Я сам лично топил за проектное образование с 2013 года. Я даже написал статью, в которой описал, как с нуля поднять ЦМИТ (Центр молодежного инновационного творчества), и руководил лабораторией «Космопорт» в Екатеринбурге 4 года. Я принимал участие в создании трех лабораторий детского технического творчества, и консультировал организаторов таких лабораторий. Еще я принимал участие в переходе УрФУ на проектный подход, провел пару проектных практикумов и разрабатывал ПРС (Проектно-рейтинговая система) для студентов. Я провел массу инженерных состязаний, форумов, сессий, турниров. И все это никуда не годится. Сейчас я понял, что проектное образование – это мина замедленного действия.


В этой статье я расскажу, чем опасен проектный подход, что это суть то же, что и ЕГЭ. Как связаны Гарри Поттер и проектное образование. В конце я поделюсь вариантом выхода из незаметной ловушки.


Проектное мышление


Проектное образование порождает у человека проектное мышление. Проектное мышление состоит в том, чтобы человек мог встраивать свой проект в реальность или отвечать своим проектом на вызовы реальности. У проекта всегда есть внутренняя часть и интерфейсы взаимодействия с внешним миром, есть входы и выходы. Проект встраивается во внешнюю систему, при этом имеет свою внутреннюю систему. Человек проходит через систему проектного образования и на выходе имеет такую структуру мышления, которая может находить проблемы в реальности и отвечать на них новым продуктом или решением.


Все это хорошо, но это, к сожалению, делает человека неконкурентоспособным в современном мире, как это ни грустно. И вот почему. Дело в том, что сейчас реальность очень разнообразна, уже нет генеральной линии партии, а есть много разных реальностей, которые постоянно изменяются и заменяют друг друга. Если человек обучился в проектном подходе, то он постоянно будет искать варианты встроиться в какую-нибудь реальность и делать в ней проект, он сделает этот проект, но реальность изменится, проект окажется бесполезным, он встроится в новый проект, и так до бесконечности. Большинство проектов устаревают, пока их делают. И конечно деньги. В рамках такого подхода много не заработаешь. Просто обычную зарплату проджект-менеджера или инновационного предпринимателя.


В современном мире проектное мышление – это залог того, что его обладатель будет побираться по реальностям, которые делают настоящие игроки. И такое мышление считается лучшим в России, да и в мире тоже. Это считается элитным образованием. Проектный подход уже внедрен в лучших вузах, а в худших внедряется.


Хогвартс


Проектное образование строится по модели Хогвартса. Недаром фильмы о Поттере снимали в реальном здании Оксфорда. Основное в проектном образовании – это применение знаний на практике. Для учеников формируется выход в реальную жизнь, им дается возможность решать реальные задачи, например, выполнять заказы, или решать проблемы отраслей, вникать в суть процессов и предлагать системные решения для отраслей. В Гарри Поттере друзьям приходилось решать задачи и применять магию сразу, для борьбы с темными силами. При таком подходе знания усваиваются хорошо, кроме того, есть мотивация их добывать самостоятельно. И всегда есть этическая составляющая, поддержка общества.


Гарри Поттер дает нам идеальную модель проектного образования, потому что в ней активен самый сильный инстинкт – инстинкт власти (доминации), друзья постоянно в борьбе со злыми силами, и это стимулирует максимальную усвояемость знаний. Лучшие проектные модели образования тоже строятся на борьбе – это всегда состязания, всегда есть борьба и определение победителей. Это мейкертоны, турниры, конкурсы, рейтинги и прочее.


Сейчас в жизнь входит поколение, которое выросло на книгах и фильмах про Поттера, я уже неоднократно слышал от коллег, что они строят свою образовательную систему по модели Хогвартса, а также "учились жизни" по 7 книгам сами знаете о ком.


Это хорошая модель, но она делает человека «инвалидом» в плане мышления. Если усвоил такое мышление, то чувствуешь себя «элитой», ты реально можешь очень многое, но это просто не то что нужно.


Проектное образование – это расширенный ЕГЭ


Тестовая система ЕГЭ – это по сути система жесткого вписывания человека в определенную реальность. Эта реальность задана жесткими рамками, которые описаны в тесте. Сдал ЕГЭ – усвоил реальность. Проектное образование это то же самое, только человеку предлагается самостоятельно определить, в какую реальность он вписывается, выявить закономерности, выдать себе бриф, затем выработать ответ на него в виде проекта. Получается, проектное образование – этот же самый ЕГЭ, только усложненный вариант. В школы уже спустили новый ФГОС, который регламентирует проектную деятельность школьников.


У нас налицо классическая манипуляция, когда предлагается выбрать из двух плохих вариантов. Человек может выбрать – или предметное образование, или проектное образование, но и то и другое обрекают человека на жизнь в кем-то созданной реальности. А для успеха надо уметь конструировать свои собственные реальности.


Игровое мышление


У нас сейчас нет образования, которое учило бы человека создавать свои реальности, делать свою игру. У нас сейчас нет систем, которые позволили бы человеку не встраиваться, а делать свою игру, быть творцом. Для этого человека нужно обучать тому, как устроено сознание и бессознательное, его «животная» инстинктивная сфера и «человеческая» культурная его часть, как человек мыслит, как принимает решения, какие классические бессознательные программы отрабатывает его психика, а какие конструкты ему недавно вживлены. Требуется изучение вопросов: "Как человека включать в игру? Как выводить из человека из игры, какие триггеры есть в бессознательном?" – Все это перспектива создания новой образовательной системы. И, конечно, для воспитания у человека игрового мышления нужно дать ему качественные инструменты самопознания и личностного роста, что в России в официальной образовательной среде считается моветоном. Но спроси любого успешного человека, который поднялся на собственных ногах – и он ответит, что главная причина его успеха в том, что он "работал над собой".


Мы разрабатываем новую образовательную систему для воспитания игрового мышления, но когда она дойдет до масс? Может и никогда.


В заключение просто приведу немного литературы по созданию своих игровых реальностей, на русский язык переведена только малая часть.


image
image
image

Комментарии (40)


  1. Foxcool
    13.05.2019 18:11
    +1

    А если уйти от идеи школьного образования в сторону непрерывного образования (взрослые учатся и переучиваются всю жизнь), то какие подвижки видите и варианты развития?


    1. KIT999 Автор
      13.05.2019 18:37
      +2

      Идея школьного образования в том, чтобы социализировать молодого человека, дать средства коммуникации, снабдить необходимыми знаниями о мире.

      Идея непрерывного образования, на мой взягляд, не связана с идеей школьного образования, и не может заменить школу.

      Школа может сформировать мышление человека, а далее уже идет идея непрерывного образования, идея адаптации, идея профессионализации и прочие идеи, формирующие жизненную стратегию человека


      1. prs123
        13.05.2019 23:09

        Идея школьного образования в том, чтобы социализировать молодого человека, дать средства коммуникации

        Исключительно моё мнение, но оно так не работает. Кто хочет социализироваться делает это самостоятельно, школа в этом не помогает. Более того, общая нагрузка распределена так, что если школьник хочет чего-то достичь, то ему приходится много сидеть над уроками и дополнительные курсы посещать. Какое там социализироваться…
        P.S. Сам не так уж давно закончил с этим этапом и знания ещё свежЫ


  1. mst_72
    13.05.2019 18:41
    +2

    Статья о том, что универсальное образование с ключевым обучением умению обучаться важнее чем изучение трендовых дисциплин/фреймворков/технологий/языков???


    Да кто бы мог подумать то....


    1. KIT999 Автор
      13.05.2019 19:19
      -1

      Нет. Проектное образование как раз и прививает это умение. Но это уже устарело и в современном мире недостаточно.


      1. mst_72
        13.05.2019 19:28
        +1

        Терзают смутные сомнения, что не совсем.
        Согласно https://sites.google.com/site/projektitegevus/proektnoe-obucenie:


        Цель проекта (определяемая как углубленное исследование темы, достойной изучения) заключается в том, чтобы узнать как можно больше о данной теме, а не искать правильные ответы на вопросы, заданные учителем.

        Т.е., как я это понимаю (и как вижу со своей стороны, как это работает) нашли хайповую тему — изучили тему — ищем новый хайп. Узко, конкретно, но максимально быстро/практично здесь и сейчас. Если есть база — работает шикарно (быстрый результат). Нет базы — все грустно и печально.


        А чтобы искать правильные ответы на вопросы — надо уметь учиться (ну или уметь анализировать вопросы + находить ответы). Что подразумевает некую широту базовых знаний (базу).


  1. submagic
    13.05.2019 19:39
    +2

    Не увидел ни проблемы, ни решения.
    В элитных школах давно учатся, так сказать, «обоими способами» — игра есть фундаментальный способ жизни/обучения, при этом всё сразу применяется на практике.
    Хогвартс же — если читать Роулинг буквально — это вообще ПТУ, в лучшем случае техникум (теория отсутствует как таковая).


    1. NLO
      00.00.0000 00:00

      НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь


      1. submagic
        13.05.2019 23:07

        На этот раз всё проще :-) погуглите.
        Лучше сразу на английском.
        Но, в каком-то смысле Вы правы — после того случая интерес к теме у меня конкретизировался. Ибо система образования — она же очень консервативная (должна быть, в нормальных условиях). Подобно тому, как станки для производства станков меняются медленно. Из этого следует, что если уж в неё что-то (хорошее, в нормальных условиях, повторюсь) попало — оно там и остаётся.

        Следовательно — что? Если что-то хорошее, и при этом давно известное, даже банальное, из системы образования ПРОПАЛО — вместо того, чтобы там остаться, «накопиться» — значит, на то были веские причины, внешние для самой этой системы. Очень объективный трекер получается, ЕВПОЧЯ. Станки для производства станков в нормальных условиях могут лишь медленно совершенствоваться — если они вдруг стали ухудшаться или вообще были разобраны на металлолом, значит, это рептилоиды вмешались правительства скрывают что-то тут не так.


        1. NLO
          00.00.0000 00:00

          НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь


          1. submagic
            13.05.2019 23:41

            Проверить эту информацию, например:
            edutravel.ru/novosti/2016-10/sila-elitnih-shkol

            Большинство занятий в престижных школах проходят в форме экспериментов, проектов, исследований. Ученики убеждаются в правоте учебников на собственном опыте и получают новый инструмент для изучения мира. Кроме того, учиться становится интереснее.
            В британском Wellington College есть собственный оркестр, хор, джаз-бенд, рок-группа. Ученики занимаются скульптурой, живописью, устраивают выставки. В школе дают мастер классы лауреаты BP Portrait Award и Turner Prize — престижных премий в мире искусства. В Wellington College есть свое телевидение, где школьники делятся последними новостями и настоящий театр, где ставят спектакли и мюзиклы. Кстати, преподаватели готовят учеников и к экзаменам в престижные школы искусств (LAMDA, New Era).


            1. NLO
              00.00.0000 00:00

              НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь


              1. submagic
                13.05.2019 23:58

                Ну так я потому и написал «проверить». Вы же спросили, что гуглить. Вот, названия школ там есть, ключевые слова подберите по смыслу, что Вас больше интересует.


        1. PahomU
          15.05.2019 13:27

          «система образования — она же очень консервативная» — Не «очень», а БЕЗНАДЁЖНО консервативная. Уже много лет группы патриотов борятся с двумя самыми негативными явлениями в сфере образования (ГДЗ-сайты, изучение мёртвого паскаля), но до сих пор ничего не изменилось. Поэтому просто не следует обращать внимание на то что навязывает школа и заниматься самообразованием. А лучше переводить детей на домашнее обучение. Потому что эта консервативность — консервативная в самом худшем смысле этого слова.


  1. Caracat
    13.05.2019 19:53
    +1

    Дело в том, что интересы личности (в рамках осознанного развития и самореализации) и государства/бизнеса по отношению к личности разнятся. "Проектное образование" выгодно бизнесу и государству, им нужны креативные исполнители их идей. Поэтому изменений "сверху" в сторону интересов личности ждать не стоит, – делаем сами в себе и своих детях.


    1. KIT999 Автор
      13.05.2019 21:00

      Это так. И для того, чтобы качественно обучать себя и детей нужно разрабатывать внятную «теорию игры». К этому сейчас многие приступили, я в том числе.


  1. vladimirad
    13.05.2019 20:20
    +1

    В России проблема образования — это погоня за модой. Модны проекты? Давайте все учить с помощью проектов! Реальному выпускнику школы зачастую нахватает банальных навыков самостоятельного мышления, критического отношения к собственному творчеству, даже навыков написания конспектов может нахватать. Проектная деятельность развивает эти навыки. Не стоит ругать. Пробуйте сочетать.


    1. medvoodoo
      14.05.2019 10:59

      Беда с проектной деятельностью в школе — это отсутствие умения создавать проекты у самих учителей. У меня дочь в 8 классе, уже сдано 4 проекта. Первый полностью зафейлили, т.к. преподаватель хотела полную фигню, а мы ее послушали. Со вторым проектом нам повезло, курировать нас взялась прикладник, ведущая доп занятия у нас в школе. Увидеть глаза районной комиссии размером с блюдце после фразы ребенка: «данная модель прошла апробацию на двух фестивалях науки» — бесценно. К сожалению, это был единственный нормальный проект из представленных там. Последние два проекта делал уже сам ребенок с нашей помощью, к сожалению, с очень малым участием преподавателей, и оба раза выходили на районный уровень. Имхо, толку с этих проектов никакого, только дибильная мода и впустую потраченное время.


      1. vladimirad
        17.05.2019 11:37

        Да. Я участвую в конкурсах, иногда сужу. Это цирк.


  1. Oxoron
    13.05.2019 22:18
    +1

    я уже неоднократно слышал от коллег, что они… «учились жизни» по 7 книгам сами знаете о ком
    Как тонко вы прошлись по своим коллегам.


  1. Akon32
    13.05.2019 22:24

    Несколько критических вопросов:


    1. Как вы представляете мир и общество, в котором будут жить обученные не "исполнители проектов в заданной реальности", а "творцы реальностей"? Чтобы довести до ума новую реальность — требуется много усилий многих людей, недостаточно только "творить". Кто будет прилагать необходимые усилия? Или будет свалка недоделанных, никому не нужных реальностей? (слышал мнение, через пару десятков лет реализацией идей сможет заниматься ИИ, но тогда, наверно, и придумывать идеи он сможет; а пока такого ИИ нет — рассчитывать на него бессмысленно)
    2. Когда кто-то встраивает проект в существующую реальность — он улучшает реальность, делает её более удобной, комфортной, более хорошей. Разве это плохо?
    3. цитата:


      И конечно для воспитания у человека игрового мышления нужно дать ему качественные инструменты самопознания и личностного роста, что в России в официальной образовательной среде считается моветоном. Но спроси любого успешного человека, который поднялся на собственных ногах – и он ответит, что главная причина его успеха в том, что он "работал над собой".

      По этому тексту почти можно играть в булшит бинго. Уточните, как вы относитесь к работе на дядю? (я спрашиваю вполне серьёзно. простые исполнители нужны или не нужны?)


    4. Насколько я понимаю, те люди, которые действительно сотворили важные аспекты нашей реальности (например, Цукерберг с его соцсетями), не проходили курсов на основе вашей методики. Некоторые из них, например те, кто придумали делать селфи мобильные телефоны с камерой, мобильный интернет, транзисторы (и т.п.) и этим значительно изменили мир, создав новые индустрии, новые профессии, не стали успешными (в вульгарном смысле этого слова), и даже их имена широкой публике неизвестны. Так почему ваш способ обучения будет лучше, чем то, что есть? Зачем создавать реальности?
    5. Создание новой реальности — разве это не проект?


    1. KIT999 Автор
      15.05.2019 14:37

      Спасибо за интересные вопросы. По ним выдно, что Вы внимательно прочитали текст, это приятно. Я объясню, надеюсь, это позволит вам лучше понять мои мысли.

      1. Для ответа на этот вопрос чуть-чуть коснемся экономики. У нас за окном идет постиндустриальный переход. Он связан в частности с тем, что расширение рынков больше невозможно потому что уже вся планета освоена и рынки глобальны. Если раньше для роста экономики можно было «расширять реальность» на новые территории, то теперь для роста экономики нужно создавать новые реальности. Теперь это стало экономической необходимостью. Поэтому «творцов реальностей» нужно больше, там где их больше, там более развитая экономика, соответственно жизнь лучше. Конечно, нужны и те, кто развивает реальности, делает проекты внутри них. Но если не делать реальности, то и развивать нечего. Да, будет много (и сейчас есть) виртуальных реальностей, которые не разовьются, это конкуренция.

      ИИ не сможет придумавать идеи, поскольку у него нет мотивации, но это отдельная дискуссия.
      ИИ и технологии уже очень хорошо помогают тиражировать продукцию, одни автоматические заводы чего стоят, интернет, коммуникации, САПР…

      2. Хорошо, но в настоящее время есть излищняя конкуренция таких решений. В индустриальную эпоху это было хорошо и двигало вперед экономику, потому что сокращало издержки, а теперь уже плохо, потому что сокращение издержек сваливается на плечи проектировщиков. Пока что есть еще ниша автоматизации, там еще зарабатывают, это сдерживает кризис. Но уже сейчас есть дефицит виртуальных реальностей, в которых все предметники и проектники разместятся, этот дефицит нарастает.

      3. Я сам люблю работать на Заказчика. Я считаю что с этого обязательно надо начинать карьеру и постоянно этим заниматься, поскольку это позволяет находиться в постоянном контакте с потребностями людей. В статье я не говорю, как и на кого нужно работать или не нужно. Я говорю, что уровню развитию мира и технологий должен соответствовать уровень образования, и сейчас нужно переходить на новый уровень «абстракции», я его назвал «игровое мышление», которое позволяет создавать свои реальности.

      4. Не понял вопроса. В последние десятилетия новые реальности создавали корпорации, поскольку только у них были для этого ресурсы и они начали делать первыми. Цукерберг, Гейтс, Маск и прочие – это пиарные фигуры, за которыми стоят реальные силы, не нужно впадать в иллюзию, что это они сами. Но сейчас уже мы находимся в обстоятельствах, когда каждому доступно создавать свой рынок, но для этого нужно учиться. По моим программам эти ребята не обучались, но думаю по подобным обязательно.

      5. Создание новой реальности действительно проект. Но другой. Можно сделать ремонт у себя дома и это проект, а можно сделать майнкрафт. Первый будет сделан в основном с помощбю проектного и предметного мышления. Второй – игрового, немного проектного, и немного предметного.


      1. Akon32
        15.05.2019 15:33

        Спасибо, на мой главный вопрос "Зачем всё это?" вы ответили ("для роста экономики").


        ИИ не сможет придумывать идеи, поскольку у него нет мотивации, но это отдельная дискуссия.

        Сейчас слабые ИИ создаются с определённой целью, к которой они и стремятся в меру своих возможностей. Это и есть их мотивация — делать ту задачу, которую им задали. А если слабому ИИ поставить задачу, например, "перебрать случайные варианты в какой-то сфере (например, конструкции стульев или рецепты салатов) и выбрать те из них, которые могут удовлетворять людей в соответствии с их физическим и психологическим описанием", можно получить на выходе какие-то новые идеи. Для этого даже сильный ИИ не нужен. Сферы могут быть довольно абстрактными, хотя их и определяет человек.
        О сильном ИИ, т.к. его пока не существует, рассуждать трудно.
        Да и обычно бывает так, что идей куча, а делать их некому.


  1. fndrey357
    13.05.2019 22:46

    Все имеет плюсы и минусы.
    Проектное образование без предметного — это выхваченный кусок знаний для применения «здесь и сейчас».
    Предметное образование — это когда применить матуравнение в физике нельзя — разные преподаватели и учебники.
    Игровое образование- непредсказуемый результат обучения.

    Я считаю, что в современном образовании не хватает системного подхода. Школьников-студентов не учат строить простейшее дерево целей-средств, рассматривать систему, подсистему, надсистему. Это как раз то, за что ценят выпускников МГУ, МиФИ, физтеха. Они могут видеть не только само событие, но и причинно-следственные связи и т.д.
    Системный подход очень похож на игровой. Скажем так — на разбор игры.

    А в общем — нобелевскую премию по образованию получит тот, кто сегодня оторвет детей от телефонов-планшетов :)


    1. submagic
      13.05.2019 23:13

      А в общем — нобелевскую премию по образованию получит тот, кто сегодня оторвет детей от телефонов-планшетов :)
      А зачем? Что это (им) даст?


    1. NLO
      00.00.0000 00:00

      НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь


      1. submagic
        13.05.2019 23:47

        Это почему? Все сбегут в дополненную реальность?


        1. NLO
          00.00.0000 00:00

          НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь


      1. fndrey357
        14.05.2019 08:48

        Мы говорим про массовое образование, которое всеобщее.

        Мы здесь чуть о другом говорим. О нормальном образовании. Оно все равно нужно. Чуть в большем объеме или в меньшем — это политика государства.
        К сожалению, или к счастью, чтобы получить одного ученика с IQ 150 надо или готовить целый класс на 150 или ждать, пока он сам вырастет, случайно, просто по закону статистики…
        Судя по нашей сборной по футболу — 11 человек из 147 млн, умеющих играть в футбол, не нашлось. Поэтому приходится готовить — спортсменов, учеников и т.д.

        А зачем? Что это (им) даст?

        Ну как-то есть еще реальность…
        Или ее уже отключили?


        1. submagic
          15.05.2019 11:19

          Нет, я правда не понимаю.
          Можно ведь учить выживать без воды, электричества и газа, не то, что без гаджетов с интернетом. Но в сутках 24 часа. Научить и охотиться с подручными средствами, и нейросети кодить (условный пример) — в теории можно, но на практике не получится. Так в чём тогда смысл посыла про реальность?
          Вы думаете, они в этой, гм, ээ-э… реальности будут жить и деньги зарабатывать?


          1. Zenitchik
            15.05.2019 14:41
            +1

            В том, что нейросети кодят — в реальности, а не в играх для мобильников.


            1. submagic
              16.05.2019 00:03

              Ну так это вещи связанные. Нельзя накодить приложение для андроида, не пользуясь (для начала) таковыми приложениями.


  1. evocatus
    14.05.2019 01:40

    Мы говорим про массовое образование, которое всеобщее. Средний IQ составляет около 100 (они специально так шкалу проградуировали) — о каком проектном мышлении и создании новых реальностей идёт речь, ау!!! В массовом образовании речь идёт о том, чтобы научить читать, писать, не совать пальцы в розетку и хоть чуть-чуть понять как много же ещё всего есть неизвестного.
    Проектная деятельность в ФГОС… как там было в одной умной старой книжке? «не бросайте жемчуга вашего перед свиньями»


  1. 007913
    15.05.2019 02:07

    С ЕГЭ все не так плохо «концептуально», так сказать в аспекте изначальной идеи и изначальной схемы реализации. Если бы из года в год не «хитрили» с уменьшением сложности заданий, и/или всякими «профильными» и «базовыми» математиками для того чтобы скрыть некомпетентность работников и системы образования (школ) и не постоянно понижали минимальные баллы для поступления чтобы не обрушить финансирование территориальных вузов.


  1. third112
    15.05.2019 02:55

    Здесь обсуждалась основная задача школы:

    школа обязана дать каждому школьнику установленный запас базовых знаний, а каждый школьник обязан его получить. Иначе будет прятаться от пролетающего над головой самолета, принимая его за дракона – даже грузчиком не сможет работать. Выбор работы, вернее, обеспечение возможности осознанной проф.ориентации – важнейшая задача общеобразовательной школы. Без базовых знаний осознанный выбор не возможен. Конечно, перед школой еще ставятся воспитательные задачи, но эти задачи за рамками нашего обсуждения.

    И здесь с опросом: согласились 76%.

    ИМХО Поттер и Ко не виноваты, что у них учеба совпала с практикой. BTW на практике пригодились далеко не все навыки, которым их учили. Только за 2 года до выпуска они выбирали специальность. Никаких проектов не предусматривалось.

    Не уверен, что тут речь шла о таких проектах, как предложил недавно. Скорее это случай, когда возможно комплексное обучение.


  1. WizardryIB
    15.05.2019 11:42

    Что Вы думаете о ТРИЗ-педагогике?


    1. KIT999 Автор
      15.05.2019 14:00

      Я думаю ТРИЗ оттачивает «операциональное» мышления для решения инженерных, бизнес и других задач. ТРИЗ-педагогика дает качественные инструменты мышления для выработки решений. Все же ТРИЗ-педагогика применяет к ученикам «игровое мышление», а не учит ему. Я сам обучался в подобной системе, и это все же образование прошлого века, поскольку дает инструменты адаптации в текущей виртуальной реальности, это хорошо, но это тактическая победа. Стратегическая – это создание своей виртуальной реальности. Для детей до 12 лет ТРИЗ-педагогика или подобная очень хороша. Для подросков уже нужно поинтереснее.


      1. fndrey357
        15.05.2019 16:14

        Для детей до 12 лет ТРИЗ-педагогика или подобная очень хороша. Для подростков уже нужно поинтереснее.

        Это все преподаватель — если он «болеет» работой — то он заразит детей и ТРИЗом и созданием реальностей.
        И основной вопрос, чтобы помимо того, чтобы дать школьнику знания, научиться их применять. В созидательных целях. В том числе и созданием новых реальностей.


  1. gag_fenix
    15.05.2019 16:59

    Мне кажется, это подходы нужно исследовать и развивать для «элитарных» частных школ.
    У массового образования не стоит задачи подготовить сто миллионов конкурентноспособных лидеров — работать будет некому.


    1. submagic
      16.05.2019 00:10

      Так давно. Там вообще другое образование, и рядом не стояло с привычным нам. Почему-то радеющие за хорошее образование «для всех» не понимают, что сложившаяся ситуация — она ведь не случайно сложилась. Хибары строят не потому, что хоромы не могут или не хотят — а потому, что хоромы не всем предназначены.