Написание заметки мотивировано релизом игры Besiege, однако сама эта игра взята просто в качестве наглядного примера — как представитель жанра.
Автор просит прощения у людей, которые подписались на него после публикации об эргономике рабочего места и здоровье оператора ЭВМ! Подробная и развёрнутая статья на эту тему ориентировночно выйдет в середине весны — если всё пойдёт по плану и не случится никакого форс-мажору.
__________
Основные аргументы нижепредставленной работы родились и были обкатаны ещё в процессе общения на тему с Александром Фёдоровичем Горбаченко в январе 2018-ого года — после того, как он самостоятельно ознакомился с игрой. Автор выражает ему благодарность за предоставленную экспертизу, а также за ряд высказанных тогда важных ремарок и критических замечаний!
* * *
Вообразим на минуту, что мы сильно молодой парень или девушка из небольшого городка, посёлка или даже деревни. Занятий у нас не так уж и много и, рано или поздно, у нас впервые не получится собрать какой-нибудь рабочий механизм.
После недолгих размышлений в процессе разглядывания результата, мы определённо поймём, что по части аппарато- и машиностроения, а также в области механики и инженерного дела мы довольно ощутимо отстаём. Или, сказать прямо, не шарим. Потискав детальки и в очередной раз изобразив жалкое корыто, мы, ясно дело, начнём самообразовываться, что, вообще говоря, для современного человека вполне естественно — благо к тому имеются все мыслимые возможности.
И вот автор, хоть и не будучи сильно молодым человеком, может привести скриншот списка литературы, которая понадобилась, чтобы, после нескольких порывов разбить компьютер и инженерных изысканий, собрать летающий, управляемый вертолёт соосной схемы в вышеназванной игре:
Её сутью являются сбор под задачу и последующая целевая эксплуатация аппаратов и систем.
Хоть в самой игре и не реализованы некоторые законы физики — как, например, плотность воздуха (что не позволяет строить полноценные дирижабли), тем не менее она, в случае развития своей соревновательной составляющей, несомненно может привлечь талантливых ребят в инженерные профессии — заразить их разум вирусом технаря.
Сами по себе игры такого типа ещё не скоро смогут считаться полноценными симуляторами заводских мастерских, однако они гарантированно раскроют в заинтересовавшихся ребятах инженерное мышление и повысят вероятность их дальнейшего развития на этом пути, напрямую влияя и на выбор образовательного направления (технические ВУЗы).
Значение беспилотников в промышленности, военном деле, науке и медицине в ближайшее время будет только возрастать. Соответственно, с большой долей вероятности, можно предположить, что мышление, формируемое у подростков симуляторами такого рода, будет весьма востребовано на рынке труда уже в самом ближайшем будущем. Не так уж и важно в какой именно сфере (за некоторыми исключениями) они станут трудиться, ведь рост роли информационных технологий в сегодняшней экономике переоценить довольно сложно.
Как было сказано в самом начале, симулятор Besiege приведён лишь в качестве примера. Ничто не мешает разработке другого, более качественного — с большей реалистичностью и более точной реализацией законов физики.
Однако как же повысить интерес к дисциплине?
Как привлечь молодёжную аудиторию приобщиться механических и инженерных таинств?
К счастью, вся необходимая инфраструктура сегодня есть.
Киберспорт!
Спортизация симуляторов такого рода позволит привлечь в тему достаточное количество молодых людей для того, чтобы, к примеру, закрыть набор на инженерные специальности в технические ВУЗы. В некоторых американских, например, реализована финансовая поддержка киберспортсменов (стипендия). Киберспортивные соревнования такого рода смогут всерьёз заинтересовать технарей пенсионного возраста — как в качестве зрелища, так и в качестве поприща!
Кроме того, симуляторы этого типа прекрасно ложатся в четвёртую группу классификации спортивных дисциплин по Матвееву: виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсменов. Сегодня в данной категории официально ни одной киберспортивной дисциплины нет. По мнению автора, именно включение подобного симулятора в перечень дисциплин компьютерного спорта естественным образом срастит его с дроноводством — что никак не даётся в руки некоторым сегодняшним киберспортивным функционерам. На это дело легко накатить и двоеборье — дроны/симулятор.
И именно подобный симулятор может полнее всего раскрыть прикладное значение компьютерного спорта! А по документам ФКС России он идеально пройдёт в качестве «соревновательной головоломки».
Популяризация такового симулятора, при условии, что законы физики реализованы с достаточной степенью правдоподобности, приведёт нашего новоиспечённого молодого конструктора сначала в виртуальную библиотеку, подобную показанной в начале, а затем и в соответствующие учебные заведения, потому как автору данной статьи не известен ещё ни один человек из авиационного кружка, в дальнейшем с концами ушедший из мастерской в бальные танцы.
Возможно они есть.
* * *
В самой вышеназванной игре реализованы как поверхность, так и воздушная и космическая среды (возможно отключение гравитации). Водная и подземная среды, к сожалению, на сегодняшний день не реализованы, но уже и имеющихся с лихвой хватает для испытаний самого широкого спектра аппаратов!
Так как в игре имеется возможность отключения гравитации (сопротивление воздуха реализовано специфически и проявляется только на лётных лопастях) и возможность сборки реактивных двигателей (разогретый пламенем водомёт), с лёгкостью доступна репетиция баталий в открытом космосе!
Соревнования по игре явят собой невиданный прежде формат, в котором как сборка, так и непосредственное использование аппаратов, могут являться предметом комментирования и боления зрителей!
Скоростная сборка может стать соревнованием и сама по себе, но наиболее полно, по мнению автора, дисциплина раскроется в командном формате, когда несколько человек участвуют как в сборке, так и в управлении аппаратом (игровая механика позволяет). Кроме того, именно заготовка наработок (узлов) и проектирование соревновательных аппаратов заранее сформирует у соревнующихся спортсменов живое, прикладное инженерное мышление.
Конкретные форматы проведения и правила соревнований могут быть легко сформулированы профильными специалистами. Выполняемые соревновательные задачи могут быть самыми разными — как военными, так и мирными.
Из негативных моментов — игра является проприетарной программой, что может наложить некоторые ограничения на её массовую и свободную спортизацию (в т.ч. международную). По мнению автора данной работы, игры, признанные дисциплинами компьютерного спорта, должны быть свободными программами по целому ряду обстоятельств. Свободными как свобода, а не бесплатными как пиво.
Все желающие приглашаются подискутировать по поводу правил соревнований!
— сборка аппаратов является частью соревновательного процесса и должна производиться на месте — в рамках соревнований;
— время на сборку не дольше ** минут;
— раздел на категории по количеству используемых деталей;
— раздел на категории по характеру соревновательных задач (мирные/боевые/смешанные(?));
— отсутствие ограничений на количество членов команды (экипаж аппарата: от 1 человека);
— результат боевого ПвП оценивается по количеству сохранившихся, эффективно управляемых узлов (в случаях, когда не произошло полного уничтожения противника и аппараты обоих критически повреждены).
Внутриигровая физика Besiege (видео)
Русскоязычное сообщество Besiege вКонтакте
Приблизительные аналоги Besiege:
— Crossout (акцент на милитаризацию, акцент на наземный транспорт, сборка из готовых сложных узлов, условная физика);
— From the Depths (акцент на морские суда и морскую авиацию, полная милитаризация, сборка из готовых сложных узлов, условная физика);
— Kerbal Space Program (акцент на космос и воздух, сборка из готовых сложных узлов, условная физика);
— MachineCraft (японский клон Besiege, условная физика)
— Medieval Engineers (гибрид Майнкрафта с Бесидж в средневековом сеттинге, наличие протагониста, сборка из готовых узлов);
— Nimbatus (двухмерный милитаризированный аналог с акцентом на космос);
— Robocraft (акцент на милитаризацию, сборка из готовых сложных узлов, условная физика);
— Scarap Mechanic (наличие протагониста, сборка из готовых сложных узлов, условная физика);
— Space Engineers (гибрид Майнкрафта и Бесидж в футуристическом сеттинге, наличие протагониста, сборка из готовых узлов);
— Terratech (акцент на милитаризацию, сборка из готовых узлов, условная физика);
— Trailmakers (наличие протагониста, акцент на гонки).
akryukov
Не сочтите за рекламу, но есть Crossout. В нем тоже есть механика сбора агрегата, правда с некоторыми ограничениями. Можно играть в режиме командного PvP и PvE.
Но на мой взгляд, соревновательная игра в топе все равно выродится в "собери обкатанный чертеж из интернета" и будет война клонов.
lgorSL
К сожалению, физика в crossout очень примитивная и модель повреждения тоже спецефичная. Чтобы собрать что-то эффективное, приходится учитывать особенности игры, а не реальную физику.
CYBERPRESENT Автор
Именно так!
Более того, в нём сборка производится из готовых узлов. Не совсем то…
CYBERPRESENT Автор
В Кроссаут, всё же, человек конструирует из готовых блоков и узлов.
Не совсем то, на мой взгляд.
Была ещё какая-то игра типа Бесидж, никак не могу вспомнить! Если кто понял — пожалуйста, скажите назвние.
Пару лет назад любители таких симуляторов, были разделены на два лагеря — Бесидж и ещё какая-то…
Как же её...?!
П.С.
Обкатанный чертёж из интернета — да пожалуйста, но не стоит снимать со счетов желание молодых людей выпендриться! =)
Промеж двух обкатанных чертежей станет решать пилотирование.
Самое главное, что игра может быть спортизирована, т.к. предоставляет одинаковые стартовые возможности, не содержит значимого рандома и внутриигрового доната.
TargetSan
Terratech?
CYBERPRESENT Автор
Хммм…
Нет, но тоже интересно.
Эта игра милитаризована до упора — похоже что в ней мирные задачи затруднительно будет симулировать =)
Спасибо за наводку!
ColdPhoenix
Robocraft?
CYBERPRESENT Автор
Нет, к сожалению нет.
Там была игра очень похожая по механике — то есть тоже сборка из настраиваемых блоков.
Насколько я помню в ней графика была поплоше.
Второй час лазю в поисковике и не могу найти)
KyouKiSu
MachineCraft?
CYBERPRESENT Автор
Нет, но пасибо за наводку)
По-видимому это японский клон Бесидж.
Счас впишу!
akryukov
Так ведь дело в том, что модель повреждений там сформирована для командного PvP. Какие то аспекты физики порезали, какие то усилили, чтобы народ не катался на одинаковых убивалках.
Я убежден, что примерно то же самое произойдет, если делать besiege-подобную игру для киберспорта.
CYBERPRESENT Автор
Действительно, она упрощена.
Тут мы упираемся в вопрос правил соревнований и регламента.Но это не хорошо. Теряется суть.
Если правилами соревнований будет регламентирован сбор аппарата перед матчем, а не его загрузка из архива сохранений, то одинаковых убивалок не получится. С какой-то исчезающей долей вероятности 1 на 100000****.
Идентичность некоторых узлов возможна, но тут в дело вступит уже пилотирование. Оно и решит, в конечном итоге, кто дурак =)
Это крах всей идеи. Физика должна быть не упрощена, а ещё более проработана. Чем точнее, тем легче перекинуть спортсменов в дроноводы.
Не поленитесь, почитайте статью «Прикладное значение компьютерного спорта», там чёт есь.
akryukov
Почему вы так думаете? Люди по памяти могут воспроизвести целые поэмы. Так же можно выучить и сборку агрегата. Получится практически как загрузка из сохранений.
Почему вдруг "пилотирование" должно что то решать в игре на сборку агрегата?
Чтобы что?
Допустим есть проработанная физика. Со временем игроки найдут оптимальный чертеж для сборки и начнут играть только им.
Далее есть два варианта:
И вы пока ничего такого не предложили, чтобы этих ситуаций не случилось.
CYBERPRESENT Автор
Память это хорошо! Разовьётся заодно.
Потому что 4-ая категория по Матвееву это не только сборка, но и сопоставление характеристик. В случае симулятора сопоставление характеристик означает целевые испытания)Чтобы упростить переход к реальным дронам. Киберспорт, по моему мнению, должен подразумевать прикладное продолжение.
Оптимальность чертежа определяется правилами соревнований и конкретной соревновательной задачей.
Если оба выполняют одну задачу на одинаковых аппаратах, то на первый план выходит мастерство пилота — это опять же к вопросу зачем пилотирование, когда сборка.
Физику нельзя подрезать, потому что это физика. Когда вы подрезали это уже отход.
Если вам интересно и есть время, можно побаловаться разработкой правил — дискуссионным методом.
Myxer
На счет "оптимального чертежа" сомнительно на самом деле. Если логика игры чуть сложнее калькулятора то время поиска оптимума уходит в бесконечность. А уж если логика игры симулирует реальную физику в определенном приближении…
Вот мы оружие лепим уже сколько? Пару миллионов лет? Что-то оптимального чертежа даже в стрелковом до сих пор не наблюдается, а уж оно то не такое сложное.
В космос тоже вот летали летали, вроде вышли на оптимум полетов на ЖРД. Ан нет, оказывается можно ступени сажать. И не гидразином с дюралью жива космонавтика…
Так что "одинаковые убивалки" это про кибердисциплины с 1.5 игровыми механиками и жетко ограниченными условиями. Расширяешь условия, добавляешь механик и на любую хитрую… находится свой винтик.
CYBERPRESENT Автор
Жаль карма упала и я не могу вам лайкнуть… =)
TargetSan
Ещё помню старичка Colobot, но она была скорее про программирование.
Ещё Space Engineers есть и Kerbal Space Program.
CYBERPRESENT Автор
Гыгыгы)
Колобот эт да. Ностальгия. Но я его не включу в список, он всё же немного из другой оперы.
Кербал вписал да, но это не она. Ту по другому звали как-то…
Космические инженеры про пилотируемые аппараты и выживалка. Немного не то.
Спасибо за наводки!
jafariuse
все-таки инженеры — про конструктор. проблема выживания стоит там не так остро. в отличии от конструирования. Конструирование летательных аппаратов и машин. отдельным плюсом — программируемый блок, позволяющий автоматизировать практически любой процесс (я видел комплекс, проводящий разведку, бурение и доставку переработанного материала в полностью автоматическом режиме)
CYBERPRESENT Автор
Аха, принял.
Счас пару роликов на Ютубе гляну чтоб точнее понять и, наверное, впишу.
jafariuse
Заодно посмотрите Medieval Engineers от тех же разработчиков. Программируемого блока нет, зато есть неплохая физика: рычаг, колесо, втулка (местная замена подшипника). для постройки требушета пришлось экспериментировать и искать чертежи в интернетах
CYBERPRESENT Автор
Эммм…
Скрестили Бесидж с Майнкрафтом и перенесли в средневековый сеттинг)
Fil
Scrap Mechanic
CYBERPRESENT Автор
Спасибо за наводку!
Интересно, но не она. Кроме того тут, всё же, речь о пилотируемой технике.
Физика условна, сборка из готовых узлов.
Fil
А что думаете о Trailmakers? Я с ней не знаком правда
CYBERPRESENT Автор
Не она, но неплохо!
Спасибо за наводку.
Впишу в аналоги Бесидж.
lnuynxa
накидаю парочку ~подобных игр
garry's mod из интересного программирование хоть на компонентах, хоть на языке lua
From the Depths что то вроде майна с постройкой кораблей/ЛА и пвп
factorio постройка цепочек производства, не совсем похоже, но все равно затягивает
CYBERPRESENT Автор
Аха, спасибо!
По поводу Гарри меня уже просветили.
Остальные не совсем то, но Факторио, безусловно, хороша)