Привет! Вы просили меня рассказать про особенные поезда. Ближе всего было добраться до №5 по рейтингу (по нашим отзывам) — «Гранд Экспресс» Москва — Петербург. Выше него ничего в Москву не заезжает. Собственно, мы попросились в отстойник, где состав обслуживается между рейсами, и поговорили там с начальником поезда.

Поезд считается «люкс», то есть не просто везёт вас из Москвы в Петербург и обратно, а делает это с особым шиком и с кучей дополнительных услуг, удобных также для бизнес-путешественников. Наверное, это самый шикарный поезд из тех, что есть в нашей стране. Во втором вагоне есть отдельный бар, большинство купе двухместные, в части вагонов у пассажиров собственные туалеты, души и умывальники. С 2018 года есть тариф «Эконом Базовый», где из услуг нет ничего, кроме белья, ТВ и Wi-Fi, а всё остальное вроде тапочек и завтрака можно докупить. Цель — предоставить свободу выбора услуг, без необходимости оплачивать неиспользуемое.

Заходите смотреть на ресторан и нормальные туалеты в поездах. В целом «Гранд Экспресс» можно рассматривать как пилот для того, что будет входить лет через 5-7 в купе по дефолту. Давайте расскажу, как можно провести ночь между городами в бизнес-классе.



Откуда он взялся


Давным-давно компания решила возить туристов, но не просто туристов, а премиум-класса. Они купили несколько вагонов и стали прицеплять их к составам, как сейчас делает тот же ТКС, только делали такие VIP-чартеры для звёзд, бизнесменов на конференции и так далее. В общем, для тех, кто обычно летает бизнес-классом, но не видит смысла в самолёте между близко расположенными городами. За пару лет набралась огромная база опыта в том, что должно быть в таких вагонах, и как оно должно быть устроено. Когда вырисовалась более точная бизнес-модель, собрали два состава, курсирующие между Москвой и Петербургом. Вагоны заказывались по специальному проекту на Тверском вагоностроительном заводе и дорабатывались в компании «Циркон-Сервис», что сказалось и на их внутреннем устройстве, и на оборудовании. В июле 2005 года был собран первый состав, начальником поезда стала Татьяна Анатольевна Колупаева (она работает в компании до сих пор).

В поезде всегда 14 вагонов плюс два ресторана, 7-й вагон штабной. Все пассажирские вагоны принадлежат перевозчику. Исключение — вагон-ресторан. Оба используются в многолетней аренде и переоснащены под «Гранд Экспресс». На момент нашего похода в депо один из вагонов-ресторанов был выведен из состава на плановое обслуживание, и его замещал временный от РЖД (с типовой планировкой).



В высокий сезон используется прицепной 15-й вагон для туристических групп. Он же иногда используется как резервный, поскольку при необходимости вывести вагон на плановое ТО собственной замены нет. Поезд ненадолго ходит без одного из вагонов.

Порядок вагонов всегда один и тот же, поэтому на вокзале с поездом обращаются как с одним юнитом. Нелогичных последовательностей вроде 1-2-3-4-5-17-6-7-8-21-22 нет, хотя иногда (при выводе вагонов на ТО) возможны сдвиги вроде 1-2-3-4-5-6-8-9, когда один из вагонов выводят на обслуживание.

Поезд везде называется фирменным, и де-факто это так, он по классификации просто скорый. Официально звания фирменного поезда у него нет, зарегистрированное название «Гранд Экспресс» сродни названию компании-владельца «Гранд Сервис Экспресс». Возможно, владельцы решили, что если их собственные стандарты выше стандартов фирменного поезда, то незачем делать лишние регулярные аттестации.

Кроме плановых ТО делали ещё обновление вагонов по мебели и электрике. Например, обновили розетки, USB 5 В 1,5 А в том числе. Телевидение было изначально, но эту подсистему тоже дорабатывали под новые стандарты.

Остальные магистрали вагонов стандартные.

Расписание


23:40 Москва Октябрьская (Ленинградский вокзал) — 08:36 Московский вокзал Петербурга. В пути 8 часов 56 минут. Обратно — 23:49 из Петербурга к 08:14 в Москву (8 часов 25 минут соответственно).

Идёт без остановок. Вообще.

Оба отправления — за 20 и 11 минут до полуночи, то есть дают плюс дополнительные сутки к командировке. Оба прибытия до начала рабочего дня, но после открытия метро. Предполагается, что путешественники будут готовы к работе сразу же — это не тот поезд, после которого надо отсыпаться ещё раз. Завтрак на борту, для ряда билетов уже включён трансфер на такси (это удобно для тех, кто заказывает билеты делегатам конференций и т.п. — всё в одном окне).

Вот это купе «Эконом Базовый»:



Работающий Wi-Fi


Доступ к сети бесплатный для всех пассажиров. На поезд обычно около 100-120 работающих устройств доступа единовременно.

Входящий канал — мост из модемов четырёх операторов. Скорость от 2 до 60 Мбит/с. Есть шесть эфирных ТВ-каналов плюс два канала с развлекательным контентом. Сети ТВ и внешних табло Wi-Fi разделены.



Что там такого в оборудовании?


Кроме локальной сети отмечу ещё несколько важных штук.

Комбинированное отопление — топят в поезде не углём, а жидким топливом. Кто-то в посте про то, зачем вагону с электричеством старый добрый угольный котёл, как раз спрашивал, почему бы не топить соляркой. Никаких проблем, это удобнее проводникам, практичнее именно на этих перегонах. И главное, нет запаха угля.



В купе проводника нажимается одна кнопка — и начинается обогрев. Не надо пачкаться.



Под вагоном бак на 500 литров топлива:



Несмотря на то, что на всём участке Москва — Петербург доступна магистраль 3 тысячи вольт, есть ещё межвагонная сеть 380 вольт и собственные генераторы от движения поезда:



В вагоне-ресторане есть ещё один отдельный дизельный генератор для того, чтобы обеспечивать вагон электричеством на стоянках. Поезд подают к посадке за час до отправления, и бизнес-пассажиры уже хотят есть. В обычном вагоне-ресторане нужно будет дождаться начала движения и времени приготовления блюд. Здесь уже всё готово к обслуживанию ещё до отправления. Ещё можно и в купе еду заказать, идти никуда не нужно.

Естественно, контур отопления используется и там, где 3 тысяч вольт нет. Например, в отстойнике, пока поезд обслуживается.

Про отопление и кондиционирование стоит сказать отдельно. В каждом купе есть кнопка дополнительного обогрева: под столом две дополнительные панели, которые можно включить или выключить. Охлаждение кондиционером тоже индивидуальное, настраивается независимо по купе. Вентиляция с очисткой забортного воздуха и с принудительной циркуляцией.



У вагонов очень хорошая необслуживаемая свинцово-кислотная аккумуляторная батарея 56PzV-385P ELHIM-ISKRA. Правда, для обычной эксплуатации её почти не используют: уж очень дорогая (13 тысяч евро), проще менять свинцовые или щелочные. Из плюсов — она реально держит заряд и выдерживает сильные морозы. Проблем с батареями за всё время эксплуатации вагонов нет. В депо подключается магистраль 380 вольт, но даже если её не будет, между рейсами в вагонах будет свет. И вагоны будут с питанием до отправления.



И ещё одно важное отличие — шумоизоляция. Вот купе, которое подойдет для влюблённой пары. Можно отодвинуть столик…



И превратить диван в огромную кровать шириной 110 — это максимум, доступный в одиночном блоке купе (купе вагонов-люкс сделаны в двух купейных блоках, чтобы уместился душ и туалет, и там тоже такие кровати):



Так что если у вас романтическое путешествие, шумоизоляцию вы точно оцените.

Что там такого в сервисе?


Сначала посмотрите мебель и мелочи купе.

Телевизор с приложением:



Тут есть заказ всех услуг, будильник, меню ресторана, всякая справочная информация, доставка еды из вагона-ресторана, телевидение (как эфирное, так и контентные каналы), библиотека фильмов. А ещё отдельно можно подключить флешку, фотоаппарат, телефон или внешний жёсткий диск и смотреть фотографии или видео с этих устройств. С учётом повышения IT-грамотности населения (похоже).

В базовых купе удобные полочки:



Везде индивидуальные светодиодные лампы:



Весь набор розеток (USB 1,5A, 5В):



Вода и батончики мюсли входят в билет и не достойны упоминания:



Тапочки разные, чтобы пассажиры их не путали. И вообще, общество без цветовой дифференциации штанов не имеет цели.



Стоп-краны — прямого действия, то есть открывающие доступ к атмосфере сразу после срыва. Современные всё чаще делают с сигналом машинисту:



Своя посуда в вагоне-ресторане. Всё подаётся как надо, с металлическими приборами:



Есть кнопки вызова проводника, как в самолётах и отелях:



Сейфы (их будут ставить в купе обычных поездов в следующем крупном релизе, а здесь уже давно есть, начиная с купе «1 Класс – Бизнес»):



Дорожные наборы (отличаются в зависимости от класса обслуживания, но зубная паста и щётка всегда есть в 11 из 14 вагонов):



Туалеты с индивидуальной плёнкой в купейных и СВ-вагонах (в остальных нет, там туалеты индивидуальные в купе):



Многие пассажиры этого не знают, но если нажать кнопку, унитаз тихо заурчит и намотает на ободок новую плёнку примерно за 20 секунд. В этих же туалетах есть сидение для тех, кто переодевается:



Остальные вагоны поезда состоят из двухместных купе, то есть в купе могут ехать два человека или один. При этом купе покупается целиком по спецтарифу. Даже если вы едете один, всё равно вы выкупаете целое купе (просто цена на пару тысяч отличается от двойного размещения). Это значит, что никаких незнакомцев в купе этого поезда с вами не будет. Можно ехать с детьми в том же купе, ставят защитные бортики (в купейных вагонах вешают манежи вот такие):



Вот что вас там ждёт:









Есть возможность поставить специальный детский бортик даже на нижнюю полку:



Практически во всех вагонах есть свежая пресса на выбор, её привозят до отправления:



Если пройти в следующий вагон подороже, где купе уже занимают уже два стандартных блока и идут с собственным душем, то пресса там немного другая:



Свой душ:



Свой туалет:



Часы над шкафом:











Замки электронные:





Вагоны украшены:





А этот модуль обеспечивает отсутствие неприятных запахов в вагоне:



На самых дорогих местах ещё интереснее. Вот бар во втором вагоне для пассажиров вагонов Люкс:



Душ больше, и уже с плиткой на полу:





Унитаз с яхт, поэтому способен перемолоть полотенце в мелкую труху. При этом работает почти бесшумно, надёжный. Эти туалеты за эксплуатацию ни разу не засорялись. Главное с этим унитазом — не совать туда руку. Хотя, опять же, пассажирам это в голову пока не приходило, к счастью. А вот мелочи всякие пропадали.



Некоторые унитазы вас узнают и открываются при приближении.

В одном из купе «Гранд Империал Сингл» есть массажная кровать:



В других — просто диваны с итальянской кожей, которые превращаются в те самые здоровые кровати шириной 110 сантиметров:



Во время обслуживания вагона стелется специальная дорожка. Перед подачей поезда она убирается, остаётся только ковровое покрытие:



Для детей есть льготные тарифы: в люксовых вагонах 1-4 и в 5-6 вагоне СВ — до 10 лет бесплатно, в остальных купе — до 5 лет бесплатно. В вагонах-люкс и СВ (Премиум, Премиум Сингл) с 10 до 18 лет можно без дополнительного места с небольшой доплатой примерно от 400 до 1000 рублей. В остальных вагонах есть детские тарифы.

Если вы едете не в четырёхместном купе, то у вас есть трансфер (начиная с 8-го вагона СВ). Прямо у вагона встречает водитель с планшетом с ФИО (или проводник провожает до машины).

Для пассажиров вагонов-люкс есть возможность отдать деловой костюм гладить.

Некоторое время в поезде «Гранд Экспресс» был специальный вагон ИКЕА:



Вагон-ресторан


Меню интернациональное, чтобы любой гость нашёл что-то по вкусу. По сезонам меняется, например, сейчас есть постное меню. Регулярное обновление по модели тестовых релизов: например, бургеры добавили год назад летом как спецпредложение, потом накатили на прод как постоянное. Всё готовится на месте, не разморозка, не полуфабрикаты. Исключение — творожные продукты и по мелочи, они везутся.

Купе персонала


За поездом закреплены по две бригады. Внутри бригады проводники меняются, «своего» вагона нет. Кстати, проводники тоже отличаются от привычных. Ничего не впаривают, кофе-чай бесплатно (за исключением трёх вагонов по базовым тарифам). В вагонах-люкс могут обслуживать только те, кто прошёл специальный курс этикета (русского и для англоговорящих). Многие работают годами, а список пассажиров в VIP-вагонах меняется редко, поэтому при виде знакомого пассажира в списке проводники уже знают, что вот этого нужно встретить с морковным соком, а этот любит, чтобы сразу еду подали, потому что он дико хочет есть после концерта.

Купе проводника почти типовое:





Вот радиокупе:





C нами на «Гранд-1» были начальник поезда Александр Павлович Калеущенко и старший электромеханик Николай Александрович Иконников:



Посмотреть все «плюшки» поезда и больше фотографий интерьеров купе можно на специальной странице у нас на Туту. Там прямо видна градация от «королевского номера» до эконом-классов.

Ну и вот ещё посты про железную дорогу: какие бывают поезда, энергосистемы вагонов, как устроен пассажирский вагон, как собирают вагоны, как они эволюционировали, про Ленинградский вокзал, про паровозы, про старые вагоны. Большой FAQ про поезда дальнего следования и неочевидные правила.

Комментарии (183)


  1. Dair_Targ
    11.04.2019 10:23
    +2

    Здорово! Ещё лучше бы было проложить прямые рельсы по этому маршруту и гонять Velaro за два часа :)


    1. 411
      11.04.2019 20:44
      +1

      После японского синкансена «Нодзоми» задаюсь вопросом — «а почему у нас до сих пор 500км за 2 часа не проезжают?»


      1. caveeagle
        11.04.2019 21:26

        Потому что у них под этот поезд делалась отдельная линия, а у нас — по существующей колее, с её ограничениями.


      1. khim
        11.04.2019 23:47
        +1

        Потому что желающих платить за это удовольствие нет. Отдельная линия — это не дорого, а очень дорого.

        Пассажиропоток даже между Питером и Москвой недостаточен для того, чтобы это отбилось за разумные сроки…


        1. MTyrz
          11.04.2019 23:57

          Был проект ВСМ (высокоскоростной магистрали) как раз между Москвой и Питером. Отдельной линией. Там смешно получалось, усиленно лоббировали самые дорогие варианты.
          Но понятное дело, оплата предполагалась из бюджета.


  1. rPman
    11.04.2019 10:42

    Зачем кому то, если у есть ресурсы чтобы кататься с шиком, выбирать поезд, когда есть самолеты/вертолеты?

    Такой большой процент людей, которым летать очень трудно?

    p.s. я понимаю, все в утилитарность превращать тоже не надо, и о комфорте нужно думать, но поймите, дорогущая кожа на кресле/диване не увеличивает его комфорт, от слова совсем (за комфорт отвечает его конфигурация и набивка)

    p.p.s. я за увеличение комфорта в поездах, пусть будут, это дает хоть какую то конкуренцию другим средствам передвижения.


    1. vlivyur
      11.04.2019 10:48

      Я не понимаю зачем в таком случае выбирать вот этот поезд и ехать 8 часов, когда есть Сапсан в два раза быстрее? Хотя, конечно, нормально выспаться — весомый аргумент. У нас народ в командировку, когда с утра надо уже где-то встретиться, стал предпочитать ночной поезд, а не Сапсан в шесть утра.
      Самолётом между Питером и Москвой быстрее не получится.


      1. yoshka
        11.04.2019 11:03

        Есть еще плюс: поезд отходит в 23:40, а значит командировочные будут оплачены еще и за день выезда. Мелочь, а приятно.


        1. vlivyur
          11.04.2019 11:14

          Ага, особенно если учесть что суточные не выплачиваются, если командировка всего 1 день.


          1. lonelymyp
            11.04.2019 16:47

            Нельзя сделать командировку одним днём если выезд в 23:40, за 20 минут вы не успеете доехать до места работы и вернуться обратно, будет минимум 2 дня.

            ЗЫ
            Я тоже предпочитаю поезд сапсану на маршруте Москва-Питер, стараюсь сделать выезд в воскресенье поздним вечером.
            Суточные за воскресенье + ЗП в двойном объёме за работу в выходной день (день отъезда считается рабочим). Мелочь, а приятно =)


            1. alexdevyatov
              12.04.2019 09:30
              +2

              Вам еще не давали по щам за такое мошенничество?


              1. lonelymyp
                12.04.2019 09:51
                +1

                Что именно вам показалось мошенничеством?


              1. maxshopen
                14.04.2019 16:27
                +1

                А вы серьезно думаете что эта схема работает без согласования с руководством/бухгалтерией?


            1. vlivyur
              12.04.2019 10:38

              Так я дополнил, а не возражал.
              А у нас как-то прямым самолётам расписание изменили с понедельника 0:10, на воскресенье 23:45. Бухгалтерия возмущалась.


      1. kompas_3d
        11.04.2019 13:03

        Не все живут в Москве/Питере. Если из Московской области надо попасть в Питер, то вполне удобно приехать на вечерней электричке и спокойно сесть на ночной поезд. Утром ты просыпаешься и уже в Питере.
        Чтобы попасть на Сапсан, нужно встать среди ночи, бежать на первую электричку, потом бежать на Сапсан. В результате ты не выспался и вымотался на пересадках, а приехал в то же самое время. Ну ещё бонусом ты в Сапсане 4 часа сидишь, а не лежишь.


      1. snizovtsev
        11.04.2019 15:52

        Иностранцам, например, к самолёту и сапсану придётся ещё за ночь в отеле платить. А тут 2 в 1 и удобное время.


        1. MIKEk8
          12.04.2019 10:04

          У многих отелей выезд до 14-16 дня, т.ч. на такой поезд всё равно придётся либо доплачивать, либо пол дня с чемоданами где-то тусить.


          1. snizovtsev
            12.04.2019 11:35

            Ни разу ещё не встречал отеля, где бы отказывали в просьбе оставить чемоданы на ресепшене до вечера.


      1. moscas
        11.04.2019 16:58
        +6

        Затем, что такой поезд субъективно быстрее Сапсана: заснул в Питере, проснулся в Москве. Никакой потери 5 часов посреди дня.


      1. AMIluvatar
        11.04.2019 20:08
        +3

        Пару лет назад ездил в Мск в командировку. Туда Сапсан, обратно решил Гранд Экспрессом. Очень приятный поезд, выспался, лишний день командировки. Приятно, когда утром тебя будят свежесваренным кофе и горячими тостами (включены в стоимость). Билет, к слову, был чуть дешевле, чем на Сапсан (в обычный вагон, где даже столиков не было).
        Если кратко резюмировать, очень приятный поезд.


      1. YemSalat
        11.04.2019 20:34
        +2

        У поездов еще плюс в том, что вокзалы обычно расположены близко к центру города, в отличие от аэропортов, которые в большинстве случаев на отшибе.


    1. harimis
      11.04.2019 10:52
      +3

      Самолёт ночью не даст выспаться, самолёт днём съест по сути весь день. На расстояние ~700 км самый удобный транспорт — поезд. Сел поздно вечером, спокойно уснул, проснулся уже на месте. Личный самолёт может и будет удобнее, но он всё-таки сильно подороже выйдет.


      1. tyomitch
        11.04.2019 13:24

        Наравне с поездом по удобству — ночной паром.
        Но увы, из-за бума лоукост-авиаперелётов паромов становится всё меньше и меньше…


      1. JamboJet
        11.04.2019 13:59

        Плюс надежность: время у самолетов постоянно сдвигается, поломки, погода, и так далее.
        Причем иногда в последний момент, в моей жизни был случай когда вроде всё шло плану, мы летели до города назначения, там оказывалась нелетная погода, покружили-покружили и… полетели назад.

        А поезд всегда прибывает вовремя и сразу в центр города (минус пробки). Особенно это ценно когда впреди важное совещание или переговоры, в 9 или 10 утра. Опаздывать нельзя, поэтому приходилось вылетать самолетом на день раньше и ночевать в гостинице.


        1. Whuthering
          11.04.2019 23:23
          +1

          А поезд всегда прибывает вовремя и сразу в центр города (минус пробки).

          в Москве аэроэкспресс, в Питере такси по ЗСД, и там и там 20-30 минут, и вы в центре и без пробок за практически гарантированное время.


          1. vlivyur
            12.04.2019 10:42

            К Аэроэскпрессу ещё 15 минут накиньте — на ожидание ближайшего (ну и вроде он не быстрее 30 минут идёт).


    1. PrinceKorwin
      11.04.2019 13:30
      +5

      Многие уже ответили, но есть еще один критичный для некоторый момент — это выезд/приезд из центра одного города сразу в центр другого. Это может экономить очень много времени.


      1. Whuthering
        11.04.2019 23:22

        в Москве аэроэкспресс, в Питере такси по ЗСД, и там и там 20-30 минут, и вы в центре и без пробок за практически гарантированное время.


        1. TimsTims
          12.04.2019 00:01
          +4

          Только в поезд вы сразу садитесь, а в аэропорту проходите 100500 проверок, ходите-носитесь получаете багаж, потом топаете до этих аэроэкспрессов, чтобы… Приехать в то же самое место, что бы вы потратили просто прогулявшись до того же поезда, как аэроэкспресс отправления.


    1. Vegatron
      11.04.2019 13:58
      +2

      К перелёту смело прибавляйте часа 2 на отправку и 2 на прибытие. Поезд например в Москву приходит практически в центр города. При авиаперелёте массу времени теряешь на досмотр, багаж и т.п. Я проводил эксперимент, СПБ-Москва самолёт меня убивает гораздо больше, чем даже сидячее место в Сапсане. По опыту коллег — я такой не один. В итоге если в МСК в тот же день, особенно с утра, удобнее выбирать поезд.


    1. Gryphon88
      11.04.2019 14:45

      EDIT Я буду обновлять комментарии. Когда-нибудь. Возможно.


    1. 255
      11.04.2019 16:52
      +3

      Летать теоретически быстрее, но не так удобно. На авто от парковочного места в аэропорту до сдачи багажа в среднем полукилометра пешком, на общественном поездка всегда с пересадкой и редким расписанием аэроэкспрессов. В аэропорту несколько проверок, выкладка электроники из сумки и обратно, сдача багажа, забор багажа с ленты.

      Все это время невозможно заняться чем-то серьезнее просмотра телефона, да и то с натягом. Даже в самом самолете шанс открыть ноут около 50% (апгрейд до бизнеса или хорошее место в экономе), на время полета/посадки надо прикрывать. Много очередей, что требует резерва времени до вылета, и время вылета и полета всегда только приблизительное, так что нужен резерв по прилету.

      На поезде же достаточно добраться до вокзала, резерва нужно всего минут десять, еще пять минут до поезда, и ты снова в зоне комфорта. Открываешь ноут и работаешь/отдыхаешь или просто спишь до приезда. Часто мотаюсь между Москвой и Питером, по «напрягу» (дискомфорт+потери времени) один перелет примерно равен двум-трем поездкам туда-обратно в купе или Сапсане.

      Проще говоря, на поезде:
      1) Меньше переключений задач => длиннее блоки полезного времени.
      2) Меньше дисперсия времени поездки => меньше потерь на резерв.


    1. struvv
      12.04.2019 09:12

      Если говорить о сапсане, который удобен и быстр, то огромный плюс в том, что вход в центре города, выход в центре города


    1. fpir
      12.04.2019 10:37

      Да как сказать, самолёты-вертолёты, если мигалки нет, то это 4-5 часов скачек и плясок. А поезд -ужин/завтрак и 7 часов сна.


    1. nickolaym
      13.04.2019 00:30

      Можно кататься и без шика. Купе в Гранд-Экспрессе или Красной Стреле сравнимо по цене с сидячим местом в самолёте плюс трансфер до-из аэропорта.
      А комфорт — несопоставим.


      Одно дело, трястись трое суток куда-нибудь из Питера в Забайкалье, а другое дело — на ночном поезде между двух городов, — и цена не кусается, и выспишься. А если поезд шиковый, то выспишься с шиком.


      Опять же, колотить понты перелётом в бизнес-классе — это мелко. А поездкой в люксе, да ещё если есть с кем сексодромом воспользоваться… Тут только бизнес-джет переплюнет (но опять же, можно ли воспользоваться сексодромом в бизнес-джете между Питером и Москвой? Сплошные пристегните ремни).


  1. Valsha
    11.04.2019 10:46

    Хороший поезд. Такой бы в Metro:Exodus :)


  1. Peretyaka
    11.04.2019 10:49
    +2

    Какой-то дикий колхоз. Особенно, если сравнивать с НЕлюкс вагонами у соседей:
    www.youtube.com/watch?v=0MOyEVChQmc


    1. Carduelis
      11.04.2019 10:59
      +1

      Ага, особенно понравились кнопки вызова проводника, часы и «встроенный» кондиционер.


    1. Klenov_s
      11.04.2019 11:23

      Но у финнов нет столика!!! Ни похавать, ни бухнуть ))))
      На самом деле тоже смотрел фотки и не оставляло ощущение советского кружка юных техников.


      1. vt4a2h
        12.04.2019 10:39

        А я всё надеялся ковёр на стене увидеть… Увы!
        И кстати, мне кажется, или унитазы всё ещё старой конструкции, которая выплёскивает содержимое на рельсы?


        1. NetBUG
          12.04.2019 12:29

          Унитазы старые, но к ним года с 1997 допиливают баки для сбора отходов и кнопки смыва.


        1. DMGarikk
          12.04.2019 12:33

          Есть два вида биотуалетов, вакуумные как на самолете, куда даже плюнуть нельзя чтобы он не засорился и которые везде сейчас ставят и «обычные», бак куда все просто самотеком сливается, у «обычного» туалета — обычный унитаз… и если отказывает вентиляция в помещении туалета и в баке то в вагоне появляется непередаваемый запах


          1. BigBeaver
            12.04.2019 12:48

            Во всех новых вагонах вакуумные туалеты уже довольно давно.


          1. Squoworode
            13.04.2019 21:35
            +1

            Правильный термин для обычного — «гравитационный».


            1. DMGarikk
              14.04.2019 19:12

              ну не совсем так, «обычный гравитационный» это где на шпалы все падает, а тут всеже биотуалет, только без всяких вауумных изысков


              1. Squoworode
                15.04.2019 05:16

                Ой, я ж половину первой строки не заметил…


    1. neyrowebster
      11.04.2019 17:38
      -7

      Тупо сраный совок…

      Ужас.
      Куда катится этот мир.


      1. neyrowebster
        12.04.2019 16:15

        Вы серьёзно минусите это? не видите что это совок. Всё красное, кривое, эти убогие подписи на выключателях.


      1. neyrowebster
        12.04.2019 16:15

        Вы серьёзно минусите это? не видите что это совок. Всё красное, кривое, эти убогие подписи на выключателях.


        1. DMGarikk
          12.04.2019 16:32
          +1

          а давайте я приведу в пример аргумент, что в европейском «несовке» вагоны маленькие и узкие, двери открываются в коридор что фиг пройдешь.
          раз уж вам так надписи не нравятся, это куда более серьезный «косяк»
          а когда я в Чехии ездил на поезде (сидячке) то офигел от того какое усилие нужно чтобы открыть дверь чтобы выйти из вагона, в вагоне без проводника… и этой дверью может запросто убить когда она закрывается… вот уж где «совок» так «совок»


          1. vt4a2h
            12.04.2019 17:56

            Ну вы и привели страну для сравнения, скажу я вам… Чехия безусловно красивая страна с великолепной архитектурой и отличной кухней. Но вот в плане поездов эта страна там же, где и Россия. Место указывать не будем. Я правда всего пару раз в Чехии пользовался пригородным поездом, но мои впечатления были не из приятных.

            Сравните, скажем, с Германией. Чехия всё-таки одна из самых бедных стран Европы.


            1. DMGarikk
              12.04.2019 18:27

              Сравните, скажем, с Германией. Чехия всё-таки одна из самых бедных стран Европы.

              ну уж куда с Германией сравнивать, Сапсаны — немецкие, а большую часть вагонов дальнего следования концептуально проектировали в ГДРовском Аммендорфе и Герлице. (я не к тому что ТВЗшные вагоны там спроектированы, а к тому что аммендорф сильно повлиял на ТВЗ в видении обустройства вагонов)


              1. vt4a2h
                12.04.2019 19:05

                Ну, надо сказать, что Сапсан — не самый плохой поезд. Ласточки мне тоже нравились. Хотя, из того, что ходил в России, Аллегро вне конкуренции на мой взгляд.

                Ну а по поводу вагонов дальнего следования, я думаю, что немецкие проектировщики с тех времён очень сильно вперёд продвинулись и взгляды их сильно изменились. Почему бы не перенять этот опыт?


            1. Gryphon88
              12.04.2019 18:35

              В Германии поезда удобные, но дорогие и ходят какими-то странными маршрутами (по крайней мере, на Юге). Самое смешное, ещё не всегда по расписанию.


              1. vt4a2h
                12.04.2019 19:02

                Да, согласен, я недавно ездил из Нюрнберга во Франкфурт по очень не прямому маршруту с получасовой задержкой, несмотря на то, что это был ICE :)


                1. Gryphon88
                  12.04.2019 19:06

                  А я как офигел, когда после 5минутной стоянки поезд поехал в обратную сторону :) Потом по карте проверил, что такие тупички не редкость в Баварии и вообще в Альпах: заехали в город, потом вернулись на «основную трассу».


  1. lebedinskiy
    11.04.2019 10:50

    Начало конкуренции или как?


    1. Alexander_vrn
      12.04.2019 20:52

      Скорее, «или как». Обычно все, что приносит деньги и как-то касается железной дороги, все под контролем тех же самых чиновников из РЖД. Создается видимость конкурсов, аутсорсинга и т.п., а по сути сами себе услуги оказывают :-)


  1. PTM
    11.04.2019 11:08
    +3

    нда… обычное купе подправили, добавили лоска как в старые времена… но розетки ровно повесить уже не удосужились(17 фото по счету). Мне например такое «вырвиглазное» сочетание «совка» и современности ну очень не нравится.


    1. EvilArcher
      12.04.2019 05:54
      +1

      То, что во всем мире называется просто поезд, у нас в россии — поезд класса люкс.


  1. DMGarikk
    11.04.2019 11:21

    Оо, я еще работал в РЖД (последние месяцы) когда этот поезд появился, очень пафосные ребята с зашкаливающим ЧСВ относительно своего уровня ;) Это могу сказать потому что то что они предлагают было 1:1 на момент запуска и ничего нового у них не появилось даже блин вагоны старые, те самые с момента запуска поезда

    запомнились тем что не подпускали слесарей к своим драгоценным вагонам, походу боясь что «чернь им все сломает, украдет и полы запачкает»… хотя к нам в ремонт приезжали вагоны классом куда повыше этого пафоса и имели более адекватный персонал

    Туалеты с индивидуальной плёнкой в купейных и СВ-вагонах

    Это было в обычных СВ вагонах фирменных поездов и до грандэкспресса, может не повсеместно… но всеже

    В обычном вагоне-ресторане нужно будет дождаться начала движения и времени приготовления блюд. Здесь уже всё готово к обслуживанию ещё до отправления. Ещё можно и в купе еду заказать, идти никуда не нужно.


    ну нееее… старый «классический» аммендорфовский ресторан — работает на солярке, ему пофиг на генератор, более современные работают на газу… им тоже пофиг. а если они купили вагоны с электроплитами то это их проблемы… но говорить что это приемущество… смешные они :))

    ===
    Стоп-краны — прямого действия, то есть открывающие доступ к атмосфере сразу после срыва. Современные всё чаще делают с сигналом машинисту

    Это где? в Сапсане? в обычных вагонах нельзя такие стопкраны делать по требованиям сертификации, соответственно «все чаще» обычных поездов в РФ не касается


    1. martin_wanderer
      11.04.2019 22:51

      Вот как раз зашел заметить, что всегда можно сказать «старый-добрый вместо этих новомодных». Но есть вообще ситуации, когда пассажиру стоит давать управление составом?


      1. Spaceoddity
        12.04.2019 00:58

        Пищевое отравление локомотивной бригады?


      1. khim
        12.04.2019 01:41
        +1

        Вот, пожалуйста. Дисциплинированные немцы, вместо того, чтобы дёрнуть стоп-кран, отправились искать кондуктора.

        Итог — сотня погибших и примерно столько же раненных. Стоп-кран, зажигающий лампочку у машиниста — может привести к таким же спец-эффектам.


        1. Lookmorum
          12.04.2019 03:31

          Но есть вообще ситуации, когда пассажиру стоит давать управление составом?

          Управление составом пассажиру никто никогда не давал и не собирается.
          Есть рычаг для экстренной остановки поезда в случае локального апокалипсиса, который может наблюдаться лишь на месте, типа как по ссылке выше:
          Пассажиры услышали грохот и увидели торчащий между сиденьями из пола кусок металла

          именно для предотвращения катастроф в таком случае и нужен прямодействующий стоп-кран.
          Пищевое отравление локомотивной бригады?

          Допустим это сарказм, но отвечу по существу.
          Управление любым поездом не передаются никому, кроме локомотивной бригады никогда.
          Если даже, не дай бог, машинист умер — помощник машиниста(если он есть) имеет право применить экстренное торможение и запросить смену бригады туда, где остановился поезд. Если помощника нет — поезд остановится сам при помощи автоматического экстренного торможения, т.к. резко упадет сопротивление тела машиниста и сработает УКБМ, а подтвердить бдительность некому. Именно по этой причине на западе рукоятка бдительности носит название «кнопка мертвого человека».
          В пассажирских поездах помощник машиниста должен иметь права управления локомотивом и в случае, приведенном выше, имеет право после оповещения причастных по радиосвязи довести поезд до ближайшей станции и там запросить смену локомотивной бригады.


          1. martin_wanderer
            12.04.2019 16:19

            Нет, это не было сарказмом: «применить экстренное торможение» на мой дилетантский взгляд — это самое что ни есть управление. Пусть и не в полном объеме, зато действие — серьезнее некуда.

            А срабатывание прямодействующего стоп-крана на скорости 200 км/ч само по себе не приведент к катастрофе?


            1. DMGarikk
              12.04.2019 16:35
              +1

              нет не приведет, а почему оно должно привести к катастрофе? экстренное торможение это вполне штатный режим работы тормозов.

              единственное ограничение по пользованию тормозами, это нельзя останавливаться в тоннеле и на мосту… об этом кстати пишут даже для пассажиров (хотя кто это будет читать не знаю)


        1. martin_wanderer
          12.04.2019 16:09

          Спасибо за ссылку. Именно «случаются ли такие ситуации нынче?» я и имел в виду


    1. akhkmed
      12.04.2019 12:46

      Хороший вопрос про стоп-кран. Всегда было интересно, если кто-то дёрнул стоп-кран, а где-то далеко сзади следует Сапсан. Как экипаж Сапсана узнаёт, что произошла внештатная ситуация, чтобы остановится плавно?


      1. Gryphon88
        12.04.2019 13:01

        Путевой телеграф существует очень давно, изначально в качестве провода была рельса. Сейчас наверняка они тоже используются: если бросить в паре сотен метров от нерегулируемого переезда на пути швеллер или уголок, чтоб обе рельсы одного пути «замкнуть», переезд закроется.


      1. DMGarikk
        12.04.2019 13:19
        +1

        ну для этого светофоры существуют, у сапсана сначала будет желтый (который подразумевает ограничение скорости), а потом красный… длины перегонов расчитаны с учетом чтобы нормально остановиться без экстренного торможения при переключении сигналов
        p.s. бывает и больше вариантов, не просто кр.жл.зл, а желтозеленый например, с градациями ограничения, в метро так например, не знаю как на ОктЖД


      1. nlykl
        12.04.2019 14:43
        +1

        Для этого есть СЦБ — устройства сигнализации, централизации и блокировки. Весь путь разделен на блок-участки, перед которыми находятся светофоры. Если на блок-участке обнаруживается поезд (по факту замыкания рельс между собой), светофор перед ним загорается красным, еще перед ним — желтым, и еще перед ним — желто-зеленым. Если машинист не отреагирует на запрещающий сигнал, сработает экстренное торможение.


    1. nlykl
      14.04.2019 19:02

      запомнились тем что не подпускали слесарей к своим драгоценным вагонам, походу боясь что «чернь им все сломает, украдет и полы запачкает»… хотя к нам в ремонт приезжали вагоны классом куда повыше этого пафоса и имели более адекватный персонал
      Это их право.
      Стоп-краны — прямого действия, то есть открывающие доступ к атмосфере сразу после срыва. Современные всё чаще делают с сигналом машинисту
      Это где? в Сапсане? в обычных вагонах нельзя такие стопкраны делать по требованиям сертификации, соответственно «все чаще» обычных поездов в РФ не касается
      В новых электричках. Стоп-кран подает сигнал машинисту, тот либо тормозит, либо отменяет. Если проигнорирует, поезд затормозит.


      1. DMGarikk
        14.04.2019 19:13

        Это их право.

        а я потом ставлю подпись что вагон исправен, ага… и случись чего, я виноват?

        но так да, их право платить адские деньги за ремонт и не пускать ремонтников внутрь

        В новых электричках. Стоп-кран подает сигнал машинисту, тот либо тормозит, либо отменяет. Если проигнорирует, поезд затормозит.


        в новых — каких?


        1. nlykl
          14.04.2019 20:25

          а я потом ставлю подпись что вагон исправен, ага… и случись чего, я виноват?

          но так да, их право платить адские деньги за ремонт и не пускать ремонтников внутрь
          Прочитав ваш комментарий, я подумал, что они наняли своих слесарей, и потребности в слесарях РЖД у них не было.
          в новых — каких?
          Ласточки, ЭП2Д, Иволги.


          1. DMGarikk
            14.04.2019 22:38

            Прочитав ваш комментарий, я подумал, что они наняли своих слесарей, и потребности в слесарях РЖД у них не было.

            вагоны они ремонтируют (во всяком случае тогда, когда я работал) силами обычного пассажирского депо.
            нельзя просто так официально нанять какихто слесарей которые возьмут и сделают Деповской Ремонт (ДР) вагона самостоятельно, а депо подпишет документы не глядя… (а оно просто подпишет документы не глядя, это Россия же, под честное слово что «та все нормально… чоовы все рабооотает» — хотя я за эти 3 года которые там отработал видел довольно много вагонов (в принципе, не этого поезда) которых буквально спалил электромеханик и еще больше вагонов где электромеханик поезда сделал все чтобы устроить пожар но повезло и до деповского ремонта вагон доездил)
            Ласточки, ЭП2Д, Иволги.

            хм, почитаю про них поподробнее, поменяли требования сертификации значит


  1. nerudo
    11.04.2019 11:22

    Предприняты ли усилия по обеспечению плавности хода? А то для меня, редко ездящего на поездах, даже на главном ходу Окт. ж.д. торможение/разгон, да и проход стрелок, сквозь сон воспринимается как самая грандиозная в истории железнодорожная катастрофа.


    1. DMGarikk
      11.04.2019 11:26
      +2

      технически это самые обыкновенные вагоны ТВЗ начала 2000х годов которым циркон затюнил салон, ходовая часть у них полностью типовая


  1. cyber_roach
    11.04.2019 11:35

    Не к этому надо стремится «через 5-7 лет».
    Пока весь мир строит скоростные поезда (у Китая так вообще в планах 700/1000 км/час) мы обиваем совецкие сидульки кожей…
    Катался на сапсанах — суперкруто. Выспался (дома), утром пораньше сел на поезд и в 11:00 в Питере… В первый раз когда так ехал, первая мысль — вот оно, будущее, быстрее чем самолет даже.
    С нашими расстояниями именно скорость важна, комфорт вторичен.


    1. nerudo
      11.04.2019 11:54
      +1

      Так и вижу картину: на сапсане во Владик за 40 часов ;) У ночных поездов есть преимущество, если они и правда дают возможность нормально отдохнуть. В этом смысле Петербург и Москва расположены удачно с временем хода порядка 8 часов. А вот для дневного перемещения скорости надо поднимать, ибо 4 часа — много :(


      1. cyber_roach
        11.04.2019 12:12

        А кто говорит что если скоростные поезда на Дальний Восток, то сразу сидячие?
        Я часто раньше катался Мск-Архангельск. Сутки в поезде. Потом пересел на самолет, т.к. переплата 800 рублей экономит день. Сократить бы это время вдвое, что вполне реально, самолет бы уже был не так привлекателен, как ночной поезд, но кто же будет инвестировать в такое в РФ ))


      1. dragonnur
        11.04.2019 15:28

        Москва-Бейцзин за 32, а на Хайнане теплей )


    1. IvanhoeLab
      11.04.2019 12:10

      Это точно. Намедни поколесил по Китаю на скоростных поездах. 300 км/ч и поезд словно плывет. Мягкий такой ход. И так обидно стало за Россию. Ракеты и истребители делаем, а по поездам отстали лет на 50.
      Всему виной РЖД. Большая неповоротливая корр{CENSORED} корпорация.
      Сделать бы ее частной, вывести на прибыль и появятся деньги на развитие ЖД.


      1. hokum13
        11.04.2019 12:42
        +1

        И так обидно стало за Россию.

        Интересно, и что в КНР есть такого, чего нет в РФ?
        Ракеты и истребители делаем,

        А еще Т-14 забыли! Но в каких объемах? 2 штуки в год? 10? Поезд мы тоже сделать можем, только ездить он будет между Рублевкой и Садовым кольцом. А он такой нужен?
        Сделать бы ее частной, вывести на прибыль и появятся деньги на развитие ЖД.

        Она и сейчас ведет себя как частная. Наемники на входе в вокзалы — ЧОП, вагоноремонтные депо частные, ценообразование не поддается ни какой логике (кроме желания обобрать тех, у кого не хватило денег авиабилет или собственное авто)…
        Хорошо, если Вы живете в МСК и ездить Вам не дальше Ярославля. Но если Вы живете в каком-нибудь Котласе или Сыктывкаре (а это на секундочку даже не Сибирь), то у Вас уже сейчас всего один поезд до МСК. Что будет, если этот частник разорится или сочтет направление не выгодным?
        А я скажу «что»: тоже, что и с малой авиацией в 90-х в очень большом количестве регионов. Не будет ни какой ЖД в этих регионах. Слишком дорого.

        Но конечно, если Вы такой крутой рыночник, то можете построить свою ЖД «с матрешками и шахматами» и составить конкуренцию «не эффективной» РЖД. Только что-то мне подсказывает, что без халявно доставшегося задела, созданного в СССР, ни одна частная ЖД на сколько-нибудь дальних расстояниях вообще никогда не окупится.


        1. warranty_voider
          11.04.2019 14:27

          >Интересно, и что в КНР есть такого, чего нет в РФ?
          расстрел за коррупцию?


          1. hokum13
            11.04.2019 15:29

            расстрел за коррупцию?

            Ну кстати возможно, но я не это имел ввиду. Расстрелы не могут сделать мир лучше (только не дать сделать его хуже). Я как бы намекал на альтернативу бизнесу, которая позволила КНР стать крупнейшим оператором скоростных поездов.


          1. mammuthus
            11.04.2019 17:37
            +7

            >расстрел за коррупцию?

            И что, поэтому КНР самая некоррумпированная страна мира? Да нет, где-то в середине списка по индексу восприятия коррупции, рядом с Индонезией, Монголией и Кувейтом. А в лидерах те страны, в которых расстрелы и в страшном сне не приснятся: Швейцария, Новая Зеландия, Скандинавия.
            Вопрос никак не в наличии или отсутствии расстрелов, а в культуре бытия и неотвратимости ответственности за совершенные преступления.


          1. Yeah
            12.04.2019 02:19
            +1

            Если есть расстрел за коррупцию, значит есть и коррупция ;)


          1. HenryPootle
            12.04.2019 09:07

            Только для неудачников.


        1. darthslider
          12.04.2019 10:07

          у кого не хватило денег авиабилет

          Я тут глянул плацкарт в Омск летом из Москвы — 5.5к в одну сторону + еда и 80 часов дороги на туда-обратно. Самолёт около 14к.
          С такими ценами на поезда вообще не понимаю, кто НЕ летает.

          Хотя ночные поезда (та же МСК-Питер) действительно очень удобны.


          1. Cast_iron
            12.04.2019 18:23

            А теперь посчитайте проезд туда обратно на семью в 3-4 человека и долю этой стоимости от средней зарплаты москвича и омича.


      1. Hardcoin
        11.04.2019 12:53

        Сделать бы ее частной,

        В Китае все поезда и дорога частные? Если нет, то где логика?


      1. DaneSoul
        11.04.2019 13:18
        +3

        Ракеты и истребители делаем, а по поездам отстали лет на 50.
        При огромной площади России и невысокой плотности населения (за исключением пары регионов) инвестиции в такие супер-поезда никогда не окупятся, тут мы принципиально отличаемся от Китая.
        ИМХО, учитывая наши географические и популяционные особенности, нам логичней делать упор на авиа-транспорт, как это сделано в США, где на поездах ездят намного реже, чем на самолетах.


        1. hokum13
          11.04.2019 14:24

          инвестиции в такие супер-поезда никогда не окупятся

          В КНР скоростные поезда тоже рассматривают как имиджевые, с их объемами логичнее было бы построить 10 обычных ЖД (с низкой скоростью, но большей пропускной способностью). ЖД вообще инвистиции с вековой окупаемостью.
          логичней делать упор на авиа-транспорт

          Вопрос в цене. Да, возить людей по ЖД на большие расстояния — долго. Но ЖД сильно дешевле (если мы говорим о себестоимости) чем авиа. В моем родном регионе было 5 гражданских аэропортов, сейчас 2 из них реально используется как пассажирский порт — 1. Людям просто не по карману оплатить билеты.
          А еще ЖД позволяет возить грузы. Очень большие грузы. Такие, которые на самолете возить просто не рентабельно. Что позволяет существовать тем самым регионам, в которых поезда раз в двое суток.


          1. DaneSoul
            11.04.2019 14:35

            Но ЖД сильно дешевле (если мы говорим о себестоимости) чем авиа.
            Смотря какая ж/д, если скоростная как в Китае, то поддержание инфраструктуры будет дико дорогое, особенно на наших расстояниях и с нашим суровым климатом.
            Авиа транспорт хорош тем, что инфраструктура создается точечно, в аэропортах, а ж/д требует постоянного обслуживания на всем протяжении маршрута, который может проходить через очень сложные участки.
            А еще ЖД позволяет возить грузы. Очень большие грузы. Такие, которые на самолете возить просто не рентабельно. Что позволяет существовать тем самым регионам, в которых поезда раз в двое суток.
            Для грузов нет нужны в супер-скоростных поездах с астрономической стоимостью поддержания инфраструктуры, вполне рабочий вариант та ж\д сеть, что у нас уже давно построена и работает.


            1. hokum13
              11.04.2019 17:07
              +2

              Смотря какая ж/д

              IvanhoeLab говорил о приватизации. А если говорить о приватизации в РФ, то ни о каких скоростных дорогах мечтать не приходится (ну пожалуй только если о «сапсанах», но их почти и нет).
              инфраструктура создается точечно,

              Беда в том, что люди живут не точечно. Поезд до того же Сыктывкара делает 2 десятка остановок. И вблизи всех этих остановок живут люди. Везде построим по аэропорту?
              у нас уже давно построена и работает.

              Для большинства людей она же пригодна и для перемещения своих бренных тел, особенно когда стоимость важнее комфорта и/или скорости.


              1. Gryphon88
                11.04.2019 17:24
                +2

                Приватизация ж/д — это неочевидная вещь не только в России:
                1. Посмотрите карту ж/д до революции — небольшое количество не сообщающихся веток;
                2. Карта ж/д США тоже не радует, дорог банально мало.


                1. tyomitch
                  11.04.2019 17:33
                  +2

                  Интересный промежуточный вариант в Британии: национализированная рельсовая сеть, и на ней частные перевозчики с частными поездами — аналогично автодорожной сети и автобусным перевозкам в России.


                  1. Gryphon88
                    11.04.2019 17:52
                    +1

                    Для местных интересный, а вот мне было непривычно выбирать не только время, но и компанию. Насколько я могу верить своему скудному опыту, там как с маршрутками в РФ: может быть и новый мерседес, а может — кашляющий пазик. По практически одинаковой цене.


                  1. hokum13
                    11.04.2019 18:08
                    +3

                    Интересный промежуточный вариант в Британии

                    Ну т.е. классическая схема: «приватизация прибыли — национализация убытков».
                    Он интересен только владельцу паравоза. Мне, как налогоплательщику и потребителю эта форма в конечном счете обойдется дороже монополии.
                    Посмотрите карту ж/д до революции

                    Вот в случае приватизации к этому и вернемся. Скрепысъ…


                    1. DMGarikk
                      11.04.2019 18:16
                      +1

                      на ЖД сложно по другому. Коммерческий оператор линий будет коммерчески заинтересован в выборе перевозчиков которых захочет пускать в свою сеть в итоге все «ненужные» и «неинтересные» направления отомрут. также нарушится связность сети поскольку операторы будут незаинтересованы в их объединении. тут хороший пример — метро ньюйорка у которого некоторые линии не совместимы друг с другом технически, как раз по этой причине. (сейчас вроде у них один владелец)


                      1. tyomitch
                        11.04.2019 18:32
                        +1

                        В окрестностях Лондона похожая история: часть линий электрифицирована третьим рельсом, часть — подвесным проводом, потому что исторически каждая ж/д компания делала по-своему. В итоге у современных поездов один токоприёмник сверху и один снизу =)


                      1. hokum13
                        11.04.2019 20:22

                        И это в компактном БЯ или ВБ. В нашей географически-распределенной стране это будет означать полную изоляцию городов или даже регионов, которые хоть чуть чуть дальше от центра, чем месторождения газа.

                        Ну и собственно я не против строительства частных ЖД, за полностью частные деньги. Я против грабительской приватизации наподобие частных дорог.


                        1. Gryphon88
                          11.04.2019 20:42

                          я не против строительства частных ЖД, за полностью частные деньги
                          Это не запрещено, при условии покупки земли под колеёй, но так не делают.


                1. khim
                  12.04.2019 00:16

                  2. Карта ж/д США тоже не радует, дорог банально мало.
                  При этом, что характерно — их вдвое больше, чем в Китае (Китай должен обогнать только к 2050му году по самым бравурным планам).

                  Просто как раз там — наглядная демонстрация того, что частная железная дорога склонна разваливаться на части и превращаться в набор огрызков.


                1. Gourry_aka_pm
                  12.04.2019 07:06

                  1. Лол что? МПС СССР в плане ввода новых объектов не так уж много делало в сравнении с бурным строительством начала века, шла интенсивная модернизация того что было до революции построено. Там с количеством двухпутных веток, сигнализацией и электрификацией (что логично с учетом технического уровня) вопросы были, плюс засады со связностью не через Москву (с последним СССР тоже нихрена не сделало, если не ухудшило).


        1. tyomitch
          11.04.2019 15:16

          Если смотреть в будущее лет на 100 вперёд, то у авиации будут большие проблемы, потому что с ископаемых углеводородов на другие виды энергии её не перевести. Железные же дороги поддаются электрификации.


          1. DaneSoul
            11.04.2019 16:28
            +4

            1) По тем цифрам что быстро попались в гугле, на авиацию приходится всего около 10% потребления нефтепродуктов, то есть в других сферах переведя на электричество можно еще летать очень и очень долго.
            2) Ископаемых углеводородов в запасе довольно много, просто повышается сложность и стоимость добычи, что опять таки, с развитием технологий может стать меньшей проблемой
            3) Вроде были экспериментальные разработки самолетов на сжиженом водороде, который получать при наличии дешевого электричества не проблема из воды.


            1. dimm_ddr
              12.04.2019 09:16

              Если углеводороды останутся нужны только авиации, то, очевидно, что спрос на них упадет. Упадет спрос, упадут объемы добычи. Упадет предложение — поднимутся цены. Где-то оно может и стабилизируется, но где и сколько билет на самолет будет стоить в таком случае — большой вопрос.


              1. maxshopen
                14.04.2019 17:29

                Кто вам сказал что углеводороды будут нужны только авиации? Вот с чего вдруг? Речь может идти только о том, что при неизбежном снижении добычи УВ вместе с постоянно растущим спросом на них — авиация в наиболее уязвимом положении, т.к. пока не чем заменить керосин


                1. khim
                  14.04.2019 18:52

                  На самом деле она уже сейчас де-факто субсидируется, так как с авиатоплива акцизы не берутся.

                  Дальше будет только хуже.


          1. BigBeaver
            11.04.2019 21:00
            +2

            Можно синтезировать, если сильно припрет. Просто будет слегка дороже, подумаешь.


            1. Gryphon88
              11.04.2019 21:08
              +1

              Там такое неслабое слегка, особенно для высокооктанового керосина. Дешевле движки перевести на метан, благо он биогенный не очень дорогой.


              1. BigBeaver
                12.04.2019 09:41

                Да хоть на этанол, это нюансы уже. Проблема же в плотности энергии в аккумуляторах, а не в конкретном веществе. Опять же, в перспекиве 100 лет цена синтеза может и поменяться. Сейчас это направление нерентабельно из-за конкуренции с ископаемым, а потому и не развивается.


    1. Hardcoin
      11.04.2019 12:47

      Выспался? Если поезд в семь, то встать надо в пять. Хорошо, если вы успеваете выспаться к пяти утра, но абсолютно не универсально — кому-то подходит, но совам — точно нет. Хотя, впрочем, о чем это я? Жаворонки же считают, что сов не существует.


      1. dragonnur
        11.04.2019 20:53

        Можно не спать до 7 )


      1. BigBeaver
        11.04.2019 21:01

        30 лет считал себя совой, но похоже, что их павда не существует.


        1. Hardcoin
          11.04.2019 21:19
          +1

          С возрастом многие начинают просыпаться раньше. Я полагаю, что это связано с изменением некоторых внутренних процессов, а не с осознанием несуществования сов. Может их можно переключить раньше, но я не знаю как.


          1. BigBeaver
            11.04.2019 22:12

            Ага, вот прямо неделю назад не просупался, а тут раз и начал. За ночь состарился, видимо.
            Ну и 31 маловато для старческой бессонницы.

            Может их можно переключить раньше, но я не знаю как.
            Ну в первую очередь надо всегда высыпаться.

            Важно добавить, что я не отрицаю существования выделенных периодов комфортного сна. Я, допустим, могу сейчас переключаться между не менее, чем двумя режимами: вечер (9-10) — раннее утро (5-7) и поздняя ночь — ланчтайм. Время перестройки — дня два. Ну и по временам года они плавают.

            Если не лечь в нужное окно, то сплю хуже и за 2-3 дня необходимая для комфортного самочувствия длина сна может вырасти до 10 часов или более. То есть, если бы я работал на работе с неоптимальным для меня графиком, то с очень большой вероятностью был бы совой и ругал бы весь мир.


            1. Hardcoin
              11.04.2019 22:17

              Я правильно понял, что вы считаете, что сов не существует, неделю? Только так можно понять ваше предложение про "неделю назад".


              Про окна для сна согласен. Я, если ложусь полчетвертого ночи, не почувствую работоспособность в принципе, во сколько бы ни встал (даже если в 4 вечера)


              1. BigBeaver
                11.04.2019 22:38

                Нет. Это образное выражение для иллюстрации скорости переключения. Ну то есть, в какой-то момент я просто решил «а не вставать ли мне в 5?» и где-то за неделю перестроился. При этом я никогда не использую будильник, если не надо куда-то утром ко времени (а обычно не надо). В армии и пол года после тоже рано вставал без особого дискомфорта, но не придавал этому значения. Потом быстро снова «осовился», когда с работы ушел.

                В принципе, я верю, что есть люди, у кого правда проблемы со сном, но их пренебрежимо мало. У остальных «сов», имхо, просто окна сна не совпадают с социальной жизнью. То есть, лечь в одно не успеваешь, а другое слишком поздно. Ну или типа того.


                1. Spaceoddity
                  12.04.2019 01:10
                  +2

                  У меня сейчас такой период жизни, что мне практически без разницы когда ложиться спать. Т.е. садясь вечером за компьютер — я не знаю даже примерно когда я лягу. Это может быть и полночь, и 6 утра, и полдень. Это я к определению совы. Если мне есть чем заняться за компьютером (ну в силу специфики Хабра) — то заниматься этим я буду именно ночью. И причины тут даже не физиологические. Ночью темно (не отвлекает «паразитная засветка») и тихо («акустическое загрязнение»). Ночью тебя в принципе никто не дёргает.


        1. ikle
          12.04.2019 08:52
          +2

          Полагаю, что у вас неправильное понимание, кто такие «совы» и «жаворонки». Это не те, кто ложатся/просыпаются поздно и рано, соответственно — это группы с разными биологическими сутками: длинными и короткими, соответственно.


          «Совам» мало 24 часов в сутки, «жаворонкам» — много. Вот именно поэтому первые запросто могут засидеться подольше, откладывая сон, а вторые лечь пораньше, потому что нет сил. При этом и те, и те могут вставать в одно и то же время вынужденно (как делает большинство в нашей европейской цивилизации).


          И, конечно, длина биологических суток величина непостоянная: меняется от состояния здоровья, перемены нагрузок, климата и возраста.


          P.S. Предупреждая тех, кто скажет, что нужно просто больше работать (точнее, уставать): это так не работает. При повышении нагрузки биологические сутки уменьшатся, но ненадолго — со временем произойдёт привыкание и всё вернётся к прежним значениям.


          1. BigBeaver
            12.04.2019 09:45

            По-моему, ваше определение не совпадает с каноническим. Ну то есть, я считаю, что это наоборот вы путаете совиность и DSPD


  1. Grenvud
    11.04.2019 11:42

    И ещё одно важное отличие — шумоизоляция. Вот купе, которое подойдет для влюблённой пары. Можно отодвинуть столик…И превратить диван в огромную кровать. Так что если у вас романтическое путешествие, шумоизоляцию вы точно оцените.
    Главное, чтобы купейный замок не подкачал. А то принесут чай невовремя, а пассажиры… «Гудок» читают :)


    1. tyomitch
      11.04.2019 13:15

      > Так что если у вас романтическое путешествие, шумоизоляцию вы точно оцените.

      Скорее, «если у пассажиров в соседнем купе романтическое путешествие, шумоизоляцию вы точно оцените.»
      Целевая аудитория же, как написано в самом начале — бизнесмены, которым утром прямо с поезда на работу?


      1. dimm_ddr
        11.04.2019 16:01

        У бизнесменов тоже могут быть романтические приключения. И я думаю что в их случае шумоизоляция даже важнее будет.


      1. braineater
        11.04.2019 18:55

        А по дороге они клепают наследников.


  1. balexa
    11.04.2019 13:08

    Как человек, регулярно ездящий в Москву по личным делам, могу смело заявить, что Гранд Экспресс это пожалуй самый ужасный поезд из всех ночных. Просто дикое сочетание понтов, цен и откровенно не самого лучшего качества. Та же Смена-А.Бетанкур почти в два раза дешевле и получше по внутреннему оснащению вагонов.
    Красная стрела стоит примерно так же, и просто на порядок лучше чем ГЭ.


    1. maximkorsakov Автор
      11.04.2019 13:25

      По совокупности отзывов пассажиров с погашенными билетами ГЭ на 5 месте, Смена-А.Бетанкур на 29 месте, Красная стрела на 11 месте. Это три похожих по комфорту поезда для трёх разных аудиторий. Скорее всего, вам важно в составе другое.


      1. balexa
        11.04.2019 15:32

        КС и ГЭ примерно одинаковы по ценнику. Только в КС новые вагоны, а не отремонтированные советские. В целом, КС создает ощущение гостиницы, уютной. Там новые вагоны, там качественная отделка.
        ГЭ — ну, как будто в хрущевке прямо на старые обои в бабушатнике наложили дешевые панели из пластика, чтобы выглядело как «евроремонт». Это субьективное ощущение такое.
        Возможно у вас специфичные клиенты, я не знаю. Ну или отзывы непонятно как отбирались по совокупности.

        По возможности я стараюсь ездить на стреле, или на бетанкуре, если мне надо пораньше в город.

        Смена — да, там более молодежный контингент. Но там вагоны ничуть не хуже по техническому оснащению, я это имел в виду. И вообще, в 2019 году странно слышать про розетки в вагоне и регулятор температуры в купе как про что-то крутое. В начале 2000х это было круто, да. Сейчас уже это норма даже для совершенно нелюксовых вагонов.


        1. DMGarikk
          11.04.2019 16:15

          а не отремонтированные советские.

          ну справедливости ради, в ГЭ отнюдь не советские вагоны. они, когда поезд запустили, были совершенно новыми


      1. DmitriyTitov
        11.04.2019 21:19
        +1

        А где можно ознакомиться с всем списком оценок поездов, не подскажете?


        1. maximkorsakov Автор
          15.04.2019 12:42

          У нас нет отдельной страницы для сравнения поездов по рейтингам. Они всегда указаны в списке поездов для определенного направления, когда вы покупаете билет. Чтобы сравнивать рейтинг поездов по разным направлениям нужна немного другая методология расчета, чтобы был честный результат. Такие сравнения мы регулярно готовим и передаем в сми. Например www.kp.ru/daily/26726.5/3752835


    1. GRaAL
      11.04.2019 13:42

      Смена-А.Бетанкур


      не знаю что со мной, но я прочитал «Сметана.Байконур» и долго тёр глаза.


      1. Squoworode
        13.04.2019 21:45

        11 апреля 2019 в 13:42
        Сметана.Байконур
        Что ж тут удивительного? В предпраздничный обед перед Днём космонавтики самое время видеть сметану и Байконур.


    1. yoshka
      11.04.2019 13:42

      А чем разница ГЭ с Экспрессом и Стрелой? Наполнение плюс-минус одинаковое (завтрак, тапочки, зубная паста), время отправления и время в пути тоже схожее. Смена приходит очень рано, если едешь по работе. Надо пару часов еще где-то дремать.


      1. rum
        12.04.2019 10:28

        в Гранде чай-кофе бесплатные и, на мой взгляд, более удачные туалеты. В остальном то же самое


  1. olepav
    11.04.2019 13:17

    Романтику убили, неумелый лоск навели. Ну не знаю, меня не впечатлило :(
    Уж розетки-то можно было ровно повесить?


  1. Vegatron
    11.04.2019 13:34
    +1

    Открывая пост, рассчитывал увидеть нечто типо «восточного экспресса». Первые сомнения появились уже на втором скриншоте ( типовые вагоны ), ну, думаю, наверное дело в том, что другие просто нельзя. Докрутил до 4 скриншота, и всё встало на свои места.
    Это «люкс» и «для туристов премиум класса»? Вспоминается история, как немец приехал в прямо вот только что пост-советскую Словакию, и заселился в гостиницу «не как в совке». То, что он описывал, примерно попадает под реновацию этого поезда :)

    По-моему «золотой орёл» и «императорская россия» как минимум не хуже.


    1. DMGarikk
      11.04.2019 15:13

      Zarengold у нас (в том депо где я работал) тоже бывал… при мне он назывался «Русь», вагоны и общая концепция оставили более приятное впечатление хотя и были сильно подновленными «мягкими егоровцами» из позапрошлой жизни… (сейчас смотрю вагоны уже новые, но стилистику перенесли)
      ==
      а тут скорее поезд в «современном стиле»… но проблема в том что обычный современный СВ какогонить 17 года выпуска выглядит сильно современнее вагона 2006 года пусть и с тюнингом


    1. kromm
      11.04.2019 15:21

      Вот тоже после прочтения вступления пришли в голову поезда, возящие туристов по транссибу. Они разве не частные? Там явно вагоны лучше, чем этот колхоз.


      1. Vegatron
        11.04.2019 16:26

        По-моему РЖД-шные. Впрочем с точки зрения «туриста премиум-класса» не все ли равно частное боХатсво или РЖДшное.


  1. andrey_aksamentov
    11.04.2019 14:53

    Если батареи используются только для освещения,
    Возможно разумнее будет использовать аккумуляторы 18650
    и сеть 12 вольт со светодиодами.
    Возможно еще стандартные USB розетки для зарядки устройств.


    1. DMGarikk
      11.04.2019 15:14

      бортовая сеть вагона 110 вольт, это стандарт на ЖД


      1. andrey_aksamentov
        11.04.2019 15:18

        Имеется ввиду сеть освещения.


        1. DMGarikk
          11.04.2019 16:19

          сеть освещения в вагоне на 110 вольт, оно для всего используется кроме высоковольтного отопления и розеток для бритв(зарядок)


          1. andrey_aksamentov
            12.04.2019 05:02

            Никто не забирает ваши 110 вольт.
            Я пишу: Возможно разумнее будет использовать ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ ОТДЕЛЬНУЮ сеть на 12 вольт на светодиодах.


            1. DMGarikk
              12.04.2019 10:42
              +1

              в чем разумнее то? напряжение 110в не просто так там, понижение напряжение влечет за собой увеличение толщины проводов и рост токов, плюс у 12 вольт, учитывая длинну вагона, будут сильные потери в проводах… и с «некотловой/нерабочей» стороны вагона в сети будет уже не 12 вольт а меньше

              смысла нет городить еще одну сеть освещения… славабогу избавились от отдельной сети овсещения 220в 425гц в начале 2000х… а вы предлагаете опять отдельную вернуть ;)


              1. andrey_aksamentov
                12.04.2019 15:59

                Ок, если выгоднее использовать 10 батарей по 12 вольт.
                Тогда сеть освещения 12 вольт не имеет смысла.


                1. DMGarikk
                  12.04.2019 16:26
                  +1

                  если на то пошло то в упомянутой в статье батарее 56 банок по 2 вольта, и общее итоговое напряжении батареи целиком 110в

                  p.s. почему вам цифра 12в нравиться? уже на автобусах и грузовиках напряжение 24в и выше (кстати по тойже причине, почему на ЖД 56/110 вольт)


  1. FRAGIL3
    11.04.2019 15:18

    Я так понял, в экономе сыч-варианта с двумя пассажирами в купе нет?


  1. Romario21
    11.04.2019 16:16

    Прикольно берем обычный вагон… вешаем телек из ашана, + мелочевка из fixprice.
    И получаем колхоз, но за дорого


    1. MTyrz
      11.04.2019 17:38
      +6

      Ну девяностые же, как они есть. Рисуем приставку «бизнес-», наводим позолоту и ставим до Питера цену, как до Мурманска. В России же до навигационного знака богатых людей, они все просто каждую ночь во сне видят покупку смартфона кавиар и билета на гранд-экспресс.
      Тридцать лет прошло, а подходы все те же.

      Может, я и зря злопыхательствую, но идея «сейчас мы сделаем люкс и огребем денег лопатой на ровном месте» как-то подзадолбала.


    1. tvr
      11.04.2019 18:13
      +2

      вешаем телек из ашана, + мелочевка из fixprice.

      ЖалюзЯ забыли, жалюзЯ!
      Без жалюзёв дорого-бохато не получится!


      1. DMGarikk
        11.04.2019 18:20
        +1

        кстати, если вы увидели на ЖД вагон с жалюзями на окнах — это гарантированно вагон-салон или подобный люкс… или транспорт РЖД-шишки

        походу циркон везде их ставил (и ставит) на такие вагоны


    1. Gourry_aka_pm
      12.04.2019 07:11

      Еще «Невский экспресс» можно вспомнить, который тоже мегакрутой был, но после крушения оказалось, что салон был переделан на уровне гаражной конверсии б/у спринтера в маршрутку, с пофигизмом на безопасность и качество материалов.


  1. paranoya_prod
    11.04.2019 16:52
    +3

    Такое ощущение, что взяли советские правительственные вагоны и воткнули туда современную технику — от такого количества красного цвета у меня голова разболелась на четвёртой фотографии.


    1. Lookmorum
      12.04.2019 01:15
      +1

      это обычные старые типовые вагоны с ручным «люксоремонтом», никакие не правительственные.


  1. vlad49
    11.04.2019 17:12
    +3

    Такой поезд имеет смысл на более длинных маршрутах. Пока воспользуешься всеми изысками, на сон останется не больше 5-6 часов — явно мало чтобы полноценно выспаться. Поэтому для маршрута Москва-Питер достаточно просто хорошего купе.


    1. braineater
      11.04.2019 19:03
      +2

      По субъективным ощущениям ночному Москва-Питер вообще достаточно верхней боковой в плацкарте. Зашел в поезд и сразу спать. Проснулся уже в СпБ. Вот на суточных и длинее маршрутах уже хочется чего-то больше.


  1. da-nie
    11.04.2019 18:35

    Вот в этом поезде я тапочки-то и забыл, когда в Москву в командировку поехал. :) Только было это почти 10 лет назад.


    1. braineater
      11.04.2019 19:03
      +2

      Ваши с красным или зеленым смайликом?


      1. da-nie
        11.04.2019 19:08

        Не, мои чёрные были, пластиковые. :) Без смайликов.


  1. MINYSMOAL
    11.04.2019 19:32
    +1

    Спасибо за обзор. Теперь точно знаю, что данный поезд для себя выбирать не стоит.


  1. Nexta
    12.04.2019 04:58

    такой бы состав на большие расстояния типа хабаровск мск ли владивосток-мск, или канувший в лету благовещенск -мск и посмотреть как он выдержит 6-7 суток в пути :-))


  1. Artemis86
    12.04.2019 06:24

    Когда же в России самые обычные вещи типа плёнки на сиденье унитаза перестанут преподносить как супур-пупер-мега-фичу и брать за это дополнительные немаленькие деньги?
    Про встроенный кондиционер и выключатели тут уже сказали. Смешно просто.
    P.S.
    выпускник ЖД-ВУЗа, ни дня на железке не работал, никогда даже не было такого желания.


    1. DMGarikk
      12.04.2019 10:54

      выпускник ЖД-ВУЗа, ни дня на железке не работал, никогда даже не было такого желания.

      А я вот пару лет поработал, и на самом деле это дает ответы на многие вопросы «почему так»

      Сделать «круто» гораздо сложнее и дороже чем кажется со стороны пассажира. тот же самый кондиционер, казалось бы… а это надо перестраивать техпроцесс ремонта вагонов во всех депо куда этот вагон может попасть, а это переобучение персонала изменение техпроцессов… РЖД потребовалось больше 10 лет чтобы начать в билетах указывать наличие кондиционера в вагоне и типа гарантировать что он работает, с момента в 2004 году, когда нам руководители задали вопрос «можно ли по номеру вагона определить есть ли в нем кондей?» когда «внезапно для них» оказалось что определить нельзя и вообще наличие кондея не гарантирует его работоспособность несмотря на регламенты допуска вагона в рейс


      1. rPman
        12.04.2019 11:24

        Это говорит только о том что организовывать дело не научились! Само собой напичкать по максимуму железную коробку 'всеми удобствами' из каталога большого ума не надо, необходима поддержка всего этого дела, но для этого надо действительно работать.


      1. Artemis86
        13.04.2019 04:33

        Неправда. Это не сложнее и дороже. Просто для этого надо иметь мозги. Ну зачем тулить в каждое купе сплиттер? Это же дикость. Для вагона надо делать централизованное кондиционирование. Мне это кажется очевидным. Я не прав?? ОДИН кондиционер и патрубок по всему вагону. Разумеется с заслонками, если кому-то холодно. А что мы видим здесь? ТУПО ЗАМАСТЫРИЛИ сплиттер. Рукожопы-менагеры.


        1. DMGarikk
          13.04.2019 11:35

          Сейчас и есть во всех вагонах центральный кондей, только он не регулируется в купе.
          И мне всетаки кажется тут не сплит блок (хотя и похож), а именно заслонка в общий воздуховод.

          в этом вагоне нет отдельного внешнего блока для кондеев купе (если бы там был сплит) во всяком случае я их не видел, а стандартный общий кондей этого вагона не подразумевает подключения к нему выносных блоков

          p.s. могу ошибаться, в этот вагон не смог попасть когда работал в депо (но снаружи он полностью типовой), а потом когда такие штуки стали более массово встречаться, я уже ушел с ЖД


          1. ipswitch
            13.04.2019 15:09

            возможно система чиллер+фанкойлы. фанкойл внешне часто похож на внутренний блок сплита.


  1. dklm
    12.04.2019 08:34

    Оборудование радиокупе просто ужасно как интерьерно так и технически…
    Я не удивлюсь если туда напихали обычны жесткие диски…


    1. DMGarikk
      12.04.2019 10:47

      это в комплект вагона не входило, это все чистая самодеятельность
      ==
      и да, там обычные компы и жесткие диски ;)


  1. Al_Azif
    12.04.2019 09:07

    Если честно: я может быть как-то неправильно понимаю жизнь, но так должен выглядеть _обычный_ поезд. В смысле любой поезд. Вообще.
    Особенно в почти 2020 году.


    1. dimm_ddr
      12.04.2019 09:21

      Обычный поезд, по моему мнению, в 2020 году должен выглядеть лучше. Ему совершенно необязательно вот этот весь пафос и закос под богатство. Чисто, аккуратно, удобно — вот что должно быть. Хороший пример — финские и шведские поезда например. Тут в комментариях даже была ссылка на видео с финским купе.


  1. leotsarev
    12.04.2019 09:31

    Пару раз ездил на Гранд Экспрессе. За один телевизор в общем купе его можно проклясть.
    Не знаю там про всякие люксы, но обычное купе сильно хуже и красной стрелы, и 3/4 Экспресса.


    1. Gamliel_Fishkin
      14.04.2019 05:09

      За один телевизор в общем купе его можно проклясть.
      Соседи всю дорогу смотрели телевизор, мешая спать и навевая мысли о песне Земфиры?


  1. math_coder
    12.04.2019 10:05

    Бред какой-то. Зачем и кому это нужно, если есть Сапсан?


    1. Aquahawk
      12.04.2019 10:22

      Не знаю про гранд экспресс, но обычным поездом я теряю меньше времени в итоге, т.к. ночь спокойно сплю на нормальной полке. А сапсане ездил и до Нижнего Новгорода(пока они туда ходили) и до Питера. Так вот 4м часам сидя я предпочту 8 часов лёжа. После плацкарта я работоспособен, после сапсана — не очень. В этом плане у меня вообще обычно выбор между самолётом и плацкартом.


      1. math_coder
        12.04.2019 16:05
        +1

        Там кресло откидывается и дают плед и тапочки. А как можно спать на упомянутой «нормальной полке» я не понимаю в принципе. Там можно только делать вид, что спишь.


        1. khim
          12.04.2019 18:55

          Ну вот в этом и разница между вами: если вы не можете спать на полке — то сам Сапсан кажется спасением, если можете (а у меня, скажем, проблем нет, спится «под стук колёс» даже лучше, чем дома), то — «нафиг он кому нужен, этот Сапсан»…

          Примите как данность, что люди разные — и вы начнёте лучше понимать этот мир…


  1. bayarsaikhan
    12.04.2019 11:05

    По крайней мере лично для меня Сапсан оказался на порядок удобнее самолета для поездок из Москвы в Питер.