imageФото: Лиза Швец/Facebook

Лиза Швец начала свою карьеру на кабельном заводе, работала продавцом в небольшом магазинчике в Орле, а спустя несколько лет попала в Microsoft. Сейчас она работает над ИТ-брендом «Додо Пиццы». Перед ней стоит амбициозная задача — доказать, что «Додо Пицца» не только про еду, а про разработку и технологии. На следующей неделе Лизе 30, и мы решили вместе с ней подвести небольшие итоги ее карьерного пути и рассказать вам эту историю.

«Нужно максимально экспериментировать в начале карьеры»


Я родом из Орла, это небольшой город с населением в районе 300-400 тысяч. Я училась в местном институте на маркетолога, но не собиралась им быть. Это был 2007 год, и тогда как раз грянул кризис. Я хотела пойти на антикризисный менеджмент, но все бюджетные места были заняты, и маркетинг оказался самым близким из доступного (мама посоветовала). Я тогда вообще нифига не понимала, чего хочу и кем хочу быть.

В школе я прошла курсы профориентации по специальности «секретарь-референт», научилась быстро печатать пятью пальцами, хотя до сих пор печатаю одним, потому что это удобно. Люди очень удивляются.

Было непонимание со стороны родственников. Они говорили — надо идти либо юристом, либо экономистом.

Свою первую работу я нигде не указываю, потому что это супернерелевантная и суперстранная история. Я была курсе на втором или третьем и решила пойти работать на кабельный завод. Подумала — я ж маркетолог, сейчас приду и помогу вам! Стала работать параллельно с учебой. Ехала к 7 утра на работу на другой конец города, там еще деньги снимали за каждые 10 минут опоздания. Первая моя зарплата была около 2000 рублей. Поработала несколько месяцев и поняла, что экономика не сходится: на дорогу уходит больше денег, чем получаю. Плюс, они не верили в маркетинг, но верили в продажи и пытались сделать меня менеджером-продажником. Помню такой эпик: прихожу к своей начальнице и говорю, что, мол, не могу больше работать, извините. А она мне отвечает: хорошо, но ты сначала обзвони 100 компаний и узнай, почему они не хотят с нами работать. Я взяла свою кружку, развернулась и ушла.

А после я работала продавцом в магазине женской одежды «Соблазн». Это дало офигенный опыт общения с людьми. И выработало хороший принцип: когда работаешь в маленьком городе, ты просто обязан помогать людям, иначе клиенты не вернутся, а их мало.

После пяти лет учебы я переехала в Москву, и тут по воле случая попала в стартап ITMozg, который на тот момент был конкурентом HeadHunter — помогал компаниям искать разработчиков и наоборот. Мне тогда было 22 года. Параллельно я получала второе образование в магистратуре, писала научные статьи по маркетингу на примере своей работы в стартапе.

В России история с разработчиками только зарождалась. Основатель стартапа Артем Кумпель какое-то время жил в Америке, понял тренд с HR в ИТ и приехал с этой идеей на родину. Тогда в HeadHunter не было никакой заточки под ИТ, а наше ноу-хау было в узкой специализации ресурса под ИТ-аудиторию. Например, на тот момент на работных ресурсах невозможно было выбрать язык программирования, а мы были первыми, кто придумал это.

Так я начала погружаться в ИТ-рынок, хотя еще в Орле у меня были друзья, которые переписывали свои проги под Linux, читали Хабр. Мы выходили на рынок через участие в конференциях, делали свой блог, в какой-то момент — на Хабре. Мы могли бы стать крутым рекламным агентством.

Это ключевое место, которое дало мне много-много всего. И я топлю перед студентами за то, что нужно максимально экспериментировать в начале карьеры, потому что, когда ты учишься, ты не понимаешь, чего хочешь, а понимание приходит только в процессе работы. Кстати, знакомая из Штатов мне недавно рассказывала, что там развивается тренд в образовании — учить детей учиться. Знания — они придут, главное, чтобы была цель.

В стартапе мне удалось попробовать себя в абсолютно разных ролях, мне давали разные задачи. После института у меня была маркетинговая база, но не было практики. А там за полгода выточилось понимание того, что нравится, а что нет. И я по жизни иду с теорией шоколадной конфетки. Люди делятся на два типа: есть те, которые умеют эти конфеты делать, а есть те, кто умеют их офигенно оборачивать! Вот я умею делать обертку, и это очень сильно мэтчится с маркетингом.

«Корпорации дают опыт структурированного мышления»


После стартапа я сменила несколько мест, поработала в крутом диджитал-агентстве, пробовала себя в коворкинге. Вообще, уходя из стартапа, я была уверена, что я пиарщик, но оказалось, что в реальном мире я маркетолог. Хотелось грандиозных планов. Я решила, что нужно опять найти стартап. Был такой e-commerce проект, делающий инструменты для маркетологов. Там я доросла до высокой позиции, определяла стратегию развития, ставила задачи разработчикам.

На тот момент мы дружили с Microsoft в плане инфопартнерства. И девчонка оттуда предложила пойти на SMM-щика. Я сходила на собеседование, пообщалась, потом наступила тишина. Мой английский был тогда на уровне «how are you?». Были еще такие мысли — уходить с места, где ты владыка, на позицию SMM-щика, суперминимальную позицию в корпорацию. Жесткий выбор.

Мне повезло оказаться в подразделении, которое было мини-стартапом внутри Microsoft. Оно называлось DX. Это подразделение, которое отвечает за все новые стратегические технологии, которые выходят на рынок. Они попадали к нам, а нашей задачей было разобраться с тем, что это. В этом департаменте работали евангелисты Microsoft, технари, которые обо всем рассказывали. Два или три года назад мы сидели и думали о том, как выйти на разработчиков. Тогда появилась идея сообществ и инфлюенсеров. Сейчас это только набирает обороты, а мы были у истоков.

Мы составляли план по индивидуальному развитию. Появилась цель выучить английский, чтобы общаться с коллегами, плюс нужно было переводить статьи и читать новости компании. И ты начинаешь погружаться и впитывать, не вникая особо в тонкости грамматики. И со временем понимаешь — кажется, я могу разговаривать с коллегой из Польши.

Там сбылась моя мечта — я написала первый пост на Хабре. Это было мечтой со времен ITMozg. Было очень страшно, но первый пост полетел, это было офигенно.

imageФото: Лиза Швец/Facebook

Я бы всем рекомендовала поработать в корпорации. Это дает опыт структурированного мышления, в том числе глобального мышления. Процессы, которые там отстроены, — это очень ценная штука, это дает 30% успеха.

Попасть в Microsoft вполне реально, если ты человек, который, в первую очередь, соответствует ценностям компании, ну и, конечно, хороший специалист. Это не сложно, а, скорее, долго. Не нужно ничего из себя строить на собеседовании.

Мне кажется, что ключевые ценности в Microsoft, принимая которые, ты будешь чувствовать себя там комфортно — это желание развиваться и брать на себя ответственность. Даже маленький проект является твоей заслугой. Мы все преследуем свои эгоистичные цели в работе. У меня до сих пор драйв от того, что я делала там часть работы по исследованию маркетинговых инструментов. А в Microsoft нужно делать не просто что-то крутое, а очень крутое, требования изначально завышенные.

Плюс, нужно правильно воспринимать обратную связь, критику, использовать ее для своего роста.

«Я ходила и ругалась на всех, кто пытался написать хоть слово про пиццу»


Я понимала, что дальше мне придется повторять историю с развитием сообществ, но уже на другие страны. И я подумала, что нужно опять идти в стартап.

«Додо» была в тот момент партнером Microsoft, используя облако компании. Я консультировала «Додо» на тему работы с сообществом разрабов. И они меня пригласили — давай к нам. До этого я побывала на их вечеринке, и получила суперзаряд от атмосферы в офисе.

Нужно было пройти собеседование с CEO. Я не думала, что это получится до того, как приму предложение о новой работе. Но в итоге все сложилось. Плюс сильно зарядила задача — рассказать о пиццерии как об ИТ-компании. Я помню нашу первую статью на Хабре. И комментарии к ней типа — в смысле, какие разработчики, вы пиццу доставлять научитесь!

Из индустрии пошли слухи: все плохо у человека, ушла из корпорации в какую-то пиццерию.

imageФото: Лиза Швец/Facebook

Честно говоря, весь прошлый год я ходила и ругалась на всех, кто пытался написать хоть слово про пиццу. Очень велик соблазн писать об этом, но нет. Даже понимая, что это компания действительно про пиццу, я прыгаю на чаше весов, на которой мы — это ИТ-компания.

Я трезво оцениваю ситуацию. У меня есть свои сильные стороны, а у разработки — свои. Я не пытаюсь сказать им, что я такая же, а говорю, что они мегакрутые ребята, поскольку действительно считаю, что это люди, которые делают будущее. У меня нет задачи глубоко копать в коде, но моя задача — это понимать верхнеуровневые тренды и помогать им выкатывать истории. Когда начинаются технические детали, я пытаюсь задать правильные вопросы и помочь облечь информацию в красивую обертку (говоря о теории конфет). Не надо пытаться быть разработчиком, надо кооперироваться и уделять внимание мотивации, не скупиться на хорошие слова. В потоке задач важно, чтобы был человек, который скажет, что ты сделал что-то круто. И я стараюсь не говорить о том, в чем не уверена, использую фактчекинг. Бывает, что ты в такой позиции перед разрабом, что не можешь признаться в незнании, но потом бежишь и добросовестно гуглишь инфу.

Целый год у меня в проектах висел сайт разработки, и я считала, что это мой суперфейл. Мы провели миллиард разных экспериментов, чтобы сработать на охват при выходе на рынок. В итоге мы решили, что сайт надо делать реально круто, полгода искали идеи, опрашивали разрабов, привлекли ведущего дизайнера и вообще всю команду. И запустили.

Самое важное, чему я научилась — это принцип «мудаков нет», который сильно помогает по жизни. Если ты ко всем подходишь с добром, то люди открываются. Еще давно у меня в голове отложилась фраза Вербера: «Юмор — как шпага, а любовь — как щит». И это реально работает.

Я поняла, что нельзя упарываться только в стратегию, но нужно применять и интуицию. А еще очень важна команда.

За этот год мы вышли на рынок разрабов, про нас знают 80% нашей целевой аудитории разработчиков.


У нас не было цели набрать именно 250 разработчиков, была, скорее, цель изменить мышление. Одно дело, когда речь идет о 30 разрабах, и нужно набрать еще 5, и другое — когда нужно за 2 года отобрать 250 спецов. Мы наняли 80 человек, число разработчиков выросло вдвое, а численность всей компании за год — на треть. Это адские показатели.

Мы не всех берем, нам важна составляющая, касающаяся ценностей компании. Я маркетолог, а не эйчар, если человеку нравится, что мы делаем, то он придет. Наши ценности — открытость, честность. В целом, твои ценности на работе должны хорошо мэтчиться с личными отношениями — доверие, честность, вера в людей.

«Хороший человек любит каждый момент жизни»


Если говорить о том, что не укладывается в копилку рабочего пространства, то у меня есть собаки, и я иногда пытаюсь их тренировать. В 15 лет я считала, что не могу петь. Теперь хожу на пение, потому что челленджи создаем мы сами. Для меня пение — это релакс, плюс голос начал прорезаться. Люблю путешествовать. Если скажут — поехали завтра в Кейптаун, я отвечу — ок, мне нужно распланировать задачи, а еще нужен интернет. Люблю фотографировать, так как это меняет картинку зрения. Играла в онлайн-игры: WOW, «Доту». Книжки люблю чередовать — сначала читать научпоп, а потом художку.

Я сильно ориентируюсь на своего дедушку. Не было ни одного человека, который мог бы сказать о нем что-то плохое. Недавно разговаривали с мамой, она спросила: почему ты выросла такая? Вот я тебя учила есть яйцо с ножом и вилкой! Я ответила: потому что я росла с дедушкой, мы могли сидеть за столом и есть руками, и это нормально, люди так делают. По мне, хороший человек — это тот, кто себя понимает, принимает и честен с другими, может и критиковать из хороших побуждений, любит каждый момент жизни и транслирует это другим.