Новая научная работа основана на выводах предыдущего исследования 2016 года, которое доказало, что помощь коллегам приводит к истощению конкретного работника, который демонстрирует «слишком социальное» поведение. Работник с такой мотивацией не находит в себе сил отказать, когда его просят о помощи, и поэтому более подвержен выгоранию.
Сейчас авторы поставили целью изучить немного другой аспект: какие бывают виды помощи и к каким результатам приводят такие социальные взаимодействия.
Ведущий автор научной работы, профессор менеджмента Рассел Джонсон (Russell Johnson) объясняет, что есть два основных вида помощи коллегам: проактивная и реактивная. Они отличаются тем, была ли эта помощь запрошена тем, кто её получает.
Если вы активно предлагаете помощь другим, это проактивная помощь. Если сотрудник подходит к вам и просит помощи, которую вы ему оказываете, это реактивная помощь.
«Мы обнаружили, что со стороны помощника, который предлагает проактивную помощь, у него часто нет чёткого понимания проблемы, поэтому он получает меньше благодарности, — сказал Джонсон. — Со стороны получателя помощи, если люди постоянно подходят ко мне на работе и спрашивают, нужна ли мне помощь, это может повлиять на мою самооценку и привести к расстройству. Я не собираюсь благодарить человека, который пытался помочь мне, если я не просил об этом».
Джонсон с коллегами провели опрос 54 сотрудников в возрасте от 21 до 60 лет, которые трудились полный рабочий день в различных отраслях промышленности, включая производственную отрасль, государственный аппарат, здравоохранение и образование. Они собирали данные в течение 10 дней, получив в общей сложности 232 ежедневных наблюдения. На основании этого массива информации исследовали оценили случаи ежедневной помощи, получение благодарности, воспринимаемое положительное социальное воздействие и вовлечённость в работу всех участников этих взаимодействий.
Ответы респондентов доказали, что проактивная помощь наносит вред обеим сторонам, хотя и по разным причинам. У получателя помощи в данном случае снижается самооценка, а сам помощник получает меньше благодарности в свой адрес.
«Проактивность может оказывать токсическое воздействие, особенно на фигуранта. Он уходит, получая меньше благодарности от человека, которому помогает, что заставляет его чувствовать себя менее мотивированным на работе на следующий день. Чаще всего получатели помощи не выражают благодарность немедленно, что делает благодарность бессмысленной, поскольку она относится к фактическому действию помощника, — объясняет Джонсон. — Что касается человека, получающего неоспоримую помощь, то он начинает сомневаться в собственной компетентности и ощущать угрозу своей самостоятельности на рабочем месте».
Из результатов исследования можно сделать несколько выводов. Получается, что если вы хотите унизить человека, то активно спрашивайте, чем ему помочь. Чем чаще это делать, тем ниже будет самооценка сотрудника и тем больше стресса он испытает.
С другой стороны, если сотрудник действительно согласится принять вашу помощь, то вы сами можете стать жертвой, потому что потратите усилия, но можете не получить в ответ благодарности. «Униженный» получатель помощи всё равно будет недоволен.
Исследование Джонсона показывает, что в некотором смысле каждому работнику лучше заниматься своим делом и не лезть в чужие дела без спросу. Казалось бы, это логичное поведение и все должны придерживаться таких правил. Но в реальности часто встречаются «слишком» участливые и добрые коллеги, которые всегда расспрашивают вас о делах и пытаются помочь советами, хотя на самом деле весьма поверхностно разбираются в вопросе.
«Если вы действительно хотите помочь, просто сидите и выполняйте свою работу. В этом случае вы получите максимальную отдачу от своих действий, — сказал профессор. — Как человек, получающий помощь, вы должны как минимум выразить благодарность — и чем раньше, тем лучше. Если вы подождёте несколько дней, это не окажет положительного воздействия на помощника».
Следующее исследование Джонсона изучит последствия получения помощи с точки зрения её получателей, а также то, как их реакции и чувства могут формировать социальный климат на работе.
Предыдущие исследования Джонсона с коллегами были посвящены другим интересным темам:
- как этическое поведение начальников может сильно ухудшиться (феномен моральных обязательств перед сотрудниками, когда начальник выбирает «правильный» вариант поведения вместо прибыльного для фирмы);
- как негатив на рабочем месте вредит производительности;
- как использование смартфонов ночью уменьшает рабочую энергию сотрудников.
Научная статья о токсичном характере проактивной помощи опубликована 3 сентября 2018 года в «Журнале прикладной психологии» (Journal of Applied Psychology), doi: 10.1037/apl0000346.
Комментарии (22)
Imajou
25.10.2018 00:02+1Не похоже, что из анализа статистики по выборке из 54 человек можно с полной уверенностью такой результат утверждать
Alexufo
25.10.2018 00:34+4Если вы активно предлагаете помощь другим, это проактивная помощь. Если сотрудник подходит к вам и просит помощи, которую вы ему оказываете, это реактивная помощь.
Если вы что то делаете активно — у вас в этом потребность. Подумайте, чем вызванна данная потребность. Доводилось мне видеть админов, проактививших в основном дам привлекательной наружности.perlestius
25.10.2018 07:53Вспомнил много админов и эникеев, которые проактивно помогали коллегам своего пола… Стало страшно.
Alexufo
25.10.2018 07:57Ну почему гомосексуализм то сразу, потребность у них в помощи — не получают они иначе удовольствия от своей работы, например. Все там работу работают, а они паралельно не в потоке, тоже хочется быть участником общего движняка.
Darth_Malok
25.10.2018 09:08Ваш комментарий заставил меня переосмыслить мои действия в прошлом. Кроме того, возможно это ключ к пониманию, почему у дам привлекательной наружности часто низкая самооценка (касательно работы).
Squoworode
25.10.2018 08:18Окей, но как же перестать навязчиво стремиться помогать другим, даже когда они уже посылали меня лесом?
Darth_Malok
25.10.2018 08:58+1Нужно сесть, порефлексировать и разобраться, что вами движет. Понимание проблемы — первый шаг к её решению.
rt3879439
25.10.2018 08:56+2Помогая кому-нибудь закрепляю или приобретаю опыт. Никакого выгорания, брат жив.
dipsy
25.10.2018 09:37Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя.
tvr
25.10.2018 11:14Но вроде бы, в конце концов, этот персонаж отверг данную парадигму поведения?
Blast
25.10.2018 11:42+4Сложно защищать свою точку зрения, если оппонент привёл крокодила, а ваш партнёр оказался крысой.
ZaEzzz
25.10.2018 20:57Ну то, что парадигма была выведена из абсолюта — это точно, но при этом противоположность вредна с той же степенью, если не больше :)
Вы помогаете часто людям по их просьбе, потом они привыкают, и это входит в ваши обязанности. А отказ воспринимается как «ты там берега не попутал?» — вот такая простая загогулина.
Moskus
25.10.2018 11:18+1Традиционно, в кучу свалено несколько проблем, которые должны рассматриваться отдельно.
Действительно, есть люди, которым кажется, что они все знают лучше других (на самом деле — нет), потому их попытки помочь лишены смысла и навязчивы. Если в компании есть такой сотрудник, ему стоит на это указать и объяснить, чтобы он не лез к другим, то есть прекратить эту активность.
Действительно, есть люди, которым любые предложения помощи кажутся оскорбительными, потому что они ущемляют их больное самолюбие, так как они тоже уверены, что всё прекрасно знают и умеют (на самом деле — нет), а предлагающий помощь своим предложением выражает сомнение в этом (это может быть правдой, если предлагающий действительно лучше знает, как сделать то или иное, но в этом, чаще всего, нет ничего оскорбительного). Если в компании есть такие сотрудники, бороться с их самолюбием весьма сложно, но можно свести эффект от проблемы к минимуму, если неформальную помощь заменить на формальное обучение. Если это им не по нраву, то компании такие сотрудники, скорее всего, не нужны.
Существует немалое количество действительно знающих людей, которые вполне бескорыстно и без задней мысли готовы помогать тем, кто объективно знает и умеет меньше, чем они. И со стороны руководства будет весьма глупо бить их по рукам. Стоит, по крайней мере, попытаться создать такие условия, в которых они действительно смогут делиться своими знаниями и поднимать уровень других сотрудников. Если они будут поставлены в положение, когда более квалифицированных и ответственных заставляют подстраиваться под менее квалифицированных, они совершенно обоснованно перестанут доверять руководству.
Существует довольно малое число не очень знающих людей, которые адекватно оценивают свой уровень и готовы принимать любую помощь и учиться у более знающих, чтобы этот уровень повысить. Их нужно сводить с предпоследними, чтобы они могли расти профессионально.
А приводить всех к наименьшему (наихудшему) общему знаменателю, запрещая помогать другим и тем, у кого «чешется», и тем, кто реально может помочь, защищая тех, кто не хочет учиться и лишая такой возможности тех, кто хочет — это бред высшей степени, в духе самых махровых работников HR-службы.
Griboks
Не знаю, зачем они у себя за бугром что-то там исследуют, когда у нас уже давно доказано, что нельзя быть активным, инициативным и любознательным, а то накажут)
burzooom
Потому что это напрямую связано с тем, что коллективом легче управлять и манипулировать.
robux
Как говорил мой коллега (бывший военный): "Инициатива е-т в ж-у инициатора".
null3r
я слышал обычно без упоминания пятой точки)
red109
А ещё работодатели любят говорить, что ищут инициативных и проактивных, но на деле проактивность игнорируется (в лучшем случае конечно же).
roscomtheend
Многие и ищут. «Молодец, вот ты этим и займись».
Griboks
Если только твои супергениальные идеи не совпадают с идеями начальства.