Когда я начинал изучать JavaScript, мне очень хотелось понять как работают и делаются слайдеры, которые можно перелистывать свайпами или мышью, но материалов с хорошим объяснением именно того, что мне надо, я не нашел. Через какое-то время мне удалось сделать нечто подобное. И теперь я хочу написать об этом статью, чтобы другим людям, которые хотят понять как это все работает и сделать touch события для слайдера (и не только), было проще разобраться. Я постараюсь излагать по порядку и подкреплять объяснения наглядными примерами.


Я не считаю себя большим специалистом в JavaScript, всегда есть чему учиться, поэтому если знаете как написать какие-то фрагменты кода лучше/проще/эффективнее — обязательно напишите в комментарии.


Содержание:


  1. Какой функционал будем делать?
  2. Пишем HTML и CSS
  3. Как это будет работать?
  4. Пишем JavaScript
  5. Итого
  6. Полная версия кода

Можно сразу посмотреть пример.



1. Какой функционал будем делать?


Напишем с 0 простенький слайдер, который будет иметь следующие функции:


  • реализуем touch и drag перелистывание слайдов;
  • переключение слайдов с помощью стрелок-переключателей;
  • блокировка стрелок-переключателей < и > на первом и последнем слайде соответственно.

Звучит совсем просто и я постараюсь писать тоже просто и понятно.
Если кому-нибудь будет интересно, то мы можем добавлять потом какой-то функционал, вроде точек-переключателей, бесконечной прокрутки слайдов, вертикальной ориентации, переключение слайдов с помощью клавиатуры и т.д. В конце концов можно завернуть в компонент. Напишите об этом в комментарии. Если будет хотя бы несколько комментариев за какой-то функционал, то реализуем его.



2. Пишем HTML и CSS


Что должен представлять из себя слайдер с точки зрения HTML и CSS?


Видимая часть слайдера (1 слайд) будет размером 200х200 пикселей. Снизу расположим стрелки-переключатели слайдов.
В итоге у нас будет вот это:



Рассмотрим подробнее изнутри.
Несколько слайдов должны идти по порядку и располагаться горизонтально в одну линию. Для этого нужно поместить их в отдельный блок, класс которого будет .slider-track и зададим ему display: flex. Он должен вмещать в себя все слайды горизонтально, то есть быть достаточной ширины, в этом примере зададим для слайдов flex-shrink: 0, чтобы они не сжимались.



Далее желательно скрыть все слайды кроме текущего. Для этого придется обернуть наш track в еще один блок, назовем его .slider-list. Ширина и высота у него будет равна ширине и высоте одного слайда, также у него будет overflow: hidden. Таким образом виден будет только один слайд, а остальные скрыты.



Теперь нужно создать стрелки-переключатели. Для бо?льшего удобства мы положим их в отдельный блок .slider-arrows и расположим его снизу слайдера. Но за пределами .slider-list (overflow: hidden) их не будет видно, поэтому можно:


  • установить для .slider-list padding-bottom и в образовавшееся пустое место разместить блок со стрелками;
  • обернуть .slider-list в еще один блок, который можно назвать просто .slider и внутри него (или за его пределами) располагать стрелки в удобном месте.

Для бо?льшей простоты все размеры будут установлены через CSS.


HTML будет выглядеть так:


<div class="slider">
  <div class="slider-list">
    <div class="slider-track">
      <div class="slide">1</div>
      <div class="slide">2</div>
      <div class="slide">3</div>
      <div class="slide">4</div>
      <div class="slide">5</div>
    </div>
  </div>
  <div class="slider-arrows">
    <button type="button" class="prev">&larr;</button>
    <button type="button" class="next">&rarr;</button>
  </div>
</div>

&larr; и &rarr; это спецсимволы HTML-разметки, которые представляют собой стрелки, направленные в левую и правую сторону соответственно.


CSS будет таким:


.slider {
  position: relative;
  width: 200px;
  height: 200px;
  margin: 50px auto 0;
  /* Чтобы во время перетаскивания слайда ничего не выделить внутри него */
  user-select: none;
  /* Чтобы запретить скролл страницы, если мы начали двигать слайдер по оси X */
  touch-action: pan-y;
}

/* Если где-то внутри слайдера будут изображения,
то нужно задать им pointer-events: none,
чтобы они не перетаскивались мышью */

.slider img {
  poiner-events: none;
}

.slider-list {
  width: 200px;
  height: 200px;
  overflow: hidden;
}

.slider-list.grab {
  cursor: grab;
}

.slider-list.grabbing{
  cursor: grabbing;
}

.slider-track {
  display: flex;
}

.slide {
  width: 200px;
  height: 200px;
  /* Чтобы слайды не сжимались */
  flex-shrink: 0;
  /* Увеличиваем и центрируем цифру внутри слайда */
  font-size: 50px;
  display: flex;
  align-items: center;
  justify-content: center;
  border: 1px solid #000;
}

.slider-arrows {
  margin-top: 15px;
  text-align: center;
}

.next,
.prev {
  background: none;
  border: none;
  margin: 0 10px;
  font-size: 30px;
  cursor: pointer;
}

.next.disabled,
.prev.disabled {
  opacity: .25;
  pointer-events: none;
}

И выглядеть это будет так:



Без overflow: hidden:



С этим просто, теперь перейдем к обсуждению логики работы слайдера.



3. Как это будет работать?


Двигать слайдер проще и лучше всего через transform: translate3d(x, y, z), чтобы не вызывать лишние перерисовки в браузере. Также можно использовать transform: translateX(x) в комбинации с will-change: transform. Считывать style мы будем при помощи встроенного метода строк match().
Первым делом нужно отслеживать номер текущего слайда в переменной slideIndex. Мы уже условились, что все слайды одной ширины (200px). Перелистываться слайды будут очень просто — в свойство transform: translate3d(x, y, z) в позицию x устанавливается следующее выражение: номер слайда * ширина слайда. Так и будет происходить переключение слайдов и напрямую это будет работать на стрелках-переключателях.


Со свайпами посложнее, разберем подробнее.


Мы будем использовать три основных события в браузере. При касании пальцем срабатывает событие touchstart (при зажатии мыши mousedown), при движении пальцем по экрану — touchmove (mousemove), при отпускании пальца — touchend (mouseup).


Нам нужно будет работать с координатами курсора event.clientX (место касания экрана) следующим образом:


  1. Создадим 3 основных функции для работы со свайпами — swipeStart, swipeAction и swipeEnd.


  2. При первом касании записываем координаты касания (курсора) по оси X (переменные posX1 и posInit, где posX1 в дальнейшем будет меняться, а posInit статичная).


  3. При движении курсора, вычитаем текущие координаты из posX1, записывая результат в переменную posX2, которая потом будет изменять style.transform, чтобы двигать слайды. И перезаписываем posX1 текущими координатами.
    Разберем по порядку подробнее:


    • posX1 и posInit — координаты, полученные при первом касании (текущие координаты курсора event.clientX). Это первое касание экрана в swipeStart, например, если ширина нашего экрана 320px, то касание по центру установит posInit и posX1 в 160. В swipeAction переменная posX1 будет перезаписываться.


    • posX2 — разность posX1 и event.clientX. Будет считаться каждый раз при движении по экрану в swipeAction, например, если мы сдвинули палец чуть-чуть вправо, то "текущие координаты" = 161, значит 160 — 161 = -1, будет смещение на -1px. Нагляднее можно увидеть ниже:


    Таким образом, при движении пальцем по экрану, мы каждый раз считаем смещение курсора по оси X, относительно его предыдущего положения и переменная posX2 всегда будет содержать количество пикселей, на которое мы сдвинули палец по экрану. Обычно это число от 0.5 до 10, в зависимости от размаха (если двинуть палец очень резко, то будут бо?льшие числа, а если палец двигать медленно, то меньшие).


  4. При прекращении свайпа, мы вычитаем из начальной позиции курсора текущую и сравниваем полученное значение (posFinal) со значением "порога" сдвига слайда (posThreshold), который мы определим заранее.
    Разберем подробнее с примерами. Некоторые действия мы пока опустим. Они не столь важны для этого объяснения, рассмотрим только самые основные:


    • posFinal = posInitposX1 (так мы получим количество пикселей, на которое провели пальцем в swipeAction, например, если ширина слайдера 200px, то если мы проведем пальцем от середины слайдера до его края и отпустим, posFinal будет равен 100).


    • posThreshold = ширина слайда (200px) * 0,3 = 60. С этим числом мы будем сравнивать posFinal, например, если posFinal > 60, то переключаем слайд, иначе возвращаем в начальное положение. Само условие:
      if (posFinal >= posThreshold) nextSlide() или prevSlide(); else currentSlide();

    Если со вторым условием else более-менее понятно, то с первым нужно разобраться подробнее.


    Допустим мы превысили порог posThreshold и будем переключать слайд, но теперь нужно понять в какую сторону мы двинули слайд, чтобы вызвать prev() или next() действие. Для этого мы будем сравнивать posInit и posX1. Пусть ширина нашего экрана 320px, чи?сла ширины идут слева направо, то есть 0px-320px (в самой левой точке экрана 0, в самой правой точке экрана 320). Представим, что слайдер расположен по центру, прикладываем палец в самый центр и получаем posInit 160. Теперь, если мы будем вести палец влево (допустим до края экрана), то posX1 будет уменьшаться с 160 до 0. Если будем вести палец вправо до края экрана, то posX1 будет увеличиваться c 160 до 320. Итак, мы приложили палец в центр и провели немного влево, при окончании свайпа posInit 160, а posX1 100, значит мы прошли порог posThreshold и нам нужно показывать следующий слайд. Получается группа условий:


    if (posInit > posX1) nextSlide(); else if (posInit < posX1) prevSlide();

    Еще возможен вариант, когда мы прислонили палец и сразу убрали, вроде события click. В таком случае posInit === posX1. Этот вариант мы тоже должны предусмотреть, но об этом позже.



Надеюсь у меня получилось объяснить правильно и понятно. Теперь приступим к написанию JavaScript.



4. Пишем JavaScript


Ниже я опишу кратко алгоритм еще раз, но помимо основного алгоритма работы слайдера, будет еще не мало разных условий для "фиксов" не нужного нам поведения, которое будет приводить к разным странностям, либо будет ломать слайдер. Сначала мы сделаем просто переключение слайдов свайпами, а фиксить будем уже потом. Я постараюсь делать все объяснения и приводить примеры, сохраняя всю последовательность.


Кратко об основном еще раз:


  • .slider-track будет двигаться при помощи transfrom: translate3d(Xpx, 0px, 0px);
  • изначально зададим ему этот стиль transfrom: translate3d(0px, 0px, 0px) в объект style, чтобы можно было его считывать;
  • мы будем считывать текущую трансформацию из style.transform с помощью встроенного метода строк match() и изменять ее в зависимости от движения курсора;
  • в самом начале назначим функцию swipeStart на .slider-list с помощью слушателя событий touchstart и mousedown;
  • в функции swipeStart мы будем назначать уже на document функции swipeAction и swipeEnd с помощью слушателя событий touchmove (mousemove) и touchend (mouseup) соответственно, позже удалять;
  • во время свайпа при проходе определенного числового порога posThreshold, мы будем увеличивать или уменьшать slideIndex и вызывать функцию переключения слайда;
  • если порог posThreshold пройден не был, то вернем слайдер в начальное положение;
  • при клике на стрелки-переключатели, слайды будут переключаться.

Полная версия кода без разрывов на пояснения будет снизу.
Полная версия кода с фиксами нежелательного поведния еще ниже


Первым делом получим наши элементы со страницы. При такой очевидной HTML-разметке хорошим вариантом было бы получить элементы через один querySelector и свойства DOM, но для простоты возьмем все через querySelector. Также объявим все нужные для работы переменные и основную функцию, которая будет переключать слайды. Пояснение я дам ниже.


let slider = document.querySelector('.slider'),
  sliderList = slider.querySelector('.slider-list'),
  sliderTrack = slider.querySelector('.slider-track'),
  slides = slider.querySelectorAll('.slide'),
  arrows = slider.querySelector('.slider-arrows'),
  prev = arrows.children[0],
  next = arrows.children[1],
  slideWidth = slides[0].offsetWidth,
  slideIndex = 0,
  posInit = 0,
  posX1 = 0,
  posX2 = 0,
  posFinal = 0,
  posThreshold = slideWidth * .35,
  trfRegExp = /[-0-9.]+(?=px)/,
  slide = function() {
    sliderTrack.style.transition = 'transform .5s';
    sliderTrack.style.transform = `translate3d(-${slideIndex * slideWidth}px, 0px, 0px)`;

    // делаем стрелку prev недоступной на первом слайде
    // и доступной в остальных случаях
    // делаем стрелку next недоступной на последнем слайде
    // и доступной в остальных случаях
    prev.classList.toggle('disabled', slideIndex === 0);
    next.classList.toggle('disabled', slideIndex === --slides.length);
  } ...

trfRegExp — переменная с инициализацией регулярного выражения, которое мы будем использовать для считывания свойства transform у нашего .slider-track.


Если для событий мыши нужные нам координаты курсора лежат в event.clientX, то для тач событий они лежат в массиве touches — event.touches[0].clientX. Значит обращаться к свойствам event нужно через условие и т.к. нам нужно получать координаты в двух местах, то можно обернуть условие в функцию getEvent. Мы будем проверять event.type на содержание подстроки touch и в зависимости от результата возвращать первый элемент массива touch или просто event. И сразу же пишем функции дальше.


getEvent = function() {
  return event.type.search('touch') !== -1 ? event.touches[0] : event;
  // p.s. event - аргумент по умолчанию в функции
},
// или es6
getEvent = () => event.type.search('touch') !== -1 ? event.touches[0] : event,

swipeStart = function() {
  let evt = getEvent();

  // берем начальную позицию курсора по оси Х
  posInit = posX1 = evt.clientX;

  // убираем плавный переход, чтобы track двигался за курсором без задержки
  // т.к. он будет включается в функции slide()
  sliderTrack.style.transition = '';

  // и сразу начинаем отслеживать другие события на документе
  document.addEventListener('touchmove', swipeAction);
  document.addEventListener('touchend', swipeEnd);
  document.addEventListener('mousemove', swipeAction);
  document.addEventListener('mouseup', swipeEnd);
},
swipeAction = function() {
  let evt = getEvent(),
    // для более красивой записи возьмем в переменную текущее свойство transform
    style = sliderTrack.style.transform,
    // считываем трансформацию с помощью регулярного выражения и сразу превращаем в число
    transform = +style.match(trfRegExp)[0];

  posX2 = posX1 - evt.clientX;
  posX1 = evt.clientX;

  sliderTrack.style.transform = `translate3d(${transform - posX2}px, 0px, 0px)`;
  // можно было бы использовать метод строк .replace():
  // sliderTrack.style.transform = style.replace(trfRegExp, match => match - posX2);
  // но в дальнейшем нам нужна будет текущая трансформация в переменной
} ...

Пояснение к функции swipeAction:
В этой функции мы изменяем свойство transform. Разберем подробнее:
С помощью регулярного выражения ищем в строке translate3d(0px, 0px, 0px) первое вхождение подстроки "ЧИСЛОpx". Изменяем его и устанавливаем полученное число обратно в свойство transform. Оно отвечает за сдвиг по оси Х.
Регулярное выражение выглядит так: [-0-9.]+(?=px), разберем его подробнее:


  • [-0-9.] — эта группа говорит, что мы ищем или "тире" или "цифру от 0 до 9" или "точку";
  • + — после предыдущей группы говорит, что любой из этих символов может быть 1 или более раз, это позволит нам найти различные сочетания, например: 5, 101.10, -19, -12.5 и т.д.;
  • (?=px) — гворит, что мы ищем предыдущую группу цифр, только если за ними следует "px".

И на этом моменте наш .slider-track уже можно двигать, но не забываем предварительно задать ему sliderTrack.style.transform = 'translate3d(0px, 0px, 0px)', чтобы в функции swipeAction было что менять. Результат:



Но когда мы завершаем свайп (отпускаем мышь или убираем палец от экрана) — функция swipeAction продолжает выполняться, .slider-track двигается за мышью по оси Х. Мы уже привязали функцию swipeEnd к нужным событиями, но до объявления функции не дошли, объявим функцию и сделаем пояснение:


swipeEnd = function() {
  // финальная позиция курсора
  posFinal = posInit - posX1;

  document.removeEventListener('touchmove', swipeAction);
  document.removeEventListener('mousemove', swipeAction);
  document.removeEventListener('touchend', swipeEnd);
  document.removeEventListener('mouseup', swipeEnd);

  // убираем знак минус и сравниваем с порогом сдвига слайда
  if (Math.abs(posFinal) > posThreshold) {
    // если мы тянули вправо, то уменьшаем номер текущего слайда
    if (posInit < posX1) {
      slideIndex--;
    // если мы тянули влево, то увеличиваем номер текущего слайда
    } else if (posInit > posX1) {
      slideIndex++;
    }
  }

  // если курсор двигался, то запускаем функцию переключения слайдов
  if (posInit !== posX1) {
    slide();
  }

};

Теперь touch и drag события для слайдера полностью работают, слайды переключаются. Напоминаю: если posFinal будет больше posThreshold, то переключаем слайд, иначе, он возвращается в изначальное положение. Благодаря функции Math.abs() знак минус опускается.



Теперь надо сделать переключение стрелками. Привязываем обработчик событий клика на блок со стрелками, проверяем на какой из них произошел клик и вызыаем функцию переключения слайдов.


arrows.addEventListener('click', function() {
  let target = event.target;

  if (target === next) {
    slideIndex++;
  } else if (target === prev) {
    slideIndex--;
  } else {
    return;
  }

  slide();
});

sliderTrack.style.transform = 'translate3d(0px, 0px, 0px)';

slider.addEventListener('touchstart', swipeStart);
slider.addEventListener('mousedown', swipeStart);

Теперь слайдер будет переключаться и с помощью стрелок. Обработчики событий снизу привязывают начальные функции на слайдер.



Итого


И вот слайдер полностью работает. Слайды перелистываются tocuh событиями, drag событиями и стрелками-переключателями. Но есть еще некоторое поведение, которое может его сломать, посмотрим на примерах ниже:


  • Когда мы скроллим страницу вверх или вниз с телефона, мы прислоняем палец к экрану и делаем им взмах. В момент взмаха, палец может уходить в сторону и если этот взмах был на слайдере, то наше действие будет сдвигать слайдер в сторону:


В этом случае нужно отслеживать координаты курсора и по оси Y, затем разрешать или запрещать свайп, в зависимости от того какое действие мы совершаем (свайп слайдера или скролл страницы).


  • Мы можем тянуть слайдер в сторону, когда с другой стороны пусто:


В этом случае нужно на первом и последнем слайде отслеживать в какую сторону мы тянем слайд и завершать работу функции, если на первом слайде мы тянем вправо, а на последнем слайде тянем влево.


  • Слайды можно тащить в любую сторону, пока позволяет ширина экрана:


В этом случае также нужно определять в какую сторону мы тянем слайд и в зависимости от стороны, сравнивать текущую трансформацию с трансформацией следующего или предыдущего слайда. Чтобы каждый раз не считать трансформацию следующего и предыдущего слайда в функции swipeAction, нужно в функции swipeStart обновлять их 1 раз.


  • Слайдер можно "схватить", когда слайд еще не закончил перемещение.

Для исправления этого поведения нужно объявить переменную allowSwipe и регулировать ей запрет свайпа.


Описывать это подробно я уже не буду. Просто выложу этот код ниже.
И в примере все эти условия уже будут сделаны. Также для наглядности меняется курсор на слайдере.



Полный код (swipe, drag, arrows)
let slider = document.querySelector('.slider'),
  sliderList = slider.querySelector('.slider-list'),
  sliderTrack = slider.querySelector('.slider-track'),
  slides = slider.querySelectorAll('.slide'),
  arrows = slider.querySelector('.slider-arrows'),
  prev = arrows.children[0],
  next = arrows.children[1],
  slideWidth = slides[0].offsetWidth,
  slideIndex = 0,
  posInit = 0,
  posX1 = 0,
  posX2 = 0,
  posFinal = 0,
  posThreshold = slides[0].offsetWidth * 0.35,
  trfRegExp = /([-0-9.]+(?=px))/,
  getEvent = function() {
    return (event.type.search('touch') !== -1) ? event.touches[0] : event;
  },
  slide = function() {
    if (transition) {
      sliderTrack.style.transition = 'transform .5s';
    }
    sliderTrack.style.transform = `translate3d(-${slideIndex * slideWidth}px, 0px, 0px)`;

    prev.classList.toggle('disabled', slideIndex === 0);
    next.classList.toggle('disabled', slideIndex === --slides.length);
  },
  swipeStart = function() {
    let evt = getEvent();

    posInit = posX1 = evt.clientX;

    sliderTrack.style.transition = '';

    document.addEventListener('touchmove', swipeAction);
    document.addEventListener('mousemove', swipeAction);
    document.addEventListener('touchend', swipeEnd);
    document.addEventListener('mouseup', swipeEnd);
  },
  swipeAction = function() {

    let evt = getEvent(),
      style = sliderTrack.style.transform,
      transform = +style.match(trfRegExp)[0];

    posX2 = posX1 - evt.clientX;
    posX1 = evt.clientX;

    sliderTrack.style.transform = `translate3d(${transform - posX2}px, 0px, 0px)`;
  },
  swipeEnd = function() {
    posFinal = posInit - posX1;

    document.removeEventListener('touchmove', swipeAction);
    document.removeEventListener('mousemove', swipeAction);
    document.removeEventListener('touchend', swipeEnd);
    document.removeEventListener('mouseup', swipeEnd);

    if (Math.abs(posFinal) > posThreshold) {
      if (posInit < posX1) {
        slideIndex--;
      } else if (posInit > posX1) {
        slideIndex++;
      }
    }

    if (posInit !== posX1) {
      slide();
    }
  };

  sliderTrack.style.transform = 'translate3d(0px, 0px, 0px)';

  slider.addEventListener('touchstart', swipeStart);
  slider.addEventListener('mousedown', swipeStart);

  arrows.addEventListener('click', function() {
    let target = event.target;

    if (target === next) {
      slideIndex++;
    } else if (target === prev) {
      slideIndex--;
    } else {
      return;
    }

    slide();
  });


Самый полный код
let slider = document.querySelector('.slider'),
  sliderList = slider.querySelector('.slider-list'),
  sliderTrack = slider.querySelector('.slider-track'),
  slides = slider.querySelectorAll('.slide'),
  arrows = slider.querySelector('.slider-arrows'),
  prev = arrows.children[0],
  next = arrows.children[1],
  slideWidth = slides[0].offsetWidth,
  slideIndex = 0,
  posInit = 0,
  posX1 = 0,
  posX2 = 0,
  posY1 = 0,
  posY2 = 0,
  posFinal = 0,
  isSwipe = false,
  isScroll = false,
  allowSwipe = true,
  transition = true,
  nextTrf = 0,
  prevTrf = 0,
  lastTrf = --slides.length * slideWidth,
  posThreshold = slides[0].offsetWidth * 0.35,
  trfRegExp = /([-0-9.]+(?=px))/,
  getEvent = function() {
    return (event.type.search('touch') !== -1) ? event.touches[0] : event;
  },
  slide = function() {
    if (transition) {
      sliderTrack.style.transition = 'transform .5s';
    }
    sliderTrack.style.transform = `translate3d(-${slideIndex * slideWidth}px, 0px, 0px)`;

    prev.classList.toggle('disabled', slideIndex === 0);
    next.classList.toggle('disabled', slideIndex === --slides.length);
  },
  swipeStart = function() {
    let evt = getEvent();

    if (allowSwipe) {

      transition = true;

      nextTrf = (slideIndex + 1) * -slideWidth;
      prevTrf = (slideIndex - 1) * -slideWidth;

      posInit = posX1 = evt.clientX;
      posY1 = evt.clientY;

      sliderTrack.style.transition = '';

      document.addEventListener('touchmove', swipeAction);
      document.addEventListener('mousemove', swipeAction);
      document.addEventListener('touchend', swipeEnd);
      document.addEventListener('mouseup', swipeEnd);

      sliderList.classList.remove('grab');
      sliderList.classList.add('grabbing');
    }
  },
  swipeAction = function() {

    let evt = getEvent(),
      style = sliderTrack.style.transform,
      transform = +style.match(trfRegExp)[0];

    posX2 = posX1 - evt.clientX;
    posX1 = evt.clientX;

    posY2 = posY1 - evt.clientY;
    posY1 = evt.clientY;

    // определение действия свайп или скролл
    if (!isSwipe && !isScroll) {
      let posY = Math.abs(posY2);
      if (posY > 7 || posX2 === 0) {
        isScroll = true;
        allowSwipe = false;
      } else if (posY < 7) {
        isSwipe = true;
      }
    }

    if (isSwipe) {
      // запрет ухода влево на первом слайде
      if (slideIndex === 0) {
        if (posInit < posX1) {
          setTransform(transform, 0);
          return;
        } else {
          allowSwipe = true;
        }
      }

      // запрет ухода вправо на последнем слайде
      if (slideIndex === --slides.length) {
        if (posInit > posX1) {
          setTransform(transform, lastTrf);
          return;
        } else {
          allowSwipe = true;
        }
      }

      // запрет протаскивания дальше одного слайда
      if (posInit > posX1 && transform < nextTrf || posInit < posX1 && transform > prevTrf) {
        reachEdge();
        return;
      }

      // двигаем слайд
      sliderTrack.style.transform = `translate3d(${transform - posX2}px, 0px, 0px)`;
    }

  },
  swipeEnd = function() {
    posFinal = posInit - posX1;

    isScroll = false;
    isSwipe = false;

    document.removeEventListener('touchmove', swipeAction);
    document.removeEventListener('mousemove', swipeAction);
    document.removeEventListener('touchend', swipeEnd);
    document.removeEventListener('mouseup', swipeEnd);

    sliderList.classList.add('grab');
    sliderList.classList.remove('grabbing');

    if (allowSwipe) {
      if (Math.abs(posFinal) > posThreshold) {
        if (posInit < posX1) {
          slideIndex--;
        } else if (posInit > posX1) {
          slideIndex++;
        }
      }

      if (posInit !== posX1) {
        allowSwipe = false;
        slide();
      } else {
        allowSwipe = true;
      }

    } else {
      allowSwipe = true;
    }

  },
  setTransform = function(transform, comapreTransform) {
    if (transform >= comapreTransform) {
      if (transform > comapreTransform) {
        sliderTrack.style.transform = `translate3d(${comapreTransform}px, 0px, 0px)`;
      }
    }
    allowSwipe = false;
  },
  reachEdge = function() {
    transition = false;
    swipeEnd();
    allowSwipe = true;
  };

sliderTrack.style.transform = 'translate3d(0px, 0px, 0px)';
sliderList.classList.add('grab');

sliderTrack.addEventListener('transitionend', () => allowSwipe = true);
slider.addEventListener('touchstart', swipeStart);
slider.addEventListener('mousedown', swipeStart);

arrows.addEventListener('click', function() {
  let target = event.target;

  if (target.classList.contains('next')) {
    slideIndex++;
  } else if (target.classList.contains('prev')) {
    slideIndex--;
  } else {
    return;
  }

  slide();
});

codepen.io