Военные проверяют дорогу на наличие мин. В данном случае о миниатюризации прибора речь не идет
Исследования, проведенные специалистами Национальных лабораторий Министерства энергетики США, чаще всего имеют отношение к национальной безопасности. Но бывает и так, что некогда военная технология становится инструментом для улучшения жизни обычных граждан, никак не связанных со спецслужбами или армией. Так случилось с одной из разработок организации, которую в своих целях модифицировали представители стартапа WaveSense.
Речь идет о технологии удаленного обнаружения спрятанных мин, разработанной представителями Лаборатории Линкольна — научно-исследовательского учреждения Министерства обороны США в структуре Массачусетского технологического института. Эта лаборатория занимается исследованиями и разработками в области национальной обороны и безопасности.
Как оказалось, разработка вполне применима к задаче ориентирования на однородной местности робомобиля. Любое транспортное средство с автоматической системой управления ориентируется на местности при помощи сенсоров, GPS, карт высокого разрешения и камер. Различные производители используют разные сочетания технологий для робомобилей, но в большинстве случаев используются именно эти технологии.
Конечно, они нуждаются в совершенствовании, поскольку в сложных условиях, например, в непогоду, при снегопаде, задача оценки местности значительно усложняется. В ряде случаев это уже привело к авариям — как, например, несколько месяцев назад, когда робомобиль Uber сбил пересекающую в неположенном месте велосипедистку в темной одежде. И для разработчиков автопилота этого транспортного средства сложные условия, в которых оказался робомобиль, вовсе не оправдание, поскольку система управления машиной должна быть всегда начеку.
Выше упоминался снег — и не напрасно, поскольку слой снега на дороге значительно усложняет робомобилю задачу продвижения, поскольку и камеры, и лидары оценивают и анализируют отраженный свет. Если вокруг снег — то альбедо поверхности увеличивается во много раз, и робомобиль слепнет. Не все системы прекращают при этом работу, но многие.
Чтобы улучшить работу системы робомобиля разработчики из стартапа WaveSense предлагают устанавливать под днищем специализированный радар, который способен «видеть» все на определенной глубине. Такой радар сканирует все, что находится под ним, на глубину вплоть до 3 метров. Частота излучаемых волн — 120 Гц. В итоге робомобиль получает четкую картину «подземного царства. Разметку это увидеть не поможет, но если заранее создать „подземную карту“ дорог общего пользования, то робомобили смогут использовать эти данные для беспроблемного ориентирования на местности в самых сложных условиях. Дорога при этом может быть вообще без разметки — машина сориентируется по подземным меткам.
Конечно, на создание такого рода радарных карт нужно время, но и в обычном случае, когда используются просто лидары, разработчики создают аналогичные карты окружающего пространства. У комбинации „подземной“ и наземной карты есть свои преимущества — ведь итоговая модель окружающего автомобиль пространства оказывается максимально точной. Ошибиться робомобиль, конечно, может, но шансы будут минимальными. Да, сканирование грунта на глубину в 3м не поможет избежать столкновения с пешеходом, но зато робомобиль будет „понимать“ в какой точке пространства он в данный момент находится и какие проблемы могут здесь возникнуть.
Сенсор, кстати, стоит не очень много — по словам его создателей цена составляет около $100. Если учитывать преимущества, которые получает робомобиль в итоге, то сто долларов — не так и много. Кроме того, сама технология неплохо отработана, поскольку военные используют ее не первый год, и за это время успели усовершенствовать. Сейчас разработчики системы ведут переговоры с производителями робомобилей, но точно неизвестно на каком этапе эти переговоры находятся.
«Подземный лидар» — пример военной технологии, которая перекочевала в мирную жизнь, помогая обычным гражданам. Надо думать, что в городах WaveSense будет всегда ко двору — ведь в скором времени некоторые населенные пункты планируют пустить по своим дорогам роботизированный транспорт в виде автобусов и роботакси. Ну а подземные метки будут помогать им ориентироваться.
Комментарии (17)
sotnikdv
22.08.2018 05:37Что реально сбивало пару раз камеры моего автомобиля, так это утреннее (низкое) солнце на безоблачном небе прямо по курсу плюс пыль на стекле. В общем, машина видит гораздо лучше меня.
Второй вопрос, а почему бы не устанавливать машино-читаемые метки на дорогу? Точнее делать все элементы, включая разметку, машиночитаемой? Для центральных трасс это резко бы увеличило скорость, уменьшило бы количество аварий и упростило перевозки. А последнюю милю уже добивал бы водитель. Вот просто вот быстрое решение.Zmiy666
22.08.2018 06:26Тут надо не машино-читаемые метки, а радиочипы. Им как-раз плевать на солнце, снег и прочую погоду и время суток. Закатывать чипы в асфальт и нормально благо сейчас килограмм чипов может быть не сильно дороже килограмма краски для разметки. Но тут уже становится крайне важна точная работа дорожных служб… а у нас асфальт в дождь кладут… человеку то обычно пофиг, он едет по факту, а не по знакам/разметке, а вот робомобиль может и лажануть…
Nubus
22.08.2018 07:24Угу, закатаете, а как вы их ремонтировать и запитывать будете?
Squoworode
22.08.2018 07:43А зачем? Сели батарейки — заменили асфальт. Ремонты богу ремонтов!
firedragon
22.08.2018 08:29Вы видимо не слышали о пассивных передатчиках, которые запитываются от внешнего излучения. Например карты «Тройка»
DrZlodberg
22.08.2018 08:41На самом деле можно совместить подходы. На дорогах уже встречаются отражающие метки полос. Сделать их видимыми для этой штуки и машина никогда не промахнётся с полосы. Дёшево и сердито. А чипы пихать только перед перекрёстками, для уточнения.
Clevik
22.08.2018 09:42Ну почему метки только перед перекрестками?
Каждые 100 метров на длинном прямом участке трассы, каждые 10 метров в городе, от 5 до 1 метра при приближении к перекрестку.
Victor_koly
22.08.2018 11:01RFID есть скажем в ключе от домофона. Но там должна быть существенная зависимость от расстояния между излучателем/приемником и меткой. У обычного радара r^-4 выходит, а там на большом расстоянии может и r^-6 будет.
aikixd
22.08.2018 10:15К моменту когда это внедрят повсеместно, ИИ уже сможет обходиться без этого.
К тому же, что бы это работало хорошо, производители авто должна делиться своими картами, а это уже юридические проблемы. Если произойдет авария по вине этих карт, а источник карт это другая компания, то кто должен отвечать?
HiMem-74
22.08.2018 10:53Интересно, а как работает этот датчик (на днище автомобиля), покрытый слоем грязи? А мокрой грязи? А переменным слоем наледи? С солью и реагентами?
Marsikus
22.08.2018 22:22Не совсем ясно как для обычных водителей, а для дорожных служб не помешает иметь такой прибор. Можно будет заранее обнаруживать размывы грунта, порывы труб, трещины и другие неприятности под дорожным полотном.
Wesha
22.08.2018 23:27сканирование грунта на глубину в 3м не поможет избежать столкновения с пешеходом
Зато поможет узнать, где под дорожным полотном мины заложены
Zmiy666
эм… а как быть с тем, что под поверхностью земли все так же может поменяться и весьма не слабо. Ладно если это рабочие, запихнувшие пару лишних труб под полотно, под нормальной дорогой грунт боле-менее стабилен и то не всегда… а как быть с заснеженной грунтовкой? Там земля может меняться весьма сильно, иссыхаясь, увлажняясь или смерзаясь…
dipsy
Карты могут обновляться в реальном времени, при помощи тех же робомобилей, краудсорсингом, первые поедут неуверенно, по незнакомой местности, последующие подгрузят актуализированную карту.
С заснеженной грунтовкой всё просто, если там не работает этот способ, надо пользоваться другими. Если не работает ни один способ, надо переходить на ручное управление. Если метель, видимость 0 метров, на дорогах снежные заносы метровой высоты, вы за 30 км от ближайшего города ночью на пустой трассе, то хорошего вам настроения, здоровья.