Фламинго в Ларнаке на Кипре. Поселение, кстати, по-нашему будет «Гробово», потому что «ларнака» — это саркофаг, а их тут в окрестностях нашли немало. Так город и назвали.
Первое впечатление от Кипра или «острова айтишников» — остров невероятно добрых раздолбаев. Здесь тепло, приятно, рядом море, вокруг солнце, небо — ну как в таких обстоятельствах можно делать что-то серьёзное? Вот, например, для владельца кафе нормально увидеть большой поток клиентов, решить, что это слишком утомительно, закрыть заведение, сказать всем «Расслабьтесь!» и пойти через дорогу пить кофе. Чтобы отдохнуть. Что характерно, все расслабятся и уйдут по своим делам.
С другой стороны, модерация от государства тоже почти не чувствуется. Везде граффити (и очень удачно вписанные в городскую среду), паспортный контроль я в обе стороны прошёл за 15 секунд (быстрее нельзя, это время поиска свободного места под штемпель в паспорте), в музеях нет смотрителей (и всё целое), а на дорогах можно ехать слегка под градусом, все превышают и перестраиваются через сплошную даже перед полицией.
— Тут все нарушают, смотри! — сообщил мне водитель по дороге из аэропорта.
— Эээ… А вас не смущает, что мы сейчас превышаем на 40 километров в час?
В общем, чудо-остров. И при этом интересный с точки зрения инфраструктуры. И с фламинго.
Типичный конструкт Кипра: две термопанели (это даже не солнечные батареи, просто теплообменники для нагрева воды), бак с водой, насос для перекачки в дом. При апгрейде солнечными панелями появляется автономное питание насоса. Обычно поверх ещё монтируют спутниковую тарелку.
Часто они размещаются массивами
Почему «остров айтишников»?
Потому что довольно либеральное законодательство, хорошие налоговые условия и море. И ещё здесь любят жить многие русские. Русский — третий дефолтный язык острова. На греческой стороне градация «греческий — английский — русский», на турецкой — «турецкий — английский — русский». Многие коренные киприоты заканчивали наш РУДН. Многие переехали сюда пофрилансить и остались. На острове есть офисы кучи игровых компаний, финансовых организаций и основы инфраструктуры Интернета — порноиндустрии. Но ИТ-частью, а не той, которая про безуспешные попытки размножения человека. Цены чуть повыше, чем в Германии, зарплаты на хорошем уровне (если вы ИТ-специалист или из диджитала), еда вкусная, лето весь год кроме августа. В августе двойное лето, становится жарко и страшно.
На южной части три языка: греческий, английский, русский.
На северной греческий заменяется на турецкий.
Хотя ощущение, что ты можешь прочитать любую надпись, а потом рррраз и не можешь поначалу очень странное.
В этом апреле были дожди, и водохранилища поднялись почти до предела.
Почему такой дух пофигизма?
Уверенно не скажу, но у меня есть гипотеза, что это сочетание политической ситуации и климата. У многих культур кочевников время не линейное, а циклическое. В смысле, «сделаем к полудню» может означать любой полдень, потому что их примерно одинаковых будет ещё много. Пропустили один или два — не страшно. На Кипре в природном цикле нет вещей, которые можно продолбать и потом жалеть год (у нас, например, можно запросто не приготовиться к зиме, и это вилы). Как-то так вышло, что средиземноморский климат определяет примерно такой подход к жизни. Это не плохо и не хорошо, это просто другой культурный код. Дела делаются, но не в том темпе и не так, как нам привычно.
Вторая особенность — довольно ненавязчивое управление. Это то, что называется в бизнесе «маркетинг должен быть направлен наружу компании». В смысле, похоже, хватает своих дел внутри системы управления, и поэтому многое поддерживается по принципу «работает — не трогай». Со слов местных, это началось примерно с 76-го года, когда остров поделился на две части.
Скала в восточной части острова, где английские военнослужащие после дембеля прыгают в зелёное пятно. Зелёное пятно у них вместо фонтана в парке на день ВДВ.
Две части?
Если очень коротко, то пошло так. Давным-давно на Кипре поселились персы, потом их вытеснили греки с городами-государствами и обычной структурой, в средние века пришли византийцы с замками, потом французы, османы, потом англичане. В 1960 году Кипр получил независимость от Великобритании.
Теперь, со слов местных жителей, там до сих пор спорная ситуация и холивары. Англичане оставили условие: будет республика, и вот вам конституция. Или мы не уходим. И ещё остаётся две наших военных базы. Кипр принял условия, появилась республика с конституцией. Гарантами стали Англия, Греция и Турция. Гаранты конституции — это страны, которые могут в случае нарушения этой самой конституции войти в страну с армией и вонзаться до тех пор, пока конституция не перестанет нарушаться. Особенность оставленных законов в том, что нужно соблюдать этническое равенство в парламенте и вообще вокруг, причём есть этнические же квоты. Турко-киприоты с квотой 18% недовольны размером своей квоты и начинают блокировать принятие законов. Начинаются различные конфликты. В атмосфере правил, которые написаны так, чтобы эти конфликты по факту вызывать (непонятно, правда, это социнжиниринг англичан или они действительно хотели справедливости) всё вокруг превращается в вялотекущую свару. В 63 году свара перестаёт быть вялотекущей, из-за происходящего безобразия появляется угроза вторжения Турции как гаранта. ООН вводят миротворцев. «Кипр сохранил целостность, но не сохранил государственность». В 74 всё это ещё раз прогрелось и стало уже гражданской войной. Турция отгораживает северную сторону и защищает турко-киприотов.
Этот участок непризнан официально, но по факту там кусок Турции. Если вам нужна аналогия — у нас есть похожий полуостров.
В 2004 году Кипр входит в Евросоюз (по факту только греко-киприотской стороной). Свары между сторонами продолжаются до сих пор. В итоге остров разграничен зоной, в которую попадают заброшенные поселения. На одной стороне ходит евро, на другой — лира. Местные весело ездят через границу за более дешёвым бензином, продуктами подешевле и вообще закупаться (поездка в 100 километров прекрасно окупается ценой бензина и сигарет на турецкой стороне), что, опять же, вызывает лютое бурление в обществе.
Водитель с греческой стороны долго смотрел на флаг, но потом решил, что фотографировать не будет.
Я не очень успел сориентироваться в локальных особенностях политики за поездку, но у меня устойчивое ощущение, что PR-позиция турецкой стороны сильнее: они не создают проблемы для греко-киприотов по переходу границы, спокойно ко всему относятся и вообще довольно корректны в плане высказываний. Другая сторона усложняет переход границы (опять же, со слов местных) и радостно тиражирует новости о неуспехах северной части. Евро ходит с обеих сторон, лира только на севере.
В итоге разделение территории такое: 36% Турецкая Республика Северного Кипра (не путайте с Турцией), 3,7% — ООН (буферная область), 2,7 % — Англия с военными базами, 57,6% —
Республика Кипр.
Что с экономикой?
Просто цитата из Вики:
«Кипр вступил в еврозону в 2008 году. В связи с ухудшением макроэкономических показателей в мире, началось постепенное ухудшение экономических показателей в экономике греческой части острова, которое совпало с ухудшением экономических показателей в других странах периферии зоны евро. При этом банковские проценты по вкладам на Кипре (+4,45 %) в несколько раз превышают процентные ставки в той же валюте в Германии (+1,5 %); около 55 % вкладов в системе содержат сумму превышающую 100000 евро, около трети всех иностранных вкладов — российские. Эти высокие проценты выплачивались большей частью за счёт новых вкладчиков, то есть имела место финансовая пирамида. Эти и другие проблемы приблизили экономику республики к краху, и страна стала перед необходимостью получения финансовой помощи от международных кредиторов».
22 марта 2013 случилась эпическая «стрижка депозитов» по закону 17(1)2013 — со вкладов просто забрали определённый процент (зависящий от суммы вклада, например, 6,75% для небольших вложений). С тех пор пыл к местным банкам как-то попритих.
Сейчас экономика во многом основана на туристах
Но к чёрту детали, давайте про биом и урбанизм
Кипр — это остров посреди Средиземного моря с соответствующим климатом. То есть мороз по-кипрски — это +10 днём (ночью может быть и +5 зимой), и +40 в августе. То есть тепло и ветрено круглый год, на Рождество +19, но примерно в начале лета начинается жара, которая выжигает растительность.
Несколько лет назад было резкое изменение погоды в феврале, заставившее прекрасную даму Олю (нашу бывшую сотрудницу) встречать слегка охреневших от погоды фламинго и собирать их в сумку. Чтобы нести отогревать. Примерно таким же образом у нас в этом году надо было в Москве отогревать снегирей и свиристелей. Только у нас они мёрзли по-пьяни (рябина несколько раз охладилась и нагрелась, в результате чего забродила внутри ягод), а на Кипре фламинго мёрзли просто так из-за сюрприза. В этом году был ураган, и там переполнились водохранилища. Я тоже хотел собирать фламинго в сумку и отогревать, но мой день прилёта совпал с последним холодным дождём, и дальше погода была солнечная.
Так, в общем, давайте остановимся на фламинго. Фламинго клёвые. Хоть и сказочно тупые (у них довольно старая птичья прошивка, не то что у современных врановых), но всё равно офигенные. Значит, птицы растут до полутора метров в высоту. Вообще-то они белые (серые, если молодые), но жрут всякую красную фигню, поэтому постепенно окрашиваются. В зоопарках, кстати, их надо кормить чем-то с натуральным красителем, а то посетители решат, что их обманывают.
Концы крыльев чёрные, а поверхности — красные. Нужно это для дезориентации хищника: когда стая взлетает, хищник не может понять, где силуэты птиц, потому что они как бы смещаются в промежутки между птицами.
Летают по дефолту 60 км/час. В основном медленно ходят толпой по мелководью и фильтруют еду из воды. То есть переворачивают голову, засовывают клюв в воду и дуют в него. Вода проходит, всякая вкусная мелочь остаётся. Плавают хорошо, по молодости пробуют нырять, но взрослые так уже не делают.
Птенцы серые и лохматые, размером почти со взрослых птиц бывают, поэтому если вы видите уродливых птиц в куче фламинго — это птенцы. Полностью красивыми становятся через 3-5 лет.
Линяют по расписанию добрачно и после периода размножения. Делают это итеративно, то есть маховые перья резервированы по N+2, и выпадают этими +2. То есть птица может летать всё время и линять при этом. Ещё они резервированы на уровне кластера стаи, то есть линяют не всей толпой сразу, а группами. Для этого отходят в сторону от основной стаи, вычёсываются и потом возвращаются обратно. Распространены по краям Африки и на южном крае Азии. Залетают в Казахстан на озёра. Осенью молодые буянят и залетают куда хотят — часто выходя широко за своё обычное распространение. Вот, например, в 2014 году один залетел в Магнитогорск. Зимуют в Средиземноморье, Казахстане и Туркменистане. Стараются возвращаться туда, где зимовали прошлый раз, если не было стресса на этом месте.
На ноге своей могут стоять очень долго, потому что распрямлённая нога — это «защёлкнутая» схема, то есть им так удобно. Вторую ногу они прячут в себя часто погреть, потому что потери тепла идут как раз через выпрямленную, она очень длинная и голая. Спят тоже толпой, если один фламинго ночью падает, то вызывает эффект домино. Днём держат индивидуальную дистанцию, в Москве у них есть характерный зимний павильон, так вот там можно за 3-4 минуты увидеть, как кто-нибудь косячит, и его за это небольно клюют, поправляя. Кстати, у нас в зоопарке они клюв доворачивают под водой полностью, а на Кипре уровень соли выше, это им раздражает ткани, и они просто окунают его без поворота или с частичным поворотом.
Вы удивитесь, но на острове (со слов местных) зарегистрировано около 50 тысяч охотников. Можно стрелять в зайца (два животных за охоту, каждый следующий 1000 евро), муфлон полностью под охраной, лиса почти без ограничений. Птицы — куропатки, дикий голубь, перепёлки, вальдшнепы, бекасы. Птиц много. Но после того как одна из фламинго отравилась свинцом, поедая дробь с земли, охотников чуть поприжали.
На острове чуть меньше 2 тысяч видов растений, и из них около 7% — эндемики (например, кипрский кедр). Дело в том, что посреди Кипра торчит огромный горный массив Троодос, который очень нехарактерен для региона. У него интересное происхождение, но если коротко — благодаря двойной изоляции (остров + горы) получилось, что очень много видов либо сохранились тут, либо форкнулись несколько тысяч лет назад.
Когда-то тут были болота, тёплые и приятные для разных паразитов. Но англичанам не понравилась малярия, и они стали массово высаживать эвкалипты. Эвкалипты быстро (по меркам экологии, конечно) сократили площадь болот, и теперь всё куда здоровее.
Это вот легендарная мандрагора, она, как и рута, растёт на острове, и рядом с ней Джеральд Даррелл провёл детство (на соседнем острове и иногда тут). Поэтому она незаменима против василисков в прекрасном «Говорящем свёртке»:
А вот тыквы, они именно такой формы, и их надо просто засушить и найти пробку. Теперь я понимаю, откуда в том же «Свёртке» взялись бутылочные деревья:
Поля очень жёлтые из-за горчицы, сурепки и других цветов:
В Кирении на севере острова есть старый замок, который стал миниатюрным ковчегом флоры: за его стенами растёт огромное биоразнообразие:
И даже стены в цветах:
Тут растёт кэроб, он же рожковое дерево, из стручков которого можно делать шоколад (не очень) и аналог кофе (не очень):
В магазине можно встретить каштаны:
Системно выращиваются оливки:
Завезли ящериц бороться с насекомыми в садах. Но они пока не расшатывают устои экосистемы:
Учитывая климат, теплицы часть сезона работают «холодицами», чтобы растения не выгорели. Кстати, картошка рядом растёт круглый год, каждые 116 дней урожай картошки.
Развито мясо-молочное животноводство:
Урбанизм: добрый психодел
Города низкоэтажные, поэтому даже небольшое количество жителей покрывает очень большую площадь застройки:
Совершенно особенным Кипр делает тот городской уклад, который сложился в чём-то вроде анархии без перегибов. Если в Риме на каждом доме есть статуи, которые с детства учат юного итальянца пониманию красоты и формируют у него совершенно особенную визуальную культуру, то здесь доминанта — граффити. И они очень красивые:
Хотя, конечно, местами странные. Их не закрашивают, потому что это произведения искусства с подписями.
Даже когда рисунок становится частью витрины. У нас это просто невозможная картинка:
Местами они имеют историю. Например, этот апельсиновый дедушка всегда торговал на этом месте, а потом пропал.
Жители города узнали, что он умер и сделали ему вот такой памятник ровно там, где он несколько лет подряд продавал сок. Вот ещё примеры граффити.
Вторая по важности вещь — ограниченный хаос архитектуры. Как и на островах Португалии, тут строят дом не для того, чтобы он всегда был новый. Встречаются очень старые объекты:
Невероятные двери:
Прекрасные мелочи во двориках:
Зелень часто растёт прямо из стен:
Число над дверью — год основания дома:
Запасы воды около новостроек часто прямо на парковке:
Очень многое питается от солнца и маленьких аккумуляторов:
Тротуары пугающие:
В машину может засунуть морду ослик:
На самом деле это выведенное за много поколений доброе стадо осликов на северо-восточном мысе.
Счётчики защищены от дождей:
Вот мы в гостях у местного русского жителя Михаила. Это не сам Михаил, а редкий синеязыкий сцинк. Название функциональное:
Почта от Англии, только цвет другой:
Даже в Лимасоле очень много что закрывается в 18. Но есть супермаркеты 24 и точки с фастфудом специально для тех, кто любит жрать по ночам:
Витрины прямо на улице, климат позволяет:
В горах Троодос есть заброшенные деревни, где осталась пара человек. Вот, например:
В часе езды стоит отель Беренгария — старинный комплекс ещё тех времён, когда звёзды отдыхали в целебном горном воздухе, а не у моря. Потом отель разорился, но местные придумали несколько трагических историй, как он достался трём братьям, и все они очень по-особенному умерли.
Средний брат по легенде упал с балкона в бассейн и сломал шею. Он олимпийский прыгун, если так — 12 метров вам не шутки. Картинки снизу есть тут.
Кстати, когда внизу жарко, в горах ещё вот так:
А на озёрах уже так:
А на пляжах никого нет:
Банки чертовски часто грабят, поэтому есть специальные шлюзы на входах в отделение:
Странного много:
Есть и очень красивые решения. Например, красные номера — для арендованных машин. Чтобы было видно, кто тут не знает правила:
Конечно, нельзя не упомянуть памятники культуры как точки для туристов. Это вот древний водопроводный комплекс, который интереснее храма рядом:
А вот тут можно потрогать плиту времён Ричарда. Смотрителя-то нет:
Внутри заведений дикая атмосфера праздника:
Мороженое могут продавать водопроводчики из следующего замка:
А, и да. Тут есть фестиваль. Как в Рио, только местный. В апреле. Целые сутки карнавального шествия без остановок, и к нему очень серьёзно готовятся. Так что, возможно, моё восприятие реальности было сильно ограничено тем, что праздник наступал.
В общем, если вы ещё не были на Кипре, стоит посмотреть его весной, пока солнце всё не сожгло, а фламинго не улетели, а фестиваль не начался (чтобы его застать). Только готовьтесь к тому, что это будут «выпадные» — вроде и выходные, но из жизни эти дни выпадут. Потому что место реально расслабленное, со своим течением времени и странное. Если вы не работаете в ИТ-секторе, конечно. Ну и очень интересно послушать тех, кто там уже работает, в этой доброй сказочной стране Даррела.
UPD: вот очень полезный комментарий amarao.
Комментарии (114)
VGoudkov
25.04.2019 10:36+2Добавлю пять копеек — а если поплавать в тёплом море и поесть вкусную местную еду — то ехать не раньше 15 сентября, поскольку уже не так жарко. Примерно месяц бархатный сезон, потом начинает холодать.
iago
25.04.2019 16:00добавлю, что не так страшно то что становится холоднее, сколь то, что световой день катастрофически укорачивается. В конце октября покупаться можно часов до трех дня, потом тени становятся длинными и становится холодно. А море-то теплое в октябре как раз
ghrb
25.04.2019 10:45Как там с тем чтобы получить гражданство и остаться? Или ближе к пенсии надо искать куда поехать на период дожития?
Как там медицина? Если вдруг и надолго заболеть, так что работать не можешь, то надо ехать обратно в Россию ложиться в больницу?amarao
25.04.2019 12:31Медицина есть, умеренная, и стоит умеренно. Визит к врачу — 40-60 евро. Недавно сделали универсальную медицину накинув работающим по процентов 5% на страховку в налоги (получается дороже, чем коммерческая).
afejie4
25.04.2019 15:17А как там насчет интернета? Скорость, доступность и остальные современные удобства жизни? Обычно, такая природная красота и пышность соседствует с общей отсталостью развития страны.
amarao
25.04.2019 15:30Интернет:
1. Главная беда острова не скорость, а latency. Меньше 70мс до самых близких серверов не бывает (кроме локальных кешей).
2. Есть 50Мб/€35 евро (кабельнет), у остальных скорости похуже и подороже.
3. Грязные ручки роскомпозора не порят сёрфинг
4. Природная красота — это специально искать в горах. Парков мало (маленьких по питерским меркам — 2 шт на весь лимассол, больших нет), летом всё сухое и выжженное.
5. В целом жить нормально, просто чуть-чуть надо ослабить перфекционизм.afejie4
25.04.2019 15:39ясно, в целом всё очень печально и похоже, что просто шило на мыло меняешь плюс дополнительные проблемы приобретаешь. Не стоит того. Хотя то, что там тепло и светло круглый год весьма полезно для психики, особенно после наших серых и дождливых 3/4 года.
t13s
25.04.2019 15:51Наверное, это все-таки индивидуально. Кто-то переехал и доволен (ну или хотя бы участвует в статистике по стокгольмскому синдрому), кто-то возвращается, кто-то дальше переезжает.
В моем случае получать немецкую рабочую визу на Кипре было забавно: звонишь в консульство узнать, все ли в силе, и можно ли приходить завтра на подачу документов, а сотрудник консульства отвечает, что «Эмм, меня завтра на работе не будет, так что вы сами расскажите заменяющей меня девочке, какие документы она у вас должна взять и зачем».afejie4
25.04.2019 15:59ну или хотя бы участвует в статистике по стокгольмскому синдрому
:)
ну так то да, каждому своё.t13s
25.04.2019 16:34Да я просто именно на Кипре встречал такое количество русских ура-кипро-патриотов, которым прям настолько зашибись, что они готовы собственноручно загрызть каждого несогласного, что ничем иным кроме стокгольмского синдрома объяснить это не могу. :)
t13s
25.04.2019 12:35+1Гражданство, теоретически, получить можно. Для начала надо официально прожить в «стране» N лет (N в мирное время примерно равно семи), и идти подаваться. Но есть нюанс:
1. Далеко не факт, что удастся эти N лет легально прожить непрерывно. Ибо siga-siga, и с продлением очередной визы вам могут опоздать на денек-месяц. И все, начинай сначала.
2. Время рассмотрения вопроса по выдаче гражданства, по сути, не регламентировано ничем. Так что ожидать своего приговора с момента подачи вы можете лет 5-7-10 — как повезет.
Европейский ПМЖ через 5 лет проживания получить более реально, т.к. Евросоюз Кипр на эту тему теребит, так что аборигены хотя бы немного шевелятся.ghrb
25.04.2019 12:57А в чём профит европейского ПМЖ кроме свободы передвижения? Если в Германии допустим блюкард получить, то там хоть образование, все туда лечиться ездят, хоть и пугают очередями по полгода. Если быть немецким налоговым резидентом, то какие-то социальные гарантии, по сравнению с российскими вроде как вообще замечательные.
Я вот просто думаю, есть ли смысл ехать на Кипр, если хочется в ЕС обосноваться. Или проще ехать сразу в Германию, а на солнышко и море выбираться от случая к случаю.t13s
25.04.2019 13:03Профит европейского ПМЖ в том, что вы можете переехать с этого острова невезения в нормальную страну ЕС :)
По поводу того, стоит ли ехать на Кипр, или сразу в Германию. На Кипре я смог просуществовать где-то год, своими заметками поделился в этой статье: habr.com/ru/post/333866. Что-то оттуда, может быть, вам важно, что-то нет.
Сейчас живу в Германии и Кипр вспоминается как страшненьий такой сон.ghrb
25.04.2019 13:08Спасибо, прочту!
Сейчас живу в Германии и Кипр вспоминается как страшненьий такой сон.
Понял, чего-то такого и ожидал.t13s
25.04.2019 13:16Рекомендую, кстати, после прочтения статьи поискать в фейсбучике реакцию на нее русскоязычной части Кипра (если интересно, могу в личку ссылки кинуть) — это чтобы вы представляли, с какими по характеру и мировоззрению соотечественниками вам, в случае чего, придется иметь дело. Очень познавательно, и, что печально, правдиво.
ghrb
25.04.2019 13:46Прочитал вашу статью, меня если честно немного другие аспекты интересуют, вроде медицины, образования для детей, насколько катастрофично стать временно нетрудоспособным (предпочитаю заранее спланировать самые негативные сценарии), поиск работы для жены, но ваша статья тоже помогает составить представление.
У меня просто сложилось представление что за всем кроме зарплаты с Кипра придётся уезжать.t13s
25.04.2019 14:14По медицине много не скажу, т.к., к счастью, сталкивался не так много. И на Кипре, и в Германии вам при простуде пропишут один и тот же ибупрофен, только в банановой республике вы заплатите и за прием, и за лекарство, а в Германии — фиксированную ставку в 5 евро за таблетки. Стоматология на Кипре дешевая и ужасная — в Германии пришлось переделывать все поставленные там пломбы (российские при этом не трогали). Насчет серьезных заболеваний — оборудование, наверное, и на Кипре есть (все-таки ЕС), но вот умеют ли местные им пользоваться — это очень большой вопрос.
По образованию — какое-то школьное получить можно. За высшим же все, кто хоть чуть-чуть соображает и заботится о будущем, предпочитают ехать за рубеж (несмотря на то, что рейтинги кипрских вузов даже выше рейтингов МГУ, кажется). По поводу развлечений для моложежи на острове есть два основных: фитнес и побухать. В любой последовательности.
По поводу нетрудоспособности: на больничный сходить можно, конечно. Возможно, даже, неофициально, т.к. конторе лень будет заморачиваться с оформлением бумаг.
Супруге работать будет нельзя, это вам не Blue Card. Если только получать отдельную рабочую визу.
С зарплатами — это уж как договоритесь, но «плюс» в том, что на Кипре вам деньги тратить просто не на что. Так что при любой зарплате копить сможете просто с космической скоростью. Несмотря на то, что все цены по сравнению с континентальной Европой весьма высоки.
Ну и насчет масштабов беды siga-siga: возврат переплаты налога по декларации за 2017 год я жду до сих пор. Немецкий же возврат я уже за 2018 получил.amarao
25.04.2019 15:31gisa?
t13s
25.04.2019 15:39А что с ней?
amarao
25.04.2019 16:24Всё то, что вы рассказали про медицину в Германии. Бесплатная медицина с минимальной символической платой, чтобы не шлялись просто так.
t13s
25.04.2019 16:41Опять же повторюсь, что на Кипре я не успел поболеть, поэтому много чего на своей шкуре не испытал. Gisa — это прям государственная страховка, оплачиваемая из налогов, и которая покрывает абсолютно все случаи от простуды до вытаскивания с того света, как на Кипре, так и зарубежом без необходимости первоначально рассчитываться за лечение из своего кармана?
amarao
25.04.2019 17:33Да. Действует с нового года, вызвала существенное повышение налоговых сборов с работающих.
Да, я опечатался, это не gisa, это Gesy.
www.cyprusbeat.com/free-national-healthcare-system-gesyt13s
25.04.2019 17:46О, ну если это прям заработало, то круто. В статье, правда, написано, что оно для «citizens». Понаехавшим тоже можно?
А то, насколько помню, по рабочей визе права совсем птичьи, даже контракт на мобильную связь не дадут.amarao
25.04.2019 18:07На людей с permit оно тоже действует (permanent, working и т.д.). Другое дело, что для working permit надо иметь страховку в любом случае, так что экспатов это не особо касается (да и частные госпитали всё-таки интереснее, чем работающие по gesy).
Контракт на сотовую связь вполне себе делают, я не знаю, где вы такого нахватались. Вообще, единственное место, где ощущается разница — это в консультствах других стран. У местных фантастический паспорт по которому чёрти где (в хорошем смысле) можно без виз кататся.t13s
25.04.2019 18:16Ага, ну то есть, все-таки основные плюшки — оно для граждан, прочих резидентов в плане медицины сношают по-старому.
Нахватался в MTN, где меня послали в пешее эротическое с моим working permit.
Паспорт неплохой, да, но немецкий все равно в этом плане круче.
w0lf
26.04.2019 09:00Отчасти понимаю реакцию этих людей. Кипр это рай, а жить в раю, к сожалению или к счастью, могут не все. Это не проблема Кипра и не проблема этих людей. Просто такая вот несовместимость. Так как эта несовместимость встречается нечасто, то вызывает у тех, у кого «совместимость» ожидаемый когнитивный диссонанс.
Areso
25.04.2019 10:53А можно еще раз, для тех кто в танке? Правильный метод посещения обоих Кипров, и чтобы за это ничего не было впоследствии во всех причастных юрисдикциях? Летим в Лимасол, оттуда едем на Северный Кипр? Потом обратно?
kahi4
25.04.2019 11:19В Лимассол вы вряд ли прилетите, там только английский военный аэродром, но да, летите до Ларнаки, гуляете по южному Кипру, потом едете на серверный на обычной машине (попросят оформить доп. страховку, вроде 30 евро на неделю), оттуда обратно. Южнокиприоты обычно никаких документов не спрашивают, северные проверяют только нет ли на вас штрафов за превышение скорости. Многие советуют ехать не через крупные блок-посты типа Никосии, а через мелкие.
Очень важно: последнее время внимательно относятся к этому на таможне в аэропорту. Там не стоит говорить, что вы собираетесь посетить северный Кипр ни в каком случае. И когда последний раз летал, людей до слез доводили мучительными допросами о том, куда едете и где остановитесь, проверяли букинг отелей. Может сейчас уже отпустило, но про Северный Кипр говорить не стоит
Milfgard Автор
25.04.2019 11:28Прилетать лучше в Пафос, там пустой аэропорт. Идти через английский блокпост на западе, он самый быстрый со слов местных.
kahi4
25.04.2019 11:55+1со слов местных
К слову, хотел даже как-то писать статью "что вам не расскажут о Кипре", но ограничусь комментариями тут.
"Со слов местных" практически все. Это даже смешно, но все законодательство тут "со слов местных". Я серьезно, попробуйте найти их конституцию хотя бы. Законы и правки вообще невозможно найти. Все передается на уровне слухов. Даже те, кто помогают с миграцией, узнают о правилах миграции методом тыка.
А вольность трактовки этих законов поражает. Например, есть закон (со слов местных, ага), что у всех зданий свыше 5 этажей должна быть запасная лестница. Вот только почему-то этажность здания они считают по кнопкам в лифте или я не знаю, но -2, -1, 0, M и G туда не входят. В итоге в 9-ти этажном здании (если считать по перекрытиям) запасной лестницы может и не быть, а горит там часто. Ужасная сухость и ужасное соблюдение ТБ приводит к тому, что пожарная машина делает по 5 выездов в день. Да я сам видел на районе пожар не реже раза в месяц в летнее время.
amarao
25.04.2019 12:25В новых лестницы делают. Очень много старого и построенного во время исхода с Севера (для беженцев строили много жилья забив на стандарты).
Плюс надо понимать, что есть настоящие многоквартирные дома, а есть частные с «столбиками сверху», которые доросли до лимита высотности.kahi4
25.04.2019 12:27Я говорю про не очень старую постройку от Завоса (лет 10 ей, а то и меньше). Впрочем, Завос — отличный пример кортеджа от застройщиков, которые лепят как им вздумается и выбить от них адекватных услуг сложно.
amarao
25.04.2019 12:30На Завос очень много нареканий по ведению бизнеса. Я слышал очень хорошие отзывы про Вашиотиса (там глава — старенький дедушка, который очень тщательно всё сам проверяет).
dagen
25.04.2019 12:34пожарная машина делает по 5 выездов в день.
Странно, много раз проходил мимо пожарки на грива дегени, которая напротив нового яйца-небоскрёба, там всегда машины на месте были, а пожарные фигнёй страдают. Один раз только пусто было, и этот раз я запомнил, так как было очень необычно))
Areso
25.04.2019 11:31А пограничники отметок в паспорте не поставят, при пересечении границы между двумя частями острова? При повторном прилёте вопросов не возникнет, если увидят отметку?
Milfgard Автор
25.04.2019 11:40Гражданам РФ нет, но там какие-то замуты с местными.
kahi4
25.04.2019 11:44Раньше ставили, сейчас нет. Все в электронном виде. Опять же, это только северная часть, южная только может попытаться поискать контробанду.
К слову, туда еще можно попасть через Турцию, тогда по документам вы на Кипр вообще не въезжали. Но я бы не рекомендовал в таком случае пересекать сухопутную границу с южным Кипром.
dagen
25.04.2019 12:18При прибытии на Северный Кипр не через границу с Южным тут же ставится обычная отметка в паспорт, и с этого момента вы пособник северных оккупантов, въезд на Южный Кипр закрывается.
SandroSmith
25.04.2019 15:02Кем ставится? Туркокиприотами в (условно) порту при прибытии?
gatoazul
25.04.2019 18:32Полицейскими-греками на линии разграничения. Турки штамп о въезде ставят не в паспорт, а в отдельную бумажку.
amarao
25.04.2019 12:26+1Кипр считает северную часть оккупированной (но своей), так что посещать её можно. Нельзя
1) проникать на территорию острова и покидать его минуя пограничный контроль (т.е. через Север)
2) покупать недвижимость на Севере, которая до оккупции принадлежала бежавшим оттуда людям. Это уголовная статья и за неё реально сажают.
3) Провозить товары для перепродажи.dagen
25.04.2019 12:314) Если на пункте пропуска у полицаев плохое настроение, то они проверят ваши вещи на наличие подделок, купленных на Северном Кипре. Если найдут, и если они покажутся полицаем купленными на Северном Кипре, они их отберут))
amarao
25.04.2019 12:34Контрафакт — да. Обычные вещи/немного еды вполне нормально. Хотя грузить багажник не рекомендуется, потому что по тем же кипрским представлениям оно всё приехало в страну без растоможки и продано без VAT'а.
gatoazul
25.04.2019 18:33Там официально не пограничники, а полицейские. Греческий Кипр считает, что никакой границы там нет, поэтому и пограничников быть не может.
old_gamer
25.04.2019 12:09Лететь только в Ларнаку или Лимассол, так как если влететь на турецкую часть, это незаконное проникновение на остров по южным законам. Кроме того, а Эрджан (это север) можно попасть только с пересадкой в Турции. Прямых нет. При паспортном контроле на юге ни слова про север. Зато потом просто берете такси и едите. Если вы вьезжаете на север с юга, то потом при возврате никаких проблем не будет. Виза для севера не нужна. Можно поехать на машине, но нужно будет прикупить доп страховку.
intsurfer
25.04.2019 10:53+1Помнится в Лимасоле выходишь вечером после работы на набережную и как в Индию попадаешь. :) Если кто-то на вид европеец, то, скорее всего, такой же турист. Когда у первого встречного спросили на английском, мол, «где можно найти ближайший банкомат?», нам ответили на чистом русском — «там, за углом». :)
the_mix
25.04.2019 11:28Жил в Лимассоле июль-ноябрь 2018, я мало где был, но это лучшее место. Не вернулся бы, если бы не жена.
amarao
25.04.2019 12:21+4Ох, туристы-туристы…
Приличная часть населения не знает ни английского, ни русского на нормальном уровне. Попробуйте найти, например, столяра-мебельщика с знанием английского. Я одного знаю — и он живёт в Никоссии. С остальными общение в пределах 20-30 слов, и то с трудом.
Siga-siga — огромная проблема, если вам всё-таки что-то от людей надо (например, доделать межкомнатную дверь). Tomorrow, my friend, tomorrow. И так можно год, и больше.
На дорогах ездят плохо, но добро. Практически никто и никогда не пытается обогнать по обочине или по полосе для поворота, и очень хорошо пропускают. В этом смысле ездить тут очень комфортно (хотя и надо пристально смотреть на неожиданные повороты к периптерам и открывающие на проезжую часть двери).
Могу объяснить структуру местной недвижимости. Плот (участок земли) может быть либо full plot (520+ m2, либо half plot (то, что меньше), либо undivided (в общей собственности). Здания на full plot обязаны иметь 3 метра от стены до границы плота. Здания на half plot и на undivided должны иметь 3 метра между друг другом (т.е. 1.5 с каждой стороны). Высотность контролируется высотным регламентом довольно жёстко, так же как и два других параметра: процент застройки плота и процент площади в этажах на земле или над землёй от размера плота (build density 300% означает, что на плоте в 500м можно сделать 1500м этажей). Подземные этажи и пристроечки вниз по обрыву не считаются.
Для солнечных панелей есть программа net meter (когда можно сдавать электричество и его зачитывают в последующие месяцы). 5k евро панели на крышу под ключ, окупается за 5-7 лет полностью.
Водогреи куда эффективнее солнечных панелей и новые модели (на фотке — старая) способны дать горячую воду даже в пасмурный день.
Электричество дорогущее, теплоизоляция в большинстве домов ужасная, окна раздвижные с дырками, причём дырки — это часть проекта, потому что вентиляции в помещениях нет.
Цены на недвижимость и аренда прут как не в себя и сейчас, мягко говоря, недружелюбные. В последний год цены на овощи/фрукты выросли в полтора раза (из-за летней засухи запретили поливать однолетние, а сейчас тут потоп и воды на годы вперёд).
Воду фильтруют довольно плохо — илистая и с магистральной ржавчиной.
Пробки нарастают — за последние пять лет стало уже некомфортно (ещё можно ехать, но уже на грани).Elas
26.04.2019 08:14Приличная часть населения не знает ни английского, ни русского на нормальном уровне. Попробуйте найти, например, столяра-мебельщика с знанием английского.
Ого, я думал на Кипре с этим как в Греции, там местные (по крайней мере, не в дремучих селах) вроде неплохо говорят по-английски. Или речь идет именно не о бытовом общении, а когда надо говорить «по делу»?
Кстати, еще из климатического слышал про мощные пылевые бури, насколько это серьёзная проблема?amarao
27.04.2019 14:36Чем дальше от сервисной индустрии и туристов, тем хуже с английским. Пылевые бури становятся сильнее, да. Сейчас почти ясно, а приборчик показывает >10000 0.3um частиц на литр.
BubaVV
25.04.2019 12:25Интересно, насколько быстро приезжие водители адаптируются к левостороннему движению
amarao
25.04.2019 12:29Быстро. Именно левостороннесть никак не мешает, по своему опыту главной проблемой был габарит слева (всё время ощущение, что выехал на встречку — т.к. справа в машине «ничего нет»), и трудно при повороте помнить, что надо оставить запас на «много машины слева». Но потом привыкаешь.
А вот с поворотниками швах. Есть два стандарта: указатель поворотника слева (Япония) и справа (Европа). В зависимости откуда машина привезена, приходится потоянно переучиваться/путаться.
Есть даже шутка: как узнать русского на дороге? На перекрёстке он трогает дверь и протирает стекло.t13s
25.04.2019 12:37А что, на Кипре кто-то пользуется поворотниками? Серьезно? Срочно покажите мне этого человека! :)
amarao
25.04.2019 12:41Пользуются. Не все, но пользуются, особенно в плотном движении в часы пик.
t13s
25.04.2019 12:48Ну как сказать… Вот это вот — просто документальный фильм на тему того, как водят на Кипре: www.youtube.com/watch?v=XgA25L1xC1k
amarao
25.04.2019 12:51Это не греческий язык.
t13s
25.04.2019 12:55Чувак по-английски, вроде, говорить пытается. Субтитры «навигатора» тоже английские. В чем печаль-то? :)
amarao
25.04.2019 13:49Оно пытается что-то про Кипр говорить не на греческом? Эм…
t13s
25.04.2019 14:20Что-то вы совсем неосновательно к вопросу подходите: а как же придраться к тому, что человек вообще с навигатором беседы ведет? :)
А уж греческий, или не греческий — это дело всторостепенное. Мы вот тут все дружно Кипр по-русски обсуждаем. И даже живы пока что.amarao
25.04.2019 15:05Этот фильм не совсем соответствует стилю вождения на Кипре. Экстремальным ounliner'ам — может быть, но не основной массе водителей.
BZAin
26.04.2019 01:07ооо, великая проблема киприотов… всегда приходилось сигналить им, когда они поворачивают и делают это очень медленно )
vlreshet
26.04.2019 11:07+1Есть даже шутка: как узнать русского на дороге? На перекрёстке он трогает дверь и протирает стекло.
А в чём прикол? :)old_gamer
26.04.2019 11:16+1руль не с той стороны. И ручка КПП. А вместо переключателя поворотника на японках переключатель стеклоочистителя
vlreshet
26.04.2019 13:58+1А вместо переключателя поворотника на японках переключатель стеклоочистителя
Аааа, «протирает стекло» = «работают дворники». Теперь понятно) А я представлял себе человека именно натирающего стекло тряпочкой, и не мог уловить связьold_gamer
26.04.2019 14:01+1Вы, наверное, еще просто не попадали в такую ситуацию ) Правда, привыкаешь обычно быстро. В леворуких странах такой прикол доступен водителям Мерседесов, когда они садятся в другую машину. Они перед тем, как тронуться с места стекло протирают. Или когда хотят сдать назад )
darthslider
25.04.2019 15:26Дня 2 прям задумываешь о помехе слева и том, с какой стороны дороги надо ехать, на третий уже как будто так всегда и было.
metalim
25.04.2019 16:09Сразу привыкают.
Лет 5 назад ездил на Кипр, брал машину в аренду на 2 недели, исколесил весь остров вдоль и поперёк. Сейчас прочитал ваш коммент и с трудом вспомнил, что да — левостороннее.
stepmex
25.04.2019 16:20Мне потребовалось 10 минут пассажиром, от конторы до отеля и обратно, и 5 минут за рулём, от конторы и в отель.
kost
25.04.2019 23:43У меня был первый опыт самостоятельного вождения машины как раз на Кипре. Адаптировался быстро.
Shua_inc
26.04.2019 21:43Я освоился по дороге из Ларнаки в Лимассол. Местные от красных номеров шарахаются, так что все ок) промахивался при переключении с 5 на 3, или 4 на 2, на механике ездил. На второй день прошло. Короче ничего страшного.
И да, поворотниками там не злоупотребляют.
Estee
25.04.2019 13:40+1А что же ни слова про котиков? Меня в свое время на Кипре поразило огромное количество тёплых пушистых сытых кошек, которые просто нежатся на солнце. Непонятно правда, дикие они, которым еды хватает, или домашние на прогулке, но очень позитивные
kahi4
25.04.2019 14:00Дикие, не считая одной церквушки "кошачий монастырь"
Вообще они не всегда позитивные и дружелюбные, бывают и крайне агрессивные. Что забавно — у одного магазина как-то пришла трусливый худой голодный кот, там на парковке и остался. Спустя месяц уже стал пушистым спокойным отъеденным котом. Видимо, скитался по острову в поисках еды, пока не набрел на этот кошачий рай.
Sioln
25.04.2019 14:10+1Однажды, когда мы ехали на автомобиле в горы на Кипре, одному из пассажиров привидился КРАБ на дороге.
Ну мы поржали и поехали дальше. До следующего КРАБА на горной дороге. Потом уже, лазяя по горам и тамошним ручейкам убедились, что на Кипре в горах по ручьям, действительно, обитают крабы. Они не крупные и красного цвета.metalim
25.04.2019 16:17Ещё козлы встречаются. Ходят семейством. Я увидел какое-то животное на дороге, решил остановиться и выйти посмотреть. Оказался отец семейства, наблюдавший как его семья переходит дорогу. Увидел меня и решил пояснить кто тут главный самец. Пришлось ретироваться от его рогов обратно в автомобиль.
Ну и зайцы — тоже любят по дорогам бегать ночью. На неосвещённых участках стоит ездить медленнее, т.к. эти тупые зверюги бегут от автомобиля вдоль дороги, а не поперёк.PendalFF
26.04.2019 10:49+3Это бага в прошивках всех зайцев, они бегут от автомобиля не вдоль дороги а в освещенном фарами коридоре.
Баг давно известен, за его использование при охоте могут забанить.MTyrz
26.04.2019 13:06+1а в освещенном фарами коридоре
Я такое же поведение несколько раз наблюдал днем. У меня ощущение, что отчасти они бегут просто в сторону, противоположную опасности, и сторона эта просто каким-то злобным мановением перста судьбы именно та, в которую едет автомобиль.
Впрочем, один раз ночью заяц, трижды отбегавший от нас за поворот (лесная грунтовая дорога, ямы: ехали очень медленно), на четвертый раз решил, что ужасный конец лучше бесконечного ужаса. Показавшись в свете фар за очередным поворотом, он не раздумывая рванул НА нас. Остановились, благо действительно ехали очень медленно. Лопоухий самурай звонко блямкнул башкой о бампер и, не снижая скорости, скрылся в придорожных кустах. Не знаю, выжило ли это чудо впоследствии, но по крайней мере удрало на своих ногах достаточно далеко от места ДТП.
ChieF_Of_ReD
25.04.2019 15:13+1Хехехехехе, кусочек истории в телеграмме, кусочек на хабре, другой кусочек на почту )
Интересно, есть ли ещё другие «каналы связи» с историями?
8gen
25.04.2019 16:21Уверенно не скажу, но у меня есть гипотеза, что это сочетание политической ситуации и климата. У многих культур кочевников время не линейное, а циклическое.
Тут вы, батюшка, очень интересную тему затронули. Советую изучить глубже Ричарда Льюиса и его классификацию культур.
В общем — в яблочко :)
Barafu_Albino_Cheetah
25.04.2019 19:02+1рожковое дерево, из стручков которого можно делать шоколад (не очень) и аналог кофе (не очень)
и арабский коньяк «Харув» (очень даже очень).
BZAin
26.04.2019 01:04+1Жил и работал (в IT) на Кипре… весело, кайфово, не так как в России, лучше чем в России, хотя смотря для кого… долго жить сложно, необходимо часто выезжать с острова, остров маленький быстро приедается. В самой жизни на Кипре есть как плюсы так и минусы, для самих киприотов жизнь хороша, они не торопятся, живут и радуются жизни. Сига-сига у них говорят.
По поводу езды под градусом, было такое когда туристов было меньше, года так 3-4 назад не обращали на это внимания, с каждым годом народу все больше, и в основном русскоговорящие, злоупотребляют этим положением. Раньше люди пили вино пару бокалов и садились за руль, что было нормально. Но приезжие пользуются этим и не останавливаются на вине, в расход идет водка, виски, крепкие напитки, это уже не хорошо.
Уехал в Россию, часто скучаю по той жизни что была там…
Просыпаешься рано утром, солнце светит, пойдешь в булочную, купишь булку с халуми (кипрский козий, овечий сыр, очень вкусный), кофе и жизнь хороша)))…
Люди всегда улыбаются, солнце светит и тебе хорошо на душе. Море лазурное, дайвинг, кайт серфинг, море удовольствий.
Кто не был, советую поехать посмотреть, пожить немного.
Отдыхать на Кипре туристом или как местный разные вещи, и сам Кипр разный.
Советую вообщем ).
BZAin
26.04.2019 01:36-1Тут растёт кэроб, он же рожковое дерево, из стручков которого можно делать шоколад (не очень) и аналог кофе (не очень):
кэроб — не шоколад, это своего рода заменитель… он больше на сироп похож. и очень полезный, специфический, но полезный.
VT100
26.04.2019 11:03Мега(?) оффтоп.В 74 всё это ещё раз прогрелось и стало уже гражданской войной. Турция отгораживает северную сторону и защищает турко-киприотов.
Этот участок непризнан официально, но по факту там кусок Турции. Если вам нужна аналогия — у нас есть похожий полуостров.
Аналогий можно настрогать самых разных.
Например от "энозиса", через «чёрных полковников» (за что отдельное спасибо англичанам изрядно проредившим греческих левых с помощью немецких коллаборантов), к государственному перевороту 15 июля 1974 года, который и стал основным поводом для турок.
trolley813
Если верить Википедии, то на Кипре смертность в ДТП в 3,5 раза ниже, чем в России, если считать на 100000 человек населения, и в 6 раз ниже, если считать на 100000 автомобилей (если сравнивать Кипр с Украиной/Белоруссией, то примерно в 2,5 и 4 раза).
Может быть, это у нас что-то делают не так?
kahi4
Ответ очень прост: на Кипре все тащатся 50 км/ч, скорости и расстояния небольшие. Фактически, единственное место, где можно ехать 100 км/ч — хайвей, но он в одиночку эту статистику и набивает.
kahi4
На всякий случай, как сдают на права на Кипре (из первых рук):
Приходишь в дорожный департамент полиции Кипра, платишь 40 евро (сбор), тебе открывают книжку с знаками, открывают какой-то случайный знак (обычно это кирпич, никакой экзотики), просят объяснить что это за знак. Потом выдают учебные права, по которым ты можешь год ездить.
Автошкола. https://www.youtube.com/watch?v=_HZhn5ttycY утрированно, но довольно близко к правде. Начинают сразу с города, никаких там площадок.
Сдача экзамена — минут 10 ездишь с инструктором, в основном проверяет, умеешь ли ты ездить по кольцу (важно это делать как киприот, по хорде, и выезжать во второй ряд сразу, потому что в первом могут быть припаркованы машины), просят где-то припарковаться (как получится, никаких коробок или параллельных парковок) и все. Дают европрава.
Для контраста, чтобы получить такие же европейские права, в Швеции нужно сдавать тест из 70 вопросов, закончить автошколу и школу экстремального вождения (управление машиной на гололеде), потом 25 минут катать инструктора, который в том числе, проверяет насколько "экологично" ты водишь, чтобы это ни значило.
vlreshet
Soffort
Украина, Киев. Обучался несколько месяцев назад. Первое занятие по посадке, педалям, рулёжке на большой пустой парковке гипермаркета. Второе занятие — город.
Rhoads
АКПП сильно упростила жизнь.
vlreshet
Повезло, от города к городу зависит. Я пришёл, а инструктор меня спрашивает «ездить умеешь? — нет, первый раз — блииин, а у меня таааакие планы на сегодня были! Ну ладно, садись, будешь ехать». Раз 6 заглох пока тронулся, а потом потихоньку поехал. Вот и вся площадка…
Am0ralist
Whuthering
А еще климат поменять, да, мантру «климат не тот» забыли!
amarao
Надо считать на миллион километров на машину. Тут расстояния меньше, и либо это хайвей, либо низкие скорости из-за постоянных поворотов/лежащих полицейских/пробок.
maikus
Конечно же, у нас что-то делают не так. Например, у нас ездят по дорогам при отрицательных температурах, по снегу и льду.
Whuthering
Особенно где-нибудь в Краснодарском крае, где снег и лёд большую часть времени в году ещё постараться поискать надо.
А на севере Швеции, в Финляндии, Норвегии и Канаде тоже ездят по дорогам при отрицательных температурах, по снегу и льду, и при этом статистика говорит сама за себя. Но во всем виноват климат, да.
maikus
Езда при отрицательных температурах — это только один пример того, что у нас не так. Почему вы пишете, что во всём климат виноват? Еще не так у нас — старые машины. Еще не так у нас — темпераментная езда, как раз в том самом Краснодарском крае это особенно заметно. И это то, чего почти не встретишь в тех безопасных северных странах, о которых вы мне столь любезно напомнили. Кстати, по поводу поисков снега в наших южных регионах. Вы сами много ли ездили зимой по М4 и по горам Кавказа или Крыма?