Цифровая трансформация сегодня — как Bluetooth лет десять назад: все убеждены, что с ним всё становится лучше. Даже если он по факту вообще не нужен. С трансформацией история похожая — ее пытаются внедрять все компании, чтобы не сойти с парохода современности (у других-то есть, значит, и нам надо) и немного повысить привлекательность бренда работодателя в глазах потенциальных сотрудников.

Проблема в том, что часто за такой «трансформацией» скрывается лишь базовая цифровизация пары очевидных штук и закупка цветных маркеров (это порой срабатывает как сертификат об успешном внедрении Agile в ряде компаний).

Но есть отрасли и компании, которым цифровая трансформация показана, даже более чем. Особенно когда речь идет об огромных организациях, где деятельность сопровождается десятками согласований, заполнением бланков (бумажных, от руки, да). Там, где правильно внедренные технологии смогут не только спасти леса Сибири от превращения в миллиарды квитанций для населения или временных бумажных пропусков, но и существенно ускорить и упростить уже имеющиеся процессы, чтобы и конечному потребителю услуг стало сильно проще, и с сотрудников снять откровенно механическую работу.

В общем, по названию нашего блога вы уже поняли, что говорить мы будем о нашей любимой Почте и о том, как мы делаем ее цифровой. Под катом — с чего все начиналось, что мы делаем сейчас и какие у нас планы на будущее.

Попытки поставить Почту на правильные цифровые рельсы датируются 2014 годом. Тогда из публичных штук у нас был только портал russianpost.ru, единственной функцией которого было отслеживание посылок по трек-номеру. Выглядел этот портал вот так:



Внутренние процессы тоже требовали определенной доработки. Но заданный в 2014 году импульс на улучшение ситуации сработал, и технологии стали потихоньку менять Почту изнутри и снаружи.

Все изменения, которые вы видите в Почте сейчас и о которых мы расскажем в посте, были бы невозможны без основательной переделки внутренних процессов. Мы внедрили корпоративную шину данных, создав единый стандарт, регламентирующий передачу данных (и ускоряющий ее). Появилась централизованная CRM для коммерческих блоков, позволяющая эффективно работать с клиентами. После 2015 мы оптимизировали логистические системы, и у нас в 10 раз выросли обороты по посылкам. Мы ощутимо ускорили фронт в плане работы отделений и многое, много другое, от работы казначейства и кадрового учета до единого фронта ЕАС ОПС (Единая Автоматизированная Система Отделения Почтовой Связи ).

Для сравнения: в 2013 мы доставляли примерно 110,7 млн посылок в год (суммарно, включая импортные и экспортные, мелкие пакеты, EMS, в общем, всё). В 2015 цифра выросла до 194 млн, а в этом году уже доставлено более 483 миллионов.

Сначала мы сделали Data Cloud, в рамках которого осуществляли сбор данных и их тщательную очистку. А данных в Почте столько, что это уже не просто Big Data, это Huge Data — мы второй по величине работодатель в РФ (после РЖД), почти каждый житель страны так или иначе пользовался и продолжает пользоваться нашими услугами. Ведь Почта — это не просто посылку родственникам послать или заказать новый чехол для смартфона с Али, это и всевозможные квитанции от государственных органов. Когда вам приходит счет за квартиру и ЖКХ от единого расчетного центра — это квитанции, которые были напечатаны и разосланы по всем адресам нами. То же самое с письмами от налоговой, со штрафами от ГИБДД и прочими важными вещами.

Кстати, эти вещи мы тоже перевели на электронные рельсы, сделав возможность получать заказные письма от инстанций в электронном виде. Так и быстрее, и бумага экономится. Если вы видели соответствующую галочку в настройках приложения Госуслуг — это мы, да. А еще подписаться на получение заказных писем в электронном виде можно на нашем сайте — достаточно зарегистрироваться в системе и получить простую электронную подпись (потребуется разово залогиниться в Госуслуги).



На самом деле, сейчас сайт часто продолжают использовать просто в плане «Где там моя посылка уже», трекая ее по номеру. Но полноценная регистрация в системе дает ряд плюшек.

  • Если вы подтвердите в профиле номер телефона, мы будем автоматически добавлять в ваш аккаунт все поступившие посылки, на которых указан ваш телефон.
  • Мы сможем присылать в приложение пуш о том, что пора забрать в отделении посылку, когда вы будете проходить мимо этого отделения
  • Вам станет доступна возможность получать письма от инстанций в электронном виде в приложение.
  • Для получения посылки в отделении вам не понадобится паспорт и квитанция — в приложении будет штрих-код для каждой из посылок. Оператор сканирует его, присылает вам SMS, вы называете код и получаете посылку. Без бумаг. Сейчас почти 80% посылок получают так.




Иногда мало просто получить от органов уведомление о каком-либо событии. Система несовершенна, и временами получается так, что те же уведомления от налоговой или автомобильные штрафы приходится оспаривать. Люди иногда забивают на это, потому что официальный ответ на всё это приходится писать таким же заказным письмом, но уже в бумажном виде. Или сходить в ГИБДД самостоятельно и поговорить с этими милыми людьми там.

В идеале — сделать так, чтобы у пользователя была возможность не только прочесть письма от инстанций, но и ответить на них сразу в электронном виде. Это позволит людям подписывать такие ответы простой электронной подписью и сделать отправку ответа юридически значимым актом. То есть письмо точно не затеряется и будет принято на том конце в нужное время. Пока подробнее здесь рассказать не о чем, но мы работаем над этим.

Не обошлось без изменений и внутренних процессов. Было время, когда на сортировке посылок почти не было автоматики, и все зависело от людей. Люди просматривали параметры посылок, раскладывали их ручками по разным ящикам для дальнейшей транспортировки и прочее. А людям свойственно уставать. Даже в пределах нормированной рабочей смены в условиях постоянного потока посылок, писем, бандеролей — глаз замылится, это вопрос времени. Вот и возникали ситуации с потерей посылок или отправлением их не туда, из-за чего на следующих сортировках такую посылку могли вернуть на предыдущий этап. А это время и нервы.

Мы реализовали проект «Сортмастер», о котором подробнее расскажем отдельно. Это решение позволяет автоматически на конвейерной ленте сканировать поточно множество посылок, чтобы та или иная посылка отправилась в следующий сортировочный центр.

Бизнес и Почта


В самом начале пути с обслуживанием бизнеса все было довольно сложно. Потому что для того, чтобы нормально подключить свой бизнес к Почте, тебе требовалось думать, как Почта, говорить, как Почта, в общем — быть Почтой.

Допустим, у клиента был интернет-магазин, и он хотел подключить возможность доставки товара через нас. В то время для этого требовалось написать кучу писем, причем именно на понятном языке для сотрудника Почты, с учетом всех наших страшных внутренних аббревиатур, номенклатурных названий отправлений и прочих радостей. Для простых смертных этот путь был фактически закрыт.

Сначала клиенту надо было выбрать нужную услугу, список которых выглядел так.



Довольно запутанно. Как и интерфейс сотрудника в то время:



Рынок отреагировал на это появлением прослоек-агрегаторов, которые помогали бизнесу подключаться к Почте.

Мы поняли, что это не выход, и надо уже сделать что-то свое, при этом максимально удобное для всех — и небольших бизнесов, которым просто требуется прогонять через нас свои отправления клиентам, и огромным компаниям, которым мы предоставляем все под ключ — удобные интерфейсы проверки адресов, отправки товаров, трекинг посылок и прочее.

В итоге сейчас получается, что даже крупный бизнес может заниматься только интернет-магазином, оставив нам как хранение товаров на наших же складах, так и их отправку и полноценный учет. Для этого у нас есть полнофункциональное API, который можно легко подцепить к любой своей системе (ERP, CMS, CRM, etc), и удобный интерфейс.



Любой клиент может загрузить в систему имеющиеся отправления, быстро рассчитать стоимость такой пересылки, а еще получить подробные отчеты как о движении самих отправлений, так и он финансах. Все бланки с нужными реквизитами и кодами формируются автоматически.





API может многое и покрывает все шаги, от формирования посылки до отслеживания ее вручения.



Мы сделали для бизнеса единую точку входа — otpravka.pochta.ru

Если клиент небольшой или ему просто не хочется заморачиваться с API — есть удобная веб-версия с теми же функциями.

Еще полезная штука для бизнеса — можно обмениваться документацией онлайн с помощью электронной цифровой подписи.



Это что касается работы с бизнесом и людьми. Параллельно вместе с переформатированием интерфейса для клиентов мы переделали его и для оператора. Ведь удобно и красиво должно быть не только по одну сторону монитора, но и под капотом.

С нашей стороны


Раньше это выглядело вот так и этим можно было пугать новых сотрудников.



Теперь — вот так:



Почта — огромная структура с представительствами по всей стране, включая ее самые отдаленные уголки. Второй по величине работодатель в России. Поменять её в пару кликов не выйдет. Но мы уже начали.

Если у вас есть какие-то предложения или обратная связь по работе наших сервисов или приложений, можете смело писать в комментарии или мне в личку.

Комментарии (45)


  1. heathen
    29.08.2019 12:21
    +1

    Уведомления о появлении нового ПО не приходят даже после регистрации на сайте, кстати. Так и должно быть?


    Не говоря уже о самой Почте России: за последние несколько лет из неотслеживаемых отправлений, которые я ожидал, фактически дошло 10-15%. Не говоря уже о том, что извещения приносят через недели после того, как отправление появилось на почте, а СМС не приходят уже несколько лет. На вопрос "почему" сотрудники почты отвечали, помню, что "нет денег на СМС".


    Но в целом тренд на автоматизацию — вещь совершенно правильная. Только бы реализация не подкачала. А то смотришь на почту США и плачешь горькими слезами. Хотя и на Почте России многое поменялось к лучшему, этого не отнять.


    1. Rober
      29.08.2019 13:40

      А я могу вам подсказать, почему фактически дошло 10-15%. Всё дело в том, что неотслеживаемые посылки в ПО Почты России не трекаются. По крайней мере в тех отделениях, куда они должны дойти. Их просто физически доставляют из точки А в точку Б, при этом точкой Б может оказаться как почтовый ящик, так и чьи-то нечистоплотные руки (как я понимаю эту ситуацию).

      Доходит до абсурда
      Например, в Ессентуках в центральном отделении посылку, которая по габаритам не влезает в почтовый ящик, сотрудники почты предлагают искать самостоятельно. То есть буквально лезть в коробку, где свалены посылки, без предъявления паспорта, находить свой пакет. Когда я в очередной раз столкнулся с таким, то на диктофон записал весь этот бред, отказался искать сам, накатал жалобу через сайт и зарегистрировал у них письменный вариант, да и саму запись отправил в личку Твиттера @Ruspost_Help. Правда, с тех пор ни ответа, ни привета пока не было. Вот так им «не всё равно» на неотслеживаемые посылки.
      Всё, чего я добился — начальница отделения лично нашла мою посылку и демонстративно сверила паспортные данные с надписями на посылке. Что творится не в центральных отделениях — представить страшно.


      1. yarkov
        29.08.2019 21:43

        Донецк, Ростовская область. История про Ессентуки один в один. Пришел получать посылку. Показываю штрих-код, сотрудница сканирует его и говорит:


        • У вас же еще есть не полученные?
        • Ну конечно, штук 5 еще с июня висят.
        • Вот коробка. Искать будете?

        А жене моей вообще чужую отдали. Зашла к почтальонам в комнату, чтобы спросить нет ли чего на наш адрес. Да, вот так, без паспорта, просто называя адрес. Ей отдали ее посылку и посылку соседки из 2 квартиры. Ну типа передадите ведь, чтобы не нести далеко.


        Вот так как-то.


        1. Rober
          29.08.2019 21:52

          Да, и в полицию ведь смысла нет писать. Посылка до вручения — собственность продавца. Поэтому не важно, сколько посылок пропало в Ессентукском почтовом отделении или у вас в Донецке — пока продавцы с Алиэкспресса не начнут крестовый поход против пропажи неотслеживаемых отправлений, Почта России и дальше будет творить такие вещи. То есть, боюсь, всегда.
          DmitryMarkin, если вы ещё присутствуете на Хабре — дайте официальный комментарий, пожалуйста)


      1. slavashock
        30.08.2019 11:23

        Прочитал ваш комментарий и меня осенило)
        urban_sky предлагаю оптимизацию для процесса.

        Сейчас:

        1. Показываешь экран смартфона с штрих (КуАр) кодом и его сканируют.
        2. Поиск посылки
        3. Получаешь СМС и говоришь код из него оператору.
        4. Ввести код в ПК для проверки
        5. Отдать посылку


        Предложение:
        1. Показываешь экран смартфона с штрих (КуАр) кодом и его сканируют. В штрих-коде уже оставить информацию о том, что ты владелец посылки.
        2. Ищут и отдают посылку

        Что избавит от необходимости: получать и диктовать код в смс.
        Вижу уязвимость, ведь посылку могут не найти, а вы уже показали свой КуАр. Тут надо подумать над этим, может подтверждать получение посылки в приложении?


    1. saege5b
      30.08.2019 01:46

      Безтрек — подарок работникам ПР (с) интегральный ответ 8-800
      Ты надейся, у меня сейчас (август 2019 года) приходят пакеты, которые китайцы в 2018.02 (февраль 2018 года) отправили.


  1. Buzzzzer
    29.08.2019 12:31

    Помню, когда обновили сайт, а потом выпустили мобильное приложение, я прям не поверил. Думал не может такого быть в окологосударственных структурах, т.к. получилось всё довольно прилично.
    Очередь из пенсионеров, получающих пенсии по 15 минут еще есть, но уже меньше.

    Но вот с безтрековыми посылками всё стало гораздо хуже, чем было до.

    Такое ощущение, что их специально где то «маринуете» по три месяца.


  1. arozhankov
    29.08.2019 12:51
    +3

    Мущщщиииина! Вы разве не видите, что у нас на Хабре обед?

    А если серьезно, то очень интересно! Продолжайте писать.

    у вас есть какие-то предложения или обратная связь по работе наших сервисов или приложений

    В приложении можно заказать доставку посылки на дом, но эта услуга не осуществляется отделением связи. Получается:
    1. Неактуальная информация.
    2. Пользователь не может сообщить о неактуальности информации.
    Было бы неплохо реализовать обратную связь из приложения, которая отправляется в нужное подразделение Почты.


  1. kagarich
    29.08.2019 12:51

    >> Попытки поставить Почту на правильные цифровые рельсы датируются 2014 годом.
    >> Тогда из публичных штук у нас был только портал russianpost.ru, единственной
    >> функцией которого было отслеживание посылок по трек-номеру.

    Уже в середине нулевых стабильно работал ОАСУ РПО, в том числе на фронте в ОПС, работала автоматизированная сортировка, что в Мытищах, что на ПЖДП, что на других сортировочных центрах.
    В статье на удивление много передергиваний, нехорошо.
    Изменения по сравнению с нулевыми есть, и это отлично. Но говорить, что все это построено с нуля в новейшей истории ПР, это говорить неправду.


    1. InChaos
      30.08.2019 13:39

      Скорей всего делалось все с нуля. Я никого не защищаю, но обычно если старая система даже и хорошо работает где то локально, то обычно совместить ее в «систему» не получается. А тут я понимаю именно системно все интегрируется, пусть не так быстро как мы всегда хотим, но успехи явно видны. Сам ощущаю как завсегдатай али.


  1. bmar
    29.08.2019 13:13
    +1

    Простите, но доставка заказных писем в электронном виде работает только для ограниченного количества регионов, это раз. И зайти на сайт по ссылке, авторизоваться — тоже задача нетривиальная.


    1. mapatka
      29.08.2019 14:21

      А где она вообще? Я бы с удовольствием заполнял Куда-кому в личном кабинете, клеил трек и потом тупо скидывал письмо в ящик, а оплату бы списывали с карты уже после обработки письма. Чтобы не стоять в очереди полчаса.


  1. IronHead
    29.08.2019 14:13

    Для получения посылки в отделении вам не понадобится паспорт и квитанция — в приложении будет штрих-код для каждой из посылок. Оператор сканирует его, присылает вам SMS, вы называете код и получаете посылку. Без бумаг. Сейчас почти 80% посылок получают так.

    Это отличная технология, но! Оператору приходится каждый раз руками вбивать номер телефона. Неужели нельзя сделать его(номера телефона) подстановку автоматической, чтобы оператор отсканировав код — просто нажал кнопку «отправить смс»?
    Второе — уведомления на бумаге все еще приходят, параллельно с пуш уведомлением и заодно и электронным письмом. Можно же как то отключить бумажные уведомления?

    А в целом — все изменилось в лучшую сторону. Спасибо за работу!


    1. diskin
      29.08.2019 15:23

      Тоже удивлялся, почему телефон каждый раз спрашивают и вводят. Но вчера получал посылку — номер уже был у оператора виден, она его просто прочитала мне для проверки. Так что и это улучшилось!


      1. IronHead
        29.08.2019 15:25

        По моим наблюдениям — они читают номер с конверта посылки. А не из программы.


        1. diskin
          29.08.2019 15:26

          Ну я вчера даже переспросил, что мол, уже номер виден у вас там — она сказала, что да, теперь виден.


      1. Mishootk
        29.08.2019 16:29

        Не каждый раз. Так что в том вопрос и заключается — несколько раз получаю посылки без вопросов (даже номер не вводят руками, смс приходит после сканирования кода с телефона), а в следующий визит спрашивают. Закономерность не улавливаю. Все отправления в приложения добавляются сами (всяки с алишки идут), так что у всех привязка к телефону есть. И на конвертах телефон указан у всех.


  1. Mishootk
    29.08.2019 14:19
    +1

    С мобильным приложением и "упрощенкой" стало намного удобнее получать "всяки". Спасибо.


    По мобильному приложению есть вопросы и предложения.
    Вопрос. Почему для некоторых отправлений оператор просит номер телефона для отсылки кода, а для некоторых нет (видимо телефон в системе есть). Это же я, один и тот же, я уже зарегестрирован, на мою учетку уже есть номер, зачем его через раз спрашивать?


    Предложение. В мобильном приложении при получении нескольких отправлений сразу приходится в несколько действий перелистывать отправления для показа штрихкодов оператору. Может быть сделать сводную страницу со всеми штрихкодами подряд (из выбранных посылок или из всех ожидающих в данном отделении)? Или еще лучше, отсканировав и идентифицировав получателя по одному отправлению оператор сразу предлагает выдать все ожидающие посылки?


    1. mapatka
      29.08.2019 15:14

      Почему для некоторых отправлений оператор просит номер телефона для отсылки кода, а для некоторых нет (видимо телефон в системе есть).
      Я думаю, берут номер из адреса (китайцы пишут иногда номер телефона телефона в вашем адресе).


  1. prolis
    29.08.2019 14:48

    От цифровизации ожидалось:

    • Расшаривание штрихкода жене/детям для того, что бы код пришёл на их приложение
    • Регистрация ПО не только по телефону, но и адресу доставки
    • Цифровые счета и штрафы не надо печатать — надо сначала прислать в приложение ссылку для их оплаты
    • Самообслуживание
    Вместо этого в почтовом отделении:
    • Консультации и продажи семян
    • Ожидание вечновисящих терминалов
    • Беганье по всему отделению в поисках пакетика


  1. Slipeer
    29.08.2019 14:59

    Ещё бы не глючило из серии: давно давно полученная посылка вдруг сменила статус на «Срок хранения истёк. Выслано обратно отправителю».
    И не терялся бы номер отслеживания при пересечении границы (номера то у отправления всё-равно есть, что мешает сохранить ещё и внешний с которым отправление поступило в ПР, проиндексировать и искать в том числе по нему).


  1. prs123
    29.08.2019 15:31
    +1

    Идея как всегда прекрасная и чудная, но вот реализация — не очень совсем.
    Петербург: сделали электронные очереди в отделениях. Но периодически система перепрыгивает по номерам куда-то, иногда возвращается обратно, иногда нет.
    Упрощенное получение — это большой вопрос по номеру телефона: на всех (!) полученных мною посылках был указан номер телефона. Но при этом, при выдаче части посылок оператор хочет от меня услышать номер, на части сами там читают. Дальше — больше: приходят уведомления в приложения, мол мы определили, что вот это отправление идёт к вам по номеру телефона. Ага, оно неотслеживаемое, поэтому сообщим вам только о прибытии в отделение. Стоит упоминать, что я ни разу этого уведомления не видел (для остелживаемых всё приходит как часы)? И даже в этом случае оператор ручками вводит номер телефона.
    А вот бумажные извещения — это конечно хохма. Особенно, когда они приходят на следующий день после получения (!) и потом ещё и повторное.
    И объясните, пожалуйста, наконец вашим сотрудникам, что ввод полученного кода из SMS эквивалентно постановке подписи о получении. Соответственно, я хочу хотя бы увидеть посылку прежде, чем увидеть подпись.


  1. Bonio
    29.08.2019 16:34

    Интерфейс для отслеживания посылок на сайте почты россии максимально дурацкий. А может это у меня только неприязнь к этим новым оверсайз упрощенным интерфейсам для дураков.
    Для себя пару лет назад сделал нормальный интерфейс, как когда-то был на russianpost.ru, с выводом нормальной таблицы.
    https://russianpost.ml/


  1. krylov_sn
    29.08.2019 16:36
    +2

    Мне в свое время очень понравилось: был в отпуске — 2 недели не было в городе. В это время мне пришло заказное письмо. Думаю: вот я приехал — пойду в субботу и получу. Но не тут то было: в пятницу они отправили его обратно!!! И плевать, что еще 10 дней до конца срока хранения. В поддержке мне по сути сказали: а нам пофиг, что так вышло.
    Но в целом улучшения конечно есть и заметные. Используем api для проверки адресов перед отправкой. Списки, что нам приходят, просто ужас. Поле адрес используется как поле заметок в духе: "выдавать карту на руки только внуку"


  1. MacIn
    29.08.2019 20:43

    Теперь — вот так:

    Только мне предыдущий интерфейс для сотрудника кажется более информативным?


    1. slavashock
      30.08.2019 12:04

      Вероятнее всего новый интерфейс пошаговый и на текущем экране видно только то, что нужно видеть в текущий момент времени.


  1. ttyigor
    29.08.2019 21:27
    +3

    https://www.pochta.ru/forms-list чтобы скачать любой бланк отсюда теперь требуется авторизация. Это баг?


    1. slava_k
      30.08.2019 07:57

      Скорее это принудительное навязывание регистрации на сайте ПР. Возможно, в ПР есть kpi на количество зарегистрированных и от этого у боссов зависит премия. Забота об удобстве пользователей это самое последнее дело.

      Интересно, ПР, а вы рассматривали use case когда пользователь не желает помогать компании в потенциальной утрате персональных данных (теоретически это возможно, РЖД и аналогичные компании же «смогли») и хочет физически приходить с бумажным бланком на почту, при этом еще и написать заявление, чтобы выдавали посылки только при личном присутствии с паспортом (неоднократно видел выдачу посылок через штрих-код, не дожидаясь кода sms, «потому что очередь»)? Или это уже слишком несовременно и поперек всеобщей цифровизации?

      Напомню, что бланк это довольно важная штука, он может быть также и отчетностью для компаний в случае вынужденного оспаривания расходов с налоговыми органами и не только (как и чек об оплате пересылки, который выдают не всегда, потому что «у нас бумага закончилась»). Опять же, собственноручная подпись на бумаге + подпись в паспорте куда более надежная связка, чем код по sms, который редко когда спрашивают.


    1. xforce
      30.08.2019 10:56

      Не баг. Обращался в поддержку с вопросом, сказали что «бай дизайн». Хреновый дизайн, как обычно.


  1. aborouhin
    29.08.2019 22:35
    +1

    Многое, конечно, улучшилось, и за это спасибо. Но вот главная боль любого бизнеса (а не только занимающегося массовой отправкой), связанная с почтой, остаётся нерешённой.

    Есть у меня организация, которая почтовые отправления получает очень редко (везде эл. документооборот, с контрагентами проще курьером и пр.) Но у неё есть юр. адрес, по которому она по закону обязана принимать и бумажную корреспонденцию тоже. Но вот, увы, ни малейшего шанса узнать про то, что такая корреспонденция пришла, у меня нет! А это может быть письмо из ФНС, по факту возврата которого они вынесут решение о недостоверности адреса со всей связанной с этим головной болью.

    Уведомления местное отделение (ближайшее Подмосковье) не доставляет. Оно их и для физ. лиц не доставляет, но в отношении юр. лиц ещё и не обязано, так что даже пожаловаться не на что. Услуги а/я в отделении нет (а если бы и была — не помогло бы, т.к. ФНС не будет писать на а/я, а возможности переадресации всего, что пришло на обычный адрес, в а/я тоже нет). Возможности получить уведомление, если письмо отправлено в бумаге, нет.

    Итого единственный вариант — минимум раз в месяц ходить, как дурак, в отделение, и спрашивать «уж нет ли чего для ООО „ХХХ“?». После чего оператор начинает руками разгребать три стеллажа писем в поиске. И, как показал опыт, всё равно письма возвращаются отправителю за отсутствием адресата (и немудрено, при ручном разгребании беспорядочных завалов сложно что-то найти).

    Поэтому просьба от лица всего малого бизнеса, у которого нет больших потоков корреспонденции, канцелярии и специально выделенной девочки, регулярно бегающей на почту. Зато есть риск сильно попасть из-за пропущенного бумажного письма. Сделайте возможность подписаться на уведомления о поступившей корреспонденции по наименованию получателя/адресу!

    Да, понимаю, что адрес и название могут быть написаны по-разному, иногда даже не совсем корректно, а ИНН на письме не пишут. Но те же dadata вполне справляются с задачей приведения их к общему виду, вряд ли для Вас это невыполнимая задача.


  1. korsarer
    29.08.2019 23:50
    -1

    К слову о бюрократии. Никогда не забуду этот случай с Газпромом.

    Примерно раз в пару лет проводят учет газовых счетчиков и их состояние. Предварительно в почтовый ящик приходит бумажное уведомление о том, что «Такого-то числа запланирована проверка… Будьте добры допустить оператора домой». Так вот, мне не понравился текст и некоторые детали в уведомлении. Некоторые данные о компании Газпром на уведомлении были устаревшими и не соответствовали указанным на их сайте данным. В том числе ИНН и ОГРН компании отличались от того, что были в официальных источниках. Это наводило на мысль о мошенниках. А еще все эти данные о компании были напечатаны очень мелким шрифтом — гораздо меньшим, чем основной текст обращения. Человек с хорошим зрением с трудом бы это прочитал, похоже шрифт был 9-10. Так же мне не понравилось, что уведомление это оказалось в почтовом ящике в тот же день, когда была запланирована проверка — то есть не предупредили заранее. Местное почтовое отделение работает достаточно оперативно, так что не считаю их виновными.

    Угораздило меня написать в Газпром жалобу на Электронный адрес(Email). И знаете что? Через неделю я обнаружил письмо не в электронном, а в обычном почтовом ящике — настоящее бумажное письмо! Газпром мог так же официально ответить мне на мой Email. Но они посчитали нужным отправить бумажное письмо. Я конечно благодарен им за ответ. Но неужели они на все электронные обращения отвечают бумажными письмами? Это ведь дополнительная трата денег и бумаги! А что если им миллион сообщений на электронную почту напишут боты — они на каждое ответят бумажным письмом?


  1. vadimr
    30.08.2019 00:30
    +1

    У меня такой вопрос. Когда, наконец, можно будет отвязать свой домашний адрес от сопоставленного ему почтового отделения? Неужели так сложно в век цифровых технологий ввести косвенную адресацию? Я живу в районе-муравейнике, и, когда бы я ни пришёл в своё почтовое отделение (включая ночь), чтобы получить отправленную на мой адрес корреспонденцию, я должен там провести от 40 минут до нескольких часов. Я бы с удовольствием заключил договор на абонентский ящик в другом, более свободном почтовом отделении, но я не могу влиять на тот адрес, на который высылается официальная корреспонденция. Почему мне навязываются услуги одного определённого почтового отделения? Я могу заключить договор на обслуживание с любым отделением банка, с любой поликлиникой, любым телефонным оператором и т.д., но почему-то моим вечным и неснимаемым проклятием является даже не просто Почта России, а одно конкретное почтовое отделение.


    1. Sabubu
      30.08.2019 01:54
      +1

      Но если это разрешить, то получается, люди из вашего района все пойдут в соседний, тихий район и устроят там то же самое столпотворение, причиняя неудобства местным жителям.


      1. vadimr
        30.08.2019 05:07
        +1

        Именно в этом состоит распределение нагрузки при массовом обслуживании.


    1. InChaos
      30.08.2019 14:09
      +2

      Лайфхак. При заказе корреспонденции указывайте случайный адрес, который привязан к нужному почтовому отделению (только квартиру несуществующую). Это конечно невозможно при официальных заказных письмах (штрафы, налоговая и т.д.), но для посылок вполне норм. При наличии трек кода и электронной учётки с подтверждением по смс, адрес проживания никто не спрашивает. Так я посылки получаю на почте рядом с работой, т.к. не всегда успеваю до закрытия по месту проживания.


      1. vadimr
        30.08.2019 14:13

        Спасибо, полезный в некоторых ситуациях лайфхак! Но, если я имею возможность управлять реквизитами отправления, то, чаще всего, есть возможность и оформить доставку через коммерческую курьерскую службу.


    1. geirby
      30.08.2019 15:13

      То, что опишу под катом является хаком, и ни в коем случае не призываю повторять и возводить это в систему. Но если случай действительно удручающий и у вас есть минимальный зачаток скилла «убеждать», то

      могу порекомендовать
      1. Один раз используете услугу ПР по доставке, она стоит 100 рублей.
      2. Вас предложат указать свой номер. На этот номер позвонит почтальон, которая обслуживает ваш участок/дом.
      3. Договариваетесь с почтальоном о времени доставки.
      4. При личной встрече, с помощью доброго слова и пистолета денег которые вы обещаете за доставленные к вам в квартиру/ящик отправление убеждаете сотрудника почты, что он может совершенно спокойно побыть в субаренде. Если у вас, как у меня в свое время свой робкий голос поднимет совесть, попросите почтальона постфактум оформлять заказ на доставку (всего +100 рублей к общей оплате).
      5. Договариваетесь о времени звонка/доставке, промежутке агрегации ваших отправлений.
      6. Поздравляю. Схема работает. Сотрудники почты получают крошечные деньги, отсюда мотивация в каждой вашей посылке.

      Как это работало у меня: я познакомился с почтальоном своего участка (пп. 1,2) сказал, что буду оплачивать каждую доставленную посылку с почты лично ей в размере 100 рублей(п.4), период агрегации — 1 неделя + стоимость одного официального заказа(п.5).
      Каждую субботу почтальон звонил мне и мы договаривались когда он принесет посылки. Иметь номер личного почтальона еще хорошо и тем, что в отпуске можно послать смску, и знать, что твои посылки не уедут обратно по истечению срока хранения.
      p.s. схема отличается от официального заказа тем, что не надо ПО КАЖДОЙ посылке согласовывать доставку. Просто получаете все сразу в одно время и УДОБНОЕ вам. И платите за это, конечно.


  1. mynameisdaniil
    30.08.2019 00:55

    Спасибо вам за этот нелегкий труд. Стало действительно лучше.
    Но! Вот только что буквально попытался в приложении добавить "простую подпись" через госуслуги. Оказалось, что приложение хочет доступ ко всем моим данным. Это зачем так? Отказал, конечно.


  1. NeoCode
    30.08.2019 07:42

    Самое главное — хочется чтобы отслеживались ВСЕ посылки, в том числе с внутренними китайскими и прочими трек-номерами. Какая разница почте что отслеживать? Штрих-код же есть, номер есть, ну пусть он другого формата — для софта это вряд ли проблема.
    Понимаю, что это проблема скорее организационная, нужно организовывать другие логистические процессы для таких посылок… Но вот мне кажется что это должно быть главным направлением в развитии Почты. Отслеживать все отправления без исключения.

    Второе — электронные очереди. Интересно, что где-то они стоят, а где-то до сих пор нет. Почему так? Неужели нет корпоративного стандарта и каждое отделение само решает?


    1. slava_k
      30.08.2019 08:08

      Электронные очереди работают ровно до тех пор, пока не ошибется один из операторов, пропустив молчуна/перепутав окно, или же пока не закончится чековый рулон в автомате, что довольно частое событие (даже с утра).

      Безтрековые посылки теоретически можно было бы трекать, но 1) за них «не заплачено», и 2) не все отправители пишут номер телефона или же имеют несовместимый для автоматизированного считывания формат данных на наклейке (хотя при желании это вполне решаемая, хоть и сложная, задача).


      1. NeoCode
        30.08.2019 23:19

        У меня такая ситуация — есть ближайшее к дому отделение, небольшое, там выдают посылки без трека; и там электронная очередь есть. А есть большое отделение, где выдают посылки с треками — оно охватывает территорию нескольких «маленьких» отделений, там даже специальное помещение только для выдачи, и как раз там электронной очереди нет. Где логика?
        А по отслеживанию всех посылок — тут, я думаю, самое правильное — принципиальное решение Всемирного Почтового Союза об унификации всех трек-кодов, в том числе и коммерческих служб доставки. Это не сложно, просто сделать еще один ISO стандарт и выдавать префиксы коммерческим службам, ну типа как домены. Можно еще и денег снимать:)
        Но как я понимаю, все упирается в деньги. За трекинг платит отправитель, и наверное это действительно дополнительная работа — нужен человек со сканером в каждом АСЦ, или какая-то умная автоматика с камерами. Тут можно только надеяться, что рано или поздно к этому все равно придут.


  1. romkavt
    30.08.2019 17:56
    +3

    Молодцы! Почта все-таки меняется, а это крайне непростое дело в масштабах такой организации. Вот бы вам только не превращать почту в супермаркет ничего конкретного, а развивать бы основной бизнес — службы доставки, экспресс-доставку товаров и документов, грузов.


  1. and7ey
    30.08.2019 23:25
    +1

    Что происходит в США, если почта нарушила сроки доставки — пишется жалоба на сайте (!), через несколько дней — чек на возврат стоимости пересылки у вас в почтовом ящике (либо за наличными можно в отделение прийти).

    Как работает у нас — жалобу можно подать только на бумажке в отделении. Срок рассмотрения — 30 дней. Но в течение 30 дней тебе не отвечают. Тебе не отвечают вообще! И это несмотря на наличие у тебя копии обращения с отметкой о принятии. Всем уже настолько все равно на закон…


    1. igrblkv
      02.09.2019 12:15

      Неправда!
      Недавно отправлял обратно в США телефон, купленный на иБее, со страховкой и треком.
      Во-первых, очень сильно удивил операторов в отделении связи, когда припёрся с номером и сказал, что мне отправить посылку. Несколько раз переспрашивали про «получить, может?», собрали целый консилиум…
      Во-вторых, через 5 дней посылка остановилась в Москве и больше никуда не двигалась — на что я через неделю написал через сайт на розыск посылки, безо всяких личных визитов и прочего. Через месяц посылка нашлась, через два всплыла уже в Нью-Йорке и продолжила свой путь.
      В случае, если-бы посылка так и не нашлась возврат средств по страховке обещался через 90 дней, но тут не знаю как всё происходит.
      Так что, всё ни так красиво как в США, но то-же вполне нормально…


  1. maxinvest
    01.09.2019 19:31

    Кул стори! Наконец-то есть кому писать на хабре о почтовых технологиях)