Это – транскрипт восьмого выпуска подкаста «Звук». В нем (09.04.2014) Дмитрий Кабанов рассуждает на тему экосистемы звука аудиоустройств, окружающих нас в повседневной жизни, с Юрием Фоминым, инженером-конструктором акустических систем, основателем компании F-Lab, работающей с продуктами высокого класса, в том числе Defender, Jetbalance, AVE и Arslab.
[Прослушать этот выпуск]
[Подробнее о подкасте]
Транскрипты других передач:
- [читать] [слушать] Домашняя акустика и ответы на вопросы слушателей;
- [читать] [слушать] Качество аудиосистем: стоит ли доверять «красивым графикам» и обзорам в прессе?;
- [читать] [слушать] Ответы на вопросы слушателей;
- [читать] [слушать] Бас словами музыканта;
- [читать] [слушать] Аудиосистемы для дома и домашние кинотеатры;
- [читать] [слушать] Аудиотехника для дома и мероприятий;
- [читать] [слушать] Цифро-аналоговые преобразователи;
- [читать] [слушать] Портативные аудиосистемы;
- [читать] [слушать] Каждый инженер мечтает сделать S-90.
Дмитрий Кабанов: Если задумываться о более глубинных и вечных вопросах: мы иногда теряемся в мире звука и пропадаем в суматохе дней, переключаясь с устройства на устройство, меняя свой карманный плеер на домашнюю аудиосистему или компьютер.
Наша жизнь просто кишит звуком. Все, что нас окружает – это пространство звука. Интересно было бы поговорить о том, как этот звук создается, как и «из чего» он воспроизводится, какие для этого существуют технологии, чтобы понять, что такое звук для людей.
Юрий Фомин: Начну с того, что есть устройства «идеализированные», которые требуют определенных условий. Они могут приблизиться к воспроизведению того электрического сигнала, который поступает непосредственно в преобразователь электрической энергии в звуковую: громкоговоритель или наушники, или домашнюю акустическую систему. Все эти устройства несовершенны.
Идеального звука нет ни в одной системе, ни за какие деньги по причине наличия тех физических явлений, которые происходят в процессе преобразования. Все эти устройства имеют массу излучающих поверхностей, соответственно, имеют момент инерции, поэтому ожидать, что устройства будут играть адекватно тому сигналу, который поступает на вход, наивно.
Обязательно будут искажения. Сколько будет искажений, в какой гармонии они будут со средой? В соответствии с этим и формируются предпочтения [слушателя].
Дмитрий: Может, тогда нам стоит подойти к пониманию всех тонкостей с учетом того, что мы уже обсуждали с Тимофеем в предыдущих выпусках. Мы говорили о том, что звук должен нравиться, вам должно нравиться, как звучит ваша аудиотехника.
Возможно, стоит рассмотреть эти предпочтения с точки зрения технических подробностей, которые их характеризуют, начиная с электропитания и заканчивая тем, что мы слышим на выходе.
Юрий: Вы сейчас очень емко описали работу целой отрасли. Это очень важно, имеет серьезное значение. Но сколько там подводных камней? Я, как инженер, постараюсь объяснить некоторые очевидные процессы.
Например, мы понимаем негативное влияние наушников на слуховой аппарат. Это неоднократно озвучивалось, и, тем не менее, я понимаю, почему молодежь их использует. Как инженер, приобретая то или иное устройство, я задумываюсь, как с этим устройством человек будет жить.
Дмитрий: Какие задачи человек может решить?
Юрий: Да, например, если говорить о наушниках, человек решает две задачи: во-первых, эта вещь компактна, во-вторых, она дает максимальную изоляцию от среды, которая, возможно, ему не нравится. На сегодня наушники, как воспроизводящее устройство, максимально хороши: масса излучающих поверхностей незначительна.
Наушники высокого класса [по качеству звука могут быть] существенно выше, чем класс громкоговорителей. У них есть свои недостатки. Но нельзя говорить, что эти недостатки разрушают их превосходство.
Я понимаю необходимость [молодежи] иметь гамму тех или иных устройств. Наше общество идет к построению «умного дома», а зачем он нужен? Я говорю о себе: я не смогу этим воспользоваться – он не настолько «поумнеет»…
Дмитрий: …чтобы вести с ним диалог.
Юрий: Да, поэтому меня это не сильно интересует. Но молодежи это все-таки надо понимать, потому что через какое-то время у них появится семья, взгляды на многие вещи изменятся.
Дмитрий: На безопасность, здоровье…
Юрий: Безусловно. Те задачи, которые стояли перед их родителями, встанут перед ними. Возвращаясь к вопросу среды обитания, расскажу, как я, человек, неплохо разбирающийся в звуке, решаю вопросы звуковой среды дома.
Моей супруге при уборке квартиры мешают все эти вещи. Она говорит, что «гробов» она не хочет, ей тяжело это двигать. Кроме того, они портят интерьер. Именно эту задачу и приходится решать в те моменты, когда я приступаю к прослушиванию той или иной программы, стерео, достаточного по качеству…
Для тех, кто тоже предпочитает иметь дома компактную акустическую систему, есть полочная акустика Arslab Emotion 1 SE (разработка акустических систем Arslab ведется в «Лаборатории Юрия Фомина» – компании F-lab)
Дмитрий: Компромиссного по качеству…
Юрий: Компромиссного в моем понимании и, с другой стороны, не раздражающего мою жену. Она тоже уважает звук, также находится в этой среде. Но для нее, в силу возраста, других каких-то обстоятельств, практические вещи важнее. Мы даже не знаем, как мы вычленяем, скажем, важность приобретения того или иного прибора или устройства домой.
Дмитрий: Конечно, мы не расписываем на листе группу задач, которую хотим решать.
Юрий: Мы решаем интуитивно, мы видим красивую кофточку и покупаем. Нужна она или не нужна – неважно, десятая она или двадцатая – мы ее берем, потому что она красивая. Покупаем сапоги, теплые варежки. Все это важно в нашей жизни.
Мы не можем как-то выделять это [аудио-] оборудование из нашего привычного формата обитания. Я хотел бы, чтобы наше общество было культурным в области восприятия звука. Мы должны хорошо слышать и западную, и нашу музыку, которая является исторической. И наши дети должны воспитываться на этом же уровне.
Детям нельзя по остаточному принципу отдавать старые магнитофоны, потому что тогда у них и вкус сформируется такой. Мои дети с малых лет слушали музыку через профессиональные студийные наушники, которые в то время были самыми «топовыми», крутыми. В них было заложено много медицинских показаний, мной выбиралось то, что можно давать ребенку. Они стали прекрасно разбираться в этом.
Один сейчас эксперт в области оценки звуковой техники, другой очень близок к этому. Я ничего не предпринимал, я просто создал среду. Если человек осознает, что он покупает технику не для себя любимого лично, а создает среду обитания, появляется мера оценки достаточности, возможности. Хорошее оборудование не может быть дешевым, априори, так же, как не может быть дешевым iPhone, которым все активно пользуются.
Дмитрий: Как любой хороший качественный продукт.
Юрий: Как бы Samsung ни пытался сделать дешевле, если он хочет сделать так же, как iPhone…
Дмитрий: Придется потратиться!
Юрий: Есть определенные оценки, которые человек может сделать только сам, например, определить главный критерий: «Нравится – Не нравится». Иногда человеку нравится то, что он не может купить. Он проживает жизнь и с этим умирает.
Я предлагаю такой подход: расти вместе со средой, то есть покупать то, что ты можешь себе позволить, чтобы эта техника удовлетворяла твои «этапные» задачи, и иметь дело с продуктом, который «сопровождается», то есть растет вместе с тобой.
Пример простой: тот же iPhone, тот же Apple. Они дают новые программные продукты, которые позволяют делать то, чего не позволяли более ранние версии.
Дмитрий: Сама железка не меняется.
Юрий: Да. Я подхожу к примерам нашего конструирования по правилам Стива Джобса: дизайн – это то, как вещь работает. Мы делаем продукт не [ставя во главу угла желание] выделиться.
Мы не делаем [условный] «черный Mercedes» [чтобы показать:] «Я крутой». [Мы делаем наши продукты так, чтобы люди] имели возможность слушать хорошее качество и выбирать стилистические решения: не нужна большая колонка – у нас есть хорошо работающая маленькая.
Дмитрий: Стоит концентрироваться не на раздражающих факторах, как вы заметили про «черный Mercedes». [Для окружающих] это раздражитель…
Юрий: Надо найти гармонию в этой жизни и занять собственную нишу. Если вас устраивает внешний вид системы, если вас устраивает на этом этапе звук системы, то это то, что вам надо, а мы поработаем над тем, чтобы она понравилась.
Внешний вид этой акустики был отчасти навеян ностальгией по прошлому – поэтому ей дали название Arslab Old School Superb 90
Из чего складывается работа инженеров сейчас? У нас в составе есть дипломированный физик, человек, который хорошо разбирается в музыке, в прошлом музыкант. Он очень много работает над вопросами этнических особенностей восприятия музыки в зависимости от территориального расположения тех или иных народов.
Дмитрий: Это как раз то, с чего мы начали: культурное восприятие, воспитание и рост.
Юрий: Да, культурное восприятие. Я пришел к тому, что территория, на которой мы живем, имеет свой культурный, ментальный уровень восприятия. И мы в поиске компонентов и в разработках всегда будем это учитывать, чтобы ответить потребностям пользователей.
С другой стороны, нам очень хочется, чтобы это оборудования было не элитарным. Все время слышишь: «хотелось бы, чтобы АвтоВАЗ был такой же, как, допустим, Kia».
Дмитрий: Хочется снабдить всех качественным продуктом
Юрий: Снабдить хочется, а на каком уровне? Все говорят про Toyota, но не слышал, чтобы молодежь говорила, что автомобили Toyota разрабатывает российский дизайнер. Что же мы лучше понимаем?
Дмитрий: Получается, что мы понимаем историю брендов.
Юрий: Да, не пытаясь проникнуть внутрь, оценить эти бренды. Мы пытаемся поглядеть на историю, прикинуть то, как мы будем адекватно выглядеть в обществе [обладая тем или иным брендом].
К примеру, нужен ли человеку Mercedes, чтобы переехать из Чертаново в Свиблово? А сколько проблем будет у его хозяина, когда Mercedes будет стоять под окном?
Дмитрий: Вопрос достаточной необходимости.
Юрий: Да, достаточная необходимость. У нас подход простой – мы делаем достаточный звук, чтобы максимально качественно реализовать возможности любого носителя. Мы хотим, чтобы это было доступно широкой аудитории.
Дмитрий: Это очень интересно. Мы начали говорить о культурном развитии. Учитывая вопрос достаточности, получается, что мы должны понимать: «Прямо сейчас мы не можем позволить себе то, что нам действительно нравится, поэтому мы берем компромиссный вариант».
Как воспитать себя [и подобное отношение к покупкам, в том числе аудиотехники]? Как вырастить культуру понимания всего этого, чтобы идти по этой лестнице [а не выбирать между крайностями]?
Юрий: Я считаю, что надо брать устройства, которые бы человеку нравились, которые ему захотелось бы освоить. У моей супруги пенсионного возраста около десятка гаджетов: и Apple, и шикарные компьютеры. Она всем этим начала активно пользоваться. Ей хочется жить. Внук ей помогает, но у него устройств меньше.
У нее все это есть, потому что ей это нравится и хочется, и она может себе это позволить. А молодой человек какую задачу решает? Он ищет хорошие наушники, чтобы локализоваться в жизни, прослушивать музыку на хороших плеерах. В своей среде обитания нужно создать одинаковые условия себе и другим, например, своей семье.
Только конкретный человек может сказать, что ему нравится или не нравится то или иное звучание. Никто никогда ему не подскажет [что конкретно выбрать]. Можно подсказать путь. Если человек хочет очень хорошо разбираться в звуке, он должен обучаться. У нас был такой опыт: через год просто толковые ребята, любящих музыку, стали экспертами.
Дмитрий: Время потребовалось на то, чтобы научить их учиться.
Юрий: Да, они потом научились. Что такое экспертиза? Экспертиза базируется на некоторой основе знаний, например, невозможно быть математиком и не знать, что дважды два – четыре. Нужно начинать с азов. Когда азы соберутся в некую кучку…
Дмитрий: Тогда из этих «кубиков» можно собирать домик!
Юрий: Да, вы сами отвечаете на свои вопросы. Я только помогаю.
Дмитрий: Скорее, я помогаю и интересуюсь.
Юрий: Да, действительно, спасибо! У меня редко бывает возможность поговорить с вашим поколением, потому что чаще всего мы вступаем в спор, а нужно ли это?
Дмитрий: Мне кажется, что интереснее вступать в диалог!
Юрий: Да, и спрашивать друг у друга, о чем мы думаем, на что обращаем внимание.
Дмитрий: Коль скоро мы заговорили о поколениях, я не буду лукавить и скажу, что мое поколение очень переживает о вопросах безопасности, здоровья, как это ни странно. И в вопросе выбора устройств, если мы говорим о наушниках, оно часто задается вопросом, не навредят ли наушники? Людей моего поколения часто беспокоит противостояние их выбора той среде, которая их окружает, которая часто агрессивна к ним настроена.
Юрий: Ведет агрессивную рекламу.
Дмитрий: Не просто рекламу: в той среде, в которой они перемещаются, звуковая нагрузка очень существенна.
Акустика Arslab Emotion 3 SE разработана с учетом пространства, в котором ее будет использовать современный городской житель. Несмотря на то, что эта система – напольная, она достаточно компактна и будет хорошо звучать в небольшой квартире
Юрий: Да, безусловно. Люди, которые сейчас начинают воспитывать детей, уже очень озабочены этими вопросами. С точки зрения воспитания наушники имеют существенный недостаток – вы не можете контролировать, что ребенок слушает, какую информацию получает, полезна она или нет. Когда мы говорим, что надеваем наушники, сами включаем магнитофон, мы знаем, что именно звучит – это одно…
Дмитрий: Да, но между чужим ухом и мозгом не влезешь!
Юрий: Надо быть реалистами. Я предлагаю задуматься по поводу среды, в которой ребенок слушал бы музыку из акустической системы. Тогда вы будете знать, что он слушает то, что вы считаете разумным. Когда ребенок надевает наушники, потрудитесь посмотреть, какой материал у него в плеере.
Люди начинают жонглировать терминологией, например, такими терминами как психоакустика, не понимая сути этой науки. Это явление, на сегодняшний день, тяжело описать с точки зрения физики, оно коррелирует с нашим восприятием аукстики и психическим состоянием. Это наука, из которой появились субъективные критерии оценки звука.
Дмитрий: Определенная наука, которая позволяет описать причины и следствия [в мире звука и звуковых предпочтений].
Юрий: Да, но [пользоваться этими знаниями нужно аккуратно] – звуковой материал может нанести серьезный урон психике человека. Для этого мы читаем медицинские работы. Они нам помогают принимать решения, позволяющие не перегружать [звуковую картину], чтобы человеческое сознание ее не отторгало.
Существуют частотные диапазоны, явления, которые человек ментально отторгает, например, крик ребенка неслучайно звучит на определенной частоте – чтобы мама его слышала за два километра! Но это всегда раздражает.
Человек не ассоциирует акустическую систему с криком ребенка, она не должна его раздражать, [даже если речь идет об этой же частоте]. Мы должны учитывать диапазоны негативного влияния при субъективной оценке того или иного товара. Некоторым людям кажется, что резко звучит система. А что они хотели слышать?
Вот я точно знаю, что мой голос противный. Почему? Потому что я однажды послушал некорректированный звук. А до этого я много пел, и на записи корректированный звук был очень даже ничего. А некорректированный был просто ужасный.
Дмитрий: В режиме разговора он не такой уж и противный.
Юрий: Это я стараюсь.
Дмитрий: Интересно, что вы предлагаете людям не быть эгоистами и смотреть на коллективный, компромиссный вариант и использовать семейную точку зрения в подборе аудиотехники.
Юрий: Безусловно, иначе среду не создать. Мы все время пытаемся каждое поколение отделить друг от друга. Дети, папа с мамой, дедушка с бабушкой. Но нужна гармония, когда можно слушать одну и ту же хорошую музыку.
Каждое поколение передает лучшее следующему поколению. Это и есть тот путь, который позволит нам стать вновь цивилизованной страной. Вновь – это с момента надлома в 90-е годы XX века, когда родители перестали уделять внимание детям, появилось поколение сирот. Воспитанием не занимался никто. Люди решали задачу, как выжить. Но была не война.
Когда мы слышим слова: «Мы воюем сами с собой», ведь это – правда. Если вы породили детей, которые не имели отцовской ласки, то воспиталось то, что воспиталось. Дети были предоставлены самим себе. А сейчас они уже папы и мамы. Мы должны это учитывать и призывать их устраивать объединяющую среду обитания. Например, всем вместе слушать хорошую музыку из хорошей аппаратуры.
Дмитрий: Которая нравится!
Юрий: Желательно, чтобы нравилось всем. Остальное – это проблема роста, во всех нишах она уже решена: «Сдай свой старый смартфон – получи новый»! Trade-in – это будущее торговли.
Дмитрий: Как раз это и поможет нам переходить со ступеньки на ступеньку, и мы сможем себе позволить что-то лучшее.
Комментарии (10)
Sing
09.08.2015 21:21+1> С точки зрения воспитания наушники имеют существенный недостаток – вы не можете контролировать, что ребенок слушает, какую информацию получает, полезна она или нет.
Синдром вахтёра 800 лвл. Если вы не знаете, что ваше чадо слушает — вы наделали кучу ошибок в воспитании. Если считаете, что он может начать слушать что-то вредное (это как вообще?) — то вы наделали ещё одну. Если хотите это контролировать — вы на пороге ещё одной ошибки.
forgotten
09.08.2015 22:00Это так забавно.
Человеческий мозг и слуховой аппарат — вещь просто несравненная в своей адаптивности. Я легко могу слушать запись 30-х годов в прошлого века в метро — достаточно тренированный слух легко отсечёт все шумы и смоделирует, как эта запись звучала в реальности.
Парадоксально, но тот же аппарат идеально подходит и для обратной цели — испытывать непереносимые страдания от каждого щелчка, «ватных басов», «металлического верха» и прочая.
Нет, в общем-то, с точки зрения формальной логики разницы никакой нет, к какой модели адаптировать мозг — к нахождению прекрасного несмотря на несовершенство техники, или к нахождению несовершенства техники несмотря на прекрасное. Но вот лично мне почему-то кажется, что музыка существует для первого, а не второго.dmitrykabanov
09.08.2015 22:51+3Дело не в «формальной логике», а в балансе между первым и вторым. Об этом и речь. Аналогично и в случае с обустройством акустикой конкретных помещений – везде свои задачи, ибо у каждого хозяина свои требования и своя культура прослушивания. Всех под одни рамки никто не подгоняет, конечно.
DrPass
Так как же создать свою экосистему звука?
dmitrykabanov
Материал читали? :)
DrPass
Прочитал, потому и спросил. В статье есть дружеская беседа, обо всём понемногу, и ни о чём конкретно. Даже слово «экосистема» встречается только в аннотации :)
alinatestova
«Радуют» подобные комменты: прочитал, пост ниочем. Может покажете пример? Сделаете «как надо»? Или интереснее в менторском тоне комментировать? :)
Вполне очевидно, что речь идет о подборе для себя подходящей акустики. Точнее об одном из возможных подходов к подбору. Ну и сходу ясно, что это — транскрипт подкаста. Все довольно прозрачно.
DrPass
Есть такая категория людей, которые не приемлют критики. Говоришь, музыкант плохо играет? А ты сперва сам сыграй! Статья плохая? Сам сперва напиши! Еда невкусная? Сперва сам приготовь! Так вот, не обязательно уметь играть, чтобы отличать хорошую музыку от фальшивой. И не обязательно уметь готовить, чтобы отличать съедобное от несъедобного.
Поэтому пусть вас мой тон не смущает. Раз автор зачем-то опубликовал статью, критику людей, которым статья не понравилась, он тоже переживёт. Или если она его больно ранит, то пусть хотя бы напишет внизу: «Принимаются только бурные овации».
В моём понимании, статья о подборе подходящей акустики — это когда есть какие-то практические советы. Тезис «надо брать устройства, которые бы человеку нравились, которые ему захотелось бы освоить», это слова ни о чём. Ну да, надо. Еще надо есть то, что нравится, одевать то, что нравится. Вот мне не нравится, что я потратил время на прочтение довольно длинного подкаста, и в нём не обнаружил ничего, кроме общих фраз. И поэтому я высказал своё мнение об этой статье. Что в этом плохого?
alinatestova
Ничего плохого, мнение – это отлично. Только есть один момент: Вы уверены, что Ваше «мнение» должно нравиться аудитории, ну если руководствоваться вашей логикой, то читатели тратят время на его прочтение. Не вижу дополнительной ценности, которую привнес ваш комментарий в данном случае. А в целом все отлично :)
DrPass
Алина, вот ваше мнение как раз объясняется одним-единственным фактом, что вы работаете на Аудиоманию, и просто занимаетесь пиаром. Иначе как объяснить ваши далекоидущие «выводы»? Я прочитал статью, спросил, в чём же ее суть, и на укол автора пояснил, что в ней нет раскрытой темы. И всё.
Вы же накинулись на меня с обвинениями вида: «Сперва сам добейся!», потом оказалось, что «я уверен, что мое мнение долнжо нравиться аудитории», будто я где то вас обязывал его поддерживать. Может, притормозитесь наконец? Потому что объективно, вы неправы, и то, что я посмел написать критический пост в бложике вашей драгоценной компании, это не есть преступление. Или эта статья вышла из-под вашего пера? Ну тогда извините, я посягнул на святое. Где тут поставить галочку: «Не читать и не комментировать тексты Алины из Аудиомании»?