Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


Скорость загрузки сайта — больная тема для e-commerce. И если с десктопными версиями все более-менее нормально, то с мобайлом беда.


Мы проанализировали крупнейшие интернет-магазины России с помощью сервиса Google PageSpeed Insights по 39 переменным — в разрезе сфер деятельности и устройств. Сколько магазинов проходит в «зеленую» зону, как долго длится отрисовка контента и полноценная загрузка страниц, какие работы по ускорению сайтов наиболее популярны — об этом и не только читайте в обзоре.



Зачем все это и кому полезно?


Когда мы анализировали мобильное юзабилити ТОП-20 интернет-магазинов России, то выявили, что только 1 магазин из 20 проходит тест в сервисе Google PageSpeed Insights. Большинство же не попадает даже в «оранжевую» зону.


Скорость загрузки важна по двум причинам:


  • медленные сайты теряют клиентов — чем дольше сайт загружается, тем выше желание уйти обратно в поиск;
  • быстрые сайты имеют больше шансов занять более высокие позиции в органике (помним о переходе на Mobile-First индексацию).

Мы решили углубиться в тему скорости загрузки сайтов и посмотреть на реальное положение дел в e-commerce. Выбрали из рейтинга DataInsight 48 интернет-магазинов — по 8 из разных сфер:


  • автотовары;
  • красота и здоровье;
  • одежда, обувь и аксессуары;
  • товары для дома;
  • электроника и техника;
  • универсальные магазины.

Каждый магазин проанализировали с помощью PageSpeed Insights и составили сводную таблицу.


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


Далее мы объясним, что означают метрики в PSI, и проанализируем их в разных сегментах e-commerce. Информация будет полезна не только разработчикам и оптимизаторам, но и владельцам интернет-магазинов для понимания текущих трендов.


Что важно знать о сервисе PageSpeed Insights (PSI)


PSI дает информацию о скорости загрузки страниц на мобильных устройствах и ПК, а также советы, как сделать их загрузку быстрее.


Отчет PSI делится на блоки:


  • балльная оценка скорости загрузки страницы (оценка производительности);

Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


  • данные наблюдений — представлены данные по скорости загрузки страницы пользователями за последние 30 дней (подтягиваются из отчета об удобстве использования браузера Chrome);

Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


  • имитация загрузки — данные о скорости загрузки страницы (для их получения используется технология Lighthouse);

Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


  • результаты аудитов — список задач, которые требуют внимания для повышения скорости загрузки страницы.

Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


Разберем подробней и проанализируем каждую группу показателей.


Оценка производительности


PageSpeed Insights выставляет сайту балльную оценку на основе анализа скорости его загрузки с помощью инструмента Lighthouse (отдельно для десктопной и мобильной версии). Данные обновляются ежедневно и охватывают последние 30 дней.


Градация оценок такая:


  • 90-100 баллов — «зеленая» зона. Можно открывать шампанское.
  • 50-89 баллов — «оранжевая» зона. Есть недочеты, но жить можно.
  • 0-49 баллов — «красная» зона. Все плохо.

В идеальном мире сайт должен быть в «зеленой» зоне. Но реальность сурова:


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


Из 48 интернет-магазинов (заметьте, из рейтинга ТОП-100) только один (!) живет в «зеленой» зоне при просмотре с мобильных. С десктопами ситуация аналогична — только 2 сайта набрали 90 и более баллов. Это всего 2% и 4% от общего количества проанализированных площадок.


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


Почти 90% площадок при просмотре с мобильных проходят тест по скорости загрузки с неудовлетворительным результатом. При просмотре с десктопов — около 52%.


Если посмотреть на усредненную скорость загрузки в разрезе отраслей, то более быстро загружаются интернет-магазины автотоваров, а также одежды, обуви и аксессуаров. «Отстают» магазины электроники и универсальные магазины.


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


Данные наблюдений: FCP и FID


Первая отрисовка контента (FCP)


Первая отрисовка контента (First Contentful Paint, FCP) — это время от момента перехода на сайт до момента, когда браузер отображает первый бит контента из DOM. С точки зрения пользователей первая отрисовка сигнализирует о том, что сайт действительно загружается.


Значения FCP сервис PageSpeed Insights берет из отчета об удобстве пользования браузером Chrome. Отображается 90-й процентиль по FCP.


Градация значений FCP:


  • 0-1 секунда — высокая скорость первой отрисовки контента;
  • 1-2,5 секунды — средняя скорость;
  • более 2,5 секунд — низкая скорость.

Фактические значения FCP:


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


В отличие от балльной оценки скорости загрузки площадок, по показателю FCP в общей массе нет выраженного разрыва между десктопными и мобильными версиями.


Усредненные значения FCP в разрезе отраслей:


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


Помимо усредненного значения FCP за последние 30 дней PSI отображает процент распределения загрузок страницы в зависимости от значения FCP («высокая», «средняя» и «низкая» скорость загрузки).


Пример:


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


В этом примере у 18% загрузок страницы первая отрисовка контента длилась не более 1 секунды, у 62% — от 1 до 2,5 секунды, у 20% — более 2,5 секунды. Среднее же значение — 3,3 секунды.

Мы усреднили проценты распределения загрузок по каждому из 48 анализируемых сайтов и получили такие цифры:


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


Существенных различий между распределением скорости загрузки страниц в мобайле и на десктопах нет — разве что процент загрузок с высокой скоростью на десктопах немного выше.


Первая задержка ввода (FID)


Первая задержка ввода (First Input Delay, FID) — это время от начала взаимодействия пользователя с сайтом (клика по ссылке, кнопке, использование элемента JavaScript) до момента реагирования браузера на это взаимодействие.


Чем ниже задержка ввода, тем меньше придется пользователю ждать реакции браузера. Но, например, из-за массивных скриптов браузер может долго их обрабатывать, из-за чего и наблюдается высокая задержка ввода.


В PSI указывается 95-й процентиль по FID — усредненное значение за последние 30 дней.


Градация значений FID:


  • 0-50 мс — высокая скорость;
  • 50-250 мс — средняя скорость;
  • более 250 мс — низкая скорость.

Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


В отличие от FCP, значения показателя FID различаются в зависимости от устройства, с которого заходили на сайт. При просмотре с мобильных первая задержка ввода значительно выше, чем при просмотре с ПК. На 8 сайтах пользователям приходится ждать более 1,5 секунды обратной реакции, а на трех площадках — более 3 секунд (что в 60 раз выше нормы).


По отраслям:


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


В сфере продажи одежды, обуви и аксессуаров сайты реагируют быстрее всего на действия пользователей — как в мобайле, так и на десктопах. Дольше реагируют сайты в сферах красоты и здоровья, электроники и техники, универсальные магазины.


Как и в случае с FCP, сервис PSI выводит процентное распределение задержки ввода FID. Пример:


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


Процент загрузок со средней и низкой скоростью в мобайле более чем в 2 раза превосходит аналогичный показатель при просмотре с десктопов. Доля загрузок с высокой скоростью — 55% против 83% соответственно.


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


Имитация загрузки страницы


В этом блоке отчета PSI выводятся результаты имитации загрузки страницы с помощью технологии Lighthouse. Здесь представлено шесть показателей. Именно на их основе формируется балльная оценка скорости загрузки страницы. Причем показатели имеют разный вес. По значимости они распределяются так:


5 (самый важный) — время загрузки для взаимодействия (TTI);


4 — индекс скорости загрузки (Speed Index);


3 — время загрузки первого контента (FCP);


2 — время окончания работы ЦП (First CPU Idle);


1 — время загрузки достаточной части контента (FMP);


0 (не учитывается) — максимальная потенциальная задержка (FID).


Пройдемся по каждому показателю.


Время загрузки первого контента (FCP)


Мы этот показатель разобрали выше. Разница в том, что в блоке имитации загрузки данные получены с помощью Lighthouse, а в блоке наблюдений — из отчета об удобстве пользования браузером Chrome.


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


Время загрузки первого контента значительно выше в мобайле. На 9 сайтах из 48 (19%) оно превосходит 6 секунд. При просмотре с десктопов скорость FCP значительно выше — здесь только у 5 площадок (10%) первая отрисовка длится более 2 секунд.


По отраслям:


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


Время загрузки достаточной части контента (FMP)


Первая значимая отрисовка (First Meaningful Paint, FMP) — это время от начала загрузки страницы до момента, когда пользователь видит достаточно контента для начала работы со страницей.


Значения FMP интересно сравнить с FCP. В 40% случаев при просмотре с десктопов FMP совпадает с FCP — пользователи при первой отрисовке сразу видят значимую часть контента. В остальных случаях пользователям приходится дополнительно ждать загрузки контента (в среднем — 0,3 секунды).


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


При просмотре с мобильных у 46% сайтов FCP совпадает с FMP, но разрыв между этими показателями выше — в среднем 1,4 секунды (что в 4,7 раз выше, чем при просмотре с десктопов).


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


По отраслям (мобайл):


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


Самый большой разрыв между FMP и FCP наблюдается в сфере продажи электроники и техники, минимальный — у интернет-магазинов одежды обуви и аксессуаров. Логику — почему так — найти сложно. Можно предположить, что это связано с особенностями дизайна сайтов в разных отраслях.


По отраслям (десктопы):


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


При просмотре с десктопов ситуация похожа — но разрывы между FCP и FMP меньше. Кроме того, наименьшее значение FMP наблюдается в сфере автотоваров, а не одежды, обуви и аксессуаров.


Индекс скорости загрузки


Индекс скорости загрузки (Speed Index) — это время, за которое отображаются видимые части страницы. Эта метрика разработана и используется сервисом webpagetest.org. Сервис делает последовательные скриншоты загрузки страницы, анализирует динамику загрузки контента и выводит Speed Index.


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


Посмотрим на значения Speed Index по анализируемым сайтам.


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


В мобайле 54% сайтов имеют индекс скорости загрузки выше 10 секунд и 85% — выше 5 секунд (помним о том, что Speed Index — это второй по значимости фактор при формировании балльной оценки скорости загрузки сайта в PSI).


На десктопах ситуация значительно лучше — здесь только 23% сайтов имеют Speed Index выше 5 секунд.


По отраслям:


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


Лучшие значения Speed Index наблюдаются в сфере продажи автотоваров, а также одежды, обуви и аксессуаров. Сайты магазинов электроники в мобайле имеют демонстрируют самую длительную загрузку — в среднем более 14 секунд.


Время окончания работы ЦП


Раньше этот показатель назывался временем первого взаимодействия (First Interactive). Но в версии Lighthouse 3.0 его название изменили на First CPU Idle.


First CPU Idle показывает период времени от начала загрузки страницы до момента, когда она становится минимально интерактивной:


  • большинство, но возможно не все элементы интерфейса становятся интерактивными;
  • страница реагирует в среднем на большую часть ручного ввода в разумные сроки.

Сравним значения First CPU Idle со временем загрузки достаточной части контента (FMP). Суть в том, чтобы посмотреть, сколько пользователям после получения доступа к контенту приходится ждать возможности взаимодействовать с элементами страницы.


В мобайле только у 8% сайтов совпадают значения First CPU Idle и FMP. В остальных случаях разрыв есть (в среднем — 8,7 секунды). То есть если пользователь захочет что-то нажать на странице, элемент будет доступен далеко не сразу.


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


В десктопе у 6% сайтов совпадают значения First CPU Idle и FMP. В среднем разрыв между этими показателями составляет 2,7 секунды (в 3,2 раза меньше, чем в мобайле).


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


По отраслям (мобайл):


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


Наименьшее значение First CPU Idle — в сфере продажи автотоваров, наибольшее — в сфере товаров для дома. Максимальный разрыв — у интернет-магазинов одежды, обуви и аксессуаров.


По отраслям (десктопы):


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


Время загрузки для взаимодействия (TTI)


Это самая значимая метрика при оценке скорости загрузки сайта в PSI.


Время загрузки для взаимодействия (Time to Interaction, TTI) — это время от перехода пользователя на страницу до ее полной готовности к взаимодействию.


Результаты анализа:


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


У 46% сайтов при просмотре с мобильных полное время загрузки составляет более 20 секунд, у 94% — более 10 секунд. При просмотре с ПК всего 7% сайтов загружаются дольше 10 секунд.


По отраслям:


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


Результаты аудитов


Помимо метрик, которые характеризуют скорость загрузки страниц, мы проанализировали, по каким направлениям сайты проходят успешную проверку в PSI.


Скорость загрузки сайтов в e-commerce: анализ 48 топовых интернет-магазинов России


Среднее количество успешно пройденных аудитов в мобайле — 11, десктопе — 12.


Выполнить 100% аудитов вряд ли получится, да и в этом нет смысла, ведь некоторые из них носят исключительно справочный характер.


Например, аудит «Third-Party Usage» показывает внешние ресурсы, подключенные к сайту (например, Яндекс.Метрика, Google Analytics, виджеты соцсетей и т. п.). Естественно, удалять такие ресурсы с сайта в угоду зеленой галочке в PSI никто не будет.


С другой стороны, есть работы, которые можно выполнить за несколько минут. Например, настройка кеширования, сжатие текста, отложенная загрузка изображений, сокращение кода CSS и JavaScript — все это делается просто. Но при этом скорость загрузки может хорошо вырасти.


Естественно, не только скорость загрузки влияет на качество коммуникаций с клиентом. Попробуйте модуль SEO в системе Promopult. Тут есть все инструменты для улучшения качества сайта и поискового продвижения. Полный комплекс работ — с нами вы не упустите ни одной мелочи. Чек-листы, подсказки, прозрачная отчетность и рекомендации профессионалов. И да, у нас тоже есть аудит сайта, не менее требовательный, чем PSI.


Подводим итоги: стоит ли бороться за высокие скорости?


Когда смотришь на результаты анализа скорости загрузки топовых интернет-магазинов, то особого желания ускорять собственный сайт не прибавляется. Из 48 сайтов только один проходит тест PSI в мобайле и десктопе с гордо поднятой головой. С остальными все или не очень, или совсем плохо. И это «топы» — с командой и деньгами. А что тогда говорить о небольших региональных магазинах?..


Но такой ход мыслей заведет вас не туда.


Смотреть на «топов» полезно, а ориентироваться на них — не всегда. Крупные площадки «выруливают» за счет массы других факторов помимо скорости загрузки. Тут и ассортимент, и кредитование, и доступность доставки, и программы лояльности. Не забываем о силе бренда. Если человек ищет конкретный магазин, он готов пережить длительную загрузку.


Небольшие магазины живут по другим правилам. По ассортименту и сервису составить конкуренцию крупным площадкам непросто. Но за счет качества — например, быстрого и удобного сайта — можно удержать клиента и заодно улучшить позиции в локальной поисковой выдаче.


Конечно, при ускорении сайта нужно сопоставлять расходы и ожидаемый эффект. До определенного момента ускорить сайт можно быстро и бесплатно. Та же lazy load загрузка, настройка кеширования и GZIP-сжатие реализуются с помощью плагинов или простых кодов.


Но уже оптимизация структуры, скриптов, скорости ответа сервера может потребовать серьезной переработки сайта. И если ваша площадка хорошо конвертирует трафик в текущем состоянии, то лучше вложить деньги в привлечение пользователей — SEO, контекст, рекламу в соцсетях — чем бороться за пару баллов в PSI.

Комментарии (9)


  1. 3aiats
    09.10.2019 10:53

    «ушел за шампанским»


    1. PromoPult Автор
      09.10.2019 14:06

      Поздравляем)


  1. mobi
    09.10.2019 11:07

    ikea.com — это просто заглушка с выбором языка и домена. Нужно проверять, например, www.ikea.com/us/en или www.ikea.com/ru/ru, где результат уже далеко не такой замечательный.


    1. ioccy
      09.10.2019 12:26

      Но до этого им все равно далеко
      image


    1. PromoPult Автор
      09.10.2019 14:07

      О, спасибо за уточнение.


  1. kabashek
    09.10.2019 14:07

    Быстрого и удобного сайта? Это чем торговать? Стикерами для одноклассников?
    1.Цена
    2.Удобство и дешевизна самовывоз
    3.Дешевизна и удобство доставки в пункты выдачи
    3а.Удобство курьерской доставки.
    Не это ли нужно 90% людей?
    Не самый ли частый фильтр на я.маркете, е.каталоге и ибей «самая низкая цена»?
    Вся борьба за лёгкость странички — это борьба за органику. А борьба за органику — это борьба против чужих рекламных и сеобюджетов. И нужна она не потребителю.


    1. PromoPult Автор
      09.10.2019 14:12

      Конечно, базовые потребности — чтобы подешевле, а лучше даром. И чтоб до двери доставка. И чтоб бесплатная. Но если сайт на мобильнике будет грузиться еле-еле, кто-то просто откроет другой.


      Думается, судить, сколько процентов пользователей делает выбор без учета каких-то (любых!) факторов, можно только на основе замеров и исследований.
      Вот мы померяли скорость загрузки)
      Да, это не самый приоритетный параметр, судя по результатам. Но у кого-то он может оказаться решающим.


      1. kabashek
        09.10.2019 14:45

        Но за счет качества — например, быстрого и удобного сайта — можно удержать клиента и заодно улучшить позиции в локальной поисковой выдаче.


        1.Кто сказал не откроется?
        2. Не легче ли бороться за лучшие места в агрегаторах и органической выдаче модель+город?
        3. Я понимаю логику гугла в продвижении мобилефёст, но у вас в пропаганде этой навязанной моды логики нет, только желание продать свой труд, преувеличивая важность своих услуг.
        И да, речь идёт о лавках, а не крупных магазинах. И да, Яндекс и гугл умеют опознавать товарные карточки по микро разметке и в выдаче показывать. Но в вашей статье об этом ни слова, а для маленьких лавок это важно.


  1. teecat
    09.10.2019 14:46

    для интереса проверил «любимый» e.mail.ru/inbox. Он и раньше тормозил по черному, а после обновления вообще сразу осьминога показывает.
    Что они там грузят столько времени?