Исходящий сигнал тоже был. Кондуктор мог подать сигнал на паровоз с помощью сигнальной верёвки, проходящей через все вагоны. Вот её крепление сверху почтового вагона:
Она присоединялась, например, к фонарю у машиниста. Он видел мигание фонаря и выглядывал посмотреть, что случилось. Дальше они общались флажками: все кондукторы при необходимости высовывались и читали знаки.
Почему это было важно? Потому что паровоз просто не мог остановить поезд из-за банальной физики.
Тормоза одного только паровоза не могли быстро остановить поезд, в этом процессе было желательно использовать хотя бы часть вагонов.
Рабочее место кондуктора с откидным сиденьем.
Тормозильщики не всегда правильно справлялись с работой, поэтому была нужна автоматика. Придумали автоматические тормоза в XIX веке.
В настоящее время используются непрямодействующие тормоза: при зарядке тормозной магистрали воздухом (сейчас до 5 атмосфер) тормоза отпускают, а при падении давления тормозные колодки прижимаются к ободам колёс. Если вагон отрывался от поезда — он сразу тормозил, и весь поезд тоже тормозил из-за падения давления в магистрали. Экстренное торможение возможно применить приведя в действие стоп-кран, расположенный в вагоне.
Грузовые вагоны
Вот так выглядели большегрузные четырёхосные грузовые вагоны. В военное время внутри вагона можно было поставить съёмные воинские приспособления для перевозки людей или, при необходимости, лошадей. В мирное время вагон использовался как грузовой. Отличить вагон двойного назначения очень просто:
Если в грузовом вагоне есть окна — он точно двойного назначения. Вот разница между старым образцом и более свежим.
Почтовый вагон
Очень важны были почтовые вагоны. В них возили почту и деньги по Российской империи.
Почта сортируется внутри вагона по мере того как он едет.
Есть почтовый ящик для того, чтобы человек мог отправить срочное письмо:
Дождался поезда на станции, подошёл, опустил письмо прямо в его ящик. Поезд уехал вместе с письмом. А вот сумка для денег:
Военные вагоны
На вагонах оказалось удобно размещать орудия — артиллерийские и зенитные.
В двадцатом веке железнодорожный транспорт использовался для обороны страны:
На переднем плане видны две зенитные бронеплощадки, предназначенные для противовоздушной обороны. На заднем плане расположен боевой железнодорожный ракетный комплекс:
Кроме порохового старта как у миномёта (сначала ракета подбрасывается в воздух подрывом заряда, а затем уже наклоняется и даёт реактивную струю, чтобы вагон не перевернуло), есть ещё одна особенность:
С помощью этого устройства отводился в сторону контактный провод над поездом, чтобы можно было осуществить запуск ракеты.
Вот интересный площадочный транспортёр для перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов, часто — оборудования для железной дороги, например, трансформаторов:
Пассажирские вагоны
Первые пассажирские вагоны Царскосельской железной дороги были с отдельными дверями, выходившими из купе прямо на улицу. Но такая компоновка в нашем климате не прижилась. Во-первых, вагоны были холодными, легко продуваемыми ветром. А, во-вторых, был затруднён проход вдоль состава поезда. Поэтому на Петербуржско-Московской железной дороге стали применяться пассажирские вагоны с входами через концевые открытые площадки. Вот интерьеры музейного экземпляра:
В них были плевательницы — очень необходимая вещь для культурного досуга. Вай-фая и розеток тогда не было, зато был жевательный табак:
А это куда более поздние пассажирские вагоны, которые могли использоваться для перевозки раненых: створный угол делался с помощью той самой половины двери в старых вагонах, которая в тамбуре никогда не открывалась.
Кипятка в вагонах поначалу тоже не было, он набирался на станциях, поэтому пассажиры пили чай после отправления. Сейчас есть титаны, которые когда-то были суперсовременной техникой:
Купе пассажирского вагона выпуска первой половины 1950-х годов выглядело так:
Пассажирские вагоны конца XIX века во многих случаях имели металлические рамы и деревянные кузова, обшитые сверху тонкими листами железа.
Освещение в вагонах поначалу был свечным. Вот свечной фонарь, у него трубка для гари уходит вверх:
На фотоснимке — служебный салон-вагон, использовавшийся во второй половине ХХ века.
Вагоны развивались по многим параметрам: мы как-то писали про то, что в них меняется. Нужно учитывать, что эти процессы нельзя рассматривать в отрыве от всего остального развития железных дорог и вообще технологий. Например, та же локальная сеть поезда претерпела множество изменений со времён сигнальной верёвки. Или принцип заезда на станцию: сначала использовались механические семафоры для определения того, куда можно. Потом появились электрические светильники, которые давали уже куда более ясную индикацию. Потом в СССР начали подавать коды по рельсам, а на локомотиве стояли считыватель и панель с цветными лампами, дублировавшая сигнал. Много влияния на вагоны оказали развитие материалов и экономика страны. Например, переход от 16-тонных вагонов на 40-тонные с большим количеством осей помог эффективнее использовать дороги, когда снабжение было готово захлебнуться.
Последние изменения
Чуть больше про эволюцию вагонов мы уже писали вот здесь. Это третий пост цикла про Тверской вагоностроительный, вот ещё про устройство энергосистем вагонов и вообще про них. А вот здесь есть про работу вокзала.
Из совсем свежих апдейтов стоит отметить, что 14 февраля появились новые данные о том, как будут выглядеть вагоны.
© ФПК
Верхние полки и столик убираются. Нижние полки превращаются в диваны с подголовниками. Будет сейф:
© ФПК
В туалетах душ будет отдельной кабинкой, а не просто лейкой за скрытой маскировочной панелью, как сейчас.
Комментарии (28)
igrushkin
12.03.2019 11:17был в ж/д музее в Самаре, поразило, что в двухосный НТВ (нормальный товарный вагон) по нормативу влезало 8 лошадей или 40 человек.
Caraul
12.03.2019 21:34Три тонны удобрений для вражеских полей — сорок человечков иль восемь лошадей. (с) Швейк
nsmcan
13.03.2019 05:42Когда служил, ехал в таком 2 недели через всю страну — из Мурманска в Сары-Шаган. Впечатления — незабываемые! Однако, в целом было довольно удобно. Полки были настелены в 3 яруса. На третьем было душновато, на втором — вполне ничего. На первом днями отлеживались, играли в шахматы, шашки да карты.
4tune
12.03.2019 11:34«Купе пассажирского вагона выпуска первой половины 1950-х годов» — речь точно о 20-м веке? может 1850-х годов?
demondeimos
12.03.2019 12:20Развитие это хорошо.
На самом деле стало приятнее ездить в новых вагонах.
Минусы, что конкретно мне не нравится:
1. Розетки либо только около головы нижних полок, либо вообще под столом. Сделайте уже розетки для всех полок.
2. Вытяжка. Раньше курильщики ходили в переход между вагонами, а теперь курят только в туалете, но какой-то гений сделал общую вытяжку у туалета и вагона. В итоге от одного курильщика табачным выхлопом воняет на весь вагон. Ну не решается у нас проблема с курением в поездах административно-карательными мерами. Решите ее хотя бы отдельной вытяжкой.
Как вариант, можете блокировать курящего в туалете на всю поездку))) Но пусть дым из туалета попадает за пределы вагона сразу.
3. В двухэтажных вагонах ступеньки на второй этаж неудобные и какие-то «скользкие» что ли. Может это субъективно для меня, у меня рост под два метра и я на ровном даже спотыкаюсь, но сколько ни ездил, я на этих лесенках каждый раз умудряюсь споткнуться.
4. Столика, хотя бы откидного, для верхней полки не хватает. Ну или полочки какой-то куда можно было бы телефон/очки кинуть, кружку поставить. Сидеть на нижней полке можно, но там пассажиров тоже можно понять: это их место. Да и самому удобнее с термокружкой лежать и пить чай потихоньку.
5. Шикарно было бы предусмотреть шторку, которая бы отделяла полку от остального купе, а-ля рулонная штора. Задвинул и спишь себе. Но это так, мысли в слух.RiseOfDeath
13.03.2019 08:561. +1 Причем они еще в некоторых вагонах стоят так, что до одной полки норм, а до второй зарядник телефона еле дотягивается. И это точно не требования безопасности т.к. я видел плацкартные вагоны (Емнип на поезде «Северная пальмира») с USB розетками на всех полках и «обычными» на нижних.
2. Не замечал такой проблемы. Хотя народ явно курит в поездах. И с этим точно ничего не сделаешь — если у человека зависимость он не сможет не курить по полдня (пока поезд не сделает остановку в 10 минут, ибо за 2-4 минутные остановки курильщики не успевают).
3 Хз.
4. Согласен. Даже не столика, достаточно будет небольшой полочки над столом.
5. Сомневаюсь что это будет комфортно без увеличения ширины полки.
А еще в двухэтажных вагонах не хватает титана. Один шестилитровый термопот на вагон с несколькими десятками человек это вообще не серьезно.DMGarikk
13.03.2019 09:41если у человека зависимость он не сможет не курить по полдня
Сможет, не сломается, это не героиновая зависимость всётаки. (хотя очень злой будет)
а вообще «в унитаз» курят, он вакуумный, дым засасывает при смыве
Gourry_aka_pm
12.03.2019 12:29+1Про сквозной проход — еще понравилась ступенька с поручнем вдоль всего почтового вагона, с лесенкой у торцов.
DrZlodberg
13.03.2019 14:31По поводу тормозов есть вопрос. У товарных вагонов на время манёвров тормоз как-то отключается? Просто видел, что дизеля к магистрали не подключаются, да и на горке вагоны сами по себе катятся.
DMGarikk
13.03.2019 15:45просто отпускают тормоза и перекрывают магистраль. вагоны остаются расторможенными
p.s. можно конечно и принудительно растормозить любой вагон если вдруг по какойто причине воздух из магистрали пропадет в уже отцепленном вагоне… под каждым вагоном есть ручка с цепочкой (лучше видно на пассажирском) — тянешь — тормоза отпускаютDrZlodberg
13.03.2019 15:51А тогда другой вопрос возник: там есть какой-то способ контроля того, что магистраль открыли? Будет нехорошо, если это не заметить вовремя. Хотя на манёврах как-то таскают не заморачивась, так что наверно, заметят до того, как разгонятся.
DMGarikk
13.03.2019 16:00способа нет, только глазами… с другой стороны длинный состав просто не поедет на тормозах, плюс там есть составитель у которого глаза, уши и рация есть на этот случай
но это на маневрах, а вот с магистральными локомотивами был случай когда состав из 20 вагонов на тормозах утащили… заметила это бабуля на переезде типа «а чёто у вас искрит там» (ну вообще это в т.ч. её обязанность осматривать), уж не знаю кто там в локомотиве сидел но помнится скандал был хороший… на переточку колес все вагоны дотаскали из этого составаDrZlodberg
13.03.2019 16:11Так в том и суть, что он НЕ на тормозах. И заметить это можно только когда он не остановится вовремя.
Составитель, это те, которые сидят в маленьках будках с большим фонарём у каждого пути?DMGarikk
13.03.2019 17:27Составители это те которые на подножке в хвосте поезда с рацией, они расцепляют вагоны и соединяют магистрали на маневрах.
что тормоза не подключены очень просто определяется, когда поезд собран
вне маневров:
1) магистраль продувают насквозь
2) убеждаются что последний вагон тормозит
3) после отправления делают пробу тормозов по замедлению, результат должен соответствовать расчетному, если нет то какието вагоны не тормозят и тогда будут проверять уже весь состав
на маневрах обычно не проверяют, но с короткими отцепами, как вы заметили иногда и тормоза не подключают, там и тормозов локомотива хватает остановиться… я кстати не знаю насколько такое разрешено инструкцией (забыл чесслово, больше 15 лет прошло) но я реально такое много раз виделDrZlodberg
14.03.2019 10:01Спасибо, всегда было интересно как оно там работает. В комментарии ниже дали ещё ссылку на видео с подробным разбором.
begin_end
13.03.2019 19:02Да, потенциально ситуация с перекрытием магистрали опасная, если далее допустить ряд небрежностей, катастрофа готова. Один из самых известных случаев по этой причине — крушение на перегоне Ерал-Симская, 2011. Перечисление других случаев и разбор этого крушения есть тут.
DrZlodberg
14.03.2019 10:11Сильно! Интересные у них там протоколы переключения. Жаль они в видео не поясняют для простых смертных, что за рукоятка № в положении № по схеме № или что такое «двойная тяга» и т.п. Ещё интересно, что за синяя магистраль на тепловозе, напротив красной.
Кстати возможность непроизвольно переключить рукоятку, которая может привести к катастрофе (ту самую «двойную тягу», чтобы это ни значило) — это тоже сильно.
А ещё получается, что любой долб..., едущий в поезде, (катание на товарняках — достаточно популярное развлечение) может легко лишить весь состав тормозов (зачем — другой вопрос) просто переключив одну рукоятку у первого вагона?DMGarikk
14.03.2019 11:23Просто перекрыв магистраль на первом вагоне, закрыв один кран — это вызовет срабатывание тормозов на локомотиве, а перекрытие со стороны локомотива — срабатывание со стороны вагонов. Кран устроен так что он выпускает воздух со стороны рукава когда перекрывается.
что за рукоятка № в положении № по схеме №
слишком много будет, все тормозные приборы на поездах называются номерами и как они работают — этому учат, тут проще дать ссылку на учебник по автотормозам вот например www.pomogala.ru/books/krylov_tormoza.html
А ещё получается, что любой долб..., едущий в поезде
я уж молчу что расцепить вагоны любой долб… можетDrZlodberg
14.03.2019 11:40слишком много будет, все тормозные приборы на поездах называются номерами
Ну он там очень долго все номера перечисляет порой. Для тех, кто не в теме можно было проще назвать. За ссылку спасибо, посмотрю.
я уж молчу что расцепить вагоны любой долб… может
Как расцепить вогоны я, например, понятия не имею. Знаю, что зацепляются они автоматически и всё. А вот покрутить торчащую ручку гораздо проще (даже не зная, зачем она вообще нужна)RiseOfDeath
14.03.2019 13:41А расцепляются они еще проще. Там на автосцепке рычаг, который убирает зацепление.
VIPDC
15.03.2019 03:10Не пугайте людей, не любой и не так просто, там есть особенность которая не позволяет это сделать в 99,99% случаев в поезде.
panc
13.03.2019 22:00У нас в СПБ не так давно пустили электрички повышенной комфортности, цена на них дороже, и везде упоминается, что в электричках присутствует туалет!
Все бы хорошо, электрички действительно обнародованы новыми сидениями и туалетами и тд, только вот эти WC туалеты все заколочены алюминиевыми засовами и саморезами!
Anton23
Как-то… не очень
А за статью спасибо, интересный материал!