Навигация по циклу постов: 1/5, 2/5, 3/5, 4/5, 5/5.

Этот пост предполагался короче предыдущих, и вот почему. Во-первых, количество интервью, в которых я принял участие, на порядок меньше количества разосланных резюме. Соответственно, больших данных здесь не накопилось. Во-вторых, живое взаимодействие между людьми существенно более пластично. Оно становится успешным не благодаря, а вопреки формализации. Помните, как Расти (Брэд Питт) инструктировал Линуса (Мэтт Дэймон) в Ocean's 11 насчет того, чтобы быть конформным, незапоминающимся персонажем? Для того, чтобы произвести обратное впечатление, подобного инструктажа быть уже не может.


Тем не менее, напоследок перед хэппи-эндом я решил еще добавить секцию с лайфхаками, которые я применял, когда размеренный flow по поиску работы не приносил должных результатов. Благодаря ей финальная часть стала самой объемной.

Прежде чем обратиться к теме собеседований, посмотрим на статистику отзывов и воронку прохождения цепочки собеседований. Ранее я называл следующее количество конкурентов:

200 (отзывы на вакансию) -> 20 (скрининг) -> 15 (тестовое задание) -> 10 (собеседование с нанимающим менеджером) -> 2 (ланч с фаундером).

Число 200 взято как порядок значений, видимых в премиальном аккаунте соискателя на LinkedIn. Исходя из такой статистики, вероятность того, что для получения работы придется выслать сотни резюме, не выглядит алармистской. При этом ваши документы должны быть достаточно конкурентоспособны, чтобы не попасть в автоматический отсев ATS вместе с большинством отзывов.

Но все же, после какого-то числа отправленных резюме вам (как правило, почтой) приходит приглашение на первое телефонное собеседование. Срок положительного отзыва может колебаться от пары дней до полутора месяцев, но в среднем составляет неделю-две. Отказы могут приходить в течение нескольких месяцев, по мере чистки базы кандидатов. Примерно четверть аппликаций остается без ответа.

Скрининг


В половине случаев проводится по телефону, в остальных — Skype, Zoom, Hangouts. Длится полчаса. Как я уже писал, основная задача разговора — понять, что за присланным резюме находится живой человек, он в состоянии общаться и, возможно, соответствует духу компании. Важно понимать, что проводящий собеседование рекрутер фактически не принимает решений. Это, скорее, говорящая CAPTCHA, которая отсеет вас за плохой английский или очевидный фейл типа критики предыдущего работодателя.

В связи с этим, не стоит удивляться, что во время видеозвонка рекрутер встречает вас в растянутой футболке у себя на кухне, а посредине разговора начинает чесать подмышку или ковыряться в ухе. Клянусь, я видел это по меньшей мере дважды. Одна из причин таких вот «лиц компании» — иногда скрининг выносят на аутсорс рекрутинговым компаниям, а те уже «набирают стафф по объявлению», благо, работа нехитрая.

Это ни в коем случае не значит, что готовиться к интервью не надо. Еще раз почитайте сайт компании, посмотрите последние новости в LinkedIn. Если у компании есть нацеленный на соискателей блог, обязательно изучите его.

Кроме ответов на вопросы общего характера настоятельно советую потратить время на изучение принципов лидерства Amazon. В свое время Джефф Безос сформулировал 14 принципов, вокруг которых строится культура его компании, а относящиеся к ним вопросы, звучащие на собеседованиях, покрывают весь спектр возможных тем, всплывающих на скринингах. Хороший разбор принципов и соответствующих вопросов можно найти в этом блоге.

Если у вас есть сомнения в качестве своего английского / немецкого, обязательно порепетируйте ответы на вопросы вслух. Не пытайтесь их заучивать наизусть, но можете подготовить тезисную подсказку.

Базово, всё сводится к двум установкам, которые нужно освежать перед каждым собеседованием:

  • Помните о своих сильных сторонах и не скромничайте.
  • Имейте заготовленные ответы на сложные вопросы типа «Расскажите о своих слабых качествах».

Позаботьтесь о качестве связи. У меня был ужасного качества домашний вайфай, а на мобильном тарифе был заблокирован VoIP (обычная практика для немецких операторов, тарифы без блокировки стоят дороже). Поэтому будьте готовы предложить рекрутеру отключить видео, перейти на альтернативный мессенджер или позвонить на сотовый номер (полагаю, именно поэтому обычные звонки столь распространены в рекрутинге).

Помимо своих ответов, обязательно продумайте и свои вопросы. У нас это как-то не принято, но в Германии считается, что если человек не задает на собеседовании вопросов, то в вакансии он не заинтересован. Однако не пытайтесь задавать технические, маркетинговые или продуктовые вопросы — ответить на них рекрутер не в состоянии. Можно поспрашивать про структуру отдела или компании, ее историю и, конечно же — what are the next steps?

Тестовое задание


В случае, если вы не тупили и вообще проявляли признаки жизни на скрининге, ваше резюме со всеми сопутствующими материалами отправляется к нанимающему менеджеру (хотя это может быть и VP, и CTO — зависит от вашего уровня и размера компании). В случае, если ваш профиль ему заходит, вам высылается тестовое задание — некий use case, иногда дополненный рядом поведенческих вопросов.

Поскольку я на собеседованиях я не подписывал NDA, думаю, не будет преступлением показать здесь несколько примеров тестовых заданий (конечно, обезличенных).

Пример 1. Project manager в e-commerce платформу. 2 суток на выполнение.
CompanyName is a web-based operating system that currently consists of Х apps, that are made to make commerce easier for businesses. Company wants to build a new app, your task is to create a full plan for making this new app within the Company’s operating system. The app is called 'Coupons', which will enable the user to generate, maintain and use the coupon across various channels with the platform.

Reminder: It is a coupon app that will be developed within the web-based platform. The coupons app is not a discount finder for nearby shops, but for the merchant to provide to customers.

Part 1 — Tasks


  1. Perform a market research on competitors to define the base features and common UX used for a coupons app. Make a draft for the designer in any tool of your preference, to explain your UI idea and its functionalities. It's important that your draft contains all details needed for implementing a working coupons app from a customer perspective.
  2. Create an UML diagram (example) that represents the technical implementation of the coupons app and its features. In addition investigate our apps and draft a context diagram (example) that shows the relations between coupons and the other apps within the Company’s operating system and how they are affected. Please motivate your diagrams with explanations for your decisions. The developer should be directly able to implement your solution.
  3. Describe the steps of how the coupons app should be built in detail. Do this by simulating a task description (can be done in JIRA or plain text), that answers the following information:
    • Why? – What is its goal
    • Who? – In case: users, merchants, business
    • What? – Describe the (technical) functionality & user journey
    • Acceptance criteria? — Minimal functionality to be accepted
  4. Divide the JIRA task (you don’t need to have JIRA itself, you can do it in a text file) based on the coupons app features into (smaller) frontend and backend tasks for the developers. Provide the decomposed tasks with a short description of what should be implemented.

Part 2 — Questions


  • How do you handle a team member who isn’t productive?
  • How do you ensure the team will estimate accurately and meet sprint deadline?
  • What general metrics do you use to determine if a project/sprint is progressing on track?
  • How to deal with critical bugs during a sprint?


Пример 2. Product manager в интернет-магазин. Неделя на выполнение.

Task 1


We want to implement electronic gift vouchers on our website. How would you plan this on a strategic and operational level? Please work out a set of max. 12 slides in Power Point (.ppxt) or Google Slides (.gslides) and make sure to include all stakeholders involved. You have 10 minutes time to present you outcome. Afterwards we will have at least 10 minutes to discuss your results.

Task 2


Imagine you currently work on different projects. The projects you are managing run into some conflict issues regarding your timeline and other department’s capacity. Please provide 3 possible solutions to resolve the conflict. Feel free to choose the right format yourself.

Пример 3. Product manager в сеть клиник. 3 часа на выполнение.

Context


One way our patients begin their aligner treatment is by visiting one of our clinics for an initial scan and assessment of their teeth. The appointment process is therefore an essential part of the patient journey and sets the tone for the customer’s experience. It starts when the customer first visits our website and ends when they visit the clinic. We are currently adding more and more cities to enlarge our clinic network and offer our services Germany-wide. We are also considering having more than one clinic per city.

Assignment


You are free to choose the format.

  1. Project setup Please check out the page companyname.de/location?. By adding more and more cities and even having several clinics in one city with different availabilities, how would you rethink this page in order to let the users find the best suitable clinic in terms of time and distance? How would you approach this project? Please come up with a MVP version and idea for a high-end version.
  2. User Story How would you break this MVP epic down into user stories? Please formulate three user stories with acceptance criteria.
  3. Measure success How would you measure if your feature is a success or not?

Пример 4. Product lead в маркетинговую платформу. 4 часа на выполнение.

4 Month – 1 App


You have 4 months to develop a mobile app. It is about your best mobile idea, which you had so far. The goal is not to develop the perfect product in a short time, but to build a kind of MVP that covers the most important functions and KPIs. Please also consider all monetary aspects.

  1. Describe your idea in the simplest possible way. Which statements are important?
  2. What are you concentrating on at the beginning?
  3. What resources do you need?
  4. What processes will you use?
  5. Sketch a prototype.
  6. Write 4 fundamental user stories for the product. Would you derive tickets from it? If yes, which?
  7. How do you measure success? (A detailed solution is necessary)
  8. What problems do you see in your product as well as in the first 4 months of implementation?

If you have no idea at all, you can choose an existing product and deal with the tasks.

Business Case


We assume your idea will work out after the test phase. Please sketch the business potential of your idea in a simple excel business case (essential assumptions, potential revenue, Costs, etc.).

Problems over Problems — Prioritize the following tickets


Please decide for the prioritization of the following 5 tickets and justify:

  1. The Dashboard for the Daily KPIs analysis in the marketing department does not work properly
  2. A / B Testing the influence of a faster image loading function in the mobile app
  3. The mobile backend servers must be upgraded to support load peaks
  4. The email register function in the app does not work with Samsung mobile phones
  5. Head of Design wants to change the layout of the App to the new CI


Честно говоря, не знаю, что бы мог посоветовать по поводу тестов, т.к. всегда их выполнял в срок и после их высылки всегда получал приглашение на следующий этап. Нет ошибок — нет и учебы. Поэтому просто опишу методологию работы с ними:

  • Если тест ограничен по времени — работу начните с планирования. Определите, какую часть работы подготовите через час, два и т.д. Поскольку это не математическая задача — единственно правильного решения нет, делайте сначала некий MVP ответа — если останется время, дошлифуете.
  • Постарайтесь привлечь к ревью своей работы специалиста. Я просил отсмотреть тесты перед отсылкой своих бывших коллег. Помните, ваши связи — это часть вашей компетенции, а две головы лучше, чем одна.

Не знаю точно, есть ли подобная статистика в Германии, но, памятуя по собственному опыту работодателя о том, что в России даже подъехать в офис на собеседование для многих — задача неподъемная, предполагаю, что выполнение тестового задания соискателем — не такая уж повсеместная практика и здесь.

Собеседование с нанимающим менеджером / командой


Длится от часа до половины дня, может проходить как онлайн, так и в офисе. Наиболее ответственная и сложная по обилию подводных камней часть всей цепочки собеседований. Требует как hard, так и soft skills, самопиар, эмпатию и всё-всё-всё, что я писал до этого.

Основная ошибка здесь — считать, что вас уже выбрали и это — фактически знакомство с командой. НЕТ. То есть да, это знакомство, но вы еще за порогом и с большой вероятностью (90%, помните об этом) там и останетесь.

Несмотря на это (а на самом деле, именно поэтому) основной совет здесь — просто будьте собой. Вы оттанцевали все условности перед этой встречей, настало время поговорить с теми людьми, с которыми вам, возможно, придется работать каждый день. Ну а насчет самопиара… Вы же крутой, не так ли? Вошли в 5% от общего числа откликнувшихся. Так что все нормально.

Предполагается, что на собеседовании будет рассматриваться выполненное ранее тестовое задание. В моей практике это происходило в половине случаев. С учетом того, что от выполнения теста до встречи может пройти больше месяца — вернитесь перед интервью к тексту и отрепетируйте его презентацию.

Я встречал два типа собеседований этого уровня: совещание и допрос экзамен. Первое — это обсуждение рабочих ситуаций, вопросы звучат с обеих сторон примерно в равных количествах и так же распределяются развернутые ответы на них. Экзамен — это поток вопросов со стороны работодателя и неудобные паузы, когда ответил, кажется, что-то не так. Понятно, от какого типа интервью положительного результата ждать приходится в меньшей степени.

Собеседование с фаундером


Я пару раз отобедал с фаундерами и в обоих случаях мы обсуждали Путина. Спасибо президенту РФ за то, что перехватил тему разговоров у 30-градусных морозов и медведей на улицах. Серьезно же, это демонстрация ваших коммуникативных навыков: рассказывайте, слушайте, спорьте, шутите, подстраивайтесь под собеседника. Рабочие темы всплывали только в контексте «а вот был такой случай».

Триал


Один раз я также получил от одной из компаний предложение поработать пару дней у них в офисе в тестовом режиме. Этому предшествовало три интервью по скайпу (в том числе с CEO) и объемное тестовое задание. Я, конечно, согласился — было интересно, да и путь к этому моменту был проделан немалый. В отличие от распространённого формата «полдня с командой» (тебя водят по офису, всё показывают-рассказывают) здесь было всё вполне утилитарно: пришел со своим ноутом, подсоединился к корпоративному вайфаю, получил задание, сделал, получил следующее и т.д. Задачки были боевые, от написания ТЗ на новую фичу в продукте до проработки интеграции Pact c Jira. В общем, два полных дня от звонка до звонка. Я не жалею, что за этим триалом не последовал оффер, но работу над ошибками провести было надо и, пожалуй, основную я увидел только несколько месяцев спустя. От вашего присутствия в офисе ожидают большей социализации. Small talks у кулера и совместные обеды. Позже, в одной из компаний на кухне я увидел список новичков и закрепленных за ними старых сотрудников, которые помогают осуществлять onboarding. Это обязательная часть западной стартап-культуры и тушеваться здесь — значить забирать у себя баллы.

Вообще, на любом собеседовании в офисе вам (возможно, неоднократно) предложат воду, чай, кофе или газировку. Фрукты и пиво на кухне, скучающие под столами собаки сотрудников — это такие же приметы берлинской IT-компании, как белые стены в местных интерьерах и демонстративное пренебрежение к выбору офисного гардероба у разработчиков. Внешняя неформальность внутренних коммуникаций здесь всячески постулируется, будьте к этому готовы и соответствуйте.

Эпилог, нарушающий все правила


The rest of my advice has no basis more reliable than my own meandering experience, как говорилось в приснопямятной речи о солнцезащитном креме. Все написанное в этих пяти главах является попыткой упорядочить свой путаный опыт, включая описание его упорядочивания по мере поступления данных и при отсутствии положительной динамики. Что же я делал, когда видел, что что-то идет не так?

  • Читал очередную порцию рекомендаций или описаний личного опыта. В большом количестве такая информация только сбивает с толку, поэтому ее лучше дозировать, соотносить с опытом собственным и применять инкрементально. Все помогшие мне источники я уже упомянул.
  • Советовался и узнавал контекст в режиме реального времени. Нет отзывов на резюме продакт-менеджера — а что из себя представляют эти менеджеры в местных офисах? Какой у них бэкграунд, какие они выбирают резюме вместо моего? Здесь нужно изучать профили потенциальных коллег в LinkedIn и разговаривать в сотрудниками компаний на других позициях.

Полученных сведений должно хватить на значимое улучшение, которое применяется ко всему пулу вакансий на ближайшую неделю-две — для того, чтобы сделать очередной замер эффективности ваших усилий. В моем случае сходимость отзывов на CV колебалась от 1:40 (сезон Рождества) до 1:4 (последняя неделя рассылки резюме перед получением оффера).

Еще один способ улучшения ситуации с конверсией — изменение способов и критериев поиска. Приведу пример из другой оперы. В Германии (и особенно, кстати, Берлине) абсолютно головоломной задачей является аренда жилья. Соотношения спроса и предложения — многие десятки претендентов на одну квартиру. Каналы поиска жилья более-менее централизованы: это популярный портал, местный eBay и группы в соцсетях. Так вот, для того, чтобы найти квартиру вне всеобщей толкучки, я читал совет искать объявления об аренде в… бумажных газетах. Онлайн и офлайн аудитория мало пересекается, поэтому здесь вы можете найти предложение, которое кроме вас мало кто увидит. О таких вот лайфхаках и расскажу напоследок.

Ярмарки вакансий


Странно говорить о них как о неочевидных способах найти работу. Но! Сравните аудиторию оффлайн ярмарки (несколько тысяч соискателей) и потенциальную аудиторию на том же Linkedin. На ярмарке возникает возможность познакомиться с членами команды, пообщаться, произвести впечатление и запомниться даже в том случае, если интересующая вас позиция в компании на данный момент не открыта.

Приведу пример из своей практики. На Tech Jobs Fair я пообщался с продакт-менеджером одного берлинского legaltech стартапа. Поговорили несколько минут, менеджерских вакансий на тот момент у них не было. Но через пару месяцев позиция открылась и, подавшись и получив приглашение на скрининг, на первом интервью я упомянул об этом разговоре, выделив таким образом себя в череде претендентов. Добравшись до собеседования с командой и тем самым менеджером, по окончании интервью я спросил у него, помнит ли он о том разговоре? Он не помнил. Вывод? Можете говорить о том, что были на такой-то тусовке и общались там с таким-то человеком, даже если вас там не было. Главное, убедитесь, что он там был :)

Конференции


Еще одна причина дилеммы «посетить или остаться дома, отправить еще пару резюме». Конечно, тут все зависит от профиля. Если видите среди участников много представителей потенциальных работодателей — идите, не задумываясь. Точнее, задумываясь о том, как провести время с пользой:

  1. В первую очередь, пробегитесь по стендам, там нередко есть постеры We are hiring. Бросаться заполнять анкеты смысла не так много — это можно сделать и на сайте компании, а вот поговорить с сотрудниками, получить связи и, в идеале, искреннюю готовность сопроводить ваше CV до адресата — это достойная цель.
  2. Хорошее место для нетворкинга — кафетерии и точки питания на территории выставки. Здесь полно людей из индустрии и они готовы общаться! Вишенка на торте — на них нацеплены бейджи с именем и названием компании. Идеально.
  3. После выступления интересного спикера к нему, как правило, несложно подойти, выразить восхищение выступлением и обменяться контактами.
  4. В крайнем случае не забываем про лайфхак из примера про ярмарки вакансий.

Значительная часть многолюдных конференций имеет опцию бесплатного входа (потому-то там и многолюдно), либо скидки на early bird, так что следите, регистрируйтесь заранее.

Также имеет смыслы посещать тематические митапы, но об этом я уже упоминал в самом первом посте.

Нестандартные критерии поиска


Последний совет этой статьи призван помогать обнаружить слепые пятна в поисковых выдачах джоббордов. С одной стороны, каждая из известных досок имеет свои (иногда уникальные) фильтры поиска. С другой стороны, провести поиск по иным сложным критериям не представляется очевидным. Это гонит всех соискателей на один массив вакансий, другие же остаются менее заметными. В свою очередь, это дает преимущество тем, кто их обнаружит и окажется, таким образом, в менее конкурентном окружении.

Например, 90% процентов всех вакансий для продуктологов приходятся в Германии на Берлин, 5% приходят из Гамбурга и остаток делится напополам между Мюнхеном и остальной Германией. Мы можем посмотреть вакансии по любому из этих крупных городов, но большинство джоббордов не позволят отдельно посмотреть «остальные» вакансии. Это можно сделать, например, в Гугле, но многие ли соискатели это делают?

Или, например, добавить к основному запросу уточняющие ключевые слова. Например, все читающие данную статью имеют сильный навык русского языка. Почему бы не поискать product owner russian? Как ни странно, с пяток таких вакансий по Германии наберется. Компании аутсорсят разработку в русскоязычных странах, так что такие специалисты тоже нужны.

Именно такой атипичный поиск и вывел меня на вакансию scrum-мастера в небольшом финансово-логистическом стартапе в Нижней Саксонии, которая в конце концов сконвертировалась в контракт. Впрочем, в этом случае атипично было всё. Во-первых, компания не использовала ATS. Заявки принимались мейлом. Во-вторых, заявки отсматривались непосредственно CTO. В-третьих, первое же интервью (с тем самым CTO) было очным, а не телефонным. В-четвертых, не было тестового задания… В общем, с этого ракурса большинство приобретенных знаний и навыков, направленных на преодоление условностей для достижения лиц, принимающих решения, оказались не нужны.

На этом логично закончить мою историю. На проработку и реализацию плана у меня ушло 10 месяцев. Даже принимая во внимание, что по ряду причин я не торопился — это очень немало. Я надеюсь, что советы, собранные в этом цикле статей, помогут вам достигнуть цели значительно быстрее. Однако, учитывая текущую глобальную ситуацию (статья написана в апреле 2020 года, в разгар коронавирусного карантина), возможно, именно временные рамки для поиска работы и получения визы претерпят максимальные изменения.

Спасибо за внимание и будьте здоровы!