Деревянные игрушки, часть вторая — 1986-1988
Деревянные игрушки, часть первая — 1982-1985
Alien Syndrome
Эту игру обычно звали просто «Чужие». На первом уровне больше какие-то гусеницы ползают, а на следующих уже и натуральные чужие появляются. Ну и куча разных боссов, придуманных каким-то больным разумом. Цель на каждом уровне — спасти десяток членов экипажа, потом дойти до выхода и убить босса. Причём это всё под таймер, а если убьют, то начинаешь с самого начала. Сложная игрушка. Но можно было играть вдвоём.
Barbarian
Эта игра сперва ошеломляла тем, что при запуске человеческим голосом (через PC Speaker) говорила своё название. А потом ошеломляла совершенно диким управлением — действия надо было выбирать из «меню». То есть не «нажал и пошел», а «нажал, выбрал пойти — пошел». Без документации всё это узнавалось методом тыка и играть после такого не особо хотелось. Но в памяти осталось крепко.
Budokan: The Martial Spirit
Файтинг, четыре вида. Карате, кендо, шест и нунчаки. Сперва практикуешься, потом спарринг с компьютером, потом турнир. В турнире перед началом боя расплывчато давалась характеристика оппонента, на основании которой надо было догадаться, какое он оружие использует и выбрать соответствующее.
Ещё запомнилась защита от копирования — нужно было при запуске сопоставить эмблему и название. Набор был конечный, потому через несколько десятков запусков можно было составить табличку. Но если неправильно угадал, то в игру пускало и можно было сколько угодно практиковаться в одиночестве. Выкидывало только при попытке начать спарринг или войти в турнир.
CD-MAN
А это тот самый клон пакмэна, в которого я играл. Идея та же, просто картинка повеселее. С уровнями фон меняется — дальше будут водный уровень и космический. Плюс есть огороженная зона, от которой сперва надо найти ключ — на поле рэндомно появляется. В основном была распространена «демка» — в который было три локации. Причём на третьей (космос) было написано «under construction». Позже, в 1992, по-моему, вышла версия 2.0, с дополнительными уровнями, заменой главного героя и упрощением анимации смерти. Но это уже было не то.
Chicago 90
«Гонки», где можно было играть за гангстера или полицию. Задача первого — доехать до одного из выходов, уворачиваясь от полиции и трафика. Машину можно было разбить только так. Задача полиции — поймать гангстера, пока не удрал. При игре за полицию можно было переключаться между разными машинами или давать им команды. Игрушка короткая и проходная, но графика и анимация для своего времени хороши были.
Arkanoid: Revenge of DOH
Арканоид. Почему-то запомнился именно этот. И после него в другие арканоиды уже не играл лет десять, пока не появился Ricochet.
Deathtrack
А это любимые многими гонки со стрельбой, толковой замены которым с тех пор так и не появилось. Не то, чтобы попыток не было, но ни одна не взлетела. Хотя идея-то не такая уж и сложная. Простая трасса, несколько машин, куча оружия, возможность апгрейдов. И терминаторы. Без терминаторов нельзя.
Сама игра уже в 386 время на старших компьютерах, типа дх40 даже с отключенным турбо слишком быстро бегала. Так что на Pentium 120 точно без замедления делать нечего.
А ещё, когда запускал игру, тут неожиданно обнаружилась поддержка звуковых карт и неплохая музыка.
MechWarrior
Свобода наёмника. Покупай боевых роботов, нанимай команду, мотайся по галактике и выполняй миссии различных домов. А сюжет… Тут был сюжет? На самом деле сюжет всё же был, так же как и лимит времени — пять игровых лет. Не помню только, что дальше происходило — игра прекращалась или просто непроходимой становилась.
Rambo III
Заставка игры — постер фильма и бегущая строка. Дурное управление, возрождающиеся враги, вид сверху — и я в это ко всему прочему играл на роботроне с черно-белым монитором. Другой доступной игрой был бармен.
SimCity
Говорят, что сперва авторы хотели сделать леталку на вертолёте по создаваемым пользователем картам. Потом вертолёт выкинули, а редактор карт превратился в SimCity. Первой задачей было построить город, приносящий прибыль. Второй — напустить на него побольше всяких бедствий. Игра послужила началом долгой серии сиквелов и вбоквелов, в одном из которых вернули вертолёт.
Street Rod
Довольно своеобразные гонки, которые начинаешь даже без машины. Но с несколькими сотнями в кармане и газетой объявлений. Дальше — покупка, прокачка, гонки на деньги и на чужие машины. Ну или на свою, если проиграешь. И тогда всё снова. Звучит однообразно, но играть было интересно. Цель — стать самым быстрым гонщиком, победив текущего «Короля дорог».
Populous
Симулятор бога. Большей частью занимаешься тем, что выравниваешь землю для своего племени, чтобы они могли строить здания большего размера, плодиться и размножаться. А когда их наберётся достаточно, вырастет божественный уровень — и тогда можно будет вражескому племени устраивать землетрясения и прочие наводнения с вулканами. Повторить 100500 раз. Серьёзно. В игре 500 уровней. Но если набирать побольше очков, то можно уровни пропускать, сокращая время игры.
В «золотой фонд» отсюда у меня пошли.
Budokan
Deathtrack
Street Rod
На ноуте из них нормально работает только Budokan, да и то — с управлением проблемы. Нет нампада, потому управление на qwe/asd/zxc как стрелках и левом shift для ударов. Что на клавиатуре ноутбука неудобно. Зато со скоростью и звуком проблем нет, как Adlib звуковушку видит.
Dtrack запускается, но слишком быстро работает. Замедлялки не спасают. А Street Rod работает с нормальной скоростью, но не нравится ему видеокарта чем-то, в гонках вместо приборной панели мешанина пикселей.
Комментарии (65)
Stannis
27.09.2019 07:50Привет! С удовольствием читаю и вспоминаю своё детство. Хотел спросить об одной игре, в которую играл у друга, хотя это было уже в начале 90х… 96-97 гг.
Управление шариком, который может иметь 4 состояния: водный, огненный и т.д. В зависимости от состояния меняет свой цвет. Игра двумерная, лабиринт…
Как она называлась?aik Автор
27.09.2019 08:04Что-то такое в голове крутится — водяной шарик можно было на огне нагреть, тогда он в пар превращался и мог взлететь и т.п. Но название не помню. По ощущениям — это уже где-то к середине девяностых ближе было. 94-95, возможно.
aik Автор
27.09.2019 08:19Гляньте на Super Morph для SNES. Он же Morph для Amiga.
Вики пишет, что была и досовская версия, подозреваю, что её зовут Enhanced Morph.
PS:
Pochemuk
27.09.2019 08:12У меня DeathTrack на DOSBox не работает :(
Через несколько секунд после старта, когда активируется оружие, игра вылетает с какими-то ошибками.aik Автор
27.09.2019 08:20У меня работает.
Досбокс 0.74.3, игру брал на old-games.ru
Фронтендом у меня DBGL — досбокс тамошний из комплекта.
RinonNinqueon
27.09.2019 08:14Вспомнил ещё залипуху с детства.
F-117A Nighthawk Stealth Fighter 2.0 — при запуске надо было угадать самолёт по чертежу. Если ответить неправильно, то доступен только тренировочный полёт. Вроде бы ещё и выбор ракет сильно ограничен был. Но всё равно потом запоминаешь.
А так довольно неплохая леталка. Музыка из заставки вообще огонь.usdglander
27.09.2019 08:44F-117 это немного изменённый F-19. Угадывание самолёта по чертежу как раз из F-19 и пришло. Кстати в F-117 можно было выбрать один из двух режимов:
1. Классический (тогда геймплей от F-19 не отличался практически никак)
2. Стелс (два слота под модули вместо четырёх, ну и собственно сам стелс)aik Автор
27.09.2019 08:56В каком-то из этих симуляторов можно было не взлетая ездить по земле и выполнять миссии.
usdglander
27.09.2019 09:05В режиме «No crashes» — в любом. :)
А потом я научился садится на полосу и играл только на «Real landing».
И, к слову, миссии так выполнить не получилось бы, так как при попытке пуска ракеты или бомбы, вполне закономерно она разрывалась прямо под тобой. :) Да и для задач по фотографированию надо было иметь высоту. :)
Короче, пойду куплю на адаптированную версию под Windows и поиграю.aik Автор
27.09.2019 09:11Пушка была ещё вроде.
Но вообще я авиасимуляторы не особо любил. в LHX разве что заметное время играл.
Victor_koly
27.09.2019 09:24А может кто-то помнит, скрины скажем найдет. Игра с условным названием «Ковбой». Обычное «2 Дэ» (как «Принц Персии»). Сначала нужно перепрыгнуть забор, потом — зайти в дом. Идешь вверх по лестнице. Там какие-то обычные враги, потом «бабки» (вроде ножом кидают).
Подымаешься на чердак, то есть нужно какой-то клавишей дверь открыть. Потом на чердаке там другие двери есть, но особенно далеко я не проходил. Вроде как цель — пройти в другой конец дома и спуститься вниз.
Вроде как ещё на Win 95 играли.
Sazonov
27.09.2019 09:32+1Вот за DeathTrack отдельное спасибо! Прямо таки захотелось установить и погонять.
LordDarklight
27.09.2019 09:43Интересно, в «Populous» это воксели или это пиксели просто стилизованные подл воксели? Вряд ли воксели — железо бы не потянуло
Quester
27.09.2019 10:30Обычная изометрия. Подобных движков в то время было полно, и РПГ, и квесты, и стратегии на них делали.
mtkachowA
27.09.2019 10:02О-о-о, ностальгия! Чуть позже, где-то в 1993-1994, играл в свою первую игру — commander keen 4. Еще не зная ее названия.
Вопрос автору — «потолок» освещения игр в статьях будет ограничиваться возможностями ретроноутбука или все-таки нет?aik Автор
27.09.2019 10:14Я где-то 95-96 вообще планирую закончить. Ну может 97.
Но да, примерным потолком ноута хочу ограничиться. И досовскими играми.
Потому что дальше уже начиналась эпоха игра под Windows, вышли на арену 3Д-ускорители и вообще это уже совсем другая история.
rutenis
27.09.2019 10:40MechWarrior [...] На самом деле сюжет всё же был, так же как и лимит времени — пять игровых лет. Не помню только, что дальше происходило — игра прекращалась или просто непроходимой становилась.
Игра не прекращалась, можно было по-прежнему воевать и летать (кроме родной планеты, разумеется). Терялась лишь возможность пройти сюжет. (Даже раньше, чем через пять лет: там почти год по разным планетам летать). И письма переставали приходить, последнее, как раз в пятилетний юбилей, сообщает, что прошли выборы и те, кто захватил власть на родной планете, стали законными правителями.
drWhy
27.09.2019 10:51К Arkanoid нужно добавить однотипные:
— Popcorn (со щепоткой французской пикантности),
— Krypton Egg.
Заслуживает упоминания Tyrian.
Ну и бесподобный Neverhood («Три тонны пластилина»).aik Автор
27.09.2019 12:48+1Попкорн уже упоминали в комментах к предыдущим частям, но лично я его не помню что-то.
Тиран был уже сильно позже. OpenTyrian у меня на карманной консоли установлен.
Неверхуд это тоже позже, я его помню, но не уверен, что буду упоминать — не скажу, что он мне как-то запал в душу. Вот Full Throttle — это да. Но там посмотрим.LordDarklight
27.09.2019 13:25Попкорн да, у поминали, да, вышел аж в 1988 году — и, по моему мнению, является одним из лучших арканойдов за всю историю (сейчас не знаю ни одного современного арканойда, что мог бы с ним потягаться в увлекательности).
Хотя, вот нашёл ремейк от 2013 года «Popcorn 1988»
BubaVV
27.09.2019 12:40Развитие гонок со стрельбой — это Hi Octane. Без стрельбы, но тоже сильно зацепившие в свое время — Track Attack 1996 года
aik Автор
27.09.2019 12:49Hi Octane — единственное толковое на тему, что мне вспоминается. Всегда ездил там на камазе.
mistergrim
27.09.2019 14:09Dethkarz был
paranoya_prod
27.09.2019 15:46Если мне не изменяет память, то Барбариан работал через функциональные клавиши: F1 — идти назад, F4 — вперёд и так далее. К тому-же эта игра чуть-ли не единственная поддерживала графический адаптер Hercules.
mistergrim
27.09.2019 16:05Кроме Barbarian, был ещё Obliterator — на том же «движке» (по крайней мере, с тем же управлением), но в sci-fi антураже.
spiceginger
27.09.2019 18:01+1Спасибо за подборку. Не увидел одной игры за которой я провел не знаю сколько часов на своем 286. Это Stunts. 3д гонки, хочешь от первого лица, хочешь от третьего, открытый мир и можно было создавать свои трассы. Помню что физика была отличная, и все машины реально отличались по поведению.
https://www.mobygames.com/game/stunts
25080205
27.09.2019 20:47Товарищи, а вот мне одному кажется, что множество игрушек той поры с «честным 3D» созданы неа одном движке? Примерно одинаковые примитивы, шрифты, передача полутонов и т.п. Это и MechWarrior, и LHX, и F16 с F19 и что-то про танки и гоночки какие-то… Это действительно кажимость или кто-то таки разработал тогда движок, на котором множество контор наклепали свои игры?
aik Автор
27.09.2019 21:34У вас 16 цветов на экране. Так что ничего удивительного, что они будут похожи.
Ну и эмулятор, да — он всё же по другому цвета передавать может.
drWhy
27.09.2019 21:11Одинаковая передача полутонов вероятно следствие запуска в эмуляторах — цвета некоторых игрушек из обзора отличаются от запомнившихся.
4uma
28.09.2019 05:36Подскажите, ребята. Помню была игрушка, страшная такая, где парень ходит по дому с монстрами, привидениями без голов и сам без оружия, кажется. Главное что запомнилось — при прикосновении к монстру парень хватался за голову и та взрывалась.
BubaVV
30.09.2019 11:54Dangerous Dave, их было несколько частей
Заголовок спойлераDreamer_other
28.09.2019 15:11А еще в 89-ом вышел Rick Dangerous, мне довелось играть только во вторую часть, которая радовала графикой, интересными уровнями и тем, что запускалась на ЕС 1840, но, думаю, первая часть тоже весьма достойна оказаться в обзоре.
oldschoolgeek
30.09.2019 17:54Из неупомянутого в обзоре:
- Tunnels of Armageddon
- Ghostbusters II
(обе видел вживую в вычислительном центре лицея году в 1994м, но вышли обе игры, как раз, в 1989м)
gohan
01.10.2019 03:27В Budokan была интересная система хитпоинтов. По сути — шкала усталости. Тратилась и при пропущенном ударе от оппонента, и при промахе или попадании в блок своим ударом. Но регенерировала со временем. В спарринге с дедом проиграть можно было только из-за чрезмерной своей агрессии, потратив остаток энергии на бездумные удары. Сам он до конца не добивал никогда и давал отдышаться.
Ещё была синяя полоска KI, которая влияла на силу удара, тратилась при ударе (и, вроде, при пропущенном), она заставляла как бы думать и расчитывать время на удар. А ещё в игре абсолютно сломанный стиль kendo — там можно было спамить удары деревянным мечом, как из пулемёта, и любой враг побеждался нахаляву. Делалось так — удерживаем «назад», при подходе врага жмём быстро вперёд+удар, потом как можно быстрее повторяем «комбо» назад, вперёд+удар. Однако, в игровом турнире один стиль можно было брать максимум 4 раза, так что приходилось учиться и другим боевым искусствам, без столь же читерской техники (я таковой не нашёл, по крайней мере).aik Автор
01.10.2019 06:42Ну так спарринг и был нужен для тренировки, зачем добивать? Зато вот на турнире такой халявы не было. И да, надо было во всех стилях тренироваться. А у врагов ещё и оригинальное оружие было, а не только доступные игроку.
Victor_koly
01.10.2019 11:20Как ВКонтакте была флешка, в которой на все удары тратилось ХП. Чуток думать нужно было, скажем что качать — урон или ХП.
sardigital
можно еще накидать, но Deathtrack, Budokan, CD-MAN самые любимые, до сих пор иногда играю…
aik Автор
Можно. Но я стараюсь выбирать наиболее запомнившиеся по каким-то причинам.
usdglander
А когда до 1993 года доберётесь, то X-COM будет? :)
aik Автор
Нет. Будет UFO. :p