image

Компания Ontarget, занимающаяся разработкой тестов для оценки персонала, подала иск о блокировке в России видеосервиса YouTube в Мосгорсуд, сообщает «Коммерсантъ». Его рассмотрят 5 июня.

Гендиректор Ontarget Светлана Симоненко рассказала, что некоторые пользователи YouTube на своих каналах предлагают соискателям обманывать будущих работодателей, размещая созданные компанией тесты. При этом в иске требуется именно полностью запретить работу видеосервиса на территории страны, поскольку нарушения уже стали повторными — два года назад Мосгорсуд уже обязал Google удалить неприемлемый контент. По словам Симоненко, поскольку компания уклоняется от исполнения решения и контент всё ещё легко доступен на сервисе, а блокировка конкретного канала не приведёт к результату из-за возможности перезалива, нужно заблокировать весь YouTube.

В 2018 году во время разбирательств в Мосгорсуде Google заявляла, что не может выступать надлежащим ответчиком — компания не выступает хостинг-провайдером видеосервиса. Суд не принял этот довод, сославшись на данные Роскомндзора. Позже в апелляции представитель американской компании пытался оспорить решение, отметив, что видео с тестами Ontarget было удалено. В Мосгорсуде не удовлетворили апелляцию, поскольку единичное удаление видеоролика «не устраняет угрозу нарушения прав истца в будущем».

Согласно российскому антипиратскому законодательству, YouTube всерьёз угрожает полная блокировка за повторное нарушение, однако опрошенные газетой эксперты считают, что суд не примет такое решение — оно возможно только в случае систематического нарушения закона, утверждает адвокат DLA Piper Rus Юлианна Табастаева. По её словам, в России вечной блокировке подвергают только те ресурсы, которые сами стали нарушителями, например, LinkedIn — в данном случае YouTube не должен нести ответственность за размещение пользователями видеороликов, только за их модерацию.

Возможная полная блокировка видеосервиса приведёт к массовому ограничению прав граждан России и противоречит духу Гражданского кодекса и Конституции, говорит ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.

Самые активные участники споров об антипиратском законодательстве не подают иски на вечную блокировку каких бы то ни было платформ, отмечает заместитель председателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семёнов — по его словам, истцы стараются таким образом «не злить народ и не ставить Мосгорсуд в тупик». При этом законодательные акты действительно могут быть одной из проблем суда при рассмотрении таких исков, поскольку одна из норм закона «Об информации» по сути заставляет суд блокировать всю площадку, а не только нарушающие закон ссылки, если нарушение было повторным. Мосгорсуд может обратиться в Конституционный суд за разъяснением правовой неопределённости этой нормы, либо самостоятельно отказать истцу из-за чрезмерности заявленных требований, говорит Семёнов. Заблокировать весь YouTube из-за нескольких роликов действительно выглядит чрезмерным требованием, которое не пропорционально нарушению. В целом же теоретически блокировка сервиса возможна, однако Мосгорсуд может и признать требование истца злоупотреблением, утверждает гендиректор Semenov & Pevzner Роман Лукьянов.