Увольнение — болезненный процесс для всех, для сотрудника — его как бы “казнят”, а для компании основная проблема: — как мирно разойтись (чтобы сотрудник не писал плохие отзывы о компании)? Так вот, мирно расходится со своими сотрудниками наши компании чаще всего не умеют. В силу разных причин, в том числе и культурных традиций: если “любовь с этой девушкой” — то навсегда, если работа “в этой прекрасной компании” — то навечно, попытку оговорить условия развода — у нас считают проявлением недоверия и почти оскорблением. Но поговорить о разводе и развестись — не одно и тоже. А вот поговорить о возможном разводе между компанией и наемным сотрудником — даже полезно. Это четко очерчивает границы — где мы дружим, где работаем, а где и как расходимся, или можем разойтись — ведь нет ничего вечного в нашей жизни.



Увольнение — это часть внутренних коммуникаций, которым у нас никто не уделяет должного внимания. В наших компаниях не прописаны все процедуры увольнения. Часто в наших компаниях во время процесса ухода наемного сотрудника начинается откровенная травля, хамство, всеми жестами и движениями хотят подчеркнуть неуважение к тому кто уходит, он, вроде как “предатель”. Оказывают давление чтобы человек подписал “по-собственному”, или отказ от претензий. И совсем уж дикие требования некоторых руководителей, чтобы писали елейные отзывы о компании перед уходом. Сотрудник потом напишет в два раза больше негативных отзывов из-за того, что его заставили, над ним морально поиздевались. Наша жизнь состоит из мелочей, и именно эти “мелочи” уходящий сотрудник и запомнит. Компания в таком случае оставляет в душе человека мину, которая только и ждет окончательного расторжения договора чтобы взорваться “фейерверком негатива”.

Если человек задастся своей целью — сколько негативных отзывов может оставить о компании? — много, если задастся целью. А скольким друзьям-коллегам он может рассказать о скотском отношении в компании? — всем. Теперь умножайте на количество уволенных сотрудников и среднее число негативных коннотаций о компании в сети может достигать около 50 в год.

Лучше чтобы в эпоху расширенных онлайн-коммуникаций люди не воспользовались коммуникативными инструментами чтобы “отдать с процентами” нанесенный компанией моральный ущерб. И вроде и так понятно что лучше не провоцировать людей этот ущерб наносить. Но тем не менее, чаще всего этим грешат менеджеры среднего звена, тогда как высшее руководители более адекватны и желают разойтись мирно кто бы это ни был, но, “средние менеджеры” не чувствуют никакой своей ответственности за свои действия, и наносят непоправимый урон своей компании.

Очень часто после получения оффера о работе, наемный сотрудник что делает? Идет в гугл и пишет “название компании отзывы” и буквально пару-тройка отзывов повлияют на его решение, и если у него есть выбор он сделает не в пользу компанией с плохим реноме. Даже если представить что не каждый будет писать отзывы о компании, то компания может набрать себе “плохой кармы” и поток людей с хорошими кадрами к ней прекратится.

Как говорил Штирлиц — человек запоминает последнее, что он видел или слышал. Последнее что видит человек в своей, пока еще, компании — он запоминает лучше всего и это должно быть положительным, какой бы ни был “плохой” уходящий сотрудник.

К увольнению нельзя относится невнимательно, важно не только правильно начать какое-то дело, но и еще важно как мы его закончим. Это в западных компаниях, где права работников — не пустой звук, где часто проходят суды, которых никто не хочет, с уволенными сотрудниками. Поэтому там понимают всю сложность процесса и даже нанимают специальные фирмы по увольнению — такого героя прекрасно сыграл Джордж Клуни в худфильме “Мне бы в небо” (сам фильм — сплошной мастер-класс по тому, как нужно увольнять сотрудников).

Представители компании очень глупо пользуются тем, что человек не может ответить — и “не сдерживают” себя в “сведении офисных терок” — и очень даже зря, ведь рано или поздно работник уйдет, и тогда его ничего не будет связывать. То есть у наших хьюман-ресурсес менеджеров очень низкий горизонт планирования и они думают что не то что завтра не настанет — сегодня вечером не настанет — “а, фиг с ним, чего возится, все равно он уходит!?” Да, человек уйдет — а дальше что жизнь его закончится? в этой компании да, но с развитием онлайн-общения, у человека будет масса инструментов для нанесения имиджевого урона компании, и делать вид что этого не может быть — наивно.

Увольнение — неприятный процесс, но если подойти к нему осознанно, он будет более комфортным для всех.

Какие советы можно дать


Как только сотрудник заявил об уходе (или ему сказали о его уходе) — тут не должна карета превращаться в тыкву, а наоборот: тыква должна превратится — в роскошную карету. Чтобы даже его “офисные” враги проявляли к нему максимум такта, вежливости и уважения, пусть даже формального, и причиной тут может быть простое человеческое минисочувствие: “ну увольняют/уходит человек — почему его не пожалеть? ведь и я ж тоже могу оказаться на его месте!”. Цель этого всего — не гуманизм, а простой расчет — чтобы увольняемый думал: “А может они не такие уж и плохие? А может не такая уж это и плохая компания? И я ведь тоже причастен к тому, что у меня не сложилось с этой компанией, я тоже в какой-то степени виноват...” Это — не манипуляция, это обратит человека на многогранность этого сложного процесса, он не будет видеть картину только с одной стороны, есть шанс что он может посмотреть на это стороны компании

Расчет. Полный расчет. Это банально, но это факт — самый большой смертный грех, который компания может сделать уходящему сотруднику — не рассчитаться с ним. Возможен вариант мелочных недорасчетов: дни отпуска, которые никто не компенсирует — это еще один минус в карму бывшему работодателю. Понятно, что есть разные случаи в жизни, может быть компания действительно не может рассчитаться с уходящим сотрудником, ну тогда нужно заплатить любую, даже символическую сумму — человек увидит горизонт — ему хотят заплатить — но сейчас не могут. И вполне может быть что и в будущем не смогут заплатить, но все равно важно последнее, важно показать тенденцию, — намерение, и последнее человек и запомнит.

Четко прописать процедуру увольнения. Всем донести и следить чтобы никто ни в коем случае не пользовался слабостью человека, чтобы свести “офисные” счеты — это где-то в другом месте, человек и так увольняется. Как принятие на работу — важная и четкая процедура, так и увольнение должно быть четкой и строго регламентированной процедурой.
Не давать на откуп это руководителям направлений, лучше пусть это будет один человек, у которого будет такая сложная миссия, в которой он должен совершенствоваться.

И вот тогда скорее всего, уволенный сотрудник не приложит всю свою негативную энергию расстройства увольнения к вдохновенному началу игры: “напиши как можно больше пакостных отзывов об этой гребанной компании!”. А спокойно пойдет дальше, даже если у него и останутся претензии к компании.

Увольнение, как и наем сотрудников — часть жизни любой компании, и лучше расширить себе горизонты поменяв отношение к этому болезненному процессу: уволить — от слова “воля”, сотрудник свободен, и волен начать новую жизнь в другой компании, таким образом компания дает ему путевку в новую жизнь — но другая задача — как человека “повернуть” в осознании его увольнения.


В этом отрывке отличный пример того как нужно увольнять сотрудников: человеку “в горе увольнения”, когда он ничего не видит кроме своих проблем — показали горизонт, и он идет вперед.

И, конечно, можно утопично помечтать — чтобы руководителю (НR-менеджеру) не пришлось никого увольнять, но уж если приходится это делать — то лучше это делать искусно, и лучше этому учится, а не думать что “все само как-то решится”!

Комментарии (31)


  1. anamnian
    13.08.2018 12:33
    -3

    Если человек задастся своей целью — сколько негативных отзывов может оставить о компании? — много, если задастся целью.


    Мне кажется это предложение звучит довольно плохо.
    Как вариант:
    Если человек задастся своей целью — сколько негативных отзывов может оставить о компании? — он оставит много, очень много таких отзывов(, можете мне поверить).


    1. lostpassword
      13.08.2018 13:42

      Неплохое замечание, но о таком обычно в личку автору пишут :-)


      1. anamnian
        13.08.2018 13:48

        Спасибо, буду иметь ввиду.


  1. Smbdy_kiev
    13.08.2018 13:45

    Не помню, где слышал, но очень понравилась поговорка: «Увольняя сисадмина, гендирректор должен лично подать ему пальто!» Фраза, которая весьма точно передаёт «правильную» атмосферу, КМК.


    1. YaMishar
      13.08.2018 13:53
      +1

      Предположу, что вы — сисадмин. Верно?


      1. dmrt
        13.08.2018 17:23

        А если увольняет летом подать кросовки?


        1. Stas911
          13.08.2018 18:43

          А зимой — лыжи


      1. Smbdy_kiev
        14.08.2018 10:17

        Нет. Инженер. Но то, что у сисадмина есть все пароли и явки к полезной и нужной информации своей конторы, я знаю наверняка. Потому тому же директору ссориться с сисадмином — себе дороже.


        1. VolCh
          14.08.2018 10:36

          Тут два фактора есть:
          — репутация. Даже если директор абсолютно неправ и новый потенциальный директор это признаёт, то может не рискнуть нанять мстительного админа. Мало ли, сам где-то ошибётся и будет неправ.
          — закон. Даже если директор совершил в отношении админа преступление, предусмотренное УК, очень маловероятно, что действия админа по уничтожению корпоративных данных или разглашению конфиденциальной информации суд признает необходимой обороной.


          1. ohotNik_alex
            16.08.2018 11:27

            да не обязательно пакостить)
            просто достаточно не досдать дела, а когда через неделю хватятся — «я забыл. было записано в файлике. файлик стер перед уходом. жесткий диск облил бензином в пустыне Гоби, поджег и закидал пепел песком»


        1. YaMishar
          14.08.2018 11:24

          И? Сисадмин пойдёт под УК, чтобы насолить гендиректору? Сомневаюсь, что настолько неадекватный человек получил бы все пароли-шифры-явки.


          1. Smbdy_kiev
            14.08.2018 13:32

            Зачем? Можно сотрудничать с органами… И уже не факт, кто под УК пойдёт…
            Ладно. Не о том спорим. Речь была о том, чтоб расходиться полюбовно.


    1. lostpassword
      13.08.2018 13:53

      Увольняя %profession_name%, гендиректор должен лично подать ему пальто.


      1. roscomtheend
        14.08.2018 10:51

        Деревянный макинтош.


      1. Stas911
        15.08.2018 00:10

        Часто бывает так, что директор вылетает следом за тем, кому он подает пальто


  1. Ironhide
    13.08.2018 13:56

    Знаю компанию, которая боролась с отзывами в интернете при помощи адвоката и полиции. Вычисляли, звали в РОВД, проводили беседы. Об этом стало известно, и репутация упала ещё ниже.


    1. Gradiens
      13.08.2018 15:29
      +1

      Я тоже знаю такую компанию. Помимо вышеописанного, компания «наезжала» на администрацию различных ресурсов в сети, и теми же методами засталяла сносить все упоминания о себе. И, вишенкой на торте — компания удерживала от увольнения одного «незаменимого сотрудника» при помощи беседы в темном переулке (на первый раз — просто беседы) в обществе крепких парней. В этот момент я очень обрадовался, что являюсь вполне себе «заменимым».
      Казалось бы, репутация компании должна быть не просто подмочена, а смыта всемирным потопом. Но увы, не оскудневал поток людей, попадавших в эту соковыжималку.


      1. maxzh83
        13.08.2018 16:04

        Казалось бы, репутация компании должна быть не просто подмочена, а смыта всемирным потопом

        Просто все боятся ее называть, вот и вы не написали название… Это эффект крепких парней.


  1. kinall
    13.08.2018 15:31

    В этом отрывке отличный пример того как нужно увольнять сотрудников: человеку “в горе увольнения”, когда он ничего не видит кроме своих проблем — показали горизонт, и он идет вперед.

    Идёт-то он, конечно, вперёд, но стартовая точка этого движения сместилась на… дцать лет назад. Фактически в отрывке предлагается немолодому человеку с маленькими детьми вернуться к уровню доходов выпускника колледжа. То, что он будет заниматься делом своей мечты, никак не отменяет всего того, что он говорил вначале – ипотеки, медстраховки и пустого холодильника. Я бы не назвал это «отличным примером увольнения».


    1. sashaboyko Автор
      13.08.2018 15:33

      Вы правы, но вопрос в том, с каким сердцем человек примется решать навалившееся, а это очень важно. Вот в этом искусство увольнителя.


    1. White_Scorpion
      14.08.2018 12:12

      Альтернатива, показанная в фильме, хуже — там эпизодический герой Галифианакиса сидел на крыше соседнего, с бывшей работой, здания со снайперской винтовкой в руках.


  1. Stas911
    13.08.2018 18:51
    +2

    Совет простой — просто не надо вести себя как мудаки и нужно оставаться людьми в любой ситуации. Все должно быть предельно вежливо и корректно. Все деньги, документы и справки должны быть выданы в срок и без напоминаний.

    Работал в стартапе, направление не взлетело, закрыли, сократили. Ну бывает, не без этого. По контракту деньги должны быть выданы в течение недели. Через 8 дней пишу HR — тишина, ни ответа ни привета, молчаливый игнор. Ок, пишу на следующий день формально холодное письмо, с указанием пунктов контракта которые они нарушили и предлагаю решить вопрос миром, в копию ставлю владельца компании (HR  походу не ожидала такой подставы). Через час деньги на счете, но осадочек остался.


  1. denis-19
    13.08.2018 20:55

    У нас увольняют вот так. Целыми проектными отделами.

    image


    1. LaQr
      14.08.2018 10:17
      -1

      Вы бы контакты хоть замазали.


      1. denis-19
        14.08.2018 12:02

        а зачем? сейчас там прокуратура работает, эти данные были в общем доступе в СМИ ранее.


        1. LaQr
          14.08.2018 12:08

          Действительно. Приношу извинения, я не заметил вотермарку внизу.


      1. werklop
        14.08.2018 12:56

        Вот что за дурацкая практика замазывать информацию о таких мерзавцах, ни себе, ни людям в итоге…


  1. VolCh
    13.08.2018 22:05

    А ещё бывают угрозы внести в чёрный список эйчаров, типа потом никуда не возьмут. Это уже в благополучные 2000-е цивилизовались и про чёрные списки заговорили, а в 90-е и про тазик с цементом намекали довольно прозрачно.


    1. Nexta
      14.08.2018 04:49

      Подтверждаю, заносят, лично там побывала в 2002.
      Еще одна встреченная мною «методика»:
      При сокращении выдают предписание об увольнении и всеми силами стараются заставить сокращаемого сотрудника в период отработки 2 месячного срока написать заявление по собственному (чтобы оклады не платить). Коллективу, участвующему в травле, обещается премия из сэкономленной суммы (как правило. не выдается). Самое смешное начинается в момент, когда человека уволили, а принявшие его обязанности коллеги понимают, что в этом ни черта не соображают (про травлю с их стороны помним? :-).) и начинают пытаться обращаться за бесплатной консультацией.
      Нет сейчас нормальной культуры увольнения. 105000 лет работать на одну организацию очень сложно психологически, но многие начальники разных рангов очень тяжело сам факт воспринимают. Т.е смена работы раз в 3 года или 5 лет для них как красная тряпка (и глупый вопрос на собеседовании :«почему так часто меняете место работы??»).


  1. roscomtheend
    14.08.2018 10:49

    А как на имидж компании влияют ошибки в тексте статьи?


    1. sashaboyko Автор
      14.08.2018 10:58

      Плохо, ошибкам бой и позор:)