Рынок фриланса в Рунете — это такое заколдованное болото, на котором жизнь бурлит, но место всё равно гиблое. С появления free-lance.ru в 2005 на рынке менялись разве что цифры на счётчике «убийц фриланса». Сам рынок фриланса словно застрял в лимбе: на нём никому не нравится, и совершенно ничего не меняется.

Одна из возможных причин застоя — что на рынке фриланса всегда господствовал один главный продукт: услуга. С рождения китов, на которых стоит фриланс, FL.ru и Weblancer, и до 2020 года формат всех бирж по-прежнему заточен на подбор услуг под заказы. Однако заказчики приходят на фриланс не только за услугами, но и за исполнителями. Два самых заметных пополнения на рынке с тех пор, «Фрилансим» и Kwork, не изменили парадигме фриланса как рынка услуг, а «Кворк» ещё и усилил степень деперсонализации услуг. Тот факт, что заказчики приходят на фриланс не только за услугами, но и за исполнителями, продолжал игнорироваться.

И вот, спустя пять лет и несколько новых проектов, не поменявших ничего, первый сайт обратил, наконец, внимание на то, что заказчики приходят на фриланс не только за услугами, но и за исполнителями. Topfreelancer, кстати, запустил именно «Кворк», очистив свою карму первым на русском фрилансе проектом, своим продуктом сделавшим самих исполнителей, а не услуги. Это всё ещё нишевый проект, причём, принципиально нишевый: сейчас на Topfreelancer берут только разработчиков и дизайнеров.

Однако он может стать первой ласточкой второго рынка фриланса: уже как рынка квалификаций, заточенного под поиск заказчиками подходящих людей, а не только услуг. Там будет место уже для исполнителей, которые продают свой профессионализм, а не набор навыков, и хотят демонстрировать свою квалификацию, а не нарезку картинок в портфолио. Новое измерение фриланса — все открывающиеся с ним перспективы.

Сейчас фриланс как рынок услуг — то есть, возможности выполнения фрилансером разовой задачи — звучит самоочевидно, потому что это краеугольный камень идеи современного фриланса. Куда менее очевидно, что камня этих всегда было два, просто второй игнорировался. Возможно, однобокость изначальной концепциии и стала той повторяющейся ошибкой, из-за которой все новые проекты продолжали выходить настолько однообразными, а рынок с момента оформления словно находился всё время в стагнации.

При том, что альтернативный подход, появление проектов, фокусирующихся на самих фрилансерах, а не услуг в их портфолио, разрубит многие болевые узлы фриланса, в котором удобство одних несовместимо с задачами и позиционированием других, от чего сейчас больше страдают самые квалифицированные фрилансеры. Фриланс услуг создавался не под них, и их раздражением проявляется скрытый спрос на альтернативу: фриланс квалификаций.

Вторая концепция продукта фриланса: квалификация вместо услуги


Фриланс услуг и фриланс квалификаций — это два подхода к фрилансу как продукту, который продаётся на рынке (заказчикам) в зависимости от того, что они ищут: решение задачи или специалиста, способного к решению задачи.

Фриланс квалификаций — это поиск фрилансеров по соответствию уровня квалификации в уровню задачи.
Фриланс услуг — это поиск исполнителя, способного выполнить конкретную задачу, по соответствию имеющегося опыта или портфолио.

Разница между этим подходами в том, что ищет заказчик. Для выбора исполнителя, способного выполнить конкретную задачу может хватать и грубой оценки по портфолио, не требуя оценки общей компетентности. Если заказчику нужен исполнитель, в принципе выполнять задачи некоторой категории, то ему нужен сервис, заточенный на отбор по уровню компетенций — фриланс квалификаций.

Существующий сегодня в рунете фриланс — это фриланс услуг, продукт таких сервисов — оказываемые услуги, а взаимодействие выстроено в формате «задача-услуга». Фриланса квалификаций, при котором продуктом были бы подходящие квалификации, а взаимодействие выстраивалось бы в формате «потребность-квалификация» до сих пор не было. Topfreelancer — первый пример.

Идея «Топфрилансера» — сделать биржу, предлагающую рынку ограниченное число фрилансеров, отобранных по уровню квалификации. Серьёзность отбора обещается графикой фильтров с процентом отсева за 90% прямо на сайте. 9 из 10! С одной стороны, кто отбирал самых сильных специалистов в типичной массе откликов, знает, что таких может быть и по одному на десятки. Если взять за случайную выборку, условно, в 40 откликов к проекту и посчитать, скольких не стыдно будет отобрать к исполнителям в артель специалистов высокого класса, кто Очевидно, сервис хочет проверить такой подход как метод обеспечения другого уровня качества. Он создан командой «Кворка» — самой оригинального по механике сервиса фриланса в рунете на сегодня, а идея «Топфрилансера» развивает его концепцию отлаженного фриланса, на «Кворке» реализованную через полный контроль над процессом исполнения задачи фрилансером, а теперь применённую для отбора самих фрилансеров.

Однако для рынка в целом в идее, стоящей за Topfreelancer, содержится гораздо больше даже для его создателей. В поисках уникальности на текущем рынке, они набрели на новый подход к фрилансу вообще.

Новый типа продукта на фрилансе: исполнитель вместо услуги, квалификация вместо портфолио


С «Веблансера» в 2003 и до сегодняшнего дня все платформы на рынке фриланса продавали один главный продукт: разовые услуги. Продавали рынку, то есть заказчикам, как ответ на их разовые задачи. Представление о фрилансе как месте, где заказчик находит исполнителя, в этом смысле не совсем точны. Традиционная биржа фриланса (все до «Топфрилансера», видимо) является местом, где задача находит услугу.

Отличие «поиска услуги» от «поиска исполнителя» определяет все вытекающие из этого взаимоотношения сторон. «Поиск услуги» деперсонализирует процесс, отделяя работу от исполнителя. Заказчикам предлагаются именно услуги, к которым уже прилагаются фрилансер как человек, специалист, его квалификация, опыт и особенности личности. Kwork, кстати, пример развития усиления этой парадигмы через ещё большее снижение личного фактора в процессе услуги.

Деперсонализация — это и большой плюс, и упущенный минус традиционного фриланса. Многие заказчики и исполнители деперсонализацию отношений считают достоинством фриланса: получил задачу, выполнил — конец. Никакой ненужной суеты. Однако у деперсонализации есть и оборотная сторона: во многих случаях она, наоборот, мешает встретить подходящего исполнителя. Неприязнь к «персонализации» рабочих отношений обычно направлена на случаи, когда неумение себя достаточно культурно вести (возможно, взаимное) отравляет стрессом всю работу. Проблема здесь не в персонализации, а уровне культуры. Такая вещь как квалификация, экспертиза, опыт работы etc.относятся к уровню свойств личности, профессиональных свойств личности в данном случае. Их не передашь средствами портфолио и аналогичных работ. Избегая «очеловечивания» контакта, сознательно ограничиваясь строго задачей, на фрилансе можно прекрасно работать в качестве исполнителя. Однако при поиске специалиста узнавать более широкую профессиональную информацию о нём и его опыте, наоборот, может быть полезно. На уровне сервисов стремление к деперсонализации услуги ограничивает возможности более глубокого профессионального контакта и поиска исполнителя по квалификации, а не узконаправленному набору скиллов.

Topfreelancer сделал продуктом сервиса исполнителя. То есть, в этом случае сервис отвечает на потребности заказчиков предложением специалиста, способного оказать услугу, а не саму услугу. И здесь можно справедливо возразить, что зачем нужно представлять целого исполнителя, когда под конкретную задачу хватит подходящих работ в его портфолио. И это верно, однако здесь, как и в случае смешения «услуги/фрилансера» упускается то, что заказчики тоже не всегда ищут конкретно услугу как решение разовой задачи.
Часто заказчики ищут не столько решение конкретной задачи, сколько удовлетворение потребности в решении подобных задач. В первом случае заказчик ищет именно услугу. Однако для закрытия потребности в решении определённых задач требуется человек.
Формат традиционного фриланса ориентирован на поиск услуг для задач. За отсутствием других форматов задач и услуг, через него же заказчики часто пытаются найти и решение для потребности в таких задачах.

Хуже получается, когда заказчик пытается решить потребность в человеке на категорию задач, отбирая его по выполнению конкретных из них. Утверждать, что человек решивший конкретную задачу, потянет все того же типа не всегда можно. Во-первых, нужно ещё суметь поставить такую задачу, которая объёмно проявит профессионализм и потенциал специалиста в целом. Во-вторых, многие заказчики даже не думают о задаче как о способе оценки квалификации исполнителя в общем, а в лоб экстрполируют результат одной конкретной задачи на способность универсально решать все подобные. Однако нужно учитывать разницу между услугой и квалификацией: не всегда лучший исполнитель конкретной задачи сможет закрыть потребность решения всех подобных задач. Решение проблемы в целом, в отличии от частности, может добавлять требуемые скрытые компетенции — а исполнитель действительно может оказаться узким специалистом. Тогда как профессионала конкретная задача может, например, не особо привлекать, но как с частью большего проекта он бы отлично справился — но за узким фокусом качестве исполнения конкретных задач его легко проглядеть.

Так за деревьями прячется лес, и мастер-исполнитель задач расплывается при расширении их рамок, а широкую экспертизу и возможность решать оригинальные проблемы оказывается незамеченной за типовой задачей.

Рынок фрилансеров — второй рынок фриланса


На рынке фриланса спрос нужны оба продукта: и услуги, и квалификации. Причём, понимание отдельности этих сущностей, что на них строятся разные отношения под разные задачи важнее, чем попытка предлагать оба варианта. Учитывая, что недостатка проектов, ориентированных на поиск услуг, нужды заниматься ими вообще нет — думаю, так и появлялись сгинувшие затем в небытие «убийцы фриланса».

Topfreelancer пока единственный проект, переставивший фокус при поиске на специалистов. При том, что сам подход, при котором платформа продаёт не работу фрилансера, а квалификацию для её выполнения, совокупность опыта и скиллах, целит точно в сердце скрытого спроса на рынке. Новый подход открывает новый рынок, на котором поначалу снова будет действовать принцип «кто первый встал того и тапки».

При этом, пока Topfreelancer набирает только разработчиков и дизайнеров, большая часть специализаций остаётся незакрытыми в принципе — включая те, в которых нелинейность соотношения уровня выполнением отдельной задачи и уровнем специалиста в целом может быть ещё выше. Особенно это относится к текстам и арту, в которых разовые заказы часто рассматриваются как тестовые задания для более широкого сотрудничества. Однако верно разглядеть за одним текстом автора, а за одной картинкой — художника заказчику обычно крайне сложно. Возможно, поэтому разовые заказы на фрилансе редко перерастают в сотрудничество даже при успешном завершении. В этом смысле, для нетехнических специальностей, квалификацию которых сложнее перевести в исчисляемые категории и выразить через примеры работ, сервисы, которые поставят в фокус презентацию полного профессионального портрета фрилансера даже нужнее, чем айтишникам.

С точки зрения фрилансера


Появление сервисов, специализирующихся на фрилансе «потребность-квалификация» будет особенно полезно для специалистов высокого класса. Парадокс профессионала на фрилансе: чем выше квалификация средней по рынку — тем сложнее это отличие продемонстрировать.
На фрилансе услуг коммуникация потребностей заказчиков и возможностей исполнителей ведётся на языке отдельных задач и отдельных работ в портфолио. Фриланс услуг поощряет отбор по подобию работ, побуждая исполнителей наполнять портфолио по их популярности у заказчиков, а не соответствию собственному опыту, специализации и квалификации.
Этот формат не подходит для потребностей, выходящих за пределы конкретной задачи. Для них нужно искать специалиста, а поиск по услугам может только запутать. «Подобные работы» не значит релевантный опыт. «Подобные работы» — это похожий результат. А чтобы оценивать релевантность опыта — нужно знать ещё и процесс.

Чем сложнее задача или потребность — тем меньше вероятность найти того, кто уже делал точно такую же, и важнее соответствие требуемых скиллов и опыта решения задач того же уровня. Для сложных задач важен не опыт, а квалификация. Сложным потребностям и задачам соответствие уровня специалиста важнее точности совпадения его опыта. Уровень специалиста означает уровень задач, которые они способны решать. Это сложно продемонстрировать в условиях отбор по подобию опыта.

Фриланс услуг заточен на демонстрацию опыта оказания услуг через отдельные работы в формате портфолио. В результате, классные специалисты не имеют возможностей для передачи специфики своей квалификации — только портфолио работ. Проблема в том, что положить в своё портфолио самые впечатляющие разовые работы, к которой были причастны, могут многие фрилансеры. Битва «моя экспертиза» против «мои лучшие работы» в формате, заточенном под лучшие работы, не может быть равной. Для продажи квалификации лучше подходит формат резюме.

А портфолио с лучшими работами часто забивают эфир даже при поиске конкретно услуг. Своей «обложкой» лучшие услуги в портфолио влияют на ожидания заказчиков, хотя без всего, что остаётся за кадром лучших работ: задачи, процесса, других участников, роли и вклада фрилансера — оценить, насколько адекватно они передают качество опыта, нельзя.
Возможно, именно поэтому на современном фрилансе портфолио у всех отличные, а хороших специалистов не найдёшь.

Проекты, продающие на фрилансе квалификации уже не смогут ограничиться форматом портфолио — он просто невозможен для объективной передачи опыта, специализации, уровня. Формат портфолио позволяет произвести впечатление нужной квалификации, чего на фрилансе услуг часто вполне достаточно. На сервисе, фриланс-продукт которого — уровень специалиста, нужен будет более строгий и целостный подход.

Когда заказчикам, которым нужны квалифицированные для их круга задач специалисты, позволят разойтись со всеми остальными, кто ищет разовые услуги и смотрят на опыт похожей работы — облегчение почувствуют. И может быть даже болото фриланса окажется пляжем.