**Всё, что вы знали о UI/UX дизайне в 1С, но боялись спросить.
Скорость внедрения как типовых 1С — решений, так и разработанных с «0» — это один из краеугольных камней успеха и эффективности проектной команды, компании.
Удовлетворённость клиента (бизнес-заказчика) зависит от того, как быстро сотрудники смогли начать использовать программный продукт, с минимальным количеством лишних кликов, ошибок, без долгих и мучительных поисков нужной функции. Другими словами, чем быстрее мы внедряем наше решение, чем оно качественнее, тем быстрее заказчик готов делать следующий проект, растет доверие, снижаются совокупные затраты времени на проект.
Какое отношение имеет пользовательский опыт (UX – User eXperience) и/или пользовательский интерфейс (UI – User Interface) к скорости внедрения, скорости сдачи проекта или продукта, – непосредственное! Интерфейс, который интуитивно понятен, помогает им с лёгкостью, без инструкций, выполнять их рабочие задачи, формирует положительный пользовательский опыт. Таким образом мы экономим время на обучении и написании инструкций, а внедрение происходит быстро, а порой происходит «самовнедрение».
В одном далёком проекте, в 2011 году, мы сделали простую до безумия форму ввода нескольких показателей (количество молока, движение и т.д.), более того, даже запуск программы, вход в 1С мы сделали простым – нужно было нажать кнопку «вкл» на ноутбуке, дальше запускалась определенная страница, логин и пароль не требовался. В открывшемся окне пользователь вводил цифры (у него не было другого варианта), при этом ему не нужно было активировать какие-то поля двойным кликом или нажимать «добавить» в табличной части, он просто вводил 5-7 простых цифр. Стандартные для 1С поля, например «организация», «склад» и т.д. – тоже не нужно было указывать (брались из настроек). Интерфейс выглядел так (уже потом он оброс закладками, не менее простыми, чем первая):
Дизайн – сомнительный, но простота – на высоком уровне тех лет. Это простое решение, позволило запустить учет на 12 фермах за 1 рабочий день, не взирая на «они компьютер не видели», «они не смогут», «это сложно». Простой, интуитивно понятный, без излишеств, интерфейс сделал своё дело – довёл пользователя до цели.
Казалось бы, платформа 1С за счёт «предустановленной дизайн-системы» создает за нас UI (и в чем-то даже UX). Это — её мощь и одновременно с этим — слабость, а если быть ещё точнее, слабость разработчика\консультанта\бизнес-аналитика\РП-ка.
Отсутствие легкого UI\UX инструмента привело к следующей практике разработки\доработки ПО на платформе 1С: заказчик, беседуя с бизнес-аналитиком, описывает свои ожидания, хотелки, кнопки и т.д., при этом аналитик фиксирует это в словесной форме, в виде блок-схем, в лучшем случае рисует на листке бумаге макет. Как показал проведенный недавно опрос, в основном – бумага и ручка.
При этом, большинство исполнителей, даже не обсуждают интерфейс с заказчиком, по моему мнению, потому-то нет удобного механизма, создание более-менее сложной формы – это несколько часов кропотливой работы программиста (его до заказчика редко допускают, он в офисе кодит, не в полях, не на передовой).
Так же, опрос показал, что среднее количество итераций общения\взаимодействия «1С-ка» с заказчиком более 3-х, это значит, что в среднем 3 итерации нужно, чтобы достичь приемлемого результата, не только по функциональности, но и внешнему виду. 3 итерации – это не менее 1 недели на самую маленькую разработку, не говоря уже о больших подсистемах, документах, обработках. Получается, что даже с готовой дизайн-системой, процесс создания необходимого продукта\решения затягивается и это хорошо если бюджет есть на эти итерации, а если его нет? Это может привести, в лучшем случае, к затягиванию сроков на освоение решения линейным персоналом, или, если после использования такого решения, пользователь начинает чувствовать себя недалёким человеком, то он отторгает это решение всеми доступными средствами, в итоге оно ложится на полку (пользователь работает «по старинке»), пользователи саботируют внедрение.
Избежать таких проблем помогает процесс проектирования и тестирования пользовательского опыта с потенциальными юзерами. Этот этап разработки отлично зарекомендовал себя в web (всем известный Sketch, Figma, Axure) и имеет устоявшуюся методологию. Основа этого подхода — возможность дать пользователю ещё до создания рабочего решения, взаимодействовать с прототипом, который внешне является полной копией будущего решения. На этом этапе можно выявить 80% всех неудобных мест будущего решения, а изменить прототип занимает не более 1-2 часов. Если вам понадобится изменить на 80% готовый интерфейс, поверьте, вы не захотите этого делать добровольно, как результат – измените только то, на чём жёстко настоит заказчик. А дальше вам будет казаться, что вы всё сделали правильно, но заказчик придирается. Заказчику будет казаться, что вы сделали халтуру и упираетесь переделывать, почему-то позвонит конкуренту или не заплатит. Знакомо?
Подобный подход не помогает развивать бизнес, он устарел, не соответствует современным требования к скорости внедрения, не позволяет реализовать time-to-market. Наши заказчики вряд ли могут оценить красоту нашего кода, но они в 10 случаев из 10 будут благодарны нам за то, что, созданный для них продукт приятно держать в руках, удобно пользоваться. А ещё, лайфхак — на 100% довольны интерфейсом, потому что сами приняли участие в его разработке. Новые сотрудники тут же понимают, как и что делать, а не читают мануал из XX страниц.
Что же делать 1C-ку? Создавать сразу в конфигураторе – очень долго, да и сложно себе это представить, ведь мы еще хотелки клиента записываем, а тут ноутбук…… платформа\EDT, лицензия не обнаружена… долго. К сожалению, констатируем, что 1С нам не дает быстрого, легкого и удобного инструмента прототипирования. Пока, нам остается лишь использовать: paint, Excel, ручку с листом бумаги помноженный на собственный опыт и воображение, но даже эти просты инструменты визуализации должны применяться, на безрыбье, как говорится.
Компания 1С спросила у сообщества Infostart «Какие у Вас есть предложения?». Предложений было много, в том числе, касаемо удобства конфигуратора, скорости разработки, открытости.
В своём опросе, мы тоже затрагивали тему повышения комфорта, скорости прототипирования и потребности улучшений, ответы ниже:
Так же, недавно компания 1С вернула несколько функций (сохранить, печать и т.д.), «запрятанных» очень далеко – это тоже про дизайн, про внедрение, про удобство. Хорошо, что начали обсуждать подобные вопросы с сообществом и признавать ошибки.
Чего не хватает:
- Возможности быстро и легко создавать форму, без конфигуратора, на лету, на глазах у пользователя и вместе с ним задизайнить ( Тёма) то — что нужно;
- Свода правил, рекомендаций и best practice по созданию удобных, интуитивно понятных форм с учётом особенностей платформы 1С;
- Библиотеки иконок, картинок, кнопок и т.д.; К слову, подобная библиотека для 8.2 есть на ИТС. Так же, прикладываю выгруженные иконки\картинки\gif под 8.3
- Курсов, книг и сертификатов по 1С-Дизайну;
- В платформе или БСП функционала по сбору статистики применения функций, чтобы разработчики могли анализировать применение их трудов, количество кликов и т.д.;
- Набора (7-10) стандартных цветовых стилей в платформе, чтобы мир был разнообразнее;
Быстрое прототипирование, демонстрация заказчику, корректировка на лету – это ключ к повышению эффективности и скорости разработки, повышению лояльности клиентов, а значит увеличению прибыли. Считаю, что пора в технических заданиях на тендер\конкурс, в обязательном порядке включать условие применения UI/UX дизайна, прототипирования.
Разработчики сайтов, мобильных приложений, да и разработчики бизнес-приложений на западе, уже давно освоили и не мыслят себе разработку без UI/UX, это доказало свою эффективность, пора 1С догонять и перегонять.
gennayo
В 1С ещё много чего нет. Но работает, зараза такая, деньги бизнесу зарабатывать помогает.