
12.07.2018 23:20По правилам практической транскрипции имён с английского языка имя «Elon» должно передаваться по-русски как «Илон», через «И».
tjournal.ru/59085-on-nam-bolshe-ne-elon
Valerij56
14.07.2018 01:13Как правильно — Вильям Шекспир или Уильям Шекспир? Вы читали романы Исаака Азимова? А что вы думаете о законах Айзека Ньютона? Помните скандал с названием города Tallinn?
Да, канонически верно будет звучать как Илон. Но исторически в русском языке закрепилось Элон Маск, так что это не ошибка.
Lamaster
12.07.2018 23:48А сделать из половинок обтекателя два планера очень сложно?
YellowTriangleMKV
13.07.2018 00:02Чтобы планировать, нужно управление и такая плоскость, которая бы создала бы подъёмную силу.
Не думаю, что он (обтекатель) такой лёгкий, чтобы его собственной поверхности хватило бы, для создания подъёмной силы в воздухе.
Также, обтекатель это, насколько мне хватает своих знаний, просто оболочка, без всякой электроники, следовательно орган управления для планирования создать невозможно.Lamaster
13.07.2018 01:08Разворачивающиеся крылья, например. А во время подъёма они могут быть сложены в кожухе фюзеляжа.
striver
12.07.2018 23:57+2Зачем гадать как будет выглядеть с сеткой, есть уже фото1Fedor
13.07.2018 02:14Ни чем помочь не могу, сам постоянно консультируюсь с великим и могучим интернетом.
Не всегда помогает правило слушаешь и пишешь, например названия городов Париж-Пэрис, Мюнхен-Мюник и т.п.
Филология весьма неопределенная и ветреная наука, сегодня кофе он, завтра оно.
В приведенной ссылке люди долго и мучительно у многих выясняли — как правильно.
Удивляет другое, зачем ловить и сколько раз можно использовать обтекатель.
Есть экономическая целесообразность данного проекта, может кто из коллег просветит.mironoffe
13.07.2018 09:206 миллионов $ (10%) от стоимости вывода ПН на орбиту по словам Маска, по-этому и надо ловить и многократно использовать потом.
Gozdi
13.07.2018 02:52Федор и Теодор, искаженное греческое, ТФеодор, первая буква, как Тф слышится, не передать оригинал.
sotnikdv
13.07.2018 05:43+1На текущий момент ошибка попадания снизилась вполовину по сравнению с оценками компании
Увеличилось в два раза что-ли?
Смотрите, если «снизилась вдвое», это x/2, а «снизилось втрое» — x/3, то «снизилось вполовину», это получается x/0.5
Stas911
13.07.2018 07:04А об воду они что-ли непоправимо портятся? В чем проблема с парашютом-то?
glycol
13.07.2018 11:32+1Видимо, ломаются от удара об воду. Иначе встроить в корпус обтекалетя полости-поплавки было бы гораздо проще, чем городить корабль с сетью.
striver
13.07.2018 11:55+1Повреждаются от столкновения с водой (несмотря на относительно мягкую
посадкуstriver
13.07.2018 09:25+1Заголовок спойлераИЛАН его называют в видео
Видео есть разного качества и авторы, озвучивающие — не факт что сами знают как правильно. Но для начала Илон уже не плохо. С первой гласной разобрались, идем далее, смотрим в вики транскрипцию его имени:?i?l?n ?m?sk
— разбираем звук "?" —Звук [?] часто называют кратким (о). В действительности же этот звук напоминает краткий русский звук (о) с оттенком (а).
«о» с оттенком «а». Лично у меня получается «о» с переходом в «а». Поэтому, с учетом всех сложностей и региональных языков получаются и Илон и Илан.amarao
13.07.2018 13:30+1Маск воспринял шутку про батут всерьёз и нашёл ему применение.
When life gives you lemons, make lemonade.
Valerij56
14.07.2018 02:18ИМХО, лучше сделать большие мультикоптеры, и ловить каждую створку небольшой сетью между ними, и аккуратно опускать на палубу. Будет достаточно одного не очень быстроходного судна на каждом побережье, и вероятность подхвата створок обтекателя почти единица.
zookko
Прибежали в избу дети
Второпях зовут отца:
«Тятя! тятя! наши сети
притащили обтекателя!»