image

В течение долгого времени мы собираем новости о роботах и профессиях. Под роботами имеется в виду практически любой автоматизированный процесс, который заменяет людей машинами. Вот только несколько примеров:





Призрак бродит по миру: роботы. Есть смутное опасение, что стабильное развитие вычислительной мощности и программного обеспечения позволит автоматизировать многие новые рабочие места. Почти каждый может в конечном итоге оказаться под угрозой. Может ли робот написать эту колонку? Это кажется вполне правдоподобным.

Как ни странно, самый громкий предупреждающий сигнал исходит от двух чемпионов в сфере цифровых технологий — Эрика Бриньолфссона и Эндрю Макафи, ученых Массачусетского технологического института и авторов книги "Второй век машин". Оцифровка, утверждают они, создает услуги (Google, Facebook) и расширяет выбор для потребителей. Но есть также темная сторона. "Прогресс оставит позади некоторых людей, возможно, даже многих людей", — пишут они.

Легко понять, почему. Конкуренция с роботом может быть бесполезной. Рассмотрим робота стоимостью $25000. В отличие от расходов в размере $25000 на работника, робота покупают один раз; он может работать 24 часа в сутки, ему не нужно медицинское страхование.

Что непонятно, так это будет отличие  от прошлого, когда новые технологии создали больше рабочих мест, чем уничтожили. Страх технологической безработицы появился не вчера. В начале 1800-х годов английские рабочие разрушали станки, чтобы не дать этим эффективным машинам забрать их рабочие места. Один из лидеров этого движения — Нед Лудд. Отсюда и термин "луддит" — тот, кто сопротивляется новым технологиям.

В 1964 году тревога по поводу технологий заставила президента Линдона Джонсона создать Национальную комиссию по автоматизации. В 1966 году уровень безработицы снизился до 3,8 процента. "Технологические потрясения случались на протяжении десятилетий, и… экономика США адаптировалась к ним", — пишет экономист Тимоти Тейлор.

Одна из причин в том, что новые технологии, как правило, связаны с более низкими ценами, высоким качеством или и тем, и другим. Это создает огромный спрос.

Возьмем, к примеру, авиакомпании. После Второй мировой войны железные дороги по-прежнему доминируют в сфере междугородних переездов. Но "большая скорость и увеличение масштабов, особенно после появления реактивных самолетов в конце 1950-х годов, сделала поезда неконкурентоспособными. С поправкой на инфляцию, цены на авиабилеты снизились. В то время как железнодорожные компании потерпели крах, количество пассажиров авиакомпаний в год выросло с 19 млн. в 1950 году до 737 млн. ??в 2012-м. В 2014 году в индустрии было занято 589 000 работников на полный и неполный рабочий день.

Та же логика применима и в настоящее время. Кто-то должен спроектировать программы, услуги и координировать роботов и другие цифровые процессы. Создание новых рабочих мест неизбежно.

Профессии также выживут в секторах, которые, кажется, в значительной степени застрахованы от автоматизации – «будь то забота о детях, престарелых, или же мелкий ремонт», как недавно выразился бывший министр финансов США Ларри Саммерс. Контакт с человеком желателен или даже необходим в некоторых местах. Логично, что банкоматы должны были уничтожить должности банковских служащих. В действительности количество кассиров (около 600000) сейчас немного выше уровня 1990 года, отмечает Тейлор со ссылкой на исследование Джеймса Бессена юридической школы Бостонского университета.

Страх потери работы реален, но, как я подозреваю, преувеличен, потому что работу теряли и по другим причинам (финансовый кризис и Великая рецессия), что сделало их очень чувствительными к любой угрозе их существованию. В этом климате призрак орды роботов, забирающих работу, представляется реалистичным. Однако создание многих рабочих мест (11,5 млн. с 2010 года) является реальным опровержением.

То, что новые рабочие места всегда заменяли старые, — это реальное явление, но это не защищает всех людей. Волны технологических достижений всегда оставляли проигравших — людей, чьи заводы перемещены или закрыты; или чьи навыки устарели; или чьи фирмы уступили новой конкуренции. Часто новые рабочие места появляются не там, где были старые, и не подходят для людей, лишившихся работы.

Это и есть суть проблемы. Новые навыки, которые потребуются благодаря роботам, должны быть удовлетворены рабочими. Вопрос в том, сможем ли мы адаптироваться. Прошлое дает повод для уверенности, но не твердую гарантию.

Как показали недавние события, не всё так идеально еще с автоматизацией, как может казаться. Очень много говорили о возможности убийства человека роботом, и теперь это стало реальностью. Как мы знаем, совсем недавно, 29 июня, на немецком заводе Volkswagen робот перестал себя контролировать и смертельно ранил в грудь одного из работников. По сообщению пресс-службы Volkswagen, в момент происшествия рабочий находился внутри установки. Робот придавил человека к металлической пластине, после чего сжал его грудную клетку. Рабочий умер, когда уже был доставлен в больницу.

Как видим, у медали всегда две стороны, но мы свято верим в позитивное и продуктивное будущее автоматизации.

 

Комментарии (1)


  1. dmbreaker
    09.07.2015 22:17

    В действительности количество кассиров (около 600000) сейчас немного выше уровня 1990 года

    Пустые слова, пока здесь не будет процентов от кол-ва жителей.