Линейку современных пассажирских судов на электротяге, в том числе скоростных, разработала российская компания «НПК Морсвязьавтоматика» из Санкт-Петербурга, занимающаяся разработкой и производством судовой электронной техники. Об этом рассказал агентству «РИА Новости» директор предприятия Андриан Правдин.

Ответное продолжение этой публикации на Хабре: "Самый большой в мире электрический паром Ellen начал выполнять регулярные рейсы"

В компании «НПК Морсвязьавтоматика» разработали три модели электрического речного транспорта:

  • «Ситивольт» — однопалубный монокорпусный речной теплоход типа «Фонтанка»;
  • «Экокрузер» — скоростной катамаран класса река-море, который способен составить конкуренцию «Метеорам» и «Кометам» (суднам на подводных крыльях);
  • «Эковольт» — двухпалубный речной катамаран.

На данный момент разработка теплохода «Ситивольт» находится на стадии проекта, а строительство корпуса катамарана «Экокрузера» должно начаться в ближайшее время.

Опытный образец катамарана «Эковольт» компания пообещала продемонстрировать в сентябре на судостроительном форуме «Нева-2019».

Проектировщиками «НПК Морсвязьавтоматика» предусмотрено, что эти суда будут экологичными, бесшумными и экономичными.

На первый этапах разработки было продумано, что электрические пассажирские суда будут иметь стильный, современный дизайн, комфортабельные раскладывающиеся кресла и все удобства на борту, соединяя в себе привлекательный внешний вид и функциональность.

Элементы салонов обоих судов можно будет легко трансформировать при необходимости в разные зоны — ресторан, площадку для танцев, кинотеатр, переговорную комнату.



Проектные характеристики «Ситивольт», «Экокрузер» и «Эковольт»:

  • максимальная скорость «Ситивольта» — 8 узлов (15 км/ч), вместимость до 60 человек, ожидаемая стоимость составит около 50 млн. рублей;
  • максимальная скорость «Экокрузера» — 20 узлов (около 40 км/ч), вместимость до 200 человек, ожидаемая стоимость составит до 220 млн. рублей;
  • максимальная скорость «Эковольта» 8 узлов (15 км/ч), вместимость до 77 человек, экипаж — два человека, ожидаемая стоимость составит 80–85 млн. рублей;

Затраты на эксплуатацию «Эковольта» значительно ниже, чем на эксплуатацию обычного дизельного судна. Согласно оценкам экспертов, на российский рынок можно поставить пять тысяч таких судов. Есть у проекта и экспортный потенциал. После запуска нового завода к концу года компания сможет ежегодно производить порядка 20 таких электрических судов.

В рабочих проектах учтено, что оба электрических пассажирских судна могут швартоваться к причалам как левым, так и правым бортом, а под потребности клиентов может быть изготовлена специальная модификация судов с возможностью швартовки к необорудованному берегу.

Параметры автономного хода и типы зарядки

Проектом заложено, что электрический катамаран «Эковольт» без подзарядки сможет преодолеть расстояние до 130 километров. Это приблизительно два круговых рейса между Петергофом и Санкт-Петербургом.

Процедуру зарядки электрических пассажирских судов «Ситивольт», «Экокрузер» и «Эковольт» предполагается выполнять с помощью:

  • специальных стационарных зарядных станций, подключенных к внешней сети электропитания на причалах;
  • плавучих зарядных станциях, запитанных от газогенераторов.

«НПК Морсвязьавтоматика» уже получила предзаказ на пять скоростных катамаранов «Экокрузер» от российского круизного оператора, а также участвует в тендере на поставку этих судов для юга страны. Также есть предзаказы и на теплоход «Ситивольт».

Данные проекты электрических пассажирских судов реализуются при содействии Министерства промышленности и торговли России и Российского речного регистра судоходства, а также является полностью отечественными разработками.

До 70–80% внутренних систем новых электросудов в «НПК Морсвязьавтоматика» разрабатывают и производят самостоятельно, что уникально по сравнению с классическими западными верфями.

У компании есть собственные ноу-хау для этих проектов: накопители энергии, движитель судна, комплексы внутрисудовой связи, системы вентиляции и кондиционирования,

Комментарии (51)


  1. GokenTanmay
    30.08.2019 09:58
    +4

    накопители энергии, движитель судна, комплексы внутрисудовой связи, системы вентиляции и кондиционирования

    Эх, жалко статья не про это, а про красивые рекламные слоганы и рендеры…

    судна могут швартоваться к причалам как левым, так и правым бортом

    Патентуйте быстрее!!! «Как тебе такое Илон Маск?»
    Поясню свой сарказм. Я вырос и живу на Волге, и у нас есть пристани как с левой стороны так и с правой. Корабли всегда швартуются носом навстречу течению. А так же, так как пристани у нас производства от 50годов прошлого века, очень часто корабли швартуются «сандвичем», т.е. первый к пристани, второй к свободному борту первого, третий к свободному борту второго. И это норма! Я не вижу смысла делать корабль который швартуется только одним бортом. Пойду гуглить зачем такие корабли вообще существуют и существуют ли вообще?


    1. kinall
      30.08.2019 10:41

      Наверное, имелось в виду, что у него разъёмы для зарядки с обеих сторон.


    1. ReklatsMasters
      30.08.2019 10:54

      очень часто корабли швартуются «сандвичем», т.е. первый к пристани, второй к свободному борту первого, третий к свободному борту второго

      Это, наверное, как через грузовые вагоны перелазить. Это когда на первый путь встал длинный грузовой состав, а на второй приезжает электричка. Сомнительное удовольствие, особенно для пенсионеров.


      1. tvr
        30.08.2019 11:08

        Это, наверное, как через грузовые вагоны перелазить.

        Не, если по уму швартуются, то там всё нормально — пара дополнительных трапов практически незаметна.


      1. gearbox
        30.08.2019 16:27
        +1

        идешь как по коридору, происходящее в промежуточных судах тебя никак не трогает. Не предел мечтаний но и никакого неудобства не доставляет.


      1. 5oclock
        30.08.2019 19:30

        В том же Питере речные трамвайчики так же паркуются. Сплошь и рядом.


  1. Javian
    30.08.2019 10:22

    off Как застройщики — рисуют одно, по факту строят другое. Если вообще строят. Новости из нереального мира.


  1. korj1987
    30.08.2019 10:33
    +1

    Меня вот что интересует: хоть речной круиз и недешевое удовольствие для пассажира, круизные компании, я так понимаю, не жируют. Сможет ли такой электротеплоход себя окупить в какие-то разумные сроки, например, на маршруте от Москвы до Питера?


    1. SvSh123
      30.08.2019 12:00

      От Москвы до Питера — безусловно, нет. А вот где-нибудь между Нижним Новгородом, Казанью и Чебоксарами — вполне.
      Но в первую очередь их бы на Байкал.


  1. REPISOT
    30.08.2019 10:33
    +1

    «Экокрузер» — скоростной катамаран класса река-море, который способен составить конкуренцию «Метеорам» и «Кометам»
    Интересно, как, если его скорость 20 узлов (то есть 37 км/ч), а у Метеора и Кометы — 65 км/ч


    1. tvr
      30.08.2019 11:02

      Метеора и Кометы

      А они ещё живы что ль?
      По Дону, помнится, бегали все разновидности — Метеоры, Кометы, Ракеты, Восходы. А потом их убили пассажирские автоперевозки.


      1. SvSh123
        30.08.2019 11:39

        Живы.
        Да и "Метеоры" кое-где сохранились.
        Объемы, конечно, не те, ходят они, в основном, на острова (Валаам, например), или по маршрутам, для которых путь по воде выходит гораздо короче.


        1. tvr
          30.08.2019 11:56

          Спасибо, в детстве довольно часто на СПК доводилось кататься — кайф.
          Радует, что не заброшена тема.


      1. stepmex
        30.08.2019 12:08

        На северах, на судоходных реках используются. Например почти весь пассажирский поток на реке Обь перевозится метеорами.


      1. Larymar
        30.08.2019 12:12

        более чем
        в спб спб-петергоф
        в карелии на валаам
        в мск тоже
        тут другой вопрос
        добраться до петергофа на маршрутке +\- 80р, на комете 600


        1. 5oclock
          30.08.2019 19:34

          На маршрутке — тоска и уныние, а на Метеоре — весело и с ветерком.
          Туристический потенциал больше у второго :)
          Только плохо, что в верхний парк не попасть. Ну или надо выйти через контроль, а чтобы вернуться назад в нижний парк и к причалу — придётся опять покупать билет в парк.


          Могли бы что-нибудь придумать, во избежание такой несправедливости.


          1. Jef239
            31.08.2019 01:54

            Так давно придумано — местным (Старый и Новый Петергоф) проход в парк бесплатен.

            В Александрию (она интересней Верхнего парка) ходит электропоезд.

            А вообще парков в Петергофе очень много, жаль, что туристы из 11 парков знают лишь 3.


            1. 5oclock
              31.08.2019 10:46

              Речь про "туристический аттракцион": прямо из центра "морского" города Санкт-Петербурга, по морю попасть во всемирноизвестную загородную резиденцию российских императоров.
              Не на автобусе толкаться туда по пробкам 2 часа через спальники.
              Не в какой-то другой — тоже красивый парк.
              А именно так: из центра Питера прямо в главный парк Петергофа.
              И это реализовано. И хорошо что это есть.
              Но вот есть недостаток по сравнению с тем, когда прибываешь в Петергоф по суше: тебе недоступен верхний парк.


              А насчёт того, что туристы не знают о других парках:
              Во-первых, в Питере турист не может осмотреть всё за один приезд. Ему для этого надо всё лето тут прожить. Поэтому выбирают самое известное и парадное.
              Во-вторых, на месте аборигенов я бы не расстраивался. Я вот живу возле Павловского парка и временами хочется, чтобы он был менее популярен, но при этом глядя на Екатерининский — я радуюсь, что нашему парку до него ещё далеко.
              И ужасаюсь популярности Петродворца.


              Так что то, что в Петергофе есть "свои", "домашние" парки — это замечательно.


              1. Jef239
                31.08.2019 11:32

                Интересно, а аэроэкспресс из Домодедово — это тоже «туристский аттракцион»? Цены-то примерно те же.

                Верхний сад — не сильно интересен (слабая копия Екатерининского), в отличие от Александрии (Капелла, Коттедж...) или головы витязя в Сергиевке. Петергоф вообще не страдает от туристов, практически они есть только в Нижнем парке. Очереди по часу на вход в парк я видел только в Пушкине.

                Во-первых, в Питере турист не может осмотреть всё за один приезд. Ему для этого надо всё лето тут прожить.
                Что, серьезно? Я живу в Питере больше 50 лет, и пока все не видел. Даже из пушки ещё не стрелял.

                А Петергоф… Знаете, есть разные цели… Одним хочется посмотреть самое известное, а другим — понять, как оно все жило 200 лет назад. И тогда Нижний парк — не главное… После 10ого раза — неинтересно смотреть на фонтаны. Начинаешь их игнорировать и смотреть на другое. Зато в копиях павловского парка — можно гулять бесконечно.


                1. 5oclock
                  31.08.2019 11:41

                  Откуда же 10й раз?
                  Человек приехал в Питер первый и возможно последний раз в жизни.
                  Понятно, что он поедет смотреть Самсона, а не голову в земле.


                  1. Jef239
                    02.09.2019 17:44

                    Спорный вопрос… Это две разные цели: одна посмотреть самое известное, вторая — понять дух города.

                    В Питере я вожу маршрутом в 15 км с Василеостровской до Восстания. Конка, дом Троекурова, Андреевская церковь, памятник Головину, Малый Гостиный двор, аптека Пеля, башня грифонов, кошачий переулок, академический дом, один из первых общественных туалетов, сфинксы… Это примерно на 1 км маршрута. И такая прогулка — дает понимание духа города, которого не видно ни в Эрмитаже, ни в Русском музее.

                    Ну и в иных городах — предпочел бы чтобы меня так же поводили местные.

                    С другой стороны — нетипично это, наверное. Просто с 4х лет интересуюсь архитектурой.

                    А лучшую экскурсию по Петергофу нам провела дочка главного хранителя парка Александрия. Там не было Самсона, зато был дух Петергофа. И куча всего, что обычный турист просто не видит.


                    1. 5oclock
                      02.09.2019 21:21

                      Это всё отлично, но — для большинства туристов всё-таки представляет интерес во вторую очередь. Ну или как вторая сторона "открытки". Но сам "открыточный вид" всё-таки важнее.
                      Побывал в Питере: посмотрел какую-то кирпичную трубу во дворе с "офигенно романтичной историей" и первый общественный туалет. Странный какой-то туризм.


                      1. Jef239
                        02.09.2019 21:26

                        Про большинство не знаю, но мне дух города важнее открыточных видов. Открытки я и в интернете посмотрю, а вот где ещё можно залезь на конку?


                        1. 5oclock
                          02.09.2019 23:14

                          Посмотреть в Инете — не то же самое, что своими глазами (хотя и не всегда своими глазами — лучше :)

                          А в Питере где-то можно «залезть» на настоящую конку, кроме памятника возле Василеостровской?


                          1. Jef239
                            03.09.2019 01:08

                            Своими глазами — важнее дух города почувствовать. А духа в парадных достопримечательностях нет.

                            Так-то вы правы, Музей РЖД и живая поездка на паровозе — это две большие разницы. Ночной трубач у стен Эрмитажа больше скажет о духе города, чем сам Эрмитаж.

                            Нагуглил, что на что в музее электротранспорта (на територии третьего трамвайного парка) конка есть. Увы, копия. Но я там не был пока.


            1. Larymar
              31.08.2019 17:49

              летом даже местным платно
              и увы с их политиками я предпочту гатчину или что-нибудь еще


          1. Larymar
            31.08.2019 17:47

            в спб не катался, предпочитаю маршрутку
            в карелии катался не оценил
            очень шумно и забито


      1. Steed
        30.08.2019 13:06

        Ходят из Петрозаводска в Кижи, например. Как минимум два Метеора.


      1. norguhtar
        30.08.2019 15:49

        Более того новая Комета-120М курсирует из Севастополя в Ялту с 2018 года. Еще две строят.


        1. Javian
          02.09.2019 12:41

          Об экономической эффективности этого говорить очень рано. Пока средств тратится больше, чем это может в теории вернуть. Как раз недавно при прочтении новости озадачился сколько билетов надо продать, чтобы отбить хотя бы железо.


          1. norguhtar
            02.09.2019 12:45

            У нее там загрузка каждый рейс 99%. Туристов катать норм.


            1. Javian
              02.09.2019 13:22

              Примерно три месяца в году.

              В этом году сообщение было открыто 1 июня, и за первый месяц пока единственная «Комета» перевезла более 9,3 тысячи пассажиров. Средняя загрузка рейсов в июне составила 72%, 8 из 120 рейсов были отменены по погодным условиям.

              Крымское лето отзвенит без новой «Кометы»

              За июнь-июль — Более 20 тысяч пассажиров перевезла КОМЕТА за 2 летних месяца
              По офсайту продаж билетов после 09-09-2019 нет.

              По этим цифрам у меня выходит не очень интересная экономика.


      1. Bedal
        30.08.2019 21:00

        Кометы по Дону не бегали, это морская версия Метеора.


    1. pae174
      30.08.2019 11:51

      > Интересно, как, если его скорость 20 узлов (то есть 37 км/ч), а у Метеора и Кометы — 65 км/ч

      Эти суда ходят на дистанции порядка 40-50 км всего лишь. Там основная масса затрат по времени для пассажира приходится вовсе не на марш-бросок на полном ходу. Пассажиру приходится ждать там-сям, загрузка-рассадка, отход от стенки, выход на скорость, потом в конце подход-швартовка — вот это вот вся тягомотина. Так что разница между 45 км/ч и 60 км/ч там погоды не делает.


      1. SvSh123
        30.08.2019 12:13

        А если вспомнить, какой у "Метеора", не говоря уж о "Комете", расход топлива, результат однозначно в пользу электрохода.


      1. REPISOT
        30.08.2019 12:53

        Эти суда ходят на дистанции порядка 40-50 км всего лишь. Там основная масса затрат по времени для пассажира приходится вовсе не на марш-бросок на полном ходу...
        Э-э-э, тогда давайте сравнивать не с судном на подводных крыльях, главное преимущество которого — скорость, а с каким-нибудь речным трамвайчиком. Будет не так пафосно:
        Экокрузер» — скоростной катамаран класса река-море, который способен составить конкуренцию речным трамвайчикам

        Так что разница между 45 км/ч и 60 км/ч там погоды не делает
        Так ведь 37 и 65. Это в 2 раза, как бы. Возьмем 60 км дальность. И получим чистую разницу ходом в целый час. А главное — впечатления пассажиров. Скорость 65 и 37 на воде совсем не одно и то же. Того ощущения скорости не будет.
        Вспомните кап. Врунгеля. Как вы яхту назовете… Экокрузер совсем не Метеор.


        1. SvSh123
          03.09.2019 09:30

          Сравнивать его надо не с "Метеорами", а с "Баргузинами". И скорость примерно такая же, и вместимость.


  1. funca
    30.08.2019 11:57
    +1

    Да здравствует пассажирский электрический суд, самый гуманный суд в мире.


    1. OneOfUs
      30.08.2019 16:04
      +1

      Мне самому потребовалось несколько раз перечитать заголовок и понять, что речь о плавсредствах, а не о юриспруденции. Не удивительно, ведь «суд» в заголовках на хабре мелькает, много чаще, чем «судно»…
      P.S. заголовки в подленте «Новости» без КПДВ, так что плавсредств не видно


    1. roscomtheend
      02.09.2019 10:37

      Сразу понял про суда, а вот ваш комментарий воспринял как "электричество и вода — безопасно...".


  1. yarkov
    30.08.2019 12:16
    +1

    Проектом заложено, что электрический катамаран «Эковольт» без подзарядки сможет преодолеть расстояние до 130 километров

    Что произойдет, если батарейка сядет на воде, далеко от берега? Паруса? Вёсла?


    1. SvSh123
      30.08.2019 12:21

      Педальные генераторы. :)


      1. tvr
        30.08.2019 12:23
        +1

        Так лучше прямой педальный привод на винты — потерь меньше будет.


    1. technomancer
      30.08.2019 15:24
      +1

      Буксир и выговор.


    1. vanxant
      30.08.2019 21:44

      Написано же — плавучий газогенератор. Видимо, буксируемый:)


  1. geirby
    30.08.2019 13:11
    +8

    Скорее всего, это деформация, но не смог не заметить

    тенденцию
    image


  1. igorenergy
    31.08.2019 01:10

    В РФ много чего интересного придумывается и разрабатывается, но мало что доходит до реального внедрения, потому что запасы углеводородов еще есть и никто не будет массово внедрять/продвигать вытесняющую технологию.


  1. mSnus
    31.08.2019 01:40
    -1

    По тексту похоже, что это ё-Корабль, недалеко уплывший от ё-Мобиля… до Невы-2019 меньше месяца, а ни одной реальной фотки нет.


  1. maikus
    31.08.2019 09:55

    На сайте «НПК Морсвязьавтоматика» ни слова об этом не нашёл.


    1. igorenergy
      01.09.2019 18:37

      это «шпионские снимки» секретных разработок


    1. SvSh123
      02.09.2019 09:24

      Потому что это был слив от инсайдера. Найдут — выгонят нафиг с "волчьим билетом".