Недавно вышла Node 12 с кодовым именем Erbium
, долгосрочная поддержка которой (LTS) продлится с октября 2019 по апрель 2022.
В новой версии много вкусностей и улучшений рантайма. Помимо этого, учитывая, что под капотом V8, нода также получит все улучшения движка.
Поддержка import/export
Нода входит в 3 фазу на пути к ECMAScript Modules. Изначально эта фича была доступна лишь с флагом --experimental-modules
. К моменту перехода Node на LTS планируется убрать необходимость использования этого флага.
Синтаксис с использованием import/export
стал предпочтительным при работу с модулями у js разработчиков с момента стандартизации в ES6, и команда, стоящая за Node, старательно работала над нативной поддержкой. Экспериментально эта возможность была доступна с Node 8.0 с 0 фазы. Текущий релиз — это большой шаг в этом направлении. Большинство популярных браузеров уже поддерживают эту фичу с помощью <script type="module">
.
С 3 фазы будет поддержка трёх вариантов import
из ES моделуей:
// экспорт по умолчанию
import module from 'module'
// именованный экспорт
import { namedExport } from 'module'
// экспорт всего пространства имён
import * as module from 'module'
Ванильные модули можно экспортировать только дефолтным способом:
import module from 'cjs-library'
Можно использовать import()
для загрузки в рантайме. import()
возвращает Promise
и работает как с ES моделями, так и с CommonJS библиотеками.
V8
Node 12 будет первоначально работать на V8 7.4 и в конечном итоге обновится до 7.6. Команда V8 согласилась предоставить ABI (Application Binary Interface). Заметными улучшениями в V8 7.4 являются улучшения производительности для более быстрого исполнения JavaScript, лучшего управления памятью и расширенной поддержки синтаксиса ECMAScript.
- Async stack traces.
- Ускоренный вызов при несоответствии числа аргументов.
- Ускоренный парсинг.
Улучшена работа с await
.
Async stack traces
Давайте рассмотрим этот код:
async function testAsyncStacktrace() {
await killme();
return 42;
}
async function killme() {
await Promise.resolve();
throw new Error('#Feelsbadman');
}
testAsyncStacktrace().catch(error => console.log(error.stack));
На более старых версиях вы получите примерно такой стектрейс:
Error: #Feelsbadman
at killme (test.js:8:11)
at process._tickCallback (internal/process/next_tick.js:68:7)
at Function.Module.runMain (internal/modules/cjs/loader.js:721:11)
at startup (internal/bootstrap/node.js:228:19)
at bootstrapNodeJSCore (internal/bootstrap/node.js:576:3)
Как видно, в сообщении вообще нигде не упоминается testAsyncStacktrace
. А теперь флаг --async-stack-traces
включен по умолчанию, и лог будет выглядеть так:
Error: #Feelsbadman
at killme (test.js:8:11)
at async testAsyncStacktrace (test.js:2:5)
Ускоренный вызов при несоответствии числа аргументов
В JavaScript вполне допустимо вызывать функции с меньшим/большим числом аргументов (т.е. передавать меньше или больше объявленных формальных параметров). В первом случае это under-application, а во втором over-application. В случае недостаточным числом аргументов параметры будут иметь значение undefined
, тогда как в случае с большим числом параметров они просто игнорируются.
Однако функции JavaScript всё еще могут получить фактические параметры с помощью объекта arguments
, rest parameters или даже с использованием нестандартизованного Function.prototype.arguments в sloppy mode функциях. В результате, движки JavaScript должны предоставлять способ получения фактических параметров. В V8 это делается с помощью методики arguments adaption. К сожалению, подобные методы сказываюся на производительности.
В некоторых сценариях V8 полностью пропускает arguments adaption, сокращая накладные расходы на вызовы до 60%.
Подробности можно узнать в документе.
Ускоренный парсинг
В Chrome достаточно большие скрипты парсятся потоково в рабочих потоках во время их загрузки. В V8 7.4 исправили проблему с производительностью декодирования UTF-8, что привело к ускорению на 8%.
Каждое падение на диаграмме представляет собой одно из улучшений производительности в потоковом анализаторе.
Улучшена работа await
Вместе с флагом --async-stack-traces
теперь по дефолту включен флаг --harmony-await-optimization
. Подробности тут.
Приватные поля классов
Доступная в V8 возможность использовать приватные поля перекочевала и в ноду. Такие поля недоступны вне класса. Для создания оных нужно перед переменной указать #
.
class HelloThere {
#hidden = 'Hidden';
get hidden() {
return this.#hidden;
}
set hidden(txt) {
this.#hidden = txt;
}
hi() {
console.log(`Hello, ${this.#hidden}`);
}
}
При попытке обратиться к #hidden
извне получите синтаксическую ошибку.
const hello = new HelloThere();
hello.#hidden = 'Visible'; // -> SyntaxError
console.log(hello.#hidden); // -> SyntaxError
Быстрый старт
Node 12 будет использовать кеш для встроенных библиотек перед сборкой и встраивать как бинарники. За счёт использования этого кеша основным потоком время старта сократится на 30%.
TLS и безопасность
Нода теперь поддерживает TLS 1.3, предлагающий повышенную безопасность и уменьшающий задержку. TLS 1.3 сильно изменил протокол и активно интегрируется в сеть. Благодаря внедрению TLS 1.3 повысится конфиденциальность данных пользователей, а также ускорится обработка запросов за счёт снижения времени на handshake в HTTPS. Кроме того, TLS 1.0 и 1.1 отключены по умолчанию, а из crypto
убрали deprecated методы.
Динамичный размер хипа
Ранее использовался дефолтный размер кучи V8, составляющий 700МБ (32-разрядные системы) или 1400МБ (64-разрядные системы). Теперь нода будет определять размеры кучи на основе доступной памяти, чтобы оптимизировать используемые ресурсы машины.
Возможность дампить хип
Node 12 предоставляет возможность дампить кучи, облегчая обнаружение проблем с памятью. Подробности можно посмотреть тут и тут.
Экспериментальные диагностические репорты
Нода предлагает более мощный инструменты по диагностике проблем (производительности, загрузка ЦП, памяти, сбои и т.д) прям внутри приложений, предоставляя экспериментальную фичу по отчётам.
Улучшения при работе с нативными модулями
Node 12 продолжает тренд по упрощению работы с N-API. В этой версии улучшена поддержка, в частности при работе с worker threads.
Заключение
В Node 12 много улучшений. Полный CHANGELOG можно посмотреть на Гитхабе и на самом сайте.
Комментарии (25)
justboris
02.05.2019 12:27+3Экспериментально эта возможность была доступна с Node 8.0 с 0 фазы. Текущий релиз — это большой шаг в этом направлении
Неплохо было бы раскрыть, что именно произошло здесь. Попробую это сделать.
8 версия содержала в себе старую версию реализации. У этой реализации были недостатки, поэтому было решено переделать ее. Текущая версия является обладает новыми возможностями, например доступом к классическому require() из es-модуля.
Кроме этого, новая реализация позволяет использовать расширение
.js
для es-модулей (вместо специального.mjs
), предлагая использовать поле "type": "module" в package.json, чтобы авторы npm-модулей могли сами определять, является ли их пакет es-модулями, или старыми commonjs
sultan99
02.05.2019 17:41+4Эх почему не `private` вместо `#`?
vvadzim
02.05.2019 17:59Вы имеете ввиду нечто подобное?
class A { private x isEqual(b) { return x === b.x } }
Насколько я помню, обычно (например в C++ и Java, если не ошибаюсь), private даёт доступ к приватным полям объектов того же класса. В JS на этапе компиляции нельзя понять, какого класса будет объект, а в рантайме — дополнительные сложности.
Т.е. приведенный выше пример интерпретатор фактически должен будет понимать как
class A { private x isEqual(b) { return x === (b instanceOf A ? b.private x : b.x) } }
И так с каждой операцией взятия свойства. Ещё как-то надо разрулить b['x'] и b[variable].
Как-то сложно получается. Проще #.lllypynby
02.05.2019 22:07+1Неужели это нельзя было зашить в интерпритатор? Пусть хоть там в ___x преодбразует какая разница. Просто язык превращается в набор символов, который нужно запоминать, а к реальности никакого отношения.
vvadzim
02.05.2019 22:19+2Как именно преобразовывать?
Вы можете хотя бы примерно алгоритм указать?
Люди вот не смогли найти алгоритма, как скомпилировать класс со служебным словом private в js.
Предложите хотя бы преобразование для первого примера из моего комментария.
Так-то приватные поля ещё не приняты окончательно. Можно переиграть, если ваше предложение подойдёт.sultan99
03.05.2019 06:08С обратной совместимостью скорее никак, скорее тут надо вводить новое ключевое слово private как const, static на уровне интерпретатора.
justboris
02.05.2019 22:26+1Ответ на этот вопрос есть в официальном FAQ. Ещё вот тут в комментариях на Хабре эту тему поднимали.
А если совсем коротко, то не так уж просто добавить полноценный private keyword в динамический язык с 20-летней историей
olexandr17
02.05.2019 22:32Меня интересует, как обстоит с этим дело в TypeScript?
На данный момент, насколько я понимаю, не весь JS-код будет валидным для TS?
ReklatsMasters
03.05.2019 01:50+1Самая мегафича для меня лично это асинхронные стектрейсы. Это просто в разы упростит дебаггинг. А если ещё и process.nextTick будет поддерживать async stack trace, это бомба. Просто проблема в том, что не все разработчики грамотно проектируют свои интерфейсы, из за этого иногда функции внутри nextTick кидают исключения и поиск источника исключения превращается в боль. Внутри ноды, кстати, эта проблема обходится через события.
DanilaLetunovskiy
Меня очень бесит, что перед каждой переменной и функцией в модулях нужно писать слово export. Поэтому я написал небольшой скрипт, который проходит по всем .mjs файлам, собирает эти имена переменных и функций, и вверху одной строчкой их все экспортирует.
auto_exports.js:
и чтобы он запустился, ещё в package.json надо вставить строчку
Djaler
Очень странное решение, ибо так вы отдаёте всё наружу, не разделяя на публичное и приватное
DanilaLetunovskiy
лучше бы разработчики node.js сделали всё открытое, а кому уже нужно закрывать, те бы писали private перед переменными.
но это также как моральная дилема вагонетки, одни считают что человек который не дёрнул рычаг виноват, совершил преступление бездействием, а другая половина людей считают что не виноват.
у нас разные мировозрения, и мы всёравно друг с другом никогда не согласимся ;)
justboris
так уже было изначально в браузерах, когда функция, объявленная в одном тэге script была доступна в другом. Такой подход оказался очень неудобным, и разработчикам пришлось изощряться, чтобы создать себе приватную область видимости. Полностью эта история рассказана в этой статье.
Поэтому текущий модульный подход с необходимостью писать явный export оказывается лучше и удобнее для большинства разработчиков. Мы изначально высвечиваем из модуля его публичное API, а потом уже модифицируем его внутри как хотим, и нам не нужно писать private каждый раз, когда мы рефакторим и создаем внутри новые функции и переменные.
DanilaLetunovskiy
нет ты не прав.
ты спутал совсем разные вещи, модули, и просто когда всё было в одной области видимости.
модули и так сами по себе не открытые, потомучто надо писать список переменных при импортировании, так что непонятно почему я должен писать список ещё и при экспортировании.
justboris
Ваше предложение сделать все открытым для импорта по умолчанию страдает от той же проблемы, что и до-модульный Javascript с глобальной областью видимости. Очень легко ошибиться и нечаянно оставить открытыми функции, которые не предназначались для использования снаружи.
Именно поэтому, на опыте прошлых ошибок, JS-модули сделаны с явным экспортом, чтобы не было случайных утечек приватных функций
Zenitchik
Это мелочи. Гораздо хуже то, что засоряется глобальное пространство имён. Приходится вводить префиксы, чтобы модули не конфликтовали.
Zenitchik
А я ещё и комментарий пишу с рекомендуемым способом импортирования этого модуля.
Потому что это удобнее, чем каждый раз вспоминать, что и под какими именами из него импортируется.
megahertz
Public Morozov, теперь и на JS
beat
[a-zA-Zа-яА-ЯёЁ_0-9] — имена перемеренных, констант, классов кириллицей?
kost
Emoji и другие алфавиты не учтены.
isden
Вот вы ржоте, а у нас некоторые клиенты хотят эмоджи во всяких странных и не предназначенных для этого местах :(
serf
Еще перепишите автозамену let на const и сразу в продакшен заливайте, только заранее найдите новое место работы.
EvilGenius18
Зачем же перед каждой переменной и функцией писать
export
, если можно это сделать в конце файла?:DanilaLetunovskiy
какраз-таки мой скрипт так и делает, мы же не на C++ программируем, чтобы весь код два раза дублировать, там объявления переменных, а там весь остальной код.
xF0x9Fx92x83
И правильно бесит, потому что не нужно так делать.