Фото — Alexander Schimmeck — Unsplash
Кремниевая долина и ответственная кулинария
В Google, Juul, LinkedIn и многих других известных сервисах подчас трудятся бывшие повара самых фешенебельных ресторанов. Крупным компаниям несложно их переманить, предложив лучшую оплату за гораздо более спокойную работу. Власти даже подумывали запретить стартапам открывать собственные кафе, чтобы сотрудники обедали в сторонних заведениях и спасали рестораторов от банкротства. Эта идея в итоге не получила продолжения.
Многие жители Кремниевой долины и ее окрестностей недовольны тем, что какая-то часть блюд из корпоративных меню при этом оказывается невостребованной. Изменить положение вещей пытаются и волонтеры, и создатели коммерческих проектов.
Фудшеринг — за разумное распоряжение едой
Практика ответственного отношения к продуктам получила название «фудшеринг» (буквально — «обмен едой»). Ее сторонники объединяются в сообщества, чтобы обмениваться ненужной снедью или едой с истекающим сроком годности. До появления социальных сетей такие инициативы запускали благотворительные организации, которые забирали продукты из ресторанов, кафе и магазинов. Сегодня во многих крупных городах есть онлайн-группы, где подобные объявления размещают частные пользователи.
В Сан-Франциско участники объединения Food Runners каждый день объезжают компании, чтобы забрать оставшуюся у них еду и передать нуждающимся. Они заглядывают в магазины, рестораны, больницы, но больше всего пищи активисты получают именно от высокотехнологичных фирм. По словам одного из водителей Food Runners, бизнес не хочет раздражать работников отсутствием каких-то блюд, поэтому повара готовят с большим запасом. Волонтеры перевозят продукты из корпоративных кухонь в церкви, дома ветеранов и бедные кварталы. Таким образом они спасают по 17 тонн еды в неделю.
Фото — Michael Browning — Unsplash
Как отмечают активисты, в некоторых компаниях перед ними извиняются за то, что не могут дать слишком много. Но и это хорошо — значит, организация научилась эффективной готовке. В случае крупной корпорации это может означать действительно заметный эффект. Например, в Google сообщали, что реорганизация процессов на кухне позволила им за пять лет сэкономить более 2700 тонн еды. Чтобы добиться такого результата, компании оказалось достаточно просто приучить своих поваров отслеживать, сколько продуктов они используют. В таких условиях включается креативное мышление — например, можно сделать салат с пастой или замешать обрезанные кусочки бананов в тесто для блинов. В итоге на свалку отправляется меньше продуктов, корпорация экономит деньги, а сотрудники получают новые, оригинальные блюда.
Почему все это так важно?
Проблема выброшенной еды касается не только моральных вопросов, хотя не стоит забывать, что в мире голодает более 820 млн человек, и с каждым годом эта цифра только растет. Пищевые отходы обеспечивают значительную долю метановых выбросов. По подсчетам экологов, гниющая на свалках еда дает такой же эффект, как 37 млн автомобилей.
В развитых странах тема ответственного образа жизни уже набрала достаточные обороты, чтобы ей занялись и коммерческие организации. Одной из первых стал немецкий Foodsharing.de, который запустился в 2012 году как краудфандинговый проект. Сейчас он объединяет более 200 000 пользователей в Германии, Австрии, Швейцарии и других европейских странах.
За этим проектом последовали другие активисты — сейчас приложения для фудшеринга получают многомиллионные инвестиции. По сути, это небольшие социальные сети, которые связывают между собой заведения общепита и пользователей. Эта экосистема включает и крупные рестораны, и кафе, и даже микрозакусочные, где можно получить домашнюю еду. Главная цель все та же — добиться безотходного производства. Но, конечно, подобные приложения могут также помочь бизнесу привлечь к себе дополнительную публику.
А что в России?
Проблема невостребованной еды актуальна и для нашей страны. Согласно исследованию РАЭК, каждый год в России производится 17 млн тонн пищевых отходов, а в деньгах эти потери составляют более 1,6 млрд рублей. Аналитики подчеркивают, что выброшенных продуктов с лихвой хватило бы, чтобы прокормить всех наших сограждан за чертой бедности.
К сожалению, движение за ответственное отношение к еде развивается не так быстро, как хотелось бы из-за законодательных ограничений. Чтобы защитить россиян от испорченных товаров, регуляторы запрещают магазинам и заведениям общепита просто так раздавать продукты с истекающим сроком годности. Вместо этого их нужно утилизировать в установленном порядке, а частные инициативы приводят бизнесменов к штрафам. Если же магазин хочет отдать часть своей продукции на благотворительность, ему нужно учитывать многие тонкости налогообложения, которые зачастую делают подобные акции бессмысленными.
Фото — nrd — Unsplash
Тем не менее, фудшеринг в России тоже существует, хоть и не в таких масштабах, как в некоторых других странах. Главная движущая сила — это группы в социальных сетях, которые самоорганизуются в самых разных городах России. Есть в нашей стране и продолжатели дела немецких фудшереров — Foodsharing.ru. Организаторы всех этих сообществ сотрудничают с некоторыми магазинами и производителями, однако названия их предпочитают лишний раз не упоминать, чтобы не привлекать лишнего внимания контролеров. Тем не менее, схема работает — как показывает практика, фудшеринг-сервисы позволяют даже питаться бесплатно, хотя для этого, конечно, приходится приложить некоторые усилия.
Чтобы соблюсти все требования законодательства, организация должна получить статус благотворительной. Крупнейшее подобное объединение в России — фонд продовольствия «Русь», который работает еще с 2012 года. Его активисты получают продукты от производителей, магазинов, населения и передают их социально незащищенным категориям граждан. Фонд действует через другие благотворительные организации и государственные социальные службы, а продукты получает от Mars International, Cargill, Billa, Danone, Procter & Gamble, «Дикси» и других крупных компаний.
Чем дальше развивается общество, тем сложнее игнорировать голод, бедность и ухудшение экологии. Движение фудшеринга отлично показывает, как ответственные граждане могут самоорганизоваться, чтобы общими усилиями бороться даже с такими серьезными угрозами. И сектор высоких технологий, который ставит своей целью избавление человечества от многих проблем, наверняка станет в авангарде этих инициатив.
Мы в 1cloud.ru предлагаем услугу «Облачное хранилище». Оно подойдёт для хранения бэкапов и архивов, а также обмена корпоративными документами.
СХД построена на дисках трех типов: HDD SATA, HDD SAS и SSD SAS — их суммарный объем несколько тысяч терабайт.
RusikR2D2
Тут отлично подходит система, похожая на фаст-фуд. Когда все представлено полуфабрикатами со сроком годности в месяцы, что позволяет оперативно возобновлять их запас. Соответственно, окончательная готовка может происходить либо до заказа — с запасом (как в обычных сервисах фастфуда, но это грозить появлением отходов, если вдруг людей придет мало), либо после заказа. Также заказать можно заранее, через приложение. Т.е придя в такое кафе, придется просто подождать лишние минут 10. И не нужно тратить топливо, занимать место на дорогах, выбрасывать углекислый газ, собирая непроданную еду по всему городу и перемещая ее с места на место. Вопрос непроданной еды в магазинах так не решить, но он решается простым законом — обязательством раздавать бесплатно еду с истекающим сроком годности. Понадобится еще один закон, запрещающий ею торговать, конечно.
P.S. вопрос свалок с едой, как мне кажется, можно решить по-американски, а именно путем установки измельчителей органики (на кухне) и отправкой отходов в канализацию.
DaneSoul
Все еще проще — не надо ничего никуда развозить и централизовать. Если нуждающиеся люди будут знать что в определенное время (например перед закрытием заведения) им могут отдать еду бесплатно они сами будут приходить из ближайших к заведению районов.
И получить повышение издержек торговой сети и пропорциональное ей повышение цен на все продукты.
А наши канализационные и водоочистные системы на это рассчитаны? Тут может быть все не так просто.