Линейку современных пассажирских судов на электротяге, в том числе скоростных, разработала российская компания «НПК Морсвязьавтоматика» из Санкт-Петербурга, занимающаяся разработкой и производством судовой электронной техники. Об этом рассказал агентству «РИА Новости» директор предприятия Андриан Правдин.
Ответное продолжение этой публикации на Хабре: "Самый большой в мире электрический паром Ellen начал выполнять регулярные рейсы"
В компании «НПК Морсвязьавтоматика» разработали три модели электрического речного транспорта:
- «Ситивольт» — однопалубный монокорпусный речной теплоход типа «Фонтанка»;
- «Экокрузер» — скоростной катамаран класса река-море, который способен составить конкуренцию «Метеорам» и «Кометам» (суднам на подводных крыльях);
- «Эковольт» — двухпалубный речной катамаран.
На данный момент разработка теплохода «Ситивольт» находится на стадии проекта, а строительство корпуса катамарана «Экокрузера» должно начаться в ближайшее время.
Опытный образец катамарана «Эковольт» компания пообещала продемонстрировать в сентябре на судостроительном форуме «Нева-2019».
Проектировщиками «НПК Морсвязьавтоматика» предусмотрено, что эти суда будут экологичными, бесшумными и экономичными.
На первый этапах разработки было продумано, что электрические пассажирские суда будут иметь стильный, современный дизайн, комфортабельные раскладывающиеся кресла и все удобства на борту, соединяя в себе привлекательный внешний вид и функциональность.
Элементы салонов обоих судов можно будет легко трансформировать при необходимости в разные зоны — ресторан, площадку для танцев, кинотеатр, переговорную комнату.
Проектные характеристики «Ситивольт», «Экокрузер» и «Эковольт»:
- максимальная скорость «Ситивольта» — 8 узлов (15 км/ч), вместимость до 60 человек, ожидаемая стоимость составит около 50 млн. рублей;
- максимальная скорость «Экокрузера» — 20 узлов (около 40 км/ч), вместимость до 200 человек, ожидаемая стоимость составит до 220 млн. рублей;
- максимальная скорость «Эковольта» 8 узлов (15 км/ч), вместимость до 77 человек, экипаж — два человека, ожидаемая стоимость составит 80–85 млн. рублей;
Затраты на эксплуатацию «Эковольта» значительно ниже, чем на эксплуатацию обычного дизельного судна. Согласно оценкам экспертов, на российский рынок можно поставить пять тысяч таких судов. Есть у проекта и экспортный потенциал. После запуска нового завода к концу года компания сможет ежегодно производить порядка 20 таких электрических судов.
В рабочих проектах учтено, что оба электрических пассажирских судна могут швартоваться к причалам как левым, так и правым бортом, а под потребности клиентов может быть изготовлена специальная модификация судов с возможностью швартовки к необорудованному берегу.
Параметры автономного хода и типы зарядки
Проектом заложено, что электрический катамаран «Эковольт» без подзарядки сможет преодолеть расстояние до 130 километров. Это приблизительно два круговых рейса между Петергофом и Санкт-Петербургом.
Процедуру зарядки электрических пассажирских судов «Ситивольт», «Экокрузер» и «Эковольт» предполагается выполнять с помощью:
- специальных стационарных зарядных станций, подключенных к внешней сети электропитания на причалах;
- плавучих зарядных станциях, запитанных от газогенераторов.
«НПК Морсвязьавтоматика» уже получила предзаказ на пять скоростных катамаранов «Экокрузер» от российского круизного оператора, а также участвует в тендере на поставку этих судов для юга страны. Также есть предзаказы и на теплоход «Ситивольт».
Данные проекты электрических пассажирских судов реализуются при содействии Министерства промышленности и торговли России и Российского речного регистра судоходства, а также является полностью отечественными разработками.
До 70–80% внутренних систем новых электросудов в «НПК Морсвязьавтоматика» разрабатывают и производят самостоятельно, что уникально по сравнению с классическими западными верфями.
У компании есть собственные ноу-хау для этих проектов: накопители энергии, движитель судна, комплексы внутрисудовой связи, системы вентиляции и кондиционирования,
Комментарии (51)
Javian
30.08.2019 10:22off Как застройщики — рисуют одно, по факту строят другое. Если вообще строят. Новости из нереального мира.
korj1987
30.08.2019 10:33+1Меня вот что интересует: хоть речной круиз и недешевое удовольствие для пассажира, круизные компании, я так понимаю, не жируют. Сможет ли такой
электротеплоход себя окупить в какие-то разумные сроки, например, на маршруте от Москвы до Питера?SvSh123
30.08.2019 12:00От Москвы до Питера — безусловно, нет. А вот где-нибудь между Нижним Новгородом, Казанью и Чебоксарами — вполне.
Но в первую очередь их бы на Байкал.
REPISOT
30.08.2019 10:33+1«Экокрузер» — скоростной катамаран класса река-море, который способен составить конкуренцию «Метеорам» и «Кометам»
Интересно, как, если его скорость 20 узлов (то есть 37 км/ч), а у Метеора и Кометы — 65 км/чtvr
30.08.2019 11:02Метеора и Кометы
А они ещё живы что ль?
По Дону, помнится, бегали все разновидности — Метеоры, Кометы, Ракеты, Восходы. А потом их убили пассажирские автоперевозки.SvSh123
30.08.2019 11:39Живы.
Да и "Метеоры" кое-где сохранились.
Объемы, конечно, не те, ходят они, в основном, на острова (Валаам, например), или по маршрутам, для которых путь по воде выходит гораздо короче.tvr
30.08.2019 11:56Спасибо, в детстве довольно часто на СПК доводилось кататься — кайф.
Радует, что не заброшена тема.
stepmex
30.08.2019 12:08На северах, на судоходных реках используются. Например почти весь пассажирский поток на реке Обь перевозится метеорами.
Larymar
30.08.2019 12:12более чем
в спб спб-петергоф
в карелии на валаам
в мск тоже
тут другой вопрос
добраться до петергофа на маршрутке +\- 80р, на комете 6005oclock
30.08.2019 19:34На маршрутке — тоска и уныние, а на Метеоре — весело и с ветерком.
Туристический потенциал больше у второго :)
Только плохо, что в верхний парк не попасть. Ну или надо выйти через контроль, а чтобы вернуться назад в нижний парк и к причалу — придётся опять покупать билет в парк.
Могли бы что-нибудь придумать, во избежание такой несправедливости.
Jef239
31.08.2019 01:54Так давно придумано — местным (Старый и Новый Петергоф) проход в парк бесплатен.
В Александрию (она интересней Верхнего парка) ходит электропоезд.
А вообще парков в Петергофе очень много, жаль, что туристы из 11 парков знают лишь 3.5oclock
31.08.2019 10:46Речь про "туристический аттракцион": прямо из центра "морского" города Санкт-Петербурга, по морю попасть во всемирноизвестную загородную резиденцию российских императоров.
Не на автобусе толкаться туда по пробкам 2 часа через спальники.
Не в какой-то другой — тоже красивый парк.
А именно так: из центра Питера прямо в главный парк Петергофа.
И это реализовано. И хорошо что это есть.
Но вот есть недостаток по сравнению с тем, когда прибываешь в Петергоф по суше: тебе недоступен верхний парк.
А насчёт того, что туристы не знают о других парках:
Во-первых, в Питере турист не может осмотреть всё за один приезд. Ему для этого надо всё лето тут прожить. Поэтому выбирают самое известное и парадное.
Во-вторых, на месте аборигенов я бы не расстраивался. Я вот живу возле Павловского парка и временами хочется, чтобы он был менее популярен, но при этом глядя на Екатерининский — я радуюсь, что нашему парку до него ещё далеко.
И ужасаюсь популярности Петродворца.
Так что то, что в Петергофе есть "свои", "домашние" парки — это замечательно.
Jef239
31.08.2019 11:32Интересно, а аэроэкспресс из Домодедово — это тоже «туристский аттракцион»? Цены-то примерно те же.
Верхний сад — не сильно интересен (слабая копия Екатерининского), в отличие от Александрии (Капелла, Коттедж...) или головы витязя в Сергиевке. Петергоф вообще не страдает от туристов, практически они есть только в Нижнем парке. Очереди по часу на вход в парк я видел только в Пушкине.
Во-первых, в Питере турист не может осмотреть всё за один приезд. Ему для этого надо всё лето тут прожить.
Что, серьезно? Я живу в Питере больше 50 лет, и пока все не видел. Даже из пушки ещё не стрелял.
А Петергоф… Знаете, есть разные цели… Одним хочется посмотреть самое известное, а другим — понять, как оно все жило 200 лет назад. И тогда Нижний парк — не главное… После 10ого раза — неинтересно смотреть на фонтаны. Начинаешь их игнорировать и смотреть на другое. Зато в копиях павловского парка — можно гулять бесконечно.5oclock
31.08.2019 11:41Откуда же 10й раз?
Человек приехал в Питер первый и возможно последний раз в жизни.
Понятно, что он поедет смотреть Самсона, а не голову в земле.Jef239
02.09.2019 17:44Спорный вопрос… Это две разные цели: одна посмотреть самое известное, вторая — понять дух города.
В Питере я вожу маршрутом в 15 км с Василеостровской до Восстания. Конка, дом Троекурова, Андреевская церковь, памятник Головину, Малый Гостиный двор, аптека Пеля, башня грифонов, кошачий переулок, академический дом, один из первых общественных туалетов, сфинксы… Это примерно на 1 км маршрута. И такая прогулка — дает понимание духа города, которого не видно ни в Эрмитаже, ни в Русском музее.
Ну и в иных городах — предпочел бы чтобы меня так же поводили местные.
С другой стороны — нетипично это, наверное. Просто с 4х лет интересуюсь архитектурой.
А лучшую экскурсию по Петергофу нам провела дочка главного хранителя парка Александрия. Там не было Самсона, зато был дух Петергофа. И куча всего, что обычный турист просто не видит.5oclock
02.09.2019 21:21Это всё отлично, но — для большинства туристов всё-таки представляет интерес во вторую очередь. Ну или как вторая сторона "открытки". Но сам "открыточный вид" всё-таки важнее.
Побывал в Питере: посмотрел какую-то кирпичную трубу во дворе с "офигенно романтичной историей" и первый общественный туалет. Странный какой-то туризм.Jef239
02.09.2019 21:26Про большинство не знаю, но мне дух города важнее открыточных видов. Открытки я и в интернете посмотрю, а вот где ещё можно залезь на конку?
5oclock
02.09.2019 23:14Посмотреть в Инете — не то же самое, что своими глазами (хотя и не всегда своими глазами — лучше :)
А в Питере где-то можно «залезть» на настоящую конку, кроме памятника возле Василеостровской?Jef239
03.09.2019 01:08Своими глазами — важнее дух города почувствовать. А духа в парадных достопримечательностях нет.
Так-то вы правы, Музей РЖД и живая поездка на паровозе — это две большие разницы. Ночной трубач у стен Эрмитажа больше скажет о духе города, чем сам Эрмитаж.
Нагуглил, что на что в музее электротранспорта (на територии третьего трамвайного парка) конка есть. Увы, копия. Но я там не был пока.
Larymar
31.08.2019 17:49летом даже местным платно
и увы с их политиками я предпочту гатчину или что-нибудь еще
Larymar
31.08.2019 17:47в спб не катался, предпочитаю маршрутку
в карелии катался не оценил
очень шумно и забито
norguhtar
30.08.2019 15:49Более того новая Комета-120М курсирует из Севастополя в Ялту с 2018 года. Еще две строят.
Javian
02.09.2019 12:41Об экономической эффективности этого говорить очень рано. Пока средств тратится больше, чем это может в теории вернуть. Как раз недавно при прочтении новости озадачился сколько билетов надо продать, чтобы отбить хотя бы железо.
norguhtar
02.09.2019 12:45У нее там загрузка каждый рейс 99%. Туристов катать норм.
Javian
02.09.2019 13:22Примерно три месяца в году.
В этом году сообщение было открыто 1 июня, и за первый месяц пока единственная «Комета» перевезла более 9,3 тысячи пассажиров. Средняя загрузка рейсов в июне составила 72%, 8 из 120 рейсов были отменены по погодным условиям.
Крымское лето отзвенит без новой «Кометы»
За июнь-июль — Более 20 тысяч пассажиров перевезла КОМЕТА за 2 летних месяца
По офсайту продаж билетов после 09-09-2019 нет.
По этим цифрам у меня выходит не очень интересная экономика.
pae174
30.08.2019 11:51> Интересно, как, если его скорость 20 узлов (то есть 37 км/ч), а у Метеора и Кометы — 65 км/ч
Эти суда ходят на дистанции порядка 40-50 км всего лишь. Там основная масса затрат по времени для пассажира приходится вовсе не на марш-бросок на полном ходу. Пассажиру приходится ждать там-сям, загрузка-рассадка, отход от стенки, выход на скорость, потом в конце подход-швартовка — вот это вот вся тягомотина. Так что разница между 45 км/ч и 60 км/ч там погоды не делает.SvSh123
30.08.2019 12:13А если вспомнить, какой у "Метеора", не говоря уж о "Комете", расход топлива, результат однозначно в пользу электрохода.
REPISOT
30.08.2019 12:53Эти суда ходят на дистанции порядка 40-50 км всего лишь. Там основная масса затрат по времени для пассажира приходится вовсе не на марш-бросок на полном ходу...
Э-э-э, тогда давайте сравнивать не с судном на подводных крыльях, главное преимущество которого — скорость, а с каким-нибудь речным трамвайчиком. Будет не так пафосно:
Экокрузер» — скоростной катамаран класса река-море, который способен составить конкуренцию речным трамвайчикам
Так что разница между 45 км/ч и 60 км/ч там погоды не делает
Так ведь 37 и 65. Это в 2 раза, как бы. Возьмем 60 км дальность. И получим чистую разницу ходом в целый час. А главное — впечатления пассажиров. Скорость 65 и 37 на воде совсем не одно и то же. Того ощущения скорости не будет.
Вспомните кап. Врунгеля. Как вы яхту назовете… Экокрузер совсем не Метеор.SvSh123
03.09.2019 09:30Сравнивать его надо не с "Метеорами", а с "Баргузинами". И скорость примерно такая же, и вместимость.
funca
30.08.2019 11:57+1Да здравствует пассажирский электрический суд, самый гуманный суд в мире.
OneOfUs
30.08.2019 16:04+1Мне самому потребовалось несколько раз перечитать заголовок и понять, что речь о плавсредствах, а не о юриспруденции. Не удивительно, ведь «суд» в заголовках на хабре мелькает, много чаще, чем «судно»…
P.S. заголовки в подленте «Новости» без КПДВ, так что плавсредств не видно
roscomtheend
02.09.2019 10:37Сразу понял про суда, а вот ваш комментарий воспринял как "электричество и вода — безопасно...".
yarkov
30.08.2019 12:16+1Проектом заложено, что электрический катамаран «Эковольт» без подзарядки сможет преодолеть расстояние до 130 километров
Что произойдет, если батарейка сядет на воде, далеко от берега? Паруса? Вёсла?
geirby
30.08.2019 13:11+8Скорее всего, это деформация, но не смог не заметить
тенденциюigorenergy
31.08.2019 01:10В РФ много чего интересного придумывается и разрабатывается, но мало что доходит до реального внедрения, потому что запасы углеводородов еще есть и никто не будет массово внедрять/продвигать вытесняющую технологию.
mSnus
31.08.2019 01:40-1По тексту похоже, что это ё-Корабль, недалеко уплывший от ё-Мобиля… до Невы-2019 меньше месяца, а ни одной реальной фотки нет.
GokenTanmay
Эх, жалко статья не про это, а про красивые рекламные слоганы и рендеры…
Патентуйте быстрее!!! «Как тебе такое Илон Маск?»
Поясню свой сарказм. Я вырос и живу на Волге, и у нас есть пристани как с левой стороны так и с правой. Корабли всегда швартуются носом навстречу течению. А так же, так как пристани у нас производства от 50годов прошлого века, очень часто корабли швартуются «сандвичем», т.е. первый к пристани, второй к свободному борту первого, третий к свободному борту второго. И это норма! Я не вижу смысла делать корабль который швартуется только одним бортом. Пойду гуглить зачем такие корабли вообще существуют и существуют ли вообще?
kinall
Наверное, имелось в виду, что у него разъёмы для зарядки с обеих сторон.
ReklatsMasters
Это, наверное, как через грузовые вагоны перелазить. Это когда на первый путь встал длинный грузовой состав, а на второй приезжает электричка. Сомнительное удовольствие, особенно для пенсионеров.
tvr
Не, если по уму швартуются, то там всё нормально — пара дополнительных трапов практически незаметна.
gearbox
идешь как по коридору, происходящее в промежуточных судах тебя никак не трогает. Не предел мечтаний но и никакого неудобства не доставляет.
5oclock
В том же Питере речные трамвайчики так же паркуются. Сплошь и рядом.