Восьмидесятые закончились и сразу довольно резко выросло количество игр, как выходящих вообще, так и доступных тогда ещё в СССР. Если честно, не знаю тогдашних источников. Сомневаюсь, что качали откуда-то — в нашей деревне, по крайней мере. Скорее привозили из столицы на маленьких, но толстых трёхдюймовых дискетках. А потом владелец трёхдюймового дисковода копировал эти игрушки на пятидюймовые дискеты, на которых их уже растаскивали по другим компьютерам. Сегодня же от этих дисководов одна только польза — дырку в корпусе закрывают, если системник не сильно новый. На ноутах же дисковод часто был быстросменным — но это уже тогда, когда начали CD-ROM ставить массово. Хотя у некоторых моделей могло и то, и другое одновременно быть.
Деревянные игрушки, часть третья — 1989
Деревянные игрушки, часть вторая — 1986-1988
Деревянные игрушки, часть первая — 1982-1985
Глобальная (в рамках Европы) стратегия с тактическими боями, несколько примитивной дипломатией (у меня четыре легиона против твоих 100 варваров, давай дружить), парой миниигр (гонки на колесницах, гладиаторские бои) для скучающих римлян, налогами и возможностью соблазнить Клеопатру. Игрушка несложная, но затягивавшая.
А это из тех игр, что приехала на трёхдюймовых дискетах. Крутая озвучка, живое видео, возможность разорвать врага ракетой на куски и полюбоваться на их полёт по экрану. Ну да, однообразная несколько, процесс до конца один и тот же — дизайн уровней только менялся. Но в детстве на это не обращали внимания. Потом ещё встречал претензии на тему «содрали геймплей с Narc», но кто этот Narc на РС видел?
Единственная игра по Duck Tales, которая для меня существовала. В ту, где Скрудж скакал по подземельям на своей трости, я не играл, насколько помню. Тут же сборник миниигр с целью собрать за месяц денег больше, чем Гломгольд. Действие происходит на карте мира, где отмечены разные сокровища. Сперва надо туда долететь на самолёте Зигзага с перепутанным управлением (и не разбиться при этом), потом становится доступна одна из игр — хождение по лабиринту наперегонки с мумией, взбирание вверх во скалам, фотографирование редких животных, прогулка по джунглям. Так же можно играть на бирже. А потом взвешивать добытое золото на больших весах.
Коллекция из пяти игр. Трёхмерный тетрис, родственники boulder dash и пакмэна, трёхмерный лабиринт и танчики. Больше всего сидели в танках — можно играть вдвоём, цель — убить соперника.
Классический бит-эм-ап родом с сеги. Три героя, неплохая графика для своего времени, возможность играть вдвоём.
Источник вдохновения для разработчиков Heroes of Might and Magic. Тут доступен только один герой, а цель — найти скипетр короля, собирая кусочки карты для этого. В остальном же отличий от героев не так много. Точнее — в обратную сторону, всё же KB была раньше.
Я не особый любитель авиасимуляторов, но за LHX просидел относительно долгое время — всё же один из немногих симуляторов вертолёта. Даже четырёх, включая конвертоплан Osprey.
При звуках лума теряет волю. Когда запускаю игру, то не закрываю, пока не пройду — благо не слишком сложная и не слишком длинная. Как по игрушке проехалась Сиерра в одном из Space Quest'ов — «No other characters, no conflict, no puzzles, no chance of dying, and no interface». Хотя паззлы всё же есть, но несложные. А так — интересный сеттинг, интересная идея и зависший в воздухе конец, который явно намекал на продолжение.
Другая классика квестов от Lucas Arts. Юмористическая история о попытке стать пиратом, для чего надо пройти три испытания. А дальше развлечения в лукасовском стиле. Вроде как EGA и VGA версии обе вышли в 1990 году. Хотя если в первой был вечер, то во второй уже Луна во всю светила.
Принц.
Зелёная задница скачет по исчезающим и появляющимся кувшинкам в надежде добраться до монетки. Героя автор игры позаимствовал в Tower Toppler, откуда и второе название игры (по имени экзешника).
Как уже сказал — я не любитель симуляторов. Но папка C:\RETAL была практически на всех компьютерах.
Первая часть второго Star Control'a. В стратегическую часть мало кто играл, зато в битвах кораблей просиживали кучу времени. Главное — не зажимать часто слишком много кнопок на клавиатуре, а то блокировалось управление у соперника и компьютерный бой рисковал перейти в реальный.
Гонки, более ценные возможностью строить свои трассы, чем непосредственно гоночной частью. Потому обычно строили какую-нибудь жуткую конструкцию, а потом пытались по ней проехать.
Просто покатушки на машине по сельской местности. Цель какая-то была, но на неё внимания не обращали. Относительная свобода, реалистичная трёхмерная графика, выбор из нескольких машин. В сравнении с предыдущими частями — большой шаг вперёд.
До сих пор лучшая серия «сюжетных» космических симуляторов, как мне кажется. Сюжета тут было больше, чем симулятора, но многих это радовало. Меня, к примеру. Для симуляторщиков другие игры были.
Личный золотой фонд:
Centurion
Crime Wave
King's Bounty
Loom
Wing Commander
На ноуте идут нормально все, кроме WC — он вообще капризный был относительно скорости процессора и типов памяти.
Деревянные игрушки, часть третья — 1989
Деревянные игрушки, часть вторая — 1986-1988
Деревянные игрушки, часть первая — 1982-1985
Centurion: Defender of Rome
Глобальная (в рамках Европы) стратегия с тактическими боями, несколько примитивной дипломатией (у меня четыре легиона против твоих 100 варваров, давай дружить), парой миниигр (гонки на колесницах, гладиаторские бои) для скучающих римлян, налогами и возможностью соблазнить Клеопатру. Игрушка несложная, но затягивавшая.
Crime Wave
А это из тех игр, что приехала на трёхдюймовых дискетах. Крутая озвучка, живое видео, возможность разорвать врага ракетой на куски и полюбоваться на их полёт по экрану. Ну да, однообразная несколько, процесс до конца один и тот же — дизайн уровней только менялся. Но в детстве на это не обращали внимания. Потом ещё встречал претензии на тему «содрали геймплей с Narc», но кто этот Narc на РС видел?
Disney's Duck Tales: The Quest for Gold
Единственная игра по Duck Tales, которая для меня существовала. В ту, где Скрудж скакал по подземельям на своей трости, я не играл, насколько помню. Тут же сборник миниигр с целью собрать за месяц денег больше, чем Гломгольд. Действие происходит на карте мира, где отмечены разные сокровища. Сперва надо туда долететь на самолёте Зигзага с перепутанным управлением (и не разбиться при этом), потом становится доступна одна из игр — хождение по лабиринту наперегонки с мумией, взбирание вверх во скалам, фотографирование редких животных, прогулка по джунглям. Так же можно играть на бирже. А потом взвешивать добытое золото на больших весах.
Future Classics Collection
Коллекция из пяти игр. Трёхмерный тетрис, родственники boulder dash и пакмэна, трёхмерный лабиринт и танчики. Больше всего сидели в танках — можно играть вдвоём, цель — убить соперника.
Golden Axe
Классический бит-эм-ап родом с сеги. Три героя, неплохая графика для своего времени, возможность играть вдвоём.
King's Bounty
Источник вдохновения для разработчиков Heroes of Might and Magic. Тут доступен только один герой, а цель — найти скипетр короля, собирая кусочки карты для этого. В остальном же отличий от героев не так много. Точнее — в обратную сторону, всё же KB была раньше.
LHX: Attack Chopper
Я не особый любитель авиасимуляторов, но за LHX просидел относительно долгое время — всё же один из немногих симуляторов вертолёта. Даже четырёх, включая конвертоплан Osprey.
Loom
При звуках лума теряет волю. Когда запускаю игру, то не закрываю, пока не пройду — благо не слишком сложная и не слишком длинная. Как по игрушке проехалась Сиерра в одном из Space Quest'ов — «No other characters, no conflict, no puzzles, no chance of dying, and no interface». Хотя паззлы всё же есть, но несложные. А так — интересный сеттинг, интересная идея и зависший в воздухе конец, который явно намекал на продолжение.
The Secret of Monkey Island
Другая классика квестов от Lucas Arts. Юмористическая история о попытке стать пиратом, для чего надо пройти три испытания. А дальше развлечения в лукасовском стиле. Вроде как EGA и VGA версии обе вышли в 1990 году. Хотя если в первой был вечер, то во второй уже Луна во всю светила.
Prince of Persia
Принц.
Перестройка (Toppler)
Зелёная задница скачет по исчезающим и появляющимся кувшинкам в надежде добраться до монетки. Героя автор игры позаимствовал в Tower Toppler, откуда и второе название игры (по имени экзешника).
F-29 Retaliator
Как уже сказал — я не любитель симуляторов. Но папка C:\RETAL была практически на всех компьютерах.
Star Control
Первая часть второго Star Control'a. В стратегическую часть мало кто играл, зато в битвах кораблей просиживали кучу времени. Главное — не зажимать часто слишком много кнопок на клавиатуре, а то блокировалось управление у соперника и компьютерный бой рисковал перейти в реальный.
Stunts
Гонки, более ценные возможностью строить свои трассы, чем непосредственно гоночной частью. Потому обычно строили какую-нибудь жуткую конструкцию, а потом пытались по ней проехать.
Test Drive III: The Passion
Просто покатушки на машине по сельской местности. Цель какая-то была, но на неё внимания не обращали. Относительная свобода, реалистичная трёхмерная графика, выбор из нескольких машин. В сравнении с предыдущими частями — большой шаг вперёд.
Wing Commander
До сих пор лучшая серия «сюжетных» космических симуляторов, как мне кажется. Сюжета тут было больше, чем симулятора, но многих это радовало. Меня, к примеру. Для симуляторщиков другие игры были.
Личный золотой фонд:
Centurion
Crime Wave
King's Bounty
Loom
Wing Commander
На ноуте идут нормально все, кроме WC — он вообще капризный был относительно скорости процессора и типов памяти.
Deaddy
Wing commander и правда по сей день лучший.
Насчет Star Control не соглашусь — стратегическая, хотя скорее квестовая часть хороша! Но бог с ней, с квестовой частью. Это была одна из первых игр с сэмплированным звуком. Для меня — первая. На обычном спикере она звучала просто невероятно по тем временам. Поскольку «комплект мультимедиа» (SB + CDROM + колонки) стоил, может, чуть дешевле компьютера, и был доступен очень немногим.
aik Автор
Откуда там квестовая часть? Простенькая стратегия — три десятка звезд, строишь шахты и корабли, пытаешься победить врага, который на другой стороне поля начал.
Вы со второй частью не перепутали?
Deaddy
Блин, точно. Сорри.
aik Автор
А про вторую будет. И про музыку тоже.
По-моему, единственная игра, которая от установки звуковушки ничего не приобрела — настолько хорош там был звук на спикере.
old_gamer
прямо в голове заиграла эта музыка… Спасибо )))
axe_chita
Можно и в официальный римейк SC2 поиграть, в The Ur-Quan Masters
aik Автор
Он все же не официальный — потому слова starcon в названии нет.
Но поиграть можно, конечно — я играю периодически.
axe_chita
Таки самый настоящий, отданный в руки OpenSource именно создателями оригинальных игр.
«The free version of Star Control II is known as The Ur-Quan Masters for copyright reasons, and is featured in our links section. Because the game is open source, it can be modified by anyone. Some people already have released mods for the Ur-Quan Masters, ranging from melee modifications to story changes»
«The Ur-Quan Masters
The project started in August 2002, when Toys For Bob released the partially ported sources of Star Control 2 3DO version to the fan community. Our goal is to port this wonderful game to current personal computers and operating systems. It is and will remain 100% free of charge, and anyone can contribute to the project and thus help make it even better. For more information, look at our info page.»
aik Автор
Это сборная солянка из 3ДО-версии, «modifications» и «story changes».
От оригинала она всё же отличается.
Но да, играть я предпочитаю именно в неё, а не в досовскую версию.
axe_chita
released the partially ported sources of Star Control 2 3DO version to the fan community.
Выпустил исходники, частично портированные для 3DO версии, для сообщества фанов.
Some people already have released mods for the Ur-Quan Masters, ranging from melee modifications to story changes
Некоторые люди уже выпустили модификации Ur-Quan Masters, в диапазоне от модификаций битвы, до изменения истории.
Так и количество поддерживаемых платформ увеличилось кардинально. Плюс были исправлены некоторые ошибки оригинальной версии.
Как человек прошедший и SC2, и UQM, я не могу вспомнить каких либо критичных изменений в геймплее.
aik Автор
Больше косметика — графика и звук.
В геймплее там что-то минимальное, типа правок некоторых диалогов в плане расстановки запятых и т.п.
axe_chita
Star Control Intellectual Property
Paul Reiche III and Fred Ford own the copyright on the Star Control universe and the source code of the PC version of the Star Control 2 game. This was kept intentionally out of the sale of Toys for Bob to Activision, so that Paul and Fred could one day create a new game based on it.
3DO Assets[edit]
The 3DO port was published by Crystal Dynamics, who retains the copyright to the manual and CGI cutscenes added to that version.
Trademark[edit]
The name «Star Control» is a registered trademark in the United States. It is registered for use with «computer game software, and manuals supplied as a unit therewith.»
It was originally registered by Accolade, in 1997. Accolade has since been bought by Infogrames (in 1999), which in turn changed its name to Atari in 2003.
While Toys For Bob itself holds the rights to the Star Control games it created, Atari remains the owner of the Star Control trademark. It is because of this that the Open Source release of Star Control II is named The Ur-Quan Masters, which was the subtitle to the original release.
In September 2007, Atari has renewed the registration of the Star Control trademark. To do this, they needed to show recent use of the trademark in commerce. In their application they did this by including graphics of a simple Flash game assumed to be created just days earlier.
It is likely that this would not be enough if the trademark were to be challenged. See 15 USC §1127:
A mark shall be deemed to be abandoned [...] When its use has been discontinued with intent not to resume such use. Intent not to resume may be inferred from circumstances. Nonuse for 3 consecutive years shall be prima facie evidence of abandonment. Use of a mark means the bona fide use of such mark made in the ordinary course of trade, and not made merely to reserve a right in a mark.
However, in April 2011, Atari put the Star Control games up for sale on Good Old Games. This could be considered sufficient use in commerce to re-secure the trademark.
On July 24, 2013, Stardock Entertainment purchased Atari's Star Control IP assets.
EGregor_IV
Особенно третий, который «Сердце тигра». Офигел в своё время от диалоговых видеовставок.
old_gamer
И от актерского состава! Один Марк Хамилл чего стоит, а кроме него там немало реально талантливый актеров!
Ну и продолжения все также очень доставляли — border worlds, prophecy (хотя это уже как-то поменьше)
gena88zotov
Было дело 30 лет назад залипали в клубе на них, 1 руб час.
vesper-bot
Future Classics — мне в то время не повезло, побился файл для танков, пришлось залипать в DiskMan'e. Крайне нетривиальные бегалки были, особенно ближе к последним уровням. В игре есть режим соревнований, если играть с компом, то комп играл скриптованное путешествие (т.е. фактически это была игра на время с несколькими вариантами нелимитированного времени, если комп терял все жизни), а при проигрыше он иногда так весело злился, ломая себе джойстик...
aik Автор
Лабиринт, танки и diskman у нас были популярней. Тетрис редко, «пакмэн» ещё реже. Хотя идея в нём прикольная была, когда враги не убивают сразу, а только вес добавляют. И можно успеть добежать до качалки и его сбросить.
Pochemuk
Прошу прощения. Это игры именно 90-го года или всех 90-х годов?
Кстати, «Принц Персии» вроде как 89-го года. Но играл я в него уже чуть позже — где-то в 93-м.
aik Автор
Думаю, что можно догадаться, что именно 1990 — даны же ссылки на предыдущие части в начале. ;)
Принц на РС вышел в 1990, в 1989 он вышел на apple2. А я тут всё же про игры на РС рассказываю.
JC_IIB
А как же Another World и Flashback?
aik Автор
Годик подождите.
Хотя до флэшбэка чуть подольше — он в 1993 был.
BubaVV
LHX и F29 странно похожи друг на друга. После Kings Bounty было еще самопальное продолжение, но через пару лет
aik Автор
Да все ранние симуляторы друг на друга похожи в силу простоты моделей.
DieSlogan
Они совершенно разные. LHX, как бы сейчас сказали, был сделан на движке F-19, F-117.
Тогда как F29 был шагом вперед, это касалось интерфейса самой игры, картинок заставки и собственно картинки внутри игры: мини-карта имела потрясающую проработку, взрывы были не просто плоскостью с серыми точками, это были взрывы, наземная техника двигалась по карте и т.д.
oldschoolgeek
Возможно, я даже вживую «шапочно» знал автора этого самопального продолжения — в 16 лет пытался подвизаться написать какую-то игровую логику :)
ProtoFaust
Спасибо, всплакнул)
hjornson
>F-29 Retaliator
Ностальгично вспоминаю BFG — brake-flaps-gears, и посадку поперек полосы…
Pokemon_ru
А через три года… Вышла X-COM: UFO Defense!
aik Автор
Во-первых, UFO: Enemy Unknown. :p
Во-вторых, всё же через четыре — в 1994.
Кстати, японская обложка:
Pokemon_ru
Как бы все же X-COM: UFO Defense, которая продавалась в Европе под названием UFO: Enemy Unknown. (Во всяком случае википедия хоть и так себе источник говорит об этом) Но таки да. Март 1994.
aik Автор
Если уж википедия, то «UFO: Enemy Unknown (marketed as X-COM: UFO Defense in North America)» — en.wikipedia.org/wiki/UFO:_Enemy_Unknown
То есть UFO всё же для них первично. :)
Pokemon_ru
Ну тут уже все. Согласен. :)
DieSlogan
В этой подборке я не играл только в Loom.
Test Drive 3 была шагом вперед, но управлять машиной было практически невозможно, руль поворачивался очень быстро.
Centurion: Defender of Rome, вспоминался впоследствии не раз теплым словом, потому что в warcraft это было тупо толпа юнитов, атакующих других. А в центурионе была какая-то тактика и понятно, что не горсткой управляешь, а целой армией.
В Stunts поначалу захватывало дух от этих пируетов. Ну и библиотека записей умопомрачительных аварий добавляла шарма.
Wing Commander у меня был не полный, игра вылетала на какой-то миссии и это было так печально. Помню чуть позже, в последующих версиях, они добавили актеров и это было просто умопомрачительно.
aik Автор
К скорости тоже довольно требовательна была. На 386-40, по моим воспоминаниям, нормально себя вела.
DieSlogan
Помню, что запускал её на 386 и на 486. На всех была одна и та же проблема.
Pochemuk
Я специально для WC на ассемблере писал замедлялку, вставляющую задержку на каждый тик таймера. Иначе на 386-40 играть было уже невозможно. Величину задержки можно было регулировать с клавиатуры.
Но при отключенной музыке (или SFX) замедлялка переставала работать. Похоже при этом производилось аппаратное маскИрование прерывания 08h таймера.
Тогда я попер бульдозером. Включал режим отладчика и помещал задержку в его обработчик. Но это уже тяжелая артиллерия :) Зато работало!
aik Автор
Кэш отключать?
Pochemuk
Какой? Дисковый? А для чего?
Я уже не помню подробностей. Это было лет так 30 назад, всё-таки?
aik Автор
В случае 386 — тот, что на материнке. А так вообще любой кэш, это здорово работу компьютера замедляет.
axe_chita
Правильно отключаешь кэш (на 486 оба) и получаешь производительность практически ту что надо. Кстати насколько я помню, в Wing Commander: Kilrathi Saga это поправили, и с бубном носится не надо
Pochemuk
Ну, во-первых, я даже не знал и не думал, что его отключить можно :)
А, во-вторых, отключение кэша — это грубое ступенчатое изменение производительности. Оно могло быть как избыточным, так и недостаточным…
У меня же число «холостых тактов» (число инструкций NOP в цикле задержки) могло регулроваться от 0 до 65535 (реально в режиме перехвата прерывания таймера было достаточно 10-15 итераций, а в режиме пошагового отладчика — 2-3), что обеспечивало более плавную настройку быстродействия — так чтобы успевать реагировать, но чтобы изображение еще не фризило.
aik Автор
Мы в своё время к этому экспериментально пришли — ковыряли биос, включая и отключая разное и смотрели, что из этого получится.
artyomtch
RETAL — это была классика жанра. Помню, какой пульс был, когда впервые удалась посадка. А потом были игры вдвоем с сериальным соединением между двумя компами, когда отключали на экране все карты, потому что можно было подсмотреть на соседнем экране, где летает твой противник.
А King's Bounty стала первой собственноручно «взломанной» игрой. Ну, не то что бы «взломанной»: просто разобрался с форматом файла сохраняемой игры и написал редактор для добавления всего и вся, от золота до армии драконов. До сих пор где-то валяется, включая исходники на Паскале.
Спасибо за ностальгию :)
TigerClaw
Самое крутое, что автор действительно умудряется рассказать о наиболее известных играх своего времени. В большинство я играл.
aik Автор
Но некоторые известные я все же пропускаю — в силу недостаточной персональной значимости.
Oxyd
Ура! В следующем году будут лемминги!
aik Автор
Будут. :)
alexey_c
А мы в Retal умудрялись втроём играть.
Сетка была на коаксиале, драйверы какие-то «com over netx».
Но правда он не рассчитан на такое, поэтому одновременно было видно только два самолёта.
И все летали так, «моргая». При этом иногда ракеты пролетали сквозь самолёт. Он исчезал :)
Ну и посадки поперек полосы, да без топлива — да… НостальжЫ.
EvilOkta
Хорошая подборка! Star Control заигрывал в портированную на сегу MD версию. А про Golden Axe в статье резануло — изначально игра была разработана для аркадного автомата, и только после этого портирована на ПК и остальные игровые консоли того времени, в том числе сегу. Или в статье имелась ввиду студия разработчик?
aik Автор
Кто эти игровые автоматы массово тут видел? А сегу все видели, потому Golden Axe именно с ней связывают обычно. А так-то много игр пришло с автоматов или таких консолей, про которые у нас мало кто слышал.
EvilOkta
Согласен, сега была гораздо более распространенной! С аркадными автоматами сталкивался в начале 90-х только на вокзале в Санкт Петербурге. Помню Street Fighter и как раз Golden Axe.
Miiihus
В The Secret of Monkey Island был ответный реверанс в сторону Sierra. В одном месте, если подойти к краю обрыва, тот вместе с Гайбрашем обваливался и появлялся стандартный (для Sierra) диалог «Restart/Restore/Quit». Пока игрок судорожно глотал воздух, Гайбраш прилетал обратно с комментарием: «Rubber tree»
aik Автор
Да там они где-то и по Луму тоже проехались.
DoctorStein
На самом деле в King's Bounty можно было выбрать одного из четырёх героев — Рыцарь, Паладин, Волшебница, Варвар, отличались они, насколько я помню, начальными условиями.
aik Автор
Один герой — имелось ввиду «для управления доступен». Сразу десятком бегать не сможете.
А так да, класс в начале игры выбираете.