Проект, который дает возможность «ускорить очереди» на кассах в магазинах является в первую очередь социально значимым. Команда разработчиков #ITХ5 в декабре 2019 года смогла найти и запатентовать решение, которое сокращает время обслуживания на кассе, оптимизирует технические операции и влияет на такие важные показатели компании, как NPS и товарооборот. В результате успешных результатов своего исследования X5 Retail Group получила патент на автоматическую систему анализа задержек на кассах. Изобретение позволяет узнать заранее и предотвратить 98% неполадок и сбоев в кассовом обслуживании, и, соответственно, сэкономить сотни миллионов рублей на оптимизации IT-процессов в магазинах сети.
![](https://habrastorage.org/webt/qo/m5/6k/qom56kb-mquenvdjtimjcpnzuuo.png)
«Создавая систему, мы в первую очередь думали о том, как сделать ИТ еще более эффективным, понятным и прозрачным для бизнеса, а также об извлечении дополнительной пользы от наших ИТ систем», — Евгений Ролдугин, начальник управления ИТ-систем Х5.
На первом этапе, с помощью сквозного мониторинга аналитики успешности, мы погружаемся в «технические кишки» систем, вытаскивая данные, которые в режиме обычного мониторинга и аналитики не используются. На их основе мы можем построить различные системы, предусмотреть аварии или какие-то технические сбои. В дальнейшем даем бизнесу свежую полезную аналитику, которую в стандартном формате получить невозможно. Таким образом, мы видим время взаимодействия между разными блоками одного сервиса, фиксируем отклонения и показываем работу реального бизнес-процесса в жизни.
Потом наступает этап автоматизации работы технарей, то есть автоматизация API – действий, которые выполняет служба тех поддержки: рестарты, работа с базой данных, изменение конфигураций.
Система анализа задержек кассовых операций включает в себя три модуля:
![](https://habrastorage.org/webt/bp/mi/p_/bpmip_ubdw0lf3-s0vr0ygbun9m.png)
Когда кассир пробивает чеки, POS-терминалы собирают информацию о произведенных и отмененных оплатах — в частности, следующие данные:
![](https://habrastorage.org/webt/il/au/bn/ilaubnge533y1566b0v1fept2om.png)
Эта информация с POS-терминалов автоматически поступает на центральный сервер при помощи специального программного обеспечения — интеграционной шины. Там система обрабатывает и анализирует их следующим образом:
«Получение данных с касс — это самая интересная информация, так как касса — наиболее близкая точка к нашему покупателю. Соответственно, она содержит максимальное количество информации про покупку, работу сервисов и самого оборудования. Собранные данные превращаются в математические модели, по которым проходит визуализация данных в виде отчетов. Это своеобразный алгоритм: собираем данные, обрабатываем, отрисовываем», — отмечает Евгений Ролдугин.
После проведения анализа система определяет задержки и рассчитывает экономический показатель — как эти задержки влияют на прибыль магазина.
В первую очередь, система позволяет сократить время, которое покупатель тратит на кассе — а значит, уменьшить очереди и снизить продолжительность остановок на кассе. Кажется, что речь идет о секундных задержках, которыми можно пренебречь. На самом деле, если смотреть в масштабе 16 658 магазинов сетей X5, экономия получается нешуточной: на 4 миллиарда чеков, которые за год печатаются в торговых залах, каждая секунда превращается в 98 лет экономии. Оптимизация работы касс также положительно влияет на показатели NPS и товарооборота. С помощью этой системы мы также сравниваем работу эффективность работы кассиров в Москве, регионах и между определенными магазинами.
![](https://habrastorage.org/webt/27/ym/vf/27ymvfe7ishnfnyl5loarxefy6y.png)
Система анализа задержек кассовых операций предсказывает пиковые нагрузки и заранее готовится к ним, рекомендуя кассирам, как лучше выстроить операционный процесс. Например, программа подскажет, когда лучше отсканировать карту постоянного покупателя или как организовать работу с универсальным транспортным модулем (УТМ) для покупки алкоголя без сбоев и перезагрузок.
![](https://habrastorage.org/webt/ps/av/e2/psave26nwo2zuv69zlme8lmhews.png)
«Мы можем выявлять проблемные штрих коды, скорость и эффективность сканирования, скорость работы кассиров и определить влияние технических процессов на кассах на сам бизнес как таковой.
![](https://habrastorage.org/webt/df/lv/ob/dflvob5svfr8tmyejokivkkpo54.png)
«Для того чтобы обеспечить и поддержать непрерывность бизнес-процесса, нам нужно собирать различного рода метрики с наших ИТ – систем. Для этого мы и создали общую платформу мониторинга, которая собирает их, отрабатывает и показывает, где может произойти какой-то глобальный сбой. Полученную статистику можно применять в операциях торговой сети, ИТ-операциях по улучшению кода и в интересах службы безопасности. Также с ее помощью удобно следить за какими-то аномалиями внутри всех блоков процессов, связанными с чеками и нашими покупателями», — Михаил Дмитриев, начальник отдела мониторинга и оперативного реагирования.
Уже заметны первые результаты внедрения системы: за счет того, что время покупок сократилось, снизилось количество людей, покидающих магазинов без покупки.
Любая ошибка или несоответствие в бизнес-процессе будет являться причиной отказа от покупки. С помощью нашего изобретения мы поднимаем свою эффективность с точки зрения устранения и предотвращения технических проблем, помогаем финансам, просчитывая аналитику, безопасность и риски. На выходе наш заказчик получает перспективы развития в виде MBP с методологическим описанием.
Авторы системы анализа задержек на кассе — команда из 7 разработчиков компании X5. Они разработали сервис на основе открытого программного обеспечения (Open Source).
Внутренние ресурсы компании позволяют поддерживать работу системы, а также дорабатывать и совершенствовать ее.
![](https://habrastorage.org/webt/_q/hz/sg/_qhzsg8haq_dqwtsttabpdom2eu.png)
«Мы реагируем быстрее кассира, менеджера или директора магазина. На данный момент наша команда уже выделила топ ошибок, которые можно устранить автоматически, например, системные, которые отправляются на доработку кассовому ПО. Также видны и ошибки в работе персонала, когда сотрудники нажимают не те кнопки или неправильно отрабатывают горящие клавиши. Мы работаем с кассовым оборудованием с помощью централизованных систем, которые очень быстро отвечают. Таким образом, на одной странице отчета практически сразу одним взглядом вы увидите наличие проблемы. Сейчас мы можем предсказать проблемы и сбои, примерно на 3-5 недель вперед», — отмечает Михаил Дмитриев.
Постепенно внедрять систему начали еще в 2018 году. В ноябре 2019 года ее уникальность подтвердил Роспатент, выдав «Патент на изобретение “Способа анализа задержек на кассовых аппаратах и устройства для его осуществления”». Х5 обладает эксклюзивными правами на данное решение на территории Российской Федерации в течение 20 лет.
Сейчас система анализа задержек кассовых операций работает во всех магазинах сетей компании.
![](https://habrastorage.org/webt/pd/ub/sq/pdubsqb9be8vo_egjc-wjfnfkps.png)
![](https://habrastorage.org/webt/qo/m5/6k/qom56kb-mquenvdjtimjcpnzuuo.png)
Как реализована работа системы
«Создавая систему, мы в первую очередь думали о том, как сделать ИТ еще более эффективным, понятным и прозрачным для бизнеса, а также об извлечении дополнительной пользы от наших ИТ систем», — Евгений Ролдугин, начальник управления ИТ-систем Х5.
На первом этапе, с помощью сквозного мониторинга аналитики успешности, мы погружаемся в «технические кишки» систем, вытаскивая данные, которые в режиме обычного мониторинга и аналитики не используются. На их основе мы можем построить различные системы, предусмотреть аварии или какие-то технические сбои. В дальнейшем даем бизнесу свежую полезную аналитику, которую в стандартном формате получить невозможно. Таким образом, мы видим время взаимодействия между разными блоками одного сервиса, фиксируем отклонения и показываем работу реального бизнес-процесса в жизни.
Потом наступает этап автоматизации работы технарей, то есть автоматизация API – действий, которые выполняет служба тех поддержки: рестарты, работа с базой данных, изменение конфигураций.
Система анализа задержек кассовых операций включает в себя три модуля:
- POS-терминалы — программно-аппаратные комплексы на рабочих местах кассиров;
- центральный сервер для обработки и анализа данных;
- интеграционную шину, связывающую между собой сервер и терминалы.
![](https://habrastorage.org/webt/bp/mi/p_/bpmip_ubdw0lf3-s0vr0ygbun9m.png)
Когда кассир пробивает чеки, POS-терминалы собирают информацию о произведенных и отмененных оплатах — в частности, следующие данные:
- время открытия чека;
- количество позиций в чеке;
- время, затраченное на каждую позицию в чеке, а также на чек в целом;
- время ожидания следующего чека;
- тип оплаты (наличный или безналичный расчет);
- время оплаты;
- данные об элементах чека, оставшихся неоплаченными
![](https://habrastorage.org/webt/il/au/bn/ilaubnge533y1566b0v1fept2om.png)
Эта информация с POS-терминалов автоматически поступает на центральный сервер при помощи специального программного обеспечения — интеграционной шины. Там система обрабатывает и анализирует их следующим образом:
- определяет маркеры начала и конца операций, а затем, используя эти маркеры, вычисляет время выполнения операций;
- выявляет логические последовательности и связи между техническими и ручными операциями;
- отслеживает изменения в поступающем денежном потоке при оплате товара на POS-терминалах;
- определяет, возникали ли ошибки при работе с терминалом или незапланированные выходы из бизнес-процессов;
- ведет наблюдение за внешними факторами.
«Получение данных с касс — это самая интересная информация, так как касса — наиболее близкая точка к нашему покупателю. Соответственно, она содержит максимальное количество информации про покупку, работу сервисов и самого оборудования. Собранные данные превращаются в математические модели, по которым проходит визуализация данных в виде отчетов. Это своеобразный алгоритм: собираем данные, обрабатываем, отрисовываем», — отмечает Евгений Ролдугин.
После проведения анализа система определяет задержки и рассчитывает экономический показатель — как эти задержки влияют на прибыль магазина.
Чем полезна система анализа задержек
В первую очередь, система позволяет сократить время, которое покупатель тратит на кассе — а значит, уменьшить очереди и снизить продолжительность остановок на кассе. Кажется, что речь идет о секундных задержках, которыми можно пренебречь. На самом деле, если смотреть в масштабе 16 658 магазинов сетей X5, экономия получается нешуточной: на 4 миллиарда чеков, которые за год печатаются в торговых залах, каждая секунда превращается в 98 лет экономии. Оптимизация работы касс также положительно влияет на показатели NPS и товарооборота. С помощью этой системы мы также сравниваем работу эффективность работы кассиров в Москве, регионах и между определенными магазинами.
![](https://habrastorage.org/webt/27/ym/vf/27ymvfe7ishnfnyl5loarxefy6y.png)
Система анализа задержек кассовых операций предсказывает пиковые нагрузки и заранее готовится к ним, рекомендуя кассирам, как лучше выстроить операционный процесс. Например, программа подскажет, когда лучше отсканировать карту постоянного покупателя или как организовать работу с универсальным транспортным модулем (УТМ) для покупки алкоголя без сбоев и перезагрузок.
![](https://habrastorage.org/webt/ps/av/e2/psave26nwo2zuv69zlme8lmhews.png)
«Мы можем выявлять проблемные штрих коды, скорость и эффективность сканирования, скорость работы кассиров и определить влияние технических процессов на кассах на сам бизнес как таковой.
![](https://habrastorage.org/webt/df/lv/ob/dflvob5svfr8tmyejokivkkpo54.png)
«Для того чтобы обеспечить и поддержать непрерывность бизнес-процесса, нам нужно собирать различного рода метрики с наших ИТ – систем. Для этого мы и создали общую платформу мониторинга, которая собирает их, отрабатывает и показывает, где может произойти какой-то глобальный сбой. Полученную статистику можно применять в операциях торговой сети, ИТ-операциях по улучшению кода и в интересах службы безопасности. Также с ее помощью удобно следить за какими-то аномалиями внутри всех блоков процессов, связанными с чеками и нашими покупателями», — Михаил Дмитриев, начальник отдела мониторинга и оперативного реагирования.
Уже заметны первые результаты внедрения системы: за счет того, что время покупок сократилось, снизилось количество людей, покидающих магазинов без покупки.
Любая ошибка или несоответствие в бизнес-процессе будет являться причиной отказа от покупки. С помощью нашего изобретения мы поднимаем свою эффективность с точки зрения устранения и предотвращения технических проблем, помогаем финансам, просчитывая аналитику, безопасность и риски. На выходе наш заказчик получает перспективы развития в виде MBP с методологическим описанием.
Кто и когда разработал программное обеспечение
Авторы системы анализа задержек на кассе — команда из 7 разработчиков компании X5. Они разработали сервис на основе открытого программного обеспечения (Open Source).
Внутренние ресурсы компании позволяют поддерживать работу системы, а также дорабатывать и совершенствовать ее.
![](https://habrastorage.org/webt/_q/hz/sg/_qhzsg8haq_dqwtsttabpdom2eu.png)
«Мы реагируем быстрее кассира, менеджера или директора магазина. На данный момент наша команда уже выделила топ ошибок, которые можно устранить автоматически, например, системные, которые отправляются на доработку кассовому ПО. Также видны и ошибки в работе персонала, когда сотрудники нажимают не те кнопки или неправильно отрабатывают горящие клавиши. Мы работаем с кассовым оборудованием с помощью централизованных систем, которые очень быстро отвечают. Таким образом, на одной странице отчета практически сразу одним взглядом вы увидите наличие проблемы. Сейчас мы можем предсказать проблемы и сбои, примерно на 3-5 недель вперед», — отмечает Михаил Дмитриев.
Постепенно внедрять систему начали еще в 2018 году. В ноябре 2019 года ее уникальность подтвердил Роспатент, выдав «Патент на изобретение “Способа анализа задержек на кассовых аппаратах и устройства для его осуществления”». Х5 обладает эксклюзивными правами на данное решение на территории Российской Федерации в течение 20 лет.
Сейчас система анализа задержек кассовых операций работает во всех магазинах сетей компании.
![](https://habrastorage.org/webt/pd/ub/sq/pdubsqb9be8vo_egjc-wjfnfkps.png)
SLASH_CyberPunk
С точки зрения покупателя, скорее нужен анализ открытых касс в зависимости от количества народу в очереди, нежели решение технических проблем с кассой.
Kpblc
У компании же есть в активном тесте система на основе машинного зрения, которая "открывает" кассы, если количество людей в очереди ~4-6 человек. Но когда она заработает в полном объёме везде, и когда кассиры будут вовремя приходить пока не совсем ясно.