В 2016 году объем продаж контрафакта достиг $509 млрд, или 3,3% от мировой торговли. Цифра, если задуматься, страшная. Каждый тридцатый покупаемый продукт – фальшивка. Еще в 2013-м объем суррогата составлял 2,5%, в 2010-м – 1,8%. Тренд понятен. Ожидают, что к 2022 году подделок будет продаваться уже на $991 млрд. А их общая стоимость превысит $2,8 трлн.


Расцвет фальшивых товаров замедляет инновации и экономический рост. Теряются рабочие места (к 2022-му – не меньше 5,4 миллиона, из них около 870 тысяч в США). Действительно, зачем разрабатывать что-то своё, если можно взять что-то успешное, скопировать его внешний вид, и отправиться его продавать, ни копейки не вложив в R&D. Несколько китайских компаний одумались, и, спустя годы копирований, решили создавать собственные продукты, и стали еще успешнее (взять хотя бы историю успеха Huawei). Но большинство на этот этап так никогда и не переходят, предпочитая получать легкую прибыль.


Продукция Apple (особенно кабели, адаптеры и все вспомогательные аксессуары), брендовая одежда и обувь – каждый пятый продаваемый товар из этих категорий является подделкой. По данным Red Point, в итоге 32% покупателей вообще не уверены в своем приобретении.


Победить сотни тысяч (без преувеличения) разных компаний, занимающихся производством и поставкой контрафакта, кажется невозможным. Если вы были в туристических районах Испании, знаете, сколько разных разновидностей Gucci продают средь бела дня на разложенных одеяльцах. А о тысяче и одном способе подделать кроссовки New Balance в Китае можно почитать тут. Но некоторые компании пытаются бороться с заразой. Биржа StockX, например, нанимает профессиональных оценщиков, платит им хорошие деньги, снабжает аппаратурой – и всё ради того, чтобы гарантировать отсутствие подделок на сайте. На проверку одной пары кроссовок у них уходит от десяти минут до получаса.



Даже с этими красными кружками – хоть убей не отличить

Amazon придумала другой способ. Тратить по полчаса на исследование каждого товара здесь физически невозможно. У неё на сайте вывешено 650 млн разных продуктов, в основном как раз из самых «подделываемых» категорий (обуви и одежды – 186 млн). Вместо этого компания внедряет искусственный интеллект, и объединяет усилия всех самых известных брендов. Так магазин рассчитывает свести количество подделок до нуля.


Подделки на Amazon


Amazon Marketplace – платформа, позволяющая третьим сторонам выставлять свои товары в интернет-магазине – в 2000-е стала главной движущей силой роста бизнеса IT-гиганта. Её сейчас оценивают в $250 млрд, в то время как собственные продажи магазина стоят $120 млрд.


Amazon такое положение дел более чем устраивает. Джефф Безос может ничего не делать, отвалиться в кресле, положить руки за голову и наблюдать, как ему капают деньги. Компания получает минимум по $39.99 в месяц с каждого продавца, плюс дополнительные сборы за размещение товара на складе, доставку от Amazon, появление товара в рекомендациях и так далее. Свои товары на Amazon сейчас продает больше 2,5 млн независимых фирм, они обеспечивают больше половины продаж на сайте.


Но у такой особенности ведения бизнеса, конечно, есть и минусы. Amazon не контролирует этих продаж. И некоторые продавцы используют этот шанс, чтобы торговать фальшивыми товарами в главном интернет-магазине планеты. Часто эти товары стоят в разы дешевле оригиналов. Так, с одной стороны, их легко вычислить, а с другой – продавец имеет шанс продать хорошую партию, пока его не раскроют. А потом, когда его забанят, оформиться в Amazon Marketplace под видом другого лица. Но есть и подделки, которые продаются по цене оригинала. Здесь вычислить их сложнее, и хотя продаж меньше, висеть в магазине они могут месяцами, а то и годами.




Благодаря существующим системам защиты, для конечного покупателя это не гигантская проблема. Во-первых, число фальшивок на Amazon сравнительно низкое (меньше 2% даже в «рискованных» категориях). Во-вторых, если покупатель обнаруживает, что товар – контрафакт, деньги ему возмещаются, а продавец удаляется с платформы, такая политика магазина.


Но наличие подделок – большая проблема для самой Amazon. Выплачивать компенсации из своего кармана ей совсем не хочется. А некоторые уважаемые бренды высказывают претензии. Birkenstock судилась с Amazon  из-за своих сандалий. Те продавались на сайте на $20 дешевле, а потом разваливались после третей носки. Mercedes-Benz выиграла суд из-за поддельных колпаков для колес. Эти и другие компании (Celine, Dior, Givenchy, Swatch) теперь в знак протеста не выставляют своей продукции на сайте.


Amazon с ними даже не спорит. Ей тоже не нравится, что какие-то мошенники выдуривают деньги у неё и у тех её клиентов, которые не заметили или не сообщили о подделке. До последнего времени с этим боролись «в лоб». Подделки разоблачали несколько алгоритмов и пара сотен «ищеек», результаты которых потом проверялись экспертами. Безос даже гордо говорил, что 99% покупателей ни разу в жизни не заходили на страницу поддельного продукта. Но настало время более основательных решений. Иначе от всех судебных исков скоро не отобьешься.


Что такое Project Zero


Всё гениальное просто. Подделывают только известные бренды, так? Иначе никакого смысла в подделке и нет, это просто обычный некачественный продукт. А что если дать в руки брендов инструменты для личного отслеживания того, где контрафакт. Сами компании лучше всего знают свою продукцию, и у кого больше интереса в борьбе с фальшивками, тот может уделять этому больше времени. А помогать определять потенциальные подделки будет специальный новый алгоритм с машинным обучением, который постепенно всё точнее отличает фальшивку, учитывая то, какие листинги вы заблокировали до этого.




И вот – недавно компания анонсировала Project Zero («zero» потому, что итоговая цель – ноль фальшивок на сайте). Забавно, что ранее такое же название для своего проекта выбрала Google – видимо, IT-гигантам оно очень нравится.


Бренды, которые будут участвовать в системе, должны предоставить Amazon свои логотипы, торговые марки, фото/описания товаров и любую другую ключевую информацию об их продуктов. Далее алгоритмы Amazon будут сканировать по 5 миллиардов страниц каждый день, выявляя кандидатов в подделки. Фирмы также смогут присылать интернет-магазину базу с уникальными кодами каждого произведенного товара. Когда продукт будет покидать склад, этот код просканируется. Если его вдруг нет в базе (или такой код уже был куплен ранее), Amazon сможет «завернуть» товар, вместо того, чтобы отправлять его покупателям.


Главная цель новой технологии, как говорит компания в своём блоге, – «стать проактивными, а не реактивными». Раньше, если бренд вроде Mercedes-Benz находил контрафакт, ему нужно было заполнять доклад об этом, отсылать его Amazon, ждать ответа. Если реакции не поступало в течение пары недель, у бренда могли сдать нервы. Теперь – компании могут напрямую удалять свои товары с сайта, не спрашивая разрешения у магазина. А тем, кто всё-таки успел купить эти продукты на сайте, может назначаться рефанд.




Система отдаленно похожа на борьбу с копирайтом в YouTube. Но Amazon, в отличие от Google, принял несколько мер, чтобы ей не злоупотребляли. Во-первых, никакой денежной прибыли для компаний, «заблокировавших» продукт на сайте, не предвидится. Даже более того: они будут магазину платить. По +$0,01-$0,05 на каждый собственный товар, который компания выставит на площадке. Во-вторых, брендам всё-таки выгодно, чтобы их продукты продавались, кем бы то ни было. Если это не фальшивка, выходит, что сначала товар всё равно был куплен у неё. В-третьих, Amazon будет проверять те позиции, которые убрали компании, и может их восстановить, если продавец докажет свою честность.


Несколько мелких брендов уже приняли участие в тестировании системы. Vera Bradley с её сумочками, Thunderworks с товарами для животных, Kenu с аксессуарами для смартфонов, Chom Chom c аппаратами для удаления ворса. Amazon говорит, это позволило «проактивно» забанить в 100 раз больше фальшивок, чем раньше получалось «реактивно», после получения жалоб от компаний.


Две сотни крупнейших брендов, от Apple до Nike, а также несколько менее крупных, но часто подделываемых, вроде Sandisk, уже получили инвайты. Небольшие компании могут присоединиться к списку ожидания.


Что это значит для покупателей


Очевидно, уменьшение количества подделок. Но не только. Подделки и раньше наносили только моральный ущерб, остальное компания возмещала. Главное – расширение списка товаров, продаваемых на площадке. На Amazon можно купить, считай, всё. Кроме – самых «люксовых» марок одежды и обуви. Забрендованных кроссовок, часов, сумочек, шапочек и солнцезащитных очков с всем известными названиями. Эти бренды до последнего избегали размещаться в общем маркетплейсе, чтобы не придавать валидности подделкам. Их стратегия была – сделать так, чтобы покупки по максимуму шли напрямую с их собственного сайта. Даже если при этом теряется часть аудитории, имя бренда важнее.



Какой айфон настоящий?

Чтобы как-то с этим бороться, раньше Amazon заключал эксклюзивные договора о партнерстве с топ-брендами. Так у них на сайте появились отдельные странички с всей фирменной продукцией Disney, Hugo Boss, Louis Vuitton, Nike, а недавно и Apple. Теперь эти кульбиты больше не нужны. Все мнящие себя важными бренды будут просто сами курировать контент, так что барьеров для них больше не остается.


А после того как Amazon опробует эту систему, возможно, её возьмут на вооружение другие крупные интернет-магазины, в том числе и китайские, где проблема настолько серьезна, что сами китайцы предпочитают брендовые товары брать за рубежом.


Комментарии (29)


  1. zxweed
    03.04.2019 10:21
    +2

    бОльшая часть подделок продаётся самими брендами, это вполне открыто называется outlet edition


    1. webdiktor
      03.04.2019 15:17

      Зачем им продавать подделки когда себестоимость оригиналов для них же низкая?


      1. zxweed
        03.04.2019 15:37

        очевидно, чтобы ещё в два раза выше доходность была


        1. webdiktor
          03.04.2019 15:56

          За счет чего? Качество такое же, себестоимость такая же. Доходность выше за счет чего будет? Да еще и в два раза. Можно формулу?


          1. ILya63
            03.04.2019 16:39

            У бренда есть выбор, либо смотреть как горе-фабрикант адибас строчит, либо продать ему продать ему технологию (отстающую), заработать на этом и ждать пока фабрикант достаточно захватит рынок на который потом можно легко въехать.


          1. zxweed
            03.04.2019 17:42

            качество заметно хуже, тираж выше


          1. agat000
            04.04.2019 13:06

            За счет объемов продаж. Белый товар продаем за 1000бкс 1000 штук, серый за 750бкс 2000 шт. Это по сути два товара, в разных ценовых нишах. А расходы на разработку и рекламу — один комплект.


            1. webdiktor
              04.04.2019 15:03

              Точно, не подумал про объемы продаж!


  1. p1ayer
    03.04.2019 11:33

    если не загибать цены и вместо сверхприбылей получать просто прибыль, пиратам будет неинтересно на рынке где есть нормальная конкуренция с вменяемыми ценами


    1. EobardThawne
      03.04.2019 13:48

      В 100% случаев, покупая брендовую вещь, ты половину даешь просто за имя бренда. Остальную половину ты платишь за качество. Есть такие продукты, которые сами ноунеймы, но продукция качественная


      1. p1ayer
        03.04.2019 14:54

        Я примерно то-же и сказал, поэтому я пойду и куплю нонейм хорошего качества, а луи-батон. И нет я не считаю себя нищим ни душевно ни физически, дабы не было бредовых комментариев. И у меня все хорошо)


      1. webdiktor
        03.04.2019 15:18

        Половину? Сколько по вашему себестоимость одежды/обуви у брендов?


      1. Kanut
        04.04.2019 09:33

        Скажем так, цена на брендовые товары завышена. Почти всегда есть ноунеймы лучшего качества за меньшую цену. Но это часто делается за счёт того что не тратятся деньги на рекламу или например на саппорт/гарантийное обслуживание.

        П.С. Хотя конечно есть совсем оборзевшие бренды, у которых ни качества, ни саппорта, ни нормальной гарантии, а только понты и цены. Но такое тоже вечно не работает.


    1. roscomtheend
      04.04.2019 11:04

      > где есть нормальная конкуренция с вменяемыми ценами

      Всегда можно конкурировать, предлагая худшее качество (что и делают при подделках). Подделок будет меньше (поскольку придётся продавать ещё дешевле и не все выдержат), но они не пропадут.


  1. p1ayer
    03.04.2019 11:34

    к слову как бороться с пиратством? быть человеком и не о**евать


  1. webdiktor
    03.04.2019 11:38

    И только в конце статье сама суть


  1. Calvrack
    03.04.2019 13:14

    «Расцвет фальшивых товаров замедляет инновации и экономический рост.»
    Как-то не убедительно. У Луи Вуеттона такие-то инновации… такой-то рост у Биркин.


  1. Gnuava
    03.04.2019 17:51

    возможно, её возьмут на вооружение другие крупные интернет-магазины, в том числе и китайские

    Вот в это не верю от слова совсем.


  1. sena
    03.04.2019 18:42

    Ведь можно сделать просто и надёжно с помощью асимметричного шифрования.

    Адидас генерирует свой закрытый ключ и для каждых кроссовок генерирует уникальный номер и подписывает своим закрытым ключом. Можно штамповать номер прямо на кроссовке, а если есть место, то и подпись, но это неважно. Подпись может идти на картонном вкладыше или вшитом rfid чипе. Всё. Готово.

    Любой продавец и даже покупатель, в том числе Амазон, может проверить аутентичность подписи с помощью открытого ключа с сайта Адидас.

    Чтобы подделать массово кроссовки придётся где-то взять кучу подписей и им соответствующих серийных номеров.


  1. zorn_v
    03.04.2019 19:32

    Каждый тридцатый покупаемый продукт – фальшивка

    Получается каждая 30-я булка хлеба — фальшивая?
    Теория вероятности просто плачет (без относительно к хлебу).


    1. oracle_and_delphi
      04.04.2019 13:53
      +1

      Если шампанское не из провинции Шампань, и коньяк не из провинции Коньяк считаются подделками, то считать ли бородинский хлеб не из Бородино подделкой?


  1. Vnuchok
    03.04.2019 21:51

    Расцвет фальшивых товаров замедляет инновации и экономический рост.
    Мне кажется, что низкие цены подделок заставляют пересматривать ценовую политику брендов. но это имхо.


    1. oracle_and_delphi
      04.04.2019 15:58
      +1

      Смотря какой бренд, если это элитный бренд, то у них в отношении цены действует принцип "Ну, ты и лох! Я точно такой же Rolex втрое дороже купил!" ©
      image


  1. tim2018
    03.04.2019 23:10
    -1

    Автор, извините. У вас русский — родной язык? Зачем вы пихаете рефанд, инвайт и прочее, если в русском уже есть возмещение, приглашение?


    1. Pochtoycom Автор
      04.04.2019 16:16

      Спасибо, постараемся исправиться, раз это вас так волнует.


      1. tim2018
        04.04.2019 18:09

        Прискорбно, что вас это не волнует


  1. maxzhurkin
    04.04.2019 20:47

    Почему автор избегает предлога «со»?


  1. Loki3000
    05.04.2019 09:57

    Думаю, будет как на ютубе, когда правообладатели могут банить всех подряд без разбора. Так же и тут будет — бренды будут кучей убирать все, на что алгоритм поиска хоть немного возбудился, а мелкие продавцы вынуждены будут доказывать что они не верблюды. Похоже что все крупные площадки развиваются по одинаковому сценарию.


  1. Paskin
    05.04.2019 11:49

    Вполне может быть что настоящая цель Амазона с этой программой — оптимизация расходов на каталогизирование товаров. Компании сами предоставят всю информацию, а фото товаров можно к тому же использовать для обучения распознавалки Amazon Go.