Что интересно, «Электрон-52Д”, который снимался в сериале как легендарный девайс Штирлица, был фактической копией карманного диктофона фирмы „Tinico“. Для 60-х годов, когда создавался этот гаджет, его размеры считались крайне миниатюрными. Можно говорить, что „Электрон-52Д” стал первым отечественным серийным магнитофоном компактных размеров, который был выпущен серийно и продавался свободно.
В этом материале история создания “Электрон-52Д”, его появление в самом известном советском шпионском сериале, а также несколько слов о смелом эксперименте одного увлеченного коллекционера и радиолюбителя по доказательному историческому моделированию.
Улучшенная копия японской игрушки
До ''Электрон-52Д в советском союзе не существовало достаточно компактных катушечных магнитофонов. Более того, сами магнитофоны были редкостью и стоили очень больших, в представлении советского человека, денег.
Предпосылкой к созданию нового устройства послужила гипотетическая необходимость в подобном аппарате у журналистов и руководителей среднего звена, которые могли бы применять последний в качестве голосовой записной книжки.
Спецслужбы страны советов с конца 40-х годов успешно пользовались трофейными проволочными агрегатами, которые в серийных количествах были вывезены с территории побежденного рейха, а позже буржуйскими «Uher Report» и «Nagra SN». Аналогичные аппараты или классом пониже доставались важным журналистам крупных советских изданий, а вот все остальные выкручивались без диктофонов.
«Uher Report» — «рабочая лошадка» сотрудников КГБ и журналистов международников
И тут отечественные чиновники от радиоэлектронной промышленности заметили небольшое чудо японской техники и решили, что нашим людям это подойдет. Игрушку „Tinico“, разработанную в середине 60-х, было бы затруднительно использовать в качестве шпионского оборудования, но вполне можно было сделать диктофоном для простых советских граждан, которого так не хватало в СССР.
Получив разнарядку сверху и прототипы из Страны восходящего солнца, инженеры Полтавского ЭМЗ принялись создавать отечественный аналог в 1966-м году. Опытные образцы устройства появились в 1967-м, а предположительно с 1968-го года пошли в серию. Через 2 года, в 1970-м удачное в техническом отношении устройство начал выпускать Казанский завод радиокомпонентов.
''Электрон-52Д”- это хороший пример того, как нужно копировать устройства. Советским инженерам удалось не только сплагиатить игрушку для маленьких японцев, но и сделать ее лучше. Это сравнительно редкий случай — ибо, как правило, происходило наоборот, характеристики советских копий были хуже оригиналов.
В процессе адаптации и копирования японские образцы претерпели несколько технических усовершенствований. Так, путем повышения напряжения (с полутора до трёх вольт), была увеличена скорость перемотки ленты и реализована схема без трансформаторов на базе германиевых транзисторов ГТ109А (2 шт) и ГТ108А.
Что хорошо японским детям, не нужно советскому менеджеру
Получившийся диктофон, как и его японский предок (который, напомню, позиционировался на родине как игрушка) мог успешно производить двухдорожечную запись на магнитную ленту. Скорость движения ленты при записи была переменной от 3 до 9,5 см/сек и напрямую зависела от намотки ленты на катушку.
Эта особенность упрощает конструкцию устройства, но напрочь лишает пользователя возможности достоверной записи и воспроизведения музыки. Иными словами, диктофон подходил только для речи.
Питался магнитофон от пары никель-кадмиевых аккумуляторов ''ЦНК-0,45'' и батареи типа “Крона”. ''Электрон-52Д” не был оснащен динамиком и для воспроизведения требовал подключения наушников или усилителя с АС.
В целом характеристики устройства не отличались от прототипа:
Рабочий диапазон частот 300...3500 Гц, при увеличении скорости 200...7000 Гц;
Время записи при использовании магнитной ленты типа 10 от 10 до 30 минут;
Номинальная выходная мощность усилителя 20 мВт;
Коэффициент нелинейных искажений 15 %;
коэффициент детонации — 10%;
Относительный уровень помех -30 дб;
Размеры диктофона 165х70х50 мм, его масса 0,5 кг.
Совершенно ясно, что ведение скрытой записи с такими характеристиками крайне затруднительно. Более того, шумная работа двигателя и механики явно выдает записывающего. Эти особенности практически лишили диктофон будущего в качестве устройства для спецслужб.
В паспорте устройство позиционируется как голосовая записная книжка. Однако, судя по тому, что мне известно, 81 рубль в 1968-м — это достаточно много для советского менеджера среднего звена или инженера, которому мог бы пригодится подобный гаджет. У тех же, кто мог себе его позволить, обычно были секретарши с печатными машинками.
Сколько этот почти бесполезный девайс пролежал на полках советских магазинов неизвестно, но факт в том, что его производство свернули достаточно быстро. Спецслужбы и самые классово непримиримые на планете журналисты продолжили юзать швейцарские “Нагры” и штучные изделия из ЦНИИСТ КГБ СССР. Прочие же нуждающиеся не перестали просить выездных знакомых привезти из загранки что-то поприличнее усовершенствованной копии японской игрушки.
Не думай о секундах свысока
В силу того, что гаджет не стал известным и популярным, а серия его была сравнительно ограничена, при съемках легендарного сериала про Штирлица его решили выдать за немецкое изделие времен WW2. Перевоплощение гаджета в образ спецтехники для ГЕСТАПО и СД происходило путём наклеивания на корпус устройства логотипа фирмы SIEMENS.
Для многих и сегодня этот винтажный диктофон, впервые показанный в новом качестве в 1973-м году, олицетворяет техническую мощь Третьего Рейха. Диктофон Штирлица умел значительно больше, чем японская игрушка в советском исполнении. В фильме устройство способно записывать продолжительные разговоры, воспроизводить звук без дополнительных устройств и работать настолько тихо, что даже агент Клаус без труда скрытно использует его в провокации с пастором Шлагом.
Многие люди, поверхностно знакомые с историей аудиотехники, засомневались в возможности создания настолько миниатюрного диктофона в те годы. Основные аргументы сомневающихся базируются на убежденности в том, что настолько миниатюрный диктофон нельзя собрать на лампах, немцы не обладали достаточно маленькими элементами питания в 40-е годы, а также не могли собрать миниатюрный электродвигатель.
При этом известно, что через каких-то 6 лет в открытой продаже появились ламповые проволочные диктофоны Minifon, сравнимые по габаритам с ''Электрон-52Д”.
Точку в вопросе теоретической возможности создать диктофон такого размера в 1940-х поставил коллекционер и автор проекта vintage-technics.ru. Он описал в статье все технологии, которые необходимы для создания такого устройства, дал кучу пруфов (ссылок на патенты и использование разработок на практике) о том, что такого рода технологии существовали.
Позже, он в качестве доказательства создал адаптированную версию ''Электрон-52Д” с применением сверхминиатюрных ламп CK502AX, CK505AX и других технологий, существовавших в 1940-е годы.
схема устройства
внешний вид исторической модели
Более подробную информацию об этой, без преувеличений, титанической изыскательской работе можно получить по ссылке.
Также есть соответствующее видео.
Я был скептически настроен в отношении возможности создания настолько компактного диктофона в 40-х, но после прочтения статьи и предоставленных пруфов, сомнений в такой возможности у меня не осталось.
Итог
»Электрон-52Д” стал одним из примеров удачного копирования западных устройств. По отзывам всех, кто держал прототип и отечественное устройство в руках, — советское представляется более совершенным. При этом именно этот опыт показывает, что даже удачно скопированные устройства могли быть совершенно бесполезны в советских реалиях (как игрушка — баснословно дорого, как записная книжка — нерационально). Вероятно, если бы не “17 мгновений весны” — мы не вспомнили об этом устройстве, но благодаря фильму оно стало одним из самых узнаваемых портативных гаджетов, созданных в СССР.
Использован фотоконтент:
vintage-technics.ru
rem-tv.net
www.menswork.ru
RuTLib.com
Отдельное спасибо vintage-technics.ru за массу полезной информации и в целом за проект.
Джинса
В нашем каталоге нет спецтехники, но есть УМЗЧ, акустические системы, ЦАП, наушники и прочая аудиоаппаратура высокой верности воспроизведения.
Комментарии (59)
bugdesigner
23.07.2018 08:40Спасибо за статью. Особенно понравился ламповый вариант "Электрона". Получается, что подобные аппараты вполне могли существовать в 1940-х. В качестве двигателя мог быть использован пружинный заводной механизм. Думаю, часовые мастера тех времен вполне могли создать такое устройство.
sim-dev
23.07.2018 08:52Почему-то совершенно упускается тот факт, что SMD-компонентов тогда не существовало, как и печатных плат. А выводные компоненты с монтажем «на ламелях», как минимум, утроили бы объем устройства.
Так что с моей точки зрения вопрос возможности создания таких миниатюрных изделий в те годы должен быть оставлен открытым.bugdesigner
23.07.2018 09:42Печатные платы и SMD компоненты, в случае с лампами, не сильно повлияют на габариты устройства. Применеие объёмного монтажа и выводных компонентов лишь увиличит сложность и снизит технологичность изготовления, но не размеры. Можно ещё изготовить плату с пистонами, без печатных дорожек и соединения выполнить проводами. Автор идеи пошел по простому для него пути.
Serge78rus
23.07.2018 10:42Надо учитывать так же разницу в размерах выводных компонентов того времени и современных. Не знаю, что было в Германии во времена ВОВ, но в СССР даже в конце 60-х конденсаторы с номиналами, представленными на схеме, были либо слюдяными, либо бумажными (насчет металлобумажных — не уверен), резисторы с мощностью рассеивания 0.25 и менее тоже появились примерно тогда же. Керамические конденсаторы были, но с номиналом десятки — сотни пик. Те же подстроечные конденсаторы (4-20 на схеме) то же были не маленькими. Конечно, можно было бы попытаться все это упихать в заданный габарит, но задача была бы очень и очень не тривиальная.
Sound_cULT Автор
23.07.2018 10:19Почитайте статью «реконструктор», он очень авторитетно с пруыами доказал, что печатные платы тогда существовали, пусть и не использовались так широко как сейчас.
dragonnur
23.07.2018 11:26Печатная плата в то время существовала, правда, на гетинаксе (бумажный композит на фенолформальдегидной смоле) вместо текстолита (стеклянный на эпоксидных/полиэфирных). Эквивалентная замена SMD резисторам тогда существовала при вертикальном монтаже так называемых трухольных (ВС-0,12), с конденсаторами ёмкостью выше 20 нф размещение усложняется, но и это решалось.
Sound_cULT Автор
23.07.2018 11:39По поводу SMD — использовались с начала(!) 40-х компанией Centrolab, как и двухсторонние(!) печатные платы.
Пруф от автора реконструкции.
Dioxin
23.07.2018 09:09«диктофоном для простых советских граждан, которого так не хватало в СССР»
Ума не приложу для чего простому советскому гражданину мог понадобиться диктофон.elmm
23.07.2018 10:39+1Как и копировальный аппарт, видеомагнитофон…
Dioxin
23.07.2018 10:40видеомагнитофон как раз был таки мечтой всех когда стали доступны видеокассеты.
Sound_cULT Автор
23.07.2018 11:04В Союзе, что интересно, были и в докассетную эпоху,! бытовые! катушечные видеомагнитофоны. И даже, говорят, пользовались ограниченным спросом для записи передач советского ТВ. Сравнительно не давно узнал, было интересно.
«Малахит», «Электроника 501», «Ломо ВМ-403»Exchan-ge
23.07.2018 12:06даже, говорят, пользовались ограниченным спросом для записи передач советского ТВ.
Советское ТВ на бытовые катушечные магнитофоны никто не записывал — у нас их применяли в качестве ТСО (технических средств обучения) и писали на них с комплектной видеокамеры.
За нецелевое использование можно было получить по рукам — считалось, что ресурс этих аппаратов ограничен.Sound_cULT Автор
23.07.2018 12:09Так это, говорят они пару раз даже появлялись в свободной продаже, не долго)
Exchan-ge
23.07.2018 12:19Так это, говорят они пару раз даже появлялись в свободной продаже, не долго)
Они очень долго лежали в магазинах, потому что у них был конский ценник:
Плохое соотношение цена-качество в эпоху, когда уже было VHS.Sound_cULT Автор
23.07.2018 12:28Ценник, я бы сказал безумный)
А ломо, говорят, были лучше)) и ещё дороже.
sergku1213
23.07.2018 12:59+1Там еще, если не ошибаюсь, была замечательная кассета. Квадратной формы, приемная катушка размещалась над подающей, лента шла наискосок. Продолжительность записи 45 минут. 3 кассеты в комплекте и купить таких более нигде…
bugdesigner
23.07.2018 14:32+1Вы про какой аппарат говорите? У Электроники 502 не кассеты были а бобины (катушки).
sergku1213
23.07.2018 16:31Немного напрягся и вспомнил: Спектр 203 www.rw6ase.narod.ru/00/wideo/spektr203.html
Его приходилось подключать, впаиваясь внутрь схемы телевизора — видеовходов тогда не было. Он изначально почти не работал, хотя и стоил дикие деньги. Купили в школу, в кабинет физики. Специально приезжало двое настройщиков из Львова, чтобы ремонтировать этот ужас по гарантии.
Exchan-ge
23.07.2018 22:27была замечательная кассета. Квадратной формы,
Это вы про стандарт VCR вспомнили:
А Электроника 502 работала с лентой:
balexa
23.07.2018 11:00Да и современному гражданину диктофон не нужен. Равно как и видеокамеры и фотоаппараты. А то еще снимет чего не то.
Dioxin
23.07.2018 11:44Зря иронизируете, даже мысли такой не возникало иметь диктофон в свое время.
А теперь без видеорегистратора за руль лучше не садиться.Sound_cULT Автор
23.07.2018 12:15Не возникало мысли у одного человека — не значит, что не было потребности у всех остальных.
kalininmr
23.07.2018 13:31довольно компактные магнитофоны были в полнедоступны
и по цене несмертельной.
электроника 302,322,324 напримерSound_cULT Автор
23.07.2018 13:36Только с середины семидесятых. Ну и размер там был не две с половиной сигаретной пачки.
Exchan-ge
23.07.2018 12:13+1Ума не приложу для чего простому советскому гражданину мог понадобиться диктофон
Простые советские граждане практически поголовно где-то работали.
А услуги стенографистки всегда обходились недешево.
Поэтому, в тех случаях, когда требовался стеганографически точный отчет (совещание, конференция, защита диссертации и проч.) — спасение утопающих было делом самих утопающих: использовали запись на магнитофон и последующую самостоятельную «расшифровку».kalininmr
23.07.2018 19:37тут скорее вопрос в габаритах.
этакий шпионский карманный — скорее ненужен был.
вполне достаточно было портативного(были не слишком тяжелые)Exchan-ge
23.07.2018 22:36этакий шпионский карманный — скорее ненужен был
За шпионский размер можно было нехило огрести прямо на проходной.
(у нас, например, запрещалось ходить на работу с «дипломатами», при том, что обычный портфель таких же габаритов и вместительности был разрешен)
А так на работу и обратно носили как небольшие магнитофоны, так и проигрыватели (пластинок :) типа «Концертный» — для праздничных «корпоративов» или просто для служебных надобностей (когда был нужен «диктофон») — это было можно, проверяли только наличие/отсутствие инвентарного номера. Такая странная была жизнь в СССР )
«Через нашу проходную — пронесу и мать родную!» (с) Тарапунька и Штепсель
Hardcoin
23.07.2018 13:20+1А в этом и проблема всего подхода. Начальство "ума не приложит, зачем Х", поэтому Х в продаже и нет. А сейчас в продаже есть всё — и нужное и ненужное. Так намного лучше, на мой взгляд. Ненужное можно просто не покупать.
Wolframium13
23.07.2018 13:51Перевод драгоценных ресурсов же, сэр. Зелёные неодобрительно косятся в вашу сторону.
lorc
23.07.2018 15:38Если Х есть на рынке, значит его кто-то покупает.
Я вот тоже не могу понять какие извращенцы покупают розовые тапочки с меховыми помпонами. Но они продаются же!
Hardcoin
23.07.2018 17:01Зелёных беспокоит, что у меня, условно, диктофон в виде отдельного гаджета, хотя я не шпион и он мне не положен? Зелёные фсб-шники из Госплана, не иначе.
Никто ж не производит триллион никому ненужных вещей (откуда столько халявных денег?), их производят небольшими партиями, а крупными — только то, что хорошо продается. Накладные расходы небольшие.
А то, что некоторые вещи продаются, а потом пылятся (т.е. ненужные покупателю на самом деле) — это зелёных когда-то беспокоило? Не замечал, если честно.
denis-19
23.07.2018 09:30+1Интересно, не думал даже посмотреть на этот гаджет Исаева с реальной стороны.
У Юлиана Семенова вроде не было уточнения что за гаджет, было просто: «Штирлиц включил диктофон».
А с SIEMENS такой продактплейсмент согласовывали?Nedder
23.07.2018 09:58+1Не думаю, что Сименс был против показа названия своей фирмы в прайм-тайм такого популярного фильма в СССР. Мне в советское время из немецких фирм был знаком только Мерседес и Грюндик.
mikelavr
23.07.2018 10:32+1Электросчетчики Siemens были популярны в ~1930-1950 году настолько, что присутствовали в качестве фотографий («что такое счетчик») в популярных брошюрах по электротехнике. Ну и силовые машины, конечно, но это не бытовые изделия.
Exchan-ge
23.07.2018 11:52Сколько этот почти бесполезный девайс пролежал на полках советских магазинов неизвестно
На полках магазинов его просто не было.
Была «Мрия» (1967 г.), которую и использовали в качестве диктофона.
инженера, которому мог бы пригодится подобный гаджет. У тех же, кто мог себе его позволить, обычно были секретарши с печатными машинками.
Процесс был следующий — запись производилась на магнитофон, затем «секретарша» на слух разбирала то, что было сказано и печатала на машинке. Диктофон и машинка не заменяли друг друга, а являлись двумя этапами одного процесса.
Собственно — в фильме «17 мгновений» этот процесс и показан.
Прошли годы — но технология осталась прежней: и сегодня записи, сделанные с помощью цифрового диктофона точно так же распознаются на слух и в текстовом виде вводятся в компьютер.
(Программное (автоматическое) распознание — на реальных задачах не работает совсем, несмотря ни на какие Сири и Кортаны )Sound_cULT Автор
23.07.2018 12:14Ну так где-то ж его продавали.) Должно же было N-ное количество поступить в торговую сеть. Тем более производили таки два предприятия и не один год.
Exchan-ge
23.07.2018 12:25Ну так где-то ж его продавали.) Должно же было N-ное количество поступить в торговую сеть.
Нет, некоторые товары в СССР вообще не попадали на прилавок, потому как распределялись по организациям (и не обязательно это были спецслужбы — я, например, встречал в «радиорубках» пионерских лагерей одну характерную модель магнитофона, которую встретить в каком-то другом месте было крайне сложно)
Exchan-ge
23.07.2018 12:00«Uher Report» — »рабочая лошадка" сотрудников КГБ и журналистов международников
Что-то этот Uher мне напоминает… а, так это же практически «Дайна» (Эльфа-29):
AntonSor
23.07.2018 20:39Uher Report под меньший размер катушек, 13-е. Дайна под 18-е. Скорее, напоминает «Яузу-20» rw6ase.narod.ru/00/mg_katp/jauza20.html, которая тоже под 13-е катушки.
Exchan-ge
23.07.2018 22:51Дайна под 18-е.
Нет.
Дайна была под 15-тые, что бы там не писали на rw6ase.
Плюс там рычажок слева, который обычному бытовому магнитофону не полагался. Функция «Откат» — спешиал для аппаратов записи речи.
(если взглянуть издалека — лейбл UHER читается как ИНЕЙ (и наоборот). Кто то прикололся, когда придумывал марку для изделий Новосибирского электромеханического завода)
tormozedison
23.07.2018 21:42+1Что меня в «Эльфе» умиляет — это сквозная нумерация всей продукции — виниловых вертушек и магнитофонов вперемешку. И плюс к номерному названию — ещё дополнительное, уникальное. «Эльфа-12» («Вильнюс»), например — это у них вертушка, «Эльфа-19» («Гинтарас») — магнитофон.
buzzzka
23.07.2018 22:26+1Мда, много прекрасного было сделано в голубые времена ЧЧЧП!
Специально для наших разведчиков ГРУ, заброшенных в тылы врага была разработана легендарная радиостанция «ПРОТОН» Р-353, но вот курьёз… все обозначения и надписи на данном приборе были на классическом английском языке… мол ежели что, то это не МЫ! :)
Радиостанция действительная легендарная, могла работать практически от любого напряжения. Антенной мог служить простой металлический забор или на пример пролёт балконной решетки. В некоторых вариантах в комплекте шёл внешний аккумулятор для портативной работы. Да и еще, данная р/с снабжена ленто протяжкой с ускоренной прокруткой. Представьте, записал с начала сообщение на ключе, а потом включил на ускоренное воспроизведение и сбежал по тихой грусти! :)
Во времена были!Exchan-ge
23.07.2018 22:58мол ежели что, то это не МЫ! :
Проще все. Агенты могли быть навербованы из местных жителей, а английский более универсален.
Это ведь только в кино Штирлиц — Всеволод Владимирович Владимиров.
В реале он бы сразу спалился если не по акценту, то на незнании каких-нибудь мелочей.
(Анекдот про негра — шпиона не на пустом месте был придуман )
MaxVetrov
23.07.2018 23:43Есть вопрос. А как расшифровывается аббревиатура ЧЧЧП?
Exchan-ge
24.07.2018 01:53Есть вопрос. А как расшифровывается аббревиатура ЧЧЧП?
Чи-чи-чи-пи, или СССРMaxVetrov
24.07.2018 03:29:)) С какого языка так читается не понятно.) С итальянского?
PS. А, все, нашел www.rulit.me/books/my-vse-iz-chi-chi-chi-pi-read-457848-1.html
vasimv
Штирлиц — это чистая фантазия, типа тех же «бесславных ублюдков». Поэтому как-то странно рассуждать о его диктофоне в рамках «цикла статей, посвященных аудиогаджетам спецслужб».
CrazyRoot
Ставить на одну полку «17 мгновений весны» и «Бесславные ублюдки»…
Вы бы еще, «Соляриса» и «Футураму» сравнили.
kalininmr
вот тут, пожалуй, можно поспорить :)