Так уж исторически сложилось, что представители бизнеса и программисты не очень хорошо понимают друг друга. С одной стороны — сложные технические термины и решения, которые не очень интересны людям, не связанным с ИТ. С другой — постоянно меняющиеся желания заказчика, за которыми так сложно уследить обычному разработчику.
Как не допустить настоящего хаоса в сложившейся ситуации? Бизнес-аналитики приходят на помощь.
Стандартные требования к характеру бизнес-аналитика: работа в команде, умение определять и решать проблемы, усидчивость и креативность. Бррр… Как будто описание очередной скучной вакансии читаю.
Отбросив всю лишнюю мишуру, я бы сказал, что главные качества для нашей профессии — это самостоятельность и умение находить подход к человеку.
Бизнес-аналитики по роду своей деятельности чаще всего находятся где-то между командой и клиентом. Именно к ним в первую очередь обратится заказчик с новыми требованиями к системе, списком необходимых изменений или жалобой на очередной баг. В таких ситуациях необходимо самостоятельно принять решение о дальнейших действиях, проинформировать команду, предложить способ выхода из ситуации или организовать собрание для широкого обсуждения.
Многие коллеги-айтишники знакомы с такого рода ситуациями и обладают достаточной стрессоустойчивостью для их решения (внести правки в последний момент или найти критическую ошибку в пятницу вечером). Поэтому, если хотите попробовать чего-то нового и дополнительно прокачать «мягкие» навыки — рекомендую попробовать силы в бизнес-анализе.
Чаще всего мне встречаются коллеги-представители двух направлений.
Первые — люди, которые целенаправленно, сами или по велению родителей, поступили на соответствующую специальность в университете, уверенно на ней отучились и получили базовые знания системного анализа и прилегающих областей.
Вторые — те самые работники сферы ИТ, которым в какой-то момент надоело программирование, и они начали задаваться вопросом «зачем?». «Зачем я это делаю?», «Почему сейчас мы работаем именно над этим модулем?», «Какие проблемы клиента это решит?» и так далее.
Честно говоря, я сам не знаю, есть ли преимущества у того или иного пути. Можно смело утверждать, что люди, сами занимавшиеся разработкой до анализа, лучше понимают программистов и могут более детально переводить требования заказчика на технический язык. С другой стороны, люди, получившие профильное образование, обычно сразу владеют большим набором методик и инструментов, необходимых для сбора требований и описания способов функционирования систем.
Думаю, половина ответа на этот вопрос заложена уже в самом вопросе и названии должности, которую мы обсуждаем. Очевидно, что нам просто необходимо уметь одновременно разбираться в бизнес-материях (было бы вообще идеально, если аналитик знал бы еще и предметную область конкретного заказчика, с которым он работает), да и технические знания тоже не помешают.
Стоит помнить о том, что, пожалуй, все разговоры на стороне заказчика сводятся к одному – деньгам. Очевидно, что глобальных способов увеличить прибыль всего два: увеличить доходы или уменьшить расходы.
Если клиент ищет решения в ИТ, чаще всего они перекладываются на две области:
Для решения задач первого типа аналитику нужны как навыки непосредственно из предметной области заказчика, так и общий аналитический склад ума, умение быстро вникать в проблему и учиться. Невозможно одновременно разбираться во всех направлениях, поэтому при смене проекта и клиента вам придется сразу же переключаться на новую тематику.
К счастью, задачи второго типа немного более общие и к ним можно приготовиться. Здесь отлично пригодятся знания в областях UX или UI, понимание того, как работает реклама и продвижение в сети, умение думать, как пользователь. Никто не потребует от вас опыта работы дизайнером или маркетологом, но почитать статьи о дизайне на Хабре или Медиуме, чтобы разбираться в трендах, плохих и хороших практиках, все же стоит.
Если вы пришли работать аналитиком в ИТ — вам однозначно придется общаться с командой разработчиков, тестировщиков, дизайнеров и руководителей. Вот где действительно может пригодиться предыдущий опыт работы на подобных должностях.
На тему необходимых технических навыков и того, как их развивать, я бы хотел написать отдельную статью, но вкратце могу сказать:
Пожалуй, все аналитики, с которыми приходилось работать, имели очень широкий кругозор. С такими можно было и рыбалку, и мировую политику обсудить. Несмотря на кажущую незначительность, я считаю, что это очень важный аспект — немалая часть бизнеса делается не за столом переговоров, а во время обеда и перерывов на кофе, сопровождающихся неформальными беседами.
От себя добавлю только то, что самые крепкие отношения с партнерами по проектам мне удалось установить, обсуждая немецкое пиво и норвежские фьорды. В общем, учитесь, учитесь и еще раз учитесь!
Несмотря на то, что, на первый взгляд, это может показаться слишком сложным и долгим для изучения, не спешите паниковать. Правда в том, что многое из описанного так или иначе развивается у вас вместе с учебой, опытом работы или чтением таких вот статей. Остальное — детали, которые строятся на уже имеющемся фундаменте, а это — всегда быстрее и легче.
Как только почувствуете, что обычная разработка начинает наскучивать, а желания/возможности развиваться до архитектора или лида нет — попробуйте сыграть роль клиента и начать задавать вопросы. Вдруг понравится и в нашем полку аналитиков прибудет?
Как не допустить настоящего хаоса в сложившейся ситуации? Бизнес-аналитики приходят на помощь.
Два важных допущения
Прежде всего, договоримся о двух важных вещах:
- Свою карьеру я начал и продолжаю за пределами родной страны. Поэтому все наблюдения, описанные в этой и последующих статьях, основываются на реалиях западного рынка.
- Сам я имею техническое образование в области искусственного интеллекта и всегда стараюсь держать баланс между разработкой и бизнесом. Задачи аналитиков в банковой сфере, недвижимости и других сферах могут отличаться, но здесь мы будем вести разговор исключительно в рамках ИТ.
Кому может понравиться быть бизнес-аналитиком?
Стандартные требования к характеру бизнес-аналитика: работа в команде, умение определять и решать проблемы, усидчивость и креативность. Бррр… Как будто описание очередной скучной вакансии читаю.
Отбросив всю лишнюю мишуру, я бы сказал, что главные качества для нашей профессии — это самостоятельность и умение находить подход к человеку.
Бизнес-аналитики по роду своей деятельности чаще всего находятся где-то между командой и клиентом. Именно к ним в первую очередь обратится заказчик с новыми требованиями к системе, списком необходимых изменений или жалобой на очередной баг. В таких ситуациях необходимо самостоятельно принять решение о дальнейших действиях, проинформировать команду, предложить способ выхода из ситуации или организовать собрание для широкого обсуждения.
Многие коллеги-айтишники знакомы с такого рода ситуациями и обладают достаточной стрессоустойчивостью для их решения (внести правки в последний момент или найти критическую ошибку в пятницу вечером). Поэтому, если хотите попробовать чего-то нового и дополнительно прокачать «мягкие» навыки — рекомендую попробовать силы в бизнес-анализе.
Как начинается путь аналитика в ИТ?
Чаще всего мне встречаются коллеги-представители двух направлений.
Первые — люди, которые целенаправленно, сами или по велению родителей, поступили на соответствующую специальность в университете, уверенно на ней отучились и получили базовые знания системного анализа и прилегающих областей.
Вторые — те самые работники сферы ИТ, которым в какой-то момент надоело программирование, и они начали задаваться вопросом «зачем?». «Зачем я это делаю?», «Почему сейчас мы работаем именно над этим модулем?», «Какие проблемы клиента это решит?» и так далее.
Честно говоря, я сам не знаю, есть ли преимущества у того или иного пути. Можно смело утверждать, что люди, сами занимавшиеся разработкой до анализа, лучше понимают программистов и могут более детально переводить требования заказчика на технический язык. С другой стороны, люди, получившие профильное образование, обычно сразу владеют большим набором методик и инструментов, необходимых для сбора требований и описания способов функционирования систем.
Какие навыки нужны аналитику в ИТ?
Думаю, половина ответа на этот вопрос заложена уже в самом вопросе и названии должности, которую мы обсуждаем. Очевидно, что нам просто необходимо уметь одновременно разбираться в бизнес-материях (было бы вообще идеально, если аналитик знал бы еще и предметную область конкретного заказчика, с которым он работает), да и технические знания тоже не помешают.
Бизнес
Стоит помнить о том, что, пожалуй, все разговоры на стороне заказчика сводятся к одному – деньгам. Очевидно, что глобальных способов увеличить прибыль всего два: увеличить доходы или уменьшить расходы.
Если клиент ищет решения в ИТ, чаще всего они перекладываются на две области:
- Внутренняя – оптимизация процессов, разработка систем управления и мониторинга, автоматизация;
- Внешняя – обновление сайта для привлечения новых клиентов, маркетинг, создание мобильного приложения.
Для решения задач первого типа аналитику нужны как навыки непосредственно из предметной области заказчика, так и общий аналитический склад ума, умение быстро вникать в проблему и учиться. Невозможно одновременно разбираться во всех направлениях, поэтому при смене проекта и клиента вам придется сразу же переключаться на новую тематику.
К счастью, задачи второго типа немного более общие и к ним можно приготовиться. Здесь отлично пригодятся знания в областях UX или UI, понимание того, как работает реклама и продвижение в сети, умение думать, как пользователь. Никто не потребует от вас опыта работы дизайнером или маркетологом, но почитать статьи о дизайне на Хабре или Медиуме, чтобы разбираться в трендах, плохих и хороших практиках, все же стоит.
Разработка
Если вы пришли работать аналитиком в ИТ — вам однозначно придется общаться с командой разработчиков, тестировщиков, дизайнеров и руководителей. Вот где действительно может пригодиться предыдущий опыт работы на подобных должностях.
На тему необходимых технических навыков и того, как их развивать, я бы хотел написать отдельную статью, но вкратце могу сказать:
- Если у вас нет технического опыта/образования — посмотрите пару курсов компьютерных наук для начинающих. Ищите «Computer Science 101» и переходите на Coursera, Udemy или edx. Кстати, я не зря рекомендую зарубежные ресурсы – жаргон в ИТ во многом состоит из англицизмов, и просмотр видео на этом языке поможет вам его укрепить;
- Попробуйте себя в роли тестировщика. Когда в следующий раз наткнетесь на ошибку в Вконтакте, Facebook или еще где-нибудь – вспомните и запишите, что конкретно вы сделали до этого, и предложите, как должна была повести себя система;
- Прочитайте хотя бы пару статей об управлении персоналом и продуктом. Представьте, как можно разделять задачи между несколькими программистами, как составить отчет о выполненных работах, как описать требования заказчика.
Из собственных интересных наблюдений
Пожалуй, все аналитики, с которыми приходилось работать, имели очень широкий кругозор. С такими можно было и рыбалку, и мировую политику обсудить. Несмотря на кажущую незначительность, я считаю, что это очень важный аспект — немалая часть бизнеса делается не за столом переговоров, а во время обеда и перерывов на кофе, сопровождающихся неформальными беседами.
От себя добавлю только то, что самые крепкие отношения с партнерами по проектам мне удалось установить, обсуждая немецкое пиво и норвежские фьорды. В общем, учитесь, учитесь и еще раз учитесь!
Вместо заключения
Несмотря на то, что, на первый взгляд, это может показаться слишком сложным и долгим для изучения, не спешите паниковать. Правда в том, что многое из описанного так или иначе развивается у вас вместе с учебой, опытом работы или чтением таких вот статей. Остальное — детали, которые строятся на уже имеющемся фундаменте, а это — всегда быстрее и легче.
Как только почувствуете, что обычная разработка начинает наскучивать, а желания/возможности развиваться до архитектора или лида нет — попробуйте сыграть роль клиента и начать задавать вопросы. Вдруг понравится и в нашем полку аналитиков прибудет?
perlestius
Не знаю, как на западе, но наши реалии мне видятся такими:
Пастух соглашается. Молодой человек достает из авто ноутбук, спутниковый телефон, соединяется с интернетом, собирает информацию, систематизирует, анализирует… На закате он выдает пастуху распечатку: «302 головы». Потом выбирает из стада одну овцу и кладет себе в багажник.
И пастух говорит ему: «Постой. Хочешь, теперь я скажу тебе кто ты такой и что тебя ждет? Но учти, если я окажусь прав, овцу ты мне вернешь». Молодой человек соглашается.
«Ты бизнес-консультант и сейчас опозоришься. Откуда я знаю? Во-первых, тебя никто не звал, а ты приехал. Во-вторых, ты сообщил мне ровно то, что я знаю и без тебя. В-третьих, ты совершенно не разбираешься в предмете исследования. Теперь, пожалуйста, достань из багажника мою овчарку».
AndreySha
Хорошая притча, только к БА она отношения не имеет. Никакого. ;)
SignallerK
Есть ещё 3й путь в БА, это люди имеющие практический опыт в предметной области (часто образование, или опыт работы с подобной системой) и желающие себя попробовать в роли строителей ПО.