Глупо отрицать, что наличие подобных слов в описании проекта положительно влияет на получение инвестиций. Основатели одной известной на ру рынке компании даже признались в том, что им пришлось немножко соврать и упомянуть эту волшебную формулу, чтобы получить деньги от отечественного фонда.

Машинное обучение,…, Биг Дата — классные слова, которые безжалостно используются маркетологами в своих агрессивных «питчах», но оказывают ничтожно малое влияние на финальный результат.

Под катом я поделюсь простейшей методикой, которая поможет любому айтишнику заговорить на английском в кратчайшие сроки. Без «модных» слов, агрессивных маркетинговых тактик и навязчивой рекламы.

Getting Things Done: Простая и безотказная система по изучению английского языка


image

Меня зовут Денис Максимов, и английский полностью изменил мою жизнь. Да, я помню, что обещал обойтись без маркетинговых тактик, но это не голословное заявление.

31 октября 2014 года я написал статью о том, как стать стипендиатом программы Фулбрайт и уехать на магистратуру в США. Она имела мало общего с айти, но помогла получить долгожданный инвайт на Хабр =)

За эти 5 лет я успел выпуститься из университета, поработать с кучей интересных людей, иммигрировать в Америку и доработать с друзьями стартап по изучению английского языка.

Но чтобы не попасть в капкан лирического отступления, позвольте перейти сразу к делу. В этой статье я поделюсь простой и понятной методикой, которая поможет вам радикально ускорить процесс изучения любого языка.

Записывайте рецепт!


Нам понадобятся два ключевых ингредиента: наличие мотивации и 30 свободных минут в день.

That's it! Эти два фактора помогут с легкостью внедрить нижеизложенные механики и наконец-то заговорить на английском.

Сразу уточню: просмотр фильмов в оригинале/чтение книг и зарубежных сайтов — очень слабая мотивация для изучения языка. Клёво смотреть фильмы в оригинале. Но реальной нужды в изучении языка при такой постановке задачи не возникает.

Такая цель может быть комплементарной, но уж точно не основной. Именно поэтому большинство ребят с подобными целями никогда не заговорят на иностранном языке.

Продвижение по службе, бесплатное образование за границей, работа в иностранной компании, свобода в путешествиях — совсем другое дело.

Постановка адекватной цели — половина успеха.

Второй параметр тоже понятен. О нём все всегда говорят, но практически НИКОГДА не внедряют на практике.

image

Ежедневные небольшие занятия намного эффективнее двухчасовых, которые случаются два раза в неделю.

Можно учиться программированию на курсах, но если вся практика будет оставаться только на курсах, учиться придется долго, не так ли? Так и с английским.

Именно поэтому я глубоко убежден, что самостоятельное изучение языка практически всегда эффективнее репетиторов и курсов. Но здесь возникает одна проблема: чтобы иметь возможность учить язык самому, крайне необходимо наличие хорошей методологии, которая сможет обеспечить комплексный подход.

Именно о ней мы поговорим ниже.

1. Аудирование — критически важный навык!


image
Младенцы не начинают учить язык с грамматики (хотя она безумно важна, но об этом ниже).

Они долго слушают маму с папой. Потом их мозг начинает распознавать и реагировать на отдельные слова, а уже потом — пытается воспроизвести услышанное.

Как внедрить этот интуитивно понятный подход в жизнь? — Легко! Нужно просто начать слушать. Хотя бы 10 минут в день.

  • Как это делаем мы?


image

Каждое утро наши ученики получают ежедневное видео от американцев. Это короткое 10-20 секундное видео, где носители объясняют разные словечки. Задача студента — постараться как можно подробнее записать услышанное, даже если он никогда не учил английский до этого.

Спустя 10 часов приходит подсказка с частью заполненных пропусков, чтобы учащийся мог доработать свой вариант и сравнить «до» и «после» подсказки.

Каждое видео содержит законченную мысль и является достаточно коротким, чтобы его было удобно перематывать две тысячи раз. По-моему мнению, подобные ролики намного эффективнее длинных историй, особенно на первых порах.

  • Как это можете делать вы?

Найдите любую платформу с интересными для ВАС видео.

TED/Youtube/Euronews и тд и тп. Очень важно наличие возможности просмотреть «текст» видео. Но делать это стоит ТОЛЬКО после того, когда вы потратили достаточно длительное время на запись услышанного.

Обратите внимание: Неважно способны ли вы ПОНЯТЬ услышанное. Важно, что вы способны расслышать?

И НЕ СМОТРИТЕ ФИЛЬМЫ С СУБТИТРАМИ! Так вы не слушаете ушами, а читаете глазами. Лень объяснять, просто поверьте.

2. Грамматика — отличный шорткат!



И нет, я не перечу сам себе. Аудирование действительно ключевой навык, но так как мы не младенцы, можно пойти по короткой дороге и потратить три месяца на прокачку грамматики. При активной тренировки навыков аудирования.

  • Как это делаем мы?


image

Если ваш уровень знаний ниже upper-intermediate, я бы придерживался подобной последовательности (читать слева направо).

Это покажется странным, но повальное большинство ошибок возникает из-за незнания особенностей употребления:

  1. глагола to be,
  2. глагола to have с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными,
  3. прочих НЕ модальных глаголов,
  4. формирования вопросов


Если вы хорошо разберетесь с этими базами, изучение любого «непонятного времени» превратиться в формальность. Часто к нам приходит ребята, которые могут легко перевести супер-сложное предложение, но наделать 5 ошибок в простейшем.

По-моему мнению, это ЧЕТЫРЕ основных кита, на которые опирается грамматика английского языка. Именно поэтому мы уделяем им достаточно много времени на начальном этапе обучения.

  • Как это можете сделать вы?


Купите (не скачайте, а именно купите) хороший учебник грамматики. English Grammar in Use by Raymond Murphy — отличный вариант на все случаи жизни. Не перескакивайте с темы на тему, а сосредоточьтесь на качественной проработке каждого блока. Последовательность со скрина выше — отличный «маршрут» для быстрого старта.

Если тема нова, я бы советовал потратить на её проработку не меньше недели. Когда занимаешься один — важно разобраться во всех нюансах и довести понимание до автоматизма.

Важно: знание грамматики позволяет здорово побороть неуверенность при разговоре.

Когда вместо того, чтобы думать о том КАК сказать предложение, вы думаете о смысле сказанного (при условии что грамматика «подвязывается» автоматически) — вас намного приятнее слушать!

Отсюда перейдем к пункту 3:

3. Выключите русский


image

Когда-то мой учитель дал мне бесценный совет. Он попросил представить, что в моей голове есть два переключателя: Ru и Eng.

Стремитесь отключить «русский» переключатель во время занятий. Чем быстрее вы научитесь это делать, тем лучше.

4. Учите слова правильно


Я не ожидал, что пройду собеседование на Фулбрайт с первого раза. Но получилось, однако момент радости быстро сменился тревогой. Чтобы осуществить мечту и уехать учиться в Штаты, осталось сдать GRE. А там ОЧЕНЬ много страшных слов, которые не знает среднестатистический американец.

Выручили старые добрые карточки в связке с memrise.com.

Ниже пример моего варианта. Единственное отличие — отсутствие русского перевода, потому что см. пункт 3.
image

Со словами всё просто:

Берем незнакомое слово. Идём на dictionary.com, чтобы найти толкование на английском и записать его на обратной стороне вместе с примером использования, который придумываем САМОСТОЯТЕЛЬНО.

На лицевую добавляем синонимы/антонимы с www.thesaurus.com. Желательно такие, которые еще не знаем. Благодаря этому образуется целая «сеть» и одна карточка помогает запомнить сразу несколько слов.

После этого добавляем слово в свой личный курс на вышеупомянутом мемрайз, устанавливаем приложение и совмещаем его использование со старыми добрыми бумажными карточками, которые всегда в кармане/рюкзаке.

При таком подходе на создание карточки уходит примерно 5 минут. Это долго и скучно, но ведь мы хотим надолго запомнить эти слова, правда?

Можно пользоваться только приложением, но комбинация со старыми добрыми карточками НАМНОГО эффективнее. И без всякого «машинного обучения» обошлись.

По поводу списков слов
Тут всё очень индивидуально, и зависит от вашего уровня.

Начинающим рекомендую познакомиться со списком Огдена на ogden.basic-english.org
Это хороший блок слов, который закроет первоочередные потребности.

Продвинутым ОЧЕНЬ рекомендую Verbal Advantage by Charles Harrington. Очень крутая вещь.

Интересный факт: самой сложной задачей в разработке нашего курса оказался подбор релевантных слов под каждый грамматический блок. Зато теперь наши ученики могут намного быстрее осваивать лексику благодаря тому, что она плавно вводится в ежедневные занятия.

5. О произношении, фразеологизмах и чём-то ещё



Произношение — это важно. НО ТОЧНО не важнее знания грамматики, лексики и хорошего аудирования. Намного лучше говорить правильно, но с акцентом, чем использовать несвязные вещи в одном предложении.

С большой вероятностью вы никогда не сможете звучать как носитель. Хорошая новость в том, что оно вам и не нужно. Но есть отличный совет, который поможет существенно улучшить качество речи:

Старайтесь произносить все предложение целиком! Вместо I… have… an… orange — Ihaveanorange!

Если нужно подумать, думайте МЕЖДУ предложениями, но не между словами одного предложения. Слушать такую речь мучительно больно (и это проблема большинства начинающих).

А для всего остального, есть отличная American Accent Training by Ann Cook.

И последнее: фразеологизмы важны. Но учить их нужно постепенно и очень дозировано. После того, когда у вас есть крепкая база. Это отличный upgrade системы, особенно если «основной блок» работает без сбоев! Конечно же, ничто не мешает учить интересные фразочки в контексте. Просто не делайте это самоцелью!

Выполнение этих простых советов поможет вывести ваш язык на совершенно другой уровень. Даже при самостоятельных занятиях.

Но если у вас есть 30 минут в день и желание получать ежедневные задания от носителей вместе с обратной связью и разбором ошибок, присоединяйтесь к нашему марафону: smartstart.today/english-special
___
P.S. Мы бы очень хотели использовать такие клевые штуки, как Machine Learning, Big Data и Speech Recognition при создании проекта, но так и не нашли целесообразные задачи.

P.P.S. Хотя нет, вру. У englishcentral.com очень здорово реализовано распознование речи. Они умеют показывать в каких ЗВУКАХ вы допускаете ошибку. Пока еще не всегда точно, но это действительно круто!

Комментарии (21)


  1. Vasily_T
    07.10.2019 12:12

    Заметил что люди, которые могут писать статьи подобной этой, с легкостью изучают языки.
    Я вот не могу, вероятно не хватает полета мысли, и английский для меня до сих пор учить сложно и болезненно (при этом у меня advanced уровень)


    1. dennis777 Автор
      07.10.2019 12:20
      +1

      Если бы вам он давался очень сложно и болезненно, вряд ли бы у вас был уровень advanced.


      При этом, о лёгкости никто не говорил. Это непросто, и сам по себе язык не цепляется. Даже в среде.


      Но вышеуказанных советы действительно помогают заговорить.


      В языках самое сложное не наличие способностей, но наличие свободного времени. Именно поэтому детям язык "даётся легче". У них просто есть на это время.


  1. A114n
    07.10.2019 12:39

    Хватит уже этой глупости про младенцев.
    Мозг младенца принципиально отличается от мозга взрослого человека.
    К ним неприменимы одинаковые методы.


    1. dennis777 Автор
      07.10.2019 17:01

      Безусловно.


      Но если мозг младенца, который изначально намного менее развит успевает за 9 месяцев начать различать слова мама-папа, развитый мозг взрослого справится с подобной задачей намного быстрее.


      Но если вам так угодно: уберите референс к младенцам из статьи, и делайте все тоже самое ;)


      1. vassabi
        07.10.2019 18:52

        Но если мозг младенца, который изначально намного менее развит успевает за 9 месяцев начать различать слова мама-папа, развитый мозг взрослого справится с подобной задачей намного быстрее.
        папа-мама я на любом языке смогу. Вот выучить структуру, освоить словарный запас и идиоматические выражения а также культурные особенности — тут я пас. Тем более, что у младенца не «мозг не развит», а «в мозгу больше связей между нейронами»…


        1. dennis777 Автор
          07.10.2019 19:01

          больше != лучше. Основное отличие в том, что у детей и взрослых задействуются разные участки мозга для выполнения разных задач. И многие гипотезы объясняют это тем, что это происходит из-за того, что он находится в состоянии формирования, и «только» учится эффективнее управлять ресурсами.

          Но это, наверное, тема для совсем другой статьи. А по поводу структуры, словарно запаса и идиоматических выражений — как раз под аудированием расписано подробно, отмечая, что каждый из этих пунктов (пожалуй, кроме последнего) — важен.

          Но без аудирования — это не очень. Здорово уметь построить предложение, но если ты не можешь с 5й попытки расслышать собеседника — навык построения предложений тебе не очень пригодится.


      1. A114n
        08.10.2019 11:49

        Нет, не так, а абсолютно наоборот.

        Не «если неразвитый мозг младенца успевает, то ваш развитый мозг тем более».

        А «скорость усвоения опыта и знаний у младенцев на порядок выше, чем у взрослого человека, благодаря ускоренному росту и развитию мозговой ткани».


        1. Nikoobraz
          08.10.2019 12:23
          +1

          Тут уж как сказать, словарный запас соответствующий носителю восьми лет, взрослый человек способен осилить за 2-3 года. И это еще если у себя дома сидит, в стране носителей процесс пойдет еще быстрее. Причем взрослый человек сможет с этими словами работать не только в контексте устной речи, но и в письменной, тогда как носитель лет до 20 будет постоянно писать с ошибками, а многие и после 20. Ну и на закуску стили речи. Взрослый человек, при изучении иностранного языка уделяет много внимания сфере употребления слов и конструкций, атак же стилям речи вцелом. Тогда как носитель до тех же лет 20 практически не имеет чувства стиля речи, если только не заядлый книголюб. Так что носителю нужно лет 20, чтобы довести свой уровень владения родным языком до приличного уровня. Иностранцу, изучившему язык в сознательном возрасте, обычно требуется раза в 3 меньше времени.


          1. dennis777 Автор
            08.10.2019 14:36

            Спасибо. Более того, есть много интересных исследований, которые показывают, что если речь к тому же идёт о изучении иностранных языков, то нет разницы между взрослым и ребёнком.

            Но про носителя vs иностранного студента — вы все очень правильно подметили. Доходило до того, что я вычитывал диссертации и дипломы моим знакомым американцам, потому что у них очееень плохо с письмом.

            Но здесь есть обратная сторона. куча изучающих пишут лучше, но, к сожалению, частенько очень слабо говорят. По этому, в том числе, мы делаем большой акцент на аудирование на начальном пути. Чтобы компенсировать отсутствие «среды» и заставить уши привыкать к разговорной естественной речи, а не постановлчным дикторам.

            Говорение, как правило, очень быстро догоняет уши.


  1. muhaa
    07.10.2019 16:56

    Как выучить английский, если ты: 1. Сильно мотивирован (подготовка к экзаменам, работа) 2. Хорош в изучении языков. 3. Испытываешь энтузиазм от изучения чужого языка. 4. Намерен активно его использовать в ближайшее время.
    Ответ — как угодно.

    Другой вариант — как выучить английский, если знаешь, что он тебе не нужен и возможно никогда не понадобится, если языки — не твое, если при попытке делать упражнения аж зубы сводит от тоски и ненависти к процессу учебы, а изученное вылетает из головы за месяц.

    Вот здесь стратегия более интересная.
    Во-первых нужен словарный запас. Здесь помогают годы чтения книг (любых интересных) на английском с подстрочным словарем или позже без него.
    Во-вторых нужно понимать на слух. Здесь помогут годы просмотра фильмов с субтитрами. Сначала на скорости 0.7 или 0.9 от нормальной с остановками и словарем. Потом что-то простое начнет проходить без субтитров, но к этому моменту навык восприятия речи уже будет достаточный для того, чтобы понимать собеседника.
    Потом уроки обратного перевода: переводим английский текст на русский гуглом и пытаемся перевести обратно с русского на английский. Сверяем с оригиналом, удивляемся насколько изящнее автор подбирает слова, чем вы (ощущение рождается т.к. мы смотрели фильмы и читали книги и чувствуем что такое настоящий английский).
    Все эти способы изучения подразумевают постепенное и очень обширное вливание в среду английского языка. Т.е. важно научиться чувствовать английский, ощущать значения слов интуитивно и загнать английский в подсознание. Тогда он не утратится после месячного перерыва.

    Потом надо нанять репититора, или попасть в группу, максимум из 3 человек. Это самый простой способ научиться излагать мысли на английском в режиме диалога или монолога. На этот момент это будет несложно т.к. английский уже в голове, его нужно только повернуть наоборот — от восприятия к изложению мыслей на нем. При этом, к одним и тем же темам грамматики придется возвращаться много раз, по мере развития реальных навыков использования языка.

    ИМХО и по моим наблюдениям, если человек, у которого скорее первая описанная выше ситуация (энтузиазм, мотивированность, способности) по этой схеме «для лентяев» тоже прекрасно освоит английский. При этом возможно времени потребуется несколько больше, а силы воли несколько меньше.


    1. dennis777 Автор
      07.10.2019 17:05

      "Другой вариант — как выучить английский, если он тебе не нужен" — никак.


      Если он тебе не нужен — бессмысленно его учить. Также бессмысленно как учиться шить/программировать и рисовать картины при условии, если ты не планируешь использовать этот навык.


      Нет, конечно, можно потратить 5 лет на изучение Java, работая при этом условным актером, который не планирует начинать работать программистом, а просто "развлекает мозг". Только вот зачем?


      1. Nikoobraz
        08.10.2019 09:04

        можно потратить 5 лет на изучение Java, работая при этом условным актером, который не планирует начинать работать программистом, а просто «развлекает мозг». Только вот зачем?

        Так чтоб развлекать мозг. Сами же ответили. Но почему вы говорите так, будто это неправильно? Есть люди, которые годами из спичек замки клеят и их при этом совершенно не волнует практическая применимость такой деятельности. Так почему тогда для того, чтобы делать то, что мы хотим делать, о практической применимости нужно думать нам? Программирование как хобби? Прекрасно. Изучения ангельского для просмотра сериальчиков и чтения книг? Тоже прекрасно. Тут работает принцип «каждому свое».


        1. dennis777 Автор
          08.10.2019 14:40

          Нет, я говорю совсем не об этом. Наоборот, если есть реальная мотивация, и это приносит удовольствие, то почему нет?

          Я отвечал на вопрос, что делать, если он «тебе не нужен». Если ты не можешь найти для себя понимание зачем — ты никогда не выучишь, сколько бы не учил.

          Развлекать мозг — это тоже мотивация, при таком подходе у тебя не будет мысли «да зачем это мне?». Но вероятность того, что вы заговорите на нормальном английском с таким подходом намного ниже, чем «подготовка к интервью/экзамену/переезду». Просто потому, что через 3 недели вам может надоесть.


      1. muhaa
        08.10.2019 12:58

        Вдруг завтра с неба свалится работа твоей мечты и английский будет единственным непреодолимым препятствием? Т.е. он не нужен в обозримом будущем, но ведь если понадобится, то за пол года его не выучишь.


        1. dennis777 Автор
          08.10.2019 14:27

          Да, такое бывает. Свалится работа, интервью через месяц, ты как ошалелый ищешь экспресс курсы, отваливаешь кучу бабла, и в итоге все равно валишь интервью, потому что месяца мало.

          Значит тебе не повезло. Жизнь — тлен. Нужно было найти мотивацию раньше


        1. dennis777 Автор
          08.10.2019 14:28

          Может быть завтра тебе свалится работа оператором в Голливуде, а ты совсем не умеешь снимать. Поэтому надо на всякий случай начать учиться киносьемке?


          1. muhaa
            08.10.2019 15:23

            Не пойду я оператором же.


            1. dennis777 Автор
              08.10.2019 17:55

              Так а почему тогда с такой же логикой нужно учить английский? Ведь работа может свалиться и из Японии, и из Китая, и из ОАЭ? Вдруг что-то свалится — такая себе идея. Тогда можно все языки мира одним махом.

              Если целенаправленно ищешь, то и шансы того, что свалится намного выше, и готовиться легче


              1. muhaa
                08.10.2019 20:52

                Ситуации бывают у всех разные. Мне например, до пенсии мне осталось чуть больше 15 лет. До того английский не был нужен и не нужен сейчас, но в то же время 90% вакансий на рынке его требуют. Поэтому получается изучение впрок, без всяких конкретных планов. Потому что закрытые 90% это много и плохо с одной стороны, а с другой стороны прямых планов работы на западного заказчика нет.


  1. tulevaisuus
    08.10.2019 01:28

    Позвольте уточнить: то есть, преподаванию английского языка Вы нигде не учились, всю эту «методологию» придумали сами? Я не против, но ведь Вы рекламируете платные услуги, как преподаватель. Кстати, кто составлял программу обучения, подбирал материал?

    самостоятельное изучение языка практически всегда эффективнее репетиторов и курсов

    Весьма спорное утверждение. Тем более Вы сами себе противоречите, предлагая свои онлайн курсы, а также индивидуальные занятия с Вами.
    Не читать. Не писать. Слушать, затем говорить.

    Вообще-то более эффективно развивать умения сразу во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме. При таком подходе быстрее запоминаются новые слова и грамматические структуры. А способ запоминания слов списком, и его разновидности (карточки и т.д) давно считается самым медленным и трудным. То же самое касается грамматики. Грамматика усваивается быстрее, если вы используете её в речи (устной и письменной), постепенно вводя новые структуры. Можно конечно выполнить тонны подстановочных упражнений, но это опять же долго и нудно. Вы предлагаете сначала проштудировать Мёрфи, а затем уже… говорить. Тут вообще никакой логики. Грамматика Мёрфи не учит говорить.
    И ещё, на мой взгляд, совсем не корректно приводить в пример себя. Может, Вы гений, и языки Вам даются легко. Память замечательная и т.д. То, что Вы быстро запомнили с помощью карточек, для другого окажется непосильной задачей.


    1. dennis777 Автор
      08.10.2019 02:29

      По поводу того, что я сам себе противоречу:


      Нет. Наш курс в первую очередь предназначен для людей, которые могут заставить себя заниматься самостоятельно.


      Ни один репетитор не заставит вас заниматься каждый день, если вы сами этого не хотите. Мы же составили программу, которая убирает репетитора. Вместо занятий по скайпу, человек получает ежедневную подборку материалов, от аудирования до грамматики и заданий на говорение, которые ежедневно оцениваются преподавателем и все ошибки "перехватываются" на лету.


      Вместо того, чтобы заниматься 3 раза в неделю с репетитором, можно заниматься каждый день, и каждый же день получать обратную связь, созваниваться в случае необходимости и корректировать программу в зависимости от текущих навыков и проблем.


      В первую очередь человек занимается самостоятельно, мы лишь курируем и контролируем его успехи.


      По поводу проштудировать Мерфи, именно это я и предлогаю. Я не знаю ни одного человека, который заговорил бы после "разговорных клубов".


      Зато знаю очень много ребят, которые до конца жизни говорят "моя твоя не понимать". Это, безусловно, лучше, чем не говорить вообще. Но...


      Проблема грамматики в том, что если вначале ей пренебречь, переучиться — мучительно больно и сложно.


      Заговорить же — совсем не сложно. In fact, в момент, когда ты перестаёшь задумываться о грамматике и лексике отдельно взятого предложения — ничего не мешает тебе "взять и заговорить."


      По поводу методики — моя прабабушка была славным лингвистом. Настолько крутым, что мы гарантируем полный возврат денег в случае, если вам не понравится.


      По поводу запоминания слов и непосильных задач — безусловно у каждого разная скорость запоминания новых слов. Здесь нет универсальной формулы. Кто-то запоминает быстрее, кто-то медленнее, кому-то нравятся ассоциативные ряды, кому-то — наоборот они мешают.


      В случае запоминания слов каждый выбирает подход по душе, я лишь поделился конкретно своим опытом, который здорово помог мне.


      К слову, американцы, которые готовятся к SAT и GRE в большинстве случаев тоже учат язык по карточкам. Потому что для них — это работает.


      Если не работает, нужно учить иначе. И это нормальнр