image

Брук Холден отдала бы всё за то, чтобы попасть в индустрию видеоигр.

Она поступила в британский университет, чтобы изучать разработку игр, но на полпути к диплому осознала, что ненавидит кодить. Кроме того, она слышала много ужасных историй об условиях труда в игровых компаниях, где сотрудники регулярно работают по 60-80 часов в неделю, и решила для себя: ни за что, это не про меня. Но год спустя, работая офис-менеджером, Холден в свои 26 лет по-прежнему мечтала попасть в мир разработки игр, возможно, на какой-нибудь должности управления командой.

Однажды она опубликовала пост в субреддите, посвящённом сбору команд для разработки игр: «Страстно влюблённая в игры менеджер команды без опыта работы ищет хобби-проект, которому нужна помощь в поддержке и управлении». Это походило просто на шалость, но пост всё-таки собрал полдюжины ответов. Один из них выделялся на общем фоне: он был оставлен с аккаунта с активной историей найма разработчиков на Reddit. Пользователь под именем Kova сообщил Холден, что его небольшая команда из трёх разработчиков недавно превратилась в организацию из 48 сотрудников и им чертовски нужен менеджер.

Холден пришла в восторг. 22 июня 2019 года она подписала договор с компанией Drakore Studios, из которой был Kova, вступив на должность джуниор-менеджера по производству с оплатой 13 долларов в час.

Проблема заключалась только в одном: на самом деле Drakore Studios не существовало.

За полтора месяца Kova, настоящее имя которого Рана Махал (Rana Mahal), убедил не менее 25 человек присоединиться к игровой студии, не имевшей зарегистрированной компании, и разрабатывать видеоигру, на которую у него не было прав, и труд над которой не оплачивался. Шестеро из них связались с нами, чтобы рассказать свою историю.

Это история о лживости, эксплуатации, некомпетентности и надеждах, подпитываемых отчаянным желанием игроков сделать свой вклад в отрасль, которая с самого их детства подстёгивала воображение, поднимала настроение и создавала дружеские связи. Это история о начальнике, который постоянно говорил начинающим разработчикам, что их зарплата вот-вот придёт, а инвесторы скоро перечислят кучу денег на счета компании, и что его высокопоставленные друзья в крупных игровых студиях постоянно консультируют его по ходу разработки. Но реальность была совершенно иной, и когда Drakore развалилась, это произошло очень быстро.

«Люди не должны были попадать в игровую индустрию через меня», — рассказал Махал Kotaku через Discord. «Мы не задумывали этого злонамеренно. Напишите статью, предупреждающую других разработчиков о том, что такое может случиться. Я сделал несколько ошибок».



«Это была моя первая работа в индустрии игр», — рассказывает Брук Холден. «Я просто не знала, какие в ней стандарты».

В процессе собеседования на должность в Drakore Холден узнала, что её задачей будет поддержка команды, разрабатывающей игру Zeal. По крайней мере, эта часть истории была правдивой: Zeal — это игра в раннем доступе, выпущенная в Steam командой Lycanic Studios в сентябре 2018 года.

Команда Lycanic состояла из двух разработчиков: Мерта Динсера (Mert Dincer) и Тима Попова (Tim Popov). Они корпели над Zeal два года, но игра так и не «взлетела». В Zeal они стремились воссоздать напряжённые бои player-versus-player из массовых многопользовательских RPG наподобие World of Warcraft. Динсер и Попов представляли, что игра будет соревновательной, гибкой и с продуманным дизайном. Lycanic попыталась получить финансирование игры на Kickstarter, но отменила кампанию, набрав только часть необходимой суммы. Однако надежда всё-таки была: почти 300 обзоров в Steam были «в основном положительными». Игре даже уделила внимание пара крупных стримеров в Twitch, в том числе и Chance «Sodapoppin» Morris с 2,5 миллионами подписчиков.


«У нас не было бюджета на маркетинг, — рассказывает Динсер, — мы просто инди-разработчики, пытавшиеся следовать за свой страстью. Мы думали, что у игры хорошая идея и достаточно качественная реализация, что ею заинтересуются люди — издатели, инвесторы и так далее. Но у нас не было ни связей, ни знакомств».

Махал, активно участвовавший в группе Discord, посвящённой MMORPG, услышал о Zeal от фаната игры. По словам Динсера, Махал сразу же предложил объединить усилия. «Он хотел купить нашу компанию и расформировать её, — рассказывает Динсер, — нас это устраивало».

Холден сообщила, что, по словам Махала, его семья или друзья семьи инвестировали в студию 25 000 долларов, и скоро должны были поступить деньги от других инвесторов. Холден активно начала заниматься сбором команды и её управлением. В коллективе оказалось примерно 25, а не 48 человек. Это были 2D-художники, 3D-художники, дизайнеры, маркетологи и даже интерны, и всем им она старательно помогала по 60 часов в неделю сверх своих обязанностей на должности менеджера с частичной занятостью. В команде были такие люди, как хорватский разработчик PD — технический руководитель, занимавшийся разработкой «дорожной карты» Zeal. В ней был отец четырёх детей из Вирджинии Брэндон Мёрфи, недавно уволенный из PlayStation после семилетней работы региональным торговым представителем. В ней была художница по концептам Хулия Каролина Сантана. И, разумеется, изначальные разработчики Zeal Динсер и Попов.

Параллельно студия разрабатывала MMO под названием AetherBound. По словам Холден, для этой игры «было уже довольно много концепт-артов», но мало всего остального. Издание Zeal помогло бы их студии получить некоторую респектабельность. Махал говорил Холден, что среди прочего он работал джуниор-арт-директором в Amazon Game Studios, где заключил договор с Bioware для помощи в разработке Dragon Age Inquisition. Он рассказывал, что учился у Майка Лейдлоу, который в то время был старшим креативным директором франшизы Dragon Age, а теперь будет консультировать его в помощь проектам Drakore Studios.

«Не могу припомнить никого с таким именем, поэтому трудно представить, что я бы консультировал его в таком качестве», — сообщил Лейдлоу Kotaku по почте. Amazon Game Studios не ответила на запрос Kotaku о подтверждении слов Махала.

Проведя небольшое расследование, Динсер и Попов решили, что у них есть подозрения относительно этого парня. Было маловато документальных доказательств его слов. С другой стороны, что они теряли? «Если был даже крохотный шанс того, что парень говорит правду и сможет достучаться до людей из маркетинга, то попытка того стоила», — говорит Динсер. «Ситуация с нашей игрой была и так хуже некуда».

Lycanic подписала договор с Drakore, по которому передавала свои права на Zeal компании Махала в обмен на авансовый платёж в 7000 долларов плюс обещания оплачиваемых должностей и доли в прибыли. При этом оба владельца компании оставались ведущими разработчиками. Достаточно быстро у Zeal появилась полностью укомплектованная команда разработчиков. Брук Холден и Брэндон Мёрфи написали презентацию-питч из 21 слайдов в оранжево-розовой гамме и разослали её по 32 издателям игр. Некоторые из них, например, Devolver и Team17, ответили.

Свои отзывы о Zeal Махал оформлял как сторонние оценки от его знакомых из больших компаний-издателей: его приятель из Riot Games считал, что косметическое оформление Zeal совершенно неверно, а его друг из крупной компании-издателя уже готов к инвестициям, но хочет вместо системы персонажей систему классов.

Динсер начал подозревать, что Махал выдаёт собственные взгляды за взгляды своих (вероятно вымышленных) друзей. Были и другие подозрительные моменты. Махал сообщил, что кто-то из Epic Games предложил ему 2 миллиона долларов за MMORPG AetherBound. (Представитель Epic Games сообщил по почте Kotaku, что это заявление «неправда».) Махал начал спрашивать сотрудников, смогут ли они начать разрабатывать игру в стиле Auto Chess и выпустить её за пару месяцев. Были даже разговоры о переезде всей студии в Канаду, что оказалось для многих привлекательным из-за обещаний бесплатного здравоохранения.

Тем временем сотрудники Drakore Studios начали давить на Махала, чтобы он показал им документы студии, которых пока ещё никто не видел. Почему Drakore не была зарегистрирована в Канаде? И, что ещё более важно: когда они получат первую зарплату?

Никто из людей, с которыми общался Kotaku, не получил за эти шесть недель денег и не знал никого, кто бы мог сказать о получении оплаты своей работы в Drakore. Большинство из них говорило, что они должны были получить хотя бы несколько чеков.

image

Концепт-арт AetherBound.

«Он говорил, что у нас есть инвестиции в размере 25 000 долларов, которых хватит до конца августа», — рассказывает Холден. Когда она надавила на Махала, он ответил, что Drakore «уже потратила эти 25 тысяч», и пока он не сможет собрать новых инвестиций, никому ничего не заплатят. Сотрудники, с которыми удалось поговорить Kotaku, утверждают, что они с середины июня до середины июля работали в Drakore Studios по 20-60 часов в неделю.

Уволенный из PlayStation в начале июня Брэндон Мёрфи, которому нужно кормить четверых детей, сказал, что ему обещали заплатить 11 июля. Мёрфи сообщает, что выбрал Drakore, отклонив шесть других предложений о работе. «Мы обсудили это с женой и решили, что это всего один месяц. У нас достаточно денег в банке, поэтому я могу потратить этот месяц и вложить все усилия в Zeal. Деньги придут через месяц». Когда настало 11 июля, денег не было.

Махал сообщил Kotaku, что 25 000 долларов и в самом деле существовали, но не показал никаких документов в доказательство этого. «Можете сказать, что я взял эти 25 тысяч, потратил их на наркотики и так никому и не заплатил», — сказал он. «Я чётко донёс до всех, что существует реальная вероятность того, что мы не получим финансирования». Когда его спросили о том, зачем он обещал сотрудникам заплатить 11 июля, Махал ответил: «у меня был инвестор, который мог вложить в нас средства».

Пытаясь привлечь интерес инвесторов к Zeal, Махал обратился к Джонатану Маккэю, руководящему канадской студией Skymarch Entertainment. «Он хотел, чтобы я помог ему собрать денег», — рассказал Маккэй Kotaku в Discord. «Он говорил, что имеет опыт работы арт-директором и уже давно в этой индустрии. Все любят хвастаться разными популярными компаниями, в которых они работали, но для меня это ничего не значит»

image

Рекламные материалы Zeal.

Маккэй сообщил, что помогал другим начинающим компаниям в сборе средств и «находил нужные связи для реализации их мечты». Zeal показался ему любопытным, но ему захотелось собрать информацию о Drakore Studios, и он начал общаться с некоторыми из сотрудников Махала. Тот познакомил Маккэя с Брук Холден.

В течение этого месяца Холден становилась всё более подозрительной по отношению к своему боссу. Она по-прежнему не получила ни цента, а истории Махала, которыми она делилась с другими сотрудниками Drakore Studios, становились всё более неправдоподобными — восторженные высокопоставленные инвесторы и зарплаты, которые «вот-вот будут». Общаясь с Маккэем, она начала рассказывать о своей роли в студии и о происходящем с Zeal. Вскоре тема разговора сменилась, и, по словам Холден, голос Маккэя «стал очень серьёзным».

«Мне очень трудно будет найти вам инвестиции», — сказал Маккэй.

«Почему?»

«Самое важное: вашей компании не существует».



«Я виню в этом свою глупость», — рассказал Рана Махал Kotaku. «Я просто думал: у нас всё получится. Делил шкуру неубитого медведя».

Юридическое лицо Drakore Studios, Ltd., подписавшее с Lycanic о приобретении прав на Zeal, не было зарегистрировано ни в Канаде, ни в какой-то другой стране. Махал объяснил, что так произошло из-за того, что канадский бухгалтер его семьи, которому он поручил вести всю подготовительную документацию, после регистрации всех документов улетел в долгий отпуск в Индию. Когда бухгалтер вернулся, то выяснил, что его документы не были приняты в нужный период.

В процессе её разговора с Маккэем Холден не только окончательно выяснила, что Drakore не была зарегистрирована, но и узнала, что у Махала на самом деле нет прав на Zeal, которую они разрабатывали в течение последнего месяца. В договоре между Lycanic и Drakore, который был представлен Kotaku, Махал описывает продажу Zeal «юридическому лицу Drakore Studios Ltd., организованному и действующему в соответствии с законодательством провинции [sic] Онтарио, Канада». В договоре указывается, что Махал должен приобрести доли Мерта Динсера и Тима Попова в Lycanic, хотя обе стороны сообщили, что оплата не была произведена

«Он стриг всех этих ребят как овец», — говорит Маккэй. «Ложь и надувательство — он совершенно точно обманывал всех, с кем имел дело».

Холден начала сверять информацию с коллегами. Динсер и Попов подтвердили, что Drakore на самом деле не владеет правами на интеллектуальную собственность Zeal, что повергло её в шок.

Придя в себя, сотрудники разработали план действий. Им нужен был какой-то маршрут дальнейшего движения или хотя бы способ остановить Drakore, разогнавшуюся благодаря труду её сотрудников. 23 июля разношёрстная команда начинающих разработчиков, из которых была составлена эта вымышленная студия, заблокировала своему руководителю доступ ко всему: к Google Drive, к аккаунтам в соцсетях, к домену электронной почты. Мёрфи, поделившийся при устройстве на работу с Махалом собственной персональной информацией, сообщил о возможности мошенничества с его номером социального страхования.

Сделав всё это, Холден опубликовала в Slack компании Drakore Studios изобличающие новости.

«ВНЕЗАПНО всплыли факты, о которых никому из нас не сообщалось ранее», — написала она. «Во-первых, насколько мы можем судить, Drakore Studios никогда не существовала. Некоторые из нас МЕСЯЦАМИ пытались узнать учётный номер компании, но так ничего и не добились. Но и это ещё не всё: Drakore никогда не владела Zeal, эта интеллектуальная собственность по-прежнему принадлежит Мерту и Тиму, хотя лично у меня была другая информация и я прощу прощения за распространение этой (а также любой другой) дезинформации. Из-за этих двух фактов получить финансирование нам совершенно НЕВОЗМОЖНО. Ни один издатель или инвестор в здравом уме не будет вкладывать деньги в компанию которая не существует и не владеет правами на игру, которую пытается продавать. Мы были обречены с самого начала».

Холден сообщила, что Динсер и Попов решили покинуть Drakore и забрать Zeal с собой. «И они ни в чём не виноваты, им тоже рассказывали только часть истории и кормили дезинформацией. Как ни прискорбно, я СИЛЬНО сомневаюсь, что хоть кто-нибудь из нас получит от Drakore хотя бы цент. Я не смогла найти ни одного свидетельства того, что в компании были деньги. Только одни обещания».

image

Скриншот из Zeal.

В разговоре с Kotaku Махал сообщил, что на самом деле имел намерение приобрести Lycanic Studios и утверждал, что по договору «временно» имеет права на Zeal. Также он опровергает то, что Drakore была «мошенничеством».

«Забавно слышать, как некоторые говорят: „ты совершил мошенничество“», — говорит он. «Я отвечаю: да, отличная афера, в которой мне приходилось бесплатно работать по 80-100 часов в неделю. Лучшая афера в мире». Но остаётся фактом то, что Махал, по свидетельству многих, говорит сотрудникам, что владеет правами на игру, но на самом деле их не было, и что он сможет им оплатить работу, хотя финансирование отсутствовало. Махал сообщил Kotaku, что по-прежнему намеревается оплатить сотрудникам их работу, хотя и не получает больше регулярной оплаты из семейной строительной компании, в которой работает. Он продолжает утверждать, что его сделка с Lycanic «несомненно» была заключена «чтобы помочь компании».

За время проведения интервью Махал несколько раз не смог предоставить свидетельств в подтверждение своих сделанных сотрудникам заявлений об опыте, инвесторах и компании. На один из вопросов он ответил: «У меня есть эти контакты, но никаких имён я сообщать не буду. Если хотите, можете написать, что я солгал».



Владельцы Lycanic надеются, что в конечном итоге опыт работы Drakore окажется полезным для Zeal. «В конце концов, это было для нас не проигрышем, а победой», — сказал Динсер. «Мы узнали множество людей, которые хотят работать с нами и не будут просить денег, пока игра не начнёт зарабатывать».

Ещё один бывший сотрудник Drakore, разработчик игр PD, сказал, что этот опыт не отвратил его от создания игр. «Это по-прежнему то, чем мне больше всего нравится заниматься. Это больше удовольствие, а не работа».

Брук Холден тоже не отказалась от своей мечты. Она продолжает оставаться в Lycanic Studios, одновременно работая на офисной работе с частичной занятостью. Брэндон Мёрфи занялся ещё одной неоплачиваемой работой, на этот раз в должности президента отдела киберспорта Slate Gaming.

«Здесь никому не платят, — рассказывает Мёрфи, — разница в том, что все об этом знают».

Комментарии (83)


  1. coremission
    01.08.2019 18:18

    Я надеюсь афериста посадят


    1. smind
      01.08.2019 18:24
      +1

      Людей обманывать безусловно плохо, но я не смог уловить сути аферы, какой профит был у афериста, он ведь как и все работал над проектом, тратил время на него, да всех обманул, но как он планировал монетизировать свой обман?


      1. ggreminder
        01.08.2019 22:19
        +10

        Суть аферы: перекладывание рисков на работников при отсутствии у них долей в компании. Т.е. люди его воспринимали как работодателя, а на самом деле он хотел разделить с ними риски и ему точно было известно, что платить нечем (и сам не хотел говорить до последнего пока они сами не узнали). Взлетело бы — он один бы получил куш (а остальные — в лучшем случае зарплату-минималку, т.к. $13 в час же), а не взлетело — ой, извините, я ничего не могу заплатить, ведь мы не нашли инвесторов.
        Представьте, что вам предложили поучаствовать в стройке многоэтажного дома. Вы приходили, тратили время, здоровье, а зарплату вам не платили. И через месяц-два начальник объявит: ой, вы знаете, но этот дом у нас никто не захотел купить, бросаем всё и денег нет и не будет.
        drcrack я не слишком напутал, как считаете?


        1. drcrack
          02.08.2019 01:53
          +1

          Я думаю он просто действительно ОЧЕНЬ хотел создать свою игру, но если бы говорил все как есть («я ничего не умею и у меня нет денег»), вряд ли удалось бы привлечь хоть кого-то. Ну а дальше одна ложь потянула за собой другую, и в итоге он закопался в этом так, что вряд ли даже сам представлял, что делать дальше.


          1. tangro
            02.08.2019 11:11
            +3

            Разработчикам можно было предложить долю в компании, долю от продаж — это был бы честный риск. Или дать стабильную зарплату. Оба варианта — нормальные. Но когда ты И зарплату не платишь, И долю не даёшь — это кидалово.


            1. sergarcada
              03.08.2019 07:04

              Долю от продажи игры, которая ему не принадлежала? По факту же как раз владельцы Zeal предложили ему права на игру в обмен на финансирование.
              Своей компании у него нет, следовательно нет и прав, денег нет и предлагать ему было совершенно нечего. В этой ситуации было бы честно не предлагать, а попросить долю за свои труды в случае успеха.


              1. VolCh
                03.08.2019 15:34

                То есть изначальным разработчикам Zeal предложить: давайте я тут команду лошков разработчиков соберу, они игру доделают за мои завтраки, а если выстрелит, то вы со мной поделитесь доходами?


                1. sergarcada
                  03.08.2019 21:30

                  Нет. Но примерно так: Давайте я попробую найти инвесторов и людей, готовых поработать бесплатно/ за долю в проекте.
                  Звучит не менее бредово, но и разработчики в этом случае точно также ничего не теряют.


          1. Sudno
            02.08.2019 14:29
            +2

            Есть такие (подозреваю, что психически больные) люди, которые клинические лгуны. Они почти всегда будут лгать, даже в лицо человеку который гарантированно знает что это неправда. Они лгут и не могут остановиться, обо всём, даже в простых бытовых ситуациях. Даже не для того чтобы покрыть свой зад, получить выгоду или ещё что-то, нет.

            P.S. У меня знакомая на работе «получила» такую клиентку и еле от неё (и неприятностей, связанных с ней) отделалась.


        1. hippohood
          02.08.2019 11:38

          Про стройку — такие ситуации тоже нередки. Потом участники выкладывают телами (своими, я надеюсь) фото композиции "Путин помоги".
          Даже у тех бедолаг шансы получить деньги минимальны — даже при наличии трудового договора и тд. — если у компании нет денег. Из статьи непонятно что было обещано этой команде — деньги за услуги, доля в компании, бонусы? Если они простор наёмные работники то просто декаду были перестать работать после пропуска первого транша оплаты. Собственно, и начинать они не должны были, поскольку у них нет не только налоговых реквизитов, но и адреса куда посылать счёт за услуги. Если же они ожидали неба в алмазах после одного месяца работы, то должны были понимать что вероятность успеха далеко не 100%


          1. VolCh
            02.08.2019 12:08

            Вроде как деньги за отработанное время. Автору статьи 13$ в час


        1. ua30
          02.08.2019 13:38
          +2

          На стройку не просто бесплатно — еще и со своими стройматериалами.


        1. Dmitry89
          02.08.2019 14:28
          +1

          Вляпывались в похожую фигню… Когда наш «дирэктор» нашел крутой проект и полез в него с ногами, бросив свою фирму. А как ЗП платить — «Ну вы че, потерпеть не можете? Я готов рискнуть» и прочее бла-бла-бла. Проект так и не взлетел.


          1. strelokr
            02.08.2019 15:42
            +2

            Пусть рискует своими деньгами. Это так же с задержкой ЗП. Получается фирма берет у тебя в долг твои средства. И возвращать должна с процентами.


            1. Dmitry89
              02.08.2019 16:37
              +1

              Так и я то же самое сказал. «Да я же тебе все равно заплачу», хотя днем ранее рассказывал что «Денег нет, 2 кредита, на фирме долг, карты пустые». Воистину лох не мамонт.


        1. karabas_b
          02.08.2019 16:43
          +5

          неправдоподобно. за месяц ничего взлететь не могло в принципе, а сильно дольше люди без зарплаты не работали бы.

          явными выгодоприобретателями от аферы являются данчер и попов, которые совершенно бесплатно «прокачали» свой проект. возможно, у них был сговор с этим махалом — махал набирает команду, команда работает над проектом, команду кидают, махал берет вину на себя, прикидываясь дурачком, а данчер и попов уходят вдаль все в белом с прокачанным проектом. потом проект запускают в продакт или продают, и махал получает свою долю.


          1. ggreminder
            02.08.2019 16:51

            О, норм теория заговора!


          1. drcrack
            02.08.2019 17:17

            Фактическая выгода — только статья о нас на главной котаку и несколько хороших контактов. Реальной работы проделано было немного и в самой игре ничего из этого не используется. Но вообще именно понимание того, что в случае чего мы ничего не теряем, а даже выигрываем (как и вышло) и позволило закрыть глаза на некоторые несостыковки в его рассказах и дать ему шанс показать себя в деле. Ну а какой план был у самого Махала — я не знаю.


            1. karabas_b
              02.08.2019 20:33

              ну, сговор это одна из версий. разумеется, есть и версия, что махал просто энергичный дурак.


          1. tutuborg
            03.08.2019 07:27

            махал берет вину на себя, прикидываясь дурачком, а данчер и попов уходят вдаль все в белом с прокачанным проектом. потом проект запускают в продакт или продают, и махал получает свою долю.


            Если пойти еще дальше:

            Для этого и не нужен сам Махал. И делиться ни с кем не надо.
            Нужен только аккаунт с именем Махал.


      1. safari2012
        02.08.2019 16:16

        Один сценарий приходит в голову. Ты берешь (на самом деле) не очень большие деньги у многих инвесторов под один проект, каждому обещаешь бОльшую часть доли. Инвесторы друг про друга ничего не знают. Потом проект, внезапно, оказывается убыточным и закрывается. Все инвесторы понимают, претензий ни у кого нет.


        1. eandr_67
          02.08.2019 19:00

          Мэл Брукс, «Продюссеры». Великолепная старая комедия на эту тему.


          1. safari2012
            02.08.2019 23:14

            Хочешь удержать секретаршу, не повышая ей зарплату, назови её вторым продюсером :)


  1. smind
    01.08.2019 18:21

    Я все это прочёл.
    Я правильно понял этот Махал собирался задним числом оформить компанию, получить права на код и варить инвесторам но это дело не взлетело? Или о чем статья?
    Месяц или два кто-то поработал бесплатно, ок, наверное это плохо, но в чем новость то?


    1. smarthomeblog
      01.08.2019 18:39

      Я так понимаю, работая во фрилансе или старапе надо быть готовым к любым поворотам. И в том числе, что денег не будет вообще.


    1. algotrader2013
      01.08.2019 22:09

      Походу да, fake it till you make it. Есть же байка, что Билл Гейтс продал непринадлежавшие ему права на DOS. Вот, чел решил, что он не хуже, что сможет разорвать уловку 22 в том, что «нет команды и прав -> инвесторы не дают денег» && «инвесторы не дают денег -> не на что купить права и нанять команду». Смог бы — был бы красавчиком, и мог бы потом тренинги по успеху проводить)


      1. RomanPyr
        02.08.2019 01:25

        По-моему, уже сейчас тренинги нужно проводить.
        Не можешь сам уговорить 25 человек работать бесплатно целый месяц — уговори хотя бы одного, который уговорит всех остальных. Ещё минут 60-90 воды вокруг этого и инфопродукт готов :)


        1. vtc
          02.08.2019 07:04

          Уговорить — не проблема… Жить потом с этим — проблема…


          1. Areso
            02.08.2019 15:43

            Для Махала, видимо, это не проблема.
            Раскаивается во лжи только Холден (менеджер).


            1. vtc
              02.08.2019 16:53

              Ну тут однозначно… И он не один такой…


  1. sbnur
    01.08.2019 18:47
    +1

    Обратный пример из личного опыта.
    Группа менеджеров сумела убедить некоего инвестора вложится в космическую стратегию. Бюджет был реальный и достаточно большой. В соответствии ним был произведен набор исполнителей, одним из которых оказался я, в качестве разработчика клиентской части.
    На удивление собралась хорошая команда исполнителей, которые образовали нормальный дружеский коллектив.
    Проблема оказалась в том, что стратегии, как таковой, не было ни на бумаге, ни в голове.
    Другими словами был набор неких идей без конкретной игровой механики.
    Вобщем, по принципу Наполеона — ввяжемся в бой, а там видно будет.
    Тем не менее, за год работы был создан и запущен игровой сервер, управляющий игровыми клиентами, и даже была запущена альфа-версия для тестирования стратегии.
    Но отсутствие исходно прописанного плана игры стало сказываться на времени разработки, возникло заметное отставание от намеченного графика, между менеджерами и исполнителями возникли трения, коллектив начал распадаться. Мне повезло, что я уволился в удачный момент, получив свою оплату. После моего ухода оставшиеся были переведены по указанию инвестора на бесплатный режим работы, который завершился через полгода после окончательного закрытия проекта.


    1. AllexIn
      01.08.2019 20:32

      переведены по указанию инвестора на бесплатный режим работы

      Это как?


      1. RomanPyr
        02.08.2019 01:27
        +3

        это когда дают денег ровно столько, чтобы хватило оплатить метро до работы и суп в обед, а остальное оплачивается «завтраками».

        ещё это называется «монетизацией управленческих навыков».


    1. tmin10
      02.08.2019 15:33

      VirCities вроде такая же участь постигла, они ещё на хабре писали одно время.


  1. puyol_dev2
    01.08.2019 19:05

    Я думаю суть в том, что что-то существует, когда оно существует в головах людей. Ну и конечно этот Махал засранец знатный. Надеюсь его арестуют, осудят и он заплатит людям за работу


  1. drcrack
    01.08.2019 19:35
    +4

    Тим (один из 2 оригинальных разрабов) — это я. Надо сказать, что статья несколько сгущает краски в угоду драме, реально пострадало человек 5, которые действительно много работали, в основном над Aetherbound (первый проект Махала). Наше же с ним «сотрудничество» по Zeal длилось менее месяца и было прервано на этапе подготовки, так что особо ничего сделано и не было. В любом случае, будут вопросы — пишите


    1. vanxant
      01.08.2019 20:28

      Добро пожаловать на хабр!


      1. drcrack
        02.08.2019 01:48

        Спасибо!


    1. sudden_death
      02.08.2019 00:32

      Выплати им деньги, если все-таки взлетит, пожалуйста.


      1. drcrack
        02.08.2019 01:58
        +2

        Если действительно взлетит — без проблем. Можно будет еще и Махала засудить от их имени!


    1. VolCh
      02.08.2019 08:17

      Так был подписанный договор о продаже прав? Или только "черновик", который не подписали, потому что контрагента не существует?


      1. drcrack
        02.08.2019 08:38
        +1

        Был, название компании и адрес — с его слов, т.к. в базах оно не билось, по словам Махала, из-за недавней регистрации. Через пару недель «бухгалтер вернулся из Индии и обнаружил что документы не приняли», соответственно договор какой-либо силы не имел, и права остались где и были.

        Вообще, одна из основных причин, почему мы вообще работали с ним, несмотря на все подозрения — было совершенно непонятно, какую выгоду он мог извлечь из всего этого в случае если все его истории окажутся сказками. Как оказалось, никакую.


        1. VolCh
          02.08.2019 08:50
          +1

          А какое-то свидетельство о регистрации бумажное не принято в ваших широтах смотреть? "У нас в клубе джентльменам верят на слово"? Это я просто из интереса к бизнес-реалиям, а не как какой-то упрёк.


          Ну, выгода вроде понятна — найти инвестора, который тоже не будет заморачиваться юридическими проверками, и только когда до перевода денег дойдёт зарегистрировать фирму. Или доделать таки проект в таком режиме, чтобы он взлетел, зарегистрировать фирму, получать доходы и уже со всеми расплатиться и выйти в плюс по афере в итоге.


          Напомнило чем-то молодость, жизнь в студенческой общаге. Сначала звонишь одногрупникам "мужики, приезжайте — есть девчонки и еда, но выпить нечего", а потом одногруппницам "приезжайте отдохнуть — у нас тут компания, вино, музыка, но скучно без вас. Ну и закуски захватите какой-нибудь". Почти всегда прокатывало :)


          1. drcrack
            02.08.2019 09:07
            +1

            Так бумаги где-то у бухгалтера дома, а сам бухгалтер в Индии :)

            Получить деньги или доделать проект было бы нереально — это занимает куда больше времени, чем у него было на подтверждение своих слов. И когда это время вышло, получилась эта статья.

            Что касается тех, кто работал с ним до этого (т.е. когда вообще даже игры не было), мне кажется, все началось с того, что он обратил внимание на то, что в геймдеве люди готовы работать «на энтузиазме» даже без каких-либо обещаний, а если уж навешать лапши про инвестиции и связи, так вообще будут пахать 24/7. Навешать лапши оказалось несложно, но вот теперь сложно будет жить с такой репутацией.


            1. VolCh
              02.08.2019 10:31

              Понятно :) Спасибо за раскрытие ситуации.


            1. Mabusius
              02.08.2019 11:08
              +1

              Так бумаги где-то у бухгалтера дома, а сам бухгалтер в Индии :)

              Это просто классика :). В России такие разводки учатся распозновать уже в младших классах. Окончиться это должно было словами: «Я же тебе уже заплатил! Ты что? Забыл?».

              Навешать лапши оказалось несложно, но вот теперь сложно будет жить с такой репутацией.

              Не надейтесь. Я встречал человека, который, не моргнув глазом, рассказывал как занимался кидаловом на деньги людей в интернете и не понимал почему я не доволен этим фактом, «это же ноунеймы в интернете!». И встречал другого человека, который врал, что воевал в Чечне. Им обоим норм. Они даже не осозновали, что не так. Ваш Махал скорее всего из таких же.


              1. drcrack
                02.08.2019 11:21

                Ну да, а люди которым проводят осмотры пластиковых окон или проверку газовых счетчиков — они видимо младшие классы не посещали


              1. dimm_ddr
                02.08.2019 13:14
                +1

                Они даже не осозновали, что не так. Ваш Махал скорее всего из таких же.
                Даже если он из таких — про него уже есть статья в интернете. Тут не только его отношение к своей репутации важно, но и то, что теперь ему будет заметно сложнее провернуть такое еще раз. И даже сложнее сделать нормальную компанию. Неамного конечно, не все прочитают статью, многие забудут, но все же.


  1. mukoladerevlo
    01.08.2019 21:51

    Махал всех намахал, у меня сложилось впечатление что товарищ выходец из Индии… Стараюсь избегать этих ребят на зарубежных биржах, а также с Китая, с Израиля, и Наших краев, любителей навешать лапши. Почти с каждыми были нюансы по поводу оплаты или кидалова, благо это в основном было видно на начальных этапах. Восхищаюсь гейм-девелоперами, и 3д-моделлерами, они работают над мечтой и в большинстве на голом энтузиазме и получают меньше чем некоторые фронтендеры, это не Реакт или Ангуляр ворочать)


    1. Alexey2005
      01.08.2019 22:29

      Ну игроделы тоже разные бывают. Так-то клепание по игре в неделю на Unity и бесплатных ассетах в плане креативности ничем не отличается от сборки шаблонных страничек на Реакте.


      1. mukoladerevlo
        01.08.2019 23:22

        unity отдельная беда, особенно в плане производительности, но есть интересные игры на нем, например subnautica, stationeers, my summer car, astroneer. Но так в основном, да, индюшатина и школоло проекты


    1. VolCh
      02.08.2019 08:33

      Реактами с Ангулярами люди тоже, бывает, на голом энтузиазме или "на макорошки и коммуналку" ворочают, в надежде что очередной "убийца кого-то" взлетит. Разница с описанной ситуацией: полное понимание, что никаких денег не будет, если не взлетит, а если взлетит, то будет не "13$ в час", а конкретный процент от доходов (операционных и/или от продажи проекта в той или иной форме).


      Я вот лично где-то два-три года в пересчёте на фуллтайм занятость без овертаймов так инвестировал в три веб-проекта как фуллстэк-разработчик(фронт, бэк и то, что сейчас называют девопс). Не взлетело. На третьем даже MVP не выпустили: все три разработчика, включая меня, примерно в одно время не сговариваясь получили офферы на обычную офисную работу, и не смогли (скорее психологически) поддерживать даже минимальный ритм разработки.


    1. lxsmkv
      02.08.2019 15:52

      У индусов в менталитете есть несколько «особенностей» — они не могут признавать ошибки. И всегда говорят в полжительном ключе. Поэтому и говорят «вещи не вполне соответствующие действительности».


    1. Fenzales
      02.08.2019 17:11

      они работают над мечтой и в большинстве на голом энтузиазме и получают меньше чем некоторые фронтендеры
      В этой фразе одновременно описаны причина и следствие.


  1. gohan
    02.08.2019 00:37

    Ну это случай редкий. Но главная проблема игровой индустрии — туда слишком много людей рвётся, готовых работать за еду с безумным графиком. Абсолютно все компании пользуются этим и получают огромную выгоду от хреначащих по 80 часов в неделю батраков. И всем пофигу, что в таком режиме работать должны лишь те, кто имеет хороший процент от будущей прибыли.


    1. VolCh
      02.08.2019 08:37
      +1

      Кому должны? Свободные люди сами выбирают где и как им работать. Работая в таком режиме они могут рассчитывать, например, не на хороший процент от прибыли, а, скажем, на строчку в резюме, которая позволит обоснованно поднять уровень зарплатных притязаний при посике следующей работы.


      1. gohan
        02.08.2019 23:44

        Боюсь, что многие так далеко не просчитывают. И потом претензии к работодателям возникают. Лично не работал в этой индустрии, но в интернете полным-полно историй про дикие переработки и проблемы с семьёй. Проблема в том, что если условный Вася хочет адекватную работу, но он вот прям очень сильно любит геймдев, то адекватных условий не будет, ибо условные Петя, Саша, Коля, Денис, Олег и ещё сотни тысяч таких же готовы чуть ли не сами платить за возможность быть причастными к разработке игр. У Васи выбор либо уйти в другое поле деятельности, либо терпеть. У работодателя есть выбор — быть этичным и менее успешным, либо принимать добровольных полурабов и процветать.

        Давно слежу за индустрией, там полный ад творится, даже в супер-пупер успешых студиях. Из недавнего — были жалобы от работавших над МК11, например. До того было про RDR 2, но в Rockstar хотя бы платят хорошо за жизнь на работе.

        И многие ещё не осознают, что работа более скучная, чем им казалось в романтических мечтах, но поменять её быстро и безболезненно можно не всегда. Иногда ты клепаешь какую-нибудь однообразную хрень по 80 часов и тупеешь, не особо-то хорошим профи станешь в таких условиях. Пишущих примитивные скрипты для поведения коров на виртуальных фермах или для чертей в очередном шутере вряд ли готовы оторвать с руками крутые конторы.


        1. tutuborg
          03.08.2019 06:59

          Боюсь, что многие так далеко не просчитывают.


          Ага. Значит, писать сложные программы могут. Но эту вещь просчитать не способны? Не верю.

          Это не так уж и сложно.

          «Не хотят», но не «не могут».

          Детство-то кончилось.
          Просто пусть завязывают с инфантилизмом.


          1. VolCh
            03.08.2019 15:46

            Ну так программы писать — это работать с детерминированными системами, а с людьми общаться — с недетерминированными.


        1. VolCh
          03.08.2019 15:46

          Тут, по-моему, от индустрии (даже не от подвидов ИТ-индустрии) слабо зависит. По крайней мере в наших широтах. Знаю и юристов, и маркетологов, и ПМов, которые, как вы говорите, готовы доплачивать за возможность быть причастными к реальным процессам. У многих, правда это проблема "без опыта на работу не берут, без работы не будет опыта".


          Но лет дцать назад, я сам по факту заплатил работодателю круглую по тем временам сумму, а потом так и не понял: он мне частный долг частями возвращал и я бесплатно работал несколько месяцев или зарплату платили, но долг не вернули.


          1. tutuborg
            03.08.2019 16:37

            Но лет дцать назад, я сам по факту заплатил работодателю круглую по тем временам сумму, а потом так и не понял: он мне частный долг частями возвращал и я бесплатно работал несколько месяцев или зарплату платили, но долг не вернули.

            Интересно.
            Можно поподробнее?

            P.S.:
            Знаю, когда работают на своих компьютера и т.п. — но уходя забирают с собой, конечно же.
            Но чтобы чисто деньгами платили работодателю?


            1. VolCh
              03.08.2019 22:11

              Кроме разработки компания занималась понемногу торговлей железом ("поставка и поддержка программно-аппаратных комплексов"), ну и меня угораздило заказать железа, комп в сборе, где-то на 1500 долларов ради скидки в 10% "для своих" при условии предоплаты…


    1. Green2
      02.08.2019 09:49
      -1

      Я поработал в игровой индустрии, и не увидел там много людей, готовых работать за еду.
      Тем более поработать бесплатно.


      1. Weilard
        02.08.2019 16:58

        Таких в индустрии очень много. Это начинающие. Правда работают они таким образом недолго, быстро понимают, что к чему. Если только не играют в разработку игр, вместо, собственно разработки игр.


        1. Alexey2005
          03.08.2019 15:10
          +2

          научим программировать бесплатно


  1. Punk_UnDeaD
    02.08.2019 01:11

    Какой толковый продюсер.


  1. OlegYch_real
    02.08.2019 02:16

    по отбитости участников напоминает ммм
    единственный вопрос, как можно разрабатывать что-то на что нет прав? так-то на то, что ты разработал у тебя автоматически есть права, если потом не продал


  1. spirit1984
    02.08.2019 11:01

    Мне, кстати, вспомнился великолепный роман Честертона «Человек, который был четвергом», где внезапно выясняется, что вся верхушка одной тайной революционной организации — тайные агенты полиции, каждый из которых считает остальных анархистами.


    1. Vsevo10d
      02.08.2019 16:49

      Есть аналогичный рассказ Станислава Лема из цикла про Ийона Тихого, про планету, населенную роботами и агентов-людей, которые внедряются к ним.


  1. ganqqwerty
    02.08.2019 15:09
    +2

    Слушайте, а в играх что — профицит разработчиков? Откуда создалась такая атмосфера, когда люди перерабатывают и им ещё и могут зарплату задержать?


    1. drcrack
      02.08.2019 15:36
      +5

      Ну если кратко, то да, для многих разработка игр — это мечта с детства, отсюда и пониженные требования к работодателю


      1. safari2012
        02.08.2019 16:25

        Я даже рискну предположить, что большая часть айтишников (даже не геймдев, а в целом), пришла в эту отрасль благодаря играм в детстве.


      1. Weilard
        02.08.2019 16:54

        Когда ты молод и мечтаешь, и уж тем более не ценишь своё время, на многое можно пойти ради мечты. Полностью согласен.


    1. dimm_ddr
      02.08.2019 15:55

      Помимо упомянутой уже мечты я подозреваю что еще и прибыльность не самая высокая. А значит рынок достаточно ограничен. Но это взгляд со стороны, я сам не в этой области работаю и точно не знаю.


  1. Weilard
    02.08.2019 16:50

    Знавал многих в индустрии, кто начинал и был готов работать за крохи, за опыт, по наивности и незнанию. Потому, что с чего-то надо начинать, и сложно это сделать — когда не знаешь с чего начать. Сейчас в эпоху интернета — обо всём можно прочитать. Скажем… в 1999-году всё было совсем не так. И не буду скрывать, сам также участвовал в таких проектах, но недолго. Постарался быстрее перейти на новый уровень.

    По поводу репутации в сети. Её очень легко перечеркнуть. Я работаю в ИИ уже 20 лет, но в этом году, кому-то очень здорово захотелось меня подставить. И меня обвинили в том, что я совершенно другой человек, жулик и пройдоха. Я глазам не поверил, когда мне утром об этом написали знакомые, а затем и с работы. Оказалось, что этих лет работы, без нареканий, и с практически незапятнанной репутацией – было не достаточно. И что одного дня достаточно, чтобы родить фальсификацию.

    Хорошо, что я личность специфическая, пишу на Хабре статьи о пиксель-арте, слава богу умею его рисовать, и много своих наработок выкладываю в твиттере. Этот факт, документальное подтверждение того, что я не имею ничего общего с этим человеком, и активная помощь коллег по работе позволили затушить этот пожар. Но связи с произошедшим я абсолютно уверен – запятнать можно любого, быстро, и также быстро перечеркнуть всю его жизнь. Даже невиновного. Было бы желание.


  1. tutuborg
    02.08.2019 19:04

    «Я отвечаю: да, отличная афёра, в которой мне приходилось бесплатно работать по 80-100 часов в неделю. Лучшая афёра в мире».

    Да ладно.
    «Мошенник» ничего не получил по факту. За указанные сроки в 6 недель — даже приблизиться за 100 км невозможно к альфа-версии.


  1. Yoooriii
    02.08.2019 22:14

    А мне этот пройдоха нравится. Ну не взлетело в этот раз, взлетит в следующий. Я даже завидую таким товарищам, которые на голом энтузиазме могут сварить кашу из топора. Это же просто талант: набрать команду профессионалов (ну или начинающих профессионалов) и слепить какой никакой прототип игры. Мне кажется, будь у него больше опыта по работе с инвесторами, то точно взлетело бы. Кстати говоря, за $13 в час я бы не взялся. Это и в Украине маловато для ИТ, уж не знаю откуда такие дешёвые исполнители. Но как бы то ни было, человек собрал команду и организовал процесс. Это не каждому дано, попробуйте хотя бы трёх человек организовать, даже платя им зарплату вовремя.


    1. drcrack
      03.08.2019 05:35

      Дело в том, что фактически команда ничего не сделала. Поработали немного менеджеры и художники, а осязаемого результата нет. Короче, все просто месяц времени потеряли в ожидании «инвестиций».


    1. VolCh
      03.08.2019 15:55

      Не маловато для ИТ в Украине это, а немного выше средней зарплаты, если верить Доу. Причём без деления на разработчиков, QA менеджеров, аналитиков и т. п.


  1. F376
    03.08.2019 15:01

    Teh Drama

    На геймдев ру из старичков много бы кто посмеялся.
    Подобных историй о российском геймдеве одному только мне известно с пару десятков. Это совершенно тривиальная ситуация разработки изрядного количества игр.

    Большинство паблишеров берут только готовые прототипы. Внимание вопрос! Как должен возникнуть прототип? Команда должна запилить его либо на гольном энтузиазьме, либо «деятель»-организатор тратил какие-то смешные копейки, от $0 до $100-$200 на человека. Я видал западных юмористов предлагавших $2/час, при том что девочки-няньки в NY хотят $12-$15.

    Зачастую геймдев деятели поступали так — издатель платил деятелю и его интернет-«команде». Деятель выжимал всё, запуская на этих же людях 2-3 издательских проекта параллельно, имея с этого лишние денеги. Эти деньги, максимально экономя, он направлял еще и на пару личных проектов.
    Так люди и входили в геймдев.

    И таких «деятелей» я повидал достаточно. Некоторые сейчас знаменитые, известные люди, у которых берут интервью.
    © «Я вам расскажу как делаются игры. За исключением своих первых».

    Геймдев выстроен на юношеском энтузиазме, боли, поте, крови и воровстве, если вы этого не знали. И копеечных зарплатах.
    В 2019'ом некоторых это шокирует.

    И я далеко не уверен что реально что-то изменилось. Ну да, есть прожигающие западные инвестиции небожители на гироскутерах со смузи. А есть всё так же горбатящиеся за копейки (или за мечту) мастерки-удалёнщики в лачугах… Настоящая история Gamedev'а еще не написана, и написать её будет очень трудно. Люди не любят рассказывать о себе такие вещи.


    1. tutuborg
      03.08.2019 16:25

      Это совершенно тривиальная ситуация разработки изрядного количества игр.


      Ничего из описанного невозможно разработать за указанное время. Даже полуфабрикат — невозможно.

      Даже до какого-то логического завершения довести какой-то отдельный модуль не так то просто — как минимум нужно поставить локально ограниченную задачу, чего исходя из найма разнопрофильных специалистов, не было сделано.

      Но да, новичкам в ИТ часто кажется, что их обманывают и что на их дешевом труде навариваются.

      На самом деле — начинающие даже не столько полезны для фирмы, сколько вредны первое время. Вхождение в курс дела даже опытным специалистом — недели две.

      Ну а новички — если мы говорим о сколько нибудь не тривиальных системах — первые полгода вообще не приносят больше денег, чем на них тратится ресурсов (зарплаты и контроля более опытных коллег).

      Когда тебе платят «только на еду» но все вокруг говорят о сверх-зарплатах в ИТ возникает это заблуждение — что ты нулевый какую то дикую пользу своим говнокодом уже принес фирме.

      А это так только для крайне примитивных задач, не требующих никакой квалификации, на которых тебя может заменить любой такой же новичок ничего не умеющий еще.

      Команда должна запилить его либо на гольном энтузиазьме, либо «деятель»-организатор тратил какие-то смешные копейки, от $0 до $100-$200 на человека.


      1) На голом энтузиазме могут себе позволить запросто разработчики-совладельцы.
      2) Для неспециалиста, неспособного инвестировать своим трудом — только за счет внешних инвестиций (кредит в банке, доход с другого бизнеса, накопленного за годы и т.п.).
      3) Разумеется, пока проект еще непонятно взлетит ли — на него много не тратят и нанимают как можно дешевле (если не могут по п.1 и мало денег из п.2) — это совершенно естественно. Но! Кто вас заставляет работать за копейки! Это выбор этих работников. В США идут еще дальше — есть такое понятие «неоплачиваемая стажировка». Она и по 2 года может длиться (не в ИТ, к счастию).


  1. Crevice
    05.08.2019 18:11

    По тексту, все сорвалось только из-за того, что юридически не была оформлена компания. А это не стоило особых денег и усилий. Не исключаю, что он не завершил оформление по глупости или недосмотру. Если бы у него все получилось, компания стала бы одним из сотен успешно стартовавших стартапов.
    Я его не оправдываю, действительно он обещал того, чего еще не имел (но планировал) и, по честному, должен был предложить долю в компании сотрудникам, но мало кто бы на это согласился вместо зарплаты.
    Не знаю как в Канаде, у нас многие считают, что это и есть «предпринимательство»


    1. VolCh
      05.08.2019 00:56

      По тексту всё сорвалось, по-моему, только из-за того, что не было реальных инвесторов и свои личные деньги не вложил.