История про то, как обычное “Доброе утро, Клавдия Петровна” от коллеги по работе тормозит заложенный природой механизм агрессии, и, возможно, спасает чью-то жизнь на следующем офисном совещании.

image

В полушаге от команды мечты


Я не имею привычки орать на свою команду.

В моем управленческом арсенале нет такого инструмента, хотя в менеджерстве я уже достаточно давно. Да и вообще в 2019 году орущий в офисе начальник — это как динозавр посреди мегаполиса. Вызовет удивление и обескураженность, но не более. Ведь таких аджайлных, командных, бирюзовых, как мы, таким уже не напугаешь. Мы — айтишники уже знаем, как должна выглядеть Команда Мечты. И мне самому осталось до неё буквально полшага. Только вот дошагнуть его я никак не могу.

Порой жизнь в офисе кажется просто невыносимой. И это несмотря на постоянные “прости, я, наверное, задам тупой вопрос…”, “спасибо тебе, за ответ…”, “это очень ценное замечание…”, “да, я абсолютно с тобой согласен…”. Даже ностальгию иногда ощущаю по временам, когда можно было просто сказать “Лёша, ты п#здец”.

Но я понимаю, что прошлое уже не вернуть, а жить с таким настоящим нельзя. Значит пора идти разбираться, почему все друг-друга вроде любят, а счастья нет. Этим и займусь.

Главная причина


Начав разбираться в ситуации, я наткнулся на занимательный факт: что мы чувствуем, если к нам в комнату заходит знакомый человек, но не здоровается и вообще ведёт себя так, будто кроме него в комнате никого нет? Полный игнор.

Мы чувствуем непонимание, раздражение и даже враждебность. Оказывается, что подавление обычного приветствия воспринимается и ощущается нами как открытая агрессия.

Агрессия!

Получается, что кричать, бить кулаком по столу и кидать в подчиненных тяжелыми предметами не обязательно. Агрессия никуда не ушла, как думал я. Она просто преобразилась. А подобных её проявлений в своей практике я могу вспомнить немало.

Природа агрессии к своим


Но зачем человечеству ненавидеть себе подобных?

Вокруг нас и так достаточно много врагов. Да и развиваться, и прогрессировать проще в командах. Но нет. Оказалось, что человек не настолько сильно отличается от обезьяны, как нам хотелось бы думать.

image

Существует понятие внутривидовой агрессии у животных, и она играет следующие важные для эволюции вида роли:

  1. Естественный отбор

    Дарвин задал вопрос и сам же на него ответил: с точки зрения будущего всего вида — выгоднее, чтобы территорию занимал более сильный представитель. И выясняется это в поединках, в первую очередь между своими же соплеменниками.

    В современном мире трактовка изменилась с “сильного” на “приспособленного”, но суть сохранилась.
  2. Иерархия

    Иерархический инстинкт оказывает, пожалуй, наибольшее влияние наше поведение в обществе. Иерархическая система является более упорядоченной и твердой, и формируется она нашим желанием защитить занимаемую социальную позицию и продвинуться выше.

    Агрессия же помогает определить где власть, а где подчинение. Более сильные наверху, слабые — внизу.
  3. Расселение

    Внутривидовая агрессия способствует расселению одного вида на большей территории.
    Мы злимся, ссоримся, воюем, разъезжаясь по квартирам, городам, странам.

    И как следствие имеем:

    • устойчивость всего вида к внешней среде. Глобальные похолодания, резкие заморозки, затопления — любые глобальные катастрофы наносят меньший вред, популяции, распределенной на большей территории;
    • внутривидовое разнообразие — такой вид расселения не даёт объединяться в группы по какому-то одному признаку (родство, профессия). Каждый индивид попадая в своё место обитания занимает там определенную роль. Это способствует разнообразию групп и, как следствие, устойчивости.

Что мы узнали?

  • Что внутривидовая агрессия заложена в нас природой.
  • Разобрались зачем она это сделала.
  • Получили научное обоснование своему агрессивному поведению. Которое можно использовать на следующем совещании.

И этот механизм внутривидовой агрессии работает не только у людей. Но… не обошлось без “но”.

Что с нами не так


Было исследование по измерению уровня внутривидовой агрессии у животных. В выборку попало около 80% видов всех млекопитающих.

Ученые считали, сколько из 100 смертей внутри одного вида произошли от своего же соплеменника.

image

К каким они пришли выводам:

  • 40% исследуемых видов замечены в агрессивном поведении к себе подобным;
  • средний уровень летальной агрессии держиться в районе: 0,3% (три убийства на тысячу смертей);
  • наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у стайных и территориальные животных;
  • большинство млекопитающих обладает специальным механизмом торможения, препятствующим полному уничтожению своего рода.

И для меня, как для исследователя офисной агрессии, последний факт наиболее важен, потому как люди этого механизма торможения как раз лишены.

Но почему так получилось?

Основная задача механизма сдерживания агрессии — это оградить всех «профессиональных» хищников от применения оружия (когтей, зубов, яда) против сородичей.

Конечно иногда эти животные и птицы убивают своих сородичей, вторгшихся на территорию их группы. Однако, это все равно исключение. А факт остается фактом: все тяжеловооруженные хищники должны обладать высокоразвитыми механизмами торможения, которые препятствуют самоуничтожению вида.

В отличие от них, человеку без подручных средств потребуется немало времени для нанесение летального вреда своему соплеменнику. Поэтому природа попросту не наделила нас сдерживающими агрессию механизмами. Она же не знала, что человек вдруг возьмет в руку сначала палку, потом копьё, а спустя ещё несколько тысяч лет создаст бомбу, способную уничтожить сотни тысяч человек, как это произошло в японском городе Хиросима.

image

И всего этого нам стоит ждать в офисе.

Речь не про бомбы, конечно, и даже не про копья.

Нам, чтобы ощутить или выразить агрессию, достаточно презрительного взгляда, небрежно поданной для рукопожатия руки, кривой усмешки на общем собрании. Присмотритесь, и вы увидите, насколько часто мы испытываем и используем эти приемы. И все они — способы выпустить наружу накопленную агрессию.

Но плодить злобу и беззаконие с каждым очередным митапом мы не можем. Нужны решения/

Идеальная команда


Забегая вперед, я поделюсь образцом идеальной команды. Это классическая банда.

image

В правильной банде всегда должны быть:

  • понятия
  • враг
  • ритуалы посвящения новичков

Они как будто изучили исследования в области внутривидовой агрессии, нашли 3 базовых правила и применили их у себя.

В переводе на гражданский язык они звучат так

  • Мораль и манеры
  • Переориентация
  • Личное знакомство

Мораль и манеры


Мораль — это практические правила и нормы, сформированные многолетним опытом человечества, которые диктуют как человеку вести себя в личных отношениях или в обществе.

Одна из первых функций морали в истории человечества, состояла в том, чтобы восстановить утраченное равновесие между вооруженностью и отсутствием механизма торможения, о чем мы говорили выше.

Что такое манеры?

В нашем случае, мы рассматриваем манеры, как правила хорошего тона.

Они достаточно жестко закреплено в нашей культуре. Да, в каждой культуре есть некие, присущие только ей, особенности, но все они направлены на одну цель — создание социальных союзов.

Возьмем для примера небольшой ритуал — здороваться при встрече.
Улыбнуться, протянуть руку…
А если вы накануне во время очередного “совещания” наговорили друг-другу лишнего? Улыбки нам уже не получить.
И мы сразу это чувствуем: что-то не так, человек зол, обижен.
Умышленное подавление подобных ритуалов приравнивается нами к открытой агрессии.


Как применить это в жизни:

  • нужно поощрять в коллективе соблюдение моральных норм и хороших манер. Создавать и поддерживать какие-то свои ритуалы, сленг, внутренние шутки;
  • зная, что малейшее нарушение общепринятых норм, может быть показателем какого-то конфликта — обращать внимания на подобные проявления. Можно вовремя пресечь какие-то неприятные ситуации в будущем;
  • ну и конечно не поддаваться подобному поведению самому. Особенно если вы занимаете руководящую позицию. Хотите вы или нет, а на вас будут ориентироваться. И все, что делаете вы спускается вниз быстро и накрывает большое количество человек.

Но мораль и норма поведения — это только инструмент сдерживания. А агрессивность, как мы помним, дана нам природой. Она будет продолжать копиться в нас пока не найдёт выход. И тут в наших интересах управлять этим, направив её туда, куда нам надо.

Переориентация


Переориентация — это основной механизм обезвреживания внутривидовой агрессии.
Чем ненавидеть друг-друга, давайте лучше будем ненавидеть кого-нибудь другого.

Простой способ: агрессия к клиенту, поставщику, службе поддержки, оператору мобильной связи.
Сложный, но правильный: агрессия к проблеме или задаче, которую необходимо решить.

Для этого у нас обязательно должны быть общая цель и общий враг.

В жизни:

  • клиент постоянно шлет новые правки, а вы не понимаете почему; исполнитель не доделывает работу до конца; человек делает не то, что вы от него ждали или не делает то, чего ждали; люди просто не хотят выполнять работу. Убедитесь, что у всех есть понимание общей цели. Возможно, команда просто не понимает, что должно получиться в итоге, поэтому не знает как делать правильно или не хочет делать совсем;
  • частый переход на личности; обсуждение в стиле “он должен… она обязана…”; перекладывание ответственности друг на друга. Добавьте для команды “правильных” общих врагов, сместите фокус с личностей на возникающие проблемы.

Какой появляется риск?

Делать врагов из других сотрудников компании, чаще всего — из сотрудников других отделов (плохие бухгалтера, медленные программисты, тупое руководство). Это очень популярное, и, на мой взгляд, весьма недооцененое поведение…

Личное знакомство


Проблема “мы и они” вытекает из самой распространенной для большинства организаций структуры.

Есть генеральный директор, есть начальники отделов и подразделений. Начальники охраняют свой отдел, как детей родных. Что в принципе очень хорошо.

Но когда дело доходит до решения рабочих вопросов, мы слышим: да это всё маркетологи / дизайнеры / программисты /…. Любой представитель другого отдела. Какие-то абстрактные неизвестные люди, которых ненавидеть очень легко.

Обезличивание — хорошая почва для агрессии, а личное знакомство — плохая.

Не должно быть “маркетологов”, когда есть “Ольга, Мария, Михаил…”.
Не должно быть “программистов”, когда есть “Павел, Иван, Настя…”.

И я повторюсь: очень часто в организациях процветает клановость по отделам, разводят которую сами руководители. Что на мой взгляд плохо.

Тут, кстати, можно вспомнить подход с проектными командами, когда под одну задачу собираются(или просто назначаются) сотрудники из разных подразделений. Тогда, при правильной организации, у такой команды есть и цель, и “враг” и личное знакомство.

Идея коротко


  • Люди агрессивны по своей природе.
  • В офисах чаще всего проявляется пассивная агрессия.
  • Три важных инструмента обезоруживания: переориентация, мораль и манеры, личное знакомство.

Знакомьтесь, улыбайтесь, обсуждайте.

Уверен, что это сильно влияет на продуктивность наших офисов. А ещё больше на хорошее настроение каждый рабочий день.

image

Комментарии (26)


  1. Tenebrius
    20.02.2019 18:12
    +4

    «что мы чувствуем, если к нам в комнату заходит знакомый человек, но не здоровается и вообще ведёт себя так, будто кроме него в комнате никого нет?» — ничего не чувствуем.

    Если мне не мешают, когда я сосредоточен, это здорово. Как жаль, что частенько отвлекают незначащими фразами вежливости, на которые приходится отвечать, отвлекаясь от задачи.


    1. kagarich
      20.02.2019 18:57
      +1

      Сидишь такой, весь в потоке решаемой задачи, в наушниках Infected Mushroom фигачит, пальцы за мыслями отстукивать не успевают, и тут… тебя хлопают по плечу. Ты удерживаешь себя в потоке. Нет, тля, тебя начинают теребить за рукав. Все, выпал… джун какой-то поздороваться решил.
      Убив-бы.


      1. valery1707
        20.02.2019 20:14

        Пожать руку можно не выпадая из потока. И даже улыбнуться при этом.


        1. eteh
          20.02.2019 20:21
          +1

          Вот лично для меня есть такое понятие, как полностью погрузиться в задачу и любое отвлекающее действие будет, наверное, неким стопором и раздражителем, особенно если в голову пришло решение, которого ждал долгое время…


        1. koluka
          20.02.2019 21:50

          Можете минусить, но я не понимаю, почему вместо «Если видишь, что человек занят и в потоке — не трогай его» тут какая то HR-хрень из разряда «брось все дела, отвлекись, но не будь букой».
          Такое ощущение. что люди на работу ходят не ради общего дела и заработка для семьи, а что бы дружить и классно проводить вместе время попивая смузи и вежливо раскланиваясь по любому поводу.


        1. mtivkov
          21.02.2019 00:26

          Если не переключая внимания на человека пожать ему руку и улыбнуться, то, как сказано в статье, это будет агрессией.


        1. Teomit
          21.02.2019 03:47
          +2

          Как-то задержался на рабочем месте. Подбирался к решению важной для меня задачи. И коллеги стали уходить домой раньше меня. Ко мне в течение 10 минут подошло немало людей, чтобы пожать на прощание руку. На 10 человеке я уже пожимал, не отворачиваясь от экрана. На 20 мне хотелось сломать кому-то пальцы.
          Я подозреваю, что не одного меня периодически раздражает, когда отвлекают во время погружения в задачу. В общем мы в компании постепенно пришли к такому решению: Утром словесное негромкое «Привет» в своём отделе, не обижаясь что кто-то не ответит. А если есть желание, то рукопожатием здороваемся во время встречи на кухне/курилке/коридоре или когда человек явно не занят тяжёлой мыслительной деятельностью. Тоже самое и с прощанием.


          1. kosmonaFFFt
            21.02.2019 12:20

            На моей первой работе было принято не отвлекать людей, которые работают в наушниках. Типа таблички do not disturb.


          1. Steed
            21.02.2019 17:05

            Любителям пожимать руки каждому по очереди надо читать семинар на тему "квадратичные алгоритмы".


          1. Myosotis
            21.02.2019 17:59

            Тоже раздражает, вот было дело как-то, я доделывала задачу под конец спринта, в пятницу вечером, надо было успеть до последнего автобуса. Все члены команды ушли. И тут какая-то манагерша вовсе из другой команды стала расспрашивать, как я собираюсь провести выходные %)


      1. Bookvarenko
        21.02.2019 00:45
        +2

        И тут помогают ритуалы и сигналы. Укупил какую-нить яркую хреновину и выставляй её на видное место. На видное место повесь плакат, разъясняющий суть. Через неделю все привыкнут, через две привыкнешь и ты. Бинго!


    1. panvartan
      20.02.2019 19:02

      Вы не среди хищников, вам повезло. У торможения агрессии есть побочный эффект — это торможение, поэтому нет агрессии — нет торможения. Есть агрессия — вы убийца, жертва или тормоз.


    1. Ghool
      20.02.2019 19:20

      Когда вы погрузились в процесс, когда вы всеми силами работаете над ЗАДАЧЕЙ — всё верно, у меня так же.

      Но на работе я процентов 20-30 времени консультирую коллег, а оставшееся время занимаюсь разнообразной деятельностью, частенько перемещаясь по офису.

      В общем, большую часть времени я готов общаться с коллегами, и если кто-то войдёт, смерит взглядом присутствующих и молча выйдет — я слегка напрягусь.


    1. Graf54r
      20.02.2019 20:28

      а еще вот это — «добрый день, как ваши дела?» и ведь ждут ответа. Приходится выдавливать из себя: ок.


      1. Bookvarenko
        21.02.2019 00:51

        Ну, рассказать можно в подробностях, как именно обстоят дела. Удерживая собеседника за пуговицу пинджака, чтоб не удрал.


      1. linkinilya Автор
        21.02.2019 07:37

        Я не эксперт в правилах хорошего тона, но предположу, что и в этой ситуации есть 2 варианта:
        1. Бурчать под нос что-то нечленораздельное
        2. Или типа «У меня тут задачка, сложная, давай я к тебе попозже забегу и поболтаем»
        И даже если не забежишь, второй вариант ответа выглядит более дружелюбным и располагающим к дальнейшему общению.


        1. koluka
          22.02.2019 09:40

          2. Или типа «У меня тут задачка, сложная, давай я к тебе попозже забегу и поболтаем»

          Зачем? Ну правда, зачем забегать поболтать? В смысле я не против разговоров, но когда они естественные в «курилке/столовке» не вопрос, но зачем целенаправленно идти в другой кабинет ради пустого разговора? не понимаю… Исключая случаи когда это флирт, там уже другая химия.


          1. Guitariz
            22.02.2019 10:07

            просто есть люди, которым нравится потрындеть.
            Как правило, вполне можно вежливо прийти к компромиссу — трындеть у человека право есть, но право на тишину в рабочее время отстоять проще)


      1. Alcpp
        22.02.2019 03:36

        А не агрессия ли это, когда ты спрашиваешь человека как у него дела, но тебе нет до этого никакого дела? (Сарказм)


    1. linkinilya Автор
      21.02.2019 07:32
      +1

      Согласен. Система взаимоотношений, конечно сложнее, чем «улыбнулся — добрый, а не улыбнулся — злой».
      Но надо понимать, что вешая на другого человека решение «сейчас со мной можно здороваться, а вот сейчас нельзя», может привести к ошибкам(особенно у людей со слабо развитыми телепатическими способностями).
      Чтобы такого избежать можно опять же использовать какие-то внутренние правила и ритуалы. Например, у нас человек сидящий в наушниках считается сосредоточенным на какой-то задаче.


  1. Guitariz
    20.02.2019 18:50

    мораль и манеры — это очень сильно. Мне просто интересно, на какую вакансию в офис можно взять быдло без морали и манер, если все, хоть менеджеры, хоть охранники, хоть уборщицы как правило хоть и не особо знают ритуалов обращений, но соблюдают субординацию и нормы приличия?
    А агрессия возникает даже у высокоорганизованных приматов, вопрос не сколько в виде этой агрессии, а причинах ее возникновения. И опять же вопрос в воспитании — если человек проецирует личные или бытовые проблемы на коллектив, либо не умеет нормально решать рабочие вопросы — быдло есть быдло, коллектив здесь ни при чем.


  1. kagarich
    20.02.2019 19:08
    +1

    Между прочим, эта статья офигенная квинсист… фпень саммари целого курса по психологии.
    Позвольте выводы перефразирую:
    — живи в компании так, как в ней это было принято до тебя;
    — если тебя кто-то бесит — иди и ударь дерево; да-да, найди своё дерево;
    — сотрудники компании — не функции капсулированные в отделы, это люди, каждый со своим Именем;
    И добавлю от себя, нечто капитан-кэповское:
    — не будь мудаком, мудаков нигде не любят, поэтому регулярно аудируй себя — не мудак-ли я?
    — если ты в коллективе, то не будь букой; от замкнутых и нелюдимых всегда ждут какой-то гадости; (поэтому заранее защищаются, и сочиняют про буку всякие истории прикинь он гей)
    — не будь клоуном, если тебя специально не пригласили на его роль; некоторых тошнит от неуместных шуток и личных историй;

    Вообще, если тебя не наняли на роль лидера, то будь в среднем как все. Выеживаться лучше перед друзьями и женой, а перед коллегами не стоит. Как-то так )


    1. linkinilya Автор
      21.02.2019 07:42

      Перефразированный выводы заставили задуматься)
      Спасибо.
      " от замкнутых и нелюдимых всегда ждут какой-то гадости" — тут вот вообще завис. Действительно есть такое.


  1. phaggi
    20.02.2019 22:27
    +1

    Напомнило фрагмент из повести «Технокосм»:
    … слово «нравственность» переводится на Интрагалакт как «ограничитель внутривидовой агрессии, реализованный на уровне второй сигнальной системы». Теперь у Председателя неизбежно возникнет естественный вопрос…
    — А почему на уровне второй сигнальной системы? — раздался громкий голос Председателя. — У людей что, разве нет никаких ограничителей агрессии по отношению друг к другу на уровне врождённых инстинктов?


    1. oracle_and_delphi
      21.02.2019 09:08

      Сильные ограничители есть у зубастых и когтастых хищников способных друг друга легко убить. Человек к ним не относится.


  1. perlestius
    21.02.2019 06:59
    +1

    Даже ностальгию иногда ощущаю по временам, когда можно было просто сказать “Лёша, ты п#здец”.

    Мы иногда себе позволяем такое, но это всегда звучит не обидно, весело и даже немного разряжает обстановку. И, несмотря на употребление смачных выражений, отношения по сути своей уважительные и доверительные.

    А вот когда в качестве примера автор привел банду, сразу вспомнились «Славные парни» Мартина Скорсезе. И проецировать их отношения на свой коллектив лично мне совсем не хочется. :)