![](https://habrastorage.org/webt/oi/ma/qg/oimaqgnt4pkecv_fdyseebujwhu.jpeg)
Монтажник укладывает волокна двух кабелей в оптической муфте.
Когда я пришел в компанию в 2016-м, уже была построена опорная сеть, или «магистраль», из 144 волокон. Она объединила наши узлы связи (дата-центр OST, дата-центр NORD) с ММТС-9 и ММТС-10 в единое кольцо. Длина опорной сети на тот момент была около 210 км. Также было построено около 21 км так называемых «последних миль» – ответвлений от опорной сети, соединяющих удаленную площадку клиента с ближайшим нашим узлом связи. Тогда в компании не было выделенных специалистов по ВОЛС, все делали подрядчики под руководством сетевого отдела.
Сейчас «магистралей» не строим, так как имеющейся емкости пока хватает. Все мои проекты – это достройка трасс от нашей опорной сети до офисов клиентов. При мне построили 70 км таких трасс. Протяженность всей сети на сегодняшний день составляет 301 км.
![](https://habrastorage.org/webt/ke/n0/24/ken024dbl1vvyllhn9x26vqy9ma.png)
Схема прохождения оптоволоконной сети DataLine на декабрь 2018.
![](https://habrastorage.org/webt/kk/5z/cu/kk5zcuwacuunuggrsi0qlz5elgq.gif)
Это кабель марки ОККМ (ОК – оптический кабель, К – канализация, М – многомодульная конструкция) производства Фуджикура. Его мы используем в наших проектах.
Мы прокладываем оптические кабели в телефонной канализации, коллекторах, тоннелях и мостах. Самостоятельно строим канализацию только в тех случаях, когда рядом с маршрутом будущей трассы нет подходящей инфраструктуры. Иначе это все равно что построить себе отдельную дорогу от дома до работы – долго и дорого.
В представлении многих коллекторы и телефонная канализация примерно одно и то же, но это не так. В коллекторах размещают не только кабели связи. Там проходят разные инженерные коммуникации: теплосеть, газопровод, силовые кабели. Некоторые коллекторы настолько большие, что в них спокойно может проехать грузовой автомобиль.
Телефонная же канализация – это просто зарытый в землю трубопровод с кабелями. Заглянуть в нее можно только через смотровые устройства – телефонные колодцы. Они бывают разные, но чаще в них не развернуться. Иногда это просто коробка глубиной 20 см. В качестве исключения видел несколько колодцев по Москве размером с трехкомнатную квартиру.
![](https://habrastorage.org/webt/m3/iy/bt/m3iybtxl4red_hc_i8xvxhydtmo.jpeg)
Смотровой колодец телефонной канализации.
![](https://habrastorage.org/webt/iq/j-/we/iqj-werxyjxcmvtxhjtmwihkf1q.jpeg)
Вот такой вид открывается в смотровом колодце. Кабели просто уходят в каналы в стене.
Обычно для наших клиентов мы строим две оптоволоконные трассы, идущие независимыми маршрутами до нашего дата-центра. Это нужно для резерва, на случай повреждения или полного обрыва основного кабеля. Тут многие сразу вспомнят поучительные истории про экскаватор и будут правы. Из свежего: во время работ по программе «Моя улица» одному нашему клиенту «повезло» с экскаватором 4 раза за 3 месяца. Хорошо, что у него была резервная трасса, которая не пересекалась с основным маршрутом, и его сервис не простаивал, пока мы восстанавливали пострадавшую трассу.
![](https://habrastorage.org/webt/cg/aq/zc/cgaqzc72urgw2nzry-qwfhgms3q.jpeg)
Маленькое движение ковшом – большие проблемы для провайдера. Обрыв кабелей в телефонной канализации.
Большинство клиентов понимают важность резерва и сразу просят нас проработать два разнесенных маршрута до их площадки. Или заказывают у нас трассу, которая будет резервной в дополнение к основной от другого провайдера.
Про процесс
Например, клиент хочет провести волокно из нашего дата-центра NORD к себе в офис.
На основе эскизов линейно-кабельных сооружений я определяю ориентировочный маршрут будущей трассы. Вычисляю расстояние достройки от офиса клиента до нашей сети и выбираю место для размещения соединительных муфт. Попутно собираю информацию об объекте, в котором расположен офис клиента: есть ли на пути будущей трассы линейно-кабельные сооружения, кто является их владельцем. Эта информация понадобится при согласовании рабочего проекта.
![](https://habrastorage.org/webt/wv/n_/ma/wvn_majaqkvzorfnhlygiltfwki.png)
Маршрут оптических трасс от дата-центра NORD до офиса клиента.
![](https://habrastorage.org/webt/mo/yr/y0/moyry0kyzijjj5amxogcypscyhk.png)
В этом проекте мы соединяли два офиса клиента.
С этими исходными данными я рассчитываю бюджет на организацию новой линии связи. В него войдут наши разовые расходы на получение технических условий от собственников линейно-кабельных сооружений (Москоллектор, МГТС) и согласование рабочего проекта с ними же, проектно-изыскательские работы на линейную часть, строительно-монтажные работы по прокладке кабеля, стоимость используемых материалов, а также наши ежемесячные платежи за аренду линейно-кабельных сооружений. По рынку проектирование и строительство «под ключ» 1 км оптоволоконной трассы емкостью до 32 волокон обойдется сейчас в среднем 200 тыс. руб.
Стандартный срок строительства – 45 календарных дней, но иногда получается быстрее. Это официальный срок с оформлением всей необходимой документации, а ее много. Мы готовим большой пакет документов для МГТС, Москоллектора, составляю для подрядчиков техническое задание. Они, исходя из наших требований, делают рабочий проект линейной части – участка трассы, который идет по городу до здания клиента. Подрядчики знают, как все устроено под землей в Москве, и имеют все необходимые сертификаты, лицензию ФСБ и допуски к работам, связанным с гостайной.
Мы самостоятельно делаем рабочий проект прокладки кабеля по зданию и согласовываем его с владельцем. В этом документе мы описываем, как будет организован ввод в здание, прокладка кабеля по зданию до места назначения (серверной или офиса) и монтаж оптического кросса.
![](https://habrastorage.org/webt/nt/v5/ln/ntv5ln9mupwwsnth3sgyyxj7a1o.png)
Пример схемы прокладки оптического кабеля внутри здания.
Как только все проекты согласованы, начинается долгожданное строительство. В существующую сеть ВОЛС врезают новый кабель, который будет проложен до здания клиента. Ниже несколько рабочих фотографий.
![](https://habrastorage.org/webt/84/pj/ua/84pjuavy1kqsotthinalncosask.jpeg)
Иногда телефонные колодцы оснащены антивандальными устройствами (заглушками). Приходится тратить время на их открытие при помощи специального подъемника.
![](https://habrastorage.org/webt/le/mv/uz/lemvuz5x18ugok5dojrqmbon0um.jpeg)
Монтажники протягивают новый кабель.
![](https://habrastorage.org/webt/4g/9p/1m/4g9p1mwjq67iv0qpb3a6dicoldc.jpeg)
На самом подходе к зданию клиента возник непроходимый участок: был обнаружен излом в канале, и кабель не получалось протолкнуть из смотрового колодца. Потребовалось снимать дорожное покрытие и вскрывать грунт.
![](https://habrastorage.org/webt/9w/oy/bl/9woybluksz2iepkyp7btjk3q5so.jpeg)
На столе – оптическая муфта. Идёт подготовка монтажа нового кабеля в магистраль.
![](https://habrastorage.org/webt/xh/go/sl/xhgosl0rtaq9diqhgl0nc-xwqhm.jpeg)
Врезка нового кабеля в магистраль.
Для монтажников-спайщиков мы готовим исполнительные схемы. По ним специалисты распознают нужные волокна в магистральных кабелях и сваривают их с волокнами нового кабеля. Затем сваренные волокна укладывают в оптическую муфту.
![](https://habrastorage.org/webt/nu/-n/yl/nu-nylyvqsojudihlaqo5u4-suk.jpeg)
На фото разделанный кабель. Если присмотреться, то видно волокно, которое заходит в сварочный аппарат.
![](https://habrastorage.org/webt/3i/eu/oz/3ieuozoc44pcjuu2rygxgafhci8.jpeg)
Оптическая муфта с соединенными волокнами двух кабелей.
![](https://habrastorage.org/webt/am/tb/7q/amtb7qxan-poqjnqdaecpirxuaw.jpeg)
Так оптический кабель приходит в здание.
Когда кабель проложили до здания, на его конце разваривают оптический кросс, который монтируют в стойку или на стену.
![](https://habrastorage.org/webt/uw/sg/po/uwsgpodxf75kv4lbwvqpsy_lcci.jpeg)
Оптический кросс в Meet-Me-Room дата-центра OST.
Дальше мы параллельно с подрядчиком тестируем новую трассу: проводим измерения кабеля методом импульсной рефлектометрии. Показания снимаются с оптического кросса с помощью рефлектометра. Значения ниже говорят о том, что все работает. Они же фиксируются в SLA с клиентом:
? 0,2 дБ максимальная величина потерь на неразъемных соединениях (сварке) при двунаправленном усредненном измерении. ? 0,5 дБ затухание оптического сигнала на длинах волн 1310 и 1550 нм в точках разъёмного соединения (транзита) оптических волокон. ? 40 дБ коэффициент отражения (reflectance) на 1 событие. ? 29 дБ значение оптических возвратных потерь (Optical Return Loss – ORL) на измеряемом участке. |
![](https://habrastorage.org/webt/bx/nv/cu/bxnvcuuyqq34d1u9zx3ycsczdgk.jpeg)
Рефлектометр.
Если все показания в норме, то трасса принимается в обслуживание и передается в эксплуатацию. Клиенту остается только подключиться в нужный порт.
Вежливые люди, пожары в коллекторах: как проходят работы и устраняются аварии на трассах
Мы оповещаем наших клиентов обо всех плановых работах. Даже если это просто врезка нового кабеля, то клиент получит письмо с контактами дежурной смены, аккаунт-менеджеров и ситуационным планом с отмеченными участками, где будут проходить работы. С такими работами проходит все штатно, но бывают и забавные случаи. Как-то после считанных минут от начала работ в муфте, расположенной недалеко от Красной площади, к монтажникам подъехала машина с номером ЕКХ. Оттуда вышли люди в костюмах и с оружием. Проверив наличие разрешения на работы у монтажников, вежливо попросили работать аккуратно в данном месте. Так и стояли, пока работы не были закончены. Видимо, в колодце был один из тех «кремлевских» кабелей и у него сработала сигнализация.
Когда происходит авария, не всегда сразу понятно, где повреждение. Совместно с инженерами проводим контрольные измерения с помощью рефлектометра на оптическом кроссе в наших дата-центрах, чтобы определить предполагаемое место аварии. Пока аварийная бригада собирается, я успеваю сориентировать их, куда ехать, и сам выезжаю на место обрыва.
Параллельно составляем список клиентов, чьи сервисы были нарушены при аварии, а коллеги из смежных отделов уведомляют клиентов. Наш отдел переключает клиентов на резервные каналы – клиентские и наши собственные (на свободные волокна), – если у клиента нет резерва. При необходимости тянем новые кроссировки и начинаем переключение.
Последняя крупная авария произошла из-за пожара в Ново-Дорогомиловском коллекторе. Всех провайдеров допустили к работам только через 5 дней, потому что сначала восстанавливали все городские коммуникации и связь специального назначения. Всем, у кого не было резерва, пришлось ждать (еще раз к вопросу о резерве:)). Но такие случаи скорее исключение, и обычно работоспособность сервисов восстанавливаем оперативно, для масштабных аварий – это 8 часов максимум.
![](https://habrastorage.org/webt/t-/4h/fg/t-4hfgkxbadhhkk0uj6zxyf4vvs.jpeg)
Так выглядят обгоревшие кабели. Последствия пожара в Ново-Дорогомиловском коллекторе.
![](https://habrastorage.org/webt/cz/p6/0g/czp60gcbq1jey5mw65o6p5jvnt8.png)
Восстановительные работы в том же коллекторе. Монтажники изготавливают кабельную вставку для поврежденного кабеля. Запах гари после пожара все еще очень сильный, поэтому работают в респираторах.
Комментарии (38)
red_perez
06.12.2018 13:17Вы, наверное, спрашиваете про оптические кроссы (или ВРМ – волоконно-распределительный модуль)?
В основном используем производства «Связьстройдеталь».
Думаю да, это то самое, у меня просто проблема с терминологией, я за границей работаю, у нас это называется FIBER OPTICAL SWITCH — устройство, осуществляющее коммутацию оптоволокна по команде через один из внешних интерфейсов, либо автоматически прескакивающий на резервный канал при пропадании основного ну и плюс другие похожие умные опции. Это то о чем я думаю?
dplot Автор
06.12.2018 13:58Нет, на данном фото вы видите только пассивное оборудование: оптические кроссы (или «оконечка» для кабеля).
NikitaKun
06.12.2018 13:25А можно узнать, что за прибор стоит на фото с надписью: «На фото разделанный кабель. Если присмотреться, то видно волокно, которое заходит в сварочный аппарат.»?
lexit
06.12.2018 14:39А для для учета ВОЛС/Муфт/разварок волокон какое-то специализированное ПО используете?
dplot Автор
06.12.2018 15:46Для технического учёта ВОЛС используем специализированное ПО, адаптированное под наши задачи.
Схемы разварок изготавливаем в visio, как это делают большинство провайдеров.
Паспорта муфт удобнее выполнять в Excel.
third112
06.12.2018 14:43Вопрос по организации труда 1ая картинка:
Монтажник укладывает волокна двух кабелей в оптической муфте
от узора стола у меня сразу зарябило в глазах, а каково монтажнику делать мелкую работу, которая требует изрядного напряжения глаз? М.б. если поверхность стола будет одноцветной без подобных узоров — производительность и качество монтажных работ возрастут?
for611bing
06.12.2018 14:49Интересная статья. А о самом интересном умолчали. Как сварочник отказывается верить на морозе, как чешутся руки от гидрофоба… :)
dimmidrol
06.12.2018 14:59почему? Гидрофоб снимается ватой промоченной в бл-10 и всё ок)
У нас сварочний аппарат работает в любые погодные условия(авария не будет ждать хорошей погоды) =))
Nlkan84
06.12.2018 15:14От гидрофоба руки никогда не чесались, силиконовое масло или вазелин, а вот от брони из стекловолокна вполне могут зачесаться если без перчаток защищать кабель.
plastilinko
06.12.2018 20:37и как весело выковыривать кусочки волокон которые случайно вывались из контейнера для скалывателя)
pavlick
06.12.2018 15:01подскажите, «антивандальное устройство» — это по сути просто огромная гиря-затычка?
dplot Автор
06.12.2018 15:11Ну можно и так сказать :). Это конструкция из бетона и металла, покрытого цинком (увеличивает срок годности). Через все устройство проходит полая трубка, через которую выходит газ из камеры колодца. У трубки есть резьба, в которую вкручивается ключ для установки и извлечения устройства. Весит эта штука 300 кг.
plastilinko
06.12.2018 20:37но при этом у ссд есть крышки с замком для колодцев которые и легче и наверное дешевле
aapazhe
06.12.2018 20:47замок можно сломать
а вот пробку в три центнера так просто не вынешьdimonoid
07.12.2018 03:55Эту полую дырку для ключа наверное можно просто чем нибудь залить типа клея, и вставить кусок дерева делая извлечение устойства просто невозможным, насколько я понял конструкцию. Они ж вандалы, а не воры, им крышка только жизнь облегчает)
dplot Автор
07.12.2018 09:38Помимо самой заглушки на колодце установлен люк. Его функция как раз защищать от мусора. Заглушку устанавливают под люком.
Заглушка в первую очередь нужна для несанкционированного доступа подрядчиков, которые вышли работать без разрешения. Если технадзор тебя поймает, то это ведет к штрафам и потери лицензии.
poloart
06.12.2018 16:13Коммуникации большого города просто изменяются в течение времени. Когда-то это была телефонная лапша, теперь вот оптические кабели. Суть не меняется особо.
Преимущества оптики лучше показывать не в столице, где и так всё есть, а в сельской местности.
Буквально 30 лет назад это были избушки с печками, а теперь это коттеджи с газовым отоплением и высокоскоростным интернетом по оптике. Другими словами, «домик в деревне» уже мало отличается от «квартиры в городе», одни сплошные преимущества. При условии, конечно, если у вас график работы не 5/2.
У нас вся Московская область затянута оптикой по столбам. Причём, высокоскоростной и стабильный интернет есть там, где ещё нет газа, допустим. Вот где прогресс и поступь цивилизации!mirsev
06.12.2018 20:03Коммуникации большого города просто изменяются в течение времени. Когда-то это была телефонная лапша, теперь вот оптические кабели. Суть не меняется особо.
Преимущества оптики лучше показывать не в столице, где и так всё есть, а в сельской местности.
О каких преимуществах Вы говорите? Дело ведь не только в расстояниях и связанных с этим затуханиях сигнала. Оптика, в отличие от аналоговой телефонной «лапши», практически не подвержена помехам, коих в большом городе очень много. Плюс — количество каналов… Ну, и много ещё чего.
MousePowerGo
06.12.2018 19:43Коллега, спасибо за рассказ, очень позновательно.
В тексте Вы упомянули про клиентов которым важен SLA, используете ли Вы какие-либо специльные средства постоянного мониторинга состояния оптики для сокращения времени простоя и, соответственно, увеличения SLA?dplot Автор
06.12.2018 19:50Мониторинг ВОЛС можно реализовать тремя способами:
1. Мониторинг состояния портов на активном оборудовании через его опрос по snmp. Используем его все время. По нему мы можем определить, что с физикой что-то пошло не так. Подробнее об этом писали тут.
2. Мониторинг темной оптики. На рынке много крутых систем мониторинга с ценником от нескольких миллионов. Суть их заключается в том, что устанавливается стационарный рефлектометр, и он сканирует волокно в режиме реального времени (или один раз через определенный период). Прибор определяет протяженность магистрали и накладывает на рефлектограмму некий шаблон (маску), по которому можно судить о каких-либо отклонениях от нормы.
Сейчас мы тестируем на своей сети реализацию такого мониторинга на отечественном недорогом оборудовании. Приложил скриншот системы. На нем видно, что одним комплектом мы мониторим 2 участка кабеля (29 км и 33 км). Опрос целостности трассы проводим раз в 5 минут.
Если возникает какое-нибудь событие в системе мониторинга, мы находим точку повреждения с помощью специального программного комплекса по моделированию ВОЛС. Географическая точность определения аварии — менее 100 м.
3. Мониторинг активного волокна. Суть его заключается в том, что к активному волокну подключается рефлектометр на своей длине волны.plastilinko
06.12.2018 20:39Видел нечто подобное скажем так у одного из провайдеров, но там более высокоуровнево было — настраивались частоты в ММ-волокнах. Это если я ничего не путаю. Но межрегиональные магистрали достаточно интересная тема для знакомства)
MousePowerGo
07.12.2018 09:44Спасибо за ответ. В дополнение к стандартному опросу по SNMP иметь такую систему мониторинга очень здорово. Как Вы считаете сильно облегчает она Вам поиск и восстановление обрыва или не наработали еще статистику?
vitsam
07.12.2018 09:28Если непогода, то есть какие-то средсва защиты для монтажного стола? В Финляндии, например, это выглядит как прицеп к автомобилю. Кабеля заводятся внутрь, где тепло и светло.
dplot Автор
07.12.2018 09:28Обычно монтаж муфт проводят в оборудованном автомобиле. На фото летние периоды, сварщики ставили стол для работы прямо на улице, было жарко:) В непогоду, где автомобиль невозможно подогнать к муфте, обычно используют палатку.
JC_IIB
07.12.2018 12:21Слышал забавную байку о том, как на Севере сварщики волокна затащили один конец кабеля в правое окно «буханки», а второй — в левое. Сварили. Осознали. А кабель был тоооолстый…
У вас были какие-нибудь смешные случаи? :)dplot Автор
07.12.2018 14:06Типичная ошибка новичка или невнимательность:) Мы монтажников приучили по принципу «семь раз отмерь – один раз отрежь» работать.
Так что пока всё штатно и без курьёзов проходит. К счастью:)
red_perez
Ммм как интересно,
а полюбопытствовать можно, чьего производства оптические свичи (на фото) вы используете и какая была мотивация выбора?
dplot Автор
Вы, наверное, спрашиваете про оптические кроссы (или ВРМ – волоконно-распределительный модуль)?
В основном используем производства «Связьстройдеталь». У них большой выбор, быстрая доставка, ну и хорошее соотношение цена-качество. Под каждый проект выбираем ВРМ исходя из емкости кабеля, типа адаптеров (розеток), который нужен для последующей кросс-коммутации (в ЦОДе стараемся экономить юниты в стойке), а также удобства монтажа и обслуживания в установленном ВРМ (организация входящих-исходящих коммутационных патчкордов). На удаленных площадках клиентов все максимально индивидуально – ставим то, что просит заказчик.
На фото только стоечные кроссы, но иногда в офисах клиентов устанавливаем настенные.