Когда говорят об эффекте Доплера, мне всегда вспоминается старый советский анекдот.
Однажды ученый проехал на красный сигнал светофора и был остановлен инспектором.
– Нарушаете? – спросил Инспектор
Находчивый ученый решил блеснуть знаниями.
– Никак нет, товарищ Инспектор.
– А почему проехали на красный сигнал светофора?
– Видите ли, он показался мне зеленым из-за эффекта Доплера
Инспектор оказался тоже с техническим образованием и лишил ученого водительских прав за астрономическое превышение скорости.
Суть явления
На самом деле эффект Доплера – явление изменения частоты волн, регистрируемых от движущихся объектов или движущимися объектами, – наблюдается повсеместно. Это справедливо и для звука, и для электромагнитных волн (конечно, с определенными поправками).
С эффектом Доплера мы постоянно сталкиваемся в жизни, например, когда слышим звук сначала приближающейся сирены, а потом – удаляющейся. Сначала звук кажется выше, а потом – наоборот, ниже тоном. Теоретически он был обоснован австрийским физиком еще в 1842 году, а сегодня этот эффект применяется во многих сферах науки и техники – от космических исследований… до выписывания штрафов водителям.
Кратко описать эффект Доплера можно следующим образом: движение одного объекта относительно другого приводит к тому, что пики волн доходят от источника к приемнику с запозданием (или опережением), и от этого частота сигнала меняется.
Поэтому длина волны для регистрируемого излучения определяется по формуле (все выкладки можно найти в Википедии, но если вам лень, мы также перенесли их сюда).
А частота, которую зарегистрирует неподвижный приемник, определяется по формуле
Полицейские радары
В случае с полицейскими радарами речь идет о радиоволнах, поэтому в формулах расчета не учитывается параметр С – скорость распространения сигнала в физической среде. Вместо этого применяется специальная теория относительности, а формула принимает вид:
В этой формуле C — скорость света, а V — скорость источника относительно приёмника. Косинус Тета отражает угол между направлением на источник и вектором скорости в системе отсчёта приёмника.
Полицейский радар представляет собой одновременно и источник сигнала, и приемник, который регистрирует частоту отраженного радиочастотного излучения.
Большинство современных радаров работают в диапазоне K, а значит создают излучение на частоте примерно 24,15 ГГц. Отраженный от движущегося предмета сигнал имеет другую частоту. И для определения скорости автомобиля разница уменьшается вдвое, а относительная радиальная скорость рассчитывается по формулам, приведенным выше.
Производители современных радаров, таких как СТРЕЛКА, заявляют погрешность не более чем в 1 км/ч, а погрешность КРИС-П составляет 1 км/ч. Более старые модели радаров могут иметь погрешность до 2 км/ч. Радары с большей погрешностью уже не используются
Таким образом, получается, что при попадании в поле зрения радара радиальная скорость вашего автомобиля в большинстве случаев будет определена с точностью до 2 км/ч. При этом радар не будет учитывать ту составляющую скорости, которая направлена перпендикулярно. То есть при движении в повороте, а также по холмистой местности регистрируемая скорость автомобиля будет тем ниже, чем больше составляющая направления движения, перпендикулярная к линии, соединяющей радар и автомобиль.
Если же движение происходит по прямой, без перепадов высот и поворотов, можно считать. что радар регистрирует вашу скорость и в худшем случае еще +2 или +5 км/ч, если учитывать фактор «перестраховки».
Однако не стоит думать, что эти единицы километров в час можно определить по спидометру автомобиля. Сегодня производители специально завышают показания спидометров, чтобы повысить безопасность движения. И если даже вы думаете, что едете со скоростью 100 км/ч, на практике может оказаться, что реальная скорость не превышает 90 км/ч.
Именно поэтому для эффективного определения скорости используются устройства со встроенным GPS-приемником, такие как видеорегистраторы с GPS-информерами, например Playme Sigma, радар-детекторы, такие как Playme Silent 2 или Playme Hard 3, либо комбо-устройства, например, Playme P570. По данным со спутника можно определить свою реальную скорость и двигаться максимально быстро, но в разрешенном режиме.
Законы и штрафы
Сегодня в РФ законом определен порог в нештрафуемые 20 км/ч (которые в ближайшее время могут быть уменьшены до 10 км/ч), что позволяет избежать штрафа при превышении скорости в этом пределе. То есть вы можете не опасаться штрафов, если движетесь со скорость на 15-18 км/ч больше (а скоро – на 5-8 км/ч больше) разрешенной. В противном случае погрешность камеры может сыграть не в вашу пользу.
В Европе работает несколько иная схема формирования штрафов. В разных странах законом установлены различные пороги нарушения скорости. В эти пороги уже «зашиты» погрешности приборов. Например, в Австрии этот параметр составляет 3 км/ч для стационарного лазерного радара, 5 км/ч для стационарного радиорадара, а также 7 км/ч для мобильного радара. В Бельгии, Франции и Италии – 5 км/ч для всех типов радаров. В Финляндии учитываются нарушения от 7 км/ч + погрешность радара, а в Сербии штрафуют даже за превышение на 1 км/ч, причем без учета погрешности радаров. Вот уж где не стоит излишне разгоняться.
fougasse
Интересно, что в той же Австрии погрешность учитывается даже на Section Control, когда просто расстояние делится время проезда участка между камерами.
Там никаких радаров нет — простое распознавание номеров.
AnatolPe
Российский комплекс «Автодория» делает тоже самое- Две камеры с Глонас приемником, точные координаты, точное время- фото с распознанными номерами со всех камер передается сервер… На сервере по мимо координат есть и реальное расстояние по дороге… ГИБДД(рулеткой)+Дорожники+сами_монтажники(тахеометрами) Поверенными приборами делали замер расстояния… Делали контрольные замеры скорости и превышали и обычно ехали… Средняя скорость не больше +-1км/ч вычислялась…
Водители не довольны и постоянно пытаются оспорить…
Средняя скорость не «Указ» и очень трудно доказать, особенно когда ты ставишь на расстоянии 2-3км внутри поселка… Более лучше показало на участках 200-300м, например перед школой и за школой, Там часто перед камерой притормаживают, Потом несуться, потом снова притормаживают… Или вообще останавливаются на обочине… ГИБДД и лихачи более склонны к моментальному измерению- вот в этой точке…
В 2016 году участвовал в подачах каналов на эти камеры Автодория в Краснодарском крае, в 2013 году в рамках «Безопасный город» ставили камеры «Арена» +-2км/ч так что знаю что внутри и методики испытания…
Из всего что реально действует- это Лежачие полицейские… Да не удобно водителям, Да шумно, Да разбивает подвеску… Но им наплевать на то что ты с мигалкой или с знакомствами…
Больше проблема заключается в том что некоторые «блатные» попадают или подделывают номера свои, делают что бы они были из разряда «Скора помощь», «Полиция», ДПС, МЧС(пожарная служба)… Да едет Мерин, а по базам это ГАЗЕль скорой помощи…
trapwalker
Круто было бы таких как-то подсвечивать. Мне кажется если будут какие-то каналы, явно выхватывающие из видеопотока открытых камер таких «скорых» мерседесов, то их, мерседесов со скорыми номерами малость поубавится за счет робин-гудов.
safari2012
Просто спецтранспорт должен иметь другое кол-во букв и цифр, тогда такие номера сразу будут бросаться в глаза.