Кто виноват, если что-то, что вы купили на онлайн-площадке, оказывается ужасным?


Вэнди Винтруб всегда была осторожной, и, уходя на работу, не оставляла устройства включенными, на всякий случай. Но два года назад она готовилась к работе и сушила свои волосы феном. Когда увидела дым и почувствовала запах горения. Из фена выскочила какая-то маленькая металлическая деталька, как звено из цепочки.


Вэнди положила фен, но было уже поздно. Спальня заполнилась дымом, девушка начала паниковать. Она притащила огнетушитель и попыталась остановить пламя, но дым был везде, и ей стало сложно дышать.


Оно жжёт тебе в горле, и ты это чувствуешь. Это кошмар.

На мгновение девушке показалось, что она успешно справилась с огнём. Но потом стало понятно, что это не так. Выбраться из дома ей помогли пожарные. Они же спасли её кошек. Вэнди стояла снаружи, и наблюдала, как горит её дом.


Ситуация до сих пор кажется каким-то сном. И девушка говорит, что теперь всегда будет бояться огня. Какое-то время она не могла пользоваться феном, если кто-то при этом рядом с ней не присутствовал. А если кто-то просто использует фразу «горящий дом», у неё возникает стрессовая реакция.



Претензии к Безосу


В каком-то смысле, случившееся — самый лучший вариант развития событий для Вэнди. Страховая компания оплатила и реконструкцию её дома, и аренду квартиры, пока шёл ремонт. С тех пор девушка смогла вернуться назад, и огонь остался только в воспоминаниях.




А вот для страховой компании настало интересное время. Она подала в суд и на компанию-производителя фена, и на Amazon. Именно на этой онлайн-площадке Венди Винтруб в 2016-м купила одну из топовых моделей за $200.


Иск к Amazon «тянет» на $850 000 — восстановление дома, аренда квартиры для Венди, оплата юристов. Сейчас процесс идёт, и судьям предстоит ответить на один вопрос: насколько сильно онлайн-площадка отвечает за то, что на ней выставляется. Даже если это не лично она продавала товар, и устройство было работоспособным достаточное время, факт в том, что без помощи их веб-сайта Венди не купила бы данное устройство. Лежит ли тогда на Amazon какая-то ответственность? Отвечает ли интернет-магазин за товары, которые были куплены через него несколько лет назад?


Много лет онлайн-ритейлер выступал с той позиции, что покупатели просто проходят мимо, параллельно ради удобства используя её платформу. Задача компании — соединить покупателя и продавца, Amazon здесь всего лишь нейтральный посредник. Такая логика позволила компании выстроить прочную юридическую защиту, и не брать на себя все те риски, с которыми сталкиваются обычные интернет-магазины.


Но в последнее время в этой защите начинают появляться бреши. Некоторые судьи и законодатели задаются вопросом, является ли такая система правильной. И насколько далеко должна заходить ответственность онлайн-площадок за (вполне легальные) продукты, которые на них размещаются.



Поиск виновных


Когда вы покупаете продукт на Amazon, AliExpress или Avito, гарантий того, что товар действительно качественный и хорошо протестированный, у вас нет. Количество предложений зашкаливает. Проверить каждое — практически невозможно. А продают их случайные продавцы, о которых мало что известно. Поэтому на таких площадках можно встретить сотни запрещенных, неверно промаркированных или даже опасных товаров. От недостаточно прочных шлемов для мотоцикла — до игрушек, которые небезопасны для детей.


Такие продукты могут привести ко множеству серьезных, в том числе фатальных случаев. И в Америке против Amazon за последние 10 лет открыто более шестидесяти судебных производств.




Читая материалы таких дел, понимаешь, как страшно жить. Даже самое, казалось бы, невинное изделие — может стать причиной трагедии. Например, кто-то судится из-за гироскутеров, которые стали причиной пожара в доме. Электронная сигарета взорвалась в кармане, и 17-летняя девушка получила сильные ожоги.


Кто-то разбился насмерть, и его семья винит некачественную лестницу. А загоревшаяся гирлянда, купленная на Amazon, привела к пожару в Вайоминге на Рождество.


Результаты исков были неоднозначными. Часть дел компания закрыла вне суда, выплатив компенсацию. Но там, где дело до судьи всё-таки доходило, Amazon почти всегда оказывалась победителем. В основном — за счет своего необычного правового статуса в виде полумагазина-полуплатформы.


Если Target или Home Depot продадут бракованную электропилу, и та приведёт к инциденту, магазины могут засудить наравне с производителями. Такая ответственность означает, что компании вынуждены очень тщательно отбирать товары, которые они будут продавать. В каждом штате закон устроен по-разному, но во всех часть вины возлагают в том числе и на посредника, который предложил товар покупателю.


Но онлайн-маркетплейсы устроены более сложно. Amazon, например, выступает и в роли прямого продавца товаров (за которые отвечает головой). Но основные продажи сейчас идут с Marketplace, где свои продукты могут начать продавать любые третьи компании. Часто товары с Marketplace стоят дешевле, чем от Amazon, и контролируют их куда меньше. При этом продаются они точно там же, где и вещи от самой Amazon, на тех же страницах. Отличить можно только по плашке или небольшому названию компании-продавца в общем списке, на которое редко кто обращает внимание.


Джон Бергмайер, руководитель некоммерческого адвокатского сообщества Public Knowledge, объясняет:


Многие люди об этом просто забывают. Кто помнит, у какой конкретно компании он это покупал? Это забывается уже через несколько секунд после покупки. Если продажа происходит на сайте Amazon, и товар к вам приходит в коробке с логотипом Amazon, значит, и компания Amazon, правильно? Но это не так.


Дамоклов меч


Amazon запустила Marketplace в 2000 году. Всего через четыре месяца месячные продажи на сайте утроились. В 2018-м Джефф Безос рассказал, что Marketplace обеспечивает большую часть транзакций, а через третьих продавцов компания получает в два раза больше прибыли, чем через продажи самой Amazon. Теперь площадка оценивается в $175 млрд.


Успех Marketplace обеспечили те же принципы, которые позволили развиться Google и Facebook. Каждый день в Marketplace добавляется масса контента, который производится самими пользователями. Компания выступает лишь в роли модератора. Только своими силами до одной из крупнейших компаний в мире Amazon было не выехать, и такого разнообразия в магазине бы не встречалось. Отсутствие сильной ответственности для неё — большой плюс.




Но всё скоро может измениться — из-за решения федерального окружного суда. В 2014-м женщина по имени Хезер Обердорф лишилась зрения в одном глазу после того, как ошейник, который она купила для собаки, порвался и попал в неё на прогулке. Обердорф подала на Amazon в суд, заявляя, что это их вина, что такие продукты есть у них на платформе.


Женщина проиграла суд в Пенсильвании, но при апелляции решение было отменено. Суд решил, что Amazon достаточно вовлечен в процедуру покупки и продажи товара, что компания подпадает под определение «продавца». А это значит, по законам штата она в ответе за любые неисправные или бракованные изделия, которые с её помощью можно купить. Amazon уповала на акт 1996 года, защищающий онлайн-платформы от информации, размещенной на них третьими сторонами. Мол, если это разместили на их сайте не они, значит, и полную легальную ответственность за такую информацию они не несут. Но эта линия защиты Amazon на этот раз не увенчалась успехом.


Если онлайн-платформы начнут засуживать, когда найдут на них что-то неподобающее или некачественное, это может стать для них большой угрозой. Уже сейчас, проиграв дело в суде, Amazon заявила, что потратит миллиарды долларов, чтобы более тщательно следить за распространением потенциально опасных товаров.




Сейчас Amazon требует пересмотра дела Обердорф, и отмены вынесенного решения. Производства в отношении компании в нескольких штатах пока приостановлены: все ждут, пока ситуация прояснится.


Юристы из независимых организаций вроде Public Knowledge говорят, что ситуация уже давно назревала. Новое решение суда они называют «более разумным, и даже недостаточно сильным».


Марк Гейстфельд, профессор гражданского права в Университете Нью-Йорка, объясняет:


Если вы посмотрите в законах определение продавца, и посмотрите на онлайн-маркетплейсы вроде Amazon. Вы просто задумаетесь над тем, почему у них меньше ответственности за товары, чем у продавца в киоске на углу. Контроля-то у них гораздо больше.

Главный аргумент — у интернет-сервисов есть полный контроль по поводу того, что остается у них на сайте. Даже если нового контента добавляется очень много, можно нанять больше модераторов, устраивать проверки на складах или сокращать операции. Да, будет меньше прибыли. Зато и меньше (в теории) травм и смертей.


Amazon определяет победителей и проигравших на своей платформе. Он может повысить или понизить их в выдаче. Поэтому площадка здесь — не просто нейтральная сторона, упрощающая проведение транзакции. Она полноценный игрок.


Если у них полный контроль — значит, на них и ответственность. Ведь если что-то пошло не так, если случается пожар или увечье, кто убирает продукт с рынка? Amazon.