Осенью прошлого года я провел очередной перезапуск игрового мира в браузерной экономической онлайн игре. Эту операцию делали и раньше, но этот раз оказался особенно поучительным, что и привело меня к написанию этой статьи.

Зачем


Игровой мир устроен так, что чем дольше он развивается, тем сильнее разница между старыми игроками и новыми. За 2 года разрыв уже может стать драматичным, что снижает интерес к игре, что обеих групп игроков. Зачем развивать компанию с капиталом 100 млн, когда у лидеров уже давно 1 трлн. и больше. Вторая проблема в том, что устанавливается определенный баланс сил, который всех устраивает. А после нескольких попыток его нарушить — игроки постепенно теряют желание что-то менять. Рестарт дает игрокам новые вызовы, позволяет сформировать новые команды, получить новый опыт. Часть игроков теряется (20-30%) однако пробуждаются те игроки, которые не видели интереса в старой конфигурации. Получается ± баланс.

Подготовка команды


Новый старт жаркое время. Не забудьте отправить себя и своих ребят в отпуск заблаговременно, иначе ночные хотфиксы могут выбить вас из колеи в самое неподходящее время. Еще крайне полезно на горячий период перезапуска привлечь в команду разработчиков кого-то из опытных лояльных игроков. Со временем глаз замыливается, а свежий взгляд сможет заметить и донести то, что на что не обращают уже внимания старожилы. Еще альтернатива нанять гейм-дизайнера, который поможет немного подтянуть готовый продукт.

Тайминг


Начать работы по рестарту я рекомендую минимум за полгода, а лучше еще раньше. Крайне полезно заложить в хороший план лишний месяц, на всякие доработки.

По этапам все выглядит примерно так:

  • запуск второго сервера для администраторов
  • перезапуск теста и открытие для фанатов игры в тестовом режиме, без шума
  • публичный плей-тест боевым вариантом баланса.
  • боевой старт

Стартовый баланс


Время старта — совершенно особенное. У игроков минимум ресурсов, накопленного имущества нет. В связи с этим механики, которые должны работать на 10-20 объектов, сейчас оперируют с 1-2 значениями, а то и вообще нет ориентиров. Конкуренции минимум. Соответственно здесь могут быть сюрпризы. Так же важна стартовая динамика. Если у игроков будет сильный системный дефицит ресурсов, они будут грустить и могут быстро покинуть игру, ровно как и в обратную сторону — если с ресурсами все хорошо, то нет никакого смысла донатить. Нужно проверять, что настройки обеспечивают хорошую середину между первым и вторым состоянием.

Плейтест


Игроки в целом охотно смотрят на новый контент и баланс. Цель теста — найти все узкие места, как в механиках в принципе, так и настройках. В этот рестарт было потрачено порядка 25% времени — на механики, и 75% на баланс. В прошлые разы было 50 / 50. Срок теста — минимум месяц, можно больше. Призы — обязательны, тогда игроки намного сильнее вовлечены. Можно рассчитывать на 10-15% активных игроков от полного состава. В связи с этим игровой мир имеет смысл сделать меньше, чтобы сохранить целевой уровень конкуренции.

Поддержка новичков


Эти бонусы обычно вводятся на более поздних этапах игры, чтобы новые игроки могли быстрее добраться до старичков. Однако во время старта для кода все игроки — новички. Соответственно грамотное использование бонусов может привести к драматическому разрыву между опытными и новичками. Моя рекомендация на время старта — заботливо отключить все, и постепенно включать примерно через месяц.

Первые недели


Сам старт имеет смысл растянуть на целые выходные. Т.е. открытие сервера — в пятницу, а вся движуха — с понедельника. Это позволит сделать более ровный старт между игроками. После старта необходимо пристально следить за ключевыми метриками игры и смотреть, что пишут игроки. Еще крайне полезно смотреть за богатыми игроками, т.к. они открывают контент раньше, местами более требовательны.

Одновременно необходимо всех-всех оповестить, что игра началась. Рассылка идет некоторое время, так что закладывайте на это дополнительное время.

Есть еще много рецептов, но они крайне универсальные: продумывайте лучше продукт, работайте больше, тестируйте тщательнее :)

Делайте хорошие игры и радуйте ими окружающих!

Всех благ и с Новым Годом!

Комментарии (25)


  1. 16tomatotonns
    07.01.2020 05:27
    +1

    Собственно, данная технология используется в играх вроде Path of Exile для постоянного поддержания интереса: в игре присутствует большое количество ресурсов (игровые предметы, множество валют), которые со временем начинают только обесцениваться, потому что всё больше игроков фармит и готово платить огромное количество ресурсов для реализации каких-то своих хотелок (новые идеи билдов игровых персонажей) за сравнительно дешёвые вещи, что-то что должно быть дорогим, дешевеет, ибо мощные предметы пресыщают игровой рынок. Поэтому была введена система лиг: раз в несколько месяцев, вводится крупное обновление, и весь прогресс сбрасывается (персонажи из завершённой лиги и накопленные сокровища переходят в «стандартную», вневременную лигу), обновлённая экономика даёт интерес к игре и заставляет искать новые способы получения игровых ценностей. Количество месяцев подобрано разработчиками эмпирически (количество контента, которое успели создать + время, за которое игроки в среднем успевают пресытиться, и перестают играть), в данном случае составляет около трёх месяцев, и игроки уже привыкли что каждый сезон можно начинать всё с начала.


  1. Voiddancer
    07.01.2020 07:13

    Heaven and heart регулярно перезапускается. Сейчас там 10 мир уже, или 11. Каждый раз новая карта и интересные плюшки. В последнем мире появились материки и океаны, теперь всю карту пешком не обойти. Сорри, увлекся.


  1. Fedcomp
    07.01.2020 08:58
    +5

    Ага, ага, играешь такой в условной песочнице, пытаешься что то построить в течении недель/месяцев/лет, а владельцы "чот вы сильные стали, давайте ка мы у вас все отнимем".
    Продумать баланс чтобы при новых вершинах были новые вызовы мы не хотим, просто добавим костылей, работает же.


    1. APXEOLOG
      07.01.2020 11:15

      Продумать баланс чтобы при новых вершинах были новые вызовы мы не хотим, просто добавим костылей, работает же.

      Ваш подход подразумевает бесконечное и бездумное увеличение. Игроки докачались до 100го уровня? Сделаем максимальный 120м, а все показатели урона и статов увеличим в два раза — вот типичный гейм дизайн современности


      Мне лично такие игры совершенно не нравятся, это и есть тот же костыль


      1. Fedcomp
        07.01.2020 11:45

        В реальном мире для этого придумали налог на имущество.
        Оставить ограничение на уровень ибо возможности игрового персонажа не могут быть бесконечными, это в принципе звучит логично и может быть обосновано игровой вселенной.
        Допускать к абсолютно новым механикам при достижении определенных целей, глядя на реальный мир — управление например.
        В условной mmorpg организовал гильдию? надо найти где купить здание, причем договориться с другим игроком ибо они владельцы.
        Скупаешь недвижку? думай где найти валюту для оплаты налогов на недвижимость. И т.д.

        Это довольно банальный пример, уверен можно придумать и более интересные вещи. Но проще вместо ограничений и аккуратного баланса с разносторонними механиками просто всех скидывать со скалы, правда?


        1. APXEOLOG
          07.01.2020 12:01

          То что Вы описываете присутствует в куче игр, но оно совершенно не решает те проблемы, которые решает вайп. Указанные Вами механики, это механики для замедления развития. Вайп же обычно делается когда игроки уже прошли весь контент и дальше игра становится практически мертвой


          1. Fedcomp
            07.01.2020 12:40

            Одни прошли, другие нет, в чем проблема?


            1. APXEOLOG
              07.01.2020 13:00

              В чем смысл ММО без игроков?


              1. Fedcomp
                07.01.2020 18:16

                у вас и так приходит новая кровь которая еще не проходила «контент», проблемы не понимаю. Или вы считаете что старые игроки проходя одно и тоже будут дикую радость испытывать?


                1. APXEOLOG
                  07.01.2020 20:44

                  Или вы считаете что старые игроки проходя одно и тоже будут дикую радость испытывать?

                  Да, как человек переживший 12 вайпов в одной из любимых игр подтверждаю — именно так обычно и бывает.


                  у вас и так приходит новая кровь которая еще не проходила «контент», проблемы не понимаю

                  Игроки не берутся из воздуха. Есть целевая аудитория, которая следит за подобными проектами и серьезно в них играет — как правило ее вы зацепите на хайпе выхода игры.


                  Если спустя год-два у Вас останется 10% игровой базы, то большинство новых игроков просто подумает "зачем мне вообще идти в этот полу-мертвый проект". Не говоря уже про очевидные проблемы с определенными видами контента, которые зависят от прогрессии (например пвп, а зачастую и пве)


                  1. Fedcomp
                    08.01.2020 08:17

                    Да, как человек переживший 12 вайпов в одной из любимых игр подтверждаю — именно так обычно и бывает.


                    Поздравляю, я люблю играть в песочницы и ненавижу вайпы, после такого нет никакого желания продолжать там играть или строить что то монументальное.


                    1. 16tomatotonns
                      09.01.2020 16:14

                      За последние семь лет, проходил игру «Террария» раз двадцать, каждый раз вайпая мир и персонажа, и каждый раз ощущал неимоверную радость при новом прохождении. В песочнице, которую можно как бы пройти (убить всех боссов) только так и можно. Нет, ещё можно бесконечно строить, но челленджа уже нет.


                      1. Fedcomp
                        09.01.2020 16:31

                        При каждом вайпе террарии ощущаю какая я черепаха и что снова придется добывать простейшие удобства. Все не так однозначно. Да и контент уже пройден весь, согласитесь?


                        1. 16tomatotonns
                          10.01.2020 13:51

                          Ничего страшного, лично мне просто нравится процесс переставания быть черепахой:
                          — Доктор, почему у меня всё так плохо? Дети орут, жена орёт, соседи орут!
                          — А вы поставьте у себя в коридоре козу и приходите через неделю.
                          *неделю спустя*
                          — Что мне делать? Стало ещё хуже, теперь ещё и коза орёт!
                          — А теперь уберите козу.
                          — Спасибо, стало гораздо лучше.

                          Ну и контент можно проходить множеством вариантов, самых оптимальных нет, процесс прохождения контента мне тоже нравится. Можно обозвать меня аутистом, но всё ещё нравится :)

                          Система перезапуска вредит тем кто любит только собирать, но помогает тем кто любит процесс или поиск новых способов.


                1. FeNUMe
                  07.01.2020 22:09

                  Новая кровь вполне конечна и к тому же требует постоянных и приличных рекламных расходов. Поддержание же интереса у старых игроков намного дешевле. Да вайпы подходят не для всех игр: например я не обрадуюсь потере всего в WoW, но при этом вот уже 7й год я каждые 3 месяца играю в новую лигу PoE и наоборот доволен вайпами.


            1. qdreadknight Автор
              07.01.2020 18:31

              Сервер-то один.
              Старые игроки грустят, т.к. прошли игру в текущей версии, но они ядро игроков. В этот раз мы специально говорим, что игра длится ограниченное время. Ввиду нишевости игры — новых игроков не так много остается.
              Старый контент, но с новыми правилами и настройками — воспринимается по-другому.


  1. hengenvaarallinen
    07.01.2020 10:13
    +6

    Сколько игр я уже бросила из-за того, что просто выключили сервера со «всем, что нажито непосильным трудом». Навскидку «LotRO» и «Rift» Более сильной демотивации не найти.
    Diablo 3 и PoE в этом плане грамотно сделали. Твои усилия не теряются. Да, ты не заходишь на этих персонажей, каждый раз все равно начинаешь заново, но факт того, что они есть, не исчезли в пустоту, дает какое-то удовлетворение


    1. v1000
      08.01.2020 12:25

      вот из-за этого люблю играть во всякие бета версии, когда не понятно-будет ли сброс или нет. вроде и поиграть хочется и посмотреть механики, но впустую прокачиваться не хочется.


    1. v1000
      08.01.2020 12:27

      а еще странно играть во всякие DOTA образные игры. когда понимаешь, что вся «прокачка» только на одну игровую сессию.


      1. oxidmod
        09.01.2020 12:34

        В DOTA-образных играх вся прокачка занимает 15-60 минут. Тебе не жаль терять «накопленное» за условный час, потому что оно легко дается. Тебе легко влиться, потому что каждую игру все начинают с нуля, решает только персональный скилл


  1. 1delovoj1
    07.01.2020 10:39

    Я даже подозреваю о какой игре идет речь.
    Линейное развитие, экономика непродуманна…
    И неудержимая жажда наживы.
    Донат который резко меняет условия игры.
    Отсюда и необходимость сбрасывать накопленное что бы «пробудить интерес» каждые 2 года (1 год, 3 месяца)


    1. qdreadknight Автор
      07.01.2020 18:25

      Проверить свои догадки легко открыв информацию об авторе :)
      Прошлый раунд третье место занял игрок без доната вообще, так к слову. Уметь строить бизнес нужно, знать тонкости игры. В первую очередь.


  1. Wyrd
    07.01.2020 12:20
    +2

    По вашей логике игру «Земля» тоже скоро перезапускать надо будет, знаете ли...


    1. Firsto
      07.01.2020 18:03
      +1

      Я сразу “Матрицу» вспомнил


    1. renaay
      09.01.2020 11:51

      Давно пора