В последние несколько лет передо мной жёстко встал вопрос расстановки приоритетов. Я видела, что многие друзья и коллеги тоже страдали от этого: как понять, какую проблему решать, а какую игнорировать? Где проходит черта?
Если вы читаете это в поисках совета, вероятно, вы энергичный и инициативный человек. Вы считаете себя ответственным сотрудником, который глубоко заботится о том, чтобы всё сделать правильно. Вы заботитесь или о софте и системах, или о людях и организациях, или о процессах и политике, или обо всём вышеперечисленном.
Вероятно, такое отношение хорошо послужило вам в карьере. О вас говорят как об очень ответственном человеке, и люди восхищаются вашей способностью широко думать о проблемах. Вы пытаетесь охватить все аспекты, всю систему вокруг, и это помогает найти надёжные решения, которые решают реальные проблемы, а не просто лечат симптомы.
И всё же, несмотря на эти сильные стороны, часто вы чувствуете разочарование. Вы видите вокруг так много проблем, а когда указываете на них, люди иногда злятся. Они плохо воспринимают ваши отзывы. Они не хотят вашей помощи в исправлении ситуации. Коллеги игнорируют замечания, менеджер не слушает, менеджер вашего менеджера сочувственно кивает, а затем продолжает ничего не делать.
Такое мучительное разочарование может со временем измотать вас. Я знаю, потому что была в таком положении. Я ушла из большой компании, потому что видела слишком много того, что не могла исправить. Когда я стала менеджером, казалось, у меня появились полномочия всё исправить. Потом я подумала, что когда стану начальником всего отдела разработки, то смогу это сделать. Затем я подумала, что когда стану руководителем, то смогу это сделать. Погоня за мечтой всё исправить вымотала меня. Осмелюсь сказать, что я немного выгорела и, наконец, решила оставить пост CTO.
Я пришла к пониманию, что нет такой работы, где можно всё исправить. Это правда, что у основателей огромная власть определить направление развития и культуру, но попытка всё контролировать вызывает много других проблем, которые выходят за рамки этого эссе. Если вы не основатель, то лучше просто взять паузу: невозможно контролировать всё и решать все проблемы, независимо от вашей должности. Всегда найдётся то, что невозможно исправить.
Как же решить, куда направить энергию?
Если это ваша работа (или работа того, кто отчитывается перед вами), отлично. Вперёд! Сначала уберитесь в собственном огороде. Сделайте системы такими надёжными, какими они должны быть, по вашему мнению. Внедрите процессы, которые считаете эффективными и действенными. Покажите пример. Перестаньте читать и беритесь за дело!
Если проблемой никто не занимается, почему так произошло? Просто никто не удосужился сделать это или организация специально решила этого не делать? Если никто не удосужился сделать, можешь ли ты сделать это сам? Может ли ваша организация решить проблему внутри себя?
Если это чья-то работа, насколько она влияет на вашу повседневную жизнь? Проблема беспокоит вас просто потому что кто-то делает что-то неправильно или это на самом деле значительно мешает вашей работе? Неужели? Так значительно? Никакая работа вообще с этим не связана? Если так, бросьте!
Если вы явно не владеете проблемой, нужно со всеми поговорить. Если идея не радует, остановитесь! Это знак, что вам не следует браться за дело! Оно уже истощает вас, а вы даже не начали разбираться. Вероятно, лучше просто забыть о нём или, в крайнем случае, сказать менеджеру о своём беспокойстве, а затем забыть.
Если вы согласны со всеми поговорить, то сделайте это и посмотрите на проблему со стороны. Это можно сделать формально, через документ с вашим описанием ситуации, или неформально, в виде серии собеседований. Вам понадобится эта информация для работы, чтобы составить план, как исправить ситуацию. Может быть, вы поймёте, что проблема на самом деле не так важна, как вы сначала думали? Или кто-то её уже решил? Ну и отлично!
Если вы знаете, кто этим занимается, нужно дать ему шанс на исправление. Это означает, что нужно привести примеры, как проблема влияет на вас или вашу команду. Не хватает таких примеров? Стоп! Значит, это не ваше дело! Не приносите проблем, на которые вам жалуются люди из других отделов. Эти отделы должны сами решать свои проблемы. В случае необходимости скажите их менеджеру, что вы слышите жалобы, и пусть он решит, заниматься ли этим.
Итак, вы поговорили со всеми людьми, но вопрос ещё не решён. Если никто им не занимается, а у вас ещё есть желание исправить проблему, отлично. Составьте конкретный план, как вы её исправите, и поделитесь этим планом с людьми, которым нужно об этом знать. Следует ожидать, что после отзывов придётся пересмотреть свой план, а количество отзывов и необходимых изменений будет напрямую связано с тем, насколько велика проблема, на скольких людей она влияет и насколько спорным является исправление, которое вы предлагаете. Ожидайте, что эти отзывы, обсуждение и процесс пересмотра займёт некоторое время. Вам понадобятся отзывы со всех мест. Мнение друзей хорошо для начала, но обязательно включите в обсуждение своих скептиков. Ваша цель — убедить всех, что они хотят решить проблему. Да, это гораздо больше обсуждений. Но если вы устали уже сейчас, возможно, вам не стоит брать на себя это дело!
Если проблема у другой команды, вы поговорили с ними, привели чёткие примеры, почему это действительно важно, а их ответ вас не удовлетворил, то появляется выбор. Может быть, обратиться к руководству? Если у вас чёткие примеры, какие возникают осложнения, а ваш коллега ничего не смог сделать, то это прекрасное время для эскалации проблемы! Подумайте, можете ли вы договориться об исправлении ситуации с другой командой или обойти ситуацию с их помощью. В тех случаях, когда ситуация связана с культурой компании, подумайте, нужно ли её раздувать или просто оставить как есть.
А теперь перейдём к самому сложному. Вы обнаружили эту проблему, пожаловались, взяли её на себя, а теперь должны всё исправить! Это то, чего вы хотели, верно?
К сожалению, исправление почти наверняка займёт гораздо больше времени, чем вы думаете, а с вашей стороны потребуется много усилий. И маловероятно, что вы откажетесь от других дел, чтобы заниматься этим. Но если вы страстно этого хотите, то это добавит сил для сверхурочной работы.
Отлично! Вы исправили проблему! Всё оказалось немного сложнее, чем вы ожидали, правда? Особенно если пришлось изменить что-то в культуре компании. Но выполненная работа приносит удовлетворение. Вы видите улучшение, к которому стремились, и у вас есть отличная история.
Теперь подумайте, стоило ли тратить на это время. Что ещё вы хотите изменить в компании настолько же сильно?
Подумайте, что ещё вы могли сделать, приложив такие усилия. Закончить раньше критический проект? Нанять несколько единомышленников, которые вам помогут? Написать роман? Поставить личный рекорд в тяге?
Расставлять приоритеты — это значит научиться выбирать свою компанию и своего босса, потому что вы на самом деле не должны заниматься только исправлением текущего положения вещей. Время от времени это весело, но когда вы чувствуете, что окружены такими проблемами, не можете их игнорировать и бессильны их исправить, то это становится настоящей обузой. Такое чувство — хороший знак, что пора искать новую работу, желательно в компании, которая больше отвечает вашему образу жизни. Жизнь намного приятнее, когда вокруг есть люди, которым ты доверяешь решать проблемы, даже самые важные.
Схема предоставлена твиттер-пользователем @felidelg
Установка
Если вы читаете это в поисках совета, вероятно, вы энергичный и инициативный человек. Вы считаете себя ответственным сотрудником, который глубоко заботится о том, чтобы всё сделать правильно. Вы заботитесь или о софте и системах, или о людях и организациях, или о процессах и политике, или обо всём вышеперечисленном.
Вероятно, такое отношение хорошо послужило вам в карьере. О вас говорят как об очень ответственном человеке, и люди восхищаются вашей способностью широко думать о проблемах. Вы пытаетесь охватить все аспекты, всю систему вокруг, и это помогает найти надёжные решения, которые решают реальные проблемы, а не просто лечат симптомы.
И всё же, несмотря на эти сильные стороны, часто вы чувствуете разочарование. Вы видите вокруг так много проблем, а когда указываете на них, люди иногда злятся. Они плохо воспринимают ваши отзывы. Они не хотят вашей помощи в исправлении ситуации. Коллеги игнорируют замечания, менеджер не слушает, менеджер вашего менеджера сочувственно кивает, а затем продолжает ничего не делать.
Такое мучительное разочарование может со временем измотать вас. Я знаю, потому что была в таком положении. Я ушла из большой компании, потому что видела слишком много того, что не могла исправить. Когда я стала менеджером, казалось, у меня появились полномочия всё исправить. Потом я подумала, что когда стану начальником всего отдела разработки, то смогу это сделать. Затем я подумала, что когда стану руководителем, то смогу это сделать. Погоня за мечтой всё исправить вымотала меня. Осмелюсь сказать, что я немного выгорела и, наконец, решила оставить пост CTO.
Побег из ловушки
Я пришла к пониманию, что нет такой работы, где можно всё исправить. Это правда, что у основателей огромная власть определить направление развития и культуру, но попытка всё контролировать вызывает много других проблем, которые выходят за рамки этого эссе. Если вы не основатель, то лучше просто взять паузу: невозможно контролировать всё и решать все проблемы, независимо от вашей должности. Всегда найдётся то, что невозможно исправить.
Как же решить, куда направить энергию?
Шаг первый: выясните, чья эта проблема
Если это ваша работа (или работа того, кто отчитывается перед вами), отлично. Вперёд! Сначала уберитесь в собственном огороде. Сделайте системы такими надёжными, какими они должны быть, по вашему мнению. Внедрите процессы, которые считаете эффективными и действенными. Покажите пример. Перестаньте читать и беритесь за дело!
Если проблемой никто не занимается, почему так произошло? Просто никто не удосужился сделать это или организация специально решила этого не делать? Если никто не удосужился сделать, можешь ли ты сделать это сам? Может ли ваша организация решить проблему внутри себя?
Если это чья-то работа, насколько она влияет на вашу повседневную жизнь? Проблема беспокоит вас просто потому что кто-то делает что-то неправильно или это на самом деле значительно мешает вашей работе? Неужели? Так значительно? Никакая работа вообще с этим не связана? Если так, бросьте!
Шаг второй: поговорите со всеми
Если вы явно не владеете проблемой, нужно со всеми поговорить. Если идея не радует, остановитесь! Это знак, что вам не следует браться за дело! Оно уже истощает вас, а вы даже не начали разбираться. Вероятно, лучше просто забыть о нём или, в крайнем случае, сказать менеджеру о своём беспокойстве, а затем забыть.
Если вы согласны со всеми поговорить, то сделайте это и посмотрите на проблему со стороны. Это можно сделать формально, через документ с вашим описанием ситуации, или неформально, в виде серии собеседований. Вам понадобится эта информация для работы, чтобы составить план, как исправить ситуацию. Может быть, вы поймёте, что проблема на самом деле не так важна, как вы сначала думали? Или кто-то её уже решил? Ну и отлично!
Если вы знаете, кто этим занимается, нужно дать ему шанс на исправление. Это означает, что нужно привести примеры, как проблема влияет на вас или вашу команду. Не хватает таких примеров? Стоп! Значит, это не ваше дело! Не приносите проблем, на которые вам жалуются люди из других отделов. Эти отделы должны сами решать свои проблемы. В случае необходимости скажите их менеджеру, что вы слышите жалобы, и пусть он решит, заниматься ли этим.
Шаг третий: планирование исправления
Итак, вы поговорили со всеми людьми, но вопрос ещё не решён. Если никто им не занимается, а у вас ещё есть желание исправить проблему, отлично. Составьте конкретный план, как вы её исправите, и поделитесь этим планом с людьми, которым нужно об этом знать. Следует ожидать, что после отзывов придётся пересмотреть свой план, а количество отзывов и необходимых изменений будет напрямую связано с тем, насколько велика проблема, на скольких людей она влияет и насколько спорным является исправление, которое вы предлагаете. Ожидайте, что эти отзывы, обсуждение и процесс пересмотра займёт некоторое время. Вам понадобятся отзывы со всех мест. Мнение друзей хорошо для начала, но обязательно включите в обсуждение своих скептиков. Ваша цель — убедить всех, что они хотят решить проблему. Да, это гораздо больше обсуждений. Но если вы устали уже сейчас, возможно, вам не стоит брать на себя это дело!
Если проблема у другой команды, вы поговорили с ними, привели чёткие примеры, почему это действительно важно, а их ответ вас не удовлетворил, то появляется выбор. Может быть, обратиться к руководству? Если у вас чёткие примеры, какие возникают осложнения, а ваш коллега ничего не смог сделать, то это прекрасное время для эскалации проблемы! Подумайте, можете ли вы договориться об исправлении ситуации с другой командой или обойти ситуацию с их помощью. В тех случаях, когда ситуация связана с культурой компании, подумайте, нужно ли её раздувать или просто оставить как есть.
Шаг четвёртый: принять план
А теперь перейдём к самому сложному. Вы обнаружили эту проблему, пожаловались, взяли её на себя, а теперь должны всё исправить! Это то, чего вы хотели, верно?
К сожалению, исправление почти наверняка займёт гораздо больше времени, чем вы думаете, а с вашей стороны потребуется много усилий. И маловероятно, что вы откажетесь от других дел, чтобы заниматься этим. Но если вы страстно этого хотите, то это добавит сил для сверхурочной работы.
Шаг пятый: оцените свои усилия
Отлично! Вы исправили проблему! Всё оказалось немного сложнее, чем вы ожидали, правда? Особенно если пришлось изменить что-то в культуре компании. Но выполненная работа приносит удовлетворение. Вы видите улучшение, к которому стремились, и у вас есть отличная история.
Теперь подумайте, стоило ли тратить на это время. Что ещё вы хотите изменить в компании настолько же сильно?
Подумайте, что ещё вы могли сделать, приложив такие усилия. Закончить раньше критический проект? Нанять несколько единомышленников, которые вам помогут? Написать роман? Поставить личный рекорд в тяге?
В первую очередь выбирайте подходящую культуру
Расставлять приоритеты — это значит научиться выбирать свою компанию и своего босса, потому что вы на самом деле не должны заниматься только исправлением текущего положения вещей. Время от времени это весело, но когда вы чувствуете, что окружены такими проблемами, не можете их игнорировать и бессильны их исправить, то это становится настоящей обузой. Такое чувство — хороший знак, что пора искать новую работу, желательно в компании, которая больше отвечает вашему образу жизни. Жизнь намного приятнее, когда вокруг есть люди, которым ты доверяешь решать проблемы, даже самые важные.
Схема предоставлена твиттер-пользователем @felidelg
Комментарии (5)
red_perez
21.05.2019 14:32+1передо мной жёстко встал вопрос расстановки приоритетов
Тяжела она, шапка Мономаха.
Простым смертным то проще, там приоритеты начальство расставляет.
Peter03
21.05.2019 16:15В последние несколько лет передо мной жёстко встал вопрос расстановки приоритетов.
Рабочая стратегия — станьте хорошим специалистом и тогда будет понятна причина проблемы, способы её устранения и возможные последствия от её существования и/или устранения. После этого возьмите калькулятор и посчитайте затраты. Вот тогда проблемы с расстановкой приоритетов будут самыми простыми. А то выглядит как «нихрена не понимаю, но надо что-то делать, а то повышения не будет».
Где проходит черта?
Ключевой момент — надо разбираться в том чем занимаешься, вот это и есть та черта.
Ну или как обычно, собирайте бесконечные митинги, шлите тонны емайлов, в надежде что как-то само всё случится.
White_Scorpion
22.05.2019 09:25Шаг второй: поговорите со всеми
Меня, если честно, восхитил такой подход к процессу решения проблемы. Аплодирую стоя.
Если тебя поставили на должность, которая подразумевает "решать проблемы" — то надо наверное, хотя бы немного в теме быть, чтобы говорить не "со всеми", а с теми, кто может помочь решить либо поспособствовать в решении, нет?
LevOrdabesov
22.05.2019 20:36научиться выбирать свою компанию и своего босса, потому что вы <...> не должны заниматься только исправлением текущего положения вещей. Время от времени это весело, но когда вы чувствуете, что окружены такими проблемами, не можете их игнорировать и бессильны их исправить, то это становится настоящей обузой. Такое чувство — хороший знак, что пора искать новую работу, желательно в компании, которая больше отвечает вашему образу жизни. Жизнь намного приятнее, когда вокруг есть люди, которым ты доверяешь решать проблемы, даже самые важные.
Очень про эмиграцию.
noktigula
Camille Fournier хорошо пишет об IT-менеджменте, рекомендую также ее книгу «The manager's path»