С октября 2014 по октябрь 2019 года я работала ведущим редактором научного журнала. Сверхзадача российских научных журналов — попасть в международные базы данных (такие как Web of Science и Scopus) и удержаться там. Теоретически это выполнимо, разработано множество полезных рекомендаций на эту тему, но при всём при том никуда не деться от того, что выполнение необходимых мероприятий рассчитано на несколько лет работы редакции с большим штатом.

Тем журналам, у которых редакции маленькие или микроскопические, вследствие чего нет сил пробиваться на международный уровень, в целях повышения своего статуса приходится решать задачу меньшего масштаба: попадания в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (далее Перечень ВАК или просто Перечень).

Принципы формирования этого документа на протяжении последних нескольких лет постоянно уточняются и пересматриваются, поэтому не исключена досадная ситуация: ваш журнал пропал из Перечня ВАК.

Если он был вычеркнут оттуда за то, что публикует не отредактированные и не вычитанные материалы сомнительной научной ценности, с этим ничего не поделаешь, смиритесь.
Но мне пришлось столкнуться с ситуацией исчезновения вполне добросовестно издаваемого журнала из Перечня ВАК по причине некорректно выполненного перехода от формирования Перечня по группам научных специальностей к его формированию по конкретным специальностям. Опытом восстановления журнала в Перечне я хотела бы поделиться.

Надеюсь, у вас сохранились и работают логин и пароль от личного кабинета на сайте Перечня ВАК (на сегодняшний день сайт обновился настолько, что теперь я уже не подскажу, как найти на нем точку входа для создания личного кабинета с нуля).

Вам нужно будет заново подготовить те же 9 приложений к заявке в ВАК, что вы готовили для первого вхождения в Перечень (порядок приложений воспроизвожу по памяти, точно ничего не упустила, но что-то могла переставить местами): 1 — сведения о составе редакционной коллегии / редакционного совета, 2 — копия письма о присвоении журналу ISSN, 3 — копия свидетельства о регистрации издания как СМИ, 4 — копия договора с Научной электронной библиотекой (eLibrary), 5 — распечатка регистрационной карточки журнала в eLibrary, 6 — справка из Книжной палаты (подразделения ИТАР-ТАСС) или Информрегистра о доставке им обязательного экземпляра издания на протяжении не менее 2 лет, 7 — копия договора с агентством, распространяющим ваш журнал по подписке, 8 — соответствие рубрик журнала Номенклатуре научных специальностей, 9 — копия принятых в редакции журнала Правил направления, рецензирования и опубликования научных статей. Повторите то, что уже делали, но с обновленной информацией, если за это время что-то в содержании этих приложений изменилось.

Заходите в личный кабинет и создавайте новую заявку на издание, но пока не пишите конкретных данных по своему журналу (ни названия, ни сайта, ни ISSN). Начните с научных специальностей, по которым журнал должен войти в Перечень. При этом не забудьте об ограничениях: «Рецензируемое научное издание может входить в Перечень не более чем по трем отраслям науки, при этом в совокупности — не более чем по пяти группам научных специальностей» (подробнее см.: https://bgscience.ru/lib/38362).

Когда наберете нужные специальности (именно специальности, а не их группы!), только после этого конкретизируйте, о каком журнале идет речь. Если все правильно, то для каждого члена редколлегии будет открываться отдельная страница с полями для заполнения. Предоставьте данные о всех членах редколлегии. Это долго и нудно, но не сложно. Когда занесете всю требуемую информацию по журналу, отправляйте заявку в электронном виде. Следите за ее статусом, если будут замечания оператора — учтите их. Когда статус сменится на «замечаний к форме заявки нет», распечатайте бумажный экземпляр заявки. Он загрузится на ваш компьютер в форме вордовского файла docx с названием, начинающимся на j. Желательно прочитать его перед распечаткой и поправить, если что не так (у нас, например, в паре мест осталось: журнал «Название журнала» — вместо собственно нашего названия). Распечатываете, заверяете подписью главного редактора и печатью и отвозите в отдел экспедиции на Люсиновскую, 51 вместе с экземплярами предпоследнего и последнего номеров журнала. Да, вот еще что важно: первую страницу заявки печатайте на официальном бланке для деловых писем.

Статус заявки изменится на: «Поступила бумажная версия, рассмотрение заявки». Теперь ждите ответа и держите кулачки, чтобы он был таким, как вам нужно.

Комментарии (2)


  1. kbtsiberkin
    21.12.2019 20:16

    Получается, что описанная процедура ничем не отличается от ныне действующего регламента подачи заявки на включение в Перечень. Не далее как год назад формировали заявку для своего маленького гордого журнала, со второй засылки пакета документов (первая, вероятно, не дошла) с лета получили ваковский статус.

    Про сведение областей к специальностям известно уже несколько лет, практически с того момента, как началось прореживание и обновление Перечня.


    1. Julich71 Автор
      22.12.2019 15:40

      Есть один нюанс: если начнете с ввода названия журнала, список доступных для выбора научных специальностей резко сократится, у вас может не получиться выбрать необходимую. Важно начинать с чистой пустой заявки, даже если заявка подается вторично.