В отстойнике в пункте формирования около Ленинградского вокзала.

3 октября 2006 года с Ленинградского вокзала вышел первый состав «Мегаполиса». Даты запуска зависели от согласований, и билеты начали продавать в спешке примерно за неделю, а не за 45 дней до отправления. Никаких договорённостей с туристическими группами не было, и поезд в расписании казался просто ещё одним до Петербурга из множества. В первый рейс он ушёл с населённостью 19 % — это были случайные пассажиры. В декабре 2006 года добавили второй состав, а в мае 2007-го понадобилось добавлять вагоны: к 10 пассажирским и вагону-ресторану прицепили ещё семь, потому что пассажиров стало очень много. Запустили и второй состав по тому же маршруту.

Почему так случилось? Потому что поезд казался сказкой в 2006 году. Его делали люди, глубоко знающие железные дороги и часто путешествующие поездами. Это не люкс-класс, а максимум эффективности за земные деньги. И как следствие очень большой акцент был сделан на человеческое отношение к пассажирам.

Основателей поезда бесили отсутствие пододеяльника и необходимость пассажирам самим заправлять полки, и поэтому все полки сразу были заправлены (вслед за «Мегаполисом» так стали делать позже и в остальных поездах). Бесило то, что утром весь вагон поднимается по рубильнику от громкой музыки. Бесили необходимость сдавать бельё проводнику и очереди с этим. Бесили пугающие туалеты и ещё много всего.

Концепция поезда


Оказалось, что всё перечисленное — решаемые вещи. Сейчас многие из них звучат привычно, но тогда каждая была настолько шокирующе новой, что вот просто смотришь на то, как это было сделано, и удивляешься, почему раньше никто так не делал.

С полками решилось просто: уже были типовые вагоны 61-4179 и 61-4174 ТВЗ (купе и СВ соответственно), в которых диваны превращались в кровати опусканием спинки полки. Оказалось, можно застелить полку и поднять её. Будет нужна — достаточно опустить.



Очевидна проблема с плацкартом (с боковыми полками), но в этом поезде их просто не было. Кстати, забегая вперёд, часто можно было купить купе «эконом» по цене, как плацкарт на других поездах (тогда это были «Смена» и «Афанасий Никитин»).

Бельё было достаточно оставить на месте или просто задвинуть спинку полки обратно. Ничего сдавать не нужно было. Сдача белья нужна для учёта того, что пассажиры ничего не утащили. Конечно, пассажиры начали таскать бельё, особенно полотенца (они с логотипом и почему-то шли как сувениры как у наших сограждан, так и у иностранных туристов). С одной стороны, проблему решили объяснением про то, что полотенца надо оставить, по поездному радио, а с другой — пониманием, что сервис всё же стоит этих потерь. Хотя и сейчас, бывает, можно встретить на выходе из вагона человека с фирменным полотенцем на плече.



Поменяли SLA на уборку туалета. Исторически сложилось, что в тот период ночью их не убирали. Это означало, что после полуночи они превращались в тыкву, и ходить в тамбур было как-то спокойнее и безопаснее (мы ни в коем случае не призываем вас повторять этот опыт). Смены проводников распределили так, чтобы ночью туалеты всё же мыли.

Общий «Рота, подъём!» со включением света и звука заменили на специальную процедуру. Тогда не было электронной регистрации, и проводник проверял на входе билеты, а потом собирал их по вагону, подходя к каждому пассажиру на его месте. Что породило анекдот про программистов и инженеров. Так вот, во время этой процедуры проводник делал четыре важные вещи:

  1. Забирал билет.
  2. Знакомил пассажира с купе и рассказывал про поезд.
  3. Спрашивал, когда разбудить, и записывал время в блокнот.
  4. Уточнял, подать ли завтрак.

А утром соответственно аккуратно выборочно будил всех по времени. Если надо — сразу с завтраком.

Тогда же ввели стандарты на посадку. Напомню, в какой-то момент оптимизации на железных дорогах было хорошей идеей сажать людей через вагон, то есть сделав меньшее количество входов и поставив одного встречающего проводника на два вагона. Это на практике иногда оборачивалось тем, что если попадалась посадка из одного плацкарта во второй, то люди с сумками создавали огромные пробки, матерились и иногда успевали даже подраться. В «Мегаполисе» же для посадки разработали специальную процедуру — строго по проводнику на вагон, и ещё проводники помогали занести вещи, помогали детям и пожилым людям.

Тогда же стандарты качества на самых дорогих поездах внедрялись через скрипты проводников. Здесь тоже начали примерно похожим образом, но быстро выяснилось, что пассажиры часто ездят по маршруту повторно и часто попадают на того же проводника. И вообще говорить одни и те же заученные фразы странно. Поэтому от скриптов ушли к чеклистам: о чём надо упомянуть и как. Быть в хорошем настроении и приветливым стало частью этики проводника. Проводники, кстати, мотивируются деньгами: если всё делают хорошо и правильно плюс выучивают базовый разговорник на английском или китайском, то получают более высокий класс, а это прибавка к окладу.

Всё это уже создавало образ поезда, которым хочется проехать ещё раз. Поэтому довольно быстро набралось много людей, которые путешествовали из города в город по работе. До 2009 года это были «случайные» пассажиры, бизнес-путешественники и актёры, которые часто ездили на свои спектакли между столицами. Примерно в конце 2008-го начали добавляться туристические группы. А потом начался наш первый экономический кризис. Тогда очень многие внешние поездки заменялись на внутристрановый туризм, и вот в поезд попадали самые разные путешественники.

Но пока мы не пошли дальше, пора поговорить про сам состав и его особенности.



Состав и его особенности


Пассажирские вагоны сделаны на базе стандартных ТВЗ, между шестым и седьмым вагонами — всегда ресторан на базе типового проекта Вагонмаша (завод из Санкт-Петербурга, который уже не существует). Закупались в 2006 и 2007 годах. С модернизацией появились розетки и USB-розетки, поменялись тамбуры и интерьер купе.

Тяга — РЖД. Машинисты — тоже. Вагоны — свои, бригады — свои.

Вагонов-ресторанов всего два, и когда один выводится на ТО, то появляются вопросы «Куда дели?» от пассажиров.


Интерьер вагона-ресторана.

По пассажирским вагонам есть небольшой резерв, и можно уменьшать длину поезда, поэтому капитальный ремонт прошлого и этого года в несколько итераций прошёл бесшовно. А вот вагоны-рестораны ремонтировались в Новороссийске из-за отсутствия своего родного Вагонмаша.



Все пассажирские вагоны — с Wi-Fi (единая сеть по всему составу), с внутренним радио (записываются и транслируются плейлисты) и с обычным интеркомом по аудиомагистрали для срочных нетипичных объявлений.

Базируется поезд в депо около Ленинградского вокзала, там же — основная база обслуживания и формирования. В Петербурге между рейсами находится в отстойнике около Московского вокзала. Отопление вагонов — от магистрали 3000 В, которая есть везде по пути следования Москва — Петербург, под вагонами установлены генераторы, работающие от вращения колёс, вот такие:



Под вагоном-рестораном есть ДГУ — нужно для того, чтобы начать готовить блюда до отправления ещё в отстойнике депо.


Видно бак с топливом и ДГУ.

Дело в том, что в Петербурге есть магистраль 3000 В, а вот в Москве именно в депо не подключена, и зимой работает угольное отопление.


Старый добрый угольный котёл с электрическими элементами в основании.

Батареи кислотные и щелочные стандартные для вагонов ТВЗ. «Коричневые» вагоны, например, — с кислотными батареями, а «белые» — со щелочными (это цвета перегородок в интерьере салона).

В составе поезда есть вагоны-трансформеры: их интерьер сделан так, чтобы верхние полки можно было убрать в специальные ниши, чтобы их вообще перестало быть видно. Тогда купе превращается в СВ. Ещё его можно превратить в сидячий лёгким движением руки (осталась легаси-разметка на диванах, условно делящая их на три части), но так в поезде ни разу не делали.

В прошлом и этом году прошла серия капитальных ремонтов вагонов: замены узлов ходовой части, новые АКБ, модернизация электросети (USB!), новая обшивка сидений и так далее.

Поезд делает единственную остановку по пути следования в Твери на одну минуту. Тем не менее известен как минимум один случай за 13 лет, когда там вышел пассажир и слегка потерялся (хотя есть гипотеза, что он вышел, потому что передумал ехать дальше).

Что ещё привлекло пассажиров?


Возвращаемся к истории успеха поезда. Уже есть:

  1. Удобное расписание.
  2. Цены не выше и не ниже рынка.
  3. Очень добрые проводники.
  4. Удобный сервис с уважительным отношением к пассажиру.

То есть нет барьера для покупки билета по деньгам, и есть хороший проводник. Как мы знаем из отзывов на нашей площадке на разные поезда, это очень и очень важно, потому что даже самый ужасный поезд может разительно отличаться по оценке от вагона к вагону в зависимости от личности проводника. То есть основная потребность — чтобы люди чувствовали себя гостями, а не грузом — тогда была удовлетворена.

Началась конкуренция со «Стрелой», «Афанасием» и другими поездами. Рядом был поезд «Гранд Экспресс», который тоже занимался хорошим сервисом, но он позиционировался как дорогой и со всеми включёнными услугами, поэтому пассажиры почти не пересекались по интересам.

Добавились бизнес-залы ожидания в билеты. На самом деле ими пользуются далеко не все пассажиры (всё же на поезд можно приходить за десять минут до отправления: это не самолёт), но фича оказалась очень удобной. Сейчас, кстати, когда бизнес-зал Ленинградского вокзала на ремонте, можно использовать бизнес-залы Казанского и Ярославского вокзалов.

Ещё одной точкой изменений стало питание. Традиционные поезда привязаны к общим стандартам и в нём. Тогда могли выдаваться ланчи в коробках, пресса и санитарные наборы. «Мегаполис» добавил завтраки как в билетах, так и за дополнительную плату (во всех вагонах), и это очень изменило отношение пассажиров. Вагон-ресторан стал важной точкой конкуренции. Понятно, что в нём дороже, чем «на земле» (скорее по сравнению с Петербургом, а не Москвой), но зато где вы ещё в поезде вот так поедите?



Кстати, на заднем плане — фирменный салат:



Бизнес-пассажиры поняли, что их не просто покормят, а покормят вкусно, и это войдёт в отчёт как билет. Всегда была красная икра на бутерброде: это прямо визитка поезда.

Обычные путешественники распробовали завтраки. В 2006 году метрика была около сотни завтраков за «живые» деньги с поезда. В этом году она ниже, и чуть позже, когда мы дойдём до китайцев, расскажу, почему.


Посуда в закрытой части вагона-ресторана.

Появился «Сапсан». Из-за рейсов скоростных поездов сдвинулось расписание. Было отправление в 00:20 из Москвы и 00:28 или 00:40 из Петербурга, прибытие — в 9 утра. В 2015 году пришлось отправляться из Петербурга в 22:29 и приходить в 5:57 утра в Москву. Это изменило привлекательность поезда (почти сразу пропали актёры и часть бизнес-путешественников), а завтрак стал неактуальным. Тогда добавили вместо него ужин.

Ещё одно преимущество, которое доступно только небольшим перевозчикам, — почти невероятная гибкость. «Мегаполис» мог пересобирать состав под сезонные колебания спроса, чтобы не возить лишние вагоны (это важно для оплаты пользования инфраструктурой РЖД). В стандартных билетах действуют общие сезонные коэффициенты — своего рода набор магических констант-множителей на основе предыдущих лет. «Мегаполис» смог построить динамическую схему, которая очень оперативно меняла стоимость в зависимости от загрузки поезда, то есть они сделали хорошее предсказание населённости поезда на следующие рейсы в перспективе примерно месяца.

В 2017 году случился очередной шаг оптимизации: появились свои собственные кассы в Петербурге и Москве. До этого был агентский договор с ФПК на реализацию из стандартных вокзальных касс за вознаграждение. Билеты в кассе продаются из АСУ «Экспресс-3», то есть они работают в том же API, что и обычные пассажиры. Около 90 % билетов «Мегаполиса», попадающих в «Экспресс-3», берутся потом в онлайне, и только 10 % — в физической кассе. Причём частый случай — прямо перед отправлением.


Касса на Ленинградском вокзале.

Тем не менее в «Экспресс-3» попадают не все билеты. И тут есть нюансы. Первая группа билетов, которые просто не доезжают до АСУ, — это блоки туристических агентств. Это очень похоже на «чартерные» блоки на авиаперевозках: заплатили за объём, прогарантировали использование — получили за это скидку. Вторая группа билетов вне АСУ — это бронь «для своих», то есть для членов клуба, и техническая бронь на места в штабном вагоне (в частности, для персонала перевозчика). Освобождаются они за несколько часов до отправления, если не были забронированы, и становятся доступны в АСУ «Экспресс-3» по обычным ценам.

У поезда есть своя клубная карта: многие выбирают только его из-за удобства (часто гораздо лучше заночевать и позавтракать в поезде, чем прилететь усталым на самолёте). Действует примерно как программа лояльности авиакомпаний: заполняете заявление, получаете в руки от проводника или по почте (если заполнили на сайте вне поезда), на неё начисляются баллы за поездки (и можно восстановить предыдущие три месяца поездок). Максимум — 650 баллов, минимум — 160 баллов за поездку в зависимости от класса купе. 1 балл = 1 рубль. Тратить баллы можно на новые поездки, повышение класса и премиальные поездки, возможны частичные списания, необязательно копить на целую поездку. Чтобы потратить баллы, необходимо позвонить в офис компании «Мегаполис». Что самое важное — вот эти четыре места «для своих» удерживаются в брони до последнего, то есть если у вас есть карта и хотя бы один балл на ней, то можно заказать из резерва по телефону. Так что, если вы часто путешествуете между городами, то такая карта может быть очень хорошей гарантией нормальной цены на поездку именно сегодня.

Пройдёмся по поезду





Условно в «Мегаполисе» есть купе-эконом и бизнес-класс. Вот эконом:



Диваны превращаются в полки, на столе по умолчанию — вода и апельсины (апельсины — тоже фирменная фишка, потому что основной цвет поезда — оранжевый):



За ними — пакеты с перекусом:



В коридоре нас встречают старые добрые титаны:



И краны с холодной водой:


Как и закрытые рундуки под нижними полками — это уже легаси.

Внизу вагонов видны преобразователи питания для кондиционеров:



А вот купе классом повыше, тут едут только два пассажира:



Наборы немного отличаются:



Вот розетки:


На верхних полках эконом-купе есть USB-розетки.

Есть телевизор, он вещает с медиасервера или же можно подключить свои устройства — от фотоаппарата до ноутбука, вот выходы сзади:



Вешалки — это ещё один исправленный баг ещё в 2006 году. Тогда часть пассажиров жаловалась, что со стандартных плечиков падают тяжёлые пальто и шубы. Эти вешалки — с широкими плечами и специальным фрикционным покрытием типа софт-тач-пластика, чтобы одежда не скользила:



Ещё элементы в купе:



А вот тут обратите внимание на нашивку с логотипом поезда:



Это место, которое пассажиры регулярно повреждали откинутой, как на фото, лестницей на вторую полку. Просто резко поднимали нижнюю полку, чтобы достать свои вещи, и пропарывали обивку. Теперь это сделать в разы сложнее.


Коридор в штабном вагоне, купе и туалет для маломобильных пассажиров.


Выдвижное подъёмное устройство для того, чтобы можно было заехать в поезд на инвалидной коляске.

Практика эксплуатации


За последние годы по маршруту Москва — Петербург стало ездить очень много представителей братского китайского народа. Особенность с ними в том, что если раньше их почти всегда сопровождали гиды, то теперь часто сажают группу в поезд в Москве, показывают, как правильно спать, и потом встречают в Петербурге. Кормят их где-то в городе, и поэтому у них нет включённого ужина (это удешевляет билет для туркомпании). В результате некоторые засыпают сразу, а некоторые идут искать приключений и еды.

Вот запись в книге жалоб и предложений, за которой наверняка есть какая-то интересная история, потерянная в переводе:



Самый неприятный случай был с ними такой: они как-то случайно опустили язычок блокировки двери купе, то есть заперлись изнутри на задвижку сверху. А потом начали терпеть бедствие, биться и стучаться изнутри. Объяснить им ничего не получилось. К моменту попыток найти других китайцев в других вагонах и показать им проблему в соседнем купе наши герои уже ломали стены в разные стороны. В итоге пришлось вскрывать обшивку из коридора и выпускать их с поломками. Купе они разнесли очень серьёзно.

Ещё они по старой китайской привычке иногда ходят в туалет по трое: в китайских плацкартах есть туалет и отделение с тремя рукомойниками.

Специально для китайцев изменено меню плюс сделана небольшая брошюра с выдержками меню на китайском. Они очень любят завтраки, а из остального заказывают только рыбу и лапшу.


Уже принимается Alipay.

Продолжая про ресторан, стоит рассказать про то, что из меню выведена яичница-глазунья. Омлет из трёх яиц — пожалуйста. Яичница по запросу — пожалуйста. Но в меню по умолчанию её нет. Причина: оказывается, она, как стейк, кому-то нужна well done, а кому-то — medium rare. Было очень много жалоб на одну и ту же рецептуру, что яичница недостаточно прожарена или пережарена. Поэтому остался омлет.


Брошюра для иностранцев.

Пробовали услугу такси — это когда можно заказать машину прямо в поезде в пути следования. Не зашло: из-за развития приложений пользуются ею мало.

Очень важным оказалось правильно обрабатывать забытые вещи. Обычная история: поезд постоял, за 15 минут до отправления проводники сдали вещи в камеру хранения вокзала под опись. Потом можно забрать в камере забытых вещей ещё 30 дней. В «Мегаполисе» процедура чуть изменена. Во-первых, есть круглосуточная горячая линия, и туда можно взять и позвонить. Пассажиры часто звонят из метро. Во-вторых, «Мегаполис» ходит только по маршруту Москва — Петербург, а на этом маршруте много возвратных путешественников, например, ночью — на этом поезде, вечером назад — на «Сапсане». Так вот, операторы поддержки умеют связываться с начальником поезда и уточняют, когда и как можно забрать забытую вещь. Если к моменту отправления пассажир не обратился за своей забытой вещью, то она сдаётся в камеру забытых вещей вокзала. То есть пока состав — в пункте формирования, то можно получить вещи куда проще и быстрее, чем обычно, плюс если понятно, кто их забыл, — вас будут активно искать.

Ну и последнее, что осталось показать, — это небольшую мастерскую в штабном вагоне, оборудованную для текущего ремонта:


Если вам интересно, как вообще устроен штабной вагон поезда и что там может происходить, то скажите: это, возможно, заслуживает отдельного поста.

Пока всё. С нами сегодня была Щепетова Алла Петровна:


Заместитель генерального директора по коммерции и условиям перевозок, прошла путь от проводника в 1999-м, потом стала начальником поезда, потом пошла инструктором в депо, затем стала начальником резерва и в 2017 году стала заместителем генерального директора.

И начальник поезда Олег Анатольевич Дрыгин:


Работает с 1985 года: сначала — на Кемеровской железной дороге, потом — на Московской. Запускал «Полярную стрелу» и «Мегаполис».



Другие наши посты про железную дорогу: что интересного в кабине машиниста поезда, особенности транспорта Универсиады, в депо Аэроэкспресса, про транссиб, Гранд Экспресс, какие бывают поезда, энергосистемы вагонов, как устроен пассажирский вагон, как собирают вагоны, как они эволюционировали, про Ленинградский вокзал, про паровозы, про старые вагоны. Большой FAQ про поезда дальнего следования и неочевидные правила.

Комментарии (58)


  1. ase21
    26.09.2019 10:18

    Прикольно, прокатился бы. Полезно знать, что такие поезда есть, а то на юге кроме Ласточки, ни о чем другом и не слышал


  1. VecH
    26.09.2019 10:24
    +1

    Штабной вагончик удобный, мастерская :)
    я бы в таком работал, катался бы постоянно


    1. pae174
      26.09.2019 17:43
      +1

      > Если вам интересно, как вообще устроен штабной вагон поезда и что там может происходить,
      > то скажите: это, возможно, заслуживает отдельного поста.

      Дадада, интересно. пожалуйста отдельный пост:-)


  1. lonelymyp
    26.09.2019 11:00

    Колбаски, апельсин, расчёска, щётка, вот это вот всё к месту пришлось.
    Поезд отличный.

    Но всегда есть «Но».
    Уезжал из Питера летом, ещё на перроне заметил что весь народ из поезда стоит на перроне и не торопится внутрь заходить, оказалось поезд стоял на солнышке, в купе была жара, люди ныряли внутрь, добегали до купе, бросали вещи и выбегали наружу дышать.
    Света не было, вещи бросать пришлось в полумраке.
    Электричество загорелось только когда поезд тронулся, а кондей дал прохладу минут через 10, так что рубашки успели прилипнуть к телу у всего состава.

    Ещё один неожиданный баг в 4х местном купе… при погрузке пассажиров обе подушки красиво лежат на верхней полке.
    Если пассажир с верхней полки приходит раньше нижнего и залезает наверх, то он либо на радостях захапывает себе обе подушки и потом приходится объяснять что это не его и просить одну вернуть.
    Либо, что хуже, запинывает её ногами в угол или кладёт на неё ноги, подушка контактирует с чужими ногами, обычно несвежими.


    1. khim
      26.09.2019 22:38

      Электричество загорелось только когда поезд тронулся, а кондей дал прохладу минут через 10, так что рубашки успели прилипнуть к телу у всего состава.
      Ну дык, а чего вы хотите — электричество, наверняка, от генератора, поезд стоит — электричества нет.

      Одно дело — взять обычный вагон и его облагородить, совсем другое — заказать где-то или купить вагон совсем другой конструкции…

      А подушки да — тут можно было бы и подумать…


  1. questor
    26.09.2019 11:08

    Прочитал с интересом, хотя надо сказать, что ко всему перечисленному настолько давно привык, что не вижу никаких киллер-фич.
    Вот когда в поездах появились розетки 220В у каждого места — это реально был прорывной шаг вперёд. Сейчас это даже в плацкартах есть и это реально удобно: можно воткнуть свой ноутбук или зарядку от телефона и скрасить сутки в поезде.


    1. JediPhilosopher
      26.09.2019 14:33
      +1

      Не везде оно вроде есть. Ездил в Пятигорск недавно из Питера, в нашем вагоне все было новое и даже зарядки для телефонов, а в соседнем вагоне вроде вообще не было розеток. Видимо еще достаточно осталось старых вагонов.


      1. vesper-bot
        26.09.2019 16:59

        Плюсую. Ехали из Анапы двумя классами, так что была возможность сравнить, в плацкарте розетки были по две на шесть мест, в купе — 4 на вагон и все в коридорах (в соседнем вагоне даже две на вагон, а не 4).


  1. minamoto
    26.09.2019 11:17
    +1

    Кажется, как раз из «Мегаполиса» у меня осталась пара мини-баночек из под икры, которая была в комплекте еды. Икры там одна ложка, по факту, но фишка прикольная, отметил для себя. При этом это было обычное купе на 4 человека.
    Попадал на него только случайно, по удобству времени, и тогда уже на большинстве маршрутов были близкие стандарты обслуживания, но заметен особый подход к оформлению и к пассажирам.


  1. Dolios
    26.09.2019 11:19
    +1

    Не нашел никаких кардинальных отличий от фирменного 1 поезда Волгоград — Москва, которым уже много лет периодически пользуюсь. Все, примерно то же, только там еще индивидуальные сейфы есть (вагоны ТКС).


    Вот это совсем не понял:


    но зато где вы ещё в поезде вот так поедите?

    А что, где-то в вагонах-ресторанах еду по-другому сервируют (если не обращать внимание на дизайнерские изыски в виде подачи сосисок на доске и "лебедей" из салфеток)?


  1. igruh
    26.09.2019 11:42

    Не хватает фотографии меню. Интересует рацион и цены.


    1. maximkorsakov Автор
      26.09.2019 12:05
      +1

      Вот тут на официальном сайте есть: www.poezdmegapolis.ru/dining_car.
      Единственное, меню носят по вагонам и оно есть в вагоне-ресторане, они отличаются дизайном, и новое для вагонов как раз недавно редизайнили.


  1. Chikabanita
    26.09.2019 12:22

    Уютно выглядит. Надо будет летом прокатиться. Правда насчет карты не очень понятно, неудобно же звонить, чтобы баллы снять. Или я чего-то не понял?


    1. maximkorsakov Автор
      26.09.2019 12:28

      Говорят, однажды это будет решено с ИТ-стороны правильно, но вы учтите, что это всё-таки железная дорога и частный поезд, там нет космического отдела разработки. Проблемы решаются по мере поступления.


  1. mk2
    26.09.2019 12:56

    А как вообще может существовать частный поезд?
    Мне казалось, что хотя вагоны(грузовые) и могут быть частными, локомотивы есть только у РЖД, и соответственно поезда в целом тоже их.


    1. DMGarikk
      26.09.2019 13:03
      +1

      в РФ существуют частные локомотивы, правда в грузовом движении в основном.
      Но в целом, взять например аэроэкспресс, вполне себе частная лавочка.
      Вообще давняя идея реформы отрасли в том, чтобы оставить у РЖД только инфраструктуру (рельсы, провода, станции) а весь подвижной состав отдать частникам… под эгидой этого всё постепенно переходит под всякие ЦППК и прочее


      1. Anton23
        26.09.2019 13:41

        Главное все сделать правильно. А то будет как обычно — одна частная компания сына маминой подруги, которая получает дотации и всякие преференции со стороны государства.


        1. JediPhilosopher
          26.09.2019 14:34

          Ну в пригородном сообщении так и есть примерно, обычно по одной ППК на город/направление. Со всеми вытекающими из монополии и пофигизма. А вот в междугороднем (во всяком случае на популярных направлениях) выбор все-таки есть уже неплохой.


    1. D-Sento
      26.09.2019 14:05

      Написано же в тексте.

      Тяга — РЖД. Машинисты — тоже. Вагоны — свои, бригады — свои.


    1. Am0ralist
      26.09.2019 14:23
      +1

      А как вообще может существовать частный поезд?
      Локомотив и, допустим, часть вагонов — РЖД. А прочие вагоны, если не все — сторонней компании.
      Особенно контраст видно, когда в одном поезде сторонняя компания есть. По цене даже дешевле аналогичного соседнего вагона — сервис оказывается выше)


    1. tangro
      27.09.2019 11:00

      Я Вам больше скажу — может существовать даже частный газ в общей трубе и частное электричество в проводах. Всего-то нужны правильные законы и регулятор рынка.


  1. Nomad1
    26.09.2019 14:53
    +1

    По заголовку подумал, речь о Восточном Экспрессе


  1. tommy_13
    26.09.2019 15:07
    +2

    в 2014 ездил на этом поезде Москва — Питер, куше стоило дешевле плацкарта на аналогичных поездах


  1. gecube
    26.09.2019 15:15
    +1

    Отличный поезд — ничего не скажешь. Суперский обзор.
    Но сам фанат "Стрелы", и поездов с Сименсковскими вагонами ("Лев Толстой", "Артика", раньше еще в Бетанкуре были).


  1. BubaVV
    26.09.2019 15:20

    А про китайцев и их страсть к «хот вота» правда?


    1. maximkorsakov Автор
      26.09.2019 16:34

      Ну на Ленинградском вокзале к ночи кипяток не выпит только в медчасти, как правило. Они им лапшу заваривают.


    1. vadimr
      27.09.2019 08:57

      Китайцы считают полезным для здоровья пить горячую воду, для чего повсеместно носят с собой термосы с водой. А пить холодную воду считают вредным, несмотря на тёплый климат. Судя по тому, что продолжительность жизни в КНР больше российской при гораздо более ужасной экологии, к их практикам имеет смысл относиться внимательно.


  1. spiceginger
    26.09.2019 16:24
    +2

    Было очень интересно прочитать.


  1. da411d
    26.09.2019 17:23
    +2

    Давайте пост про штабный вагон=)


    Кстати, мне було бы интересно узнать интересную инфу о обычных вагонах, какие-то секреты, не известные простым смертным)


    1. tvr
      27.09.2019 17:11

      Кстати, мне було бы интересно узнать интересную инфу о обычных вагонах, какие-то секреты, не известные простым смертным)

      Как устроен пассажирский вагон дальнего следования
      Зачем при наличии электропитания нужен старый добрый угольный котёл в вагоне
      и ещё несколько ссылок в подвале обсуждаемой статьи же, а в комментариях к тем статьям ещё больше информации :))


  1. u007
    26.09.2019 17:43

    запись в книге жалоб и предложений, за которой наверняка есть какая-то интересная история, потерянная в переводе

    Всё понятно, по-моему. Товарищ тур-лидер считает, что скрипт «о чём надо упомянуть и как» сильно нагружает процессор уставших китайцев, которым надо выспаться перед длинной экскурсией. Об особенностях вагона-ресторана предлагается сообщать ему, а он переведёт остальным.


  1. alexpp
    26.09.2019 18:54

    Интересная фишка про покупку билетов перед самым отправлением для попадания в штабной вагон. Полезно как раз для случаев оккупации остального состава китайцами.
    А есть ли лайфхак избежать попадания с ними в один вагон заранее?


    1. grinCo
      26.09.2019 19:07

      Моя сестра просила на кассе, чтобы проверяли что в купе женские фамилии.


  1. grinCo
    26.09.2019 19:06

    Забирал билет.
    Знакомил пассажира с купе и рассказывал про поезд.
    Спрашивал, когда разбудить, и записывал время в блокнот.
    Уточнял, подать ли завтрак.
    А утром соответственно аккуратно выборочно будил всех по времени. Если надо — сразу с завтраком.

    Мне кажется в Беларуси так уже было в 2006 везде.


    1. Nexta
      27.09.2019 03:34

      в фирменных поездах Белоруссии каталась с конца 90х, там это реально было уже тогда.


  1. klirichek
    26.09.2019 20:27
    +1

    Я вот до самого низа читал, и всё больше и больше ожидал увидеть подпись: Milfgard
    А тут вона, не он…
    Итого: достойный блогоучитель!


    1. Jef239
      27.09.2019 06:00

      возможно, что и он.


    1. nlykl
      27.09.2019 13:38

      awarness.ru
      Скроллим до середины страницы.


      1. klirichek
        27.09.2019 17:21

        • Товарищ, вы почему одеты так же, как Ленин? Немедленно прекратите!
        • Ну, допустим, бородку я сбрею. Но умище, умище то куда деть?


        1. nlykl
          27.09.2019 20:17
          -1

          habr.com/ru/company/southbridge/blog/468377
          Здесь тоже стиль похожий.


  1. kimisa
    26.09.2019 21:15
    +1

    Эх, тот случай, когда у нас только в Москву можно сказать более менее новые вагоны ходят. А в другие места есть еще с дырками в полу (((
    Про поезд очень интересно. Который год хочу посетить Питер. Теперь хочу на этом поезде доехать.


    1. uaggster
      27.09.2019 08:39

      Либо Сапсан, потому что это быстро, легко и изящно, либо «Красная Стрела» СВ, если есть деньги, потому что в этом есть ощущение имперско-сталинского величия.
      И обязательно — чай из мельхиорового подстаканника!


      1. kimisa
        27.09.2019 08:57

        Все-таки Мегополис лучше по сервису. А так прокатиться на скоростных поездах в моем городе в ближайшем десятилетии вряд ли предвидится. До Питера лететь дороговато, до Москвы дешевле. Так что в одну сторону можно на одном поезде, а обратно на другом.


        1. balexa
          27.09.2019 17:29

          Я бы так не сказал. Мне показалось что сервис в Стреле получше, и вагоны поновее.


  1. uaggster
    27.09.2019 08:35

    В 2001 году, если мне память не изменяет (хотя, может быть и в 2000), ездил на «Красной Стреле».
    Там всё вышеописанное, ну, кроме вайфая, конечно, уже было.
    Поразила именно заправленная постель, с крахмальным бельём, «завтрак — паёк», в который входило всё, от пакетиков чая и печенья, до бутербродов и сливок в баночке, и отдельный пакет «мыльно-рыльных», с зубной щёткой, нитью, станком, расческой и т.д. Даже полирующие салфетки для обуви были.
    Поразило отношение проводниц, так и хочется сказать «стюардесс».
    — Нет, что вы, за чай прямо сейчас платить не нужно, утром будете уходить — оставьте, пожалуйста, деньги на столике.
    И т.д.
    В 2001 году — это выглядело как космос. Просто вот космос, из разряда «да вы шутите, так не бывает». И лоск. По другому — не скажешь.
    Причем, это не СВ было, а купе на 4 человек.


    1. chieftain_yu
      27.09.2019 13:24

      С 2001-го года кое-что изменилось.
      Я ездил и езжу на Стреле лет 10.
      За это время дорожные наборы в рядовых купе усохли как и завтраки.
      Да, он горячий, но уже практически не насыщает, как прежние.


  1. Faint
    27.09.2019 08:37

    Я 2 недели назад ездил поездом из Москвы в Адлер.
    Ехать 24 часа и предвкушал свою поездку как нечто тяжёлое, а оказалось все очень даже хорошо. Даже лучше, чем в описанных вагонах.
    Проводницы очень свежие лицом и по-человечески приятные, без "скриптов". Конечно, это не стюардессы Аэрофлота, но таких ещё не видел.
    Зашёл в вагон (немецкого производство, судя по надписям) — коридор узковат, но зато какие просторные купе. Сидения-кровати анатомической формы, в меру мягкие и не твёрдые, кровати все заранее заправлены, чистота ни пылинки.
    Ну а дальше начались чудеса) Регулируемый климат-контроль в каждом купе, рукомойник под столиком в каждом купе, небольшая мусорка под рукомойником, 2 биотуалета и душ (!) не как доп. услуга. После отправления из Москвы — уборка коридора пылесосом. В вечернее время уборка каждого купе пылесосом и вынос мусора. На следующий день начальник поезда проходит по каждому купе каждого вагона и интересуется все ли было хорошо во время поездки, есть ли замечания. Если замечания есть, то пытается урегулировать на месте (в соседнем купе ехали токсичные пассажиры). Я был в восторге)


    Обратно решил поехать на двухэтажном, на 2 этаже и верхней полке. Там конечно ад) Никогда больше не поеду на таком поезде и буду всех отговаривать)


  1. istepan
    27.09.2019 08:44

    Китайцы заплатили за разгромленное купе?


  1. raamid
    27.09.2019 09:14
    +1

    А меня больше всего порадовала скоба на 2-й полке. Когда матрас под тобой медленно съезжает и у тебя альтернатива — или лежать и совсем не двигаться и тогда придется поправить матрас 3 раза за ночь или можно позволить себе ворочаться и поправлять матрас 10 раз за ночь. Сложный выбор, знаете ли.


  1. 5oclock
    27.09.2019 10:07

    Из-за рейсов скоростных поездов сдвинулось расписание. Было отправление в 00:20 из Москвы и 00:28 или 00:40 из Петербурга, прибытие — в 9 утра. В 2015 году пришлось отправляться из Петербурга в 22:29 и приходить в 5:57 утра в Москву. Это изменило привлекательность поезда (почти сразу пропали актёры и часть бизнес-путешественников)

    Наоборот же: всё что уходит близко, но до полуночи — «поезд командировочных».
    Весь день дома да ещё суточные за этот день получишь.
    А отправлением в 00:28 — суточные начнутся только в сутки начавшиеся в 00:00.


    1. BubaVV
      27.09.2019 12:16

      Думаю, это работает зеркально в обе стороны — на приезд и отъезд


      1. 5oclock
        27.09.2019 12:42

        Конечно.
        Но прибудешь ты в 9 утра или в 6 — разницы нет: суточные всё-равно будут :)


        1. ABATAPA
          27.09.2019 16:19

          День отъезда и день приезда считаются за 1 день.


          1. 5oclock
            27.09.2019 16:59

            В каком смысле?
            Суточные выплачиваются за все даты командировки: с даты отъезда по дату возвращения.
            23:59 27.09.2019 — выехал из Москвы в Питер
            28-29 — поработал в Питере
            00:00 30.09.2019 — вернулся в Москву.
            = суточные за 4 дня (27, 28, 29, 30).

            А вот если бы:
            00:00 28.09.2019 — выехал из Москвы в Питер
            28-29 — поработал в Питере
            23:59 29.09.2019 — вернулся в Москву.
            Разница с предыдущем вариантом всего в 2 минуты, а суточных уже за 2 суток: только 28 и 29.


  1. balexa
    27.09.2019 10:42

    Было бы очень здорово, если бы все таки как-то урегулировали вопрос с китайскими туристами. Хотя бы на уровне вагонов, чтобы можно было купить билет — и знать что в вагоне китайцев не будет. Или хотя бы в купе.
    Я регулярно катаюсь по маршруту Москва-СПБ, ехать с китайцами — это жесть, постоянно, все кто сидит в купе мечтают, чтобы в этот раз купе оказалось без китайцев. Выспаться и отдохнуть в этом случае в принципе не удастся.

    Проблема в том, что большинство китайских туристов, как я понимаю, это пенсионеры из деревень, с соответсвующим уровнем культуры, помноженной на китайский менталитет.

    Они не понимают понятия тишины. Они не понимают, что если на столе стоит 4 бутылки — это по одной каждому пассажиру, а не ему одному. С бельем, там где его не заправляют (например в смене) — такая же ситуация. Они могут в 3 ночи проснуться, включить свет и разбирать чемодан. Они могут в три ночи выйти в проход и оставить дверь открытой (свет очень мешает спать). Или и того хлеще — найти такого же страдающего бессоницей и что-то громко обсуждать перед вашим купе. С открытой дверью. После того как вы встанете, захлопните дверь — китаец может легко через 10 секунд вернуться, что-то взять, и снова выйти. Не закрывая дверь.
    Они не закрываются в туалетах — мало приятного открыть туалет, увидеть там сидящую старую китаянку, которая начинает орать и махать руками. Они в принципе не понимают понятие замков — они с тем же успехом будут ломиться в туалет и разбирать стенку, если вы находитесь внутри. Они не понимают понятия очереди. Что если перед туалетами стоит 2 человека — надо встать в конец, а не долбиться попеременно в оба туалета игнорируя все попытки что-то показать.
    Объяснить им на пальцах тоже ничего невозможно, гида нет.
    По хорошему, владельцам поездов и вообще всем причастным к туристическому бизнесу стоило бы как-то решить эту проблему. Хотя бы запретить отправлять толпу китайцев без русскоговорящего гида.

    Простите, не удержался, горит каждый раз.



  1. antsiferov
    27.09.2019 14:30

    Спасибо за пост! Отличный поезд, часто ездил им лет 10 тому назад и помню эти уютные одеяла и подушки!
    Прибытие в 9:00 было очень приятным, удавалось нормально выспаться в отличие от Стрелы или более ранних поездов :)


  1. rexen
    27.09.2019 21:13

    SLA

    легаси

    Ребята, вы чего? Ладно там айтишники, профессионально деформированные, разучились по-русски разговаривать. Ну хорошо, ладно — сам айтишник, знаю — сленг помогает точнее выражаться.

    Но, блин, какое такое ещё «легаси» в рассказе про поезда? Зачем здесь чужеродный жаргон? Проводники на нём разговаривают что ли?