" — А у вас случайно нет такого знакомого с красным лицом, тремя глазами и ожерельем из черепов? — спросил он.
— Который между костров танцует? А? Еще высокий такой? И кривыми саблями машет?
— Может быть и есть, — сказал он вежливо, — не могу понять о ком именно вы говорите. Знаете, очень общие черты. Кто угодно может оказаться."
Виктор Пелевин, «Чапаев и пустота»
Привет, Хабр! Меня зовут Александр Соловьев, я руковожу технической поддержкой в дата-центре Миран.
Некоторое время назад я принимал участие в интересном митапе, посвященном KPI технической поддержки. В целом это было полезное мероприятие с точки зрения обмена опытом. Но все же, остался осадок некоторой “незавершенности”. Причина прежде всего в том, что участники мероприятия делились своим опытом, а какого-то обобщения или даже итогов ни они ни я не подвели.
Мероприятие было организовано сообществом специалистов техподдержки “SUPNET” которое, судя по последней публикации на их официальной страничке, от сентября 2018, “ушло в нирвану”.
Поэтому я взял на себя смелость в этой статье поделится своим наработками и попробовать обобщить сказанное тогда на основе своего опыта.
Так вот, если рассматривать нашу техническую поддержку как “черный ящик”, то можно сказать так: этот ящик выполняет полезную функцию, трансформируя неформализованные обращения за поддержкой в формализованные выполненные заявки. Ящик обладает определенной производительностью, выполненные заявки соответствуют заданному уровню качества, а эксплуатация ящика обходится у нас довольно дорого.
В целом, это все, что знать нужно про KPI технической поддержки, однако если интересны подробности — добро пожаловать под кат… Туда же приглашаются все кому я обещал рассказать про индекс уровня знаний.
Итак, KPI у нас делятся на три группы:
- Показатели эффективности — отражают эффективность затрат на достижение определенного результата, например, средняя зарплата инженера.
- Показатели результативности - фактически “прогресс-бар”, например, процент нарушений времени реакции на заявку за отчетный период.
- Производственные показатели — значимые показатели оперативной деятельности, например, количество обращений в техническую поддержку за отчетный период.
Показатели эффективности
Начну с эффективности.
- Cредняя зарплата инженера техподдержки;
- FRT — среднее время первого отклика на заявку;
- ART — среднее время выполнения заявки;
- MTTR — среднее время ремонта.
Средняя зарплата инженера
Поскольку заработная плата у нас сдельная, смысл этого индикатора — показать менеджменту, на каком свете, по выражению нашего генерала, находится ФОТ инженеров технической поддержки. После ввода в эксплуатацию “балансировки” ФОТ через нефинансовую мотивацию актуальности у индикатора поубавилось, но в целом он считается и поныне. Добавлю, что значение индикатора рассчитывается для каждой линии технической поддержки, что позволяет уже мне держать руку на пульсе и при необходимости корректировать тарифы сдельной оплаты труда на следующий месяц.
FRT / ART
Оба показателя “растут” из SLA (Service Level Agreement). Следуя SLA, при превышении FRT / ART у клиента появляется право на перерасчет размера оплаты услуг подвергшихся деградации. На мой взгляд, эти индексы по смыслу похожи на среднюю температуру по больнице). В практическом плане пользы от индексов не много, единственное что они позволяет менеджменту компании понять что заявленные в SLA показатели примерно выполняются. Гораздо полезнее процент нарушений времени реакции / выполнения заявки, эти индикаторы позволяют быстро и наглядно оценить динамику обработки заявок технической поддержкой.
MTTR
Широко известный в узких кругах индикатор (он же, IRT — incident Resolution Time), среднее время ремонта, в нашем случае польза от индикатора невелика поскольку предоставляемые нашей компанией услуги по характеру очень разнятся. Может в дальнейшем будем считать MTTR отдельно для каждого продукта. Однако, поскольку это действительно известный индикатор мы его считаем.
Показатели результативности
Перейдем к результативности.
- EKi — индекс уровня знаний сотрудника;
- CSi — индекс удовлетворенности клиента обслуживанием;
- FRTR — процент нарушения времени реакции на обращение;
- ARTR — процент нарушения времени выполнения заявок.
CSi
Индекс удовлетворенности клиента обслуживанием — это оцифрованная обратная связь от потребителя, т.е. мнение клиента о качестве полученных услуг. Расчета индекса производится исключительно на основании субъективных оценок клиента которые мы получаем после выполнения каждой заявки. CSi важнейший индикатор, самый понятный и заходящий абсолютно всем. В отличии от предыдущих индикаторов, методика расчета коих очевидна, подробно расскажу о нашей методике расчета CSi.
Значение индекса зависит от трех параметров:
- Время реакции на обращение, t1;
- Время решения заявки, t2;
- Качество решения заявки, q.
Формула для расчета CSi следующая:
Диапазон возможных значений параметров приведен в таблице
Параметры | Значения |
---|---|
1 — быстро; 2 — удовлетворительно; 3 — медленно; |
|
1 — быстро; 2 — удовлетворительно; 3 — медленно; |
|
1 — хорошо; 2 — удовлетворительно; 3 — плохо; |
Полученные значения интерпретируются согласно следующей таблицы
Значение CSi | Вывод |
---|---|
CSi = 1,0 | Клиент полностью удовлетворен обслуживанием |
0,25 ? CSi < 1,0 | Обслуживание находится на приемлемом для клиента уровне |
CSi < 0,25 | Клиент не доволен обслуживанием |
EKi
Индекс уровня знаний сотрудника показывает соответствие знаний сотрудников минимально допустимому уровню приемлемому для инженера технической поддержки. Позволяет
Расчета индекса производится на основании объективных данных полученных в результате регулярной проверки тренировки знаний инженеров, проводимой по методике имитационного моделирования, а именно решения типовых ситуаций называемых юзкейсами. Кому интересно, подробнее про управление знаниями в техподдержке рассказывал на KnowledgeConf 2019.
В нашей компании EKi рассчитывается как отношение успешно выполненных юзкейсов к общему количеству юзкейсов за период.
где,
Uw - количество успешно решенных инженером юзкейсов за отчетный период;
Ua - общее количество решенных инженером юзкейсов за отчетный период.
Полученные значения интерпретируются согласно следующей таблицы
Значение EKi | Вывод |
---|---|
EKi > 0,95 | Знания инженера более чем адекватны занимаемой позиции |
0,85 ? EKi ? 0,95 | Знания инженера находятся на приемлемом уровне |
EKi < 0,85 | Знания инженера не достаточны |
Уровни 0,85 и 0,95 получены нами
Процент нарушения времени реакции / времени выполнения
Индексы процент нарушения времени реакции / времени выполнения я упоминал выше. По сути показывают насколько часто техподдержка нарушает SLA в части времени реакции и времени выполнения заявок.
Производственные показатели
Ну напоследок, производственные показатели:
- количество обработанных технической поддержкой заявок за отчетный период:
- из них звонков;
- из них сообщения от системы мониторинга;
- из них отклонено;
- из них клиентские;
- количество заявок связанных с эксплуатацией продукта в отчетном периоде:
- из них инцидентов;
- из них обращений;
- суммарное время “отказа в обслуживании” для всех клиентов по продукту за отчетный период.
Есть правило определяющее соотношение KPI для оценки эффективности работы в целом. Согласно этого правила индикаторы должны распределятся в пропорции 10/80/10 = показатели эффективности / производственные показатели / показатели результативности.
По этой причине производственных показателей много и я остановлюсь только на самых важных с моей точки зрения.
Количество обращений в техническую поддержку
Понятное дело количество обращений в техническую поддержку важный показатель который необходимо учитывать и для организации работы и для отражения производительности техподдержки. Заходит всем)
Поскольку обращения обращениям рознь, разумно дифференцировать общий поток обращений по совокупности источников обращений и “сущности” обращений. В нашем случае это системы мониторинга, входящие вызовы по телефону, ошибочные обращения и наконец клиентские обращения.
Количество заявок связанных с эксплуатацией продукта
С другой стороны имеет смысл интегрировать обращения касающиеся каждого из наших продуктов (услуг) в одноименные группы. Например, в нашем случае, целесообразно группировать обращения связанные с услугами аренды вычислительных мощностей и услугами связанными с размещением оборудования в дата-центре в разные группы. Хорошая практика когда внутри группы обращения делятся на общее количество обращений, количество “отказов в обслуживании” и общее время простоя по услугам входящих в продукт.
Заключение
Осмыслил прочитанное и ничего в своей статье менять не стал, потому что так мне кажется честнее и естественней. При желании, читатель может проверить сам насколько наша техподдержка “в тренде”.
Пожалуй главное что вынес из прочитанного, в нашей техподдержке следует завести два дополнительных индекса:
1. FCR — количество заявок решенных в рамках первого обращения за поддержкой;
2. FTFR — процент заявок решенных в рамках первого обращения за поддержкой.
Комментарии (12)
Loxmatiymamont
27.06.2019 13:23Всё круто, но без описания структуры именно вашего отдела, типичных кейсов и т.д. это просто набор умных слов, цифр и формул, который может быть полностью нерелевантен для других.
Ordinatus
28.06.2019 18:33Это ЦОДовский саппорт, если писать нюансы, будет слишком объемно для одной статьи.
Вкратце предположу, 3 уровня. 1 — сис. адмниы, 2 — сис. инж. с доступом в маш зал, 3 — сетевики, энергетики и прочие узкие специалисты.
Клиент пишет заявку: дайте больше мощ на стойку, будем ставить новое оборудование Х, эскалируют энерготам. Или завис IPMI — сис инж идет ребутать в маш зал.ASol Автор
29.06.2019 05:43Вы правы, ньюансы есть)) У нас не так. Если в двух словах, Вы техподдержку надели функциями отдела эксплуатации и службы главного инженера.
AndreyYu
"… при необходимости корректировать тарифы сдельной оплаты труда на следующий месяц." — Бедные инженеры, всегда в напряжении у вас на работе находятся.
"… Расчета индекса производится исключительно на основании субъективных оценок клиента которые мы получаем после выполнения каждой заявки"
А если я как клиент не хочу давать вам обратную связь по поводу выполненной заявки, то вы как это измеряете?
ASol Автор
Напрасно Вы так. Прозрачность и прогнозируемость финансовых отношений работодателя и работника дорого стоит. К тому же мы довольно сильно эволюционировали, если расположить нашу модель на шкале рыночных отношений, с одной стороны которой будет капитализм со звериным лицом (прям как по Марксу), а с другой скандинавская модель социализма, то мы гораздо ближе к скандинавам.
ASol Автор
Это да… мы считаем что «молчуны» довольны… Если за месяц feedback не прилетел CSi = 0,25.
Полагаю, что в большинстве случаев это справедливо.
AndreyYu
Я вообще никому никакого фидбэка не даю. У нас раньше были опросы клиентов по поводу их удовлетворенности выполненными заявками и либо в 75% случаев нас посылали, не предоставляя фидбэк (но при этом дальше все сотрудничали без проблем), либо писали, что всё хорошо, и всё на 5 делается, а так же получали странные комментарии к выставленной «оценке» в виде «что за ерунду вы спрашиваете и почему я должен тратить на это время?». В итоге убрали эти фидбэки и одним уровнем ненужного контроля стало меньше. Затем убрали ки-пи-ай у людей — они получали свой оклад, при этом по SLA
всё стало даже лучше и уровень косяков сократился на минимум, у людей появился интерес к работе и они стали проявлять инициативы при решении инцидентов, а не просто как работы «трудились на благо офиса».
ASol Автор
Наш опыт отличается.
И feedback разный и диапазон комментариев от “горите в аду” до “дайте премию инженерам ТП”.
К сделке мы пришли от оклада. У оклада минусов гораздо больше imho.
AndreyYu
Как интересно. Минусов больше от оклада для бизнеса, потому что все разгельдяйничали? Не поделитесь?
ASol Автор
А чего бы и нет…
Вы вопрос пожалуйста поточнее сформулируйте.
Сознательно упрощая “конструкцию”, для начала скажу так, плюсов у оклада ровно один — простота администрирования. Все остальное минусы