1993 для меня получился годом квестов. И потихоньку начинают появляться игры на компакт-дисках — в первую очередь те же квесты. Место забивают видеороликами или аудиотреками. С пометкой «если втыкать диск в CD-проигрыватель, то первый трек не играть». Но это тоже пока где-то вдали от меня — сменил школу, остался без MSX. Доступ к РС по прежнему дозированный. Играем в основном на денди, а про компьютерные игры читаем всякие «энциклопедии компьютерных игр».


Деревянные игрушки, часть шестая — 1992
Деревянные игрушки, часть пятая — 1991
Деревянные игрушки, часть четвертая — 1990
Деревянные игрушки, часть третья — 1989
Деревянные игрушки, часть вторая — 1986-1988
Деревянные игрушки, часть первая — 1982-1985

The 7th Guest


Седьмой гость — наверное, один из первых квестов от первого лица с пререндеренными задниками. Может даже первый, Myst был позже (в этом же году, да, но про него я упоминать не буду — оригинал не видел, играл потом в какой-то из римейков). Это так же была одна из первых игр, которые выходили только на CD и многие покупали её как пример того, на что можно потратить целых шестьсот мегабайт. Ну или покупали CD-ROM для того, чтобы поиграть в игру. Сама игра так себе — бродишь по дому, решаешь головоломки. Но тогда смотрелась в новинку — графика, видео, музыка.



Betrayal at Krondor


Игра-книга. Герои и их отношения заданы заранее (хотя прокачка имеется), уровни называют «главами», сценарий создавался под редакцией Раймонда Фэйста по его циклу о Мидкемии. Потом он, кстати, сделал из игры роман и включил его в цикл. Свобода в игре ограничена рамками «главы» — далеко не уйдёшь и лишнего не сделаешь. Но по отведённой территории можно бегать пока не надоест. Вид от первого лица при передвижении, тактические пошаговые бои, оружие и магия, необходимость следить за здоровьем, сундуки-загадки…



Chopper Duel


Небольшая игрушка на двоих. Игровое поле, два вертолёта, бесконечные патроны, конечное топливо — и куча потраченного времени.



Dark Sun: Shattered Lands


Игра по ролевой вселенной Dark Sun — своеобразный мир с несколько непривычными расами и сеттингом: местные хоббиты — людоеды, полуэльфы — бомжи, а огромные богомолы — разумны. Наряду с магией существует и псионика. Хотя всё работает в рамках привычной системы D&D. Играть приходится за команду гладиаторов, которая пытается убежать из «колизея», а затем вернуться и отомстить.



Doom


Как и с вольфом3д, дум мне не особо зашел. Играл, даже проходил, должное вкладу в игростроение отдаю, но для себя не считаю чем-то особенным. Но прохожу потихоньку Doom Remake 4.



Day of the Tentacle


Квест от Lucas Arts. Обычно такого описания достаточно. Управляем тремя героями в прошлом, настоящем и будущем. Действия в прошлом влияют на будущее. Ну и фирменный юмор в дополнение ко всему прочему. Первая часть игры называлась Maniac Mansion, была относительно популярна, но мимо меня прошла. Хотя, если взгрустнётся, в игре в одной из комнат стоит компьютер, на котором можно поиграть в первую часть.



Flashback: The Quest for Identity


Смесь Prince of Persia (по игровому процессу), Another World (по сеттингу и внешнему виду) и Вспомнить всё (по завязке). Герой находит себя в джунглях с потерей памяти, перед ним появляется голограмма, которая говорит «Ты — это не ты, ты — это я» — и дальше понеслась.



Gabriel Knight: Sins of the Fathers


Новый Орлеан, преступления культа вуду, владелец книжного магазинчика обнаруживает, что он — потомок рода охотников на демонов (и владелец замка в Германии). Отличное начало неплохой, но, в общем-то, короткой серии квестов.



The Legend of Kyrandia: Hand of Fate


Вторая часть квестов про волшебную страну Кирандию. Всего их было три, но вторая больше всех запомнилась. Больше юмора, чем в первой части, возможность варить зелья. Озвучка русской версии профессиональными программистами, хоть той озвучки не особо много было. В третьей части юмор был, но зелий не было.



Lemmings 2: The Tribes


Очень достойное продолжение леммингов. Тут их разделили на племена — и у каждого свои умения и свои уровни.



The Lost Vikings


Три викинга, заблудившихся во времени. Чем-то похожи в плане игрового процесса на гоблииинов — тоже надо умения комбинировать — но более линейны и аркадны.



Lotus: The Ultimate Challenge


Простенькая плоская гонка. Можно было играть вдвоём на одном компьютере — потому и запомнилась.



Mortal Kombat


«Самый кровавый файтинг в мире», персонажи, полученные с Motion Capture и всё такое. Серия до сих пор на плаву, а начиналась отсюда. DOS'овская версия была лучшим портом с автоматов, на других платформах приходилось чем-то жертвовать.



Master of Orion


Глобальная космическая стратегия. Вполне можно было играть и на 386, но апгрейд на пентиум здорово подстегнул игру на больших галактиках, ход стал занимать секунды вместо минут. Вторая часть, конечно, была лучше, но до выхода второй в первую тоже неплохо игралось.



Pirates! Gold


Оригинальные пираты вышли несколько лет назад, но их в них не играл. Зато много поиграл в VGA-шное переиздание. Карибы, морские бои, фехтование, поиски кладов…



SimCity 2000


Продолжение серии Sim City. Лучше, больше, красивше. Но годзиллу убрали, заменив роботом.



Sam & Max Hit the Road


Опять квест от Lucas Arts, похождения двух частных детективов — пса Сэма и «гиперкинетической кроликоподобной хреновины» Макса. Хотя Сэм по поведению временами не лучше.



Space Quest V: The Next Mutation


Очередной Space Quest. Отсылки к Star Trek начинаются уже в названии. Роджера наконец-то (по недоразумению) повысили в звании с уборщика до капитана. Мусороуборочного судна.



Strike Commander


Strike Commander — это как Wing Commander, только про самолёты. Несколько менее известна, в серию не пошла, но игра была неплохая.



Syndicate


Стратегия по захвату мира с тактическими боями в реальном времени. В стратегическом режиме выбираете места для операций и проводите исследования, в тактическом режиме под команду даётся 1-4 киборга и цель. Несколько видов оружия, интересные возможности — типа переманивания на свою сторону врагов и гражданских — и получилась неплохая игра. Потом выходило дополнение American Revolt.



Transarctica (Arctic Baron)


Опять игра от Silmarils, смесь жанров. Мир после глобальной катастрофы, вечная зима, все люди живут в поездах, валютой стал уголь, слоны обросли мехом и стали мамонтами. Вы ездите по миру на поезде, добываете уголь, ловите мамонтов, сражаетесь с вражескими поездами. Цель — найти Солнце.



Warlords II


Мне тут высказывали претензию, что первую часть не упомянул в предыдущих выпусках. Ну вот не зашла она мне как-то. За второй частью сильно дольше сидели. Пошаговая стратегия, карта, несколько игроков, захват замков и производство в них юнитов, исследования руин и т.п. Тоже была ценна за мультиплеер за одним компьютером.



Star Wars: X-Wing


Первая игра из серии симуляторов по Звездным войнам. В сравнении с Wing Commander — тут больше симулятора, чем «кино». И несколько больше разнообразия в целях заданий.



Поле чудес


Компьютерная реализация игры «Поле чудес» с Якубовичем. Была ещё немного отличающаяся игра с Листьевым, но та не получила такого распространения.



King's Bounty 2


Неофициальная попытка сделать продолжение King's Bounty. Даже не знаю, была ли дописана до конца. Я явно в недоделанную какую-то играл.



Золотой фонд

Betrayal at Krondor
Day of the Tentacle
Gabriel Knight: Sins of the Fathers
Master of Orion
Pirates! Gold


DoTT и Gabriel Knight имеют современные переиздания.

Комментарии (96)


  1. scronheim
    07.10.2019 06:29
    +1

    Поле чудес для меня наравне с думом) в одно время играл и обе очень нравились


    1. LonliLokli
      07.10.2019 10:35

      В Поле чудес и сейчас можно поиграть. Ну или почитать историю создания. От автора PapaBubaDiop


    1. igrushkin
      07.10.2019 11:07

      есть чудесная статья про его создание. По-моему, даже на Хабре, но не уверен


  1. axe_chita
    07.10.2019 08:55

    Master of Orion — это эпические космические битвы на 386/4. Гардиан, спейс амеба, пираты и сверхновые. (регулярно переигрываю). Силикоиды и Мрршаны. И ограничение флота в 32767 единицы на класс


    1. aik Автор
      07.10.2019 09:05

      Регулярно я всё же во второй играю. В первый изредка.


    1. Pochemuk
      07.10.2019 09:53

      До сих пор играю в первый (версия 1.3 исправленная — сделано ограничение на к-во кораблей) на уровне Average, размер Huge.

      Второй как-то не зашел. Ну не понял я этой фишки с Лидерами — на кой они нужны? Это аналог Героев в HMM?
      И не разобрался я с ограничениями на технологии. Что это такое?

      Короче, первый MOO рулит форева.


      1. aik Автор
        07.10.2019 10:14

        Лидеры — бонусы для звездных систем и кораблей. Да, с некоторой натяжкой можно считать аналогом героев.
        Про ограничения на технологии — это на счёт того, что только одну из трёх можно? Да, есть такое. Лечит либо выбором перка Creative, либо шпионажем и дипломатией.

        Первая часть более глобальна и схематична, во второй больше микроменеджмента, развития конкретных планет и т.п. Игрок ближе к народу, в общем. Кому что больше нравится.


      1. axe_chita
        07.10.2019 10:36

        Во втором для меня главной фишкой был refit(модернизация) кораблей, при смене дизайна класса не было необходимости уничтожать всю флотилию, и шанс оказаться со спущенными штанами был гораздо меньше


        1. vesper-bot
          07.10.2019 17:08

          В первом за снос флота давались деньги из расчета 25% стоимости в производстве на момент разборки (т.е. если корабль стоил, скажем, 800 производства, давалось 200 денег в резерв), его потом можно было тратить на ускорение производства на U-Rich планетах с неплохим бонусом в количестве выпускаемой техники. Но подход второго Ориона мне тоже ближе — основная часть стоимости корабля это корпус, и логичнее его начинить апгрейженными девайсами, чем целиком пускать на металлолом.
          Ещё в рефит можно было прятать корабли, если их содержать слишком дорого, ценой минимальной стоимости в кирках, дополнительный профит, если в очереди впереди корабля стояли какие-нибудь missile base — ненужный в активном состоянии корабль мог так застрять на несколько ходов, но возможно, его можно было потерять из очереди, если тебе снести старбазу.


      1. vesper-bot
        07.10.2019 17:14

        В первом свои заморочки с техбазой — не дали тебе очистки в первых технологиях, сидишь с waste removal 2/BC и теряешь до половины производства на уборку планеты, или не дали ракет, и сиди с начальными, базы на планетах становятся бесполезными довольно быстро. Потом уже, когда настыриваешь технологий, становится проще.
        Лидеры во втором Орионе — те ещё красавцы, за концепцией надо идти в Master of Magic, но в МОО2 хороший администратор мог крайне сильно забустить одну звездную систему, а в случае Instructor ещё и весь флот за раз. Пилоты поднимали выживаемость флота — больше шанс на уворот (beam def/missile def, перк Helmsman) или попадалити (Weaponry) или урон (ЕМНИП только одного корабля, Ordnance) или более шустрый полет (Navigator) и т.п. Но как по мне, без пилотов можно легко обойтись, а вот без администраторов бывает туго.


        1. aik Автор
          07.10.2019 17:27

          Было ещё очень хорошо, когда на первых ходах приходил какой-нибудь администратор с megawealth…


        1. Tarakanator
          08.10.2019 09:52

          что значит не дали? ты сам выбираешь технологии для изучения… если только не выбрал старт с уже развитыми технологиями(но тут ты получаешь бонус т.к. есть флот, можно уже воевать, а противник не успел уйти в отрыв из-за бонусов ИИ(на averege играть откровенно скучно)) или не выбрал перк uncreative, но в этом случае ты сам себе злобный буратино.


          1. Pochemuk
            08.10.2019 10:42

            vesper-bot имел в виду первого MOO. Там нет uncreative/uncreative…

            В первом чем выше уровень сложности, тем меньше технологий доступно для изучения. Остальные — воруй/обменивай/вымогай… или обходись без них.

            Помню как-то мне не дали никакой роботизации производства, кроме седьмого уровня. Но пока еще до него дойдешь. Ситуация была аховая — промышленность не развита, планет мало (потому что из-за неразвитой промышленности не хватило денег на экологическую экспансию), защита хиленькая, флота нет ибо бесполезен. Но как-то продержался за счет дипломатических пассажей :)


            1. vesper-bot
              08.10.2019 10:58

              Раз было, что первым добыл IRC6 — но так как играл за клаконов, ударился в планетологию и добыл одну систему с ультраричем, её хватило на отсиживание в обороне, потом просто смел всех, когда развернул наконец фабрики.
              Но вроде использовал "баг" — комп прилетает на планету с биологическим оружием, его связываешь боем с warp dissipator'ами или просто тянешь время, комп бомбит планету в ноль, ты отступаешь, колония само собой вымирает, тут на неё прилетает ихний колонишип, следующим ходом вываливаешь десант рыл в 80 против их двух — хоба, 100+ фабрик, оставшихся нетронутыми после биологической атаки, дают 2+ технологии за захват. Их собственный десант прилетает хода через два-три, но попадает на вплоть до вымершей колонии из-за ещё одной атаки биологическим оружием, и тоже вымирает. Ну или ты успеваешь отстроить базу и сбиваешь десант на подлете. Rinse and repeat, пока паритет в технологиях не получишь, дальше воюешь как нормальный.


          1. vesper-bot
            08.10.2019 10:48

            "Не дали очистки" — это про первый орион, где технологии у всех, кроме псилонов, доступны для изучения с вероятностью 50% (у псилонов 75%). И если все три ЕМНИП (может и две) начальные технологии, уменьшающие затраты на очистку планет, тебе не выпали, и не получилось сменять/украсть в первые 60-80 ходов, ты сильно отстаешь в развитии, и если потом не получилось поднять продвинутых (заменяющих начальные), отстаешь ещё дальше.
            По поводу второго ориона — я играю на Hard, но я в этом "казуальный хардкорщик", т.е. не играю в метагейм, а кто играет, те могут выиграть на импоссибле с 28 свободными пойнтами развития расы (cybernetic, -1food -1ind -1res плюс взятый evolutionary mutation), только не помню, с преварпа или нет.
            Uncreative, кстати, игру всерьез усложняет, но его можно обойти, взяв Telepathic и бонусы к шпионажу, хотя бы +10, и тупо своровать недостающее. А вообще с ним интереснее, каждая игра становится неуислым испытанием. А то берешь скажем кроторыб+unification и просто заваливаешь совет голосами — малех неинтересно.
            Для меня даже на Hard игра на Advanced развитии — первый ход ты тупо торгуешь технологиями, получаешь missile base и PRS, отстраиваешь оба на хороших мирах и сидишь в обороне, пока пакты не начнут выходить в плюс, потом рвешь ослабленных войной, переоборудовав баттлшипы. На Average так вообще первый же совет дает тебе правление (плюс-минус, само собой).


      1. Tarakanator
        08.10.2019 09:54

        Они нужны для специализации систем.


    1. pda0
      07.10.2019 17:33

      Master of Orion — это эпические космические битвы на 386/4.

      /2. Игре нужно было только два мегабайта. Именно по причине «комп покупается чтобы тянул MoO» не мог пару лет поиграть в Doom. :)


      1. axe_chita
        07.10.2019 17:58

        /2. Игре нужно было только два мегабайта. Именно по причине «комп покупается чтобы тянул MoO» не мог пару лет поиграть в Doom. :)


        Конечно вы правы, там даже чуть меньше 2 мб требовалось (из readme.txt)
        "- Убедитесь, что ваш компьютер имеет 570 Кб стандартной и 1040 Кб расширенной памяти. Используйте команду DOS «MEM», чтобы определить, достаточно ли памяти."
        Просто на 386dx40 c 4mb играть было комфортнее

        P.S. Есть полностью переведенная версия МоО на Old-Games.ru.
        «Уважаемые ценители старых игр! Мы рады представить вам перевод компьютер-ной игры «Master of Orion».
        Игра была разработана компанией «Simtex» и издана в 1994 году компанией «MicroProse» на платформе DOS для PC. Широко известная и популярная, вероятно, до сих пор не превзойдённая в плане ИИ противников (особенно в части конструирования кораблей компьютерными игроками), игра является шедевром и образцом глобальной космической стратегии.
        Началось всё в 2006 году, когда вышел первый перевод Master of Orion. Его авторы – EvilWizard, Dimouse и MaxEd. Консультативную помощь переводу оказывал Grig de Griz, переводчик продолжений этой игры («Master of Orion» II и III).
        Со времён перевода 2006 года было улучшено многое. Были переведены графические надписи игры и видеоролик, реализована подстановка динамических окончаний к различным словам (множественное и единственное число, например), проведена стилистическая правка текста перевода. Кроме того, была полностью убрана защита от копирования (ранее она была только отключена) – появления меню, предлагающего указать класс корабля согласно рисунку на определённой странице оригинального руководства, больше не происходит. Впрочем, последнее улучшение можно и не применять: в комплект поставки русификатора включён и русифицированный файл STARMAP.EXE с не убранной защитой.
        Итогом нашей работы стала русскоязычная версия игры «Master of Orion», которая доступна любому игроку благодаря сайту Old-Games.ru. На этом сайте можно обсудить перевод в разделе форума Переводы своими руками.»


  1. mtkachowA
    07.10.2019 09:29

    Да, в свое время «Поле чудес» вызывало неподдельный восторг. Ну и недоумение — что за слово нужно угадывать, если ты даже описание слабо понял? Но зато можно было весело потыкать в кнопки с буквами :D


    1. aik Автор
      07.10.2019 09:41

      Там ещё можно было покопаться с ресурсами и свои слова добавлять.


      1. mtkachowA
        07.10.2019 15:46

        Интересно! Жаль, что в те времена для меня фраза «покопаться в ресурсах» означала нечто среднее между черной магией и грязным ругательством на латыни :D


        1. aik Автор
          07.10.2019 16:05

          Ну они там почти открытым текстом, так что магии немного было.


          1. drWhy
            07.10.2019 16:20

            В распространявшейся демке Quake (пара-тройка уровней, без мобов, но с амуницией) таким образом можно было поменять, например, ящик патронов на дракона или другого моба. Дракон появился в тесном помещении, был неподвижен и его можно было хорошенько рассмотреть изнутри.


            1. aik Автор
              07.10.2019 16:31

              Ну уж квейк-то вообще конструктором был, который можно было перебирать как угодно. Народ там танки и самолёты делал.


          1. mtkachowA
            07.10.2019 18:07

            Мне в 1993 было три года. Для меня тогда все было магией :)


    1. jmdorian
      07.10.2019 14:37

      До сих пор жду свой круг для унитаза компании «Procter & Gamble».


  1. Amistad
    07.10.2019 10:12

    Кто помнит игру Netwars? 1993.
    Простенькая графика, трехмерка в пустой сфере, с ботами и игрой по сети.
    Космические истребители, нужно было уничтожить противников и ботов.
    В сфере болтались всякие бонусы — ракеты, патроны, щиты.
    И все это весило менее 100 КБ.


    1. pda0
      07.10.2019 17:49

      От этих звуков прямо запахом тёплой пыли старых системников дохнуло. :)


    1. sintech
      07.10.2019 17:51

      Резались в нее в школе по сетке. Но к сожалению не все одноклассники понимали что вообще происходит.


    1. RomanZon
      07.10.2019 17:53

      Это от Новелловской дос если не изменяет память. Поэтому и помнят не все


  1. opxocc
    07.10.2019 10:15

    Очень надеюсь увидеть в следующей части en.wikipedia.org/wiki/The_Bizarre_Adventures_of_Woodruff_and_the_Schnibble — «наследник» серии игр про гоблинов и почему-то наиболее запомнившийся мне квест тех времен


    1. aik Автор
      07.10.2019 10:28

      Не будет. Я от него только название помню, не более.


  1. drWhy
    07.10.2019 11:02

    KB2 да, была дописана. Автор — Сергей Прокофьев — начал написание игры с создания редактора ресурсов и карт, полностью на ассемблере.


    1. aik Автор
      07.10.2019 11:30

      По-моему, в той версии, что была у меня, нельзя было на другой материк перейти. Ну или я не разобрался, как. Не помню уже.


      1. Aingis
        09.10.2019 11:53

        Помнится, я играл в ту, где можно было. Но там запросто могло не хватить лесорубов/горнопроходчиков и застрять где-то на континенте. В первой части таких проблем не было. На лурке пишут:

        Игра так и завершена: не был написан последний континент, с которого невозможно вернуться, и, соответственно, никакой концовки тоже не было.


        1. aik Автор
          09.10.2019 11:56

          Застрять можно было и в начале — я скрин когда для статьи делал, то заспаунился в зоне, которая горами и водой расположена была. И выйти возможности не было. Через несколько ходов только колдун какой-то мимо пробежал, у которого я купил несколько рабочих и мост построил.


          1. vesper-bot
            09.10.2019 15:39

            Если в самом начале застрял, то проще игру заново начать, все равно никакого прогресса не добился.


            1. aik Автор
              09.10.2019 15:42

              Ну мне уж принципиально выбраться хотелось. А так-то да, я там недели три бегал кругами, пока колдун не пришел.


        1. vesper-bot
          09.10.2019 15:38

          Совсем застрять было проблематично, но можно — в Сахарии в центре стенки зарастают, можно было забуриться, растратить всех горняков и оказаться на территории в пять-шесть клеток, но на этот случай надо запасаться "переходом к городу". А ещё в ней баг был, если за 5-6 смещений раскапываешь не одну гору, а две или больше, зарастала только одна, и становилось возможно бурить тоннели через всю центральную часть насквозь. Лесорубов обычно всегда хватало, лес там нигде не вырастал заново.


    1. BubaVV
      07.10.2019 12:06

      Очень любопытно. Проходил и упирался в «Конец первой серии», или как-то так


      1. drWhy
        07.10.2019 12:22
        +1

        Здесь таки написано про конец первой части и недостающий шестой континент. Но ещё упоминается рандомный генератор карт и возможность бесконечно продолжать игру.


    1. Alexey2005
      07.10.2019 12:21

      А зачем там редактор карт, если в игре карты явно были генерируемыми? Каждое прохождение рельеф и расположение объектов менялись до неузнаваемости.


      1. drWhy
        07.10.2019 12:41

        Возможно, генератор рандомных карт появился не сразу. А создавать и тестировать игру было нужно.


    1. pda0
      07.10.2019 17:43

      Не была она дописана. Последнего континента в игре и концовки нет. Тем не менее позднее автор развил тему уже в клоне HoMM — «Герои Мальгримии» и второй части, которая, насколько помню в основном улучшенный римейк первой.


    1. AranelOfDoriath
      09.10.2019 18:00

      Интересно, в версии под Андроид финал все-таки есть?


  1. Victor_koly
    07.10.2019 11:08

    Это так же была одна из первых игр, которые выходили только на CD и многие покупали её как пример того, на что можно потратить целых шестьсот мегабайт. Ну или покупали CD-ROM для того, чтобы поиграть в игру.


    Из игр старых (правде ставил 6 лет назад) был первый СтраКрафт, который не шел без диска, т.к. установленная игра весила меньше самого диска.


    1. aik Автор
      07.10.2019 11:29

      Многие игры просто привязывались к диску, даже если ничего с него не читали. Если помните, то во времена популярности C&C на многих компьютерах можно было моментально определить, играют ли на нём в C&C — метка диска менялась на GDI или NOD, чтобы проверку обойти (ну, если в рип играли, а не в CD-версию).

      Плюс у многих игр можно было выбирать размер установки. Для экономии места на диске — поменьше, для ускорения работы — побольше. Я третий Wing Commander проходил на компьютере с диском на 40 мегабайт, там минимальная установка была 20 мегабайт. Так что играл исключительно с CD-ROM'a.


      1. drWhy
        07.10.2019 11:38

        Когда в руки попал оригинальный диск от WarCraft2 и впервые с другом услышали вместо привычного синтезатора музыку в исполнении симфонического оркестра, были немало удивлены. Оказалось, диск был комбинированный — первым треком были записаны данные (собственно игра), а дальше шли аудиотреки, причём при установке диска композиция продолжалась с того же места, но набирала глубину и внушительность.
        Но это позже, вроде 1995…


        1. aik Автор
          07.10.2019 11:57

          Не, это стандартная практика была — музыку аудиотреками писать, если диск было нечем забить. На многих дисках ещё ворнинг был «при втыкании в аудио-прогрыватель первый трек не запускать».
          Ещё игры с аудиотреками, если с диска брали только музыку, могли плевать на то, какой именно диск стоит. Можно было любой музыкальный диск тогда подсовывать, иногда интересные эффекты получались.


        1. mistergrim
          07.10.2019 11:57

          Вообще тогда у 90% игр (которые шли на CD) музыка была в CD-Audio.


          1. drWhy
            07.10.2019 12:44

            Точнее — Mixed-Mode CD.


      1. da-nie
        07.10.2019 22:25

        Вот. А я этого не знал раньше и у меня до сих пор диск D назван GDI. :)


  1. Victor_koly
    07.10.2019 11:25

    Ещё чуток про X-Wing. Сам в подобные игры не играл, но читал книгу про описание миссий одной игры. Из особенностей помню, что были т.н. «семейные» миссии, в которых летал на куда более бронированных транспортниках YT 1300 (из которого изготовили «Тысячелетний сокол) и YT 2000. На „Соколе“ тоже была миссия, ближе к концу.


  1. YuriM1983
    07.10.2019 11:31

    На квесты те годы богаты. Indiana Jones and the Fate of Atlantis:
    image


    1. aik Автор
      07.10.2019 12:10

      Джонсов я как-то пропустил всех, не смотря на то, что лукасовские квесты очень уважал.


      1. YuriM1983
        07.10.2019 12:40

        Единственный хороший квест про Джонсов — именно Fate of Atlantis. Симпатичная графика и атмосферно.


        1. GomboTs
          08.10.2019 00:56

          Да ладно, первый (их всего два) Indiana Jones and the Last Crusade тоже прекрасен.
          Юмор, разные способы прохождения (хитростью, ловкостью), не слишком простой — отлично заходил.


          1. aik Автор
            08.10.2019 00:59

            Если аркад не считать, то вроде ещё какой-то квест был из ранних.
            Возможно, что текстовый.


  1. Oval
    07.10.2019 11:36

    А кто помнит игру, с дословным названием файла s.exe, где кот бродил по египетским пирамидам?


  1. zzzmmtt
    07.10.2019 12:49

    А как же Simon the Sorcerer?


    1. aik Автор
      07.10.2019 12:56

      Ну я всё же свои списки составляю. Саймон да, был такой. Но не оставил достаточного сильного впечатления, значит.


  1. misato
    07.10.2019 15:04

    Кирандия 2 — такая чудесная игра, можно проходить хоть каждый год.
    В Warlords II очень здорово было играть в компании, очень лёгкая в освоении но достаточно интересная по механике.

    Из того, что не упомянуто в статье от 1993-го, хотел бы отметить не очень известную у нас игру Buzz Aldrin's Race Into Space. Это экономический менеджер на тему космической гонки с кучей интересных вставок исторического содержания, в том числе видео. Можно было играть за Советы или за США, соответственно планировать миссии в космосе и скрестив пальцы наблюдать за запусками.


    1. aik Автор
      07.10.2019 16:08

      Вроде была на каком-то из первых дисков Classic Fond, название запомнилось.
      Но желания поставить как-то не возникало.


    1. axe_chita
      07.10.2019 18:31

      Из того, что не упомянуто в статье от 1993-го, хотел бы отметить не очень известную у нас игру Buzz Aldrin's Race Into Space.

      Насколько я помню там была встроена защита от взлома, типа защита обходилась на раз-два, никаких предупреждений «вы меня взломали». Просто тихо любая пилотируемая миссия становилась 100% фатальной.
      Кстати BARIS был 2005 официально отдан в руки сообществу open source и сейчас, в реинкарнации Race into Space, портирован на современные платформы Windows, MacOSX и Linux.


      1. Tarakanator
        09.10.2019 15:28

        Спасибо за ссылку… а то я через досбокс играл…
        P.S. Если кто заинтересовался. Не перепутайте с новым buzz aldrins space program manager. Он полное Г.


        1. axe_chita
          09.10.2019 20:31

          Пожалуйста, кстати именно в RIS высадится на Луну осенью 1965-го на Джеминни.
          P.S. Играя в (BA)RIS можно легко начать курить, в одной из игр я благополучно выполнил историческую посадку на Луну, причем полет был очень сложным экипаж неоднократно применял свои умения (3+), отказ двигателя, проблема со стыковочного узла и т.д. они выполнили вход в атмосферу, совершили мягкую посадку и утонули


    1. Pochemuk
      07.10.2019 20:16

      Мы с женой так увлеклись Кирандией 2, что дочке на ночь рассказывали сказки про тётю Занцию :D

      Эх, жаль, никто не сделает ремастеринг этого замечательного квеста. А он в то время смотрелся шикарно. Фактурные персонажи, легкие эротические приколы (ну не слишком везло Занции с целостностью одежды) и ненавязчивая MIDI-музЫчка фоном.


      1. axe_chita
        09.10.2019 20:43

        А как же ScummVM? Конечно не HD переиздание, но насладится игрой без бубна можно.


  1. shaman4d
    07.10.2019 16:25

    Вот 7th Guest не обижай, да? ) Я на него еще в журнале PC World фапал.


    1. aik Автор
      07.10.2019 16:32

      Смотреть картинки — одно, а играть — другое. Куча беготни с непроматываемой анимацией, плюс загадки на слова были не самые логичные. Торт порезать или в шахматы поиграть — ещё ладно. А вот из банок предложение составлять…


      1. vesper-bot
        07.10.2019 17:27

        Там перевод всерьез испортил (мне) игру, только с год назад я нашел оригинальный ответ на ту загадку. И она была рассчитана на владеющих английским языком — слово tryst кажется в обычный лексикод аборигенов не входило уже в то время…
        ЗЫ Анимация вроде как проматывалась двойным кликом.


        1. aik Автор
          07.10.2019 17:34

          Причем вроде как голосом где-то говорились подсказки.
          Не, если там 15-20 раз заглянуть в библиотеку, то паззл сам решался, но это тоже времени на беготню требовало.

          На счёт двойного клика — вроде нет. Но не поручусь, пробовать надо.


  1. Pyc01
    07.10.2019 17:02
    +1

    А мне помнится Flashback сильно зашел. Вообще довольно сложная игра оказалась, местами на хорошую реакцию. Там интересная система «сохранения» — по прохождению определенного этапа тебе сообщается кодовое слово. Таким образом можно было на следующий день начинать с момента, где остановился, если ввести это слово в специальное место. Последнее кодовое слово после которого показывают финальный мультик — «BELUGA». Аж сам удивился, что вспомнил. Помню у нас ходила версия на французском почему-то.


    1. aik Автор
      07.10.2019 17:28

      Кодовые слова — стандартная система для игр, в которых сохранения как таковые не поддерживались. Особенно консольные игры это любили.

      А французскую версию я тоже встречал, не такая уж и редкая была.
      Вроде ещё была русская, но ту я живьём не видел.


    1. vesper-bot
      07.10.2019 17:30

      Вообще такая система была почти во всех играх того времени, особенно если сохранять нужно было только пару байт. Те же первые гоблинсы в качестве ключа для следующего уровня отдавали 7-символьное слово, в котором был закодирован уровень и количество хыпы, оставшееся у гоблинов. У тех же Lost Vikings коды от уровней были 4-символьные, да ещё и со смыслом — WRLR (Warlord) — код от последнего уровня, STRT (хы) — от первого, промежуточные вроде бы все тоже описывали уровень, от которого были.


  1. Usul
    07.10.2019 17:45

    Интересный факт: The Lost Vikings — одна из первых игр небезызвестной Blizzard Entertainment. Тогда фирма называлась Silicon & Synapse, но слово 'Silicon' ассоциировалось у многих с Silicone, а слово 'Synapse' большинство потенциальных потребителей просто не знало. Поэтому пришлось в срочном порядке переименовывать компанию ^^


  1. DjSapsan
    07.10.2019 18:14

    15 лет назад играл в AoE2 с диска. Я запускал игру, вставлял диск по запросу, вынимал его и вставлял другой с музыкой. Каким-то чудесным образом игра подбирала и запускала музыку с музыкального диска. При старте нового матча всегда играла одна и та же музыка, а в других случаях — другая (не точно).
    Подскажите, как игра могла взаимодействовать с 100% независимым диском?


    1. aik Автор
      07.10.2019 18:34

      Как с обычным аудиодиском, просто играла трек номер такой-то.


    1. chainman
      08.10.2019 00:21

      Многие игры выходили на mixed-mode CD: первым треком записывались данные игры, со второго трека — музыкальные дорожки в обычном аудио-формате. Игра запускала воспроизведение трека с определенным номером.


      Можно было и наоборот, слушать музыкальные треки игры на обычном аудиоплеере.


  1. da-nie
    07.10.2019 18:56

    Ещё в 1993 вышел Frontier: Elite 2. :)


  1. Dreamer_other
    07.10.2019 19:04

    А я заигрывался в SkyRoads(1993), футуристичные гонки на платформах в космосе, хоть графика и не самая крутая даже по тем временам, но затягивающий геймплей и замечательный саундтрек заставляли рубиться часами.


  1. serjmd
    07.10.2019 19:31

    Немного не в тему, но тоже про игры. В начале нулевых уже товарищ приносит к нам в центр эротическую игру на двух дисках. Типа, надо с девушкой познакомиться, соблазнить и так далее. Я сижу за компьютером, товарищи рядом, компания чисто мужская, комментарии соответствующие. И вот когда я барышню довожу уже до кровати и она на нее садится, диск вдруг начинает шуметь, шуметь, и вдруг, ба-бах, взрыв, фальш-панелька CD-ROM вылетает, компьютер виснет. Диск разорвало в приводе. Было очень эффектно. Хозяину диска, правда, не очень понравилось. Почему-то.

    В Sim City 2000 недавно играл. А Викинги чего-то выпендриваются, запускаться не хотят.


    1. Pochemuk
      07.10.2019 20:10
      +1

      Преждевременное дискоизвержение :( Тяжелый случай :D


    1. aik Автор
      08.10.2019 00:24

      Про разорванные диски тогда много баек ходило, когда приводы пошли от 24х.


      1. mistergrim
        08.10.2019 02:04

        Да какие ж байки. Начинается трещина от середины диска, вставляется в 52x привод, раскручивается до 10К оборотов (при том, что CD максимум на 500 оборотов рассчитаны были), и вуаля. Особенно с CD-R весело было, после чистки привода (если выживал) всё вокруг в золотой чешуе было.


        1. aik Автор
          08.10.2019 02:21

          Я не говорю, что этого не было. Просто народ любил всякое страшное рассказывать, типа «осколками диска выбило стекло/пробило стену/убило кошку».


        1. YuriM1983
          09.10.2019 14:49

          Поэтому 8x-16x приводы ценились выше, чем 52х. Замедлять не надо (если это вообще возможно), тихие и не рвут диски.


          1. aik Автор
            09.10.2019 14:56

            Сложно сказать, ценились ли 8х — всё же это уже достаточно старые приводы, которые могли испытывать проблем с чтением R/RW. У меня вон в ноуте с картинки 6х, который RW не читает, только CD-R. Но есть ещё PCMCIA 24x — у того всё нормально.

            А так у меня самого в те времена был 32хскоростной TEAC, у которого скорость можно было на уровне прошивки ограничивать, без дополнительного софта.


          1. drWhy
            09.10.2019 16:16

            Ещё существовали CD приводы порядка 100x. В них скорость вращения диска была невысокая, но было установлено 7 головок.


            1. YuriM1983
              09.10.2019 16:24
              +1

              Не существовали, а существовал. Не 100х, а 72х. А так всё верно.
              Kenwood 72x. Появился уже в разгар CD-RW приводов, посему был не нужной игрушкой.


              1. aik Автор
                09.10.2019 18:54

                Любимой игрушкой были CD-чейнджеры. Снаружи обычный привод, но зато мог несколько дисков сожрать, а потом по нажатию кнопки солидно жужжал и менял их внутри себя.


  1. TigerClaw
    07.10.2019 21:59

    Опять годная подборка большую честь проходил. 7 гость тоже имеет ремастер в стиме и даже с рабочей русской озвучкой. Но сейчас конечно играть тяжело. Забавно что в свое время я прошел ее без проблем, а сейчас тяжело.


  1. rg_software
    08.10.2019 02:50

    Поправочка: сценарий Betrayal at Krondor писал Neal Hallford, Фэйст к нему отношения не имел.


    1. aik Автор
      08.10.2019 06:40

      Принято. Не то, чтобы не имел — редактором был. Но текст писал не он, да.


  1. LordDarklight
    09.10.2019 17:13

    Эх, замечательные игры! В Старые квесты да с новой графикой с удовольствием бы поиграл бы и сейчас (особенно на мобильной платформе — жаль что ремейки старых квестов почти не выпускают)!
    Так же с удовольствием бы поиграл в ремейки Syndicate и The Lost Vikings!

    Кстати, наряду с Sicity 2000 и Transarctica (Arctic Baron) в 1993 году вышло переиздание — «Railroad Tycoon Deluxe» — тоже легендарная игра (оригинал аж от 1990 года был).
    Впрочем, в следующем году уже вышла игра «Transport Tycoon» (а ещё годом позже ещё и улучшенная Deluxe версия вышла) — вот тут да планка траспортных симуляторов была задранна так высоко — что её никто не смог превзойти до сих пор (наиболее близкие но недотягивающие «продолжения» Transport Giant 2004 года и Chris Sawyer's Locomotion ( Transport Tycoon II) 2004 года, Train Fever 2014 года (ждём Transport Fever 2); Locomotion 2019 — это уже какая-то хрень :-(
    Ну и, конечно же, есть OpenTTD — открытый и бесплатный ремейк классической «Transport Tycoon Deluxe» — вот тут можно почитать
    Есть мобильная версия
    Transport tycoon платный (есть Lite версия)
    Open TTD бесплатный
    Ну про паровозики там ещё есть и другие игры.
    Для iOS аналоги поищите сами
    image


    1. aik Автор
      09.10.2019 18:52

      Railroad Tycoon как-то всерьёз поиграть не довелось.
      Transport Tycoon будет, OpenTTD запускаю иногда.

      Хотя из современного мне нравится реализация транспорта в Cities: Skylines. Там она, конечно, не на тайкуновском уровне, но много других плюшек есть.
      Из мелочёвки ещё Mashinky забавны. Одинокий разработчик потихоньку пилит своё видение TTD. Очень потихоньку, но пилит всё же. Начал с поездов, недавно вот автомобили добавил. Но самолётов вроде как пока не планирует.