В 20-м веке жизнь и работа людей шли по плану. На работе (упрощая — можно представить завод) у людей имелся четкий план на неделю, на месяц, на год вперед. Упрощая: тебе надо выпилить 20 деталей. Никто не придет и не скажет, что деталей теперь надо выпилить 37, а кроме того, написать статью с размышлениями о том, почему форма этих деталей именно такая — и желательно вчера.

В обыденной жизнь людей было примерно так же: форс-мажор был реальным форс-мажором. Нет сотовых телефонов, тебе не может позвонить друг и попросить «срочно приехать помочь решить проблему», ты живешь на одном месте практически всю жизнь («переезд как пожар»), а помочь родителям вообще думал «приехать в декабре на неделю».

В этих условиях сформировался культурный код, где ты чувствуешь себя удовлетворенным, если выполнил все задачи. И это было реально. Невыполнение всех задач — отклонение от нормы.
Сейчас все иначе. Орудием труда стал интеллект, и в рабочих процессах необходимо его использовать в разных ипостасях. Современный менеджер (особенно топ-менеджер) проходит через десятки задач разного типа в течение дня. А главное — управлять количеством «входящих сообщений» человек не может. Новые задачи могут отменить старые, изменить их приоритет, изменить саму постановку старых задач. В этих условиях сформировать заранее план и потом его выполнять поэтапно практически невозможно. Ты не можешь на прилетевшую задачу «у нас срочный запрос от налоговой, надо ответить сегодня, иначе штраф» сказать «запланирую на следующую неделю».

Как с этим жить — чтобы оставалось время на жизнь вне работы? И можно ли применить какие-то рабочие алгоритмы менеджмента в повседневной, бытовой жизни? 3 месяца назад я кардинальным образом поменял всю систему постановки задач и контроля за ними. Хочу рассказать, как я к этому пришёл и что в итоге получилось. Пьеса будет в 2 частях: в первой — немножко про, если так можно выразиться, идеологию. А вторая — целиком про практику.

Как мне кажется, проблема для нас заключается не в том, что задач стало сильно больше. Проблема в том, что наш социально-культурный код до сих пор настроен на выполнение «всех задач, запланированных на сегодня». Мы переживаем, когда планы ломаются, переживаем, когда мы не выполняем все, что было запланировано. При этом в школы и университеты до сих пор функционируют в рамках прежнего кода: есть заданный набор уроков, есть четко запланированные домашние задачи, и у ребенка формируется в голове модель, которая предполагает, что жизнь и дальше будет такой. Если представить себе жесткую версию, то в жизни, на самом деле, у тебя на уроке английского начинают говорить про географию, второй урок вместо сорока минут занимает полтора часа, третий урок отменяется, а на четвертом посреди урока тебе звонит мама и срочно просит купить и принести домой продукты.
Этот социально-культурный код заставляет человека надеяться, что можно поменять входящий поток — и именно таким образом наладить свою жизнь, а жизнь, описанная выше — ненормальна, ведь в ней нет четкого плана.

Это и есть основная проблема. Нужно осознать и принять, что мы не можем управлять количеством входящих сообщений, мы можем управлять только тем, как мы к этому относимся и как мы, собственно, обрабатываем входящие сообщения.

Не стоит переживать по поводу того, что прилетают все новые и новые запросы на изменения планов: мы больше не работаем на станках (за редким исключением), письма не ходят по месяцу (да, я оптимист), а стационарный телефон стал анахронизмом. Стало быть, нужно менять процесс обработки сообщений, а текущую жизнь принять такой, какая она есть, и осознать, что прежний социально-культурный код не работает.

Что же мы можем сделать, чтобы стало легче? Очень сложно «сделать хороший сайт», но с четким техническим заданием (или хотя бы просто с более четким описанием поставленной задачи) добиться правильного результата (да и вообще, добиться хоть какого-то результата) становится сильно проще.

Лучший пример свой, поэтому попробую декомпозировать свои желания. Мне однозначно понятно, что не так происходит с обработкой жизненных и рабочих планов: сейчас «плохо», а я хочу, чтобы стало «хорошо».

Что такое «плохо» и «хорошо» на «высоком» уровне декомпозиции?


Плохо: я ощущаю беспокойство из-за неуверенности, что смогу сделать все, что пообещал сделать другим людям или себе, расстраиваюсь из-за того, что никак не могу добраться до дел, которые давно запланировал, ведь их приходится откладывать либо из-за горящих задач, либо к ним слишком сложно подступиться; не могу заниматься всем, что интересно, так как большую часть времени отнимают работа и быт, плохо из-за того, что не могу уделять время семье и отдыху. Отдельный пункт: я не нахожусь в режиме постоянного переключения контекста, от чего, во многом, происходит все перечисленное выше.

Хорошо: я не ощущаю беспокойства, потому что знаю, чем я буду занят в ближайшее время, отсутствие этой тревоги позволяет более качественно проводить свободное время, я не ощущаю регулярное чувство усталости (слово “постоянное” для меня не подходит, оно именно регулярное), мне не приходится дергаться и переключаться на любые входящие коммуникации.

В целом, многое, что я описал выше можно описать простой фразой: «снижение неопределенности и неизвестности».

Таким образом, техническим заданием становится что-то в духе:

  • Модификация процесса обработки входящих задач — так, чтобы контекст переключался.
  • Работа с системой постановки задач — так, чтобы хотя бы текущие дела и идеи не забывались и когда-нибудь были обработаны.
  • Урегулирование предсказуемости завтрашнего дня.


Прежде, чем что-то менять, я должен понять, что я могу изменить, а что нет.



Сложная и огромная задача состоит в том, чтобы понять и признать то, что сам входящий поток я изменить не могу, и этот поток — часть моей жизни, в которой я оказался по доброй воле; плюсы такой жизни перевешивают минусы.

Возможно, вам, на первом уровне решения проблемы, стоит задуматься: а хотите ли вы вообще того места в жизни, в котором оказались, или хотите чего-то другого? И если вам кажется, что хочется чего-то другого, то, возможно, параллельно стоит проработать именно это с психологом/психоаналитиком/психотерапевтом/гуру/называйте их любыми именами — вопрос этот настолько глубокий и серьезный, что заходить сюда я не буду.

Итак, я нахожусь там, где я нахожусь, мне нравится, у меня компания в 100 человек (я всегда хотел заниматься бизнесом), я занимаюсь интересной работой (это взаимодействие с людьми, в том числе для достижения рабочих целей — а мне всегда была интересна «социальная инженерия» и технологии), бизнес построен на «решении проблем» (а мне всегда нравилось быть «фиксером»), мне хорошо дома. Мне тут нравится, за исключением «побочек», перечисленных в части «плохо».

В условиях того, что такая жизнь мне нравится, я не могу изменить (за исключением делегирования задач, о чем ниже) входящий поток, но могу изменить его обработку.
Каким образом? Я сторонник концепции, что идти надо от меньшего к большему — сначала решить самые наболевшие, при этом решаемые простыми изменениями проблемы, и шагать к бОльшим изменениям.

Все изменения, которые я сделал, можно свести к трем направлениям; перечислю их от простых (для меня) изменений к сложным:

1. Обработка и сохранение задач.

Я никогда нормально не мог (да и сейчас не могу) вести бумажные ежедневники, записать и сформулировать задачу — очень сложное для меня дело, а регулярно сидеть в каком-то таск трекере — так совсем тяжело.

Я это принял, и моей основной концепцией было то, что дела, которые есть у меня в голове — самые важные.

Обработка задач у меня происходила в таком режиме:

  • задача, про которую помню — выполнить, как дойдут руки;
  • входящая задача — если делается быстро, выполнить сразу как получил, если делается долго — пообещать, что сделаю;
  • задачи, про которые забыл — сделать только тогда, когда про них напомнили.

С этим более-менее нормально жилось какое-то количество времени, пока «задачи, про которые забыл» не превратились в проблему.

В проблему это превратилось в двух ипостасях:

  • Практически каждый день прилетали забытые задачи, которые нужно было сделать край сегодня (хардкор, который добил — смска от приставов о списании денег со счетов за штраф ГИБДД перед вылетом в Штаты и срочная необходимость разобраться, пустят ли меня вылетать вообще).
  • Огромное количество людей считает некорректным переспрашивать про просьбу и оставляет это в себе. Люди обижаются на то, что ты что-то забыл, если это личная просьба, а если это рабочая просьба — она в итоге превращается в пожар, который надо сделать сегодня (см. пункт первый).

С этим надо было что-то делать.

Как мы мне ни было непривычно, я стал записывать все дела. Вообще все. Мне повезло додуматься самому, но в целом, вся идея очень перекликается с концепцией GTD.

Первым этапом стала просто выгрузка всех дел из головы в наипростейшую для меня систему. Ей оказалось Trello: интерфейс очень быстрый, процедура создания задачи минимальна по времени, есть простая аппа на телефон (я далее перешел на Todoist, но об этом во второй, технической части).

Cлава богу, я 10 лет так или иначе занимаюсь менеджментом в айти и понимаю, что «создать приложение» — таск обреченный, так же как «сходить к врачу». Поэтому я стал разбивать задачи на декомпозированные задачи в виде действий.

Я четко понимаю, что я человек, очень зависимый от положительного фидбека, который в виде фидбека «смотри сколько ты сегодня сделал» я и сам могу себе дать (если вижу). Поэтому задача «сходить к врачу» превращается в задачи «выбрать, к какому врачу сходить», «выбрать время, когда можно пойти к врачу», «позвонить и записаться на приём». При этом я не хочу себя напрягать: каждую из задач вполне можно сделать в один из дней недели и быть довольным, что какой-то этап в задаче ты уже прошел.

Ключевой пойнт: декомпозиция тасков и запись тасков в виде коротких действий.

Пока задача у тебя в голове, пока ты думаешь, что ее надо когда-то выполнить, ты не будешь спокоен.

Если она еще при этом и не записана, и ты ее забыл — ты будешь мучиться, когда вспомнишь о ней и вспомнишь, что забыл.

Это касается всех дел, включая бытовые: уехать на работу и по дороге вспомнить, что забыл выкинуть мусор, совсем не круто.

Эти переживания просто не нужны. Поэтому я стал записывать вообще все дела.

Цель состоит в том, чтобы, натренировав в себе выгрузку всех (абсолютно всех) дел в любой трекер, следующим этапом начать переставать думать о записанных делах в голове.
Когда ты понимаешь, что все, о чем ты думал сделать, записано и рано или поздно до этого дойдешь — лично для меня беспокойство уходит.

Ты перестаешь дергаться от того, что посреди дня вспоминаешь, что хотел поменять лампочки в коридоре, поговорить с работником или написать документ (и срочно кидаешься его писать).
Минимизируя количество забытых (в этом контексте — незаписанных) задач, я минимизирую беспокойство, которое возникает, когда я вспоминаю об этих самых забытых задачах.

Все не записать и не вспомнить, но если раньше таких задач было 100, то к определенному моменту их остается 10, и просто «инцидентов» беспокойства становится меньше.

Ключевой пойнт: записываем все, вообще все, даже если уверены, что запомним.
Все не запомнить: как бы глупо это ни звучало, я записываю все, вплоть до «выгулять собаку».

Что я решил таким образом? Снизилось беспокойство от того, что я постоянно боялся что-то забыть (перебирал в голове планы, задачи обещания, итп), и в целом пропало лишнее переключение в голове про “подумать, что я еще мог обещать”.

2. Снижение реактивности.

Мы не можем снизить входящий поток, но мы можем изменить способ того, как мы на него реагируем.

Я всегда был реактивным человеком и получал от этого кайф, сразу отвечал на просьбу человека что-то сделать по телефону, старался сразу выполнить поставленную в жизни или в быту задачу, в целом был максимально быстр, чувствовал кайф от этого. Это не проблема, но в проблему это превращается, когда подобная реакция превращается в инстинкт. Ты перестаешь отличать, где ты реально нужен прямо сейчас, а где люди вполне могут подождать.

Проблема в том, что от этого вырабатываются и негативные ощущения: во-первых, если я не успел что-то сделать или забыл о том, что обещал отреагировать, опять же сильно расстраивался, но это по отдельности было не критично. Критично это стало в тот момент, когда количество задач, на которые хотелось моментально инстинктивно отреагировать, стало больше, чем физических возможностей это сделать.

Я начал учиться не реагировать на дела сразу. Сначала это было просто чисто техническое решение: на любой входящий запрос «пожалуйста, сделай», «пожалуйста, помоги», «давай встретимся», «давай созвонимся», я стал вместо реакции и даже вместо анализа того, когда я это сделаю, первой задачей ставить просто обработать этот входящий запрос и запланировать, когда я его выполню. То есть первой в трекере становится не задача выполнить то, что попросили, а задача «завтра прочитать, что написал Ваня в телеграме, и понять, могу ли я это сделать и когда это сделаю, если могу». Самое сложное тут — бороться с инстинктами: огромное количество людей по умолчанию просит быстрой реакции, и ты, если привык жить в ритме такого реагирования, чувствуешь себя некомфортно, если не ответил человеку на просьбу сразу.

Но случилось чудо: оказывается 9 из 10 человек, которые просят что-то сделать «вчера», вполне могут подождать до «завтра», когда ты доберешься до их дела, если ты им просто сказал, что завтра до него доберешься. Это, вместе с записью дел и выполнением обещаний добраться, настолько облегчает жизнь, что тебе начинает казаться, что теперь ты живешь в структурированном плане (а возможно, это так и есть). Нужна, конечно, большая тренировка, но, на самом деле, в условиях, когда ты принял для себя такое правило, этому быстро можно научиться. И это в огромной степени решает проблемы переключения контекста и невыполнения поставленных планов. Все новые задачи я стараюсь поставить на завтра, все просьбы, на которые раньше реактивно реагировал, также ставлю на завтра, а уже «завтра» с утра разбираюсь, что с этим можно сделать и когда. Планы на «сегодня» становятся менее плавающими.

3. Расстановка приоритетов и фиксация внезапных дел.
Как я сказал вначале, я признал для себя, что поток задач каждого дня больше, чем я могу выполнить. Набор реактивных задач все-таки остается. Поэтому каждое утро я разбираюсь с поставленными на сегодня задачами: какие действительно пора сделать сегодня, какие можно перенести на завтрашнее утро, чтобы определиться, когда их стоит сделать, какие стоит делегировать, а какие можно вообще выкинуть. Но этим дело не ограничивается.

Огромная фрустрация возникает тогда, когда вечером ты понимаешь, что не сделал критические на сегодня запланированные дела. Но чаще всего это возникает потому, что сегодня возникли незапланированные дела, на которые, несмотря на максимальные старания отложить реакцию, реагировать надо было сегодня. Я стал записывать все дела, которые сделал сегодня, сразу же после того, как их сделал. И к вечеру отсматривал список завершенных задач. Зашел поговорить юрист — записал, позвонил клиент — записал. Произошла авария, на которую надо отреагировать — записал. Позвонил автосервис и сказал, что машину надо привезти именно сегодня, чтобы ее отремониторовали к воскресенью, — записал. Это позволяет как понять, почему я не добрался до поставленных на сегодня задач и не переживать от этого (если внезапные задачи того стоили), так и отфиксировать, где я мог менее реактивно обрабатывать входящие задачи (сказать сервису, что у меня не получается и я привезу машину только завтра, и узнать, что все-таки к воскресенью ее получится сделать, отдав даже завтра). Я стараюсь записывать абсолютно все выполненные дела, вплоть до «подписал две бумаги от бухгалтерии» и минутного разговора с коллегой.

4. Делегирование.
Самая сложная для меня тема. И здесь я даже, скорее, рад принимать, чем давать советы. Я только учусь этим правильно заниматься.

Проблема в делегировании заключается в организации процессов делегирования. Там, где эти процессы выстроены, мы с легкостью передаем задачи. Там, где процессы не отлажены, делегирование кажется или слишком долгим (по сравнению с тем, когда сделаешь задачу сам), или просто невозможным (эту задачу никто, кроме меня, выполнить точно не может).

Это отсутствие процессов создает блок в голове: мне даже не приходит мысль о том, что можно делегировать задачу. Буквально пару недель назад, когда решил перейти из Trello в Todoist, поймал себя на том, что уже три часа переношу задачи из одной системы в другую, даже не подумав, что это может сделать кто-то другой.

Главный сейчас для меня эксперимент — это преодолеть собственный блок просить людей что-то делать в тех случаях, когда я уверен, что они не согласятся или не знают как это делать. Тратить время на объяснение. Принять то, что дела станут делаться дольше. Если вы поделитесь своим опытом, я буду очень рад.

Ловушки


Все вышеупомянутые изменения описываются вполне техническими рекомендациями по работе с софтом, о которых я напишу в следующей части, а в заключении этой — о двух ловушках, в которые я попал в процессе всей этой моей жизненной реорганизации.

Понятие усталости.
Ввиду того, что мы с вами работаем не физически, а умственно, возникает огромная и неожиданная проблема — понять и поймать момент, когда ты начинаешь уставать. Это дает возможность вовремя передохнуть.

У условного рабочего за станком такой проблемы не было в принципе. Во-первых, чувство физической усталости понятно нам с детства, а кроме того — довольно трудно продолжать делать что-то физически, когда организм на это не способен. Мы не можем, сделав 10 подходов в тренажерке, сделать ещё 5 «потому что так надо». Эта мотивация не сработает по совершенно очевидным причинам биологического характера.

С мышлением ситуация несколько иная: думать мы не перестаем. Я не ресечил эту сферу, но в целом гипотезы следующие:

  • Человеком, находящимся в постоянном угаре, умственная усталость замечается не сразу. Это не происходит в виде «не могу больше думать, полежу» — сначала это влияет на эмоциональный спектр, на способности мышления, потом на восприятие, только вот где-то здесь можно почувствовать, что накатило.
  • Для того, чтобы выключиться из потока, недостаточно просто перестать заниматься рабочими делами. Я заметил, что если я, например, перестаю работать, лежу и пялюсь в телефон, я читаю, смотрю и все равно мозг продолжает работать, усталость не отпускает. Реально помогает лечь и заставить себя не делать ничего вообще (включая тыкание в телефон). Первые минут 10 очень сложно выйти из потока активности, следующие 10 минут в голову приходит миллион идей, как все правильно сделать, а вот дальше — уже чистота.

Важно и нужно давать мозгу отдыхать, и поскольку поймать этот момент очень сложно — надо просто делать это регулярно.

Время на отдых/жизнь/семью.

Я, как уже писал, зависимый от позитивного фидбека человек, но могу генерировать его себе сам: это и бонус, и проблема.

С того момента как я стал трекать все задачи, я сам себя хвалю за выполненные. В какой-то момент я попал из состояния «урегулировал рабочую жизнь», в состояние «теперь я супергерой и смогу делать максимум вещей», дойдя до 60 задач в день.

Я балансировал рабочие и домашние дела и обязательно вставлял в ежедневный список и дела по дому, но проблема именно в том, что это дела. А нужно обязательно время на отдых и на семью.
Рабочего из цеха выгоняют в 6 часов, а предприниматель еще и кайф получает, когда работает. Получается примерно та же проблема, что и с невозможностью поймать момент «умственной усталости»: в кайфе от выполненных задач ты забываешь, что тебе надо, собственно, жить.
Выпадать из потока, когда все получается и ты ловишь от этого кайф, — очень сложно, тоже приходится себя заставлять.

Усталость приходит не желанием «полежать», а расстройством эмоций («все бесит с самого утра»), сложностью восприятия информации и ухудшением способности к переключению контекстов.

Критически важно выделять время на отдых, даже если очень обломно. Важно, чтобы это потом не сказалось на тебе. Не круто два месяца радоваться своей производительности, а потом находится в состоянии, когда все задолбало и ты не можешь видеть людей.

В конце концов мы живем не только ради производительности, в мире есть огромное количество интересных и удивительных вещей ;)

В общем и целом, такие примерно соображения, как в общем и целом стоит (ре)организовать рабочие и внерабочие процессы. Во второй части расскажу о том, какие инструменты для этого использовал и каких результатов удалось достичь.



P.S. Тема эта оказалась для меня настолько важной, что я даже завел отдельный телеграм-канал, где делюсь своими соображениями на этот счет, присоединяйтесь — t.me/eapotapov_channel

Комментарии (39)


  1. megahertz
    29.03.2019 12:26
    +1

    Спасибо за статью. Сразу интересно спросить, в каком виде вы записали себе таск "Написать вторую часть статьи"?


    1. eapotapov Автор
      29.03.2019 12:43
      +2

      На самом деле, это переработка нескольких постов из фейсбука и канальчика в телеграме, который я начал вести, и там осталась только последняя часть про то, как это выглядит сейчас, вот соответственно есть таска «Написать последний пост про то, как организация задач выглядит сейчас», на вторник ;)


  1. Miller777
    29.03.2019 13:53

    Много времени занимает учет и обработка задач?

    Ну и напомнило, из какого-то фильма: «у тебя есть план как составить план».

    Во многом с вами согласен. Записываю вообще все («лучше тупой карандаш, чем острая память»). Только пользуюсь Toodledo.

    Проблема: очень много времени уходит на запись и сортировку задач, решение самих задач — уже по остаточному принципу. Главное записать, когда-нибудь сделаю. В результате некоторые задачи висят очень долго.

    Очень много бумажек-записюлек: иногда, вместо занесения задачи в трекер, быстрее черкнуть себе пару слов на бумажке. Эти бумажки копятся, на их перенос в трекер тоже уходит много времени.


    1. eapotapov Автор
      29.03.2019 14:08

      Я использую RescueTime для того, чтобы отслеживать время в приложения на компьютере и в телефоне, вот сейчас посмотрел — сегодня (сейчас 19:00, работать я начал где-то в 10) на Todoist ушло 50 минут, со стороны наверное выглядит диковато, но я не считаю это время пропавшим (кроме того, часть дел я совершаю пока нахожусь в тудуисте собственно — переговорить с кем-то, позвонить итп). Телеграм (там большая часть работы) на сегодня уже 2.5 часа ;)

      Update: у меня есть два чита, которые, конечно не всем подходят. Во-первых, я буквально недавно осознал что я настоящий трудоголик. Ну, то есть, работа (а особенно завершенные дела), доставляю мне удовольствие, причем я могу не считаться с усталостью (об этом написал в конце). Во-вторых, я руководитель и сам могу решить какие из запланированных дел точно могу отложить.


      1. BigBeaver
        29.03.2019 22:01

        Я использую RescueTime
        Они уже научились вести статистику по вкладкам / заголовкам окон? В смысле, нормальную такую же, как с приложениями, в целом.


  1. seregagl
    29.03.2019 13:59
    +1

    Могу порекомендовать книгу Максима Дорофеева «Джедайские техники». Там раскрыта тема почему так происходит с физиологической и психологической точки зрения. Очень пересекается с данной статьей.


    1. eapotapov Автор
      29.03.2019 14:11

      Спасибо! Слышал про нее но так и не добрался. Обязательно прочитаю.


    1. perlestius
      29.03.2019 20:48
      +1

      Согласен. Ещё из той же серии "В работу с головой. Паттерны успеха от IT-специалиста" К. Ньюпорта. Читал ее перед "Джедайскими техниками". ИМХО, обе достойные.


    1. selotec
      29.03.2019 22:03

      В частности идея конкретно (в форме следующего шага), а не расплывчато формулировать дела, точь-в-точь, как там.


  1. ianzag
    29.03.2019 14:23
    +1

    > Как с этим жить — чтобы оставалось время на жизнь вне работы?

    Единственный верный ответ на этот вопрос: приходить на работу и уходить с работы в строгом соответствии с ваши контрактом. Если в нем прописано 8 часов — вы работаете 8 (курсивом: восемь) часов. Не 7 и не 9 а именно восемь. Именно работаете. По истечению указанного времени рабочий день заканчивается. Совсем. Полностью. Целиком. Ну собственно на этом и все. Вопрос решен.


    1. kostin
      30.03.2019 01:21

      Автор — не наемный рабочий, контракта у него нет.


  1. nlog
    29.03.2019 14:39

    Все люди разные, кому-то нравится организовывать свой бизнес, и, соответственно, получать от него и позитив и негатив. Кому-то проще быть наёмным рабочим — вышел из офиса = забыл о работе до следующего рабочего дня, ведь в жизни ещё столько интересного: семья, хобби, короткое путешествие на выходные и т.п.
    И после прочтения данной статьи, в очередной раз понимаю, что для меня важнее: своё дело или просто договор с работодателем.


  1. reinvent
    29.03.2019 14:41

    Про делегирование рекомендовал бы книгу Денниса Бакке «Человек решающий» или «Работа в радость». Доверие + культура консультирования + самодисциплина. Удивительно, как вы справляетесь с сотней человек без делегирования.


    1. eapotapov Автор
      29.03.2019 18:55

      Спасибо, прочитаю! ну, оно есть, там где процессы делегирования выстроены годами и опытом все есть. Тут дело в том, что вопрос не в отпускании контроля, а в том, чтобы понять что какая-то задача вообще делегируемая. Я ее с удовольствием передаю, как только вообще понимаю что ее можно передать ;) Ну и в прямом подчинении не сто, человек 7-8


      1. reinvent
        29.03.2019 19:02

        Там как раз про механизмы принятия хороших решений. Кто и как их лучше принимает.


  1. Exponent
    29.03.2019 15:40

    После 10 лет программирования понял что удовольствие это когда что-то реальное сделаешь своими руками. А если еще и на свежем воздухе то еще лучше. В итоге купил дом в 30 км от столицы с участком. Перешел на удаленку. Построил гараж, двор, строю русскую баню. Это после работы и по выходным. С детишками ездим в бассейн. Стало лучше, меньше выгорать стал. С семьей можно сказать все время.


    1. eapotapov Автор
      29.03.2019 18:56
      +1

      Я десять лет не играл музыку, достал гитары, сейчас пока полупринудительно выключаюсь из рабочих дел, но очень помогает.


      1. arkamax
        29.03.2019 20:07

        Согласен. Завтра с группой еду играть концерт рок-каверов в соседнем городе — отлично выкидывает из рутины, плюс мозг занимается чем-то совсем непохожим.


  1. Lendges
    29.03.2019 17:27
    +1

    Спасибо за статью. Конечно, большую часть так или иначе понимаешь со временем, но были и полезные нюансы и моменты.
    Одно замечание которое пришло сразу во время чтения статьи:

    Это отсутствие процессов создает блок в голове: мне даже не приходит мысль о том, что можно делегировать задачу. Буквально пару недель назад, когда решил перейти из Trello в Todoist, поймал себя на том, что уже три часа переношу задачи из одной системы в другую, даже не подумав, что это может сделать кто-то другой.
    Стоит уточнить что это больше не общий совет, а очень ситуативный под ваше положение (я так понял вы находитесь на «верхушке» вашего бизнеса и на этом строится дальнейшее высказывание). Во-первых, очень даже не каждый имеет в подчинении человека которому можно будет поручить достаточно личную задачу (ведь она прям очень косвенно касается непосредственно работы бизнеса и больше нужна лично вам). И даже если такой человек будет, то, во-вторых, не каждый имеет такую цену времени чтобы потратить 3 часа другого человека, чтобы получить свои три часа для решения других проблем.

    Из того что хотелось бы добавить:
    Про усталость стоит добавить несколько пунктов.
    1. Обязательно качественный сон. Первая причина по которой мозг чувствует себя «усталым» — это недостаток сна. Естественно потом это выливается в плохое самочувствие, сниженную производительность и подобное.

    2.
    Я заметил, что если я, например, перестаю работать, лежу и пялюсь в телефон, я читаю, смотрю и все равно мозг продолжает работать, усталость не отпускает.
    Верно, потому что это не отдых. Мозг всё так же получает новую информацию которую ему приходится обрабатывать, что и воспринимается как работа, а не отдых. Разница с обычной работой только в том, что зачастую такая информация мусорная. И из этого же получается вывод который вы косвенно сделали «лечь и ничего не делать». Можно не так категорично, можно обычное лежание заменить на те виды деятельности которые не требуют мозговой активности. Например: медитация, йога (и физические упражнения см.пункт 4), всякие бытовые дела как уборка и похожие и другие подобные дела в которых мозг может «отключиться».
    3. Ещё как второй пункт «залипания в телефон» — стоит уловить разницу между отдыхом и эмоциональным всплеском. Так уж повелось, что люди зачастую считают отдых то, что им нравится. Например отдохнуть играя в какую-то игру. Что получение каких-то позитивных эмоций от игры является отдыхом для мозга. К сожалению, нет. Это всё так же получение новой информации и её обработка (как выполнить миссию, что сделать, какие кнопки нажать и т.д.)
    4. И последний пункт, стоит добавить регулярные физические упражнения, если таковых нет. Помимо того что это та ситуация когда мозг «отключается» и отдыхает, это в целом повышает эмоциональный настрой и тонус благодаря которому некоторые проблемы решаются быстрее и/или проще.

    И не могу не согласиться с комментарием выше работа должна быть на работе. Никаких пересечений с другими делами (работать во время отдыха, дома или подобное)
    А так же вы немного пришли (немного — потому что только начал читать и не могу сказать насколько действительно вы близки к тому что написано в книге) к выводам которые я читаю в данный момент в книге «Deep work», Кэл Ньюпорт. Который вначале так же рассказывает что из-за избыточного потока входящей информации люди перестали погружаться в работу и работают лишь поверхностно из-за чего кажется что «я вот 8 часов работал подряд», а по сути ничего не сделано, потому что приходится урегулировать разные нюансы, прежде чем приступить к работе и постоянные прерывания тоже не способствуют производительности.


    1. eapotapov Автор
      29.03.2019 19:29
      +1

      Огромное спасибо за комментарий.

      Согласен со всем, есть забавная штука, но я про нее в личку приду)


      1. eapotapov Автор
        29.03.2019 19:32
        +1

        хотя блин что в личку, здесь наверное тоже интересно будет
        вообще, можно отметить что этот набор советов, он в принципе подходит для набора рекомендаций «как сохранить психику в стабильности», что для депрессии, что для тревожности, что для бар итп.

        мне вот, глядя на кучу людей (и на свое прошлое) жалко что это в школах не преподают
        ну или позже хотя бы
        ну или чтобы родители это объясняли, не знаю


        1. Lendges
          30.03.2019 23:51

          он в принципе подходит для набора рекомендаций «как сохранить психику в стабильности»

          Да, можно и так сказать.

          Потому что, к сожалению, вопрос психики настолько условный и плавающий, что никогда не знаешь какая мелочь тебя беспокоит на самом деле и что именно может стать последней каплей для любого варианта нестабильности (будь то да, депрессия, тревожность, или перегореть или «вот эта информация последняя что меня нагрузило, надо отдохнуть») — и тогда, зачастую, период восстановления довольно долгий и трудный, поскольку придётся поменять кардинально стиль жизни и вряд ли на один месяц.
          Поэтому, как мне кажется, стоит сразу «отбросить» банальные причины в виде физической активности, очевидно мусорной информации и отсутствия нормального сна — и если что-то случится, то круг причин будет существенно ниже и пройти через это будет легче. Я, к счастью, на себе прям перегорания не испытывал, но вот залипания в телефон/развлекательные сайты испытал в полной мере. Сейчас потихоньку избавился от такого и знаете, отдых у головы стал качественней, что ли.


  1. RV3EFE
    29.03.2019 17:34

    Прочитал! С первого раза, даже)
    У моей девушки такая проблема.
    Она очень ответственный программист и не может бросить задачу просто так и пойти домой.
    У меня подобная проблема была. Но я как то сам смог её решить, придя к мысли, что надо относиться к работе именно как к работе, а не как к жизни всей.

    По поводу делегирования.
    Очень не любил, да и сейчас не люблю перекладывать свои задачи на кого то другого.
    Мне не трудно сказать кому то: «сделай так то», просто я реально считаю, что лучше меня мою задачу никто не сделает.
    Вот к чему я пришёл сейчас. Если не потратить время и не научить кого то, то сам завязнешь в рутине и перестанешь развиваться дальше. Будешь делать одно и то же.
    На повседневные задачи начнут наслаиваться новые задачи и так далее.
    Но тут влияет очень человеческий фактор. Надо понимать с кем ты работаешь и кому реально можно поручить ту или иную задачу. В плохом случае будет потрачено время и деньги напрасно.


    1. reinvent
      29.03.2019 19:05

      Для меня всегда предпочтительнее было брать на работу подчинённых, которые более профессиональны, чем я. Так вопрос делегирования решался сам собой. И мой уровень поднимался — с профи приятно работать.


      1. RV3EFE
        29.03.2019 21:21

        С профи действительно хорошо работать. Рад за Вас, если смогли найти такой состав.


  1. uvelichitel
    29.03.2019 18:03
    +1

    «Как перестать гореть»

    перегореть.


  1. Kanut
    29.03.2019 19:33

    Я всегда был реактивным человеком и получал от этого кайф, сразу отвечал на просьбу человека что-то сделать по телефону, старался сразу выполнить поставленную в жизни или в быту задачу, в целом был максимально быстр, чувствовал кайф от этого.

    И мне кажется в этом и кроется причина всех ваших проблем. То есть я хочу сказать что пока я не дочитал до этого пункта я вообще не мог понять в чём должна заключаться проблема и о каких изменениях «культурного кода» вы говорите.
    И на мой взгляд проблема не в том что «наш социально-культурный код до сих пор настроен на выполнение «всех задач, запланированных на сегодня»», а скорее в том что отдельные люди «планируют» больше чем могут сделать.


  1. smilingmoon
    29.03.2019 19:33

    В конце концов мы живем не только ради производительности, в мире есть огромное количество интересных и удивительных вещей ;)

    Где-то на хабре была статья про начальника большой компании, который был рад тем что настолько оптимизировал свою жизнь что мог работать где угодно (Даже бегая на беговой дорожке он проверял почту), ему бы эти слова)


  1. SergeTkach
    29.03.2019 19:33

    Спасибо за поднятую тему!
    Честно говоря сам всегда пытался все успевать и делать отчеты даже для себя, работая на себя. Но, иногда, составление планов, списков и отчетов — утомляет так, что реально активно работать уже не хочется, потому что идет упадок сил, когда отмечаешь день за днем, сколько задач не успел сделать, сколько регулярных дел не повторял уже давным давно, сколько дней уже ничего не занимался физкультурой…

    В общем, лично мне помогли
    — книга «Парадокс перфекционалиста» в плане выполнения планов и четкого понимния, что всегда может случиться шаг вперед и два назад. Не бывает ровных прогрессирующих графиков.
    — книга «7 навыков высокоэффективных людей» в плане стратегии планирования, когда в одном дне может быть только 1 действительно важная стратегическая задача
    — Видео-семинар "Сопротивление и выбор" о том, почему нам так важно жаловаться, что мы постоянно что-то не успеваем :)) Причем, важно именно жаловаться, а не успевать )


  1. selotec
    29.03.2019 22:10

    По заголовку почему-то подумал, что речь пойдет про обилие информации вокруг нас — радио в машине, реддит в телефоне, несколько чатов рабочих и по интересам, социалка, лента интересных и не очень новостей. Информационное переедание и вот это все.
    Начало вполне заинтриговало, но дальше пошло больше про списки дел, управление ожиданиями, делегирование.
    Хотя в целом тема близкая и в чем-то себя узнал, что-то почерпнул, по каким-то пунктам вспомнил уже прочитанные книги.


  1. kirillrst
    29.03.2019 22:49
    +1

    Совет по делегированию от IT-руководителя с 10 летним стажем. Автор, возьмите себе зама с целью воспитать себе замену. И большинство задач пропускайче через паттерн "а может ли эта задача чему-то научить моего зама?". В этом случае мотивация сменяется с "эффективно решить задачу" на "эффективно обучить зама". И барьер, о котором вы писали, рушится. Успешно проверено уже на двоих таких замах. Важно упомянуть, что зам не в смысле "прошел почти тот же путь, что и вы", а молодой, с непреодолимым желанием работать и развиваться. На "на чистый лист" ложиться лучше. Ну и не забывать себе напоминать, что роль руководителя – максимально помочь команде выполнять поставленные задачи, а не работать за троих.


  1. SelectVim
    29.03.2019 22:58
    +1

    «Открыл» для себя небольшой секрет на тему как лучше развиваться и меньше тратить нервов. Оказалось, что достаточно понять и принять как неизбежное идею о том, что невозможно всё успеть и всё знать. Когда это понимаешь, когда осознаёшь, что все находятся в таком положении, становишься гораздо спокойнее. Не стремишься угнаться за всем. Просто узнаёшь основные нововведения в твоей сфере (не за Хабром сидеть, а именно что-то вроде еженедельных рассылок), чтобы иметь представление о том, что происходит. И выбираешь то, что кажется наиболее важным. Или то, от что самому интересно. Это и есть настоящий рост специалиста — вглубь. Когда по верхам нахватаешься ни в чём толком не разобравшись, то это больше специалист из разряда «обо всём могу поговорить, ничего толком сделать нормально не могу».

    Так же и с задачами. Спокойнее относишься к вычеркиванию несделанных задач. Раз руки до сих пор не дошли и нет желания, то и чёрт с ней. Если ничего страшного не случится, то просто забыть и всё. И вот, список задач ещё укоротился.

    Ещё положительный бонус от такого поведения — начинаешь больше наслаждаться жизнью. Ведь в жизни главное процесс, а не результат. Поэтому, о дикость, я иногда даже могу почти сразу начать заново читать понравившуюся художественную книгу. Чтобы ещё сильнее погрузиться, посмаковать уже известные моменты, открыть новые грани. Ну и что, что ещё целый список непрочитанный лежит. Он никогда не закончится, так что зачем пытаться его закончить? Или обязательно ли делать очередной фотоотчёт из поездки к очередной достопримечательности? Может, фиг с этим телефоном, и выбрать удобное тихое место, чтобы посмотреть самому прямо сейчас, а не с компьютера потом?


    1. Estee
      30.03.2019 19:39

      Это зрелость. Почти мудрость.
      Ко мне вот помимо того, что вы перечислили, еще одно осознание пришло: с друзьями необязательно что-то делать (кино, театры, походы, настолки, спорт, пр.) С ними можно просто разговаривать и получать удовольствие уже только от этого одного


    1. snuk182
      02.04.2019 13:05

      невозможно всё успеть и всё знать

      И объяснить это на собеседованиях, да.


  1. dydyman
    30.03.2019 07:19

    Нужно осознать и принять, что мы не можем управлять количеством входящих сообщений
    А почему нет? Данный тезис несколько раз постулируется в статье как некая аксиома без аргументов.
    Информационный шум можно успешно фильтровать банальной настройкой окружения.
    А если слишком много людей хотят возложить на вас свои дела и проблемы, загрузить работой, — не пора ли поднимать расценки?


  1. sakontwist
    30.03.2019 11:28

    Очень знакомая проблема. Когда я только пришел в IT лет 11-12 назад, голова шла кругом от количества «тикетов». Нас было всего два человека на целую область. Мозги к вечеру кипели от количества висящих там задач «на завтра» и не доделанных сегодня, а обычное ведение списков на бумаге не справлялось с объемом задач. Пытаясь как-то разрулить проблему, я начал «курить» теорию и натолкнулся на GTD Аллена. С тех пор прочитал ее много раз и каждый раз находил для себя что-то новое (честно говоря, полезности нашлись и у Архангельского в «Таймдрайве», да и у других авторов). В итоге, перепробовав десятки разных программ электронного планирования, остановился на MLO, да так на ней и остался по сей день. Пользуюсь ей уже больше 6 лет и лично для себя не представляю вообще рабочий процесс без этой системы. Со временем, конечно, моя система планирования отошла от GTD, я много раз ее пересматривал и корректировал, но в результате получил то, что мне нужно. В конце рабочего дня состояние всех проектов и задач отмечено и можно свободно «выбросить все из головы» и видеть только «домашние» вопросы (кроме некоторых задач, решаемых удаленно вечером — для этого стоит напоминалка и это нечастое явление). Если нужно, можно сконцентироваться на одном проекте и лопатить его, посылая всех лесом (в смысле быстро записывать во «Входящие» и забывать до поры до времени).

    Спасибо за материал, почерпнул для себя кое-что полезное)


  1. schrodenkatzen
    30.03.2019 13:09

    Насчет умственной усталости — если речь идет о пресловутой Deep work(сидеть и много думать) то 3-5 часов в день дают почти весь полезный выхлоп.

    Это заметить ещё сложнее потому что многие люди вполне могут в офисном режиме «работать» хоть по 14 часов не замечая насколько узкой была полоска реальной пользы.

    В какой-то момент я принял за правило что если дошло до того что я чувствую умственную усталось то я так далеко зашел что дальше писать код это просто создавать себе проблемы на будущее.


  1. tumikosha
    30.03.2019 16:22

    Замените синхронную коммуникацию на асинхронную. Асинхронную приоретизируйте.
    ;0)


  1. Smolski
    01.04.2019 09:13

    Можно менять отношение к чему-либо. А за отсылку к Pink Floyd лайк